Заключенные концессионные соглашения

Счетная палата раскритиковала дорожные концессии

Заключенные концессионные соглашения

Платные дороги дорого обходятся и автовладельцам, и государству /Андрей Гордеев / Ведомости

Концессионные соглашения в дорожном строительстве, которые были призваны оптимизировать бюджетные расходы, наоборот, привели к дополнительным тратам. Проверка Счетной палатой (СП) эффективности соглашений о строительстве двух платных трасс – «Новый выход на МКАД» и «М11 Москва – Санкт-Петербург на участке 15–58 км» – показала, что государство потратило лишние 5,6 млрд руб. на их реализацию.

Основной причиной дополнительных затрат стало затягивание сроков реализации контрактов по вине чиновников на два года и год соответственно, из-за чего проекты подорожали на 8,2 и 21% соответственно.

Камнем преткновения является процедура изъятия и оформления земельных участков под строительство, объясняет аудитор СП Валерий Богомолов, подчеркивая, что практика заключения концессионных соглашений до решения всех земельных вопросов оказалась рискованной.

Кроме того, прогнозы трафика, который влияет на размер дохода концессионера, оказываются завышенными в 2–3 раза. В результате концессионер не получает ту сумму, на которую рассчитывал, а государство и вовсе остается без гроша, поскольку по условиям концессий ему причитается 50% от суммы, превышающей расчетный норматив.

«Прогнозы трафика нуждаются в актуализации», – сдержанно указывает СП. В пересмотре нуждается и практика установления стоимости проезда по платным трассам. Сейчас концессионер устанавливает ее самостоятельно, руководствуясь востребованностью того или иного участка дороги.

Таким образом, тарифы на 1 км пути на разных участках одной трассы могут различаться более чем втрое, что вызывает обоснованное возмущение автовладельцев.

СП также предлагает пересмотреть требования к транспортно-эксплуатационным характеристикам платных дорог.

На данный момент они точно такие же, как и у бесплатных: к примеру, освещение трассы предусматривается только вблизи населенных пунктов и на транспортных развязках.

Но на платных участках разрешены более высокие скорости движения, поэтому и требования к освещенности должны быть выше, уверены в СП. «Это вопрос безопасности движения», – подчеркивает Богомолов.

Из отчета аудиторов СП напрашивается вывод, что автодорожные концессии не смогли достичь той цели, ради которой были задуманы, – развивать инфраструктуру за счет частных инвестиций. Дорожное строительство до сих пор финансируется в основном из бюджетных средств.

В качестве примера аудиторы приводят строительство участка 15–58-й км трассы М11, для финансирования которого компания СЗКК более половины необходимых средств (58%) привлекла у компаний с государственным участием.

Концессионные соглашения в сфере дорожного строительства как инструмент государственно-частного партнерства в РФ пока себя не оправдали, заключает СП.

В ГК «Автодор», отмечает СП, с выводами отчета в целом согласны. «Мы готовы совместно с Министерством транспорта и СП вести работу по изменению методики расчета платы за проезд», – заявил зампред правления госкомпании Сергей Перников.

«Автодор» также намерен принять активное участие в разработке дополнительных требований к проектированию и строительству платных дорог.

При этом в сообщении для прессы «Автодор» отметил, что выводы СП основаны на анализе первых концессионных соглашений «Новый выход на МКАД» и «М11 на участке 15–58 км». «Эти соглашения являются пилотными проектами, заключавшимися на несформированном инфраструктурном рынке одними из первых федеральных дорожных концессий.

Следует отметить, что весь риск трафика был в полном объеме принят на себя частными инвесторами. Принимая на себя риск трафика, концессионер по данным соглашениям получил также расширенные права по управлению стоимостью проезда – безусловно, в пределах, установленных соглашением.

Нормативное регулирование платного проезда на законодательном уровне на момент заключения соглашений отсутствовало», – объясняют в госкомпании.

Независимые эксперты признают обоснованность и справедливость выводов СП. Равные требования к транспортно-эксплуатационным характеристикам платных и бесплатных дорог являются пробелом в законодательстве, соглашается член Ассоциации юристов России Дмитрий Семенников.

«Целями, которыми руководствуются пользователи платных автомобильных дорог, являются скорость, удобство расположения и низкий трафик, – отмечает он.

– Для бесплатных городских дорог характерна направленность на снижение скорости, что должно подразумевать иные требования и качеству городской уличной сети».

