Заказчики могут проводить совместные

Содержание

Совместные торги по 44-ФЗ: механизм проведения

Заказчики могут проводить совместные

Статьей 25 44-ФЗ для заказчиков предусмотрена возможность объединяться и осуществлять закупки одних и тех же товаров совместно, проведя не несколько, а одну процедуру торгов.

Считается, что это приводит к увеличению объема поставляемой продукции, что, в свою очередь, привлекает крупные оптовые компании, готовые предложить более выгодные цены.

Правила проведения совместных закупок определены Правительством РФ в Постановлении №1088 от 28.11.2013 года.

В каких случаях проводятся совместные закупки

Первое и главное условия проведения совместных торгов – это наличие необходимости в одинаковых товарах. Такая ситуация часто возникает в больницах, школах, детских садах и других организациях.

Еще один момент – совместными могут быть только аукционы и конкурсы. Организовать таким образом, например, запрос котировок, даже если итоговая цена не превышает 500 000 рублей, нельзя.

Механизм проведения совместных закупок

Первое, что должны сделать объединившиеся заказчики – выбрать организатора торгов. Им может быть как уполномоченная организация, так и один из заказчиков, готовый взять на себя большую долю ответственности и забот. В его обязанности в дальнейшем будет входить:

  • разработка документации и извещения на основании представленной каждым из заказчиков информации (обоснование НМЦ и проект контракта каждый составляет отдельно);
  • публикация всей необходимой информации в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru;
  • при необходимости – внесение изменений в извещение и документацию;
  • ответы на запросы (публикация разъяснений) и предоставление документации заинтересованным лицам;
  • оформление и публикация протоколов;
  • в некоторых случаях – публикация проекта контракта.

Официальная передача полномочий на осуществление всех этих действий от заказчиков к организатору оформляется путем заключения соответствующего соглашения. Согласно части 1 статьи 25 44-ФЗ оно должно содержать следующую информацию:

  • сведения о сторонах, заключающих соглашение;
  • сведения об организаторе, в том числе и рамки его полномочий;
  • идентификационный код закупки;
  • сведения о предмете закупки (описание объекта), предполагаемых объемах, а также месте, сроках и условиях поставки товара/оказания услуг/выполнения работ;
  • примерные сроки проведения аукциона или конкурса, а также период времени, в течение которого должны быть разработаны и согласованы извещение и документация;
  • порядок и срок формирования комиссии, а также регламент ее работы;
  • порядок оплаты расходов, связанных с процессом организации совместной закупки;
  • права, обязанности, ответственность сторон, срок действия соглашения, порядок рассмотрения споров и другие сведения на усмотрение заказчиков и организаторов.

После того как стороны пришли к соглашению и подписали его, важно внести изменения (если необходимо) в план-график и план закупок. Там в обязательном порядке должно быть указано, что закупка проводится совместно.

Далее организатор действует, в принципе, так же как и любой заказчик, вплоть до момента заключения договора.

Заключение контракта по результатам совместных торгов

На этапе заключения контракта заказчики, проводившие совместную закупку, «расходятся» в разные стороны. Максимум, что может сделать организатор – это опубликовать проекты контракта, а уже подписание победитель осуществляет с каждым заказчиком по отдельности.

Сложная ситуация – когда победитель по каком-либо причинам уклонился от подписания только одного контракта. В этом случае все остальные считаются действительными, а вот обеспечение заявки ему возвращается не в полном объеме – из него удерживается сумма, равная доле цены контракта данного заказчика в общей начальной максимальной цене контракта.

Для примера: НМЦ совместного аукциона – 1 000 000 рублей, из них 200 000 (то есть 1/5) приходится на долю заказчика, с которым контракт так и не был заключен. Обеспечение заявки – 1%, 10 000 рублей. Таким образом в итоге из него будет удержана 1/5 часть, 2 000 рублей, а остальное победителю будет возвращено.

Кроме того, уклонившаяся от подписания организация наверняка попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

Преимущества и недостатки совместных закупок

Главное преимущество для уполномоченного органа, в случае если он выступает организатором торгов – это отсутствие необходимости проводить несколько одинаковых процедур для разных заказчиков.

Преимущество совместных закупок для заказчиков в первую очередь в том, что увеличение объемов ведет к более выгодным в плане цены предложениям. Правда, есть и недостаток: при отсутствии уполномоченного органа часто бывает непросто договориться об условиях, да и дополнительную долю ответственности брать на себя мало кто хочет.

И, наконец, для участников главное преимущество, оно же для некоторых оборачивается недостатком, совместных закупок – это большие объемы поставок. Крупные компании им всегда рады. А вот небольшие, как правило, отказываются от идеи участия в совместных аукционах и конкурсах.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/161-sovmestnye-torgi-po-44-fz

Совместные закупки – что это такое и по каким правилам они проводятся?

Заказчики могут проводить совместные

При закупке двумя или несколькими заказчиками одной и той же продукции, они вправе проводить совместные электронные аукционы или конкурсы. В статье расскажем об особенностях такой закупки

При закупке двумя либо несколькими заказчиками одной и той же продукции они имеют право на проведение совместных электронных аукционов или конкурсов.

Почему заказчики объединяются? Это экономически выгодно, поскольку крупная закупка будет более интересна потенциальным поставщикам, нежели контракт на незначительную сумму.

