Закон о оплате труда в россии

Содержание

Федеральный закон от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ

Закон о оплате труда в россии

Принят Государственной Думой                               2 июня 2000 года

Одобрен Советом Федерации                                    7 июня 2000 года

(В редакции федеральных законов от 29.04.2002 № 42-ФЗ, от 26.11.2002 № 152-ФЗ, от 01.10.2003 № 127-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 198-ФЗ, от 20.04.2007 № 54-ФЗ, от 24.06.2008 № 91-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 01.06.2011 № 106-ФЗ, от 03.12.2012 № 232-ФЗ, от 02.12.2013 № 336-ФЗ, от 01.12.2014 № 408-ФЗ, от 14.12.2015 № 376-ФЗ, от 02.06.2016 № 164-ФЗ, от 19.12.2016 № 460-ФЗ, от 28.12.2017 № 421-ФЗ, от 07.03.2018 № 41-ФЗ, от 25.12.2018 № 481-ФЗ, от 27.12.2019 № 463-ФЗ)

Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2020 года в сумме 12 130 рублей в месяц. (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 463-ФЗ)

Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года. (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 463-ФЗ)

В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.

(Статья в редакции Федерального закона от 28.12.2017 № 421-ФЗ)

Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 настоящего Федерального закона, вводится:

организациями, финансируемыми из бюджетных источников, – за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; (В редакции Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ)

другими организациями – за счет собственных средств.

(Часть утратила силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

(Часть введена – Федеральный закон от 01.10.2003 № 127-ФЗ; утратила силу – Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ)

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается. (В редакции федеральных законов от 20.04.2007 № 54-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 4.

Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 5.

Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

https://www.youtube.com/watch?v=Ac8rjKXaCJw

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 6. Внести в пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:

абзац второй исключить;

абзац третий изложить в следующей редакции:

“Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.”.

Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный закон от 9 января 1997 года № 6-ФЗ “О повышении минимального размера оплаты труда” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).

Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 9. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2000 года.

Президент Российской Федерации                              В.Путин

Москва, Кремль

19 июня 2000 года

№ 82-ФЗ

Источник: http://www.kremlin.ru/acts/bank/15714

Закон о заработной плате, его особенности, сроки, формула начисления и возможные удержания

Закон о оплате труда в россии

Заработная плата является основой для жизни в любом регионе. Чем она выше, тем более положительно выглядит благосостояние как государства, так и отдельных его граждан. От ее размера также зависит спрос на товары и услуги. Закон о заработной плате регулирует основные вопросы установления, расчета и выплаты вознаграждения за труд.

Понятие зарплаты и законодательное регулирование

Заработная плата — это определенная сумма денег, которую выплачивает предприятие сотруднику в пропорционально его экспертности и количеству выполненной работы. Для большинства людей она служит основным источником дохода. От суммы, которую получает субъект, напрямую зависит уровень его благосостояние.

Предприятия, на которых есть наемные сотрудники, распределяют заработную плату между всеми, кто принимает непосредственное участие в трудовом процессе. То есть она представляет собой стоимость человеческих ресурсов, которые должны быть задействованы для выполнения работы.

Согласно регулированию зарплаты на законодательном уровне, она должна обеспечить официально трудоустроенных людей достойным вознаграждением. Если они не получают этого, то имеют возможность получить правовую защиту.

Согласно законодательному регулированию:

  • оплата труда не может быть ниже, чем МРОТ, утвержденный государством;
  • сотрудники, имеющие одну квалификацию и выполняющие одинаковую работу должны получать идентичные вознаграждение, иначе это дискриминация запрещенная законом;
  • при воздействии таких факторов, как специализации, сложность и объем задач, качество их выполнения, а также условия труда могут влиять на изменение зарплаты;
  • в бюджетных организациях расчет окладов, премий и других отчислений происходит одинаково, а другие предприятия могут принимать самостоятельные решения, согласно внутренним документам.

Кроме того, за некачественно выполненную работу сотрудник может получить финансовое наказание.

Формы оплаты труда

В целом на рынке труда можно встретить несколько форм его оплаты. Однако самые популярные — это сдельная и повременная.

