Закон о конкуренции аффилированные лица

Фз 135 о защите конкуренции: краткое изложение и комментарии, нарушения и ответственность, аффилированные лица и дискриминационные условия

Закон о конкуренции аффилированные лица

Политика государства, направлена на обеспечение равных условий для каждого лица, который занимается предпринимательской деятельностью.

Средством поддержания равных условий, является ряд нормативных актов, которые обеспечивают наличие конкуренции на территории страны.

Каким законом регулируется антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство состоит из нескольких правовых документов, действие которых направлено на защиту конкуренции при осуществлении экономической деятельности, а также на ограничение возможности установления монополий на экономическом рынке.

Основным актом, которым регулируются отношения, является ФЗ № 135 «О защите конкуренции», получивший юридическую силу в 2006 году.

Началом разработки государством мер, направленных на создание конкуренции на территории страны, является принятый в РСФСР закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1.

Фз о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках

Как ранее было указано, акт федерального значения вступил в силу еще в 1991 году. Закон определил перечень задач, которые стояли перед государством.

Задачами являлись:

  • Разработка мер, направленных на способствование развития конкуренции;
  • Пресечение, ограничение развития монополий на территории страны;
  • Осуществления контроля государственными органами над исполнением разработанных мер.

Фз 135 о защите конкуренции: кратко

Сегодня, действует ФЗ «О защите конкуренции» в редакции № 38 от 04 июня 2018 года. Закон был принят в 2006.

Основной целью нормативного акта — определение организационных и правовых основ, направленных на поддержание конкуренции, пресечения и предупреждения недобросовестной конкуренции.

Данным актом, регулируются отношения, связанные с защитой конкуренции, с предупреждением и пресечением установления монополистической деятельности.

Нормы акта распространяются на соглашения, достигнутые на территории иностранных государств, с участием российских экономических лиц и иностранных субъектов.

Структура закона о защите конкуренции и сфера его применения

Если говорить кратко, то закон имеет структуру, состоящую из 10 глав.

Главы посвящены:

  1. Общим положениям (9 статей);
  2. Монополистической деятельности (6 статей);
  3. Не добросовестной конкуренции (8 статей);
  4. Перечню действий, которые не могут быть осуществлены государственными органами (2 статьи);
  5. Требованиям, установленным для организации торгов, запросов цен и предложений (4 статьи);
  6. Предоставлению государственных и муниципальных преференций (3 статьи);
  7. Перечню функций и полномочий органов (12 статей);
  8. Государственному контролю над экономической концентрацией (10 статей);
  9. Мерам ответственности за нарушение норм закона (24 статьи);
  10. Заключительным положениям (2 статьи).

Ст. 9 ФЗ о конкуренции

Статья определяет понятие группы лиц.

Таковыми считаются:

  1. Хозяйственные общества или физические лица, имеющие более половины общего числа , которые приходятся на голосующие акции;
  2. Юридическая организация и осуществляющие функции исполнительного органа этой организации физические лица или иная организация;
  3. Хозяйственные общества и физические лица, когда последние на основании соглашения имеют право давать указания, которые обязательны исполнения;
  4. Юридические организации, в которых коллегиальный исполнительный орган и совет директоров состоит более чем наполовину из одних и тех же людей.

Статья 11

В Российской Федерации не допускается заключение соглашений, между лицами, осуществляющими экономическую деятельность на одном рынке продажи, приобретения товаров, целями которых является:

  1. Установление цен или их поддержание;
  2. Изменение цен на торгах путем их специального повышения, снижения или поддержания;
  3. Раздел рынка на основании территориального принципа, объема покупателей, ассортимента;
  4. Сокращение определенных товаров или прекращение производства отдельных видов продукции;
  5. Отказ от заключения соглашений с конкретными субъектами, занимающимися экономической деятельностью.

Источник: https://rusfz.ru/fz-135-o-zashhite-konkurentsii-kratko-kommentarii-narusheniya-i-otvetstvennost-affilirovannye-litsa-i-diskriminatsionnye-usloviya

Аффилированные лица в свете законодательства РФ

Закон о конкуренции аффилированные лица
Разместил: Егоров Константин Михайлович Другое Статьи 05.06.2008

Термин «аффилированные лица» происходит от английского слова «to affiliate» (усыновлять, принимать в качестве дочернего предприятия).

