Заключение контракта с несколькими участниками закупки

Содержание

44‑ФЗ простым языком. Часть 2

Заключение контракта с несколькими участниками закупки

Статья актуальна на 1 января 2018

В этот раз переписываем третью главу закона. Расскажем о способах закупок и как проводят совместные и централизованные закупки. Какие требования, ограничения и преимущества заказчик устанавливает для участников. 

Способы закупок

Заказчик проводит закупки у единственного поставщика или конкурентными способами: открытыми или закрытыми. Извещения об открытых закупках заказчик публикует в ЕИС, участвовать в них могут любые поставщики. Закрытые закупки заказчик согласовывает с ФАС и после этого отправляет приглашения ограниченному числу участников, которые способны выполнить контракт.

В ст. 24 44-ФЗ эти способы просто перечислены, мы расскажем о каждом чуть подробнее:

Закупка у единственного поставщикаЗаказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. руб (для учреждений культуры или спортивных организаций не дороже 400 тыс. руб.).  С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка». 
Открытый конкурсКомиссия рассматривает заявки участников и сравнивает цену, качество товара, опыт выполнения аналогичных контрактов, квалификацию сотрудников и т.д. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.
Конкурс с ограниченным участиемЗаказчики используют этот способ только на услуги, которые утверждены в постановлении правительства от 04.02.2015 г. № 99. В нем же прописаны дополнительные требования к участникам таких конкурсов: 

  • финансовые ресурсы для исполнения контракта,
  • право собственности на недвижимость и технику, 
  • опыт аналогичных работ, 
  • нужное количество квалифицированных специалистов.
Двухэтапный конкурсНа первом этапе поставщики присылают заявки, не называя цену, за которую готовы оказать услуги. На втором этапе заказчик сравнивает предложенные цены поставщиков, прошедших отбор на первом этапе. Двухэтапный конкурс часто проводят на закупку строительных услуг, проектировочных работ и научных исследований, высокотехнологичной и инновационной продукции.
Закрытый конкурсПринять участие в закрытой закупке может ограниченный круг поставщиков, которые соотвествуют требованиям и которых заказчик приглашает сам. Если закупка не составляет гостайну, извещение публикуют в ЕИС. В этом случае заинтересованные поставщики подтверждают документами, что соответствуют требованиям, и подают заказчику запрос на предоставление конкурсной документации.
Закрытый конкурс с ограниченным участиемОтличие закрытого конкурса с ограниченным участием в том, что победитель должен пройти предквалификационный отбор.
Закрытый двухэтапный конкурсСначала заказчик оценивает квалификацию поставщика или качество товара, а на втором этапе сравнивает цену. 
Электронный аукционСамый популярный вид закупок по 44-ФЗ (62% всех закупок в 2017). Проходит в электронной форме на одной из 8 ЭТП. Для участия нужна электронная подпись и аккредитация на ЭТП (с 1 января 2019 регистрация в ЕИС). Заявка состоит из двух частей, которые нужно подать одновременно. До аукциона заказчик рассматривает первую, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения. Участники снижают НМЦ «на шаг» от 0,5 до 5% НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.
Закрытый аукционВ бумажных закрытых аукционах участники подают заявки в запечатанном конверте. Прошедшие участвуют в аукционе лично, снижая цену, поднимая таблички. В электронной форме закрытые аукционы проходят на специализированных торговых площадках. 
Запрос котировокЭто относительно простая и быстрая процедура. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. После окончания срока подачи заказчик смотрит сразу все заявки, а победителя определяют по цене. НМЦ такой закупки — не выше 500 тыс. руб. и совокупный годовой объем таких закупок не более 10% от запланированных заказчиком на год.
Запрос предложенийЧаще всего заказчик проводит запрос при несостоявшихся аукционах или повторных конкурсов, а также при закупке на лечение российских граждан за границей и в некоторых других ситуациях.

С 2019 года на бумаге осталась только часть закупок у единственного поставщика, некоторые закрытые закупки и закупки за границей. 

В бумажных конкурсах заказчик может выделять товары и услуги в отдельные лоты. Для каждого лота заказчик обосновывает и устанавливает НМЦ, а поставщики подают заявки на участие в определенном лоте. На каждый лот заключается отдельный контракт. 

Выбирая способ, которым провести закупку, заказчик учитывает: 

  • ограничения в его применении,
  • сроки проведения и другие параметры, 
  • НМЦ и отрасль закупки. 

Если заказчик неправильно выберет способ закупки, он получит штраф. 

Особенности проведения электронных закупок 

Все электронные закупки, обмен документами и заключение контракта проходят на ЭТП, закрытые электронные закупки — на специализированных ЭТП.

Правительство установило единые требования к открытым и закрытым ЭТП, в том числе к технической стороне работы, взаимодействию с ЕИС, хранению информации и т.д.

 ЭТП обязаны работать непрерывно и надежно, давать равный доступ участникам к закупкам, обеспечить неизменность подписанных документов. 