Если же в процедуре будет участвовать значительное число участников, то они могут существенно снизить цену. В статье расскажем, как поставщикам принять в них участие и с какими особенностями придется столкнуться.

В соответствии со ст. 25 Закона № 44, разрешено проводить совместные электронные аукционы и конкурсы. Правительственным постановлением № 1088 от 28 ноября 2013 г. были утверждены Правила, которые четко регламентируют проведение совместных аукционов и конкурсов (далее – Правила).

Какие товары являются «одними и теми же» для совместных покупок?

После проведения анализа «Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в области закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения муниципальных и государственных нужд», утвержденного Президиумом ВС России 28 июня 2017 года, можно сказать следующее.

В целях проведения двумя или более государственными заказчиками совместных торгов одними и теми же товарами называют товары, имеющие единые родовые признаки либо составляющие комплект подобных товаров.

В соответствии с Законом о контрактной системе (статья 25, часть 1), заказчиками был проведен совместный конкурс на закупку компьютерного и интерактивного оборудования: короткофокусных мультимедийных проекторов, интерактивных досок, документ-камер, настенных креплений для короткофокусных проекторов, многофункциональных устройств, интерактивных столов (учебных центров), ноутбуков, рабочих станций и систем ания.

Антимонопольная служба признала действия заказчиков не соответствующими закону и противоречащими требованиям, содержащимся в Законе о контрактной системе (статье 25, части 1), так как закупаемые товары не включены в категорию «одни и те же товары».

При оспаривании решения антимонопольной службы заказчиками было указано, что указанные товары объединены в один лот, поскольку они имеют общее назначение и взаимосвязаны между собой технологически.

Кроме того, в силу своих потребительских свойств и функциональных характеристик эти товары предназначаются для достижения общей цели – формирования заказчиками комплекса компьютерного и интерактивного оборудования, которое используется в учебном процессе.

Судом первой инстанции и апелляционным судом было отказано в удовлетворении требования.

В соответствии с Законом о контрактной системе (часть 1, статья 25), при осуществлении закупки двумя или более заказчиками одних и тех же товаров (услуг, работ) такие заказчики имеют право проводить аукционы либо совместные конкурсы. Государственный контракт с победителем или победителями совместного конкурса (аукциона) заключает каждый заказчик.

Судами было отмечено, что при проведении аукционов и конкурсов эта норма позволяет обеспечить баланс между рациональным и эффективным использованием денежных средств, в том числе, дает возможность сократить издержки на проведение торгов, а также воспрепятствовать необоснованному ограничению количества участников закупок.

В контексте этой нормы, «одними и теми же товарами» надо считать товары, которые имеют единые родовые признаки (к примеру, классные доски, включая маркерные, меловые) либо составляющие комплект товаров (к примеру, «ученический стул-парта»). Между тем, товары, которые были заявлены в конкурсной документации заказчиками (ноутбуки, проекторы, интерактивные доски) не имеют единых родовых признаков.

Таким образом, если у заказчиков есть единая цель по оборудованию классов комплексами компьютерного и интерактивного оборудования, то это еще недостаточное основание для того, чтобы проводить совместный конкурс, предусмотренный Законом о контрактной системе (статья 25, часть 1).

Включение в состав единого лота объекта закупки товаров (услуг, работ) которые функционально и технологически не связаны между собой, является административным правонарушением, за совершение которого предусматривается ответственность в соответствии с КоАП Российской Федерации (часть 4.1, статья 7.30). То есть, к нарушителю могут быть применены штрафные санкции в размере 1 (одного) процента от НМЦК, но не меньше 10 тыс. руб. и не больше 50 тыс. руб.

Также необходимо отметить мнение Курганского УФАС, которое считает, что реализация права на проведение государственными заказчиками совместных закупок не может быть ограничена их территориальной принадлежностью при условии, что правила проведения закупки «одних и тех же товаров» были соблюдены. То есть, совместные закупки на поставку товаров (услуг, работ) заказчиками, которые расположены в районах, не имеющих общих границ, не является нарушением требований Закона о контрактной системе в области закупок товаров (услуг, работ) для обеспечения муниципальных и государственных нужд.

Основания для проведения совместной закупки

Заказчики проводят совместные закупки после того как заключили между собой специальное соглашение, в котором определяется порядок проведения аукциона либо конкурса и взаимные права и обязательства заказчиков.

Соглашение заключается до того, как будет утверждена документация о закупке. Сторонами соглашения определяются их права, обязанности, ответственность.

Кроме этого, ими определяются полномочия, переданные организатору аукциона либо совместного конкурса.

Кто организатор проведения совместной закупки, и каковы его обязанности

После подписания заказчиками соглашения они должны обеспечить внесение в план-график информации о наименовании организатора закупки. Организатором совместного аукциона (конкурса) являются уполномоченные учреждения или органы, если они наделены полномочиями в соответствии с Законом № 44 (статья 26). Эти обязанности также может выполнять один из заказчиков.

Основное условие заключается в том, что заказчики передают им часть своих полномочий, которые касаются организации и проведения совместного аукциона (конкурса) (письмо МЭР № Д28и-2496 от 9 ноября 2016 г.).

