Закон о благоустройстве придомовой территории многоквартирного дома

Содержание

Минстрой о благоустройстве дворовых территорий

Закон о благоустройстве придомовой территории многоквартирного дома

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 октября 2019 г. № 37248-ЮТ/06

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, рассмотрев обращение по вопросу благоустройства дворовых территорий в рамках федерального проекта “Формирование комфортной городской среды”, сообщает.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования комфортной городской среды, предусмотренных Приложением 15 к государственной программе Российской Федерации “Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 (далее – Правила № 1710), субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование реализации муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий, дворовых территорий и мероприятий по строительству объектов капитального строительства, а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства.

Согласно пункту 3 Правил № 1710 под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.

Согласно пунктам 36 и 38 этой же статьи:

В соответствии с пунктом 3.2 СП 82.13330.2016 “Благоустройство территорий.

Актуализированная редакция СНиП III-10-75″ под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.

В соответствии с пунктом 5.1 ВСН 58-88 (р). “Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения”, утвержденными Приказом Госкомархитектуры от 23.11.

1988 № 312 “Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры “Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения” (далее – ВСН-58-88 (р)), капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

Перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов, приведенный в Приложении 7 к ВСН 58-88 (р), включает работы по внешнему благоустройству.

Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте, приведенный в Приложении 9 к ВСН 58-88 (р), включает благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев); оборудование детских, спортивных (кроме стадионов) и хозяйственно-бытовых площадок.

Таким образом, к объектам капитального строительства не относятся некапитальные строения, сооружения и неотделимые улучшения земельного участка (замощение, покрытие и другие).

В рамках благоустройства дворовой территории создаются объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации многоквартирных жилых домов, а также элементы благоустройства.

Исходя из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и ВСН 58-88 (р) работы по благоустройству, проводимые на дворовых территориях, относятся в зависимости от вида работ к текущему или капитальному ремонтам.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, частям 1, 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”, подпунктам “е”, “ж” пункта 2 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. №491, земельный участок под многоквартирным домом, сформированный и поставленный на кадастровый учет, объекты благоустройства, расположенные на таком земельном участке, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, являются общей собственностью собственников помещений данного многоквартирного дома. Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. В соответствии с частью 9 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.

Правилами № 1710 предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации по предоставлению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий софинансируются из федерального бюджета при наличии решения собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого благоустраивается, о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома.

При этом необходимо учитывать, что в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, определенному пунктом 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Применительно к объектам благоустройства и иным объектам, предназначенным для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, расположенных на земельном участке под ним, подобных ограничений федеральным законодательством не установлено.

Таким образом, софинансирование работ по благоустройству дворовых территорий из средств федерального бюджета возможно при условии, если осуществлен государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, с прилегающей дворовой территорией, при наличии решения собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого благоустраивается, о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома. Земельный участок и имущество, созданное в результате благоустройства дворовой территории, передаются в состав общего имущества многоквартирного дома.

Заместитель Директора

Департамента стратегических проектов

Ю.В.ТАЛАЛАЙКИНА

__________

Источник: https://xn--80almfnfiqx.xn--p1ai/37248-psm.html

Правила благоустройства придомовых территорий, дворов многоквартирных домов

Закон о благоустройстве придомовой территории многоквартирного дома

Забота о благоустройстве придомовой территории многоквартирных домов лежит на плечах собственника.

Этот момент является наиболее спорным и неясным для большинства граждан.

Кто является собственником, где границы территории, какие работы должны производиться — вопросов много и все они вполне актуальны, касаются каждого жильца дома, ежемесячно вносящего плату за содержание и уход.

Придомовая территория многоквартирного дома

Придомовая территория представляет собой участок земли, на котором находится многоквартирный дом, а также примыкающие к нему элементы инфраструктуры.

Участок, имеющий статус придомовой территории, принадлежит собственникам помещений этого дома, являясь общей долевой собственностью.

Об этом свидетельствует ст.16 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса», а также первая часть 36 статьи Жилищного кодекса России

Приказ Минстроя РФ от 26.08.1998 №59 «Об утверждении Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах» содержит указания по расчету размеров придомовой территории.

