Закон о кадастровой стоимости

Содержание

Жизнь дачникам радикально облегчат поправки в закон о кадастре – МК

Закон о кадастровой стоимости

В Подмосковье более миллиона дачников, но только пятая часть из них – 200 тыс. – зарегистрировали свою загородную недвижимость.

Многие и хотели бы легализовать свою дачу, участок, да не могут это сделать из-за многочисленных кадастровых ошибок.

Во вторник Президент утвердил  поправки в Закон о кадастровой деятельности,  которые специалисты  назвали революционным для рынка загородной недвижимости. 

Как именно новый закон упростит жизнь дачникам и вообще владельцам загородной недвижимости, мы попросили рассказать председателя Союза дачников Подмосковья, первого заместителя председателя Мособлдумы Никиту Чаплина.

– По результатам соцопросов почти 40 % горожан считают загородные дома наиболее предпочтительным местом для проживания в условиях режима самоизоляции. Число «загородников» резко прибавилось, но и проблем с регистрацией этой собственности  – тоже. С новыми поправками процедура облегчилась?

– Да, к сожалению, у нас далеко не все земельные участки, а тем более дома зарегистрированы. Хотя дачная амнистия, которую в очередной раз продлили, теперь уже до марта 2026 года, упростила эту процедуру до предела.

– Тем не менее, для многих эта «простая», как вы говорите, процедура превращается в непреодолимый квест. Например, из-за наложения границ соседних участков, кадастровых ошибок и так далее. И чтобы исправить все эти ошибки, люди вынуждены годами судиться с соседями. Получается какой-то замкнутый круг.

– Действительно, кадастровые инженеры часто выявляют во время межевания земельных участков, что границы одного накладываются на другой. Поэтому мы всегда советовали членам одного СНТ проводить кадастровые работы комплексно, всем вместе.

Но до сих пор заказчиком комплексных кадастровых работ могли выступать только муниципальные или региональные власти, а у них не всегда были средства на оплату услуг кадастрового инженера.

Но совсем недавно, 8 декабря, Госдума приняла поправки в Закон о кадастровой деятельности, они расширяют перечень заказчиков комплексных кадастровых работ.

Теперь они могут проводиться не только за счет средств госбюджета, но и средств частных заказчиков, например, садоводческих товариществ, гаражных кооперативов, товариществ собственников жилья. А на днях поправки в Закон подписал и Президент. 

– Расскажите, в чем для дачников преимущества новой редакции закона?

– Главное тут то, что комплексные кадастровые работы выполняются одновременно в отношении всех объектов недвижимости, расположенных в границах определенной территории, например, на территории одного СНТ. Такой подход имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, в расчете на один объект недвижимости стоимость кадастровых работ будет дешевле.

– Намного?

– Примерно в десять раз: с 12 тысяч рублей до 1,2 тыс. руб. Во-вторых, при выполнении комплексных кадастровых работ снижается вероятность возникновения реестровых ошибок, учитывая, что одновременно уточняется местоположение границ всех земельных участков в данном садовом товариществе. 

– Но ведь вполне возможно, что кто-то из членов СНТ уже зарегистрировал  свой дом и участок, сведения о них внесены в ЕГРН. Как тут быть?

–  При выполнении комплексных кадастровых работ (ККР) появляется возможность одновременно устранить все реестровые ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, поэтому владельцам смежных участков не придется больше решать свои споры в суде.

Кроме этого, одновременно  с уточнением границ земельных участков кадастровый инженер сможет определить местоположение на земельных участках всех построек, сооружений и сделать «привязку» этих объектов недвижимости, а также узаконить отклонения в пределах 10% от площади земельного участка – т.е.

по фактическому землепользованию, если эта земля не является спорной.

– А как быть соседям, если у одного дом давно построен, а у другого только еще заложен фундамент?

– Закон позволяет проводить комплексные кадастровые работы на земельных участках, где находятся в том числе объекты незавершенного строительства. Хочу подчеркнуть, что этих поправок дачники ждали очень давно. С одной стороны, с кадастровыми ошибками сталкивается каждый третий владелец земельного участка.