В течение часа после размещения любой новой информации о закупке на ЭТП она дублируется в ЕИС. Доступ к информации о закупке бесплатный. С 1 июля 2018 у ЭТП появилось право брать плату с победителя закупки. 

Правительство оставило за собой возможность разработать типовую форму документации о закупке, заявки и других документов. Если такие формы утвердят, участники закупок обязаны их использовать. 

ЭТП предоставляют заказчикам следующую информацию об участниках закупки: 

  • копии учредительных документов (или их заверенный перевод),
  • ФИО и должность лица, имеющего право действовать без доверенности, его паспортные данные такого лица или данные и ИНН,
  • решение об одобрении крупной сделки, 
  • для физического лица — только копию паспорта, 
  • копии документов о госрегистрации юрлица или ИП (или заверенный перевод), 
  •  выписку из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП, 

Совместные конкурсы и аукционы 

Несколько заказчиков могут проводить совместные закупки одних и тех же товаров, работ и услуг. Организатором совместного конкурса или аукциона выступает государственный уполномоченный орган. Заказчики заключают с ним соглашение, в котором прописывают: 

  • юридическую информацию о сторонах, 
  • сведения о закупках (идентификационные коды, НМЦ, сроки и т.д.)
  • порядок проведения закупок, 
  • перечень полномочий организатора,
  • другую необходимую информацию. 

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных закупок пропорционально доле НМЦ. Контракт с победителем каждый заказчик заключает по отдельности. 

Централизация закупок 

Закон предусматривает возможность централизовать любые закупки госзаказчиков на федеральном или муниципальном уровне.

В этом случае один уполномоченный специализированный орган будет планировать закупки, проводить их, оценивать заявки, принимать товар.

При этом он не сможет обосновывать закупки, определять условия контракта, в том числе НМЦ, и подписывать контракт. Контракты подписывают заказчики, для которых выбраны поставщики.

Ограничения и преимущества поставщиков

Ограничивать участие в закупке можно только в случаях, предусмотренных законом. Все ограничения заказчик перечисляет в документах закупки. Если он выставил ограничение, не предусмотренное 44-ФЗ или постановлением правительства, он должен обосновать это. 

Участвовать в закупках поставщики могут самостоятельно или через представителей. Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, выданной в соответствии с Гражданским кодексом.

Организациям инвалидов и учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы

Предприятие УИС или организация инвалидов участвуют в закупке наравне со всеми, но если побеждают, то могут повысить свою цену на 15%, (не выше НМЦ). Преимущество дается при закупке определенных товаров, включенных в перечень правительством. Заказчик указывает в извещении о закупке о том, что для организации инвалидов и предприятия УИС получат приемущества. 

Также такие организации платят меньше обеспечение в крупных заявки. В закупках > 20 млн руб. — всего от 0,5 до 2% от НМЦ (для остальных категорий этот параметр — от 0,5 до 5% от НМЦ). 

Субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям

Госзаказчики должны провести у СМП и СОНКО не меньше 15% от годового объема закупок. НМЦ каждой такой закупки не выше 20 млн рублей. Давать преимущества этим организациям можно в открытых конкурсах, конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, электронных аукционах, запросах котировок и запросах предложений. 

Заказчик может установить преимущество так: 

  • объявить закупку только среди СМП,
  • потребовать, чтобы победитель закупки взял на субподряд организации из числа СМП и СОНКО. 

В первом случае участник закупки из числа СМП или СОНКО должен задекларировать, что он принадлежит к этой категории бизнеса. Во втором случае несет гражданско-правовую ответственность, если не выполнит это требование. 

Если закупка, объявленная только среди СМП, не состоялась, заказчик может провести ее на общих основаниях. Контракт, заключенный с СМП, заказчик оплачивает в течение 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки. 

По итогам года заказчик публикует в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО, куда включает информацию о состоявшихся и несостоявшихся закупках с ними. 

Единые требования 

Поставщик может участвовать в закупке, если:

  • организация не ликвидируется, не является банкротом, не приостановила деятельность,
  • не имеет задолженностей по налогам, 
  • у руководителя и главбуха нет судимости в сфере экономики,
  • за последние 2 года не привлекался к административной ответственности,
  • нет аффилированности с заказчиком,
  • обладает исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности, 
  • не принадлежит к оффшорным компаниям (это подтверждается при аккредитации на ЭТП, выпиской из ЕГРЮЛ в заявке для конкурса, для запроса котировок выписку предоставляют при подписании контракта),
  • нет ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации,
  • не состоит в РНП, если заказчик установил в закупке требование об отсутствии в реестре.

Закон не обязывает документально подтверждать соответствие единым требованиям. Участник декларирует это, ставя галочку на ЭТП. Но комиссия по закупкам может проверить данные. Если поставщик им не соответствует или предоставил недостоверную информацию, заказчик отклонит его заявку. 