Однако попытки ограничить концессионеров в определении стоимости проезда он находит необоснованными. «Предприниматели устанавливают рыночную стоимость проезда, находящуюся в точке равновесия, – считает юрист.

– Любые ограничения в итоге негативно скажутся на потребителе дороги, будь то ухудшившееся качество дорожного полотна или возросший трафик.

Мы находим оптимальным предусмотреть подобные ограничения в исключительных случаях – если концессионер нарушает антимонопольное законодательство или проезд по участку дороги является социально необходимым при отсутствии доступных альтернатив».

В России, по данным СП, с 2009 по 2019 г. было заключено 13 концессионных соглашений по строительству автомобильных дорог на общую сумму 867,6 млрд руб. В стадии эксплуатации находятся только четыре из них.

Как отмечают эксперты, почти все недостатки, выявленные СП, характерны и для других концессионных соглашений, причем не только в сфере дорожного строительства. «Они отражают общее состояние законодательства и эффективность работы государственных служащих, – считает Семенников.

– Именно представители государства опрометчиво заключают концессионные договоры, когда еще отсутствует определенность в их дальнейшем статусе. И именно они затягивают процесс изъятия и смены вида разрешенного использования участка».

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/11/17/847336-dorozhnie-kontsessii

Концессионное соглашение

Заключенные концессионные соглашения

Эксплуатация государством объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности, всегда сопряжена с огромными финансовыми затратами.

Часто многие нужные и полезные для населения социальные и муниципальные проекты становятся просто «не по карману» местным бюджетам.

Для привлечения инвестиционных ресурсов государство пользуется разрешённым методом партнёрских отношений – концессией.

Концессионное соглашение представляет собой взаимовыгодное партнёрство между государством и частным сектором, предметом которого выступают непередаваемые в собственность объекты.

Муниципалитет передаёт в пользование тот или иной недвижимый объект для его реконструкции, модернизации и переустройства, а частные компании получают от этого свою финансовую прибыль.

Концессионное соглашение – что это такое простыми словами?

Концессионное соглашение – по сути новое для российского общества понятие, потому вызывающее большие вопросы среди граждан. В нашей стране концессия существует еще с начала 20 века.

Однако, в современной истории, первое концессионное соглашение в стране было заключено лишь в 2016 году – между муниципалитетом Наро-Фоминска с компанией ООО «Наро-Фоминская платная дорога».

По договору частная компания полностью за счёт своих средств без помощи государства построит протяженную платную дорогу, за пользование которой будет получать деньги.

Концессионное соглашение – это вид партнёрства между государственным и частным секторами по поводу эксплуатации важных социальных или инфраструктурных объектов. Фактически, государство передаёт в управление те объекты, которыми должно само управлять, частным компаниям.

Использование концессий оправдано следующими соображениями:

  1. В объекты могут быть вложены более серьезные финансовые суммы, чем это могло быть сделать само государство. Следовательно, и реконструкции будут более значимы и качественны.
  2. Частные компании получат возможность заработать прибыль и помочь обществу полезными проектами.
  3. Снизится коррупционная составляющая и риски нецелевой растраты бюджетных средств.

Понятие концессии и процедуру заключения соглашения регламентирует закон 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Федеральный закон прописывает не только ключевые понятия партнёрства, но и всю процедуру взаимоотношений между государством и частными компаниями. Помимо ФЗ полезную информацию о концессионных соглашениях можно найти в ст. 1027 ГК РФ «Договор коммерческой концессии».

Особенности концессионного соглашения

Для того, чтобы ответить на вопрос, как заключить концессионное соглашение, нужно выделить его отличительные особенности.

Концессионный договор содержит в себе по сути несколько последовательных сделок и элементы различных гражданско-правовых договоров, к примеру, договора аренды или строительного подряда.

Договор концессии характеризуется следующими признаками:

  1. Консенсуальный характер сделки. Договор вступает в силу после его заключения, а исполняется после подписания сторонами сделки.
  2. Взаимность. Каждая из сторон соглашения несёт свои права и обязательства.
  3. Срочность. Договор заключается на конкретный период, как правило, очень длительный. Так соглашение, заключенное в Наро-Фоминске в 2016 году, имеет срок в 49 лет.
  4. Возмездный характер сделки. Каждая сторона имеет свою финансовую выгоду.