Величина участка определяется органами местного самоуправления в соответствии с градостроительными нормативами и пропорционально общей площади жилых помещений.

В состав участка входят:

  1. Гаражи, автомобильные стоянки,
  2. Детские или иные площадки, оборудованные специализированным образом,
  3. Элементы озеленения участка,
  4. Вспомогательные сооружения, осуществляющие участие в функционировании дома (пожарные объекты, трансформаторные будки и т.п.). (ПП № 491 от 13.08.06).

Границы земельного участка определяются соответствующими кадастровыми картами или, если здание не находится на кадастровом учете, муниципальному образованию или иному гражданско-правовому образованию.

Для того, чтобы решить вопрос с определением границ участка, заинтересованные лица должны инициировать процедуру постановки придомовой территории на кадастровый учет.

Отсутствие кадастрового паспорта препятствием для приватизации не является. В ходе постановки будут определены границы территории.

Кроме этого, необходимо правильно понимать, что означает понятие «общая долевая собственность».

ОДС это совместное владение определенным объектом недвижимости, но не дающее права отдельным гражданам отделить свою часть и пользоваться ей единолично.

Эта территория не подлежит отчуждению от самого дома, на ней нельзя построить торговую точку или использовать участок как-то иначе в собственных интересах.

Для того, чтобы иметь гарантированную возможность пользоваться благоустроенной придомовой территорией, производить на ней соответствующие работы, необходимо приватизировать этот участок.

Это могут сделать как владельцы квартир, так и управляющие компании, ТСЖ и прочие объединения или организации.

Кто занимается благоустройством?

Благоустройство придомовых территорий — предмет заботы собственников.

При этом, владельцы квартир самостоятельно не убирают территорию, не вывозят мусор, не занимаются оборудованием детских площадок и т. п.

Это делают работники управляющих компаний, ответственных за обслуживание данного участка.

Таким образом, непосредственные работы производятся управляющими компаниями, а оплачиваются они владельцами квартир в доме.

О том, что входит в обязанности управляющей компании в сфере ЖКХ по содержанию и ремонту МКД, читайте в статье.

Если управление домом производит ТСЖ, то к обслуживанию могут быть привлечены специально нанятые люди, не являющиеся сотрудниками управляющих компаний.

Такой вариант возможен, но он достаточно сложен в организационном плане, поэтому в большинстве случаев предпочтение отдается обслуживанию управляющими компаниями.

Если территория не оформлена в общедолевую собственность, то забота о благоустройстве ложится на плечи муниципального образования. В данном случае ни ТСЖ ни иное объединение собственников квартир не несут обязанность заботиться о чужом участке.

Нередко случаются злоупотребления, когда местные власти вменяют в обязанность собственников обслуживать территорию, не принадлежащую им.

Получить необходимую информацию можно, в том числе, на сайте Росреестра.

Если территория не соответствует предъявляемым требованиям и нуждается в благоустройстве, можно организовать общее собрание жильцов, обсудить проблему и подать заявление в местную администрацию или управляющую компанию.

Образец заявления имеется в администрации, но подать его можно только если в регионе действует программа благоустройства дворов многоквартирных домов. Заявление в УК составляется в произвольно выбранной форме.

Источник: https://domosite.ru/nedvizhimost/chto-vhodit-v-blagoustroystvo-pridomovyih-territoriy-mnogokvartirnyih-domov

Блог

Закон о благоустройстве придомовой территории многоквартирного дома

Достаточно часто в управляющую организацию обращаются собственники помещений МКД с вопросами установки шлагбаумов, благоустройства детской площадки и малых архитектурных форм. В таких случаях остро встает вопрос об установления границ придомовой территории.

Как правило, при строительстве нового многоквартирного дома, застройщик заключает с органами местного самоуправления договор аренды земельного участка для строительства МКД.

В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.

2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» даны разъяснения о том, что согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. В силу названных норм с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, а договор аренды этого участка прекращается на основании статьи 413 ГК РФ независимо от того, в частной или в публичной собственности находился переданный в аренду земельный участок.

