Заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы

Содержание

Совместные закупки по 44-ФЗ: нюансы участия для поставщика

Заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы «Азбука тендеров»! В этой статье мы будем говорить о таком понятии, как «совместные закупки». Коснемся вопроса их проведения, и кто вправе их организовывать. Посмотрим на преимущества и недостатки этого процесса глазами заказчиков и поставщиков. А также, какие нюансы следует знать исполнителям для участия в таких тендерах.

Что такое совместные закупки по 44-ФЗ, и как они проводятся?

В разных источниках встречаются разные названия этого понятия: «совместные закупки», «совместные торги», «коллективные закупки», «коллективные торги». Но термин «совместные закупки» закреплен в Федеральном законе от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Нам известно, что при осуществлении закупок заказчики применяют конкурентные способы определения поставщика.

К конкурентным способам относятся:

  • конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
  • аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Совместные торги проводятся только при аукционах и конкурсах.

Из названия понятно, что совместные закупки организовываются заказчиками совместно и проводятся не для одной организации, а для нескольких. Для чего это делается? Все очень просто: таким образом, заказчики экономят на приобретении товара, либо получении услуги, работы. Заказчики с одинаковыми потребностями объединяются для получения конкретной продукции.

Например, несколько детских лагерей могут объединить свои усилия для совместной организации питания в столовых.

Почему же только в виде аукционов и конкурсов могут проводиться совместные закупки? По 44-ФЗ аукционы и конкурсы не ограничены по сумме контрактов. А вот, например, при запросе котировок максимальный потолок – 500 тысяч рублей.

Вывод следующий: совместные конкурсы осуществляются двумя или более заказчиками, и только при закупке одних и тех же товаров, работ, услуг.

Кто является организатором совместных конкурсов и аукционов по 44-ФЗ?

Ответ на этот вопрос дает ст. 25 44-ФЗ. Организаторами данных торгов могут быть уполномоченный орган, уполномоченное учреждение. Такие полномочия даются ст. 26 44-ФЗ.

Обязанности организатора

Быть организатором коллективных торгов, значит, выполнять определенные функции, которые на него возложили. Они приведены ниже:

  • разработка тендерной документации и публикация ее на сайте ЕИС (документация заранее обсуждается со всеми заказчиками);
  • размещение в базе сведений о ходе торгов, вносимых в документы изменениях и т.д.;
  • работа с запросами участников, ответы на них;
  • публикация в ЕИС протоколов;
  • размещение проекта госконтракта.

Также организатором может быть один из заказчиков, если некоторые свои полномочия переданы другими заказчиками, или уполномоченным органом, уполномоченным учреждением на основании соглашения на проведение и организацию.

Разберем, из каких частей состоит такое соглашение.

Структура соглашения сторон

Соглашение должно содержать:

1) сведения о сторонах, указанных в соглашении;

1.1) идентификационный код закупки (введен № 396-ФЗ от 28.12.2013 г.);

2) сведения о примерном объеме и объекте закупки, а также место, условия, временные рамки работ, услуг, предоставления товаров для каждого из заказчиков;

3) НМЦК контрактов, начальная стоимость товаров, работ, услуг для каждого заказчика и обоснование цен заказчиком-организатором;

4) в соглашении должны быть указаны права, обязанности и ответственность сторон;

5) сведения об организаторе совместных конкурса или аукциона, а также список полномочий, полученных организатором от других сторон соглашения;

6) правила и сроки создания комиссии по проведению закупок, порядок работы такой комиссии;

7) информация об извещении о закупке (порядок и сроки); приглашения на участие в совместных закрытых конкурсе или аукционе, документации о закупке, а также утвержденная документация о торгах;

8) примерный временной промежуток совместных закупок;

9) алгоритм оплаты расходов, понесенных на с организацию и проведение совместных конкурса или аукциона;

10) период действия соглашения;

11) порядок рассмотрения споров;

12) другие сведения, касающиеся отношений сторон.

Следует отметить, что в комиссию входят представители сторон соглашения. Их количество от каждой из сторон может быть разной и пропорционально зависит от объема проводимой закупки.

Расходы также несутся сторонами пропорционально НМЦК контракта. Проще говоря, кто-то больше, кто-то меньше.

Особенности обоснования НМЦК для совместных конкурсов и аукционов

Начальная максимальная цена для каждого контракта – своя. Ее назначает и обосновывает каждый заказчик сам. Цены отражаются в соглашении сторон. Участники могут ознакомиться с ними  в извещении, либо приглашении на участие. Сумма НМЦК, предложенная каждым заказчиком, является итоговой.

