Закон о бенефициарных владельцах

Содержание

Когда и зачем нужно знать своих бенефициаров?

Закон о бенефициарных владельцах

Бенефициарный владелец (или бенефициар) юридического лица – это физическое лицо, которое прямо или косвенно владеет более 25% уставного капитала или имеет возможность контролировать действия компании (ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, далее – Закон № 115-ФЗ).

Бенефициаров компании нужно идентифицировать в целях соблюдения норм так называемого “антиотмывочного” законодательства, направленного на противодействие легализации преступных доходов, а также финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения.

На первый взгляд все звучит просто – и для подавляющего большинства небольших компаний это действительно так. Если мы рассматриваем ООО, у которого есть один или два-три владельца (физических лица), контролирующих бизнес, с долей более 25%, то у нас не возникает проблем с определением бенефициаров.

В случае с более крупными компаниями зачастую все не так прозрачно: здесь мы можем наблюдать многоуровневую систему владения компанией, уходящую корнями за пределы страны. Тогда задача определения бенефициара может стать нетривиальной. Прямых владельцев – физических лиц – у компании может и не быть, соответственно, необходимо найти косвенных и посчитать их долю.

В таком случае нам поможет алгоритм, определенный в п. 3 ст. 105.2 Налогового кодекса.

Он сводится к следующему: необходимо нарисовать всю схему владения компанией (вплоть до физических лиц), чьих бенефициаров мы хотим найти. Затем определить долю косвенного участия каждого физического лица в организации путем перемножения долей прямого участия во всей цепочке владения.

Также бенефициар может определяться на основании наличия контроля над юридическим лицом.

Под контролем в данном случае понимается возможность оказывать прямое или косвенное существенное влияние на решения, принимаемые компанией – в частности, на решения об осуществлении сделок и финансовых операций, оказывающих влияние на величину дохода физического лица (письмо Банка России от 28 января 2014 г. № 14-Т).

Раскрытие информации о бенефициарах

За малым исключением юридические лица обязаны владеть актуальной информацией о своих бенефициарах. Ее необходимо предоставлять в рамках бухгалтерской отчетности компании, а также в налоговую инспекцию и Росфинмониторинг в случае их запроса.

В бухгалтерской отчетности компании обязаны раскрывать как минимум те сведения о своих бенефициарах, которые позволяют их однозначно идентифицировать.

Таким образом, если в отчетном периоде осуществлялись какие-либо операции с бенефициарами (например, получение займов), то по ним нужно предоставить более детальные сведения (стоимостные показатели операций, величину денежных потоков между компанией и бенефициаром и т. д.).

К компаниям, которым собирать информацию о своих бенефициарах не требуется, например, относятся эмитенты ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством о ценных бумагах (полный перечень таких лиц перечислен в подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Вышеупомянутый Закон № 115-ФЗ требует наличия у компании следующей информации о бенефициарах (п. 1 ст. 6.1):

  • Ф. И. О.;
  • гражданство;
  • дата рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • для иностранного бенефициара – данные миграционной карты или иного документа, подтверждающего его право на пребывание (проживание) в России (если применимо);
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
  • ИНН (при его наличии).

Сам список необходимой информации довольно прост. Проблема в том, что на практике получить ее не всегда так просто, как в теории.

Далеко не все бенефициарные владельцы хотят быть раскрытыми: именно из-за этого они выстраивают сложные цепочки владения компаниями, уходящие корнями в офшорные юрисдикции.

Что в этой ситуации остается делать сотрудникам российской компании, отвечающим за выполнение требований “антиотмывочного” законодательства?

Порядок действий здесь следующий:

  1. Подготовить запрос (в свободной форме);
  2. Направить его всем участникам компании (рекомендуется направлять запрос письмом с уведомлением о вручении и описью вложения по адресам, находящимся в списке участников);
  3. Дождаться ответа.

Поскольку на лиц, не предоставивших сведения в ответ на такой запрос, не возлагается никакой ответственности, то есть вероятность, что запрос останется без ответа.