В статье 4 Закона о конкуренции указано, что аффилированные лица – это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

В той же самой статье закона определено, что аффилированными лицами юридического лица являются:

  • член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
  • лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества , приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица;
  • юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества , приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица;
  • если юридическое лицо является участником финансово – промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово – промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы;
  • лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо.

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

  • юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества , приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица;
  • лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо.

Видно, что перечень лиц, которые могут быть признаны аффилированными, достаточно широк. Особенно он расширен за счет понятия “группы лиц”.

Определение группы лиц также дается в статье 4 указанного Закона: группа лиц – группа юридических и (или) физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий (приводятся только характеристики, имеющие отношения к определению аффилированных лиц – прим. автора):

  • лица совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами от общего количества , приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;
  • лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другими лицом или лицами, в том числе определять условия ведения другими лицом или лицами предпринимательской деятельности, либо осуществлять полномочия исполнительного органа других лица или лиц на основании договора;
  • лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа юридического лица и (или) по предложению лица избрано более 50 процентов состава Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления юридического лица;
  • физическое лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;
  • одни и те же физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа и (или) Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц или по предложению одних и тех же юридических лиц избрано более 50 процентов состава Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц;
  • одни и те же физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50 процентами , приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал каждого из двух и более юридических лиц;
  • физические лица и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50 процентами , приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал одного юридического лица, и одновременно данные физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа и (или) Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления другого юридического лица;
  • юридические лица являются участниками одной финансово – промышленной группы;
  • физические лица являются супругами, родителями и детьми, братьями и (или) сестрами.

Таким образом, необходимым признаком аффилированного лица является наличие отношений зависимости между физическим или юридическим лицом и его аффилированным лицом. Причем эти отношения могут быть имущественными (основанными на участии в уставном капитале юридического лица), договорными, организационными (связанными с возможностью участвовать в управлении юридическим лицом), родственными.

Термин «аффилированные лица» употребляется в большом количестве нормативных актов различной отраслевой принадлежности, основными из которых являются федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», «О несостоятельности (банкротстве)», «О банках и банковской деятельности».

Типичным примером аффилированных лиц являются преобладающие (основные) хозяйственные общества по отношению к зависимым (дочерним) обществам в соответствии со статьями 105, 106 Гражданского кодекса РФ. Однако в то же время зависимые (дочерние) общества аффилированы по отношению к основному обществу (как принадлежащие с основным обществом к одной группе лиц).

Наибольшее значение институт аффилированных лиц имеет в корпоративном праве: установлены особый порядок совершения сделок с аффилированными лицами (ст.

81 Закона об АО), процедура приобретения 30 и более процентов обыкновенных акций общества (ст. 80 Закона об АО).

Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусмотрен особый порядок совершения сделок «с заинтересованностью», в частности, с участием аффилированных лиц общества (п.1 ст.45).

В связи с наличием аффилированных лиц законодательство возлагает на хозяйствующие субъекты определенные обязанности. В частности, Закон об АО предусматривает обязанность обществ вести учет аффилированных лиц и представлять отчетность о них (п.4 ст.93), хранить списки аффилированных лиц (ст.89).

Аффилированные лица общества обязаны в письменной форме уведомить общество о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций (п.2 ст.93 Закона об АО).

Статьей 50 Закона об ООО также устанавливается обязанность хранить списки аффилированных лиц общества.

Для того, чтобы понять сущность какой-либо нормы, необходимо выяснить цель законодателя, создавшего ее.

Очевидно, что в данном случае целью является создание возможности контроля за процессом волеизъявления лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Такой контроль может осуществляться как в интересах государства, так и в интересах других лиц – например, акционеров или участников юридических лиц.

Конструкция определения, приведенного в ст.4 Закона о конкуренции, заставляет предположить, что представленный перечень аффилированных лиц является исчерпывающим.

Однако сам данный перечень не соответствует основному определению аффилированных лиц, как “преобладающих” лиц, способных оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, поскольку термин применяется как к контролирующим, так и зависимым лицам.

Более того, в большинстве случаев зависимые и преобладающие лица относятся к одной группе лиц и, следовательно, являются взаимоаффилированными, то есть преобладающее общество считается аффилированным по отношению к зависимому, а зависимое – аффилированным по отношению к преобладающему.

При этом очевидно, что перечень, приведенный в законе, не отражает все случаи аффилированности, могущие возникнуть на практике. К тому же определение аффилированных лиц именно в Законе о конкуренции представляется неоправданным, поскольку оно не используется ни в одной статье закона.