  1. Если выигравший участник уклонился от подписания контракта, то сумма обеспечения заявки делится между заказчиками также пропорционально доле НМЦК от общей суммы;
  2. Если обеспечение заявки вносилось на специальный счет в банке, то при внесении обеспечения исполнения контракта (ОИК), денежные средства или банковскую гарантию (БГ) победивший участник должен предоставить персонально каждому заказчику, руководствуясь НМЦК каждого.

Плюсы и минусы совместных торгов по 44-ФЗ

У каждой медали есть две стороны, у каждого явления есть преимущества и недостатки. Коллективные торги по 44-ФЗ не исключение, у них тоже есть свои плюсы и минусы.

К первому плюсу можно отнести экономию средств и трудовых ресурсов. Ускоряется сам процесс организации таких торгов и выполнения контрактов. Заказчик экономит свое время тем, что не проводит всю процедуру от начала до конца, а уполномочивает на это третье лицо.

Следующий плюс — сохранение качества товара при уменьшении цены. В этом проявляется конкурентность закупок.

Не будем умалчивать и о минусах совместных закупок по 44-ФЗ. В любых деловых взаимоотношениях присутствует человеческий фактор.

Сторонам процедуры не всегда получается прийти к общему знаменателю в некоторых вопросах. Попросту говоря, они не могут договориться о ходе процесса, условиях.

Да и не каждый соглашается брать на себя роль организатора из-за нежелания брать на себя огромную ответственность.

Мы посмотрели на совместные торги со стороны заказчиков. Но говоря об участниках, для них тоже есть плюсы и минусы.

К положительным моментам участия, является то, что исполнитель может заключить два и более контракта на большую партию товаров, либо на долгое сотрудничество. Но одновременно это плохо для мелких поставщиков, которые могут предоставить продукцию по низкой цене, но не могут похвалиться объемами и вступить в конкурентную борьбу с «акулами» бизнеса.

Также у участников могут быть спорные ситуации с кем-то из заказчиков. Это говорит о том, что контракт будет заключен только с одним из заказчиков. А значит участник получит свое обеспечение исполнения контракта (ОИК) не в полном объеме, т.к. будет считаться уклонившимся. Мало того, его могут занести в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Если в совместных торгах принял участие только один участник, то решение о заключении контракта принимает каждый заказчик, опираясь на нормы 44-ФЗ, и может заключить контракт с участником, как с единственным поставщиком (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1088).

Заключение

Итак, прочитав статью, вы, наверное, задались вопросом: а часто ли заказчики проводят совместные закупки по 44-ФЗ? Данный вид торгов можно не часто встретить при поиске тендеров на сайте ЕИС.

Но, тем не менее, они проводятся.

И заказчики, и участники отмечают целесообразность их проведения, участие большого количества исполнителей,  оптимизацию расходов, сокращение сроков исполнения, максимальную выгоду по итогу.

В статье мы не говорили о совместных закупках по 223-ФЗ. Они проводятся, но еще реже, чем по 44-ФЗ. На законодательном уровне 223-ФЗ не регулирует такие торги, сам термин не закреплен в этом законе. Но если каким-то крупным корпорациям или компаниям все же необходимо провести совместные торги, то они руководствуются положениями 44-ФЗ.

Источник: https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/sovmestnye-zakupki-po-44-fz.html

44‑ФЗ простым языком. Часть 2

Заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы

Статья актуальна на 1 января 2018

В этот раз переписываем третью главу закона. Расскажем о способах закупок и как проводят совместные и централизованные закупки. Какие требования, ограничения и преимущества заказчик устанавливает для участников. 

Способы закупок

Заказчик проводит закупки у единственного поставщика или конкурентными способами: открытыми или закрытыми. Извещения об открытых закупках заказчик публикует в ЕИС, участвовать в них могут любые поставщики. Закрытые закупки заказчик согласовывает с ФАС и после этого отправляет приглашения ограниченному числу участников, которые способны выполнить контракт.

В ст. 24 44-ФЗ эти способы просто перечислены, мы расскажем о каждом чуть подробнее:

Закупка у единственного поставщикаЗаказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. руб (для учреждений культуры или спортивных организаций не дороже 400 тыс. руб.).  С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка». 
Открытый конкурсКомиссия рассматривает заявки участников и сравнивает цену, качество товара, опыт выполнения аналогичных контрактов, квалификацию сотрудников и т.д. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.
Конкурс с ограниченным участиемЗаказчики используют этот способ только на услуги, которые утверждены в постановлении правительства от 04.02.2015 г. № 99. В нем же прописаны дополнительные требования к участникам таких конкурсов: 