В таком случае компании следует предпринять иные меры по получению этой информации: например, попытаться найти эти сведения через открытые источники (ЕГРЮЛ или его зарубежный аналог, картотеку арбитражных дел, и т. д.). Существует и более радикальный метод – обращение в суд.

Это, вероятно, будет расценено как принятие всех обоснованных и доступных мер по установлению компанией требуемых законом сведений.

Важно помнить! Всю информацию о бенефициарах и предпринятых мерах по их установлению нужно хранить не менее пяти лет и обновлять ежегодно (п. 3 ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ).

Корректное налогообложение

Установление бенефициаров также может быть полезным для целей корректного налогообложения. В настоящий момент выплата любого дохода иностранному контрагенту с применением соглашений об избегании двойного налогообложения обязательно должна подтверждаться наличием у него фактического права на доход. Об этом свидетельствует и многочисленная судебная практика.

Соответственно, установление структуры владения компанией может помочь и для целей определения релевантных ставок налогообложения. Поэтому, при направлении запросов иностранным учредителям полезно будет также выяснить, что компания отвечает всем требованиям законодательства и имеет право на получение доходов от российского юрлица по льготной ставке.

Для этих целей у иностранной компании можно запросить:

  • письмо-подтверждение от менеджмента компании, в котором она гарантирует, что является бенефициарным собственником дохода;
  • краткое описание операционной деятельности компании, ее системы менеджмента, имеющихся активов и обязательств;
  • документы, подтверждающие описание деятельности компании (например, структура группы, учредительные документы, бухгалтерская отчетность).

У многих компаний после анализа ситуации с установлением бенефициаров может возникнуть закономерный вопрос: а что случится, если этого не сделать? За неисполнение обязанности по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о бенефициарных владельцах, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (ст. 14.25.1 КоАП):

  • для должностных лиц – в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Таким образом, своих бенефициаров нужно знать абсолютному большинству компаний, а если бенефициаров невозможно установить, то нужно, хотя бы предпринять для этого все доступные меры и документально их зафиксировать. Сведения о бенефициарах должны быть раскрыты в отчетности и предоставлены в случае запроса из налоговой инспекции или Росфинмониторинга.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/alexandrova/1277904/

Обязанности юридических лиц в отношении сведений о бенефициарных владельцах

Закон о бенефициарных владельцах

С декабря 2016 года юридические лица обязаны устанавливать, хранить и раскрывать при определенных условиях информацию о своих бенефициарных владельцах.

Несмотря на то что положения об этом действуют более трех лет, практика привлечения к ответственности за их нарушение все еще развивается. Например, форма запроса соответствующей информации ФНС России вступила в силу только в 2019 году. Кроме того, споры о привлечении компаний к административной ответственности набирают обороты.

Ниже мы подготовили краткий разбор указанных обязанностей, чтобы компании понимали, что от них требуется, и не опасались привлечения к ответственности из-за отсутствия сведений о бенефициарных владельцах.

О чем идет речь?

23 декабря 2016 года вступили в силу поправки к федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В соответствии с нововведениями (ст. 6.1. упомянутого закона) юридическое лицо обязано обладать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению сведений о них.

Помимо прочего, юридическое лицо обязано:

  1. регулярно, но не реже одного раза в год обновлять и документально фиксировать полученную информацию о бенефициарных владельцах;
  2. хранить информацию о бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении них определенных сведений в течение не менее пяти лет со дня получения такой информации;
  3. представлять по запросам Росфинмониторинга или налоговых органов документально подтвержденную информацию о бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению сведений о них.

Кто понимается под бенефициарным владельцем?

Под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

Говоря простым языком, к бенефициарным владельцам можно отнести физических лиц — участников/акционеров общества, которые владеют более 25% акций/долей юридического лица.

К ним также относятся физические лица – участники/акционеры компании, владеющей акциями/долями юридического лица, у которого запрашивается информация.