 При этом уполномоченное учреждение либо орган, на который возложены полномочия лишь по определению поставщиков, могут быть стороной соглашения только как организатор проведения совместной закупки.

Если организатором проведения совместной закупки выступает уполномоченный орган, то распределение полномочий в соответствии с частью 10 статьи 26 Закона № 44 и заключенным соглашением не должно противоречить части 1 статьи 26 Закона № 44.

Так, организатору нельзя предоставлять полномочия по обоснованию проведения госзакупок, определению условий государственного контракта и расчёту НМЦК.

 У организатора есть право привлекать на контрактной основе специализированные организации для выполнения функций по определению поставщика при проведении совместной закупки.

Комиссия по проведению совместных закупок

Организатором проведения совместной закупки утверждается состав комиссии, куда включаются представители заказчиков. С этой целью заказчики в адрес организатора направляют список кандидатур для включения в комиссию.

Число представителей от каждого из заказчиков определяется объемом закупок организации в объеме совместной процедуры.

Отметим, что заказчики имеют право предусмотреть в соглашении свой порядок, в соответствии с которым будет формироваться комиссия (Закон № 44, статья 25, часть 3).

Как проводится расчет НМЦК совместной закупки?

При проведении совместных закупок расчет и обоснование цены контракта каждый из заказчиков проводит самостоятельно. Получившиеся обоснование и расчет направляются организатору закупки. Затем им суммируются НМЦК всех заказчиков. Итоговая цена указывается в документации и извещении. При этом организатором включаются обоснования НМЦК каждого из заказчиков.

В соответствии с Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А56-22062/2017 от 15 февраля 2018 года, государственные заказчики не могут проводить совместные закупки у субъектов малого бизнеса в случае, если НМЦК более 20,0 млн. рублей.

Для каждого из тех государственных заказчиков, кто принимал участие в проведении совместной закупки, НМЦК была в пределах лимита, однако общая сумма составила больше 20,0 млн. рублей.

Арбитражный суд Северо-Западного округа принял следующее решение: поскольку победитель заключает государственные контракты со всеми госзаказчиками на общую сумму закупки, то в данном случае ее запрещено проводить у субъектов малого предпринимательства. При осуществлении совместной закупки под НМЦК следует понимать сумму НМЦК всех заказчиков. Раньше аналогичной позиции придерживались в Министерстве экономического развития РФ.

Если невозможно соблюсти требование, касающееся минимального объема закупок у субъектов малого бизнеса, в такой ситуации необходимо будет проводить несколько совместных закупок либо исключить одну или сразу несколько организаций из числа государственных заказчиков.

Как рассчитывается цена контракта, заключаемого с поставщиком?

По результатам проведения совместного аукциона или конкурса заказчик заключает контракт с победителем торгов по цене, которая пропорциональна доле НМЦК каждого из заказчиков в общей сумме максимальных (начальных) цен контрактов, для заключения которых была проведена совместная закупка.

Порядок обеспечения заявок при совместных закупках

При совместных закупках сумму обеспечения заявки участники должны перечислить на счет заказчиков, а не организатора (письмо МЭР Д28и-443 от 25 февраля 2015 г.).

В своем извещении организатор указывает размер обеспечения заявки и счет, на который участник должен перечислить денежные средства.

Если с победителем не будет заключен контракт либо он не предоставит обеспечение, то обеспечение заявки останется у заказчиков пропорционально доле каждого из них.

Поэтому извещение о совместной закупке (в части ее обеспечения) должно содержать реквизиты счетов каждого из заказчиков, но не организатора закупки (Закон № 44, статья 44, часть 13).

При проведении совместного конкурса у участника имеется возможность представить банковскую гарантию как обеспечение заявки. На данный момент законодательно не урегулирован порядок ее предоставления в этом случае. На практике в тексте банковской гарантии указываются в качестве Бенефициаров все заказчики, а также прописываются максимальный размер суммы обеспечения для каждого из них.

Как происходит заключение, изменение и расторжение контракта с победителем проведенной совместной закупки?

Каждый заказчик самостоятельно заключает контракт с победителем (победителями) совместного электронного аукциона или конкурса.

В случае признания совместной закупки несостоявшейся каждый из заказчиков сам принимает решение о возможности заключения госконтракта с единственным поставщиком в соответствии с Законом № 44.

Такая же автономность должна быть на всех этапах выполнения контракта. Изменение, расторжение контракта, а также подготовку и опубликование отчетов о выполнении контракта заказчики должны осуществлять самостоятельно.

Это также касается контроля по Закону № 44 (статья 101).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что участие поставщиков в совместных закупках почти не отличается от участия в обычных конкурсах или аукционах по Закону № 44, так как основные изменения процедуры касаются по большей степени заказчиков. 

Теги: совместные закупки,

Количество просмотров: 5351

:

Источник: https://fksrf.pro/info/331.html

Совместные торги по 44-ФЗ: порядок проведения конкурсов и аукционов, преимущества и недостатки

Заказчики могут проводить совместные

Два и более заказчика по 44-ФЗ могут объединиться в целях закупки одинаковых товаров, работ и услуг. В этих целях законодательство о контрактной системе предусмотрело такой способ закупки, как совместные торги. Они регламентированы статьей 25 44-ФЗ.