При этом не редко возникают ситуации, что участок под МКД, построенном 10-20 или даже 30 лет назад не сформирован.

Как следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 19.02.

2013 № 12736/12 по делу № А40-80260/11-9-692, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

В соответствии с ч.3 ст.16 в Федерального закона от 29.12.

2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В случае формирования земельного участка, он становится общедомовым имуществом собственников помещений МКД.

Это значит, что собственники помещений по решению общего собрания вправе распоряжаться этим земельным участком (поставить забор или шлагбаум, организовать парковку, установить детскую площадку, сдать часть участка в аренду, расположить клумбы и иные малые архитектурные формы в границах земельного участка.

Согласно ч.5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.

2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон 189-ФЗ) со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

07 марта 2019 г. был издан Приказ Минстроя РФ «Об утверждении методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома».

Вышеназванным приказом Минстрой рекомендовал органам государственной власти и органам местного самоуправления целях формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома,провести следующие мероприятия:

  1. подготовить и утвердить проект межевания территории, в соответствии с которым определяются границы земельного участка (земельных участков), на котором (на которых) расположен (расположены) многоквартирный дом (многоквартирные дома);

  2. провести работы по подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков) (далее – кадастровые работы);

  3. представить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), осуществляющий государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав (далее – орган регистрации прав) документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков).

Под каждым многоквартирным домом рекомендуется образовывать отдельный земельный участок. Его рекомендуется определять таким образом, чтобы не нарушить права и законные интересы неограниченного круга лиц, правообладателей иных земельных участков, собственников помещений в данном многоквартирном доме и других многоквартирных домах.

Границы образуемого земельного участка рекомендуется определять таким образом, чтобы все объекты, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, были расположены в границах образуемого земельного участка.

При образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, рекомендуется рассматривать объекты, принадлежащие собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.

В границы такого земельного участка целесообразно включать земли и земельные участки, на которых расположены трансформаторные подстанции, тепловые пункты, объекты инженерной инфраструктуры, в том числе сети инженерно-технического обеспечения, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, площадки для сушки белья, площадки для отдыха, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, предназначенные для обслуживания многоквартирного дома.

Земельные участки рекомендовано образовывать с учетом будущего градостроительного развития территорий   на основании проекта межевания и (или) проекта планировки территории.

Уполномоченным органам рекомендуется образовывать земельные участки под многоквартирными домами по собственной инициативе или в связи с поступлением заявления любого собственника помещения в многоквартирном доме об образовании земельного участка, занятого таким домом.

В целях обеспечения реализации графика выполнения мероприятий по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, уполномоченным органам рекомендуется предусматривать в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации средства на его реализацию.

Конечно, рекомендации Минстроя – это всего лишь рекомендации, но их текст нужно выдать рьяным собственникам, жаждующим определиться с границами придомовой территории абсолютно бесплатно. Возможно, этот вопрос в период весеннего обострения переключит внимание особо активных жителей с управляющей организации на органы местного самоуправления.

Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на V Слет по управлению МКД. Вся необходимая информация и заявку тут.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/obshchee-imushchestvo-mkd/oformlenie-pridomovoy-territorii-po-novym-rekomendatsiyam-minstroya/

Благоустройство придомовой территории многоквартирного дома

Закон о благоустройстве придомовой территории многоквартирного дома

Многие собственники жилья ежемесячно платят за благоустройство придомовой территории многоквартирного дома. Однако не все знают, что скрывается за этим пунктом в квитанции. Расскажем в статье, что входит в это понятие, на оказание каких услуг вправе рассчитывать граждане, и какая ответственность грозит за нарушение правил благоустройства придомового участка.

Что входит в придомовую территорию?

Придомовая территория – это участок земли, который располагается под многоквартирным домом и возле него. К ней также относятся инфраструктурные элементы.

Этот участок обладает четко установленными границами и относится к общей собственности владельцев квартир в доме. Сведения о границах придомовой территории можно получить в техническом паспорте, выдаваемом в БТИ, а также в Методических указаниях по расчету размеров земельных участков, утвержденных Приказом Минземстроя РФ № 59 от 26 августа 1998 года.