Тем не менее определение бенефициарного владельца является открытым, и к нему могут быть отнесены иные физические лица, которые имеют возможность контролировать действия компании.

Какую информацию необходимо устанавливать и представлять о бенефициарных владельцах?

Закон прямо предписывает устанавливать следующие сведения о бенефициарных владельцах:

1) фамилию, имя, отчество;

2) гражданство;

3) дату рождения;

4) реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

5) адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;

6) идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Кроме того, мы не исключаем, что уполномоченные органы будут наставить на представлении и иной информации, например:

  • количество акций/долей юридического лица, принадлежащее бенефициарному владельцу (процент владения);
  • основание, по которому бенефициарный владелец имеет возможность контролировать действия юридического лица.

Что понимается под обоснованными и доступными в сложившихся обстоятельствах мерами по установлению юридическим лицом информации о бенефициарных владельцев?

Закон не раскрывает данные меры.

Росфинмониторинг понимает под ними запросы учредителям, участникам и иным контролирующим лицам и ответы на них (Письмо Росфинмониторинга от 29 июля 2019 года № 01-04-05/17015, Информационное сообщение Росфинмониторинга «О порядке раскрытия юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах в соответствии со статьей 6.1 федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). Необходимо отметить, что право юридического лица запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев, прямо предусмотрено законом.

Тем не менее в одном из дел юридическое лицо было освобождено от административной ответственности, поскольку обоснованными и доступными в сложившихся обстоятельствах мерами были признаны направленные в адрес компаний-участников юридического лица письма с просьбой представить информацию об учредителях/участниках/бенефициарных владельцах-физических лицах таких компаний (Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2019 года по делу № 16-90/2019).

Распространяются ли данные обязанности только на российские компании?

Закон не содержит уточнений о том, что обязанности распространяются только на российские юридические лица. Мы не выявили разъяснений государственных органов или примеры из судебной практики, касающиеся этого вопроса.

Тем не менее мы не исключаем, что требования о раскрытии информации о бенефициарных владельцах могут быть предъявлены и иностранным компаниям, которые осуществляют деятельность и/или имеют представительства/филиалы на территории РФ.

Каков порядок направления запроса налоговыми органами или Росфинмониторингом?

Общие вопросы, связанные с направлением запросов (например, способы направления), регламентированы в Постановлении Правительства РФ от 31 июля 2017 года № 913.

Какие могут быть основания для направления запроса?

Запрос информации не должен быть обусловлен какими-либо причинами — закон не содержит соответствующих ограничений.

Каков порядок направления ответа на соответствующий запрос?

Вопросы, связанные с порядком представления запроса, также установлены в Постановлении Правительства РФ от 31 июля 2017 года № 913.

При получении запроса юридическое лицо должно представить сведения о бенефициарных владельцах в течение пяти рабочих дней. Сведения о бенефициарных владельцах представляются по состоянию на дату, указанную в запросе.

Можно ли представить сведения после истечения срока для получения ответа на запрос? Будет ли это являться основанием для освобождения от ответственности?

Формально представление сведений по истечении пяти рабочих дней со дня получения запроса может рассматриваться как основание для привлечения к ответственности даже в том случае, если указанные сведения были представлены до составления протокола об административном правонарушении (Постановление Московского городского суда от 15 ноября 2019 года по делу № 4а-6053/19).

Можно ли не представлять сведения по запросу?

В некоторых случаях устанавливать, хранить и представлять информацию о своих бенефициарных владельцах не требуется.

Данная обязанность не распространяется на:

  • государственные корпорации или организации, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования имеют более 50% акций (долей) в капитале;
  • эмитентов ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
  • иностранные организации, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России;
  • иностранные структуры без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца, а также единоличного исполнительного органа.

Как государственные органы могут использовать полученные сведения?

В соответствии с информацией на сайте ФНС России представленная информация может использоваться при проведении предпроверочного анализа, налоговой проверки, а также в ходе процедуры банкротства.

Мы не исключаем, что данная информация может использоваться и для других целей.

