Заказчик вправе установить требование

Статья 31. Требования к участникам закупки

Заказчик вправе установить требование

1. При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

2) утратил силу. – Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ;

3) непроведение ликвидации участника закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки – юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

6) утратил силу с 1 января 2014 года. – Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ;

7) отсутствие у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица – участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ)

7.1) участник закупки – юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ)

8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц – участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, – участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

(п. 9 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

10) участник закупки не является офшорной компанией;

(п. 10 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 227-ФЗ)

11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Источник: https://goskontract.ru/docs/fz44/statya-31

Требования к участникам закупок по статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ

Заказчик вправе установить требование

Для того чтобы принимать участие в различных закупочных процедурах, исполнитель обязан подтверждать соответствие тем или иным требованиям, которые устанавливаются на основании требований действующего законодательства.

Какие именно требования вправе установить заказчик для исполнителя и что подразумевается под избыточными требованиями?

Нормативная основа требований к исполнителям

Регулирование вопросов, связанных с установлением требований к исполнителям, потенциально участвующим в закупочных процедурах, осуществляется с помощью Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для осуществления государственных и муниципальных нужд». Данный закон устанавливает правила и требования, в соответствии с которыми государственный или муниципальный заказчик должен формировать параметры, по которым должty осуществляться отбор потенциальных исполнителей по контрактам.

Так, основные требования, которые должны быть установлены в отношении потенциальных исполнителей заключаемых государственных и муниципальных контрактов, формируются на основании положений статьи 31 указанного федерального закона.

В соответствии с положениями части 1 данной статьи устанавливается общий перечень требований, которые должны быть сформулированы в закупочной документации ко всем участникам той или иной процедуры определения потенциального исполнителя контракта.

Если по каким-то причинам у заказчика возникает необходимость установить дополнительные требования, то такое установление может осуществляться только в соответствии с положениями части 2 статьи 31 данного закона, а также в соответствии с другими статьями, которые формируют определенные требования для участников различных процедур.

Кроме того, на основании положений части 9 статьи 31 данного закона может быть произведен отказ в заключении контракта, если заказчик или контролирующий орган обнаружит, что заказчик по каким-то причинам не соответствует установленным требованиям к исполнителям в закупочной документации.

Общие и дополнительные требования к участникам закупочных процедур

При формировании тех или иных требований к потенциальному участнику закупки заказчик должен понимать, что он имеет право руководствоваться при этом только тем перечнем, который был сформирован в действующих нормах права, а именно в статье 31 указанного Федерального закона, а также в специально утвержденных нормативных актах, например, Постановлениях Правительства Российской Федерации.