Определение совместных торгов

При проведении совместных закупок заказчики должны опираться:

  • на статью 25 44-ФЗ;
  • на Постановление Правительства от 2013 года №1088 (на основании ч. 5 ст. 25 44-ФЗ полномочия по определению порядка проведения торгов принадлежат Правительству).

Заказчиков стимулируют закупать товары, работы и услуги посредством совместных торгов две основные причины: возможность обеспечить бюджетную экономию и минимизировать затраты.

Такие закупки заказчики проводят при наличии потребностей в одинаковых товарах, работах и услугах.

Например, несколько медицинских учреждений объединяются для закупок медикаментов, несколько дошкольных образовательных учреждений – для закупок продуктов питания. Именно в сфере здравоохранения совместные закупки проводятся чаще всего.

В основном такие закупки имеют форму аукциона, к совместному конкурсу сторону прибегают крайне редко. Связано это с тем, что в конкурсе заказчики могут предъявлять к поставщикам индивидуальные требования, которые сложно объединить в рамках нескольких закупок. Объединение для совместных торгов является правом, а не обязанностью заказчика.

Условия организации совместных конкурсов и аукционов

Совместные торги могут проводиться в форме конкурентных закупок, а именно: конкурса или аукциона. Особенности проведения данных закупок прописаны в ч. 1 ст. 25 44-ФЗ.

Конкурсы и аукционы в рамках совместных торгов по 44-ФЗ имеют определенные особенности:

  1. В задачи каждой организации-заказчика по 44-ФЗ входит расчет НМЦК, количества и объемов товаров, работ и услуг, подготовка технических характеристик (техзадания) и конкурсной документации, обоснование объекта закупки. Заказчику следует сделать это до момента подписания многостороннего соглашения.
  2. Расходы на проведение закупки распределяются между заказчиком пропорционально их доле НМЦК в совокупной начальной цене.
  3. Каждый участник подписывает контракт самостоятельно по факту определения победителя конкурентной закупки.

Именно конкурсы и аукционы по 44-ФЗ не имеют ограничения по цене закупки, поэтому совместные торги можно проводить без опасений не уложиться в какие-либо лимиты. Тогда как лимитированные по стоимости закупки (например, запрос котировок с лимитом НМЦК в размере 500 тыс. р.) проводить в виде совестной закупки не допускается.

Цену лота при закупках среди СМП желательно  установить в пределах 20 млн р., хотя этот вопрос законодательно не урегулирован.

Преимущества и недостатки

Основная цель проведения совместных торгов и одновременно их ключевое преимущество – возможность достижения экономии.

При закупках существенного объема товара можно получить наиболее выгодное предложение от поставщиков, которые готовы делать хорошие скидки при приобретении товаров в оптовом объеме.

Экономию можно достигнуть и на организации закупочного мероприятия, так как затраты делятся с другими заказчиками.

К преимуществам относится и возможность снижения трудозатрат заказчиков на организацию и проведение закупки.

Для поставщиков совместные торги выступают предметом повышенной заинтересованности. Небольшие поставки для поставщиков могут быть нерентабельны из-за высоких затрат на участие в процедуре либо из-за логистических издержек (если поставщик и заказчик находятся в разных городах), а крупные объемы заказа обычно выгодны и интересны поставщикам.

Недостатками при проведении совместных закупок являются определенные организационные сложности. При отсутствии уполномоченного органа для организации закупки такие полномочия придется брать на себя одному из заказчиков. Далеко не все заказчики готовы к дополнительной ответственности и трудозатратам.

Определение организатора совместных торгов и его функции

Функции организатора совместной закупки может взять на себя один из заказчиков или иной уполномоченный орган или учреждение (на основании ст. 26 44-ФЗ). Заказчики могут переложить полномочия организатора на стороннюю организацию по совместно принятому решению.

Сторонние заказчики по соглашению могут быть наделены только функциями отбора исполнителей государственного контракта. После принятия решения о закупке товаров, работ и услуг в форме совместных торгов все учреждения должны изменить план-график с указанием на полное наименование организатора закупки и на то, что торги проводятся в совместном формате.

Уполномоченный орган – это орган государственной власти, которому передаются функции закупок.

Данные учреждения могут быть основаны специально для осуществления совместной закупки, либо они получают полномочия по проведению закупок в дополнение к своей основной деятельности.

Если такая уполномоченная инстанция отсутствует, то по соглашению сторон полномочия организатора берет на себя любой из заказчиков.

Организатор закупки выполняет такие обязанности, как разработка закупочной документации и ее размещение в ЕИС (документация должна быть согласована со всеми заказчиками совместных торгов).

Организатор дает разъяснения по запросам участников торгов, публикует в ЕИС протоколы рассмотрения заявок и подведения итогов, направляет копии протоколов в контролирующие инстанции, вносит изменения в закупочную документацию, размещает проект госконтракта для подписания.

Соглашение о проведении совместных закупочных процедур

Обязательным условием для проведения совместной закупки является то, что в ее рамках объединяющиеся организации подписывают двустороннее соглашение.

Если участников закупки больше, чем 2, то они подписывают многостороннее соглашение. Такое соглашение подписывается с опорой на правила 44-ФЗ и ГК.