Дополнительные требования 

Устанавливать дополнительные требования заказчик может только на отдельные виды товаров в конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, закрытых конкурсах с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсах или аукционах. Дополнительные требования прописаны в постановлении от 04.02.2015 г. № 99: 

  • финансовые ресурсы для исполнения контракта,
  • право собственности на недвижимость и технику, 
  • опыт аналогичных работ, 
  • нужное количество квалифицированных специалистов.

Эти требования поставщики должны подтверждать документально. Например, прикладывать к заявке копии актов приемки выполненных работ по аналогичным контрактам, трудовые договоры с квалифицированными специалистами, бухгалтерскую отчетность. 

Все требования заказчики прописывают в документах закупки и не имеют права выходить за рамки 44-ФЗ. Если заказчик необоснованно отклонил заявку, это можно обжаловать в ФАС. 

Отдельно прописаны требования к поставщикам жизненно важных лекарств. Заказчик имеет право в любой момент отказаться заключать контракт, если обнаружит, что: 

  • предельная цена этих лекарств не зарегистрирована,
  • цена превышает предельную цену отпускных цен производителя, а поставщик отказывается ее снижать. 

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: 

44-ФЗ простым языком. Часть 1.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4. 

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11. 

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1147-44-fz-2

Заключение договоров с несколькими участниками закупки в рамках 223-ФЗ

Заключение контракта с несколькими участниками закупки
В закупочной деятельности заказчика могут возникать ситуации, когда он считает целесообразным заключить договоры сразу с несколькими участниками одной конкурентной закупки — например, в случае если заказчик нуждается в большом объеме товаров (сырья, расходных материалов и т.д.), но никто из поставщиков физически не может поставить необходимый объем, и т.д.

И 223-ФЗ позволяет это делать — по итогам конкурентной закупки заказчик вправе заключить договоры с несколькими участниками такой закупки в порядке и в случаях, которые установлены заказчиком в положении о закупке [1]. Таким образом, установление «правил игры» в этом случае является правом и прерогативой самого заказчика.

Нередко заказчики в своих положениях о закупке очень лаконично описывают эти правила или даже вообще их не описывают, а просто устанавливают для себя соответствующую возможность.

Например, в положении о закупке ПАО «Россети» [2] говорится лишь о том, что в документации о закупке (за исключением торгов — конкурсов и аукционов) может быть предусмотрено право заказчика заключить по результатам закупки несколько договоров, в том числе в рамках одного лота.

В положении о закупке ПАО «Транснефть» установлено, что по итогам конкурентной закупки заказчик вправе заключить договоры с несколькими участниками такой закупки в порядке и в случаях, которые установлены заказчиком в документации о закупке, при этом фактическое распределение объема поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, установленных документацией о закупке, должно быть осуществлено при определении лиц, с которыми заключаются договоры. Однако сразу же отметим, что конструкция этих примеров не совсем корректна, так как — порядок и случаи осуществления «делимой» закупки согласно нормам 223-ФЗ должны быть изначально прописаны в положении о закупке (см. выше), а не устанавливаться заказчиком каждый раз в закупочной документации.

Но соответствующие нормы в положениях о закупке могут быть и достаточно подробными. Например, у ЗАО «Аэромар» в отношении такого случая установлены следующие правила (в разделе «Порядок осуществления конкурентной закупки»):

1) Заказчик по итогам конкурентной закупки вправе заключить договоры с несколькими (но не более 7) участниками такой закупки. Если по итогам конкурентной закупки заказчик заключает договоры с несколькими участниками такой закупки, то все такие участники признаются победителями закупки.

2) Случаями, при которых заказчик по итогам конкурентной закупки вправе заключить договоры с несколькими участниками такой закупки, являются риски финансовых потерь (убытков) от заключения договора с одним поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и/или делимость предмета закупки. Под диверсификацией понимается метод борьбы с рисками, стратегия распределения ресурсов (средств), при которых средства распределяются в целях получения наилучшего результата и недопущения финансовых потерь (убытков), в том числе и при заключении и исполнении договоров.

3) Условиями, при которых заказчик по итогам конкурентной закупки вправе заключить договоры с несколькими участниками такой закупки, являются:

  • Сведения о праве заказчика по итогам конкурентной закупки (по одному конкретному лоту) заключить договоры с несколькими участниками такой закупки содержатся в закупочной документации.
  • Общая сумма всех заключаемых договоров с несколькими участниками такой закупки по результатам одной конкурентной закупки (по одному конкретному лоту) не превышает начальную (максимальную) цену закупки (лота).