Причем последовательно устранить их практически невозможно: один участок накладывается на другой, тот – на следующий, и так далее. А с другой стороны, для многих наших дачников, особенно это касается пожилых людей, заплатить кадастровому инженеру 12 тыс рублей – непосильная сумма. Практически вся их пенсия.

А потратить от 1200 рублей, очевидно, сможет каждый. Выгода очевидна.

– Наверное, чтобы заказать комплексные кадастровые работы в своем СНТ, члены этого садового товарищества должны хотя бы собраться вместе, но, насколько я знаю, для многих дачников это непосильная задача. Из-за того, что на общем собрании нет кворума, они не могут решить ни одного важного вопроса.

– Увы, есть такие СНТ. Тут мы опять возвращаемся к вопросу, с которого начали – как сделать жизнь в дачном поселке более комфортной. И я опять повторяю: под лежачий камень вода не течет.

Современные технологии позволяют нам теперь проводить общие собрания садоводов онлайн.

А недавно принятый закон позволяет закрепить в Уставе СНТ определенный день в году, время и место, когда будет проходить общее собрание всех его членов.

– Поэтому теперь можно проводить общее собрание без предварительного уведомления дачников?

– Да, и пресловутый кворум не будет больше таким серьезным препятствием для принятия важных вопросов на общем собрании членов СНТ. 

– В связи с пандемией коронавируса сейчас много говорят о насильственной цифровизации нашего общества. О том, что «цифра» проникла во все сферы нашей жизни.

– У нас тоже есть  такое направление в работе, называется «Цифровые СНТ». Но ничего, кроме пользы, я от новых технологий не вижу.

Потому что, благодаря им, мы в условиях весеннего локдауна все равно могли регулярно проводить в онлайн формате наши встречи с дачниками и решать все наболевшие вопросы.

Я уже не говорю о том, насколько проще стало владельцам загородной недвижимости регистрировать свою собственность. Теперь это можно делать практически не выходя из дома.

– Но все равно, наверняка, остались какие-то вопросы, которые нельзя решить с помощью интернета?

– Безусловно. Вот одна из проблем, с которой мы сталкиваемся каждый год, когда закрываем дачный сезон, – брошенные животные. Уж сколько про это говорим, пишем, но брошенные кошки и собаки есть в каждом втором поселке.

В этом году мы даже разместили вдоль трасс билборды с трогательными фотографиями кошек и собак. Под ними надписи, от которых комок в горле: «Ты вернешься за мной?» Возможно, у кого-то эти фото разбудят совесть и заставят вернуться за пушистым другом.

Хотя лично я считаю, что кардинально решить эту проблему можно, только приняв закон, ужесточающий ответственность владельцев за жизнь своих питомцев. 

– Заканчивается очень сложный для всех нас 2020 год. А каким он запомнился вам?

– Проблем конечно в этом году много, и потерь тоже… Но было и много хорошего. Например, обычно большинство наших садоводов живут на своих участках только в теплое время года, а в этом – дачный сезон начался для многих еще в апреле и до сих пор продолжается. Я солидарен с теми, кто предпочитает жить загородом во время пандемии.

–  Чего бы вы хотели пожелать дачникам Подмосковья?

– Радоваться жизни и главное – здоровья, у нас впереди еще очень много дел. 

Источник: https://www.mk.ru/mosobl/2020/12/23/zhizn-dachnikam-radikalno-oblegchat-popravki-v-zakon-o-kadastre.html

Новые правила в ФЗ №237 “О государственной кадастровой оценке”

Закон о кадастровой стоимости

В соответствии с законодательством, для собственной недвижимости, будь то дом, квартира, дача или участок земли, обязательным условием является расчёт её кадастровой цены.

То есть установление стоимости недвижимости, используемое при начислении налога на землю или платы за аренду.

Для простоты и качества этой процедуры принят 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», смысл которого состоит в урегулировании отношений при её определении.

Особенности кадастровой стоимости

В случае покупки и пользования земельным участком или иным объектом недвижимости рассчитывается их кадастровая стоимость. ФЗ даёт полное объяснение этого термина и указывает правильный процесс выполнения её расчёта. Если такая величина определена неверно, это приводит к огромным потерям для собственников, а также к невозможности использования объектов недвижимости.

