Закон о банкротстве арбитражный управляющий

Кого может нанять арбитражный управляющий при проведении процедуры банкротства?

Закон о банкротстве арбитражный управляющий
Арбитражный управляющий отбирает юристов, бухгалтеров и оценщиков на процедуру банкротства. Источник фото https://clck.ru/Qtpsp

Всем доброго времени суток!

Продолжаю раскрывать статус арбитражного управляющего. Прошлые статьи:

  • Как стать арбитражным управляющим?»
  • Почему банкротство такое дорогое?
  • “Реально ли обладая статусом арбитражного управляющего заработать?”
  • Какие риски в профессии арбитражный управляющий?
  • Как и куда жаловаться на арбитражного управляющего?

В этой статье я расскажу о том. кого может привлечь арбитражный управляющий в рамках дела о банкротстве. Эта статья связана со статьей о заработке арбитражных управляющих и раскрывает теневые способы заработка.

Итак, ст. 20.7 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”:

2. За счет средств должника в размере фактических затрат осуществляется оплата расходов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе почтовых расходов, расходов, связанных с государственной регистрацией прав должника на недвижимое имущество и сделок с ним, расходов в связи с выполнением работ (услуг) для должника, необходимых для государственной регистрации таких прав, расходов на оплату услуг оценщика, реестродержателя, аудитора, оператора электронной площадки, если привлечение оценщика, реестродержателя, аудитора, оператора электронной площадки в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, расходов на включение сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликование таких сведений, а также оплата судебных расходов, в том числе государственной пошлины.3. Размер оплаты услуг лиц, привлеченных внешним управляющим или конкурсным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, за исключением лиц, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, составляет при балансовой стоимости активов должника:до двухсот пятидесяти тысяч рублей – не более десяти процентов балансовой стоимости активов должника;от двухсот пятидесяти тысяч рублей до одного миллиона рублей – не более двадцати пяти тысяч рублей и восьми процентов размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над двумястами пятьюдесятью тысячами рублей;от одного миллиона рублей до трех миллионов рублей – не более восьмидесяти пяти тысяч рублей и пяти процентов размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над одним миллионом рублей;от трех миллионов рублей до десяти миллионов рублей – не более ста восьмидесяти пяти тысяч рублей и трех процентов размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над тремя миллионами рублей;от десяти миллионов рублей до ста миллионов рублей – не более трехсот девяноста пяти тысяч рублей и одного процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над десятью миллионами рублей;от ста миллионов рублей до трехсот миллионов рублей – не более одного миллиона двухсот девяноста пяти тысяч рублей и одной второй процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над ста миллионами рублей;от трехсот миллионов рублей до одного миллиарда рублей – не более двух миллионов двухсот девяноста пяти тысяч рублей и одной десятой процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над тремястами миллионами рублей;более одного миллиарда рублей – не более двух миллионов девятисот девяноста пяти тысяч рублей и одной сотой процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над одним миллиардом рублей.При этом размер оплаты услуг лиц, определенный в соответствии с настоящим пунктом, может быть превышен арбитражным управляющим в случае, если размер данного превышения покрывается размером страховой суммы сверх установленного пунктом 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона минимального размера страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего.

Из данных норм закона о банкротстве следует, что управляющие вправе привлекать специалистов в тех областях, в которых знаний у них недостаточно.

Чаще всего арбитражные управляющие привлекают:

– юристов.

Зачастую это необходимо.

Если предприятие крупное, есть множество кредиторов и дебиторская задолженность, то возражать кредиторам, взыскивать дебиторскую задолженность, оформлять права на имущества должника один арбитражный управляющий будет не в состоянии.

Однако, часто арбитражные управляющие при привлечении юристов злоупотребляют и завышают стоимость их услуг, с расчетом на то, что разницу от рынка стоимости юридических услуг юристы передадут управляющему в карман.

Хорошим примером злоупотреблений можно показать ГК АСВ, которая при банкротстве банков и страховых компаний только на услуги юристов тратят десятки миллионов рублей.

– бухгалтеров.