  • финансовые ресурсы для исполнения контракта,
  • право собственности на недвижимость и технику, 
  • опыт аналогичных работ, 
  • нужное количество квалифицированных специалистов.
Двухэтапный конкурсНа первом этапе поставщики присылают заявки, не называя цену, за которую готовы оказать услуги. На втором этапе заказчик сравнивает предложенные цены поставщиков, прошедших отбор на первом этапе. Двухэтапный конкурс часто проводят на закупку строительных услуг, проектировочных работ и научных исследований, высокотехнологичной и инновационной продукции.
Закрытый конкурсПринять участие в закрытой закупке может ограниченный круг поставщиков, которые соотвествуют требованиям и которых заказчик приглашает сам. Если закупка не составляет гостайну, извещение публикуют в ЕИС. В этом случае заинтересованные поставщики подтверждают документами, что соответствуют требованиям, и подают заказчику запрос на предоставление конкурсной документации.
Закрытый конкурс с ограниченным участиемОтличие закрытого конкурса с ограниченным участием в том, что победитель должен пройти предквалификационный отбор.
Закрытый двухэтапный конкурсСначала заказчик оценивает квалификацию поставщика или качество товара, а на втором этапе сравнивает цену. 
Электронный аукционСамый популярный вид закупок по 44-ФЗ (62% всех закупок в 2017). Проходит в электронной форме на одной из 8 ЭТП. Для участия нужна электронная подпись и аккредитация на ЭТП (с 1 января 2019 регистрация в ЕИС). Заявка состоит из двух частей, которые нужно подать одновременно. До аукциона заказчик рассматривает первую, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения. Участники снижают НМЦ «на шаг» от 0,5 до 5% НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.
Закрытый аукционВ бумажных закрытых аукционах участники подают заявки в запечатанном конверте. Прошедшие участвуют в аукционе лично, снижая цену, поднимая таблички. В электронной форме закрытые аукционы проходят на специализированных торговых площадках. 
Запрос котировокЭто относительно простая и быстрая процедура. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. После окончания срока подачи заказчик смотрит сразу все заявки, а победителя определяют по цене. НМЦ такой закупки — не выше 500 тыс. руб. и совокупный годовой объем таких закупок не более 10% от запланированных заказчиком на год.
Запрос предложенийЧаще всего заказчик проводит запрос при несостоявшихся аукционах или повторных конкурсов, а также при закупке на лечение российских граждан за границей и в некоторых других ситуациях.

С 2019 года на бумаге осталась только часть закупок у единственного поставщика, некоторые закрытые закупки и закупки за границей. 

В бумажных конкурсах заказчик может выделять товары и услуги в отдельные лоты. Для каждого лота заказчик обосновывает и устанавливает НМЦ, а поставщики подают заявки на участие в определенном лоте. На каждый лот заключается отдельный контракт. 

Выбирая способ, которым провести закупку, заказчик учитывает: 

  • ограничения в его применении,
  • сроки проведения и другие параметры, 
  • НМЦ и отрасль закупки. 

Если заказчик неправильно выберет способ закупки, он получит штраф. 

Особенности проведения электронных закупок 

Все электронные закупки, обмен документами и заключение контракта проходят на ЭТП, закрытые электронные закупки — на специализированных ЭТП.

Правительство установило единые требования к открытым и закрытым ЭТП, в том числе к технической стороне работы, взаимодействию с ЕИС, хранению информации и т.д.

 ЭТП обязаны работать непрерывно и надежно, давать равный доступ участникам к закупкам, обеспечить неизменность подписанных документов. 

В течение часа после размещения любой новой информации о закупке на ЭТП она дублируется в ЕИС. Доступ к информации о закупке бесплатный. С 1 июля 2018 у ЭТП появилось право брать плату с победителя закупки. 

Правительство оставило за собой возможность разработать типовую форму документации о закупке, заявки и других документов. Если такие формы утвердят, участники закупок обязаны их использовать. 

ЭТП предоставляют заказчикам следующую информацию об участниках закупки: 

  • копии учредительных документов (или их заверенный перевод),
  • ФИО и должность лица, имеющего право действовать без доверенности, его паспортные данные такого лица или данные и ИНН,
  • решение об одобрении крупной сделки, 
  • для физического лица — только копию паспорта, 
  • копии документов о госрегистрации юрлица или ИП (или заверенный перевод), 
  •  выписку из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП, 

Совместные конкурсы и аукционы 

Несколько заказчиков могут проводить совместные закупки одних и тех же товаров, работ и услуг. Организатором совместного конкурса или аукциона выступает государственный уполномоченный орган. Заказчики заключают с ним соглашение, в котором прописывают: 

  • юридическую информацию о сторонах, 
  • сведения о закупках (идентификационные коды, НМЦ, сроки и т.д.)
  • порядок проведения закупок, 
  • перечень полномочий организатора,
  • другую необходимую информацию. 