Общие требованияДополнительные требования
Необходимость соответствия всем требованиям, которые действующим законодательством предъявляются к участникам закупочных процедур.Наличие достаточного количества денежных средств или материальных активов для того, чтобы выполнить договорные обязательства.
В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, который принял решение об участии в закупочной процедуре, не должна проводиться, независимо от ее стадии, процедура ликвидации организации.В отношении используемого оборудования, а также существующих материальных ресурсов должно быть оформлено право собственности.
Организация или индивидуальный предприниматель не должны приостанавливать свою деятельность на момент участия в закупочной процедуре, в том числе по собственному решению или по решению суда, вступившему в законную силу.В отношении исполнения конкретного контракта у потенциального исполнителя должно хватать опыта для выполнения взятых на себя обязательств, а для того, чтобы подписать конкретный контракт, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязан подтвердить свою добросовестную деловую репутацию.
В период участия в закупочной процедуре юридическое лицо должно погасить все имеющиеся у него долги перед налоговыми органами таким образом, чтобы общая сумма задолженности не превышала 25% от стоимости всех имеющихся активов у такого юридического лица. При этом отсутствие возможных задолженностей должно быть подтверждено документально за исключением тех случаев, когда по таким налоговым выплатам была предоставлена отсрочка платежа или его рассрочка.Наличие квалифицированного кадрового состава юридического лица для того, чтобы сотрудники в нужное время и в нужном объеме смогли выполнить условия подписанного контракта.
Руководитель и главный бухгалтер юридического лица либо сам индивидуальный предприниматель не должны иметь судимостей, в том числе полностью погашенных, которые возникли в результате назначения наказания по статьям о преступлениях экономической направленности в соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации, если такие должностные лица были лишены права занимать определенные должности или заниматься теми или иными видами деятельности. Если судимость погашена, и все ограничения сняты, то потенциальный исполнитель имеет право принять участие в процедуре.В том случае, если речь идет об участии в закупочной процедуре субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, то к таким участникам закупки независимо от того, идет речь о конкурентной или неконкуретной закупочной процедуре, устанавливается дополнительное требование в виде необходимости предоставить документы, подтверждающие статус субъекта малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организации.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не должны быть привлечены к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса об административных правонарушениях, то есть по поводу передачи должностному лицу денег, ценных бумаг или иного имущества или обещания таковых действий в качестве платы за удовлетворение интересов передающего лица.При проведении закупочных процедур, которые направлены на исполнение нужд государственного оборонного заказа, процедура может быть проведена на усмотрение заказчика в открытом или закрытом виде. В случае последнего варианта проведения закупочной процедуры заказчик вправе установить требование о том, что субъекты малого предпринимательства принимать участие в таких закупках не имеют права.
При проведении закупки продуктов интеллектуальной деятельности потенциальный исполнитель обязан подтвердить наличие у него исключительных прав на такие продукты, за исключением случаев, когда в качестве объекта закупки выступают произведения литературы, кинематографа или музыкального искусства.Если заказчик установил требование к потенциальным исполнителям предоставить обеспечение исполнения контракта, то победитель вправе предоставить такое обеспечение в виде банковской гарантии. Однако для такой гарантии могут быть установлены свои требования, например, срок ее действия должен быть дольше не менее, чем на месяц срока действия заключенного контракта, размер гарантии должен полностью перекрывать не только обеспечение исполнения, но и возможные штрафные санкции, а сама гарантия должна получить положительный результат проверки по реестру выданных банковских гарантий.
Между заказчиком или его должностными лицами и потенциальным участником закупки не должно быть конфликта интересов (например, сотрудники заказчика, ответственные за проведение закупочной процедуры, не должны состоять в родстве с должностными лицами потенциального исполнителя).В случае проведения закрытых закупочных процедур, направленных на удовлетворение нужд Вооруженных сил Российской Федерации, а также Министерства обороны и Министерства внутренних дел Российской Федерации заказчик вправе устанавливать дополнительные требования к потенциальным участникам процедур, как, например, необходимость предоставления списочного состава работников потенциального исполнителя, которые будут выполнять работы или оказывать услуги для реализации конкретного контракта, так как исполнение такого контракта может быть сопряжено с оформлением допусков на режимные объекты.
В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя не должно проводиться процедуры включения в Реестр недобросовестных поставщиков, а также они не должны находиться в этом реестре, даже если до момента исключения их из него осталось времени меньше, чем до заключения контракта.Если речь идет о закрытой процедуре для заключения контракта на обеспечение нужд Вооруженных сил Российской Федерации и прочих силовых ведомств, которые обеспечивают безопасность государства, то заказчик вправе установить требования об этнической и национальной принадлежности сотрудников, которых победитель закупочной процедуры планирует задействовать для исполнения контракта. При этом такое требование не будет считаться избыточным или дискриминирующим, так как подобные контракты заключаются в целях обеспечения бесперебойного функционирования конкретного заказчика, осуществляющего мероприятия, направленные на защиту государства и его интересов и безопасности.
Не должно быть установлено в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя других ограничений, которые могут быть сформулированы на основании положений действующего законодательства в сфере закупок.
Компании, принимающие участие в государственных и муниципальных закупках, не имеют права быть оффшорными или находиться в процедуре оформления этого статуса.