До принятия закона в оценивании недвижимости главную роль играли частные оценщики, избранные госорганами на основе конкурсов. Выбирали их по принципу, где дешевле, там и лучше. Могло быть такое, что оценка двух одинаковых объектов значительно отличалась между собой. А ответственность ложилась на плечи собственников.

Функции новых бюджетных учреждений

ФЗ «О гос. кадастровой оценке» определяет выполнение соответствующих функций для специальных бюджетных учреждений. Региональные власти принимают непосредственное участие в создании предприятий, отвечающих за работу оценщиков. Государственный реестр осуществляет надзор за процедуройпроведения оценки и контроль над отсутствием системных ошибок.

Расходы, которые несли собственники из-за неправильного расчёта оценщиков, теперь должны возмещаться им за все время применения ошибочной величины.

Частным оценщикам новым законом запрещается проводить оценку. Вновь созданные специальные оценочные учреждения уполномочены направлять свою деятельность на расчёт стоимости кадастра исследуемых имущественных объектов. А также уже учтённых в государственном реестре, но понёсших какие-либо изменения.

Эти организации обязаны разъяснять непонятные моменты, исправлять изъяны, допущенные при расчёте стоимости кадастра, сохранять копии сданных отчётов и различную документацию в архиве. На запрос регистрационного органа назначенные оценщики передают имеющуюся у них собранную информацию, а один раз в три месяца сообщают сведения о данных по состоянию рынка.

Процедура оценивания имущества

В новом принятом законе о кадастровой стоимости недвижимости от 2016 г. чётко обозначаются сроки выполнения подобных мероприятий.

Но бывают обстоятельства, не зависящие от людей, когда падает цена на недвижимость, и тогда появляется возможность провести добавочное внеочередное оценивание.

При проведении мероприятий, связанных с государственным оцениванием, выполняются такие действия:

  1. Решить и установить порядок его проведения.
  2. Составить итоговый отчёт процедуры с указанием вычисленной цены.
  3. Результаты утвердить.

В преддверии второго пункта обязательно подготавливают информацию и проверяют сведения. Надо предъявить требуемые документы, которые устанавливают личность гражданина — заявителя, его правоустанавливающие бумаги на недвижимость, а также техническую документацию соответствующего имущества.

После получения отчёта уполномоченный орган составляет документальный акт, подтверждающий результат. Такой документ составляется лишь в том случае, когда выявлены и устранены все недочёты и нарушения. В течение 30 дней с момента подачи акта, уполномоченный орган публикует этот документ и оповещает граждан путём:

  • размещения извещения на официальном сайте;
  • объявления в газетах, телевидении;
  • направления в регистрационные органы для дальнейшего распространения информации.

За проведением процедуры государственной оценки, её периодичности ведётся строгий федеральный надзор правовым регистрационным органом. В его функции входят выявление нарушений, принятие мер для их устранения, проведение проверок определения стоимости и других мероприятий. Орган госрегистрации имеет полное право:

  1. Запрашивать и получать документы на проведение проверки правильности определения стоимости.
  2. Выдавать предписания на устранение проявленных нарушений.
  3. Разрабатывать методические указания.
  4. Осуществлять другие права, разрешённые Законом.

Правовой регистрационный орган вносит сведения об определённой цене объекта в Единый госреестр до 1 января года, следующего за расчётным. Формируется фонд, в котором собираются данные государственной кадастровой оценки. Смысл существования такого фонда заключается в систематическом оценивании рынка недвижимости.

Пересмотр цены недвижимости

Чаще всего по желанию владельца происходит пересмотр оценки имущества. Это допускается раньше, чем рекомендуется федеральным Законом. Причиной проведения таких перерасчётов служит недовольство хозяина установленной ранее стоимостью. Предполагается также, что инициатива может исходить от таких лиц:

  • владельцы;
  • участники сделки;
  • орган власти, если участок пребывает в его достоянии.

Если гражданин считает, что кадастровая стоимость его дома или квартиры завышена, то он вправе потребовать её пересмотра.

Во-первых, написать обращение о предоставлении ему разъяснений в бюджетное госучреждение, где проводится оценка. Не позднее чем через 30 дней должен быть направлен ответ.