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных закупок пропорционально доле НМЦ. Контракт с победителем каждый заказчик заключает по отдельности. 

Централизация закупок 

Закон предусматривает возможность централизовать любые закупки госзаказчиков на федеральном или муниципальном уровне.

В этом случае один уполномоченный специализированный орган будет планировать закупки, проводить их, оценивать заявки, принимать товар.

При этом он не сможет обосновывать закупки, определять условия контракта, в том числе НМЦ, и подписывать контракт. Контракты подписывают заказчики, для которых выбраны поставщики.

Ограничения и преимущества поставщиков

Ограничивать участие в закупке можно только в случаях, предусмотренных законом. Все ограничения заказчик перечисляет в документах закупки. Если он выставил ограничение, не предусмотренное 44-ФЗ или постановлением правительства, он должен обосновать это. 

Участвовать в закупках поставщики могут самостоятельно или через представителей. Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, выданной в соответствии с Гражданским кодексом.

Организациям инвалидов и учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы

Предприятие УИС или организация инвалидов участвуют в закупке наравне со всеми, но если побеждают, то могут повысить свою цену на 15%, (не выше НМЦ). Преимущество дается при закупке определенных товаров, включенных в перечень правительством. Заказчик указывает в извещении о закупке о том, что для организации инвалидов и предприятия УИС получат приемущества. 

Также такие организации платят меньше обеспечение в крупных заявки. В закупках > 20 млн руб. — всего от 0,5 до 2% от НМЦ (для остальных категорий этот параметр — от 0,5 до 5% от НМЦ). 

Субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям

Госзаказчики должны провести у СМП и СОНКО не меньше 15% от годового объема закупок. НМЦ каждой такой закупки не выше 20 млн рублей. Давать преимущества этим организациям можно в открытых конкурсах, конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, электронных аукционах, запросах котировок и запросах предложений. 

Заказчик может установить преимущество так: 

  • объявить закупку только среди СМП,
  • потребовать, чтобы победитель закупки взял на субподряд организации из числа СМП и СОНКО. 

В первом случае участник закупки из числа СМП или СОНКО должен задекларировать, что он принадлежит к этой категории бизнеса. Во втором случае несет гражданско-правовую ответственность, если не выполнит это требование. 

Если закупка, объявленная только среди СМП, не состоялась, заказчик может провести ее на общих основаниях. Контракт, заключенный с СМП, заказчик оплачивает в течение 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки. 

По итогам года заказчик публикует в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО, куда включает информацию о состоявшихся и несостоявшихся закупках с ними. 

Единые требования 

Поставщик может участвовать в закупке, если:

  • организация не ликвидируется, не является банкротом, не приостановила деятельность,
  • не имеет задолженностей по налогам, 
  • у руководителя и главбуха нет судимости в сфере экономики,
  • за последние 2 года не привлекался к административной ответственности,
  • нет аффилированности с заказчиком,
  • обладает исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности, 
  • не принадлежит к оффшорным компаниям (это подтверждается при аккредитации на ЭТП, выпиской из ЕГРЮЛ в заявке для конкурса, для запроса котировок выписку предоставляют при подписании контракта),
  • нет ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации,
  • не состоит в РНП, если заказчик установил в закупке требование об отсутствии в реестре.

Закон не обязывает документально подтверждать соответствие единым требованиям. Участник декларирует это, ставя галочку на ЭТП. Но комиссия по закупкам может проверить данные. Если поставщик им не соответствует или предоставил недостоверную информацию, заказчик отклонит его заявку. 

Дополнительные требования 

Устанавливать дополнительные требования заказчик может только на отдельные виды товаров в конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, закрытых конкурсах с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсах или аукционах. Дополнительные требования прописаны в постановлении от 04.02.2015 г. № 99: 

  • финансовые ресурсы для исполнения контракта,
  • право собственности на недвижимость и технику, 
  • опыт аналогичных работ, 
  • нужное количество квалифицированных специалистов.

Эти требования поставщики должны подтверждать документально. Например, прикладывать к заявке копии актов приемки выполненных работ по аналогичным контрактам, трудовые договоры с квалифицированными специалистами, бухгалтерскую отчетность. 

Все требования заказчики прописывают в документах закупки и не имеют права выходить за рамки 44-ФЗ. Если заказчик необоснованно отклонил заявку, это можно обжаловать в ФАС. 

Отдельно прописаны требования к поставщикам жизненно важных лекарств. Заказчик имеет право в любой момент отказаться заключать контракт, если обнаружит, что: 

  • предельная цена этих лекарств не зарегистрирована,
  • цена превышает предельную цену отпускных цен производителя, а поставщик отказывается ее снижать. 