Размеры придомового участка вычисляются исходя из технических параметров самого дома и его полезной площади. Границы этой территории определяются после завершения строительства здания посредством составления акта.

Согласно ст. 16 ФЗ № 189 «О введении в действие Жилищного кодекса» от 29 декабря 2004 года, земельный участок, который является придомовой территорией, распределяется между собственниками квартир. Распределение происходит пропорционально квадратным метрам, находящимся в собственности. Дополнительное регулирование в отношении прав жильцов освещается в ст. 36 ЖК РФ.

Благоустройство придомовой территории – это обязанность собственников квартир. Она может проявляться в содержании или в финансировании содержания участка в должном виде.

Как правило, услуги по благоустройству предоставляет управляющая компания. Именно на это учреждение возлагается ответственность за содержание территории. В зону их ведения обычно входят:

  • земельный участок;
  • подъезды;
  • пешеходные зоны и автомобильные дороги;
  • объекты озеленения;
  • бытовые площадки;
  • парковки;
  • детские площадки.

Уточнить этот перечень можно в акте. Он должен находиться у председателя управляющей компании. При отсутствии необходимых бумаг обязанность по содержанию перекладывается на муниципалитет.

Части придомовой территории являются неотъемлемыми. То есть, иными словами, они не могут быть проданы или переданы кому-либо в единоличное пользование. Участок может быть передан всем собственникам жилья, но на безвозмездной основе.

Кто занимается благоустройством придомовой территории?

Целевое назначение придомового участка – обеспечение комфортного проживания собственников. Использовать территорию жильцы могут только сообща.

Управление общей территорией предоставляется управляющей компании или ТСЖ. В последнем случае участники Товарищества самостоятельно решают все вопросы, связанные с обустройством участка.

ТСЖ вправе сдавать юридическому лицу, арендующему помещение в доме, место под парковку. Однако следует учитывать, что при нарушении правил пользования участком для участников ТСЖ наступает коллективная ответственность.

Если обустройством прилегающей земли занимается управляющая компания, то для ведения деятельности сотрудники учреждения должны произвести расчет суммы расходов на содержание. Это осуществляется на основании нормативов, а также площади и границ участка, предусмотренных в его кадастровом паспорте.

Правила благоустройства придомовой территории

Основным нормативным актом, регулирующим правила благоустройства придомовой территории, являются действующие строительные нормы – СНиП. По сути, это технический регламент.

Кроме этого документа, вопросы обустройства участка возле здания регулируются Сводами правил – СП, которые утверждаются на федеральном уровне. В этом нормативном акте содержаться требования и описания строительных, монтажных, эксплуатационных и иных процессов, связанных с благоустройством.

Однако, несмотря на множество нормативных актов, в законодательной области благоустройства территории возле дома есть существенные недостатки.

Так, к примеру, по закону площадь дома не может превышать размеры придомовой территории, но в действительности, пользуясь несостыковкой в действующем регламенте по расчету этой площади, недобросовестные представители муниципалитета получают определенную выгоду.

Результат законодательных противоречий приводит к тому, что жильцам приходится брать на себя ответственность за несоизмеримо большую площадь участка или, напротив, собственники сталкиваются с полным отсутствием придомовой территории.

Иногда единственная мера в борьбе с самоуправством – приватизация участка около дома. Жильцы, являясь собственниками территории вправе самостоятельно принимать решения по ее содержанию.

Что входит в благоустройство придомовой территории?

В соответствии с Постановлением Госстроя РФ № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» от 27 сентября 2003 года, в перечень работ по благоустройству входят:

  • установка мусорных баков для различных категорий бытовых отходов;
  • чистка территории от выпавших осадков и мусора;
  • обустройство зон отдыха и их содержание в должном состоянии;
  • обеспечение гарантий отсутствия угроз для жизни и здоровья жильцов;
  • содержание мест общего пользования;
  • содержание наземных и подземных парковок;
  • принятие мер по дезинфекции и дезинсекции объектов;
  • содержание газонов и уход за цветущими насаждениями;
  • установка ограждений;
  • обустройство и содержание детских и летних площадок;
  • содержание фасада здания, ворот, лавочек и других элементов.

