Закон о постановке на учет иностранных граждан

Государство изменило правила миграционного учета и формы документов для «регистрации» иностранных граждан

Закон о постановке на учет иностранных граждан

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006080027

Кроме того, изменены форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и заявления о регистрации иностранного гражданина по месту жительства. С текстом Приказа МВД России от 24.03.2020 № 180 “О внесении изменений в приказ МВД России от 30 июля 2019 г. №514” можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006020056?index=3&rangeSize=1

Законом вводятся следующие изменения в порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства (далее по тексту – иностранные граждане):

1.

Иностранные граждане смогут ставить на учет по месту пребывания («регистрировать») других иностранных граждан, при условии, что имеют в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации и предоставляют его для фактического проживания другим иностранным гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации (предполагается, что по договору найма жилого помещения).

Предполагается, что такую новость «на ура» воспримут все мигранты, имеющие собственность в России, в том числе получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство и зарегистрировавшие ИП.

В настоящее время ставить на учет по месту пребывания («регистрировать») других мигрантов вправе только иностранные ВКС – владельцы жилых помещений, и то только если речь идет об их членах семьи.

2. Урегулирован на законодательном уровне порядок осуществления миграционного учета «дипломатического корпуса» («регистрация» которого находится в ведении МИД РФ).

В частности установлено, что МИД РФ самостоятельно (но по согласованию с МВД России) утверждает порядок и правила постановки на учет по месту пребывания и снятия с учета по месту пребывания представителей «дипломатического корпуса», а также формы соответствующих уведомлений.

3. Для иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, уточнен порядок регистрации по месту жительства.

Заявление о регистрации по месту жительства можно будет подавать не только лично в подразделения по вопросам миграции, но и в электронной форме через “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ).

В настоящее время для регистрации по месту жительства данные лица вынуждены лично обращаться в подразделения по вопросам миграции по месту проживания.

4. Уточнен порядок снятия иностранного гражданина с регистрации по месту жительства, с учета по месту пребывания («выписки») в случае установления факта фиктивности такой регистрации/постановки на учет по месту пребывания.

В настоящее время процедура установлена двуступенчатая: вначале принимается решение об установлении факта фиктивной регистрации (причем порядок принятия такого решения до сих пор определяется «лохматым» Приказом ФМС России от 09.12.

2014 N 649, затем выносится решение о снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства и только после этого происходит собственно «принудительная выписка» проштрафившегося.

Предполагается, что решение о «выписке» будет приниматься сразу по факту признания регистрации фиктивной, однако ни слова не говорится о порядке, в каком будет приниматься такое решение, упоминается лишь разработка МВД России формы заключения о признании регистрации фиктивной.

5. Вводятся общие для всех категорий иностранных граждан (временно пребывающих, получивших РВП и ВнЖ в России) правила постановки их на учет по месту пребывания.

Срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания будет составлять семь рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

Казалось бы, что нового? Однако, действующая редакция Закона о миграционном учете говорит о необходимости постановки на учет мигрантов ПО истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

Для знакомых с русским языком – разница колоссальная. Итак, на законодательном уровне сроки установлены «в течение» 7ми рабочих дней.

Исключения из правила, когда уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранного гражданина в место пребывания, образуют случаи, когда мигрант:

1) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания (ничего нового здесь не придумали);

2) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом в организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.

А вот это важно. Дело в том, что действующая редакция Закона о миграционном учете устанавливает срок в один рабочий день при постановке на учет иностранцев-вахтовиков только если они получили вид на жительство в России.

Новая редакция обязывает ставить на учет (представлять уведомление о прибытии) в течение одного рабочего дня всех вахтовиков-мигрантов вне зависимости от их правового статуса.

Однако, это правило работает только в отношении тех мигрантов, кто будет поставлен на учет по адресу места нахождения работодателя.

Напомню, что это случаи, когда иностранцы фактически живут по адресу организации работодателя либо проживают во временных сооружениях (строениях) не имеющих юридического адреса (как то бытовки, строительные вагончики и пр.). То, что имеет место быть в вахтовых поселках;

3) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства (ничего нового здесь не придумали);

4) находится в учреждении, исполняющем административное наказание (ничего нового здесь не придумали).

Если перечисленные выше лица прибыли в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), уведомление о прибытии в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (несколькими нерабочими днями).

6. Введен льготный период для постановки на учет по месту пребывания иностранных граждан, получивших свидетельство участника Госпрограммы по переселению соотечественников и членов их семей.