Нами не была выявлена позиция Росфинмониторинга по вопросу использования соответствующей информации.

Какие последствия могут ожидать компанию в случае непредставления сведений о бенефициарных владельцах?

При непредставлении информации возможно наложение административного штрафа (ст.14.25.1. КоАП РФ):

  • от 100 до 500 тыс. руб. на юридических лиц;
  • от 30 до 40 тыс. руб. на должностных лиц компании.

Нами не выявлена практика, в соответствии с которой налоговые органы или Росфинмониторинг пытались привлечь к ответственности за непредставление сведений по повторному запросу после того, как лицо уже было признано виновным в совершении административного правонарушения.

Тем не менее, суды при рассмотрении споров отказывали в привлечении к ответственности по сходным составам правонарушений (например, ст. 19.7.3.

КоАП РФ «Непредставление информации в Банк России») за непредставление информации на основании повторного запроса с тем же содержанием (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 августа 2017 года № Ф09-4474/17 по делу № А07-16995/2016).

Важно отметить, что повторный запрос направлялся в течение нескольких месяцев с момента отправки первоначального.

Согласно закону лицо, которому назначено наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6 КоАП РФ).

Следовательно, в любом случае к ответственности за непредставление информации в ответ на повторный запрос лицо может быть привлечено по истечении соответствующего срока в один год.

Алексей Зайцев, юрист Deloitte Legal, Ляйсан Мингазова, младший юрист Deloitte Legal.

***

Обращаем внимание, что настоящая публикация содержит исключительно информацию общего характера. Ни компания «Делойт Туш Томацу Лимитед», ни входящие в нее юридические лица, ни их аффилированные лица не предоставляют посредством данного сообщения каких-либо консультаций или услуг профессионального характера.

Прежде чем принять какое-либо решение или предпринять какие-либо действия, которые могут отразиться на вашем финансовом положении или состоянии дел, проконсультируйтесь с квалифицированным специалистом.

Ни одно из юридических лиц, входящих в международную сеть «Делойт», не несет ответственности за какие-либо убытки, понесенные любым лицом, использующим настоящую публикацию.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/2/22/obyazannosti_yuridicheskih_lic_v_otnoshenii_svedenij_o_beneficiarnyh_vladelcah

Бенефициарный владелец: кто это такой для банка в целях 115-ФЗ

Закон о бенефициарных владельцах

Рыночная экономика в нашей стране развивается, появляются новые термины и понятия, с которыми мы ранее не сталкивались. Поэтому, чтобы быть «на гребне волны», необходимо постоянно пополнять свой «экономический словарь». Это необходимо не только профессионалам, но и обычным гражданам. Ведь все мы имеем отношение к финансам.

Определение понятия бенефициар несколько отличается в зависимости от того, к какой сфере больше относится – к банковской, общефинансовой, юридической и т.д.

Однако этот термин можно определить и в общих чертах. Простыми словами, бенефициар — это лицо, в пользу которого осуществляются определенные действия, приносящие прибыль (например, открывается счет в банке, переводятся денежные средства, открывается аккредитив, осуществляется трастовое управление имуществом и т.д.).

Законодательная база

Более конкретно разобраться с понятием бенефициара поможет законодательство нашей страны. Основным нормативным актом в этой сфере является т.н. «противоотмывочный закон» 115-ФЗ. В нем дается определение термина «бенефициарный владелец» (абз.13 ст.3 закона 115-ФЗ):

бенефициарный владелец — в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо;

В этом же федеральном законе прописывается обязанность банков и других финансовых учреждений, занимающихся операциями с денежными средствами,  выявлять бенефициарных владельцев. В законе также указываются особенности выявления этих лиц.

Последняя поправка к закону утверждена 23 июня 2016 года и зафиксирована в 215-ФЗ. Она уточняет особенности обнародования  информации юридическими лицами. Согласно данному нормативному акту, они должны фиксировать в своих базах данные о бенефициарных владельцах.