4) Установлены следующие правила заключения договоров по итогам конкурентной закупки (по одному конкретному лоту) с несколькими участниками такой закупки:

  • Количество участников закупки, с которыми будут заключаться договоры, заказчик определяет по своему усмотрению.
  • Одним из участников закупки, с которыми будут заключаться договоры, является тот участник, заявке на участие в закупке которого присвоено первое место; других участников закупки, с которыми будут заключаться договоры, заказчик определяет без учета мест, присвоенных заявкам этих участников, исходя из обеспечения полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах, в том числе в целях коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
  • Цена заключаемого договора с каждым из таких участников закупки остается на усмотрение заказчика, в пределах установленного процентного соотношения количества необходимого к поставке товара, объема необходимого для выполнения работ (оказания услуг):Если договоры заключаются с 2 участниками закупки: участнику, занявшему 1-е место — не менее 60 %, другому участнику — не более 40 %; если договоры заключаются с 3 участниками закупки: участнику, занявшему 1-е место — не менее 40 %, второму участнику — не более 35 %, третьему участнику — не более 25 %; если договоры заключаются с четырьмя участниками закупки: участнику, занявшему 1-е место — не менее 35 %, второму участнику — не более 30 %, третьему участнику — не более 20 %, четвертому участнику — не более 15 %; если договоры заключаются с пятью участниками закупки: участнику, занявшему первое место — не менее 25 %, второму участнику — не более 23 %, третьему участнику — не более 20 %, четвертому участнику — не более 17 %, пятому участнику — не более 15 %; если договоры заключаются с шестью участниками закупки: участнику, занявшему первое место — не менее 23 %, второму участнику — не более 20 %, третьему участнику — не более 17 %, четвертому участнику — не более 15 %, пятому участнику — не более 14 %, шестому участнику — не более 11 %; если договоры заключаются с семью участниками закупки: участнику, занявшему первое место — не менее 20 %, второму участнику — не более 17 %, третьему участнику — не более 16 % , четвертому участнику — не более 14 %, пятому участнику — не более 12 %, шестому участнику — не более 11 %, седьмому участнику — не более 10%;
  • Цена за единицу товара, работы, услуги в вышеуказанных договорах, заключаемых с такими участниками закупки, должна соответствовать цене единицы товара, работы, услуги, предложенной в их заявках на участие в закупке.
  • Договоры заключаются с участниками закупки, которые в своих заявках на участие в закупке подтвердили свое согласие заключить договор в порядке и на условиях заключения заказчиком договоров с несколькими участниками закупки.

Как мы видим, в данном примере заказчик объясняет свое возможное желание заключить договоры сразу с несколькими участниками закупки желанием снизить риски ситуации, когда поставка необходимых ему товаров (оказание услуг, выполнение работ) будет зависеть только от одного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В принципе такое обоснование может быть разумным — в частности, в этом случае заказчик получает определенный объем нужных ему ТРУ, даже если кто-то из поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сорвет исполнение договора, и реализация какого-то важного проекта не соврется в свою очередь, а только приостановится.

Но здесь нельзя не увидеть, мягко говоря, «хитроумность» избранной схемы, при которой данный заказчик может решать, с какими другими участниками кроме участника с первым местом он может заключить договор без учета мест, занятых этими участниками.

Благодаря этой схеме у него есть возможность заключить договор с 2 участниками и при этом отдать до 40 % закупки «своему» участнику, даже если, например, его цена значительно превышает цену участника с первым местом — конкурентная и прозрачная природа закупки тут теряется.

Не случайно применение данного подхода в закупочной практике этого заказчика вызывает претензии ФАС [3].

Другим возможным основанием для заключения договоров с несколькими участниками конкурентной закупки может стремление заказчика не допустить свою долгосрочную зависимость только от одного поставщика, то есть стратегически обеспечить долгосрочную конкуренцию на рынке своих поставщиков — ведь если вся закупка достанется кому-то одному, то другие поставщики могут быть вынуждены уйти с рынка. Такую мотивацию можно, в частности, увидеть в закупочной политике госкорпорации «Росатом». В положении о закупке этого заказчика имеется отдельный раздел «Заключение договоров с несколькими участниками закупки (распределение заказа), где определены следующие виды ТРУ, при закупке которых заказчик имеет право применять данный прием:

  • консультирование по вопросам состояния рынка труда;
  • поиск и подбор персонала;
  • обучение и развитие персонала;
  • профессиональная подготовка (переподготовка) и (или) повышение квалификации персонала;
  • тестирование и оценка персонала;
  • поставка продуктов питания для обеспечения рабочего питания в организациях, предприятиях и учреждениях атомной отрасли, продовольственного обеспечения специализированных медицинских организаций атомной отрасли (в том числе медицинской части, санатория, профилактория, реабилитационного центра);
  • продукция, для закупки которой предусмотрена обязательная разработка категорийной стратегии, в случае наличия решения о распределении заказа в категорийной стратегии, согласованной и утвержденной в установленном порядке.

Кроме того, рассматриваемое положение о закупке позволяет заключать договоры с несколькими участниками конкурентной закупки и в других исключительных случаях, но для этого необходимо отдельное разрешение генерального директора заказчика.