План работ утверждается на общем собрании собственников жилья. Заинтересованные лица вправе ознакомиться с ним в любой момент. Рассмотрим, что конкретно включает в себя план благоустройства.

Озеленение

С помощью озеленения территории можно придать придомовому участку более ухоженный и визуально приятный вид. Однако расходы на этот вид работ полностью оплачиваются владельцами жилья в здании.

Зачастую, собственники самостоятельно осуществляют работы по озеленению. Несмотря на это, вопросы, касающиеся спиливания деревьев, представляющих угрозу создания аварийной ситуации, а также санитарная очистка участка осуществляются за счет бюджетных средств муниципалитета.

Дорожки

Обустройство участка дорожками основывается на необходимости создания удобства для перемещения граждан. Кроме того, материалы изготовления должны отвечать требованиям к износостойкости, морозоустойчивости и быть безопасными для перемещения. Зачастую бывает так, что в желании сэкономить используются некачественные материалы, что приводит к дополнительным расходам.

Дорожки на общей территории  должны быть функциональными. Тропинки могут вести к клумбе или другому объекту, но одна из них обязательно должна следовать от входа на территорию к подъезду здания. Есть требования и к ширине дорожек – на них должна помещаться садовая тележка.

Ограждения

Собственники вправе оградить свой двор от соседних придомовых территорий. Однако установленные ограждения должны быть установлены с соблюдением особых требований:

  1. Ограждения не должны ущемлять законные интересы жителей соседних домов. Если это произойдет, по решению суда забор может быть демонтирован.
  2. Нельзя полностью ограничивать доступ во двор. Исключение – ограждение вокруг детской площадки, если она размещается в стороне от сквозного прохода.
  3. Нельзя ограничивать доступ на территорию спецмашинам различных служб. Они имеют право на въезд в любой двор, если находятся при исполнении своих обязанностей.

В остальном установка ограждений находится в ведении собственников жилья.

Парковка

По решению, принятому на общем собрании собственников жилья, можно ограничить парковку для чужих транспортных средств на придомовом участке. Это ограничение не будет касаться только спецмашин экстренных служб.

Важно учитывать также нормы СНиПа и СанПина. Согласно правилам, расстояние от парковки до фасадов зданий не может быть менее 10 м, если парковка подразумевает обеспечение мест более чем 10 автомобилям.

Федеральная программа благоустройства придомовой территории

В 2017 году стартовала федеральная программа под названием «Наш двор», на реализацию которой выделено более 20 миллиардов рублей.

Чтобы поучаствовать в программе, жителям необходимо провести общее собрание. На нем нужно обсудить и утвердить план работ по обустройству придомового участка. Если все собственники согласны с планом и готовы поддерживать надлежащее состояние территории возле дома, то выбирается представитель от лица всех жильцов.

В первостепенную задачу представителя входит подача заявки на рассмотрение в государственные органы. Документы рассматриваются специальной комиссией, которая выберет интересный проект и окажет поддержку в его реализации.

Стоит принять во внимание, что в этом случае ни один из собственников не сможет остаться в стороне. Участие в проекте может выражаться финансированием в поддержку проекта или непосредственными действиями по облагораживанию территории.

Жалоба на благоустройство придомовой территории

Если управляющая компания не выполняет обязанностей по благоустройству придомовой территории, жильцы вправе падать претензию. Когда управляющая компания игнорирует жалобу и не предпринимает никаких мер по устранению нарушений, есть два способа воздействия:

  1. Коллективная жалоба в Жилищную инспекцию и Роспотребнадзор. В документе необходимо описать суть претензии с конкретными недочетами в работе управляющей организации.
  2. Обращение в прокуратуру или суд. К этому способу стоит прибегнуть, если предыдущий не возымел действия.

Лица, нарушившие действующие правила, могут быть привлечены к административной ответственности с мерой пресечения в виде штрафа. Максимальный размер санкций – 10 тысяч рублей. Кроме того, жильцы могут потребовать возмещения нанесенного ущерба.