Выдвигается требование к регулярному обновлению этой информации как минимум раз в год. Эту информацию они обязаны по запросу предоставлять:

  • уполномоченным органам,
  • налоговым инстанциям;
  • федеральному органу исполнительной власти.

Юридическое лицо, не предоставившее данную информацию, будет оштрафовано.

Совершенствование законодательной базы было вызвано необходимостью повышения прозрачности деятельности организаций, уменьшения рисков вовлечения их в сомнительные виды деятельности, в том числе связанные с «отмыванием» доходов и финансированием террористической деятельности.

Законодательная база, регламентирующая отношения с бенефициарами, дополнена Положением Банка России от 15 октября 2015 г. № 499-П. В нем прописываются особенности выявления кредитными организациями выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев для обеспечения целей противодействия отмыванию«преступных» доходов. В Положении уточняются:

  • критерии выявления бенефициаров кредитными организациями;
  • документы, предоставляемые ее клиентами в данных целях;
  • особенности ведения досье клиента;
  • другие вопросы.

При этом ЦБ РФ регулярно разъясняет кредитным организациям особенности действия данных законов и разбирает исключительные случаи. Эти моменты освещаются как в письмах ЦБ РФ, так и в конференциях, круглых столах  и т.д.

Бенефициар кто это такой?

Федеральные законы 115-ФЗ и 215-ФЗ определяют термин «бенефициарный владелец» таким образом: это физическое лицо, прямо или косвенно владеющее лицом юридическим, или имеющее способность осуществлять непосредственный контроль за его действиями. При этом под «владением юридическим лицом» подразумевается преобладающее участие в нем физического лица в размере, превышающем 25 % в капитале.

Федеральный закон от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ обязал банки устанавливать бенефициарных владельцев, причем не только юридических лиц, но и физических. Так, в процессе осуществления своих функций кредитные учреждения сталкиваются с рядом проблем. Одной из них является установление бенефициаров клиентов.

Понятие бенефициара и особенности его выявления будут несколько отличаться в зависимости от того, действует ли он к выгоде юридического лица или лица физического.

Конечный бенефициар юридического лица это кто?

Цепочка выгодоприобретателей заканчивается в лице конкретного человека или группы лиц, которые получают определенную прибыль. Именно таким лицом и является конечный бенефициар. Простыми словами данное понятие можно пояснить так: конечный бенефициар юридического лица это физическое лицо, которое получает прибыль от деятельности организации или управления имуществом.

Бенефициар и выгодоприобретатель: в чем разница?

Если с конечным бенефициаром все понятно, то зачастую происходит подмена понятий «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец». Действительно, оба эти субъекта получают доход от действий клиента. Так, некоторые источники вообще считают их равнозначными.

Однако российское законодательство дает различные определения этим терминам. Это можно увидеть в 115-ФЗ. Так, под бенефициарным владельцем подразумевается субъект, владеющий клиентом — юридическим лицом, либо имеющий возможность осуществлять контроль над его действиями. Для этого он должен владеть более, чем 25-ью % акций компании.

А выгодоприобретатель, согласно этому же закону, определен как субъект, к выгоде которого осуществляет свою деятельность клиент.

Таким образом, понятие «бенефициарный владелец» представляется более конкретным и узким, в котором точно указывается, что выгодоприобретатель должен обладать более, чем 25 % акций в капитале организации, чтобы считаться ее бенефициаром. Также он должен иметь доступ к управлению ею и контролю. Выгодоприобретатель этого не может, поскольку у него нет собственной доли в компании.

Исходя из этого, когда контролирующие органы выявляют противоправные действия, они интересуются, прежде всего, бенефициарными владельцами организаций. Это объясняется тем, что именно последние и  принимают решения о противоправных действиях.

Источник: https://delat-delo.ru/spravochnik/terminy/benefitsiarnyj-vladelets.html

Бенефициарный владелец это кто в Российском праве?

Закон о бенефициарных владельцах

обновление статьи: февраль 2018 года.