Во-вторых, составляется обращение об исправлении ошибок, которые были допущены при расчёте стоимости. В этом вариантесам владелец не сможет правильно установить ошибки, потому необходимо привлекать специалиста. К обращению обязательно прикладывается документ, который подтверждает правоту заявителя.

В-третьих, оспаривается решение в специальной региональной комиссии или через суд. Здесь надо заказать за свой счёт отчёт о рыночной стоимости собственности на то же число, на которое рассчитывалась кадастровая. Если в результате проверки рыночная стоимость будет ниже, это веское основание требовать перерасчёта.

Согласно Закону 237-ФЗ, государственная кадастровая оценка выполняется с целью сформировать техдокументацию как базу для установления стоимости имущества, совершаемых с ним сделок и постановки на учёт.

Единые стандарты

В Законе не прописаны методические указания для вычислений. Их разрабатывает и утверждает Министерство экономики развития.

Но главная цель методики — общие и единые правила для всех регионов. Стоимость похожих технически объектов по кадастру не может значительно различаться между собой.

При исправлении нарушений и технических погрешностей предусматривается изменения в пользу владельцев.

Если выявлена ошибка в расчёте стоимости по кадастру одной из квартир в многоэтажном доме, достаточно подачи заявления от одного собственника. Изменения в расчёте будет относиться ко всем объектам жилья в доме.

Если гражданин платил в течение определённого периода ошибочно начисленный налог, то оценочное госучреждение обязано сделать полный перерасчёт и вернуть излишне выплаченные средства заявителю. В кризисной ситуации, когда цена на недвижимость резко падает, власти регионов могут заказать внеплановую дополнительную оценку.

Сегодня наблюдается переходный период действия нового Закона, продлится он до 2020 года. В это время оценивание недвижимости может проводиться и по старым указаниям, и уже по новым правилам. Если объект обсчитывался по-старому, то и оспаривать в случае необходимости его стоимость придётся так же.

Закон закрепляет единые правила и позволяет избежать несостыковок между рыночной и кадастровой стоимостью.

Граждане, обратившиеся к услугам государственных оценщиков, не оплачивают расходы из своего кармана, но зарплата сотрудникам госучреждения формируется из налогов, собранных с тех же граждан.

С принятием Закона о кадастровой оценке 237-ФЗ увеличится поступление средств в бюджет государства. Это возникнет не из-за повышения такой стоимости или размера налогов, а в связи с тем, что объекты недвижимости будут вовлечены в хозяйственный оборот, выйдя из тени.

Источник: https://georeestr.com/registratsiya-obektov/kadastrovaya-stoimost/237-fz-o-gosudarstvennoj-kadastrovoj-otsenke.html

Обзор изменений Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237-ФЗ внесенных Федеральным законом № 269-ФЗ от 31.07.2020г

Закон о кадастровой стоимости

За сравнительно непродолжительный период применения кадастровой стоимости было выявлено множество пробелов и противоречий в первоначально предложенном механизме ее регулирования. Как правило, пробелы и коллизии восполнялись решениями судов либо на законодательном уровне.

И таких изменений в законодательство об оценке было внесено свыше 20 только с момента начала применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу на имущество (начиная с 2013 г.). А в многострадальную ст. 378.

2 НК РФ (регламентирующую применение кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу на имущество организаций) за последние 7 лет вносили изменения 12 раз.

Федеральный закон № 267-ФЗ от 31.07.2020 года очередная попытка законодателя восполнить существующие пробелы, но на деле он может породить еще большее количество споров связанных с кадастровой стоимостью.

1. Новые правила оспаривания результатов определения кадастровой стоимости

До 2018 года организации правообладатели недвижимого имущества могли оспорить кадастровую стоимость своих объектов в суде только при условии обязательного досудебного обращения с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Это порождало некоторые сложности для владельцев недвижимости, т.к. процесс оспаривания кадастровой стоимости (если комиссия отказала) удлинялся на срок рассмотрения заявления этой комиссией.

С 2018 года такой обязательный досудебный порядок был исключен, и организации могли обращаться напрямую в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости.