Обычно договор концессии касается либо возведения новых объектов, либо реконструкции старых. Объекты исключительных прав не могут быть переданы по договору концессии частным лицам.

В качестве передаваемых ресурсов используются обычно природные ресурсы, техническое оборудование, права на использование товарных знаков или фирменных наименований, объекты культуры, здравоохранения, образования, транспорт, железнодорожные станции, аэродромы, ЖКХ и т.д.

Стороны соглашения: концедент и концессионер

Концедент и концессионер – это стороны концессионного соглашения. Концедентом является государство, местная администрация или муниципалитет, которые обладают правами собственности на объекты, передаваемые в пользование частным фирмам.

Концессионер – инвестирующая частная компания, которая получает права на объект недвижимости по договору.

Быть концессионером может не только российская компания, но и иностранное юридическое лицо. Причём за период действия договора концессионер может смениться по ряду причин. Часто смена концессионера возникает, когда объект недвижимости передаётся другому лицу из-за долгов первого. Но для такого перехода требуется согласие концедента.

Получать финансовую выгоду концессионер может в следующих формах:

  • полное возмещение затрат или частичное погашение второй стороной сделки;
  • проценты от выручки от использования объектов;
  • наценка на цену реализуемого объекта.

Использовать объект концессионного соглашения в качестве залога концессионер не имеет права.

Порядок заключения концессионного соглашения

Сам порядок заключения концессии строго регламентирован нормами действующего законодательства. Не каждый изъявивший желание инвестор может получить предложение о сотрудничестве. Его кандидатура отбирается на основании результатов официального конкурса.

Процедура заключённых концессионного договора состоит из следующих этапов:

  1. После подписания протокола об итогах проведения конкурса концедент в течение 5 рабочих дней направляет концессионеру экземпляр протокола и проект соглашения.
  2. После подписания соглашения концессионером оно публикуется в сообщении об итогах конкурса.

Если лицо, победившее в конкурсе, отказывается от подписания соглашения, ему не возвращается задаток, внесённый им в качестве средства обеспечения исполнения обязательства.

Все сроки и условия соглашения прописываются в документации по конкурсу. документации носит публичный характер. Вообще вся процедура подписания соглашения публична, требует обязательного представления в СМИ.

Побеждает в конкурсе тот претендент, который предложит самые привлекательные условия соглашения и будет отвечать представленным конкурсом требованиям.

По закону требуется обязательная государственная регистрация концессионного соглашения. Права владения и пользования объектом концессионного соглашения должны быть зарегистрированы в качестве обременения права собственности концедента.

Причём такая регистрация должна быть одновременно проведена с регистрацией права собственности концедента на этот объект.

Заключение соглашения без проведения конкурса

Не всегда соглашение заключается после выявления победителя на проведённом конкурсе. В Федеральном законе предусмотрены случаи, когда соглашение может получить силу и без проведения конкурса.

К таким ситуациям относятся, в частности:

  1. Если для участия в конкурсе была подана только одна заявка. Эта ситуация является основанием признания конкурса несостоявшимся. Если претендент отвечает заявленным требованиям и конкурсной документации, его условия сотрудничества удовлетворяют ожидания концедента, они заключают между собой соглашение концессии.
  2. Концессионной договор можно заключить без проведения конкурса с лицом, которое уже владеет данным имуществом по договору аренды.
  3. Заключение соглашения в порядке частной инициативы. Без конкурса заключить концессионное соглашение можно с лицом, которое самостоятельно предложило сотрудничество, но только при условии, что больше никто не изъявил желания претендовать на объект в течение предусмотренного срока.

Законодательством предусмотрен срок в 45 дней, в течение которого ожидается поступление заявок на участие в конкурсе от других субъектов. Срок начинает исчисляться после опубликования предложения лица, проявившего инициативу.

После этого срока у концедента есть еще 30 дней на то, чтобы принять решение о заключении концессионного соглашения. После этого также в течение 5 рабочих дней концедент направляет концессионеру соглашение на подписание.

Частные случаи заключения концессионных соглашений

Чаще всего концессионные соглашения заключаются в сфере ЖКХ, в сфере теплоснабжения и инфраструктуры. Это самые прибыльные сферы предоставления услуг населению, которые являются очень финансово привлекательными для частных инвесторов.

Являясь стороной соглашения в роли концедента государство осуществляет контроль за использование общественно важных ресурсов, за соблюдением условий договора при управлении объектами водоснабжения, теплоснабжения или водоотведения.