Для них срок, в течение которого они должны быть поставлены на учет составит 30 календарных + 7 рабочих дней со дня прибытия в помещение по месту фактического проживания.

7. Для дураков прописали, что иностранец не обязан представлять принимающей стороне миграционную карту, если он освобожден от ее получения в соответствии с международными договорами. Напоминаю, что от получения миграционной карты освобождены граждане Республики Беларусь, а также лица, получившие РВП или ВнЖ.

8. Уведомление о прибытии по месту пребывания можно будет представить в подразделения по вопросам миграции («оформить регистрацию иностранцу можно будет») в электронной форме. Так же как и уведомление об убытии. И это касается любого лица, которое является принимающей стороной (даже, если иностранец «регистрирует» сам себя или других иностранцев в принадлежащей ему квартире»)

Таким образом, количество способов доставки уведомления до адресата увеличится и составит:

1. Личное непосредственное представление уведомления ногами:

  • в отдел по вопросам миграции;
  • через организацию почтовой связи;
  • через МФЦ.

2. Направление уведомления в электронной форме (правда, ни слова не сказано в каком формате это будет происходить. Отсылки к Госуслугам Закон не содержит).

Предполагается, что в этом случае принимающая сторона получит отрывную часть уведомления («регистрации») в электронной форме, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета, распечатает её и передаст и передает иностранному гражданину.

3. Для гостиниц сохраняется возможность электронного документооборота.

9. Установлено, что в случае нахождения собственника помещения, в котором будет проживать иностранец, за границей, иностранец сам лично представляет уведомление о прибытии в отдел по вопросам миграции и дополнительно прилагает нотариально удостоверенное согласие принимающей стороны на фактическое свое у неё проживание (нахождение).

10. Установлено, что подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания (то есть исключающих ее привлечение к административной ответственности по части 4 статьи 18.

9 КоАП РФ), является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета, МФЦ, гостиницей или организацией федеральной почтовой связи или копия отрывной части указанного уведомления, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета (в случае, если уведомление подавалось в электронном виде)

11.

Законом установлено, что снятие иностранного гражданина с учета по прежнему месту пребывания не осуществляется при постановке его на учет по новому месту пребывания по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, кемпинга, туристской базы, детского оздоровительного лагеря, за исключением случая, если прежняя постановка данного иностранного гражданина на учет по месту пребывания осуществлена по адресу другой организации из числа указанных в настоящей части.

И, кстати, из этого напрямую не следует, что если иностранец приехал из командировки, где он останавливался в гостинице, то его прежняя «регистрация» (с которой он уезжал в командировку) продолжает действовать.

Почему? Потому что Законом сохраняется обязанность принимающей стороны – правообладателя помещения, где проживает иностранец «доносить» о каждом его прибытии в помещение по месту проживания.

12.

Гостиницам «кинули кость» и разрешили уведомлять о выезде иностранных постояльцев не до 12-ти часов дня следующего за «чек аутом», а до 12-ти часов РАБОЧЕГО дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина.

13. Упразднена норма, исключающая ответственность иностранного гражданина, за непостановку на учет по месту пребывания.

Ранее существовал гипотетический шанс использования данной нормы при разделении ответственности за отсутствие «регистрации» у мигранта. Если не передал принимающей стороне паспорт и миграционную карту – получи часть 1 статьи 18.

8 КоАП РФ, если принимающая сторона документы взяла, но «регистрацию» не оформила – получи часть 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

Теперь, по ходу привлекать можно будет обоих.

14. Закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования, то есть Начало действия документа – 07.09.2020.

Что касается формы уведомления о прибытия иностранного гражданина в место пребывания (того, что необходимо для его постановки на учет) и заявления о регистрации иностранного гражданина по месту жительства (для тех иностранцев, кто получил разрешение на временное проживание или вид на жительство в России), – изменения связаны с введением «бессрочных» видов на жительство и сводятся к внесению в форму уведомления (заявления) в графу, отражающую срок действия документа, подтверждающего право на проживание/пребывание в России фразы «заполняется в случае ограничения срока действия документа».

Приказ вступает в силу 13.06.2020 года.

Именно с этой даты необходимо будет представлять в подразделения по вопросам миграции бланки уведомлений и заявлений по новой форме. В противном случае принимающая сторона может быть привлечена к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.