Законом о банкротстве на арбитражного управляющего возлагается обязанности руководителя должника. Следовательно, именно арбитражный управляющий, с даты вступления в должность обязан направлять налоговую и иную отчетность в налоговые органы и внебюджетные фонды. Если предприятие крупное, а документы управляющему не переданы, то придется еще и восстанавливать всю бухгалтерию.

Кроме того, некоторые предприятия продолжают работать и выпускать продукцию, соответственно нужно дальше вести бухгалтерию, начислять зарплаты и т.д.

Здесь также часто можно увидеть злоупотребления в части завышения стоимости оказанных услуг.
– оценщиков.

Закон о банкротстве указывает, что имущество должника, находящееся в залоге, подлежит обязательной оценке. Кроме того, после проведения инвентаризации имущества должника, кредиторы могут потребовать провести оценку имущества.

Злоупотребления здесь минимальны, так как сама оценка достаточно недорогая по стоимости, но случается.

– аудиторов.

Если предприятие имеет балансовую стоимость активов больше 100 000 000 руб., то вся отчетность должна подтверждаться аудиторскими заключениями. При составлении финансового анализа деятельности должника, такие аудиторские заключения играют большую роль.

При этом при сдаче отчетности управляющий также должен подтвердить отчетность аудиторами.

Стоимость услуг аудиторов составляет внушительные суммы и здесь тоже есть почва для злоупотреблений.

– архивариус.

Все личные дела, а также документы длительного хранения подлежат сдаче в архив. Сам управляющий также не в состоянии всю эту работу проделать один. Соответственно привлекаются компании или специалисты на сдачу документов в архив.

Я в своей практике злоупотреблений не видел в этом направлении, но наверняка они есть.

– организатор торгов.

Если имущество по цене достаточно дорогостоящее, многие арбитражные управляющие привлекают организаторов торгов, чтобы проводили торги, показы имущества и т.д. именно они. Зачастую стоимость их услуг составляет от 10% стоимости имущества.

– охрану.

Арбитражный управляющий обязан обеспечить сохранность имущества должника, что бы это ни было. Соответственно привлекаются охранные организации, которые также стоят недешево.

– иные специалисты.

Мне в практике встречались случае, когда управляющие передавали в управление, например объекты недвижимости. Компании затем их сдавали в аренду и значительная прибыль оседала у них.

Также управляющие нанимают к себе в штат помощников арбитражных управляющих, принимают на работу специалистов, которые могут провести инвентаризацию имущества и составить финансовый анализ деятельности должника, могут арендовать помещение для хранения документов и проведения собраний кредиторов. Все это стоит больших финансовых ресурсов.

Именно поэтому деятельность арбитражных управляющих нужно контролировать и изучать их отчеты досконально.

Пишите свои вопросы, замечания в комментарии или на электронную почту sob.arb.lawyer@gmail.com, я обязательно всем отвечу.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/bankrotchik/kogo-mojet-naniat-arbitrajnyi-upravliaiuscii-pri-provedenii-procedury-bankrotstva-5f3f1f9caee5d15985e97f29

Статья 20 Федерального закона №127-ФЗ

Закон о банкротстве арбитражный управляющий

Федеральный закон №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» создал механизм регулирования процессов возмещения долгов кредиторам, перед которыми у организации или физического лица – должника есть какие-либо неисполненные обязательства. Одним из элементов такого регулирования является арбитражный управляющий.

Кто такие арбитражные управляющие

В соответствии с положениями статьи 20 указанного Федерального закона под арбитражным управляющим понимается гражданин Российской Федерации, который осуществляет предусмотренную действующим законодательством деятельность, направленную на удовлетворение требований кредиторов об уплате долга.

В соответствии с положениями указанной статьи арбитражный управляющий обязан состоять в специализированной саморегулирующейся организации арбитражных управляющих, но в целях осуществления своей деятельности состоять он имеет право только в одной организации. При этом ему не запрещено законом заниматься частной практикой, а также осуществлять иную деятельность, не противоречащую требованиям действующего законодательства, но только при соблюдении требования, что такая его деятельность не будет мешать исполнению им своих непосредственных обязанностей, установленных Федеральным законом №127-ФЗ.