Сдельная оплата труда представляет собой вознаграждение за определенное количество выполненной работы (в том числе оказанных услуг). Она делится на 5 видов:

  1. Простая сдельная система. Применяется в организациях, где легко можно отследить индивидуальное количество выполненной работы. Рассчитывается путем умножения расценки (зарплата за единицу труда) на количество проработанных единиц.
  2. Сдельно-премиальная. В этом случае кроме обычной зарплаты выплачиваются надбавки за качественное выполнение или перевыполнение плана.
  3. Косвенно-сдельная. Выплачивается сотрудникам, которые не являются самостоятельными единицами, а помогают основным сотрудникам, работающим по сдельной системе. При этом производительность последних напрямую от них зависит.
  4. Аккордная. Зарплата, которая выплачивается за комплекс работ, что должны быть выполнены к определенному сроку.
  5. Сдельно-прогрессивная. Если количество выполненной работы в пределах плана, то она оплачивается по стандартной расценке. Если превышает его, то по повышенной.

Повременная оплата труда выплачивается за отработанное время, предусмотренное тарифной системой. Применяется в тех случаях, когда нормирования труда невозможно. Бывает двух видов:

  1. Простая повременная система. Зависит от ставки, на которую оформлен сотрудник и количества времени, которое он отработал.
  2. Повременно-премиальная. Применяется в тех случаях, когда путем оплаты труда организация ставит цель повысить качество или количество.

Выбор формы оплаты труда напрямую зависит от целей, которые преследует предприятие и его особенностей.

Принципы заработной платы

Выплаты заработной платы строятся на принципах. Основополагающими считаются:

  • дифференциация в зависимости от количества, качества и эффективности выполненной работы в показатели деятельности компаний, учитывая условия труда, интенсивность и прочие условия;
  • индексация заработной платы с учетом роста цен;
  • объективные критерии начисления финансов между организациями, отраслями и сферами производства;
  • недопустима дискриминация по половому признаку, возрасту, политическим и религиозным взглядам, социальной принадлежности и прочим факторам, которые никак не отражаются на качестве работы сотрудника;
  • зарплата должна быть конкурентной, поэтому постоянно должен быть анализ выплат в подобных компаниях и по группам профессий;
  • прозрачность при выплате зарплат, которая должна быть понятной каждому сотруднику;
  • сочетание экономической выгоды и для сотрудников, и для работодателей.

Закон о заработной плате защищает сотрудников, которые работают не по данным принципам.

Положение о зарплате

Положение о зарплате представляет собой документ внутри организации, в котором фиксируется детальная информация по вознаграждению сотрудников. В данном нормативном акте должны быть прописаны:

  • система расчета зарплаты;
  • каким образом компания стимулирует своих сотрудников;
  • виды премий;
  • возможные удержания из зарплаты;
  • информация об учете затрат на выплату зарплат в налоговых расходах;
  • другие условия.

То есть глядя на данный документ должно быть понятно, как сотрудники получают оплату своего труда. Закон о заработной плате не предусматривает обязательное наличие в компаниях положения о зарплате, однако при налоговых проверках он способен значительно упростить процесс.

Формула начисления зарплаты

Кроме самого факта выплаты зарплат важно также учитывать правила для ее начисления. Это позволяет сделать данный процесс справедливым, что имеет большое значение для формирования взаимоотношений между работником и работодателем. Как правило, зарплата начисляется по формулам.

Для начисления вознаграждения по окладу используют формулу:

ЗП = О/Дк*Дф + П — Н — У,

где О — оклад сотрудника; Дк — общее количество дней по календарю; Дф — количество дней отработанных по факту; П — премии (надбавки); Н — налог (13%); У — различные удержания.

Для начисления сдельного вознаграждения используют формулу:

ЗП = С1*n1 + C2*n2 + П + ДВ — Н — У,

где есть дополнительные обозначения: С1, С2 и т.д. — сдельная расценка за единицу труда; n1, n2 и т.д. — сколько единиц выполнил сотрудник; ДВ — дополнительные вознаграждения (например, работа сверх плана).

Индексация заработка

Индексация зарплаты означает ее ежегодный рост, обусловленный ростом потребительских цен. На нее оказывает прямое влияние уровень инфляции. Если работодатель игнорирует такое повышение зарплат, то его может ожидать штраф.

Индексация заработной платы должна происходить у всех работодателей — и коммерческих, и бюджетных. Это прописано в Трудовом кодексе РФ в 134 статье. Это означает, что все ЧП, у которых есть в найме сотрудники, вне зависимости от формы собственности, должны учитывать это в своей работе.