Раскрытие понятия «Бенефициарный владелец»

21 декабря 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2016 № 215-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Цель закона – борьба с отмыванием преступных доходов, необоснованное получение налоговых льгот, деофшоризация Российской экономики.

Бенефициарный владелецэто по 115 ФЗ— физическое лицо, которое в конечном итоге прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо.

Компания ИРСОТ подготовила отличное видео на данную тему, обязательно посмотрите:

Обязанности по предоставлению сведений о бенефициарном владельце

В соответствии с нормами указанного закона, юридические лица обязаны:

    1. Знать сведения о бенефициарных владельцах, принимать меры по их установлению;

    2. Иметь подтверждающие документы и раз в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах;

    3. Обеспечивать сохранность информации о бенефициарах не менее 5 лет;

    4. По запросам налоговых органов предоставлять информацию о бенефициарных владельцах.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона № 115, юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

В случае отсутствия информации о бенефициарных владельцах юридического лица, мерами по их установлению будут являться соответствующие запросы физическим и юридическим лицам, являющимся учредителями или участниками юридического лица или иным образом контролирующие его. Таким образом, уполномоченному органу или налоговому органу необходимо будет предоставить копии соответствующих запросов, которые необходимо будет обновлять не реже одного раза в год.

Перечень сведений о которых юридическое лицо обязано распологать о своем бенефициарном владельце

Юридическое лицо обязано знать своих бенефициарных владельцев и располагать следующими сведениями о них:

  • фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);
  • гражданство;
  • дата рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
  • ИНН (при его наличии).

Перечень юридических лиц, на которых не распространяется обязанность по предоставлению информации о бенефициарных владельцах

Обязанность по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах распространяется на всех юридических лиц, кроме (абз. 2 -5 пп. 2 п. 1 ст. 7 115-ФЗ):

  • органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в их ведении, государственных внебюджетных фондов, государственных корпораций или организаций, в которых РФ, субъекты РФ либо муниципальные образования имеют более 50% акций (долей) в капитале;
  • международных организаций, иностранных государств или административно-территориальных единиц иностранных государств, обладающих самостоятельной правоспособностью;
  • эмитентов ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах;
  • иностранных организаций, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России. 

Штрафы за непредоставление сведения о бенефициарных владельцах юридического лица

В случае не предоставления информации о бенефициарном владельце предусмотрен административный штраф в соответствии со ст. 14.25.1 КоАП РФ:

— на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;

— на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Правила предоставления информации о бенефициарном владельце

Постановлением правительства РФ от 31 июля 2017 года № 913 утверждены Правила представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, по запросам уполномоченных органов государственной власти.

Образец запроса информации о бенефициарных владельцах

Правила предоставления информации о бенефициарных владельцах утверждены, но по состоянию на февраль 2018 года не приняты правовые акты необходимые для их реализации, в том числе не утвержден образец запроса уполномоченных органов и органов ИФНС как на бумажном носителе так и не определена структура и формат запроса в электронном виде.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 31 июля 2017 года № 913, необходимые правовые акты должны быть разработаны и утверждены уполномоченным органом в течение 180 дней со дня вступления в силу указанного постановления (ориентировочно в марте 2018 года).

В чем разница между выгодоприобретателем и бенефициаром?

До недавнего времени рассматриваемые понятия являлись синонимами, однако понятие выгодоприобретатель в полной мере не раскрывает задачу выявления всей цепочки владения и контроля клиентом, т.о. законодателем было предложено включить в оборот словосочетание «бенефициарный владелец».

В Европейском законодательстве нет различия между бенефициаром и выгодоприобретателем, потому как эти общие понятия объединяются в одно.

В Российском же законодательстве есть некоторые отличия, оба понятия раскрываются в 115 ФЗ от 7 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступном путем, и финансированию терроризма».

Так, выгодоприобретатель — это лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом.

Бенефициарный владелец, как я уже говорил, это— физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо.

Различия между бенефициаром и выгодоприобретателем

Таким образом, выгодоприобретатель – это может быть физическое лицо или юридическое, которое получает выгоду от определенной сделки, на основании договора с клиентом.