Для того чтобы получить статус арбитражного управляющего, гражданин Российской Федерации при вступлении в состав специализированной саморегулирующейся организации должен подтвердить свое соответствие следующим требованиям:

  • обладание высшим образованием в его оконченной форме (подтверждается документом об образовании);
  • опыт работы на каких-либо руководящих должностях (вне зависимости от того, идет речь о государственном учреждении или частной организации), который может быть подтвержден с помощью специальных документов, например, копией трудовой книжки или выпиской из приказа о назначении на руководящую должность;
  • прохождение стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в течение не менее двух лет до даты подачи документов на вступление в саморегулирующуюся организацию (подтверждается специальным протоколом прохождения стажировки или иным документом, который выдается руководителем стажировки – действующим арбитражным управляющим);
  • прохождение теоретического экзамена в части владения курсом программы подготовки арбитражных управляющих (сдается при вступлении в саморегулирующуюся организацию, если другие варианты проверки уровня профессиональной подготовки не оговорены в нормативных документах такой организации);
  • у кандидата не должно быть наказания в виде дисквалификации по административным правонарушениям либо наказания в виде запрета на занятие определенных должностей за совершение преступлений, характеризуемых как умышленные (подтверждается справками из правоохранительных органов либо из судебных органов);
  • также у кандидата на вступление в саморегулирующуюся организацию не должно быть судимостей за преступления умышленного типа;
  • в течение трех лет, предшествующих подаче заявления на вступление в ряды арбитражных управляющих, кандидат не должен быть исключен из таких саморегулирующихся организаций за совершение нарушений действующего федерального законодательства. При этом такие нарушения, за которые было осуществлено исключение из такой организации, определяются как неустранимые либо неустраненные в срок, установленный организацией при выявлении этих нарушений.

Если арбитражный управляющий, являющийся членом саморегулирующейся организации, допустит нарушение действующего федерального законодательства, в отношении него может быть использован рычаг воздействия в виде исключения из числа членов саморегулирующейся организации в течение одного месяца с даты выявления такого нарушения.

Если такое исключение было осуществлено, кандидатура такого арбитражного управляющего не может быть представлена в арбитражный суд для участия в деле о банкротстве.

Права и обязанности арбитражных управляющих в делах о банкротстве

Перечень прав и обязанностей арбитражного управляющего, который участвует в деле о банкротстве, содержится в статье 20.3 Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Данный перечень является исчерпывающим и может быть расширен только в случае вынесения соответствующего решения суда.

К числу прав, которыми обладает арбитражный управляющий, относятся:

  • право на созыв собрания кредиторов для разрешения ключевых вопросов в деле о банкротстве, если без такого собрания такие вопросы разрешены быть не могут;
  • право на созыв комитета кредиторов, если без такого созыва решить ключевые вопросы по ведению дела о банкротстве арбитражный управляющий не может, либо если возникли спорные ситуации в алгоритме разрешения;
  • обращение в арбитражный суд с целью направления заявлений и ходатайств, если такое действие предусмотрено действующим законодательством в сфере банкротства физических и юридических лиц;
  • получение вознаграждения в том порядке, в котором это предусматривает указанный Федеральный закон;
  • право на привлечение для помощи в исполнении своих обязанностей сторонних лиц, но при условии перечисления им вознаграждения за осуществление своей деятельности за счет средств должника. Такой вариант оплаты услуг привлеченных лиц возможен в том случае, если другие варианты не предусмотрены действующим законодательством либо соглашением между арбитражным управляющим и кредиторами в конкретном деле о банкротстве;
  • право запрашивать необходимые для выполнения своей работы сведения о физических лицах, в отношении которых ведется дело о банкротстве, либо о юридических лицах, их руководстве, владельцах, органах управления. Такие запросы арбитражный управляющий вправе посылать во все государственные органы, внебюджетные фонды, а также в органы местного самоуправления. Запросу подлежат все необходимые для работы сведения, в том числе те, которые содержат государственную тайну;
  • право на подачу в арбитражный суд заявления о снятии с него обязанностей по ведению определенного дела о банкротстве.