Для поддержки концессионных проектов в стране организован Фонд содействия реформированию сферы ЖКХ.

Основная цель создания фонда – мотивировать частных инвесторов на участие в конкурсах на объекты ЖКХ некрупных населенных пунктов (с количеством населения до 250 тысяч жителей). Как правило, инвесторы стремятся в густонаселенные и богатые регионы.

Стимулирование концессионных проектов Фондом осуществляется на следующих условиях. Так, местный, региональный бюджет и инвестор вкладывают не меньше 40% от всей стоимости мероприятия на начальной стадии. Причём доля инвестора в этой сумме должна минимум составлять 20%.

Фонд может тоже участвовать финансово в проекте. Он может его субсидировать в качестве финансовой помощи на сумму, не превышающую 300 миллионов рублей.

Если концессионер допустил пропуск срока исполнения работ по реконструкции или строительству или стал должен Фонду приличную денежную сумму, концессионный проект признаётся неудавшимся.

В сфере ЖКХ часто возникают определенные сложности в концессионном оформлении их в частное пользование. Проблема появляется тогда, когда сети, трассы и строения не оформлены должным образом в собственности у муниципалитета или государства. Это основное правило для заключения концессионного соглашения.

Кроме того, у тех объектов, у которых все хорошо с документацией и подтверждением права собственности, есть задолженности по оплате. Государство всячески помогает сфере ЖКХ для повышения ее привлекательности у инвесторов. С 2017 до 2021 год значительно возросло количество концессионных соглашений в стране в сфере ЖКХ.

Концессионное соглашение – это вариант гражданско-правовой сделки, где сторонами выступают государство или местная администрация и юридическое лицо. Предметом концессионной сделки являются объекты недвижимости, которые принадлежат стране на правах собственности.

Их передача в частное владение обусловлена необходимостью привлечения частных сторонних инвестиций и благоустройством и модернизацией ключевых социальных и инфраструктурных объектов.

Источник: http://expert-home.net/kontsessionnoe-soglashenie/

Письмо Минфина России от 13 июля 2020 г. N 09-05-05/61194 Об особенностях реализации муниципальными образованиями концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Заключенные концессионные соглашения

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу соотнесения норм бюджетного законодательства Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях” (далее – Закон N 115-ФЗ) при реализации муниципальными образованиями концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г.

N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, однако Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов.

Вместе с тем полагаем возможным высказать мнение Минфина России по поставленному в обращении вопросу.

1. Исходя из определения концессионного соглашения в части 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ полномочия концедента в таком соглашении связаны с осуществлением публичной стороной прав собственности на имущество, являющееся объектом концессионного соглашения*.

Указанные положения определили право принятия концедентом на себя части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (часть 13 статьи 3 Закона N 115-ФЗ).

Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс) установлены следующие формы осуществления расходов бюджета публично-правового образования – концедента в рамках исполнения концессионного соглашения;

в форме бюджетных инвестиций в объект концессионного соглашения при софинансировании (финансовом обеспечении) публично-правовым образованием – концедентом расходов концессионера на создание (реконструкцию) недвижимого имущества, являющегося объектом концессионного соглашения (пункт 5 статьи 79 Кодекса);

– путем предоставления концессионеру субсидии из бюджета публично-правового образования – концедента в целях возмещения уже произведенных концессионером затрат, связанных с созданием и (или) реконструкцией объекта концессионного соглашения, его использованием (эксплуатацией) по завершении создания (реконструкции) (пункт 6 статьи 78 Кодекса).

2. Случаи обязательного участия субъекта Российской Федерации в качестве самостоятельной стороны заключаемого концедентом – муниципальным образованием концессионного соглашения, объектом которого являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства хозяйства (далее – трехсторонняя концессия), определены в статье 40 Закона N 115-ФЗ.

Согласно положениям части 2 статьи 40 Закона N 115-ФЗ, участие субъекта Российской Федерации в трехсторонней концессии обусловлено исключительно осуществляемыми им полномочиями по тарифному регулированию, утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, осуществляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Права и обязанности субъекта Российской Федерации, обусловленные вышеуказанными полномочиями, и не связанные ни с правом собственности на имущество, являющееся объектом концессионного соглашения, ни с созданием и (или) реконструкцией или осуществлением деятельности с использованием объекта концессионного соглашения, определены частью 4 статьи 40 Закона N 115-ФЗ и устанавливаются трехсторонней концессией на основании решения о заключении такой концессии и конкурсной документации (часть 3 статьи 40 Закона N 115-ФЗ).