Требования к соглашению о проведении совместных торгов приведены в ч. 2 ст. 25 44-ФЗ. Такой документ должен включать в свой состав:

  1. Сообщение о сторонах договорных отношений.
  2. Идентификатор закупки (на основании ч. 2 ст. 23 44-ФЗ).
  3. Объект закупки, количественные и объемные показатели, организационные условия проведения закупки по каждому из участников.
  4. НМЦК каждого из участников с расчетами и обоснованиями.
  5. Права, обязанности и меры ответственности сторон.
  6. Состав закупочной комиссии, сроки ее функционирования и документы, регламентирующие работу комиссии.
  7. Сведения об организаторе закупке и передаваемых ему полномочиях.
  8. Временной период проведения закупки.
  9. Сведения о закупочном извещении, сроках его формирования, согласованиях участия в закупках в закрытом формате, предельные сроки разработки документации по закупке со стороны участников.
  10. Распределение расходов на проведение закупки между заказчиками.
  11. Порядок разрешения спорных ситуаций.
  12. Сроки действия соглашения.
  13. Прочие положения.

Алгоритм проведения

Пошаговый алгоритм проведения торгов двумя и более заказчиками одновременно включает прохождение следующих шагов:

  1. Заключение участниками соглашения о проведении совместной закупки.
  2. Выбор организатора.
  3. Внесение корректировок в план-график, где заказчики должны указать на коллективный характер закупки (для этого в форме плана-графика есть графа 33).
  4. Утверждение состава закупочной комиссии и регламента ее деятельности. В состав закупочной комиссии входят представители каждого заказчика. Их количество определяется пропорционально доле заказчика в общей цене контракта (распределение общих расходов происходит по аналогичным правилам).
  5. Размещение в ЕИС извещения о проведении закупки.
  6. Определяется победитель закупки. Сама процедура определения аукциона или конкурса производится в стандартном порядке.
  7. Каждый заказчик подписывает контракт с победителем закупки.
  8. При признании закупки несостоявшейся дальнейший алгоритм действий определяют заказчики: они могут подписать контракт с единственным поставщиком или провести новые торги.

Подведение итогов

Итоги совместных торгов подводятся закупочной комиссией. Они оформляются в письменной форме в виде итогового протокола. Данный протокол подлежит обязательной публикации в ЕИС.

Победителем аукциона становится участник, который сделал наиболее выгодное предложение по цене. В конкурсе побеждает участник, которые предложил самые выгодные условия исполнения контракта (участника оценивают по совокупности ценовых и неценовых параметров).

Если на участие в конкурентной закупке была подана только одна заявка, или все остальные заявки были отклонены, то она признается недействительной.

Заключение контракта

После выбора победителя закупки ему предстоит подписать несколько контрактов – с каждым заказчиком в рамках совместных торгов. Полномочия по подписанию контракта с победителем не могут быть переданы организатору закупки.

Поставщику не стоит забывать о своей обязанности внести обеспечение исполнения каждого контракта, подписанного по итогам совместных торгов.

Предоставить обеспечение нужно будет в адрес каждого участника совместных закупок и по каждому подписанному контракту (независимо от его суммы). Обеспечение вносится до подписания контракта заказчиком в форме денежных средств или банковской гарантии. При ненадлежащем исполнении своих обязательств перед определенным заказчиком сумма обеспечения ему не возвращается. При подписании контракта по результатам совместных торгов могут возникнуть неоднозначные ситуации. Например, победитель совместной закупки уклоняется от подписания контракта с одним из заказчиков.

Подписываются ли в этом случае контракты другими участниками совместных торгов? В этом случае все подписанные контракты считаются действующими: поставщик получает назад часть обеспечения своей заявки на участие, другая часть перенаправляется заказчику, с которым уклонист не подписал контракт. Поставщик в данном случае также может попасть в РНП по решению ФАС.

При признании закупки недействительной каждый заказчик вправе подписать контракт с единственным поставщиком, но не обязан.

Таким образом, для снижения затрат на проведение закупки и достижения бюджетной экономии заказчики могут объединить свои усилия при закупке одинаковых товаров, работ и услуг и организовать совместную закупку. Под совместными закупками понимается объединение двух и более заказчиков в целях проведения конкурса или аукциона для покупки одинаковых товаров, работ и услуг.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/sovmestnye-torgi.html

Письмо Минфина России от 26 июня 2020 г. N 24-06-08/55289 “О совместных конкурсах и аукционах”

Заказчики могут проводить совместные

В связи с поступающими вопросами о проведении уполномоченными органами (уполномоченными учреждениями) совместных конкурсов и аукционов в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) Минфин России сообщает следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона N 44-ФЗ организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона N 44-ФЗ либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона (далее – организатор, соглашение) часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона.

Согласно пункту 3 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1088 (далее – Правила), уполномоченный орган, уполномоченное учреждение на которые возложены полномочия только на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), могут выступать стороной соглашения только в качестве организатора.

1. Об осуществлении уполномоченным органом (уполномоченным учреждением) закупки для собственных нужд при проведении совместного конкурса или аукциона.

Положения статьи 26 Закона N 44-ФЗ предусматривают “частичную” или “полную” централизацию закупок – путем возложения на один или несколько уполномоченных органов (уполномоченных учреждений) разного объема полномочий – на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для отдельных заказчиков либо также на планирование закупок и исполнение контрактов для отдельных заказчиков.

