Закон 223 фз о закупках краткое содержание

Содержание

223 ФЗ о закупках – актуальная редакция. Последние изменения

Закон 223 фз о закупках краткое содержание

Федеральный Закон 223 о закупках вышел в далеком 2011 году, а функционировать стал в 2012. К данному моменту далеко не все разобрались с тем, что он из себя представляет и чем отличается от предыдущей версии. Подробнее все детали и особенность функционирования данного нормативного акта можно узнать в данной статье.

На кого распространяется закон 223-ФЗ

Согласно 223 ФЗ о закупках заказчиками госзакупок могут считаться только определенные лица. К ним относятся:

  • Крупные корпорации, компании, монополисты, возникшие естественным путем из-за отсутствия конкуренции на рынке. Важным условием является доля государства в уставном капитале. Закон ставит границу не менее 50% от уставного капитала.
  • Дочерние предприятия крупных компаний. Для участия в госзакупках им нужно соблюсти конкретные требования. Это может быть 50% капитала материнской компании, либо 10 млрд. рублей, выраженных в стоимости общих инвестиционных проектов, поддерживаемых государством.
  • Бюджетные учреждения, либо унитарные предприятия. Важно, что данные лица становятся закупщиками только за счет собственных средств, либо грантов.

Подготовка к закупочной деятельности

Для желающих участвовать в госзакупках существуют следующие необходимые этапы:

  1. Цифровая подпись должна быть зарегистрирована в любом удостоверяющем центре.
  2. На портале государственных услуг необходимо зарегистрироваться.
  3. На сайте, регулирующем вопросы госзакупок, также следует зарегистрироваться.
  4. Формулирование положений.
  5. Создание и последующее размещение на сайте документации, включающей план проведения мероприятий по закупкам.
  6. Необходимо завершить настройку профиля на государственном сайте закупок.
  7. Предоставление полной и конкретной документации лицам, задействованным в данном процессе.

После осуществления всех вышеперечисленных мероприятий, лицо становится непосредственным участником конкурса. По его итогам с одним из конкурсантов и заключается контракт.

Публикация сведений в ЕИС

В Единую Информационную Систему в обязательном порядке вносятся следующие данные:

  • Способы осуществления закупок, необходимые для проведения мероприятий.
  • Порядок проведения торгов, который предполагает заказчик.
  • Отбор предположительных поставщиков, способы его проведения.
  • Сроки выполнения проекта и период перечисления финансовых средств согласно расчетам.
  • Порядок заключения договора между сторонами.
  • Порядок и проведение оплаты за выполненные работы.
  • Порядок наложения штрафов и их объем.
  • Алгоритмы решения возможных конфликтных ситуаций.

Также в обязательном порядке загружаются остальные документы, связанные с закупочной деятельностью. К ним можно отнести планы и извещения по закупкам, непосредственно проект договора и протоколы, составленные в ходе закупок.

Нет нужды публиковать все данные о предстоящих закупках, если их сумма не превышает 100000 рублей. К запрету подлежит любая информация, касающаяся государственной тайны.

Самое важное для заказчика- таблица сроков

Согласно 223-ФЗ сроки, установленные законом нужно соблюсти в обязательном порядке. К ним относятся:

  • Размещение в ЕИС Положения о закупках, а также всех связанных с ним изменений в течение 15 суток.
  • Размещение извещения о закупках в течение 20 суток или изменений в нем в течение трех суток.
  • Ответы на запросы участников до тех суток с момента их поступления.
  • Протоколы по закупкам и публикация подписанного сторонами договора, на которые также дается 3 дня.
  • Изменения по договору в течение 10 дней с момента их внесения.
  • Ежемесячный отчет по закупкам, подаваемый 10 числа каждого месяца.
  • Ежегодный отчет, подаваемый в течении января года, следующего за отчетным.

Помимо представленных выше существуют дополнительные сроки, касающиеся приема заявок участников. Они зависят от размера поставщика, порядка процедуры отбора и финансовых объемов проекта. В целом это диапазон в 5-7 дней.

Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223

Основным отличием ФЗ 223 является то, что он более прост для участников закупок и предъявляет менее строгие требования. К примеру, согласно ему, участники самостоятельно формулируют правила проведения закупок, любой специалист компании может осуществлять закупки, торги могут быть организованы на любой из 150 электронных площадок. Помимо этого у 44 ФЗ можно найти ряд отличий:

  1. Объемы данного закона больше в 10 раз, что упрощает работу новичкам, но совершенно не нужно профессионалам.
  2. Нарушения любого пункта регламента чревато крупным штрафом и внесением организации в черный список.
  3. Ограничены объемы закупок у одного поставщика.
  4. Доступны только 5 платформ для электронных торгов.
  5. Строгие сроки соблюдения каждого этапа.
  6. Победитель аукциона должен предоставить гарантии договора в размере 5-10% от общей суммы в зависимости от пожеланий заказчика.
  7. Заказчик не может самостоятельно вносить изменения в договор или расторгнуть его.

Эти пункты нельзя назвать недостатками, так как они вносят более конкретный характер в процедуру госзакупок, что помогает не потеряться при самостоятельном регулировании, так как все этапы заранее расписаны. ФЗ 223 позволяет самостоятельно формулировать сроки выполнения этапов.

Последняя редакция 223-ФЗ

В январе 2019 Государственная Дума рассмотрела и приняла ряд изменений. Последняя редакция 223 ФЗ имеет поправки касательно электронных торгов и поставщиков. Наиболее важными можно считать следующие поправки:

  • Автоматический перенос данных с внутренней системы компании в ЕИС за счет синхронизации перемещения информации, что должно сэкономить время и облегчить работу крупных компаний.
  • Обеспечение заявки осуществляется только при общей стоимости свыше 5000000 рублей и составляет 5%.
  • Изменение ключевых сроков, касающихся подачи извещений.
  • Создание заказчиками специальной комиссии, занимающейся проверкой конкурентности закупки.
  • Запрет покупки продуктов определенного товарного знака, использование при закупке слов или их эквивалентов.
  • Возможность присоединения дочерних компаний к закупке, осуществляемой материнской компанией.
  • Возможность производить закупки у одного конкретного поставщика.
  • Создание специальных счетов для обеспечения заявки в конкретных банках, перечисленных в законе.
  • Переход практически всех заявок в электронный формат.

Это далеко не весь перечень изменений последней редакции 223 ФЗ. Для полного ознакомления с остальными поправками необходимо обратиться к самому документу.

223 фз последняя редакция – Посмотреть и скачать

Нормативные правовые акты 223-ФЗ

Источник: https://zakupki-gov-ru.com/223-fz/

Федеральный закон 223 ФЗ о госзакупках

Закон 223 фз о закупках краткое содержание

Чтобы снизить уровень коррупции в государственном секторе, правительство приняло ряд законов, которые касаются в том числе и госзакупок.

Эта сфера напрямую связана с коррупционными рисками, поскольку цены могут завышаться, заказы — предоставляться заинтересованным лицам.

Чтобы исключить это, для государственных корпораций был создан закон 223 ФЗ, оговаривающий порядок госзакупок, обеспечения контрактов и прочие нюансы.

Основные принципы

Участников тендеров, претендующих на заказ от госкорпорации и имеющих все возможности для его выполнения, закон 223 фз о закупках последняя редакция 2019 года не ущемляет. Вместе с тем существуют основные нормы проведения процедуры закупки, но победитель тендера вправе отказаться от заключения контракта до момента его подписания.

Важно! Заказчиком в этом случае выступает компания с большой долей государственного участия либо же госкорпорация, которой предоставлена самостоятельность.