Статью для Cabinet подготовил Володин Евгений Владимирович.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/cabinet_one/gosudarstvo-izmenilo-pravila-migracionnogo-ucheta-i-formy-dokumentov-dlia-registracii-inostrannyh-grajdan-5ee104ab4552bb53f3023301

Регистрация по месту пребывания для иностранных граждан

Закон о постановке на учет иностранных граждан

Времена бесконтрольной миграции иностранных жителей из дальнего и ближнего зарубежья в Россию прошли. Уже несколько лет любой, кто пересекает российскую границу, обязан встать на миграционный учет. Временная регистрация – актуально о главном.

Временная и первичная регистрация иностранного лица

Процедура регистрации или постановки на учет является обязательной для легального пребывания в стране, независимо от того, въехал мигрант в безвизовом или визовом порядке.

Главным основанием для этого является фактическое пребывания на российской территории.

Законодательный регламент

Правила и срок пребывания иностранцев регламентируются федеральными законами и их подзаконными актами. Кроме этого, с некоторыми странами Россия заключает специальные международные соглашения.

Целый свод законов фиксируют обязательные для соблюдения нормы въезда-выезда.

Конституция России – закон высшего уровня. В ней закреплено равенство прав и гарантии их защиты не только для россиян, но и для иностранцев.

Федеральный Закон «О правовом положении иностранных лиц в РФ» устанавливает правовой фундамент для лиц, которые находятся на территории России, однако не являются ее гражданами.

Федеральный Закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» закрепляет правила пересечения границы, устанавливает документный набор, все детали данной процедуры.

Международные соглашения определяют правовые, а также безвизовые или визовые режимы с конкретным государством.

Законодательно определен перечень прибывших в Россию иностранцев, которым не нужно становиться на миграционный учет. Данное исключение предусмотрено для:

  • глав других государства и иных высокопоставленных лиц;
  • служащих моряков, входящих из состава экипажа военного судна, прибывшего с официальным визитом не более чем на 24 часа;
  • членов состава воздушного судна или поезда, прибывшего с неофициальным или официальным визитом;
  • туристов, прибывших на срок не более чем на 7 дней.

Первичный миграционный учет оформляется на срок до 90 дней с даты въезда, вне зависимости от гражданства (наличия гражданства) иностранного лица.

После того, как установленный срок истечет, за пределы страны необходимо выехать не менее чем на три месяца или продлить регистрацию.

Продление будет одобрено исключительно при наличии оснований.

После прибытия в течение 7 дней иностранцу необходимо зарегистрироваться предварительно.

За игнорирование данной обязанности налагается штраф от 2 000 до 50 000 рублей, с возможным запретом на дальнейший въезд.

Результатом первичной регистрации является полное право иностранного лица на законных основаниях пребывать на территории России три месяца в каждом полугодии.

Если он после прибытия заселяется в гостиницу или общежитие, они выступают принимающей стороной. Регистрацию осуществить желательно на следующий день. Администрация обязана передать данные в миграционную службу и предоставить все необходимые документы.

В легальности осуществления первичной регистрации можно удостовериться только в ГУВМ МВД.

С первичной регистрацией иностранный гражданин вправе обратиться за медицинской помощью, прибегать к банковским услугам, легально работать, производить операции по недвижимости, пользоваться услугами дошкольных учебных заведений для своего ребенка. Это социальные права наравне с гражданами России.

Кроме этого, есть возможность осуществлять предпринимательскую деятельность и не платить дополнительный налог. Первичная регистрация необходима для определения первичного срока пребывания. В дальнейшем, мигрант может остаться в стране и продлить регистрацию посредством получения разрешения на работу, патента или разрешения на временное проживание.

Стоит учесть, что в случае выезда домой, для иностранца таковая регистрация будет уже недействительна. По возвращении в Россию придется заново вставать на учет в ГУВМ МВД, получать регистрацию по месту жительства.

Предварительная процедура регистрации считается упрощенной максимально. Она не требует сбора пакета документации или значительного ожидания.

Уведомление о прибытии

Постановка на учет – процедура уведомления ФМС о прибытии иностранного лица на российскую территорию.

Бланк уведомления необходим для временной регистрации.

Ее нужно оформить не позже, чем через 7 дней после пересечения границы, а также не позже 7 дней после изменения местонахождения мигранта.

Подтверждение временной регистрации – отрывная часть “Уведомления о прибытии».

Его может заполнить как лицо, являющееся принимающей стороной, так и сам иностранец. В случае, если оформляет принимающая сторона, она обязана предоставить правоустанавливающие документы на право собственности на жилое помещение, где иностранец будет проживать.

Регистрацию осуществляет территориальное управление ФМС России, либо почтовые отделения.