Данные требования могут быть установлены заказчиком независимо от того, о какой процедуре идет речь. Однако их выставление должно быть обосновано с точки зрения производственной необходимости, а также с позиций соблюдения действующего законодательства.

Избыточные требования как нарушение действующего законодательства и меры ответственности за их формирование

В настоящее время нередки случаи, когда заказчик устанавливает какие-либо дополнительные требования к потенциальным участникам закупочной процедуры. Установление требований, которые законодательством в сфере закупок не предусмотрено, является грубейшим нарушением в части обеспечения свободной конкуренции.

К требованиям, которые носят характер избыточных, могут относиться, например, требования о необходимости предоставления специальных допускных документов на осуществление различных видов работ, например, строительных или монтажных, которые не требуются с точки зрения действующего законодательства, так как выполнение строительных работ, предусмотренных техническим заданием в описании объекта закупки, не требует получения специального допуска. Установление таких требований чревато для государственного и муниципального заказчика целым рядом штрафных санкций.

Если закупка была проведена при наличии избыточных требований к потенциальным участникам, и по ее результатам был заключен какой-либо контракт, то по решению Федеральной антимонопольной службы и соответствующих судебных органов такой контракт будет признан недействительным и расторгнут, а заказчик обязан будет произвести закупку заново.

На должностное лицо в этом случае будет наложен штраф в размере одного процента от начальной максимальной цены контракта, но не менее пяти и не более тридцати тысяч рублей либо в размере одного процента от цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Чаще всего установление избыточных требований происходит в техническом задании к проводимой закупочной процедуре. Наиболее распространенным вариантом установления таких требований именно в техническом задании следует рассматривать необходимость для потенциального исполнителя предоставить дополнительные документы, которые могут подтверждать право на оказание тех или иных услуг.

Техническое задание играет ключевую роль при формировании документации о закупке. Именно по этой причине следует тщательно соблюдать сформированные правила его составления, в том числе для того, чтобы избежать установления избыточных требований.

Если сделка еще не состоялась, и было установлено наличие избыточных требований, то Федеральная антимонопольная служба обяжет заказчика внести изменения в закупочную документацию, устранив такие требования и продлив срок проведения закупки, либо отменить процедуру и полностью разработать новую документацию.

Требования к участникам закупок – это своего рода гарантия для государственного или муниципального заказчика получить качественное удовлетворение своих потребностей. Однако, если требования будут излишними, заказчик может получить штраф за нарушение действующего законодательства.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/trebovania-k-ucastnikam.html

Требования к участникам закупки по 44-ФЗ

Заказчик вправе установить требование

Для того чтобы принять участие в закупке, проводимой в рамках 44-ФЗ, поставщик должен соответствовать определенным требованиям. Все они установлены статьей 31 44-ФЗ. Читайте в статье, какие это требования и какие поставщики не имеют права участвовать в закупках

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, устанавливая регламент проведения процедур закупок, в том числе определяет систему требований к их участникам. Эти требования можно разделить на три категории: единые, дополнительные и, так называемые, иные требования.

Единые требования к участникам закупок

1. Участник закупки должен соответствовать требованиям законодательства, предъявляемым к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ).

Это значит, что заказчик должен проанализировать действующее законодательство на предмет устанавливаемых требований к определенным видам деятельности (требований к лицензированию, к членству в саморегулируемых организациях и пр.

).

2. В отношении потенциального участника закупки не должна проводиться ликвидация. В соответствии со ст. 61 ГК РФ, ликвидация юридического лица, влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, а также по решению суда.

3. В отношении участника закупки должно отсутствовать решение арбитражного суда о признании несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства (п. 3 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.10.

2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

На сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (http://bankrot.fedresurs.ru) заказчик может проверить соответствие участника этому условию.

4. Деятельность участника закупки на дату подачи заявки не была приостановлена в административном порядке (п. 4 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Понятие административного приостановления деятельности установлено ст. 3.12 КоАП РФ.