При этом действия заказчика не должны противоречить принципам закона о закупках товаров и услуг. В их перечне следующие постулаты:

  • Информационная открытость — каждый, кто заинтересован в прозрачности процедуры, может ознакомиться со списком закупаемого и получить объяснения касательно него. Это означает, что любой гражданин, деньги которого как налогоплательщика, тратятся на закупки, имеет право получать достоверную и полную информацию.
  • Целевые траты — каждая закупка должна быть обоснованной, а цена на нее адекватной. Закон призван не позволить госкорпорациям приобретать товар у одного закупщика по завышенной цене, так как подобные траты не являются целевыми.
  • Открытость — участвовать в тендерах могут компании любого масштаба, равно как и предприниматели. Правовой акт устраняет сложности, которые не позволяли небольшим организациям получить госзаказ.
  • Справедливость — участники не могут быть дискриминированы, если их предложение соответствует законодательным нормам. Заказчики не могут ограничивать конкуренцию и должны выбирать наиболее выгодный вариант.

В реальности принципы позволяют участникам процедуры закупки отстоять свои права. К примеру, если заказчик объявляет ограничения на участника тендера по минимальному годовому обороту, это не запрещено. Закон позволяет это делать, но в то же время нарушается норма о равноправии участников. Если сторона считает, что в отношении нее наблюдается дискриминация, она имеет право обратиться в суд.

Преимущества 223-ФЗ

При изучении закона 223-ФЗ у этого правового акта виден ряд преимуществ, особенно при сравнении с законом 44-ФЗ, также оговаривающим закупки, но с целью непосредственного обеспечения нужд муниципалитета и государства.

В сравнении с 44-ФЗ закон 223-ФЗ дает больше свободы, но не отменяет ответственность за нарушение процедуры торгов

Закон 223 ФЗ о государственных закупках имеет следующие отличия:

  • расширенный перечень способов закупок — по 44-ФЗ доступны открытые и ограниченные конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений, а также немногие другие варианты. Торги 223 ФЗ позволяет проводить в формате конкурса, аукциона и любом другом, который есть в Положении о закупках;
  • защищенность — для участия в закупках по 223-ФЗ должна быть усиленная квалифицированная ЭЦП;
  • выбор площадки — для проведения торгов подойдут любые электронные площадки, в то время как по 44-ФЗ для этого разрешено использовать только пять аккредитованных площадок;
  • отсутствие комиссии — по 223-ФЗ комиссия нужна только в случае, если проводится конкурс либо это требуется Постановлением. Это упрощает задачу, ведь для закупок, проводимых по 44-ФЗ, комиссия нужна практически всегда (кроме приобретения у единственного поставщика).

На кого распространяется закон

Правовой акт под номером 223-ФЗ рассчитан на применение государственными конторами и их разновидностями. Частные фирмы по-прежнему не ограничены в закупках и могут делать их в простом формате, закон касается только ситуаций, когда расходуются госсредства. Таким образом, с 1 января 2019 года по нему должны работать:

  • государственные корпорации и компании;
  • естественные монополии;
  • организации с долей участия государства более 50%;
  • дочерние организации всех перечисленных выше юридических лиц;
  • бюджетные учреждения, которые производят закупки за гранты или заработанные ими деньги. Также это возможно, если бюджетники сами исполняют контракт и привлекают других лиц для его исполнения, то есть становятся субподрядчиками.

Кто может участвовать в закупках

Источник: https://ontask.ru/marketing-tender/223-fz.html

Федеральный закон № 223-ФЗ: кратко об основных моментах и принципах, положения о закупках

Закон 223 фз о закупках краткое содержание

Федеральный закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” от 18 июля 2011 г.

N223-ФЗ, в отличие от федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 05 апреля 2013 N44-ФЗ, определяет не четкий порядок проведения закупок, а только устанавливает общие принципы и правила их проведения.

Общие положения федерального закона 223-ФЗ

Данный нормативный акт призван обеспечить единство экономического пространства в стране, создание условий для удовлетворения нужд определенных видов юридических лиц в товарах, работах, услугах, эффективность реализации денежных средств, стимулирование участия юридических и физических лиц, обеспечение прозрачности процедуры закупки и гласности, минимизацию коррупции и других нарушений законов.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны обеспечить обеспечение следующих принципов:

  • информационной доступности закупочного процесса;
  • равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и ограничений конкуренции;
  • адресной направленности и обеспечения эффективности использования денежных средств, а также нацеленности на сокращение издержек заказчика;
  • запрета на установление неизмеряемых требований.