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: 

44-ФЗ простым языком. Часть 1.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4. 

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11. 

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1147-44-fz-2

Совместные конкурсы и аукционы – правила проведения

Заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы

Совместные конкурсы и аукционы вправе организовывать заказчики, осуществляющие закупку одних и тех же товаров, работ или услуг.

В ст. 25 44-ФЗ подробно сказано о таком виде закупок, как совместные конкурсы и аукционы.

А Постановление Правительства РФ от 28.11.13 № 1088 утверждает организацию и порядок их проведения.

Действие 44 Федерального Закона направлено на оптимизацию самого процесса приобретения товаров, работ или услуг для нужд бюджетных учреждений, с целью экономии как финансовых, так и трудовых ресурсов.

В некоторых случаях использование совместных закупок обеспечивает максимальную выгоду. В рамках 44-ФЗ заказчики имеют право организовывать такие конкурсы и аукционы в случае, если 2 или более заказчика нуждаются в одинаковых товарах работах и услугах, в любых объемах.

Федеральный закон ”О контрактной системе в сфере закупок…” предусматривает два варианта организации торгов с несколькими заказчиками:

  1. В соответствии со ст. 26 44-ФЗ — организация централизованных закупок.

  2. В соответствии со ст. 25 44-ФЗ — проведение совместных конкурсов и аукционов.

Главным отличием этих методов является то, что в случае централизованных закупок в качестве организатора выступает Уполномоченный орган, а при совместных конкурсах и аукционах организатором имеет право также выступить один из заказчиков.

Например, если назначен Уполномоченный орган он и проводит закупки для каждого заказчика отдельно (централизовано), то он и будет выступать организатором закупок.

Условия организации совместных конкурсов и аукционов

Сразу стоит сказать, что проведение таких закупок не является обязательным и заказчики организуют их только по собственному усмотрению. Как уже говорилось выше, правила проведения совместных закупок утверждены в Постановлении Правительства № 1088.

В случае, если у нескольких заказчиков возникают одинаковые потребности, они имеют право заключить соглашение о проведении совместного аукциона или конкурса.

Проведение совместных закупок по 44-ФЗ

В соглашении, которое заключают заказчики, прописываются права и обязанности сторон. А также выбирается организатор, т.е. один из них или Уполномоченный орган, которому передается часть полномочий.

Соглашение должно содержать информацию, установленную п. 2 ст. 25 44-ФЗ:

  1. информация обо всех сторонах соглашения и идентификационный код;

  2. данные об объекте и объеме совместной закупки, а также условия по выполнению контракта;

  3. НМЦК каждого заказчика с ее обоснованием;

  4. права и обязанности каждой из сторон соглашения;

  5. информация об организаторе торгов и переданные ему полномочия;

  6. порядок формирования комиссии и регламент ее работы;

  7. сроки и порядок разработки закупочной документации и ее утверждения;

  8. сроки проведения совместных конкурсов или аукционов;

  9. порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением тендера;

  10. срок действия заключенного соглашения;

  11. порядок рассмотрения споров;

  12. какие-либо другие условия, определяющие отношения между сторонами договора.

В план-график закупок каждым из заказчиков добавляются сведения о наименовании организатора такого тендера, на основании подписанного соглашения.

Организатор совместного конкурса или аукциона утверждает состав комиссии, в которую должны быть включены представители всех заказчиков, в количестве пропорциональном доле начальной максимальной цене контракта каждого из них в общем объеме закупки.

В обязанности организатора входит:

  1. контроль работы комиссии;

  2. информационное обеспечение закупки — от разработки документации до ее разъяснения;

  3. рассылка приглашений на участие, в случае проведения закрытого конкурса или аукциона;

  4. размещение информации о совместном конкурсе или аукционе в ЕИС;

  5. после проведения процедуры, организатор должен направить копии протокола всем сторонам соглашения, в срок не позднее одного дня, после подписания этих протоколов.

Контракт каждый заказчик с победителем заключает отдельно.

Начальная цена определяется каждым заказчиком самостоятельно, а сумма НМЦК, которая указывается в извещении и документации о проведении закупки, является суммой начальной максимальной цены всех заказчиков и ее обоснование содержит обоснование каждого из них.

Расходы, которые требуются на проведение совместного конкурса или аукциона, несут все заказчики в размере, пропорциональном их доле начальной максимальной цены в общем объеме НМЦК.

Важно: при уклонении победителя от подписания контракта, денежные средства, внесенные как обеспечение заявки, делятся между заказчиками по такому же принципу, т.е пропорционально доле НМЦК в общем объеме.

Если для обеспечения заявки на участие деньги вносятся на спецсчет в банке, то при внесении обеспечения исполнения контракта, деньги или банковскую гарантию победитель должен предоставить каждому заказчику отдельно, исходя из НМЦК каждого из них.