Можно предположить, что в позициях 1-6 отражены случаи, когда распределение заказа между несколькими участниками закупки может быть вызвано, скорее, большими объемами закупок, а в позиции 7 и в «исключительных случаях» — ситуация, когда рынок поставщиков имеет очень высокий входной порог (например, на рынке есть только 2 поставщика высокотехнологичного оборудования для АЭС, которые зависят от заказов заказчика, и передача всего большого и долгосрочного заказа только одному из них будет означать, что только он и останется на этом рынке).

[1] Ч. 28 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
[2] Здесь и далее сведения из положений о закупке заказчиков приводятся по данным, размещенным в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
[3] См. Решение Московского областного УФАС России от 26.11.2018 по делу N 07-32-31254эп/18.

Также вы можете прочитать статью на нашем сайте.

Читать статью

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c0e18e577e7fc00aaf7d177/zakliuchenie-dogovorov-s-neskolkimi-uchastnikami-zakupki-v-ramkah-223fz-5c6fc8c8e1c97100b4bc68e7

Контракт по ст. 34 44-ФЗ: особенности и условия

Заключение контракта с несколькими участниками закупки

В соответствии с положениями ст. 34 44-ФЗ госконтракт — это соглашение о поставке товаров, работ или услуг заказчику (государственному, региональному или муниципальному) исполнителем (поставщиком), являющееся основанием для оплаты исполненных обязательств.

Основание заключения контракта — это победа в закупочной процедуре. Косвенно можно выделить ещё одно условие — добросовестность победителя, то есть предоставление им сведений о своей организации и поставляемых ТРУ в соответствии с действительностью.

При заключении контракта обязательно следовать условиям, обозначенным в извещении или ином документе, являвшимся приглашением поставщиков принять участие в закупке, а также иных документах, с которыми поставщики имели возможность ознакомиться до объявления результатов торгов.

Законом предусмотрены следующие обязательные условия контракта:

  • цена контракта на всё время его исполнения, а также единицы товара, работ или услуг, осуществляемых исполнителем;
  • сроки и порядок оплаты ТРУ;
  • уменьшение платы заказчика на сумму налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с НК РФ;
  • ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

В случае ненадлежащего исполнения обязательств одним из участников соглашения, пострадавшая сторона в соответствии с п. 5 ст. 34 44-ФЗ вправе взыскать пеню за каждый день просрочки, а также штрафы и неустойки, предусмотренные обязательными условиями договора.

Ст. 34 44-ФЗ допускает заключение следующих видов контрактов:

  • поставки средств сложной техники;
  • закупки реабилитационного оборудования;
  • создание произведений искусства или литературы;
  • выполнение научно-исследовательских работ;
  • оказание образовательных услуг;
  • предоставление лицам лечения в условиях курортов, санаториев, в том числе в отношении детей.

Законом предусмотрено право заказчика на заключение договора сразу с несколькими поставщиками, о чём должно обязательно быть сказано в закупочной документации.

Цена

Ст. 34 44-ФЗ обязывает устанавливать твёрдую цену на весь срок исполнения, а в случае, если объём поставки определить невозможно — максимальное значение цены контракта и формула цены, либо ориентировочная цена контракта.

В случаях, когда определить цену контракта невозможно, закупщик должен обосновать рассчитанную стоимость единицы ТРУ.

Допустимо устанавливать цену контракта в иностранной валюте на основании пояснений, данных в письме Минэкономразвития № Д28и-717. Но при оплате заказчик всё равно обязан организовать порядок пересчёта средств в рубли.

Если договором предусмотрено поэтапное исполнение обязательств, заказчик обязан указать цену каждого из этапов.

Само требование твёрдой цены подразумевает невозможность её изменения. Тем не менее положения статьи 95 44-ФЗ содержат перечень случаев, в которых изменение цены всё-таки возможно по соглашению сторон.

Стоит различать понятие цены контракта по ст. 34 44-ФЗ и НМЦК. Разница в том, что НМЦК — это предельное ценовое значение, рассчитанное заранее и прописанное в плане-графике. А цена контракта по ст. 34 44-ФЗ — это фактическая величина, установленная по итогам проведения закупочной процедуры.

Для расчёта цены контракта заказчик может использовать следующие методы:

  • метод анализа рынка. Он заключается в установлении цены, основанной на ценах на аналогичные ТРУ;
  • нормативный метод. Он применяется к определённым видам закупок, в отношении которых приняты нормативно-правовые акты, регулирующие цену;
  • тарифный метод. Такой метод используется в том случае, если регулирование цены происходит посредством издания местными или региональными властями законов, регулирующих тарифы в определённой сфере деятельности;
  • проектно-сметный метод. Применительно к контрактам, заключаемым в соответствии со ст. 34 44-ФЗ, данный метод применяется относительно определения цены работ по сохранению культурного наследия РФ или создания новых объектов культуры и искусства.

Просрочка, пеня, штрафы

Статья 34 44-ФЗ обязывает указывать в договоре условия и формы наступления ответственности.