Однако они имеют полномочия самостоятельно устанавливать порядок повышения. Если этого не произошло, то кроме штрафа надзорные и судебные органы будут требовать перерасчет зарплат с учетом инфляции и уплаты налогов.

Сроки индексации прописываются в трудовом договоре с каждым сотрудником. Чаще всего это 1 февраля и действует повышение ровно год с этой даты. К этому периоду Росстат дает официальную информацию касательной инфляции за прошедший год. Устанавливается она согласно уровню инфляции. Если в 2019 году он составил 3%, то зарплаты должны вырасти соответственно на столько же.

Порядок и сроки перечисления

Согласно 136 статья ТК РФ зарплата должна начисляться в определенном порядке и в сроки, предусмотренные законодательством.

В первую очередь каждый работодатель должен предъявлять сотрудникам документ о начислении вознаграждения. В нем должны быть прописаны все составляющие части зарплаты, а также суммы и причины удержаний.

Также обязательно указание итоговой суммы, которую должен получит работник на руки.

Зарплаты выплачивается либо по месту работы, либо в кредитной организации. Этот момент должен быть прописан в трудовом договоре.

Если сотрудник неудовлетворен работой кредитной организации, он имеет право заменить ее, однако при этом обязательно должен сообщить в письменной форме новые реквизиты работодателю (это должно быть сделано за 15 календарных дней до выплаты зарплаты, но не позднее).

Выплаты работникам должны производиться минимум два раза в месяц. Дата устанавливается каждой организацией в индивидуальном порядке. Если день выплаты выпадает на выходной, то финансы должны быть выданы накануне.

Минимальный размер

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — это минимум, установленный на законодательном уровне, который должен получать работник за час, день или месяц своей трудовой деятельности. Устанавливается эта цифра согласно закону № 82-ФЗ.

Основная функция МРОТ — это регулирование уровня оплаты труда во всей стране. Также исходя из данного показателя определяется размер пособий для временно нетрудоспособных, по беременности и родам, а также для различных целей социального страхования.

Согласно Трудовому кодексу РФ:

  • МРОТ устанавливается по всей стране в одно время;
  • сумму минимальной оплаты устанавливает в частных компаниях работодатель за свой счет, а в бюджетных финансы берутся соответственно из госбюджета;
  • МРОТ не может быть ниже, чем прожиточный минимум трудоспособного населения;
  • месячная зарплата сотрудника, который работал четко по своему графику не может быть ниже минимального размера.

Стоит учитывать, что оклад может быть меньше МРОТ, но только с условием, что другие надбавки покроют эту разницу и все составляющие зарплаты в сумме не будут меньше допустимого минимума.

Удержания

Удержания из заработной платы — это ее неотъемлемая часть. Они делятся на несколько групп:

  1. Обязательные. Вычитается согласно действующему законодательству. К ним относится налог на доход физических лиц и удержания по исполнительным документам. В этом случае согласие сотрудника не требуется.
  2. По инициативе работодателя (случаи, прописанные в трудовом законодательстве). Это может быть возмещение аванса, выданного в счет заработной платы, который сотрудник не отработал. Кроме того, это могут быть финансы, которые были выданы непосредственно для служебной командировки или другой деятельности, но не были израсходованы по назначению. Иногда случается, что сотруднику выплатили лишние деньги из-за ошибки в расчетах. Тогда излишек также будет позже удержан. Также может быть ряд других моментов, прописанных в законе о выплате зарплаты.
  3. По инициативе работника. Такие удержания обычно идут в профсоюзные взносы, на погашение займов, благотворительность, добровольное страхование и т.д.

Удерживаемая сумма не может превышать 50% от всей зарплаты.

Зарплата на государственной службе

Государственные служащие могут рассчитывать на оклад и финансовое поощрение. На суммы выплат влияют присвоенные чины государственной гражданской службы РФ, а также срок, который занимает человек на своей должности. Государство также выплачивает надбавки за особые условия гражданской службы. Процент может составлять до 200% должностного оклада.

Источник: https://naimtruda.com/vyplaty/pay/zakon-o-zarabotnoj-plate.html

Не тот МРОТ: как теперь будут считать минималку

Закон о оплате труда в россии

Закон об исчислении прожиточного минимума (ПМ) от среднего дохода и привязке размера оплаты труда (МРОТ) к медианной зарплате по стране подписан президентом Владимиром Путиным в среду, 30 декабря.