Преимущества и недостатки совместных аукционов и конкурсов

В преимущества можно отнести тот факт, что без использования совместных закупок некоторые процедуры вовсе не были бы осуществлены.

Например, когда требуется приобрести небольшой объем товара или услуг, и поэтому нецелесообразно организовывать торги из-за затрат на них. Также, маленькие объемы закупаемых товаров, работ или услуг не всегда выгодны и интересны поставщиками, и заявок на участие может не поступить.

Совместные конкурсы и аукционы позволяют увеличить НМЦК контракта, привлечь больше поставщиков и оправдать затраты на организацию закупки.

Еще пример, в случае если нескольким заказчикам находящимся в одном городе нужен товар или выполнение каких-либо специфических работ, а поставщик или исполнитель находится только в удаленном регионе и ему не выгодно заключать контракт с одним заказчиком. То совместная закупка выгодна обеим сторонам, так как из-за одинаковых сроков поставки или выполнения работ у поставщика, исполнителя уменьшаются затраты на логистику, а у заказчиков происходит экономия бюджетных средств.

Например, доставка продуктов питания в села или деревни: если бы поставщику надо было везти свою продукцию только в одно место, то это было бы невыгодно и затрат вышло бы больше, чем при были. Но если поставка будет проводиться в несколько населенных пунктов, находящихся рядом, то контракт окажется выгодным и участники закупки проявят к нему больший интерес.

При этом существенным недостатком может оказаться, что не каждый заказчик готов выступить в роли организатора совместного конкурса или аукциона, т.к. на него возлагается большая работа и ответственность.

Ввиду этого, неопытный заказчик просто не справится с возложенными на него обязанностями, а квалифицированный — сможет и самостоятельно организовать тендер.

В ЕИС такие закупки отмечены специальным значком под номером закупки.

Ответственность за нарушения

Административная ответственность за нарушение предусмотрена как для организатора тендера, так и для членов комиссии по совместным закупкам.

Чаще всего нарушения выявляются по части документации и информационного обеспечения торгов.

Как итог, можно заключить, что в случае редкого проведения закупочных процедур в небольших объемах — организация совместных аукционов и конкурсов выгодна и оправдана.

Как показывает практика, основной отраслью проведения данного вида закупок является здравоохранение. При этом, практически всегда проводятся совместные аукционы, а совместные конкурсы явление достаточно редкое.

©ООО МКК “РусТендер” 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника – tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Централизованные закупки

Тендерное сопровождение закупок

Субподряд по 44-ФЗ и 223-ФЗ: новые запреты и ограничения

Поделитесь ссылкой на эту статью

Источник: https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/sovmestnye-zakupki

Что такое совместные закупки в рамках госзаказа? | Контур.Закупки

Заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы

Под совместными закупками в контексте государственных нужд понимается объединение двух или более заказчиков для проведения конкурса или аукциона в целях приобретения одинаковых товаров. В этом материале пойдет речь об особенностях такой процедуры по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Зачем проводить совместные закупки

Идея, конечно же, в том, чтобы сэкономить. Закупая существенный объем товара, можно получить хорошие скидки или оптовую цену. Кроме того, сэкономить можно и на затратах на организацию закупки, разделив их с другими заказчиками.

Тем не менее торги, проводимые в интересах нескольких заказчиков, нельзя назвать популярными ни в рамках 44-ФЗ, ни в рамках 223-ФЗ. Но иногда они все-таки проводятся, поэтому заслуживают внимания.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Коллективные закупки по закону 44-ФЗ

Проведение совместных закупок регулируется частью 25 закона 44-ФЗ. В этой норме описаны общие принципы, а конкретные правила установлены в постановлении Правительства № 1088 от 23 ноября 2013 года.

Итак, совместные торги проводятся по следующим правилам:

  • в качестве способа определения поставщика можно использовать только конкурс либо аукцион;
  • победитель заключает с каждым из заказчиков отдельный контракт;
  • между заказчиками, проводящими совместную закупку, заключается соглашение (более подробно о нем расскажем чуть позже).

Кто проводит

Организовать совместную закупку может уполномоченный орган или один из заказчиков.

Уполномоченный орган — это орган власти, на который возлагаются функции организации закупок. Такие органы могут либо быть созданы специально для осуществления указанных функций, либо получить эти полномочия в дополнение к своей основной деятельности.

Если такой орган отсутствует, определяется один из заказчиков совместной закупки, кто соглашается исполнять эти функции.