На данный момент законодатель не просто возвращает обязательный досудебный порядок обращения, но и:

а) теперь заявления будут рассматривать не формально независимые комиссии, а ГБУ, которое и считало оспариваемую кадастровую стоимость,

б) изменяется правовая природа оснований установления кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости.

Ранее владелец недвижимости мог после отказа Комиссии в удовлетворении заявления обратиться в суд с 2-мя самостоятельными требованиями: оспорить решение Комиссии по существу, и/или установить кадастровую стоимость в размере рыночной. Как правило, все правообладатели недвижимости шли по второму пути.

Теперь же, владелец недвижимости может обратиться в суд с требованием признать решение ГБУ незаконным, а в дополнение просить установить кадастровую стоимость в размере рыночной. На первый взгляд существенно ничего не изменилось, но это не так.

Во-первых, теперь правообладатель вправе оспаривать кадастровую стоимость только в ГБУ, а в суде впоследствии предметом рассмотрения будет законность отказа ГБУ в удовлетворении заявления.

Соответственно, в суде в первую очередь нужно будет доказать, что решение ГБУ было незаконным, и если это получится, просить суд установить рыночную стоимость или обязать ГБУ принять положительное решение и утвердить рыночную стоимость согласно отчету об оценке.

Но! Если при составлении отчета об оценке оценщик совершит хотя бы 1 ошибку, суд откажет в признании решения незаконным, и в таком случае не удовлетворит и требование об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.

Приведем пример: при оспаривании кадастровой стоимости в Московском городском суде, 99,9% отчетов об оценке с которыми владельцы недвижимости обращаются в суд, по мнению судебных экспертов, составлены с ошибками. Мнения экспертов очень субъективное и нельзя сказать, что все 99,9% отчетов действительно подготовлены с ошибками, но этот пример наглядно отражает шансы оспорить кадастровую стоимость по новым правилам.

Кроме того, приведенные нововведения процедуры оспаривания входят в противоречие с действующим процессуальным законодательством (гл. 25 КАС РФ), что потребует внесения корреспондирующих новому порядку изменений, а в перспективе, возможно, дополнительных разъяснений по аналогии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. № 28.

2. Новый порядок предъявления требования об установлении рыночной стоимости

Так, законом предусмотрено, что «заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости».

Из приведенного механизма не совсем понятно, что имел ввиду законодатель:

Источник: https://consul.group/ru/news/obzor_izmeneniy_federalnogo_zakona_o_gosudarstvennoy_kadastrovoy_ocenke_n_237-fz_vnesennyh_federalnym_zakonom_n_269-fz_ot_31_07_2020g_

Путин утвердил поправки о кадастровой оценке. Что это значит :: Жилье :: РБК Недвижимость

Закон о кадастровой стоимости

Среди положений нового закона — упрощенный порядок оспаривания кадастровой оценки, персональная ответственность чиновников за ошибки и единый цикл проведения кадастровой оценки (4 года и 2 года — для городов федерального значения)

Comdas/shutterstock

Президент России Владимир Путин 31 июля подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на совершенствование государственной кадастровой оценки. Закон вступает в силу через 10 дней после опубликования на официальном портале правовой информации.

Вместе с экспертами Росреестра рассказываем об основных пунктах данного закона.

Ошибки трактуются в пользу собственника

Основное нововведение, которое устанавливает закон — все ошибки в определении кадастровой стоимости рассматриваются в пользу правообладателя объекта недвижимости.

Например, если исправление ошибки в определение кадастровой стоимости привело к ее уменьшению, то новая стоимость применяется ретроспективно взамен оспоренной.

Если стоимость увеличилась — она будет применяться только со следующего года.

«Концепция закона исходит из принципа — любое исправление ошибок в кадастровой оценке должно толковаться в пользу правообладателей недвижимости», — так обозначила суть закона вице-премьер Виктория Абрамченко.

Кадастровая оценка будет проводиться раз в четыре года

Закон устанавливает единую периодичность проведения кадастровой оценки — раз в четыре года. В городах федерального значения в случае принятия мэром соответствующего решения — раз в два года.