Это вид административного наказания, который заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), или юридических лиц, оно может заключаться в прекращении как отдельного вида деятельности, деятельности обособленного или структурного подразделения юридического лица, так и эксплуатации определенных объектов.

5. Отсутствие недоимок по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (п. 5 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Учитываются недоимки, задолженности за прошедший календарный год, размер которых превышает четверть (25%) балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

Следует иметь в виду, что если участнику закупки предоставлены отсрочка, рассрочка, кредит, которые были реструктурированы, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих денежных средств исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию, такие денежные суммы не учитываются при определении размера налоговой недоимки или задолженности. Кроме того, если даже налоговая задолженность имеется, более того превышает 25%, однако участник закупки в установленном порядке подал заявление об ее обжаловании и решение на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика не принято, такой участник закупки считается отвечающим рассматриваемому требованию.

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов

Посмотреть расписание

6. Отсутствие у участника закупки — физического лица либо руководителя или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики и уголовной ответственности за незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение или дачу взятки, а также посредничество во взяточничестве.

Кроме того, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст.

31 44-ФЗ, в отношении участника закупки — физического лица либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки на момент ее проведения не должно быть применено наказание в виде лишения права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ), связанной с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, которые являются объектом закупки и административное наказание в виде дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ).

7. В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 31 31 44-ФЗ, к участникам закупки — юридическим лицам предъявляется требование о непривлечении в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).

8. Отсутствие конфликта интересов (п. 9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ).

Данное требование универсально и в отличие от предыдущего, распространяется и на случаи, когда контракт заключается с физическим лицом, в том числе единственным поставщиком. По этому вопросу см.

также письмо Минфина РФ от 24.07.2017 № 24-05-09/47126, Обзор судебной практики, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 28.09.2016.

9. Участник закупки не должен являться офшорной компанией (п. 10 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) утвержден Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н.

Заказчику необходимо помнить, что соответствие участника закупки требованию, установленному п.1 ч.1 ст. 31 44-ФЗ, в ряде случаев требует документального подтверждения, соответствие всем остальным пунктам ч.1 ст. 31 декларируется.

Дополнительные требования к участникам закупок

Такие требования установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99. В случае установления дополнительных требований, соответствующая информация должна быть указана в документации о закупке.

По вопросу применения дополнительных требований к участнику закупки рекомендуем ознакомиться с Обзором судебной практики, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, Письмом Минэкономразвития РФ от 28.08.2015 № 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/45739/15, Письмом Минэкономразвития РФ от 23.12.2016 № ОГ-Д28-14953.

Заказчику следует иметь в виду, что при закупке товаров, указанных в позициях 3 — 29 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 05.09.

2017 № 1072, дополнительным требованием к участникам закупки является использование при производстве таких товаров материалов или полуфабрикатов (плит древесно-стружечных и аналогичных плит из древесины или других одревесневших материалов; плит древесно-волокнистых из древесины или других одревесневших материалов), страной происхождения которых является Российская Федерация или государство — член Евразийского экономического союза.

Иные требования к участникам закупок

Заказчиком может быть установлено требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-05-09/62505).

Если заказчик приобретает права на результаты интеллектуальной деятельности, (за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства и другие), к участнику закупки устанавливаются требования исключительными правами на (п. 8 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). К этой же группе можно отнести требования, предусмотренные ч. 2.

1 ст. 31 44-ФЗ. Так, к участникам закупки консультационных, аудиторских и сопутствующих аудиту услуг Правительство РФ вправе установить дополнительные требования.

Обратите внимание, что отстранение участника от участия в закупке или отказ от заключения контракта с победителем процедуры закупки может произойти в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по закупкам обнаружит, что участник не соответствует единым, дополнительным или иным требованиям, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем, не позднее одного рабочего дня, составляет и размещает в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта.

Протокол должен содержать информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

Протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю.

Решение об отстранении участника от участия в закупке или отказ от заключения контракта с победителем закупки могут быть обжалованы таким участником или таким победителем в установленном Федеральным законом о контрактной системе порядке.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/432

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.