Основной причиной нарушения обязательств по договору является просрочка — неисполнение одной из сторон предписанных контрактом действий в установленный срок.

По истечении срока исполнения обязательства за каждый следующий за днём просрочки день виновной стороне начисляется пеня в размере 1/300 действующей на день уплаты ключевой ставки Центробанка РФ от не уплаченной в срок суммы.

Штраф — это мера ответственности, предусмотренная за неисполнение любых других, кроме просрочки, обязательств по договору. Размеры и условия уплаты штрафа устанавливаются контрактом в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1042.

Помимо указанных способов восстановления прав, пострадавшая сторона также имеет право взыскать неустойку.

Сторона освобождается от уплаты пени и штрафов, если докажет, что нарушение обязательств возникло вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы.

Особенности для некоторых заказчиков

  1. Для осуществления закупок в сфере атомной энергетики и космической деятельности соответствующими регулирующими органами предусмотрены типовые формы и условия контрактов, размещённые в ЕИС. Заказчики обязаны строго следовать установленным требованиям для данных видов закупок.
  2. При заключении контракта в случаях, предусмотренных отдельными пунктами ст.

    93 44-ФЗ, договор может быть заключен в любой соответствующей ГК РФ форме, без применения требований частей 4— 9, 11—13 ст. 34 44-ФЗ.

  3. Для сделок, предметом которых является закупка новых машин или оборудования, возможно заключение контракта жизненного цикла, то есть договора, предусматривающего не только поставку, но и обслуживание объекта поставки.

  4. Если закупка касается деятельности в сфере охраны, воспроизводства и защиты лесов, в контракт включаются обязательные условия, предписанные ст. 19 Лесного Кодекса РФ о продаже лесных насаждений для заготовки древесины.

Заказчикам стоит иметь в виду, что Правительство РФ может определять минимальный срок исполнения контракта, а также требования к формированию лотов при закупке отдельных видов ТРУ.

Правила оформления

  1. Для договоров сроком более, чем на три года и суммой более, чем 100.000.000 рублей, прилагается план-график исполнения.
  2. В договоре должны быть прописаны все его обязательные условия.
  3. Определённый контрактом срок оплаты поставки не может быть более 30 дней с даты подписания акта приёмки заказчиком.

  4. Если в отношении конкретного вида закупок Правительством РФ были определены дополнительные условия, они также должны содержаться в контракте.

  5. В случае если НМЦК превышает установленный Правительством размер, в контракте необходимо указать условие об обязанности поставщика предоставлять информацию обо всех соисполнителях, заключивших договор поставщиком, цена которого составляет 10% и более от цены контракта.

    Эта информация должна быть предоставлена заказчику в десятидневный срок с даты заключения. В случае непредоставления, сведения об этом размещаются в ЕИС, причём это не влечёт недействительности контракта.

  6. В установленных Правительством случаях в договор включается условие о банковском сопровождении.

    В таком случае обязательно указание сроков возврата, причём они не должны превышать 30 дней или 15 дней для закупок СМП и СОНКО. А также для такого контракта обязательно включение условия о предоставлении новой банковской гарантии в случае отзыва лицензии банка, первоначально предоставившего обеспечение.

Признание недействительным

Недопустимо подписание договора из личной заинтересованности заказчика или иных ответственных за заключение договора лиц в его исполнении. В случае выявления таких обстоятельств контролирующим органом, либо иными заинтересованными лицами, договор признаётся недействительным в судебном порядке.

Личная заинтересованность выражается в получении денег или иных материальных ценностей, имущественных прав, услуг или иных выгод заказчиком, его должностными или третьими лицами.

Корректировки

Внесение изменений в контракт урегулировано частью 18 статьи 34 44-ФЗ.

По взаимному согласию сторон при заключении контракта заказчик вправе увеличить количество поставляемых ТРУ на сумму, не превышающую разницы между НМЦК и ценой победителя торгов.

Такое право должно изначально быть предусмотрено документацией о закупке.

При внесении изменений итоговая цена единицы товара не должна превышать частного от деления предложенной в заявке цены контракта на количество товара в извещении о закупке.

А также возможно внесение изменений, касающихся цены контракта в соответствии с положениями ст. 95 44-ФЗ.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://tendr.guru/44-fz/kontrakt-po-st-34-44-fz-osobennosti-i-uslovija

Совместные закупки по 44-ФЗ: разбираемся в нормах

Заключение контракта с несколькими участниками закупки

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое совместные закупки по 44-ФЗ
  • Особенности совместных закупок по 44-ФЗ
  • Преимущества и недостатки совместных закупок по 44-ФЗ
  • Обязанности организатора совместных закупок по 44-ФЗ
  • О проведении совместной закупки по 44-ФЗ
  • Требования к соглашению о проведении совместной закупки
  • В чем состоит обоснование НМЦК при совместных закупках
  • FAQ по совместным закупкам 44-ФЗ

Совместные закупки по 44-ФЗ возможны в том случае, когда два (или более) заказчика объединяются, чтобы приобрести одинаковые услуги, товары или работу. В такой ситуации действуют нормы статьи 25 указанного закона.