Для целей законодательства о конкуренции используется другое понятие – группа лиц. Это, а также отсутствие критериев отнесения лица к аффилированным, не способствует четкому пониманию понятия.

Законодателем не регулируются вопросы, связанные со сделками, совершаемыми аффилированными лицами, а также институт и правовые последствия взаимоаффилированности.

Попытка привязать понятие аффилированных лиц к антимонопольному законодательству привела к тому, что налоговое законодательство иначе подходит к указанному вопросу и использует иной понятийный аппарат. В Налоговом кодексе содержится близкое по содержанию понятие – “взаимозависимые лица”.

Под взаимозависимыми лицами ст.20 Налогового кодекса РФ понимает физических и юридических лиц, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

В статье приведен перечень взаимозависимых лиц:

  1. одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации, причем доля участия составляет более 20%;
  2. одно физическое лицо подчиняется другому по должностному положению;
  3. лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, попечителя и опекаемого.

Также указано, что лица могут быть признаны взаимозависимыми судом по иным основаниям, если отношениям между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). В целях недопустимости произвольного толкования норм налогового кодекса под иными основаниями следует понимать именно основания отнесения лица к аффилированным.

Читайте ещё по этой теме:

А. В. Гайдов

Источник: https://www.kmcon.ru/articles/jurist_1510.html

Что такое аффилированные лица простыми словами: закон, требования, ответственность

Закон о конкуренции аффилированные лица

Чем крупнее бизнес-структура, тем сложнее ею управлять. Порой возникает необходимость разделить зоны ответственности, обезопасить головное предприятие. Так возникают аффилированные (взаимосвязанные) лица, которые могут оказывать влияние на принятие решений.

Само по себе явление негативным не является. Другой вопрос, что аффилированные лица могут быть скрытыми, использоваться в противоправных целях – для уклонения от уплаты налогов, незаконного выигрыша торгов, выведения активов.

Есть ли за ответственность за злоупотребления в этой сфере?

В интернете часто пишут, что аффилированные лица возникли относительно недавно, причём сугубо для противоправной деятельности. На самом деле, в законодательстве этому понятию определение дано в далёком 1998 году. Именно тогда в ст.4 Закона РСФСР №948-1 от 22 марта 1991 года «О конкуренции…» впервые упомянули данное словосочетание. До настоящего момента норма не утратила актуальности.

Для юридического лица аффилированными лицами являются следующие:

  1. Член наблюдательного совета, совета директоров или другого органа управления либо исполнительного органа;
  2. Организации и должностные лица, относящиеся к группе компаний;
  3. Физические и юридические лица, владеющие (распоряжающиеся) свыше 20% организации (акций, долей в уставном фонде);
  4. Совет директоров (иной орган управления) финансово-промышленной группы, в которую входит компания.

Верно и обратное: если гражданину (ИП) принадлежит более 20% в организации, юридическое лицо тоже ему аффилировано.

К сожалению, в вышеупомянутом Законе №948-1 за 22 года ничего и не осталось, кроме определения взаимосвязанных лиц. Не верите? Откройте, почитайте: все статьи утратили силу, кроме четвёртой. Отдельный нормативный акт, который бы регламентировал деятельность контролирующих лиц, так и не приняли. Хотя разговоры об этом были.

Признаки аффилированных лиц простым языком:

  1. Между руководителями организаций и ключевыми должностными лицами (главбух, директор) – родственные или дружеские отношения;
  2. Одна организация (предприниматель) может оказывать влияние на принятие решения другой;
  3. Одна организация владеет блокирующим пакетом акций (долей в уставном фонде) в другой фирме;
  4. Ключевые сделки одной компании не могут осуществляться без одобрения другой либо без санкции руководства финансово-промышленной группы.

Зачем нужны аффилированные лица?

Складывать все яйца в одну корзину – рискованно. Особенно в России, где удары по чужим корзинам не редкость. В таком случае возникает необходимость создать дополнительную организацию (зарегистрировать ИП), чтобы проводить часть операций через эту структуру. Иногда предусмотрена обязанность сообщать о том, что организации являются взаимосвязанными.

К примеру, п.8 ч.2 ст.50 ФЗ №14 от 08.02.1998 «Об ООО» обязывает хранить списки аффилированных лиц и представлять их участнику общества по первому требованию. Однако структуры могут быть взаимосвязанными, даже будучи зарегистрированными в разных субъектах РФ и в разных странах. И тогда обязанность обнародовать эту информацию вроде как отсутствует.