При возникновении сложностей, связанных с управлением многоквартирным домом, обращайтесь к юристу за консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте.

Теперь вы знаете, что включает в себя благоустройство придомовой территории многоквартирного дома. В ваших силах повлиять на ситуацию, если состояние прилегающего участка оставляет желать лучшего.

Источник: https://estatelegal.ru/zhkx/upravlenie-i-tszh/blagoustrojstvo-pridomovoj-territorii-mnogokvartirnogo-doma/

Придомовая территория

Закон о благоустройстве придомовой территории многоквартирного дома

Придомовая территория частного дома понятна практически всем, а вот для многоэтажек такие земельные участки остаются загадкой. Сколько метров от дома, и кто несет ответственность за использование и содержание придомовых земель?

В нашем законодательстве четко прописанных оговорок об этой территории нет. Но правовое урегулирование прописано в разных статьях законов о земле.

  • В гражданском кодексе все здания связаны неразрывно с участками земли, на которых построены. Плюс учитываются все постройки на прилегающих земельных территориях, требующиеся для обслуживания и использования дома.
  •  Жилищный кодекс регламентирует права всех жильцов многоквартирного дома на придомовую территорию. К общему владению жителей относится дворовый участок и все, что находится в пределах двора: клумбы, зеленые посадки, трансформаторные будки, стоянки, игровые площадки.
  •  Градостроительный кодекс определяет площади придомовых территорий. Они, как любые земельные наделы имеют четкие границы документально зафиксированные. Единого стандарта размеров таких участков нет.

Каждый случай индивидуальный. При определении размеров и границ отталкиваются от квадратуры жилых помещений, определенной доли земли, приходящейся на 1 кв.м. жилья, число этажей.

При расчете выделенных соток учитывается густота застроек, природные условия района, размещение многоквартирного дома по отношению к другим зданиям. Факторов, влияющих на конечное решение множество.

Если при сдаче дома в эксплуатацию прилегающая земля была оформлена правильно, то сведения о ней можно узнать в едином кадастре. В нем прописаны точные границы участка расположение, форма и размер. Однако застройщики редко оформляют землю, поэтому установить границы и правила пользования невозможно.

На вопрос кто должен благоустраивать и убирать дворовую территорию ответ прост?

Чья земля тот и несет ответственность. Если придомовая территория оформлена по всем правилам, ответственны за ее содержание жильцы многоквартирного дома, ТСЖ или управляющая компания.

Расходы на содержание обще домового имущества, в том числе земель делится на каждого проживающего, пропорционально площади квартиры. Без соответствующего оформления земля находится во владении муниципальных властей. Все вопросы по содержанию решает муниципалитет. По закону должны соблюдаться санитарные нормы состояния дворов, но ответственных за это людей зачастую найти сложно.

Если участок закреплен за жителями, то решения по его использованию и благоустройстве может решаться на обще домовых собраниях. На них договариваются о строительстве гаражей, стоянок, детских площадок, обустройстве клумб и цветников. Можно обсудить сдачу участка в аренду иным лицам за оплату, о чем знают единицы. Во многих двориках землей распоряжаются жильцы первых этажей.

Если у многоэтажки нет оформленной придомовой территории, жильцы могут обратиться в муниципалитет или другой соответствующий орган по вопросу выделения такой территории в общую собственность. Важно знать, что после передачи земли в собственность, жильцы несут обязанности по ее содержанию. Спрос будет со всех.

Люди редко задумываются кому принадлежит земля вокруг их дома, устраивая свалки под окнами, штрафы могут прислать на всех собственников квартир. Не знание правил, своих прав и законов не освобождает от ответственности.

Придомовая территория

Что такое придомовая территория? Когда в нашей стране началась приватизация в 1996 году возникли понятия придомовая территория как обще долевое имущество всех собственников многоэтажки.

Нормативные акты, регламентирующие расположение земли

  1.  Статья 36 Земельного кодекса, где пунктом под номером два идет отсылочные нормы к жилищному кодексу, где сказано, что земли переходят в обще домовую собственность по правилам, которые определяются жилищным законодательством.