Что касается обязанностей арбитражного управляющего, их перечень содержится в части 3 статьи 20.3 и выглядит следующим образом:

  • принятие мер, направленных на защиту имущества должника от возможного его выведения из конкурсной массы и исключения из перечня имущества, с помощью которого может быть погашена задолженность перед кредиторами;
  • оценка, с аналитической точки зрения, финансово-хозяйственного состояния должника, а также результатов его финансово-хозяйственной и инвестиционной деятельности;
  • оформление и ведение реестра требований кредиторов во всех случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
  • в случае поступления требования о предоставлении реестра требований кредиторов – предоставление такого реестра в течение трех рабочих дней со дня поступления такого требования. Однако данное действие возможно только в том случае, если речь идет о лицах, которые одновременно требуют проведения специального общего собрания лиц, выступающих кредиторами;
  • в случае если в ходе проводимой проверки были обнаружены факты деятельности должника-физического лица или должностных лиц организации-должника, которые могут быть трактованы как административные правонарушения или уголовные преступления, передача информации о таких фактах в правоохранительные органы с целью рассмотрения последними вопроса о возбуждении дела по факту административного правонарушения или уголовного преступления;
  • выявление признаков преднамеренного банкротства, а также банкротства фиктивного типа в том порядке, который установлен специальными федеральными стандартами, и сообщение об установленных фактах лицам, которые участвуют в деле о банкротстве, а также в саморегулирующуюся организацию, в которой состоит арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в те государственные органы, которые в пределах своей компетенции возбуждают дела об административных правонарушениях и уголовных преступлениях;
  • привлечение на договорной основе лиц, использование услуг которых является обязательным в случае исполнения арбитражным управляющим его обязанностей в деле о банкротстве, если такие действия арбитражного управляющего по расширению круга участвующих в деле по банкротству лиц не является нарушением действующего федерального законодательства по несостоятельности (банкротству);
  • выявление фактов, связанных с нарушением исполнения обязанности предоставления в уполномоченные органы заявления должника, а также с нарушением сроков подачи такого заявления;
  • принятие мер в отношении виновного в нарушении исполнения обязанности по подаче заявления должника в части привлечения такого виновного к ответственности, в том числе путем сообщения сведений о таком нарушении в уполномоченные органы, которые составляют специализированные протоколы по выявленным нарушениям.

Иные права и обязанности арбитражного управляющего могут быть сформулированы арбитражным судом при его назначении для ведения конкретного дела по банкротству при условии, что расширение таких прав и обязанностей продиктовано условиями конкретного дела.

Вознаграждение арбитражного управляющего

В соответствии с частью 1 статьи 20.6 арбитражный управляющий за выполнение своих обязанностей по ведению дела о банкротстве имеет право на предоставление ему вознаграждения. Сумма, которая ежемесячно должна быть выплачена такому человеку, формируется из фиксированного платежа и процентов.

Фиксированная сумма рассчитывается в зависимости от того, какую должность занимает арбитражный управляющий в конкретном проводимом деле:

  • если речь идет о должности временного управляющего, то размер фиксированной суммы вознаграждения не может превышать тридцать тысяч рублей в месяц;
  • для административного управляющего такая сумма равняется пятнадцати тысячам рублей в месяц;
  • у внешнего управляющего фиксированный размер суммы вознаграждения равен сорока пяти тысячам рублей;
  • для конкурсного управляющего сумма также рассчитывается в месяц и составляет тридцать тысяч рублей в месяц;
  • если говорить о финансовом управляющем, то ему выплаты назначаются в единоразовом виде в размере двадцати пяти тысяч рублей за одну проведенную процедуру по делу о банкротстве.

Сумма процентов, которые выплачиваются арбитражному управляющему, определяется в зависимости от размера тех требований кредиторов, которые были удовлетворены при непосредственном участии арбитражного управляющего. При этом вычитаются данные средства из денежных средств должника, а также из других средств, поступивших в конкурсную массу.