В рамках совместной закупки проводится всего одна процедура торгов. Такое положение вещей считается более привлекательным для оптовых компаний, так как подразумевается приобретение большого объема продукции. О том, как провести совместные закупки и какими особенностями они обладают, расскажем в нашей статье.

Что такое совместные закупки по 44-ФЗ

Покупатели выбирают данный формат торгов для закупки ТРУ, чтобы обеспечить снижение затрат из бюджета и сократить свои расходы. Такие аукционы используются, когда потребности покупателей в ТРУ совпадают.

Так, ряд медицинских учреждений может объединиться, чтобы приобрести медикаменты, дошкольные образовательные учреждения могут совместно закупать продукты питания.

Отметим, что в сфере здравоохранения данный формат торгов наиболее распространен.

Обычно совместные закупки по 44-ФЗ проводятся как аукцион. К конкурсу прибегают в редких ситуациях, поскольку в этом случае покупатели имеют право выдвигать поставщикам индивидуальные требования, а их бывает сложно сочетать. Отметим, что компания имеет право объединиться с другими заказчиками для проведения торгов в интересующем нас формате, но не обязана этого делать.

Особенности совместных закупок по 44-ФЗ

Стремясь снизить расход бюджетных средств и сократить собственные затраты, заказчики объединяются для покупки одинаковых ТРУ и проведения совместной процедуры. В таком случае обязательно учитываются нормы 44-ФЗ, ГК РФ и заключается двустороннее или многостороннее соглашение (в соответствии с числом заказчиков).

Преимущества и недостатки совместных закупок по 44-ФЗ

Благодаря совместным закупкам удается осуществлять ряд процедур, которые не были бы возможны в другом формате – и это основное достоинство такого подхода.

Совместные торги прекрасно подходят, когда нужно закупить небольшой объем ТРУ. Тогда как проведение обычных торгов в подобной ситуации является нерациональным, поскольку требует слишком больших расходов.

Данный подход решает и другую проблему – не всем поставщикам интересна работа с маленькими объемами, так как подобные заказы невыгодны. А значит, организатор торгов может вовсе не получить заявок на участие. За счет совместного формата процедуры удается повысить НМЦК.

Таким образом, закупка становится более интересной для продавцов, а покупателям удается снизить расходы на ее проведение.

Также совместные закупки по 44-ФЗ становятся решением проблемы, когда ряду компаний в одном городе требуется специфический продукт или услуга.

При этом единственный поставщик/исполнитель находится в другом субъекте РФ, не готов ехать ради одного клиента, так как это ему невыгодно. В данной ситуации от проведения совместной закупки выигрывают и заказчики, и исполнители.

Дело в том, что одинаковые сроки предоставления ТРУ снижают расходы на логистику, а заказчики тратят меньший объем средств из бюджета.

Доставка продовольственных товаров в небольшие населенные пункты приносит больше расходов, чем прибыли, если компания поставляет их только в одно место. Но если товары будут развозиться сразу в несколько соседних деревень, контракт легче привлечет участников на закупку.

Если говорить о минусах совместных закупок по 44-ФЗ, то основным из них является тот факт, что не все заказчики хотят заниматься организацией процедуры, проводимой в совместном формате.

Дело в том, что такая работа непроста и связана с серьезной ответственностью. При недостаточном количестве знаний покупатель не сможет справиться со своими обязанностями по организации тендера.

Подобная задача будет под силу только компании, имеющей неплохой опыт в сфере торгов.

Обязанности организатора совместных закупок по 44-ФЗ

Отметим, что организатором может стать заказчик, получивший некоторый объем полномочий от других участников закупки. Либо на эту роль подходит уполномоченный орган, учреждение. При этом обязательно нужно подписать соглашение на организацию, осуществление торгов.

Проведение совместной закупки по 44-ФЗ

Объединившиеся покупатели должны, в первую очередь, выбрать организатора процедуры, назначив на эту должность уполномоченную организацию либо одного из заказчиков. Последний должен согласиться нести ответственность за все дальнейшие работы. Далее ему нужно:

  • Разработать документацию и извещение о запланированном тендере, отталкиваясь от сведений, полученных от других покупателей. Отметим, что над обоснованием НМЦ, проектом контракта каждый покупатель работает самостоятельно.
  • Выкладывать все необходимые сведения в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru.
  • Вносить поправки в извещение и документацию, если возникнет такая необходимость.
  • Давать разъяснения по запросам поставщиков, предоставлять им документы.
  • Оформлять и размещать протоколы для общего доступа.
  • Публиковать проект контракта, но этот шаг необходим только в некоторых ситуациях.