С учетом изложенного, а также исходя из установленного статьей 31 Кодекса принципа самостоятельности бюджетов, в соответствии с которым не допускается установление расходных обязательств одного бюджета, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов, по мнению Минфина России, у субъекта Российской Федерации – участника трехсторонней концессии, не являющегося концедентом, отсутствуют основания для предоставления концессионеру средств из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования мероприятий по созданию объекта концессионного соглашения, право собственности на который принадлежит муниципальному образованию.

Софинансирование из бюджета субъекта Российской Федерации капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, может осуществляться исключительно в рамках межбюджетных отношений путем предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации субсидий местному бюджету на указанные цели.

В дополнение отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 78 Кодекса в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации могут быть предоставлены субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

______________________________

* “По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.” (часть 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ).

У региона – участника трехсторонней концессии, не являющегося концедентом, отсутствуют основания для предоставления концессионеру средств из регионального бюджета в целях софинансирования мероприятий по созданию объекта концессионного соглашения, право собственности на который принадлежит муниципальному образованию.

Софинансирование из регионального бюджета капвложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, может осуществляться исключительно в рамках межбюджетных отношений путем предоставления из бюджета региона субсидий местному бюджету.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74508508/

Порядок заключения концессионного соглашения

Заключенные концессионные соглашения
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Договоры в недвижимости и строительстве » Порядок заключения концессионного соглашения

Порядок заключения концессионного соглашения в силу своей специфики имеет ряд своих особенностей, которые отличают его от порядка заключения других гражданско-правовых договоров. Так, концессионное соглашение может быть заключено двумя способами: с проведением конкурса и без его проведения.

Порядок заключения концессионного соглашения включает в себя несколько этапов. Прежде всего, концедент обязан направить в срок, составляющий 5 рабочих дней, начиная с момента подписания протокола об итогах проведения конкурса, лицу, который выиграл конкурс, экземпляр указанного протокола и проект соглашения. При этом проект с концессионного соглашения должен включать следующие условия:

  • условия, которые установлены решением о заключении концессионного соглашения;
  • условия соглашения, определенные документацией конкурса;
  • условия, которые включены лицом, выигравшим конкурс, в предложение;
  • прочие условия.

Концессионное соглашение подписывается в срок, который определяется конкурсной документацией и опубликовывается в сообщении о проведении конкурса.

Если лицо, которое победило в конкурсе не предоставляет концеденту необходимые для заключения соглашения документы, а также документы, которые подтверждают обеспечение исполнения обязательств по соглашению, до определенной конкурсной документацией даты подписания соглашения о концессии, то концедент отказывает в заключении такого соглашения с указанным лицом.

После даты подписания протокола об итогах проведения конкурса, уполномоченный орган, ведет переговоры в виде совместных совещаний с лицом, которое победило в конкурсе, или с другим лицом, относительно которого решено заключить концессионное соглашение для того, чтобы обсудить условия соглашения и их возможное изменение по итогам переговоров.

После проведения переговоров нельзя изменять условия сделки, если такие условия представляют собой критерии, по которым проводился конкурс, и содержание таких условий устанавливалось исходя из конкурсного предложения лица, победившего конкурс и являющегося претендентом на заключение соглашения о концессии.

Документацией конкурса определяется порядок и срок ведения переговоров, включая условия соглашения о концессии, не подлежащие изменению при ведении переговоров, и условия, подлежащие изменению с учетом установленного документацией конкурса порядка.

В случае отказа или уклонения лица, победившего в конкурсе, от заключения в предусмотренный срок соглашения о концессии, концедент имеет право сделать предложение о заключении соглашения о концессии участнику конкурса, конкурсное предложение которого по итогам рассмотрения и оценки конкурсных предложений состоит из лучших условий, следующих после условий, которые предложил победитель конкурса.

Такому участнику конкурса концедент отправляет проект концессионного соглашения, который включает в себя условия соглашения, установленные решением заключения соглашения, документацией конкурса и заявленным таким участником конкурса конкурсным предложением, а также иные необходимые условия.