Размер суммы процентов, которые потребуется выплатить арбитражному управляющему, либо определяется на основании соответствующего решения арбитражного суда, либо рассчитывается как процентное соотношение к удовлетворенным требованиям кредиторов, но в пределах размеров, которые установлены частями 10-13 статьи 20.6 Федерального закона №127-ФЗ в зависимости от стоимости балансовых и чистых активов должника. Если речь идет о финансовом управляющем, то в качестве его суммы процентов рассматривается процентное соотношение к размеру удовлетворенных требований кредиторов. Данное соотношение равно семи процентам от всех требований, которые были удовлетворены из заявленных в реестр требований при условии, что возмещение по таким требованиям все кредиторы получили по итогам непосредственного участия финансового управляющего в процессе такого удовлетворения.

Сумма процентов, которая подлежит выплате арбитражному управляющему, не подлежит расширению, если иное решение не примет суд при рассмотрении конкретного дела. При этом данную сумму получивший ее арбитражный управляющий должен потратить на вознаграждение дополнительно привлеченных лиц к участию в процедуре банкротства.

Кроме того, эта сумма может быть также использована для компенсации тех расходов, которые арбитражный управляющий понес при выполнении своих обязанностей по данному делу о банкротстве.

Если собрание кредиторов примет соответствующее решение, то арбитражному управляющему могут быть выплачены дополнительные средства в качестве вознаграждения.

Расходы на проведение процедур в делах о банкротстве

Оплата всех процедур, которые проводятся при ведении дела о банкротстве, происходит за счет средств должника. Исключение могут составлять только те случаи, когда требования об оплате продиктованы Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Перечисление средств при проведении такой процедуры происходит только в том случае, когда было принято соответствующее решение суда.

Размер суммы вознаграждения привлеченных лиц, которых привлек арбитражный управляющий для исполнения своих непосредственных обязанностей, определяется на основании стоимости балансовых активов должника только по решению суда.

При этом суд может отказать в выплате вознаграждения таким привлеченным лицам, если рассмотрит по ходатайству лиц, участвующих в деле, правомерность и целесообразность их привлечения.

Однако назначенный размер оплаты не может быть признан необоснованным, если все назначения осуществлены в соответствии с установленными тарифами на определенные виды работ или виды услуг, которые были оказаны должнику и арбитражному управляющему привлеченными лицами.

Решение о привлечении сторонних лиц для осуществления процедур по делу о банкротстве арбитражный суд выносит только в том случае, если арбитражный управляющий докажет целесообразность и необходимость такого привлечения. На основании этого доказательства определяется также и правомерность назначения определенного размера вознаграждения таких привлеченных лиц.

Расходы на оплату услуг лиц, которые были привлечены для обеспечения функционирования должника при проведении процедуры банкротства, оплате в соответствии со статьей 20.7 не подлежат.

Все расходы на проведение процедур в том или ином деле о банкротстве должны быть оплачены только в их фактическом размере.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/stati-20.html

К вопросу о правовом статусе арбитражного управляющего

Закон о банкротстве арбитражный управляющий

Введение в проблематику  

Ключевой фигурой банкротства является утверждаемый судом арбитражный управляющий.

Вопрос о правовом статусе арбитражного управляющего всегда был дискуссионным, как в дореволюционный период, так и в постсоветский.

Существуют различные подходы к определению сущности арбитражного управляющего.

Весьма распространенной является теория представительства.

Одни ученые считают арбитражного управляющего представителем кредиторов1, другие – должника2, третьи полагают, что арбитражный управляющий представляет интересы не только кредиторов и должника, но также и собственника имущества, учредителей должника, гражданского оборота и свои собственные3, четвертые считают арбитражного управляющего органом должника4.

Также существует точка зрения, согласно которой в разных процедурах управляющий представляет интересы разных лиц: во внешнем управлении – должника, в конкурсном производстве – кредиторов, при мировом соглашении – государства5.

Другие авторы полагают, что арбитражный управляющий сочетает в себе элементы органа должника, представителя должника, доверительного управляющего имуществом, а также имеет особые полномочия, не присущие иным субъектам права6.