Чтобы во время совместных закупок по 44-ФЗ организатор мог осуществлять все перечисленные действия от имени заказчиков, последние должны официально передать ему такие полномочия, подписав соответствующее соглашение. Часть 1 ст. 25 закона 44-ФЗ указывает, что в данном документе должны быть сведения:

  • об участниках соглашения;
  • об организаторе, его полномочиях;
  • идентификационный код закупки;
  • о предмете закупки, объемах, месте, сроках и других условиях предоставления ТРУ;
  • примерное время проведения самих торгов, сроки, выделенные на подготовку, согласование извещения, документации;
  • информация о формировании комиссии, правилах ее работы;
  • принцип оплаты расходов на проведение совместной закупки по 44-ФЗ;
  • права, обязанности сторон, срок действия соглашения, принцип разрешения споров, а также иная информация, которую заказчики посчитают уместной указать.

Когда соглашение подписано, проводится корректировка плана-графика и плана закупок. В данных документах необходимо прописать, что речь идет о совместном формате торгов.

На остальных этапах действия организатора практически не отличаются от действий заказчиков до подписания договора с исполнителем.

Требования к соглашению о проведении совместной закупки

Согласно требованиям ч. 2 ст. 25, в соглашении о проведении совместной закупки по 44-ФЗ содержатся:

  • информация об участниках договора;
  • код, идентифицирующий закупку, согласно ч. 2 ст. 114 закона о госзакупках;
  • материалы, характеризующие объект торгов, количественные и объемные показатели, организационные условия закупки по каждому заказчику;
  • НМЦК, установленная каждым участником и подкрепленная подробными расчетами и обоснованиями;
  • права, обязанности, меры ответственности каждой стороны;
  • справка об организаторе, о его полномочиях в пределах конкурса;
  • уведомление о закупочной комиссии, ее членах, сроках работы и положениях, на основе которых она функционирует;
  • детальная информация об извещении, сроках его составления, согласование возможности участия в закрытом конкурсе или закрытом аукционе, максимальный отрезок времени, отведенный на формирование конкурсной/аукционной документации;
  • приблизительный период проведения закупки;
  • принцип распределения расходов по торгам, порядок их оплаты;
  • сроки действия соглашения;
  • регламент разрешения разногласий между участниками соглашения;
  • иные положения.

Обоснование НМЦК при совместных закупках

НМЦК устанавливается отдельно для каждого контракта, так как во время проведения совместной закупки по 44-ФЗ заключается количество договоров, соответствующее числу покупателей.

Последние своими силами фиксируют и обосновывают свою НМЦК. Цены обязательно указываются в соглашении сторон.

В извещении и приглашении на участие в торгах указывается итоговая НМЦК, то есть суммарная НМЦК всех заказчиков – именно эту цифру видят потенциальные исполнители.

Иногда совместная закупка по 44-ФЗ может не состояться из-за отсутствия участников либо из-за того, что заявку подал только один потенциальный исполнитель. Постановление Правительства РФ от 28.11.

2013 г № 1088 фиксирует, что каждый покупатель самостоятельно выбирает, как поступить в подобной ситуации. При этом необходимо отталкиваться от правил, установленных 44-ФЗ.

Так, данный закон допускает заключение договора с одним исполнителем.

FAQ по совместным закупкам по 44-ФЗ

  • Кто обосновывает НМЦК для совместной процедуры?

    Часть 2 ст. 25 закона 44-ФЗ устанавливает, что НМЦК каждого покупателя, обоснование данной суммы должно содержаться в соглашении между сторонами, участвующими в проведении совместных торгов.

    В извещении о запланированной закупке, приглашении на закрытую процедуру, документах по каждому лоту указывается общая НМЦК заказчиков. Ее обоснование включает в себя аргументы, представленные каждым заказчиком (п. 6 Правил № 1088).

  • Допускается ли организация совместного аукциона для субъектов малого предпринимательства, если общая цена лота превышает 20 миллионов рублей, но цена каждого из контрактов меньше данной суммы?

    Так как в ч. 1 ст. 30 закона 44-ФЗ идет речь о НМЦК, а в подпункте «б» п.

    6 Правил № 1088 – о начальной (максимальной) цене лота, рекомендуется отказаться от приобретения ТРУ при помощи совместного конкурса или аукциона у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Дело в том, что пока отсутствует правоприменительная практика по данному вопросу в сфере совместных закупок по 44-ФЗ.

    Если заказчик собирается закупить ТРУ у перечисленных выше исполнителей в формате совместного конкурса/аукциона, рекомендуется установить начальную (максимальную) цену лота не более 20 миллионов рублей.

  • Можно ли подписать договор с единственным исполнителем, если совместная процедура считается несостоявшейся?

    Пункт 9 Правил № 1088 устанавливает, что если совместная процедура не состоялась, то в случаях, установленных законом 44-ФЗ, заказчики сами решают и договариваются о том, будет ли заключен договор с единственным поставщиком.

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/sovmestnye-zakupki-po-44-fz/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.