В рамках проведения совместной закупки ее организатор выполняет такие обязанности:

  • разрабатывает закупочную документацию и размещает в ЕИС (документация предварительно согласовывается со всеми заказчиками);
  • публикует в системе информацию о том, как проходят торги, какие изменения вносятся в документы и так далее;
  • дает разъяснения по запросам участников;
  • публикует в ЕИС протоколы торгов;
  • размещает проект государственного контракта.

Соглашение заказчиков

Соглашение между участниками коллективной закупки является основополагающим документом для ее проведения. В нем прописывается следующая информация:

  • о заказчиках и организаторе совместной закупки;
  • об объекте, который закупается;
  • о том, какая часть полномочий заказчиков передается организатору торгов;
  • об условиях поставки объекта закупки каждому из заказчиков, включая сведения о месте, времени, объеме товара и так далее;
  • о размерах НМЦК, рассчитанных каждым из заказчиков, и ее обосновании;
  • о закупочной документации;
  • о создании и действии комиссии по закупке;
  • о сроках, включая срок разработки документации;
  • о том, как будут оплачиваться общие расходы;
  • о том, каковы объемы прав, обязанностей и ответственности каждого из заказчиков;
  • о сроке действия соглашения и порядке разрешения возникающих в связи с ним споров.

Когда соглашение подписано, заказчики должны изменить свои плановые документы. В них необходимо отразить, что закупка носит коллективный характер.

На следующем этапе организатор торгов формирует закупочную комиссию. В нее должны войти представители каждого заказчика. Количество членов комиссии от каждого из них должно быть пропорционально доле этого заказчика в общей цене контракта. По тому же принципу происходит и распределение общих расходов, которые участники совместной закупки несут в связи с ее проведением.

В остальном процедура проводится также, как обычный конкурс или аукцион по 44-ФЗ.

Совместная закупка по закону 223-ФЗ

Чаще всего субъекты, которые обязаны вести закупки по 223-ФЗ, прибегают к совместным закупкам по инициативе головной компании. То есть часто такой вид торгов проводится корпорациями для своих зависимых обществ.

Суть в том же, что и при проведении совместной закупки по 44-ФЗ — сэкономить за счет получения предмета закупки по оптовой цене.

Нередко корпорации, холдинги и прочие заказчики, которые проводят для своих зависимых обществ совместные закупки по 223-ФЗ, руководствуются правилами, установленными законом 44-ФЗ.

Несвязанные между собой заказчики редко прибегают к такой форме торгов, но все-таки иногда это происходит. В таком случае организовывать всю процедуру берется основной заказчик, который испытывает наибольшую потребность в закупаемом товаре. А все прочие, чьи потребности скромнее, присоединяются к нему.

Закон 223-ФЗ не регламентирует проведение совместной закупки, поэтому практически все правила устанавливаются заказчиком самостоятельно.

Плюсы и минусы

Преимущества совместных закупок очевидны для всех звеньев процедуры:

  1. Участники получают выгодные цены.
  2. Поставщики получают возможность реализовать больший объем своих товаров.
  3. Организаторы — уполномоченные органы — могут снизить трудозатраты на проведение закупки.

Минусы связаны со сложностью организации коллективных торгов. Если нет уполномоченного органа, то его роль приходится исполнять кому-то из заказчиков. Но далеко не каждый захочет принять на себя дополнительные функции и ответственность.

Сложности, которые могут возникнуть

Поставщик, выигравший совместную закупку, уклоняется от контракта с одним из заказчиков. Заключаются ли при этом остальные контракты?

В этом случае остальные подписанные контракты будут считаться действующими. Поставщик получит обратно обеспечение своей заявки не полностью: часть суммы будет переведена заказчику, с которым он не заключил контракт. Также при этом поставщик может быть включен по решению ФАС в РНП.

Кто из заказчиков должен обосновывать НМЦК при совместной закупке по 44-ФЗ?

При проведении совместного конкурса или аукциона обосновывать НМЦК должен каждый из заказчиков. Цена и ее обоснование включаются в соглашение, которое заключают заказчики.

Если проводится электронный аукцион для СМП, может ли цена лота превышать 20 млн рублей? Цена каждого контракта при этом меньше указанной суммы.

Правоприменительной практики по этому вопросу пока не сложилось, поэтому специалисты рекомендуют избегать совместных закупок для СМП. Но если все-таки такая процедура будет проводиться, безопаснее не устанавливает цену лота более 20 млн рублей.

Допустим, совместная закупка по 44-ФЗ не состоялась. Могут ли заказчики заключить контракт с единственным поставщиком?

Пункт 9 Правил, утвержденных упомянутым выше постановлением № 1088, гласит, что каждый заказчик должен решать этот вопрос сам, руководствуясь нормами закона 44-ФЗ.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/chto-takoe-sovmestnye-zakupki-v-ramkax-goszakaza/

Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1088

Заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы

Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1088
“Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов”

9 июня 2014 г., 27 июля 2019 г.