С бланком уведомления можете ознакомиться на нашем сайте, перейдя по ссылке.

Как встать на учет?

  1. Иностранное лицо пересекает российскую границу и получает миграционную карту.
  2. Его принимающая сторона получает чистый бланк уведомления о прибытии иностранца в место дальнейшего пребывания, заполняет его, направляет лично в УВМ МВД, по почте или в отделении многофункционального центра.

  3. Управление по вопросам миграции проверяет уведомление, принимает его и заносит предоставленные данные в базу, после чего проставляет отметку о приеме на отрывной части уведомления и возвращает принимающей стороне.
  4. Та, в свою очередь, отдает отрывную часть иностранному гражданину.

    После этого, он может пребывать в России в течение 90 дней с даты въезда.

  5. По истечении установленного времени, он выезжает не менее чем 3 месяца или продлевает регистрацию при наличии оснований.

  6. Уведомление об убытии иностранца в УВМ не отправляется, так как данная информация поступает в базу автоматически при выезде.

Документы для миграционного учета

Для получения регистрации (заполнения бланка регистрации) иностранному гражданину необходимо подавать:

  • ксерокопию паспорта;
  • ксерокопию миграционной карты;
  • уведомление о прибытии;
  • копию визы (для мигрантов из визовых стран).

Принимающая сторона также предоставляет документы. Их перечень зависит от того, выступает принимающей стороной работодатель или физическое лицо.

Юридическому лицу для временной регистрации иностранного работника необходимо предоставить сведения об организации (контактный телефон, адрес), а также собрать ксерокопии:

  • свидетельства о государственной регистрации;
  • ИНН;
  • уведомления из Росстата;
  • выписки из ЕГРЮЛ (давностью не более чем 2 месяца);
  • приказа о назначении и паспорта руководителя;
  • трудового договора с иностранным работником;
  • договора аренды или правоустанавливающего документа на помещение.

Регистрация работодателем возможна исключительно в случае, если у юридического лица есть аккредитация на наем мигрантов.

Физическое лицо подает документы:

  • ксерокопию и оригинал паспорта постоянно проживающего в России гражданина России или другой страны;
  • ксерокопию правоустанавливающего документа о регистрации права собственности на жилое помещение.

Все указанные документы подаются по месту пребывания иностранного лица.

Сроки регистрации и возможные отказы

Временная регистрация ограничена сроком до 3 лет, в отличие от постоянной, которая оформляется бессрочно до момента смерти или регистрации в другом месте.

Как только временной период, отведенный для легального пребывания, подходит к концу, необходимо позаботиться о продлении регистрации. Особенно это актуально для иностранных граждан, работающих в российских организациях на постоянной основе.

Для продления временного пребывания в миграционные органы подается ходатайство с заявлением о продлении и дополнительным пакетом документов.

Однако нужно быть готовым к тому, что в этом могут отказать. Отказ всегда мотивированный, о причине заявителю сообщат. Причиной может быть то, что у регистрирующегося мигранта недостаточно документов для этого, если они не соответствуют установленным нормам, а также если в их заполнении допущены ошибки.

Отказ может быть вынесен также в случае, если помещение, куда оформляется иностранец, не является жилым или находится под арестом.

При исправлении недостатков, указанных в отказе, регистрация возможна.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/prava/registracija/inostrancy/po-mestu-prebyvaniya.html

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ

Закон о постановке на учет иностранных граждан

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 20 июля 2006 г. N 156, в “Парламентской газете” от 27 июля 2006 г. N 122, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 июля 2006 г. N 30 ст. 3285

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июля 2017 г.

N 22-П положения части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой – во взаимосвязи с другими положениями настоящего Федерального закона – они содержат неопределенность как в вопросе о том, допустима ли и в каком случае в отношении иностранного гражданина (лица без гражданства), временно пребывающего в РФ, постановка его на учет по месту пребывания по месту нахождения (адресу) принимающей стороны, так и в вопросе о том, каким образом соотносятся обязанности в сфере миграционного учета временно пребывающего в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства) и принимающей стороны в части обеспечения постановки его на учет именно по месту (адресу), по которому он должен быть в соответствии с установленным порядком поставлен на учет по месту пребывания, притом что нарушение установленного порядка может повлечь привлечение иностранного гражданина (лица без гражданства) к юридической ответственности

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2020 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 100-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 11 октября 2018 г. N 366-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 октября 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 163-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 400-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2012 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 20 марта 2011 г. N 42-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 февраля 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2010 г.

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник: https://base.garant.ru/12148419/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.