Связь по своему характеру может быть различной:

  1. Семейной, родственной, дружественной;
  2. Имущественной;
  3. Договорной;
  4. Управленческой.

Не новость, что аффилированные лица используются для создания видимости конкуренции при участии в госзакупках. Секрет успеха прост: к торгам допускаются только определённые организации, которые договариваются, кому побеждать, а кому – проигрывать. Сама идея государственных закупок в этом случае теряет смысл.

В 2016 г. произошла страшная трагедия: во время отдыха в парке-отеле «Сямозеро» и при сплаве по реке группа попала в шторм, погибло 14 детей. Их безопасность должным образом обеспечена не была, а процесс организован поверхностно.

При расследовании дела выяснилось, что для организации детского отдыха ежегодно проводились аукционы московскими властями. В них неизменно выигрывало ООО «Парк-отель «Сямозеро», мнимую конкуренцию которому составляло ООО «Карелия-опен».

Обе компании были зарегистрированными по одному адресу и очевидно являлись аффилированными структурами.

Ещё один вариант – создание взаимосвязанных организаций для уменьшения налоговой базы. Часть бизнеса распределяется на формальные структуры, работающие по УСН, ПСН, в качестве ИП. Если такая схема вскроется, юридическому лицу не поздоровится. Сделки могут быть признаны недействительными, а «спасённые» от налогов деньги придётся выплатить, с учётом пени.

Аффилированные лица для списания долгов

Даже если читатель никогда не слышал про взаимосвязанные структуры до сего момента, у него непременно возникла мысль: а что если с их помощью не только уменьшать налоги, но и «терять» долги? Эта идея настолько популярна в бизнес-сообществе, что Верховному суду РФ даже пришлось поработать над Постановлением Пленума №53 от 21.12.2017, чтобы разъяснить особенности привлечения к субсидиарной ответственности лиц, которые на первый взгляд к чужому банкротству не имеют отношения.

Сформировалась противоречивая практика, связанная с экономической несостоятельностью. Так, предприимчивые дельцы одну организацию «банкротили» и тут же на её месте, с тем же имуществом, создавали новую. От старой фирмы переходили активы и персонал, долги же оставались с ликвидируемой организацией.

При процедуре банкротства кредиторы очень часто требовали призвать к ответу аффилированных (контролирующих) лиц. В конце концов, Верховному суду пришлось установить, каким признакам должны соответствовать взаимосвязанные организации.

Нет смысла подробно останавливаться на положениях Постановления – они весьма сложны для восприятия.

Важно лишь то, что это решение усложнило жизнь недобросовестным дельцам, которые любят забирать в новую фирму активы, а долги – оставлять в прошлом.

Кто должен вести список аффилированных лиц?

Согласно ст.93 ФЗ №208 от 26.12.1995, такая обязанность лежит на владельцах акций АО. В течение 10 дней со дня их приобретения они должны уведомить общество о наличии аффилированности.

Зачем это нужно? Для установления заинтересованности обществом в совершении той или иной сделки (ст.81 ФЗ №208), а также для корректного приобретения пакета акций свыше 30% (ст.ст.84.1, 84.

2 ФЗ №208).

Несоблюдение требований законодательства в данном случае является основанием для признания сделки недействительной. Кроме того, если в результате неизвещения о наличии аффилированности организации причинён ущерб, он подлежит возмещению за счёт контролирующего лица.

Предусмотрена и административная ответственность за неисполнение обязанности по ведению список контролирующих организаций: для АО – ч.1 ст.13.25 КоАП, для ООО – ч.2 ст.13.25 КоАП. По обоим частям санкции одинаковы: штраф 2-5 тыс. руб. на должностное лицо, 200-300 тыс. – на компанию.

Резюме

Итак, аффилированные лица – это взаимосвязанные структуры, которые могут влиять друг на друга при принятии решений. Такие организации создаются как с благими намерениями, так и в противоправных целях. Кому-то они нужны для упрощения бизнес-процессов и минимизации рисков.

Кто-то использует взаимосвязанные лица для уклонения от уплаты налогов и незаконного списания долгов. Важно понимать, что всякое действие может встретить противодействие, в том числе – со стороны правоохранительных органов, ФАС и ФНС.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/chto-takoe-affilirovannye-litsa-i-kompanii-i-chto-ot-nih-trebuet-zakon

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.