При этом согласно частям 10 и 11 статьи 26 Закона N 44-ФЗ:

1) порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с указанной статьей;

2) к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с указанной статьей, применяются положения Закона N 44-ФЗ, которые регламентируют права и обязанности заказчика.

В свою очередь положения пункта 10 части 1 статьи 3, статьи 26 Закона N 44-ФЗ, Правила рассматривают уполномоченный орган (уполномоченное учреждение) в качестве самостоятельного лица – то есть отдельно от понятия заказчика, предусмотренного пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ (но с учетом положений части 11 статьи 26 Закона N 44-ФЗ, предусматривающих распространение на деятельность уполномоченного органа (уполномоченного учреждения) положений Закона N 44-ФЗ, регламентирующих права и обязанности заказчика в пределах возложенных полномочий).

Принимая во внимание положения пункта 3 Правил, а также обособление (за рамками возложенных на уполномоченный орган полномочий заказчиков) понятия уполномоченного органа (уполномоченного учреждения) от заказчика, в настоящее время в Законе N 44-ФЗ, Правилах отсутствуют специальные положения о совмещении при проведении совместного конкурса или аукциона таким уполномоченным органом (уполномоченным учреждением) полномочий организатора (на организацию и проведение совместного конкурса или аукциона для иных заказчиков) с полномочиями заказчика для осуществления закупки для собственных нужд.

Иными словами, из содержания понятия уполномоченного органа (уполномоченного учреждения) напрямую не следует, что такой орган (учреждение) сам по себе также является заказчиком.

При этом из части 2 статьи 25 Закона N 44-ФЗ следует, что организатор “получает” полномочия от других заказчиков, то есть указанное положение также не говорит о том, что уполномоченный орган (уполномоченное учреждение), будучи таким организатором, “получает” или обладает полномочиями заказчика для осуществления закупок для собственных нужд.

Одновременно Минфин России рекомендует учесть нижеследующее.

Предусмотренные Законом N 44-ФЗ органы и учреждения, на которые могут быть возложены полномочия по централизации закупок, фактически совпадают с лицами, указанными в пунктах 5-7 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем по общему правилу уполномоченный орган (уполномоченное учреждение) одновременно является заказчиком, осуществляющим закупки для собственных нужд.

В целях обеспечения возможности уполномоченному органу (уполномоченному учреждению) при проведении совместного конкурса или аукциона также осуществлять закупки для собственных нужд, целесообразно в решениях о создании таких органов (учреждений) либо решениях о наделении их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона N 44-ФЗ отражать, что на такой уполномоченный орган (уполномоченное учреждение) также возлагаются полномочия по осуществлению закупок таким органом (учреждением) для собственных нужд (то есть “централизуются” закупки также органа, учреждения, который становится уполномоченным органом (уполномоченным учреждением)).

Указанная конструкция позволит наделить уполномоченный орган (уполномоченное учреждение) полномочиями заказчика для осуществления закупок для собственных нужд такого органа (учреждения), в связи с чем уполномоченный орган (учреждение) будет обладать полномочиями заказчика для осуществления закупок для собственных нужд при проведении совместного конкурса или аукциона.

2. Об организаторе совместного конкурса или аукциона в случае централизации закупок.

Положения части 2 статьи 25 Закона N 44-ФЗ о том, что в качестве организатора совместных конкурса или аукциона может выступать один из заказчиков, следует рассматривать во взаимосвязи с иными положениями Закона N 44-ФЗ, в частности с положениями статьи 26 Закона N 44-ФЗ, предусматривающими передачу полномочий заказчика путем их возложения на уполномоченный орган (уполномоченное учреждение).

Следовательно, заказчик, соответствующие полномочия которого возложены на уполномоченный орган (уполномоченное учреждение), ограничен в возможности самостоятельной реализации полномочий на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе путем выбора любого иного заказчика в качестве организатора совместного конкурса или аукциона.

Таким образом, вопрос о возможности выбора заказчиком, полномочия на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) которого возложены на уполномоченный орган (уполномоченное учреждение), любого заказчика (помимо такого уполномоченного органа (уполномоченного учреждения)) в качестве организатора совместного конкурса или аукциона следует рассматривать с учетом:

1) решений о создании уполномоченных органов (уполномоченных учреждений), решений о наделении их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона N 44-ФЗ;

2) пределов и объема полномочий уполномоченных органов (уполномоченных учреждений), установленных вышеуказанными решениями;

3) порядка взаимодействия заказчиков с такими уполномоченными органами (уполномоченными учреждениями).

На основании изложенного в отношении закупок, полномочия заказчиков по которым переданы уполномоченному органу (уполномоченному учреждению), заказчики при проведении совместных конкурса или аукциона не обладают полномочиями, которые бы позволили им самостоятельно выбрать иное лицо (помимо уполномоченного органа (уполномоченного учреждения)), которое станет для них определять поставщика (подрядчика, исполнителя) в качестве организатора.

При этом в отношении закупок, полномочия по которым уполномоченному органу (уполномоченному учреждению) не переданы в установленном порядке, заказчик не ограничен в возможности выбрать иного (участвующего в проведении совестного конкурса или аукциона) заказчика в качестве организатора.

Настоящее письмо носит информационный характер и не является нормативным правовым актом.