Заказчиками закупок выступают следующие лица:

  • организации, в которых доля участия государства более 50%;
  • предприятия, занимающиеся регулируемыми видами деятельности (электро-, газо-, тепло-, водоснабжение);
  • естественные монополии (газовые и нефтяные предприятия, РЖД);
  • бюджетные учреждения, которые осуществляют закупку на привлеченные средства (гранты, собственные средства, доходы от субподряда).

Поставщиками могут выступать юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели.

Виды процедур закупок

Выделяют следующие виды закупочных процедур:

  • конкурентные;
  • неконкурентные.

К конкурентным закупкам относятся торги и иные способы закупок, такие, как запрос котировок, предложений, конкурентные переговоры. Также к конкурентным видам относятся следующие мероприятия:

К неконкурентному виду относится закупка у единственного поставщика.

По итогам любого из видов закупки с победителем или единственным поставщиком заключается договор. Условия заключения договора должны быть описаны в Положении о закупках.

Информацию о закупках можно найти на специальных сайтах – электронных торговых площадках. На данный момент их больше 200.

Для участия в закупках необходимо пройти аккредитацию на выбранной электронной торговой площадке.

Участие в закупках может быть платным или бесплатным в зависимости от условий электронной торговой площадки.
Для участия в закупках необходимо иметь электронную подпись, так как все значимые действия при осуществлении закупок проходят в формате электронного документооборота.

Федеральный закон 223-ФЗ не регламентирует вид электронной подписи, данный вопрос решает Положение о закупке.

Планирование и регламентирование закупок

Закон 223-ФЗ не содержит четких указаний о порядке проведения закупки. Функцию основного регулятора закупок выполняет Положение о закупке – это документ, описывающий порядок осуществления закупок у конкретного заказчика.

В положении о закупке должны быть описаны следующие категории:

  • способы закупки;
  • план подготовки и ведения закупочной деятельности;
  • порядок заключения и исполнения договора;
  • перечень закупаемых работ, товаров и услуг.

Данное положение должно быть размещено в ЕИС (единой информационной системе).

Вторым важным документом при проведении закупки является план закупки, который составляется на срок не менее одного года. План также должен быть размещен в единой информационной системе.

План должен содержать сведения о закупках и сроки их осуществления.

Помимо вышеуказанных документов, в ЕИС должны быть размещены следующие сведения:

  • извещение о закупках;
  • документация по закупке.

В единой информационной системе в обязательном порядке должны быть размещены Положение о закупке, план закупки, извещения и документация по закупкам. Неразмещение или нарушение норм в размещении информации в ЕИС грозят штрафами.

Отчетность

Согласно статье 4 223-ФЗ, каждый заказчик должен ежемесячно отчитываться о закупках. Существует 4 вида ежемесячных отчетов:

  • об общей цене заключенных договоров;
  • о договорах с единственным поставщиком;
  • об общей цене контрактов с государственной тайной или договоров, заключенных по решению Правительства РФ;
  • об общей стоимости договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Заказчики с выручкой в 2 миллиарда рублей и более обязаны осуществлять закупки у МСП – 18% от общего объема закупок.

Контроль и ответственность в области закупок

Контроль в данной области осуществляется на двух уровнях: государственном и ведомственном.

На государственном уровне органом контроля выступает ФАС РФ. Данная инстанция может проводить проверки как по жалобам субъектов закупки, так и по собственной инициативе.

Также на государственном уровне коррупционную составляющую проверяет Прокуратура.

По результатам проверки может быть вынесено одно из следующих решений:

За нарушение требований законодательства виновному грозит привлечение к административной ответственности согласно Кодексу об Административных правонарушениях Российской Федерации.

Ведомственный контроль осуществляют вышестоящие инстанции заказчика закупок.