  2.  Подробно все прописано не в самом кодексе, а вводном законе к жилищному кодексу, в котором указано, что земельный надел переходит безвозмездно, без аукционно, без конкурсно в обще долевое имущество собственников.

    Выкупать не вкоем случае не надо, государство выделяет в рамках приватизации, по которой были квартиры. Но налоги с этих участков придется платить.

Проект градостроительного межевания

В 2000 годах появилось новое законодательство, кадастровый учет. Орган архитектуры должен размежевать сначала район застройки, и определить к какому из нескольких домов сколько земли полагается. К тому же продумать, где дорожки, где места общего использования для групп домов. Тогда придумали документ – проект градостроительного межевания.

Как узнать было ли межевое дело?

Для этого существует общая база данных, которая находится в департаменте имущества вашего региона, либо в департаменте архитектуры. Но на основании этого не всегда можно оформить землю.

В 2005 году ввели еще одну процедуру, проведение публичных обсуждений. Теперь мало согласования с чиновниками, нужно договариваться со всеми претендентами на участок из других многоэтажек.

Кто в ответе за уборку

Часто возникают вопросы кто должен убирать территорию, ведь даже когда она в плотную примыкает к окнам не всегда является собственностью жильцов. Обычно в собственности не более 10 метров от фасада. В таких случаях есть риск вместо парковки или детской площадки во дворе получить новостройку на вполне законных основаниях.

Здесь нужно точно узнать какая территория находиться в собственности. При необходимости ее расширения собрать документы и обратиться в соответствующий орган.

Для оформления земли не нужно проводить общее собрание и подавать коллективное заявление. Обратиться в земельный департамент может любой человек. Но ТСЖ не платит налогов и несет меньшие траты на содержание придомовой территории, поэтому удобнее организовать ТСЖ.

По обустройству территории есть два нюанса

  1.  Оформление участка в собственность, это небольшая площадь. Чтобы его оформить нужно сделать проект межевания со всеми согласованиями и публичными слушаниями.

    В службе рос реестра кадастровый инженер ставит угловые координаты вашего участка выделенного из общего квартала, проводит кадастрирование.

  2.  Объединение нескольких домов в кооператив или товарищество с целью благоустройства сверх нормативную территорию, например, сквер.

    Вы имеете право взять участок не в аренду, а также в безвозмездное, бессрочное пользование, но на определенных условиях.

Люди должны сами:

  •  Заказать проект благоустройства.
  •  Утвердить в трех инстанциях: управление подземных сооружений, местная власть, архитектура.

После этого выдается документ о бессрочном пользовании земельного участка. Жители будут обязаны его благоустраивать, убирать, ухаживать за ним. Не имеют право устанавливать ограничения в пользовании другим лицам.

Установка ограждений

Будучи собственником задумываешься, что можно сделать. В градостроительном кодексе есть понятия капитальное сооружение и не капитальное.

Если ставить забор высотой два метра является капитальным сооружением. На него нужно брать специальное разрешение у архитекторов и других органах власти. Это достаточно долгая процедура.

Забор 60 см от земли является обычным элементом благоустройства на него никаких разрешений не требуется.
Беседки, скамейки, лесенки, фонтанчики – это все сооружается без спец разрешений.

Обустраивать парковки, в том числе устанавливать шлагбаум можно без разрешений, если через ваш двор нет проезда в другие дворы. Иначе нужно брать разрешение на установку шлагбаума у местных депутатов.

Самовольное расширение территории

Все придомовые участки обязательно регистрируются в соответствующих органах. Если прописанные границы нарушили, может быть выписан штраф или завести уголовное дело в зависимости от тяжести преступления.

Судебные споры в основном возникают между собственниками, управляющими компаниями из-за размеров и границ территорий. В старых домах земли приватизированы, а в современных размеры участков определяется компанией застройщиком на этапе создания проекта постройки. Отсюда позже и возникают земельные споры. В судебном порядке выясняется какие объекты могут возводиться, и кто за них в ответе.

Источник: https://zakon436.ru/pridomovaya-territoriya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.