– проведения уполномоченным органом (учреждением) закупки для собственных нужд в рамках совместного конкурса или аукциона;

– определения организатора совместного конкурса или аукциона при централизации закупок.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74217452/

Совместные закупки по 44-ФЗ: разбираемся в нормах

Заказчики могут проводить совместные

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое совместные закупки по 44-ФЗ
  • Особенности совместных закупок по 44-ФЗ
  • Преимущества и недостатки совместных закупок по 44-ФЗ
  • Обязанности организатора совместных закупок по 44-ФЗ
  • О проведении совместной закупки по 44-ФЗ
  • Требования к соглашению о проведении совместной закупки
  • В чем состоит обоснование НМЦК при совместных закупках
  • FAQ по совместным закупкам 44-ФЗ

Совместные закупки по 44-ФЗ возможны в том случае, когда два (или более) заказчика объединяются, чтобы приобрести одинаковые услуги, товары или работу. В такой ситуации действуют нормы статьи 25 указанного закона.

В рамках совместной закупки проводится всего одна процедура торгов. Такое положение вещей считается более привлекательным для оптовых компаний, так как подразумевается приобретение большого объема продукции. О том, как провести совместные закупки и какими особенностями они обладают, расскажем в нашей статье.

Что такое совместные закупки по 44-ФЗ

Покупатели выбирают данный формат торгов для закупки ТРУ, чтобы обеспечить снижение затрат из бюджета и сократить свои расходы. Такие аукционы используются, когда потребности покупателей в ТРУ совпадают.

Так, ряд медицинских учреждений может объединиться, чтобы приобрести медикаменты, дошкольные образовательные учреждения могут совместно закупать продукты питания.

Отметим, что в сфере здравоохранения данный формат торгов наиболее распространен.

Обычно совместные закупки по 44-ФЗ проводятся как аукцион. К конкурсу прибегают в редких ситуациях, поскольку в этом случае покупатели имеют право выдвигать поставщикам индивидуальные требования, а их бывает сложно сочетать. Отметим, что компания имеет право объединиться с другими заказчиками для проведения торгов в интересующем нас формате, но не обязана этого делать.

Особенности совместных закупок по 44-ФЗ

Стремясь снизить расход бюджетных средств и сократить собственные затраты, заказчики объединяются для покупки одинаковых ТРУ и проведения совместной процедуры. В таком случае обязательно учитываются нормы 44-ФЗ, ГК РФ и заключается двустороннее или многостороннее соглашение (в соответствии с числом заказчиков).

Преимущества и недостатки совместных закупок по 44-ФЗ

Благодаря совместным закупкам удается осуществлять ряд процедур, которые не были бы возможны в другом формате – и это основное достоинство такого подхода.

Совместные торги прекрасно подходят, когда нужно закупить небольшой объем ТРУ. Тогда как проведение обычных торгов в подобной ситуации является нерациональным, поскольку требует слишком больших расходов.

Данный подход решает и другую проблему – не всем поставщикам интересна работа с маленькими объемами, так как подобные заказы невыгодны. А значит, организатор торгов может вовсе не получить заявок на участие. За счет совместного формата процедуры удается повысить НМЦК.

Таким образом, закупка становится более интересной для продавцов, а покупателям удается снизить расходы на ее проведение.

Также совместные закупки по 44-ФЗ становятся решением проблемы, когда ряду компаний в одном городе требуется специфический продукт или услуга.

При этом единственный поставщик/исполнитель находится в другом субъекте РФ, не готов ехать ради одного клиента, так как это ему невыгодно. В данной ситуации от проведения совместной закупки выигрывают и заказчики, и исполнители.

Дело в том, что одинаковые сроки предоставления ТРУ снижают расходы на логистику, а заказчики тратят меньший объем средств из бюджета.

Доставка продовольственных товаров в небольшие населенные пункты приносит больше расходов, чем прибыли, если компания поставляет их только в одно место. Но если товары будут развозиться сразу в несколько соседних деревень, контракт легче привлечет участников на закупку.

Если говорить о минусах совместных закупок по 44-ФЗ, то основным из них является тот факт, что не все заказчики хотят заниматься организацией процедуры, проводимой в совместном формате.

Дело в том, что такая работа непроста и связана с серьезной ответственностью. При недостаточном количестве знаний покупатель не сможет справиться со своими обязанностями по организации тендера.

Подобная задача будет под силу только компании, имеющей неплохой опыт в сфере торгов.

Обязанности организатора совместных закупок по 44-ФЗ

Отметим, что организатором может стать заказчик, получивший некоторый объем полномочий от других участников закупки. Либо на эту роль подходит уполномоченный орган, учреждение. При этом обязательно нужно подписать соглашение на организацию, осуществление торгов.

Проведение совместной закупки по 44-ФЗ

Объединившиеся покупатели должны, в первую очередь, выбрать организатора процедуры, назначив на эту должность уполномоченную организацию либо одного из заказчиков. Последний должен согласиться нести ответственность за все дальнейшие работы. Далее ему нужно:

  • Разработать документацию и извещение о запланированном тендере, отталкиваясь от сведений, полученных от других покупателей. Отметим, что над обоснованием НМЦ, проектом контракта каждый покупатель работает самостоятельно.
  • Выкладывать все необходимые сведения в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru.
  • Вносить поправки в извещение и документацию, если возникнет такая необходимость.
  • Давать разъяснения по запросам поставщиков, предоставлять им документы.
  • Оформлять и размещать протоколы для общего доступа.
  • Публиковать проект контракта, но этот шаг необходим только в некоторых ситуациях.