В случае ненадлежащего исполнения своих обязательств поставщиком последнему грозит включение в реестр недобросовестных поставщиков. Данная санкция налагается на 3 года.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/osnovnye-polozenia.html

Главное о закупках по 223-ФЗ: положения, особенности и требования к участию

Закон 223 фз о закупках краткое содержание

Для начинающих участников сферы госзакупок больше подходит работа по 44-ФЗ, где все строго регламентировано, а заказчики и участники подчиняются единым правилам.

223-ФЗ подойдёт тем, кто уже освоился в госзакупках, ищет перспективы для роста бизнеса, но не готов сразу уйти в коммерческие тендеры. Нормативная система закона — базовые положения о закупках.

Конкретные условия и требования заказчики определяют самостоятельно, в допустимых законом пределах.

Работу по 223-ФЗ можно назвать промежуточным этапом — переходом от участия в госзакупках к коммерческой тендерной системе. С одной стороны, есть хоть и рамочные, но все-таки единые правила проведения закупок.

С другой — предприниматели и компании вникают в особенности коммерческих тендеров, набираются опыта и формируют репутацию.

Участие в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ — отличная база для успешного старта в полностью коммерческих торгах.

Федеральный закон №223-ФЗ намного меньше, чем 44-ФЗ, но это не означает, что работать по нему проще. Федеральный закон №44-ФЗ регулирует всё очень детально, поэтому в нём больше статей, а в 223-ФЗ содержатся только основные принципы и положения о закупках.

Способы их проведения, требования к участникам и прочие нюансы заказчик определяет самостоятельно — в собственном положении о закупках. Это означает, что, помимо самого закона, участникам придется изучать правила, действующие для каждой конкретной закупки.

Другие отличия 223-ФЗ от 44-ФЗ:

  1. По 223-ФЗ работает конкретный перечень юридических лиц, указанных в статье 1 закона. К ним относятся компании с долей государственного, регионального или муниципального участия более 50%, их дочерние компании, субъекты естественных монополий, ресурсоснабжающие организации, отдельные государственные унитарные предприятия и бюджетные учреждения.
  2. 223-ФЗ разрешает заказчикам проводить закупки различными способами, которые предусматриваются в положении о закупках, они не должны противоречить закону. Способы не отличаются от предусмотренных 44-ФЗ: аукционы, конкурсы, запрос предложений или котировок, открытые, закрытые, двухэтапные формы и закупка у единственного поставщика.
  3. Заказчик вправе сам выбирать площадку для размещения заказа. Это может быть одна из федеральных ЭТП или коммерческая. Реестр всех заказчиков, работающих по 223-ФЗ, есть в ЕИС. Здесь же публикуются планы закупок и вся информация о закупках.
  4. Каждый заказчик должен разработать и утвердить положение о закупках, по которому он работает. Все положения находятся в специальном реестре ЕИС.
  5. Вопросы заключения и изменения контракта регулирует положение о закупке. В этом отношении действует свобода договора в пределах 223-ФЗ и гражданского законодательства.

Основные принципы закупок по 223-ФЗ

Несмотря на то, что заказчик вправе устанавливать свои правила закупок, они не должны нарушать установленные 223-ФЗ принципы и условия.

Принципы закупок:

  1. Информационная открытость.
  2. Равные для участников требования и условия закупки.
  3. Недопустимость дискриминации участников закупки.
  4. Запрет на установление для участников закупки неизмеряемых требований — таких, по которым они не могут самостоятельно оценить соответствие критериям.
  5. Недопустимость необоснованных и незаконных ограничений конкуренции.
  6. Целевое и эффективное расходования заказчиком средств.
  7. Обязанность соблюдения всех положений 223-ФЗ, других законов и нормативно-правовых актов Правительства РФ, принятых в соответствии и во исполнение 223-ФЗ.

Кроме того, 223-ФЗ определяет правила:

  • конкурентной закупки, в том числе в электронной форме (ст.ст. 3.2-3.4);
  • закупок в рамках реализации инвестиционных проектов с государственным участием (ст. 3.1);
  • закупок отдельных видов товаров, работ и услуг государственными компаниями и корпорациями (ст. 3.1-1);
  • закупок для создания объектов архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, разработки на их основе проектной документации для объектов капитального строительства (ст. 3.1-2);
  • закупок у единственного поставщика и закрытым способом (ст.ст. 2.5 и 3.6);
  • информационного обеспечения закупок (ст. 4);
  • мониторинга и контроля закупок (ст.ст. 5 и 5.1, 6 и 6.1);
  • обжалования нарушений в сфере закупок по 223-ФЗ (части 10—13 ст. 3).