Представлены также в науке и другие теории: доверительного управления7; работника, заключившего трудовой договор8; вещная теория (права управляющего – ограниченные вещные права)9; публичная теория.

В рамках публичной теории арбитражный управляющий определяется как орган принудительного исполнения (арбитражный судебный исполнитель)10, должностное лицо – (судебный управляющий)11.

Некоторые авторы, свою очередь, отрицают наличие публичных функций у арбитражного управляющего, признавая его исключительно частно-правовым субъектом12.

Также существуют весьма экзотические точки зрения, например, что отношения между должником и арбитражным управляющим должны оформляться договором подряда13.

Как мы видим, существует большое количество различных теорий, объясняющих природу арбитражного управляющего, зачастую эти теории взаимоисключают друг друга. В настоящее время не существует одной общепризнанной точки зрения по данному вопросу.

Большое разнообразие теорий о сущности арбитражного управляющего объясняется тем, что как само банкротство, так и деятельность арбитражного управляющего многогранны и многоаспектны, связаны с большим количеством правоотношений и их участников.

В банкротстве тесным образом переплетаются отношения гражданско-правовые, налоговые, трудовые, административные, уголовные и иные.

Соответственно, если рассматривать деятельность арбитражного управляющего с разных аспектов, то применима в принципе любая из указанных выше теорий:

– например, при отказе от сделок (ст. 102 Закона о банкротстве), при заключении сделок, при продаже имущества должника конкурсный управляющий действует в качестве органа (представителя) должника, в связи чем, применима теория представительства или органа (в зависимости от того, какой теории директора: как органа или представителя мы придерживаемся);

– при прекращении исполнительного производства в конкурсном производстве и передаче всех исполнительных листов от пристава исполнителя конкурсному управляющему имеет основания теория об арбитражном управляющем как арбитражном судебном исполнителе (органе принудительного исполнения), поскольку реестр требований кредиторов представляет собой по сути квази-сводное исполнительное производство;

– при увольнении работников в конкурсном производстве конкурсный управляющий действует как работодатель, что объясняет истоки теории трудовых правоотношений как основы статуса арбитражного управляющего;

– при привлечении арбитражного управляющего к уголовной ответственности он признается судебной практикой должностным лицом (ст. 201 УК РФ), в связи с чем уместно говорить о наличии у него статуса должностного лица;

Однако, сущность правового статуса управляющего не может быть определена как механическая сумма всех его ипостасей в тех многочисленных правоотношениях, в которых он участвует.

Для определения правового статуса арбитражного управляющего необходимо определить сущностные, неотъемлемые его черты, которые присущи управляющему всегда, независимо от того, в каком качестве он выступает в тех или иных отношениях.

На наш взгляд, из дореволюционных ученых наиболее точно описал правовую природу, сущность деятельности арбитражного управляющего С.И. Гальперин в монографии «Права и обязанности присяжного попечителя по делу о торговой несостоятельности»14:

«… характер дел о торговой несостоятельности дает путеводную нить к безошибочному определению значения присяжного попечителя как органа конкурсного процесса.

Деятельность его проникнута публичным характером и он является должностным лицом, не заинтересованным ни отдельной имущественной выгодой кредиторов, ни отдельной выгодой самого должника, заботясь в тоже время о соблюдении выгод и тех и другого.

Присяжный попечитель является делегированным судом представителем государственного интереса в деле каждой данной несостоятельности и в такой же мере, как судебный следователь в уголовных делах, является следователем ad hoc, заботящимся о раскрытии с полной ясностью пред глазами делегировавшего его судебного места всего положения несостоятельного должника в его имуществе наличном, долговом и отчужденном, в его долгах, заботящимся в то же время о своевременном раскрытии всего материала, могущего служить к установлению причин несостоятельности. Более того, закон поручает присяжному попечителю…быть хозяином массы…и…радеть об охраняемом имуществе как надлежит доброму хозяину…

Законодатель, имея ввиду очевидно публичный интерес конкурсного производства, озаботился тем, чтобы с самого начала в деле был представитель этого интереса и счел удобным облечь для этого присяжного попечителя особой властью.