Бенефициарный владелец это обязательно только физическое лицо, которое имеет контроль над деятельностью клиента, или же, которое имеет более 25% доли в капитале. Бенефициарный владелец получает выгоду от самой деятельности клиента.

Для более углубленного изучения рассматриваемого вопроса предлагаю ознакомиться с информационным сообщением службы по финансовому мониторингу.

Кто такой бенефициарный владелец в ООО?

Бенефициарный владелец в ООО (обществе с ограниченной ответственностью) – это его учредитель. Например, в выписке из ЕГРЮЛ по ООО «Селеста» в числе учредителей указан Пономарев Игорь Сергеевич с долей участия 100%, таким образом он и является бенефициарным владельцем компании.

Если в числе учредителей числятся два физических лица, то они оба будут бенефициарными владельцами с долями участия 50%.

Рассмотрим более сложный пример, Иванов И.И. является участником ООО “Траст” с долей участия 20%, оставшиеся 80% принадлежат ООО “ТрастИнвест”. При этом “Иванов И.И. является участником ООО “ТрастИнвест” с долей участия 50%. Таким образом, Иванов И.И. является бенефициарным владельцем ООО “Траст” с косвенной долей участия 60% (20%+0,80*50%).

Другие полезные статьи по данной теме:

Уверен Вам будет интересна статьи о наиболее частых вопросах по бенефициарным владельцам, прочтите здесь!

Также полезна статья о бенефициарном собственнике.

Источник: https://xn---115-43df2aa1aa6czbyc3a.xn--p1ai/vazhnoe/beneficiarnyj-vladelec-eto-kto.html

Предоставляем информацию о бенефициарах компании

Закон о бенефициарных владельцах

Кому предоставляется информация о бенефициарах компании? Как составить отчет и где взять информацию о бенефициарных владельцах компании? Что будет, если проигнорировать требования о предоставлении информации?

Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/

Несколько слов о том, кто является бенефициарным владельцем компании (п.8 ст.6.1 Закона №115-ФЗ). Бенефициаром является физическое лицо либо:

  • владеющее прямо или косвенно (через третьих лиц) более 25 % в капитале компании;
  • контролирующее действия компании (т.е. физическое лицо имеет возможность влиять на важнейшие решения компании (например, заключение сделок, выдача займов и гарантий, получение кредитов и т.п.).

На практике нередки случаи, когда ИП зарегистрировано на номинальное физическое лицо, которое фактически не управляет бизнесом. Например, муж зарегистрировал бизнес на жену, хотя он осуществляет деятельность единолично. В таких ситуациях конечным бенефициаром будет физическое лицо, которое, в конечном итоге, управляет бизнесом.

  • налоговики (территориальные органы ФНС РФ);
  • Росфинмониторинг (территориальные отделения);
  • иные организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом (банки, страховые и лизинговые компании, ломбарды и т.п.).

Компании могут получить такой запрос либо на бумаге по определенному формату либо в электронном виде по ТКС (как правило, такие запросы направляют налоговики).

КАК КОДЫ ОКВЭД КОМПАНИИ ВЛИЯЮТ НА НАЛОГИ И НЕНАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ?

Порядок и срок предоставления сведений

Порядок и сроки предоставления информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении них сведений прописаны в Правилах, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 г. №913 (далее по тексту – Правила).

Важно! Компании обязаны представить сведения о бенефициарных владельцах в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса. Такие сведения представляются по состоянию на дату, указанную в запросе (п.4 Правил).

Если впоследствии компания обнаружила ошибки в ранее представленных сведениях, то не позднее 3 рабочих дней со дня их обнаружения необходимо повторно направить откорректированные сведения.

Компании могут представить ответ либо на бумаге либо в электронном виде, подписав сообщение усиленной электронной подписью. Сведения предоставляются в произвольной форме.