Концессионное соглашение подписывается в срок, предусмотренный документацией конкурса, и опубликовывается в сообщении о проведении конкурса. Срок исчисляется со дня отправления такому участнику конкурса проекта соглашения о концессии.

Если лицо, победившее в конкурсе, не подписывает в срок соглашение о концессии, то ему не возвращается задаток, который он внес в качестве средства обеспечения исполнения обязательства по соглашению.

В случае, если участник конкурса, которому было предложено заключить концессионное соглашение, до предусмотренного срока подписания соглашения не предъявил концеденту документы, установленные документацией конкурса и удостоверяющие обеспечение исполнения обязательств по соглашению о концессии, концедент отказывает в заключении соглашения с таким участником конкурса и объявляет конкурс несостоявшимся.

Если заявку на участие в конкурсе подало лишь одно лицо, или если конкурсная комиссия признала только одно конкурсное предложение в качестве соответствующего критериям конкурса, то порядок заключения концессионного соглашения будет аналогичным порядку заключения такого соглашения с победителем конкурса.

Если после отправления концедентом лицу, которое выиграло конкурс, другому участнику конкурса, или заявителю всех необходимых документов установлено, что такое лицо находится в состоянии ликвидации, или прекращает свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, или такое лицо признано судом банкротом, и в отношении него открыто конкурсное производство, концедент отказывается от заключения соглашения о концессии с таким лицом, и в срок равный 5 дней с момента принятия такого решения оповещает о нем такое лицо. В срок, равный 30 дней с момента получения таким лицом решения об отказе заключить договор, указанное лицо может оспорить это решение в судебном порядке.

Если лицу, выигравшему конкурс, отказано в заключении с ним концессионного соглашения, концедент имеет право сделать предложение о заключении соглашения участнику конкурса, чье конкурсное предложение по итогам рассмотрения и оценки конкурсных предложений включает в себя лучшие условия, следующие после условий, которые предложил победитель конкурса.

Концессионное соглашение заключается в письменной форме и вступает в силу с момента его подписания.

Заключение концессионного соглашения без проведения конкурса

Закон предусматривает несколько случаев, когда концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса:

  1. Объявление конкурса несостоявшимся по причине представления только одной заявки на участие. В таком случае концедент имеет право рассмотреть единственную заявку, которая была представлена по итогам конкурса. Однако, если заявитель и его заявка отвечают определенным документацией конкурса требованиям, концедент имеет право сделать предложение о заключении соглашения о концессии. По итогам рассмотрения представленного предложения концедент может принять решение о заключении концессионного соглашения с таким заявителем.
  2. Концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса с лицом, которое владеет имуществом, выступающим в качестве объекта соглашения о концессии и необходимым для совершения действий, предусмотренных таким соглашением, если права владения и пользования у указанного лица возникли в силу договора аренды. При этом объектом, в отношении которого заключается концессионное соглашение, обязательно должно быть имущество, переданное арендатору по договору аренды, созданное или реконструированное арендатором по такой сделке, и которое по закону может выступать объектом концессионного соглашения.
  3. Объектом соглашения о концессии признаются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, отдельные объекты таких систем, соглашение может быть заключено без проведения конкурса с лицом, имеющим такие объекты на праве владения и пользования, которые возникли у него в силу нескольких договоров аренды.
  4. Заключение концессионного соглашения в порядке частной инициативы. Концессионное соглашение может быть заключено без конкурса с лицом, которое выступило с частной инициативой заключить такое соглашение, при условии, что заявки от других лиц на заключение такой сделки в течение установленного срока не поступили. Такое предложение потенциального концессионера должно содержать все существенные условия соглашения. В таком случае соглашение заключается без конкурса, если в срок, равный 45 дней со дня опубликования предложения о заключении концессионного соглашения, не поступило заявок о желании принять участие в конкурсе на заключение соглашения о концессии согласно условиям, указанным в предложении о заключении такого соглашения, от других лиц, отвечающих соответствующим требованиям, то концессионное соглашение заключается с лицом, выступившим с частной инициативой касательно заключения такого соглашения, без проведения конкурса. Решение о заключении концессионного соглашения в порядке частной инициативы принимается в срок, равный 30 календарных дней. После этого уполномоченный орган отправляет концессионеру проект соглашения в срок равный 5 рабочих дней и определяет срок для подписания такого соглашения.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/dogovory-v-nedvizhimosti-i-stroitelstve/poryadok-zaklyucheniya-koncessionnogo-soglasheniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.