В силу этого присяжный попечитель является лицом должностным, лицом, которому предоставлено право производить допросы, обращаться к содействию полиции, созывать наличных займодавцев, председательствовать в их собраниях и даже созывать кредиторов у себя на квартире».

Г.Ф.

Шершеневич также признавал деятельность присяжного попечителя в качестве публичной: “Под именем исполнительного процесса мы понимаем приложение силы, которою обладает государственная власть, к тому, чтобы изменить фактическое положение вещей в пользу признанного на суде правым и согласно с судебным решением…конкурсный попечитель должен изменить фактическое положение вещей в пользу признанных кредиторов согласно цели, указанной законом, то есть он обязан ценность вещей и требований, составляющих имущество должника и находящихся в его хозяйстве, в его распоряжении и управлении, обратить на пропорциональное удовлетворение кредиторов”15.

Из числа современников наиболее обоснованной, логичной и близкой деятельности арбитражного управляющего представляется точка зрения Е.В. Богданова (указ. соч.), согласно которой:

– деятельность судебного управляющего тяготеет к судебно-управленческой деятельности;

– судебный управляющий в деле о банкротстве является лицом, назначенным судом от имени государства и контролируемый государством посредством суда;

– судебный управляющий наделяется функцией надзора за деятельностью должника и его органов управления;

– нельзя использовать термины “права” и “обязанности” применительно к судебному управляющему. Необходимо говорить о полномочиях судебного управляющего, о его компетенции. Поэтому в п. 5 ст. 20.3 Закона о банкротстве указано, что полномочия арбитражного управляющего не могут быть переданы другим лицам;

– судебный управляющий не только не является индивидуальным предпринимателем, но по своему правовому положению не может быть и частнопрактикующим субъектом.

То обстоятельство, что кандидатуры судебных управляющих предлагают суду саморегулируемые организации судебных управляющих, не имеет в данном случае квалифицирующего значения потому, что эти кандидатуры, естественно, не являются для суда обязательными (это некая вспомогательная деятельность), а также потому, что кандидатура судебного управляющего может быть предложена заявителем или собранием кредиторов (ст. 12, 37, 39, 41, 73 Закона о банкротстве). Судебный управляющий в действительности является лицом, назначенным судом от имени государства и контролируемым государством посредством суда и потому по своему правовому положению его следует приравнять к должностному лицу.

Анализ современного законодательства и судебной практики

         В Постановлении от 5 марта 2019 г. N 14-П Конституционный Суд РФ указал, что институт банкротства выступает рыночным механизмом оздоровления российской экономики.

Несмотря на то, что ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) был принят в 2002 году, проблема правового статуса арбитражного управляющего остается неурегулированной до сих пор.

Пункт 1 статьи 20 Закона о банкротстве определяет правовое положение арбитражного управляющего через его членство в СРО: «Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих».

         Очевидно, что такая формулировка является не только неудачной, но и ошибочной, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 20.

2 Закона о банкротстве не все члены СРО имеют право осуществлять деятельность арбитражного управляющего, также, как и исключение из СРО не приводит автоматически к прекращению деятельности, так как арбитражного управляющего утверждает в должности и освобождает от нее только арбитражный суд.

Далее, пункт 2 статьи 20 Закона о банкротстве определяет, что арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет такую профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Данный элемент правового статуса является верным, однако он не отвечает на вопрос о сущности правового положения арбитражного управляющего, поскольку профессиональную деятельность осуществляют в том числе и адвокаты, нотариусы, детективы, патентные поверенные, государственные служащие, врачи, педагоги и т.д.

Указание в Законе о банкротстве на то, что арбитражный управляющий занимается частной практикой не раскрывает сущность правового положения арбитражного управляющего, поскольку подобное определение раскрывает лишь налоговые последствия такого статуса (см. например, подпункт 2 пункта 1 ст. 227 НК РФ).

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/10/03/k_voprosu_o_pravovom_statuse_arbitrazhnogo_upravlyayuschego

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.