Если запрос направляет банк, то компании представляют сведения о бенефициарах по форме, разработанной банком. Игнорирование запроса банка чревато блокировкой счетов компании. Кроме того, банки направят информацию в Росфинмониторинг.

При получении компанией уведомления об отказе в приеме электронного сообщения (если ответ был направлен в электронном виде) компания обязана в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления об отказе в принятии электронного сообщения повторно направить электронное сообщение (п.15 Правил).

ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ИММУНИТЕТ ОТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О БЕНЕФИЦИАРАХ

По общему правилу, компании обязаны (п.3 ст.6.1 Закона №115-ФЗ):

  • регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;
  • хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, не менее 5 лет со дня получения такой информации.

Эти требования не распространяются на:

  • на учреждения органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, госкорпорации, компании, в которых более 50 процентов акций (долей) в капитале принадлежит государству;
  • эмитентов ценных бумаг, допущенных к организованным торгам;
  • иностранные компании, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень ЦБ РФ;
  • международные организации;
  • иностранные структуры без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца (п.2 ст.6.1 Закона №115-ФЗ, информационное сообщение Росфинмониторинга б/н от 30.01.2017 г.).

В отношении физических лиц компания должна располагать следующими сведениями (абз.2 пп.1 п.1 ст.7 закона №115-фз):

  • фио (при наличии отчества);
  • гражданство;
  • дата рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в рф;
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
  • инн (при его наличии).

кроме того, сведения о бенефициарах компании в определенных случаях должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности (п.7 ст.6.1 закона №115-фз). так, если компания в отчетном периоде осуществляла операции со связанными сторонами (в т.ч. с бенефициарами), то в бухгалтерской отчетности должна быть приведена соответствующая информация. например, виды операций, характер отношений, объем операций каждого вида (п.10 пбу 11/2008).

информация о связанных сторонах, как правило, включается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (п.14 пбу 11/2008).

какой бизнес должен отчитываться перед росфинмониторингом?

где взять информацию о бенефициарах компании?

для того чтобы получить полные и актуальные сведения о бенефициарных владельцах компании, необходимо направить запрос в адрес акционеров (участников) компании, а также лиц, контролирующих компанию.

как правило, в крупных компаниях, разработан локальный нормативный документ, определяющий сроки обновления информации о бенефициарах и ответственное лицо за ее получение.

в свою очередь, у учредителей или участников компании или иным образом контролирующих компанию лиц, установлена обязанность представлять имеющуюся информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев.

но на практике не всегда удается получить необходимую информацию. если акционер (участник), контролирующее лицо игнорирует запросы компании, то можно воспользоваться специальными программами (например, «мое дело», «контур», «фокус» и т.п.). инн физического лица можно узнать на сайте фнс.

а как быть в случаях, если компания предприняла все меры, но так и не смогла установить бенефициарного владельца? в подобной ситуации компания должна заручиться документальными доказательствами того, что сделала все возможное для получения такой информации (письмо росфинмониторинга от 29.07.2019 г. №01-04-05/17015). например, это могут быть запросы, подтвержденные отметками почты (опись вложение, уведомление о вручении).

консультация бухгалтера

важно! таким образом, наличие доказательств принятия мер по установлению своих бенефициарных владельцев, освободит компанию от штрафных санкций (п.1 ст.6.1 закона №115-фз).

санкции за непредоставление сведений

Компания в любом случае должна ответить на запрос, полученный от уполномоченных органов. Неисполнение требований, установленных Законом №115-ФЗ может стоить компании огромных штрафов.

Административная ответственность установлена ст.14.25.1 КоАП РФ и влечет наложение штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 40 тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

В том случае если компания не представит информацию о своих бенефициарных владельцах банку, то он может отказать в выполнении распоряжения компании о совершении операции (п.11 ст.

7 Закона №115-ФЗ, п.15 Письма Росфинмониторинга от 15.02.2019 г. №04-02-01/3276).

Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/roscoaudit/predostavliaem-informaciiu-o-beneficiarah-kompanii-5f3d2a2c8ee5721ddbf2aa4c

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.