Требования к участникам закупок

223-ФЗ только рамочно определяет требования к участникам закупок (поставщикам).
Участником закупки по 223-ФЗ может быть:

  • юридическое лицо или группа юридических лиц, действующая как один участник;
  • физическое лицо или группа физических лиц, действующая как один участник;
  • индивидуальный предприниматель или группа ИП, действующая как один участник.

Для юридических лиц не имеют значения организационно-правовая форма, форма собственности, местонахождение организации и место происхождения капитала. Согласно позиции Минэкономразвития (письмо от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371), допускается участие в закупке аффилированных между собой участников.

Конкретные требования к участникам заказчик указывает в положении о закупках и в документации о закупке согласно положению о закупках. Иные требования предъявлять нельзя.

В положении и документации о закупке должны быть отражены:

  • требования непосредственно к участникам;
  • требования к закупаемым товарам, работам и услугам;
  • требования к условиям исполнения договора (контракта);
  • критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Среди требований заказчик вправе указать отсутствие участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков.

Какие конкретно требования к участникам может предъявить заказчик:

  1. Регистрация на территории РФ.
  2. Наличие лицензии, членство в профильной саморегулируемой организации (СРО), наличие сертификатов, свидетельств, других документов.
  3. Ненахождение в процессе ликвидации или банкротства.
  4. Отсутствие дисквалификации (приостановления деятельности) в административном порядке.
  5. Отсутствие задолженности по обязательным платежам.
  6. Определённые финансово-экономические показатели деятельности.
  7. Наличие определённой квалификации, опыта (стажа) у кадровой базы участника.
  8. Наличие определённой материально-технической базы.
  9. Требования к деловой репутации.
  10. Наличие системы менеджмента качества определённого стандарта.
  11. Наличие опыта определённой деятельности.
  12. Соответствие определённым показателям, которые характеризуют способность поставить нужный товар, выполнить работы или оказать услуги.
  13. Предоставление конкретного перечня документов, которые подтверждают соответствие требованиям.

Зачастую в положении о закупках перечень требований делается открытым, что позволяет конкретизировать критерии в документации о закупке.

Правительство РФ вправе устанавливать:

  • приоритет российских товаров, продукции, работ и услуг;
  • перечень заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной и (или) высокотехнологичной продукции;
  • квоты и условия закупок, участниками которых являются представители сферы малого и среднего предпринимательства (МСП);
  • запрет на размещение сведений о конкретной закупке в ЕИС;
  • перечни и группы товаров, работ и услуг, сведения о закупке которых не размещаются в ЕИС;
  • основания неразмещения в ЕИС сведений об участнике закупки, с которым заключён договор.

Для непосредственного участия в закупках необходимо быть зарегистрированным в Единой информационной системе и иметь аккредитацию на электронной торговой площадке, где проходит конкретная закупка.

Как контролируют закупки

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — главный орган, контролирующий соблюдение заказчиками и участниками закупок положений Федерального закона №223-ФЗ. Он же рассматривает большую часть жалоб.

Кроме того, предусмотрен ведомственный контроль на уровне федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Они контролируют закупки в порядке исполнения функций учредителя госкомпании, предприятия или учреждения, выступающего заказчиком.

В случае серьёзных нарушений со стороны участника закупки, в том числе допущенных в процессе исполнения договора, его могут внести решением ФАС в реестр недобросовестных поставщиков.

Эта статья была полезной?

Получить сертификат электронной подписи

Получить сертификат электронной подписи

Источник: https://iitrust.ru/articles/article/glavnoe-o-zakupkah-po-223-fz-polozheniya-osobennosti-i-trebovaniya-k-uchastiyu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.