В Росреестре отметили, что до этого кадастровая оценка в регионах проводилась неравномерно по видам объектов недвижимости, что ставило владельцев недвижимости в неравные экономические условия. Теперь установлен единый цикл кадастровой оценки и единой даты оценки. В соответствии с этим будет рассчитываться и размер налога на недвижимость.

Ответственность чиновников за ошибки

Принятый документ вводит персональную ответственность должностных лиц за ошибки в определение кадастровой стоимости. Чиновников будут наказывать увольнением за необоснованное завышение кадастровой стоимости.

Ответственность будет зависеть от доли подтвержденных судом отказов в исправлении кадастровой стоимости — более 20% подтвержденных судом некорректных отказов в исправлении кадастровой стоимости. Сейчас за кадастровые ошибки фактически никто из независимых оценщиков ответственности не несет.

Оспорить кадастровую стоимость станет проще

После вступления в силу закона станет проще оспорить кадастровую стоимость в досудебном порядке. Для этого достаточно будет направить соответствующий запрос через МФЦ. Более того, при выявлении одной ошибки придется автоматически исправить и аналогичные по другим однотипным объектам.

Дополнительный контроль

Закон устанавливает режим непрерывного надзора со стороны Росреестра за проведением государственной кадастровой оценки — не только на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, но также соблюдения методических указаний о государственной кадастровой оценке.

Помимо этого, Росреестр будет ежегодно размещать информацию о выявленных нарушениях. Это позволит ответственным за определение государственным бюджетным учреждениям учитывать соответствующую информацию в рамках своей работы и снизит общее количество нарушений, считают в ведомстве.

Также расширяется перечень информации, которую Росреестр предоставляет региональным бюджетным учреждениям для определения кадастровой стоимости (с 1 января 2022 года они начнут получать сведения о ценах сделок и сведения реестра границ), а также установление переходного периода (до 1 января 2023 года), в течение которого региональные власти смогут самостоятельно определить момент начала установления кадастровой стоимости в размере рыночной.

Юрист адвокатского бюро Asterisk Дмитрий Венгерский:

— В первую очередь закон направлен на получение объективной кадастровой стоимости объектов недвижимости. С его принятием кадастровая оценка будет проводиться чаще, а следовательно, кадастровая стоимость объекта недвижимости будет сопоставима его рыночной стоимости.

В случае серьезного снижения цен на рынке недвижимости исполнительный орган пересмотрит кадастровую стоимость объекта недвижимости. Для этого исполнительный орган будет применять индекс рынка недвижимости. Он будет рассчитываться путем сопоставления кадастровой и рыночной стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, для снижения кадастровой стоимости собственникам недвижимости не нужно нести никаких расходов — Росреестр самостоятельно определит величину индекса и, в случае существенного снижения, применит его.

Кроме того, после выявления ошибки и/или существенного снижения рыночной стоимости объекта недвижимости, исполнительный орган будет обязан произвести перерасчет кадастровой стоимости не только конкретного объекта недвижимости, а всех объектов недвижимости в рассматриваемой оценочной группе. Это позволит собственникам аналогичных объектов недвижимости получить перерасчет кадастровой стоимости без обращения в исполнительный орган и/или суд».

Источник: https://realty.rbc.ru/news/5f2bb9169a7947b0c12108f5

Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» | Журнал кадастрового инженера

Закон о кадастровой стоимости

3 июля 2016 года принят Федеральный закон № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон об оценке). Закон вступает в силу с 1 января 2017 года (кроме статьи 19 о внеочередной государственной кадастровой оценке).

В кадастровой палате по ростовской области прокомментировали федеральный закон «о государственной кадастровой оценке»

В соответствии с действующим законодательством в отношении каждого земельного участка, а также здания, помещения в обязательном порядке подлежит определению его кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости — это публичный эквивалент стоимости объекта, который учитывается при исчислении земельного налога, арендной платы, выкупной стоимости объекта при его приобретении из государственной и муниципальной собственности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Очевидно, что размер кадастровой стоимости является одной из основных составляющих, определяющих экономическую эффективность использования объекта и затраты, связанные с приобретением и использованием земельных участков и объектов капитального строительства.