Чтобы во время совместных закупок по 44-ФЗ организатор мог осуществлять все перечисленные действия от имени заказчиков, последние должны официально передать ему такие полномочия, подписав соответствующее соглашение. Часть 1 ст. 25 закона 44-ФЗ указывает, что в данном документе должны быть сведения:

  • об участниках соглашения;
  • об организаторе, его полномочиях;
  • идентификационный код закупки;
  • о предмете закупки, объемах, месте, сроках и других условиях предоставления ТРУ;
  • примерное время проведения самих торгов, сроки, выделенные на подготовку, согласование извещения, документации;
  • информация о формировании комиссии, правилах ее работы;
  • принцип оплаты расходов на проведение совместной закупки по 44-ФЗ;
  • права, обязанности сторон, срок действия соглашения, принцип разрешения споров, а также иная информация, которую заказчики посчитают уместной указать.

Когда соглашение подписано, проводится корректировка плана-графика и плана закупок. В данных документах необходимо прописать, что речь идет о совместном формате торгов.

На остальных этапах действия организатора практически не отличаются от действий заказчиков до подписания договора с исполнителем.

Требования к соглашению о проведении совместной закупки

Согласно требованиям ч. 2 ст. 25, в соглашении о проведении совместной закупки по 44-ФЗ содержатся:

  • информация об участниках договора;
  • код, идентифицирующий закупку, согласно ч. 2 ст. 114 закона о госзакупках;
  • материалы, характеризующие объект торгов, количественные и объемные показатели, организационные условия закупки по каждому заказчику;
  • НМЦК, установленная каждым участником и подкрепленная подробными расчетами и обоснованиями;
  • права, обязанности, меры ответственности каждой стороны;
  • справка об организаторе, о его полномочиях в пределах конкурса;
  • уведомление о закупочной комиссии, ее членах, сроках работы и положениях, на основе которых она функционирует;
  • детальная информация об извещении, сроках его составления, согласование возможности участия в закрытом конкурсе или закрытом аукционе, максимальный отрезок времени, отведенный на формирование конкурсной/аукционной документации;
  • приблизительный период проведения закупки;
  • принцип распределения расходов по торгам, порядок их оплаты;
  • сроки действия соглашения;
  • регламент разрешения разногласий между участниками соглашения;
  • иные положения.

Обоснование НМЦК при совместных закупках

НМЦК устанавливается отдельно для каждого контракта, так как во время проведения совместной закупки по 44-ФЗ заключается количество договоров, соответствующее числу покупателей.

Последние своими силами фиксируют и обосновывают свою НМЦК. Цены обязательно указываются в соглашении сторон.

В извещении и приглашении на участие в торгах указывается итоговая НМЦК, то есть суммарная НМЦК всех заказчиков – именно эту цифру видят потенциальные исполнители.

Иногда совместная закупка по 44-ФЗ может не состояться из-за отсутствия участников либо из-за того, что заявку подал только один потенциальный исполнитель. Постановление Правительства РФ от 28.11.

2013 г № 1088 фиксирует, что каждый покупатель самостоятельно выбирает, как поступить в подобной ситуации. При этом необходимо отталкиваться от правил, установленных 44-ФЗ.

Так, данный закон допускает заключение договора с одним исполнителем.

FAQ по совместным закупкам по 44-ФЗ

  • Кто обосновывает НМЦК для совместной процедуры?

    Часть 2 ст. 25 закона 44-ФЗ устанавливает, что НМЦК каждого покупателя, обоснование данной суммы должно содержаться в соглашении между сторонами, участвующими в проведении совместных торгов.

    В извещении о запланированной закупке, приглашении на закрытую процедуру, документах по каждому лоту указывается общая НМЦК заказчиков. Ее обоснование включает в себя аргументы, представленные каждым заказчиком (п. 6 Правил № 1088).

  • Допускается ли организация совместного аукциона для субъектов малого предпринимательства, если общая цена лота превышает 20 миллионов рублей, но цена каждого из контрактов меньше данной суммы?

    Так как в ч. 1 ст. 30 закона 44-ФЗ идет речь о НМЦК, а в подпункте «б» п.

    6 Правил № 1088 – о начальной (максимальной) цене лота, рекомендуется отказаться от приобретения ТРУ при помощи совместного конкурса или аукциона у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Дело в том, что пока отсутствует правоприменительная практика по данному вопросу в сфере совместных закупок по 44-ФЗ.

    Если заказчик собирается закупить ТРУ у перечисленных выше исполнителей в формате совместного конкурса/аукциона, рекомендуется установить начальную (максимальную) цену лота не более 20 миллионов рублей.

  • Можно ли подписать договор с единственным исполнителем, если совместная процедура считается несостоявшейся?

    Пункт 9 Правил № 1088 устанавливает, что если совместная процедура не состоялась, то в случаях, установленных законом 44-ФЗ, заказчики сами решают и договариваются о том, будет ли заключен договор с единственным поставщиком.

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/sovmestnye-zakupki-po-44-fz/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.