По новой схеме, МРОТ на очередной год будет устанавливаться федеральным законом и будет исчисляться как 42% от медианной зарплаты по России. А сама зарплата – на основе данных Росстата. Медианная зарплата — это когда ровно у половины работников в стране зарплата выше середины, а у половины — ниже.

В 2021 году МРОТ должен вырасти до 12 792 рублей (сейчас — 12 130 рублей, рост на 5,5%). Соотношение в 42% должно пересматриваться не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития.

Кроме того, величина минимального размера оплаты труда на следующий год не может быть установлена ниже МРОТ текущего года, то есть не сможет быть снижена.

«Это прорыв для чиновников

Привязка МРОТ к медианным расчетам по зарплате это серьезный прорыв, отмечает член экспертного совета по эффективности управления и производительности труда при Госдуме Николай Калмыков. «Теперь уровень МРОТ определяется не просто статистикой, не всегда адекватной, и не только волей чиновников, а в более внятной привязке к реальной ситуации», — говорит Калмыков.

По его мнению, медианный подход может быть распространен и на другие жизненно важные показатели — к доходам, потребностям россиян, к ценам на самое необходимое и т.п.

Финансово от повышения МРОТ выиграют небольшие группы населения, к тому же незначительно, уточняет управляющий партнер консалтинрговой компании Topline Наталья Ненашева.

«Речь идет о получателях пособий по безработице, декретных и больничных выплат. При этом у работодателей останется вполне легальная возможность не повышать оплату работников, получающих на уровне старого МРОТ.

При неполной занятости зарплата уменьшается с учетом отработанного времени – например, сотруднику, который трудится полдня, платят 50% от установленной зарплаты.

Де-юре можно нанимать людей на неполный день, а де-факто заставлять их трудиться в «нерабочее» время», — говорит Ненашева.

Медианная методика специально подбиралась так, чтобы не произошло резкого повышения МРОТ по сравнению с текущим уровнем, предполагает аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева.

Именно поэтому МРОТ будут рассчитывать как 42% от медианной зарплаты, а не 50%, к примеру.

В странах ОЭСР черту бедности считают исходя из критерия 50% медианного дохода, в ЕС используется критерий 60% медианного дохода, а у нас — существенно ниже, добавляет Киселева.

Как считает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова, вероятнее всего, в правительстве при введении новой методики расчета МРОТ «идут» именно от возможностей бюджета.

Поэтому и введена формулировка о пересмотре показателя не менее чем раз за пять лет. «Власть не ждет V-образного восстановления экономики, она явно видит больше оснований для вялого роста ВВП.

Исходя из этого и формулируются достаточно правильные, но не затратные показатели», — говорит Бодрова.

Придет инфляция и все съест

Эта новация никак не вписывается в нацпроект о снижении уровня бедности населения вдвое.

«В стране, где решается проблема бедности населения, создаются рабочие места и условия для развития бизнеса, а не пытаются оптимизировать систему доплаты тем, кто зарабатывает меньше остальных», — говорит Бодрова.

В нацпроекте по снижению бедности сделан акцент на двух основных инструментах, уточняет управляющий партнер Topline Наталья Ненашева. Это целевая господдержка малоимущих (в основном за счет прямых выплат из бюджета) и обеспечение занятости для женщин с детьми, жителей экономически слабых регионов и т.д. Эти задачи с новой методикой расчета МРОТ не очень сочетаются, считает Ненашева.

«Очевидно, что незначительные повышения МРОТ не ведут к росту реальных доходов, так как съедаются инфляцией. А она особенно заметна в отношении тех товаров, без которых не могут обойтись малоимущие.

В идеале, МРОТ должен быть привязан к реальному росту цен на товары и услуги первой необходимости.

Но для этого нужно хотя бы, как минимум, получать объективную экономическую статистику», — говорит эксперт Topline.

По словам Бодровой, «есть ощущение, что власти опасаются перегрузить бюджет социальными расходами, поскольку предполагают провал в доходах казны».

«Это может складываться или из понимания низких поступлений от бизнеса, или от продажи энергоносителей и иных товаров за рубеж. Как бы то ни было, но отсутствие оптимизма в доходах вынуждает быть привязанным к этому нелепому МРОТ, а власти точно оставляют за собой возможность его пересматривать, исходя из доходов бюджета», — говорит эксперт «Альпари».

Источник: https://www.gazeta.ru/business/2020/12/30/13421828.shtml

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.