Неправильное определение кадастровой стоимости может привести к многомиллионным потерям для его правообладателей либо по существу заблокировать отдельные способы его использования.

В основу кадастровой стоимости положено определение удельного показателя кадастровой стоимости в пределах одного кадастрового квартала в разрезе различных видов разрешенного использования участков и назначения объектов капитального строительства.

Завышение кадастровой стоимости. Каковы могут быть причины?

Несмотря на это, на практике встречаются ситуации, когда кадастровая стоимость участков явно завышается и является несоразмерной даже по отношению к его рыночной стоимости.

Такого рода завышение является, как правило, следствием двух причин. Во-первых, неправильное отнесение земельного участка к тому или иному виду разрешенного использования (разница между удельной стоимостью 1 кв.м. земли между различными видами разрешенного использования может отличаться в десятки раз).

Во-вторых, игнорирование при определении кадастровой стоимости объектов методом «общей» оценки конкретных индивидуальных показателей объектов недвижимости, существенно негативно влияющих на их реальную стоимость (транспортная доступность, гидрологические особенности, правовая история и т. д.

).

Направления нового закона об оценке

Новый закон направлен на совершенствование процедур определения кадастровой стоимости, так как ранее действующая система предусматривала проведение массовой кадастровой оценки физическими лицами, которые привлекались на конкурсной основе заказчиками определения кадастровой стоимости, т.е. субъектом Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Данная система провоцировала «размывание» ответственности между заказчиком работ и исполнителем, т.е. оценщиком.

Новый закон предусматривает введение института государственных кадастровых оценщиков, т.е. передачу полномочий государственным бюджетным учреждениям, которые будут определять кадастровую стоимость на постоянной основе (статья 6 Закона об оценке).

Кроме проведения массовой оценки бюджетные учреждения должны определять кадастровую стоимость каждого объекта недвижимости при его постановке на государственный кадастровый учет, а также при изменении характеристик объекта, влияющих на размер кадастровой стоимости, т.е. изменении площади, разрешенного использования, назначения, категории (статья 7 Закона об оценке).

Список объектов, подлежащих оценке, формируется органами Росреестра (статья 13).

Как часто должна проводиться кадастровая оценка?

Оценка проводится не чаще одного раза в три года (исключение – города федерального значения – не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет.

Внеочередная кадастровая оценка проводится в случае оспаривания кадастровой стоимости по основанию установления рыночной стоимости не менее чем по 30% объектов недвижимости в субъекте Российской Федерации (статья 11).

Важным моментом является то положение, что работники бюджетного учреждения не вправе устанавливать рыночную стоимость для оспаривания кадастровой стоимости (часть 2 статьи 7). Таким образом, исключается еще одна коррупционная составляющая.

Бюджетное учреждение обязано исправлять единичные, а также системные ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости, при этом изменение кадастровой стоимости допускается только в сторону понижения.

Например, если в отношении одного из расположенных рядом земельных участков допущена ошибка (чаще всего принята достаточно высокая стоимость), в том случае, если ошибка будет доказана, для всех земельных участков с таким видом использования, расположенных в том же кадастровом квартале (а это обычно садоводческие товарищества, земли сельскохозяйственного назначения) стоимость пересчитается автоматически (статья 21).

Кроме того, бюджетные учреждения обязаны давать разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости, (статьи 20). Таким образом, по данным вопросам  не нужно искать «крайнего», что обычно и не удается сделать сейчас, когда множество органов и лиц участвуют в оценке, причем каждый отвечает за достаточно узкий участок оценочной деятельности.

Теперь кадастровая стоимость будет определяться по единой методике, что повысит качество и обеспечит единообразие определения кадастровой стоимости. Расширится и упростится возможность для оспаривания оценки (статья 22).

Ожидается, что с введением и применением Закона об оценке увеличится поступление налогов. Причем увеличение должно произойти не в результате увеличения кадастровой стоимости или размера налоговых сборов, а в связи с вовлечением в хозяйственный оборот большего количества объектов недвижимости, ранее находившихся в тени, а также правильной их кадастровой оценки.

Источник: https://cadastral-engineer.ru/federalnyj-zakon-o-gosudarstvennoj-kadastrovoj-ocenke/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.