В соответствии с Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения совместных конкурсов и аукционов.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. N 631 “Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 44, ст. 4602);

постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2007 г.

N 647 “О внесении изменений в Положение о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 42, ст. 5048).

3.

 Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением пункта 4 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу с 1 января 2015 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Д. Медведев

Москва

28 ноября 2013 г.

N 1088

Правилапроведения совместных конкурсов и аукционов

(утв. постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1088)

9 июня 2014 г., 27 июля 2019 г.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения совместных конкурсов и аукционов.

2. При осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы.

3.

 Для организации и проведения совместного конкурса или аукциона заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, соответствующие полномочия которых определены в соответствии со статьей 26 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее соответственно – заказчики, Федеральный закон), заключают между собой соглашение о проведении совместного конкурса или аукциона (далее – соглашение) до утверждения конкурсной документации или документации об аукционе (далее – документация).

При этом уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, на которые возложены полномочия только на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), могут выступать стороной соглашения только в качестве организатора совместного конкурса или аукциона. Соглашение содержит информацию, указанную в части 2 статьи 25 Федерального закона.

4. После подписания соглашения заказчики вносят в план-график сведения о наименовании организатора совместного конкурса или аукциона (далее – организатор).

5. Организация и проведение совместного конкурса или аукциона осуществляются организатором, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий по организации и проведению такого конкурса или аукциона. Совместный конкурс или аукцион проводится в порядке, установленном Федеральным законом в отношении конкурсов или аукционов.

6. В целях проведения совместного конкурса или аукциона организатор:

а) осуществляет утверждение состава комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением;

Подпункт “б” изменен с 7 августа 2019 г. – Постановление Правительства России от 27 июля 2019 г. N 973

Изменения применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после 7 августа 2019 г.

См. предыдущую редакцию

б) разрабатывает и размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, разрабатывает и направляет приглашение принять участие в закрытом конкурсе или аукционе, а также разрабатывает и утверждает документацию, подготовленные в соответствии с Федеральным законом.

Начальная (максимальная) цена, указываемая в таких извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов, начальных цен единиц товара, работы, услуги каждого заказчика;

в) предоставляет документацию заинтересованным лицам;

г) предоставляет разъяснения положений документации;

д) при необходимости вносит изменения в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию;

е) осуществляет размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено Федеральным законом при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);

ж) направляет копии протоколов, составленных в ходе проведения совместного конкурса или аукциона, каждой стороне соглашения не позднее дня, следующего за днем подписания указанных протоколов, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленных Федеральным законом случаях;

з) осуществляет иные полномочия, переданные ему соглашением.

7. Стороны соглашения несут расходы на проведение совместного конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводится совместный конкурс или аукцион.

8. Контракт с победителем совместного конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком самостоятельно.

9. При признании совместного конкурса или аукциона несостоявшимся в случаях, установленных Федеральным законом, принятие решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и согласование такого решения осуществляется заказчиками самостоятельно в соответствии с Федеральным законом.

Во исполнение нового Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд установлен порядок проведения совместных конкурсов и аукционов.

Если у 2 и более заказчиков есть потребность в одних и тех же товарах, работах, услугах, они вправе провести совместные конкурсы или аукционы.

Для этого заказчики заключают между собой специальное соглашение. Это нужно сделать до утверждения конкурсной документации или документации об аукционе.

После подписания соглашения заказчики вносят в план-график сведения о наименовании организатора совместного конкурса или аукциона.

Прописаны полномочия названного организатора. Так, он утверждает состав комиссии по осуществлению закупок. Предоставляет документацию заинтересованным лицам и разъясняет ее положения. Размещает в единой информационной системе в сфере закупок информацию и документы, необходимые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместного конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме цен.

Контракт с победителем совместного конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком самостоятельно.

Если совместный конкурс или аукцион признан несостоявшимся, решение о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) принимается заказчиками самостоятельно.

Прежнее положение о проведении совместных торгов признано утратившим силу.

Постановление вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением требования о включении в план-график сведений о наименовании организатора. Оно применяется с 1 января 2015 г.

Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1088 “Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов”

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением пункта 4 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных настоящим постановлением, вступающего в силу с 1 января 2015 г.

Текст постановления опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 2 декабря 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 декабря 2013 г. N 49 (часть VII) ст. 6431

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 27 июля 2019 г. N 973

Изменения вступают в силу с 7 августа 2019 г. и применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после 7 августа 2019 г.

Постановление Правительства РФ от 9 июня 2014 г. N 533

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Источник: https://base.garant.ru/70522254/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.