Закон о правилах торговли

Закон о торговле | ГАРАНТ

Закон о правилах торговли

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 – 7)
  • Глава 2. Требования к организации и осуществлению торговой деятельности (ст.ст. 8 – 12)
    • Статья 8. Права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности и ее осуществлении
    • Статья 9. Права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров
    • Статья 10. Особенности размещения нестационарных торговых объектов
    • Статья 11. Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них
    • Статья 12. Соглашения между ассоциациями, союзами, иными некоммерческими организациями, объединяющими хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и ассоциациями, союзами, иными некоммерческими организациями, объединяющими хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров
  • Глава 3.

    Антимонопольное регулирование, государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области торговой деятельности (ст.ст. 13 – 16)

  • Глава 4. Меры по развитию торговой деятельности (ст.ст. 17 – 20)
  • Глава 5. Заключительные положения (ст.ст. 21 – 22)

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ
“Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации”

23 декабря 2010 г., 21 ноября 2011 г., 30 декабря 2012 г., 28 декабря 2013 г., 29, 31 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 31 декабря 2017 г., 29 июля, 28 ноября, 25 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 18 декабря 2009 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года

Президент Российской ФедерацииД. Медведев

Москва, Кремль28 декабря 2009 г.

N 381-ФЗ

Закрепляются основы государственного регулирования торговой деятельности в России.

Крупнейшим продовольственным сетям запрещено приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади. Речь идет о торговых сетях, порог доминирования которых на розничном рынке в границах региона, муниципального района или городского округа превышает 25%.

При этом не разрешается приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади только в границах соответствующего административно-территориального образования. Запрет не распространяется на сельхозпотребкооперативы и организации потребительской кооперации.

Закреплен перечень условий, которые поставщики продовольственных товаров и их покупатели (торговые сети) не могут навязывать друг другу.

В частности, это условия о снижении поставщиками цены на товар до уровня, который при установлении торговой надбавки (наценки) не превысит минимальную цену продажи такого товара хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность; о внесении платы за изменение ассортимента товаров.

Не могут навязываться положения об ответственности за неисполнение обязательства о поставках товаров на условиях, лучших, чем для других хозяйствующих субъектов; о внесении поставщиками платы за доступ к торговым объектам, входящим в торговую сеть. Запрещена оптовая торговля с использованием договора комиссии.

Не допускаются запрет на перемену лиц по договору поставки продовольствия путем уступки требования и ответственность за несоблюдение этого правила.

В цену договора поставки продовольственных товаров разрешено включать вознаграждения (премии) или скидки, выплачиваемые (предоставляемые) покупателю поставщиком в связи с приобретением определенного количества товара. Размер такого вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных товаров. Нельзя включать в цену договора иные виды вознаграждения.

Установлены сроки оплаты поставок некоторых продовольственных товаров. Так, для продуктов питания сроком годности до 10 дней срок оплаты составляет до 10 рабочих дней с момента приемки товара, для продуктов сроком годности до 30 дней – до 30 календарных дней, для остальных продуктов, в том числе алкоголя, – до 45 календарных дней.

Предусмотрено создание системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли, в том числе формирование региональных торговых реестров.

Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г. Договоры поставки продовольствия, заключенные ранее, должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в течение 180 дней со дня вступления в силу Федерального закона.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г.

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 30 декабря 2009 г. N 253, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 января 2010 г. N 1 ст. 2

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 488-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 487-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 264-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 493-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 369-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник: https://base.garant.ru/12171992/

«Арбуз не резать»: как новые правила Роспотребнадзора отразятся на торговле

Закон о правилах торговли

С 1 января 2021 года вступят в силу новые правила продажи продуктов в магазинах и на рынках. Соответствующие санитарно-эпидемиологические требования Роспотребнадзора опубликованы во вторник 22 декабря на интернет-портале правовой информации.

Новые правила во многом логичны и предсказуемы и должны понравиться покупателям. Например, запрещается продажа продуктов питания с истекшим сроком годности. Они должны быть изъяты из торгового зала и размещены отдельно.

Нельзя продавать продукцию с признаками микробиологической порчи: позеленевшие клубни картофеля, повторно размороженную и замороженную рыбу или мясо, яйца с загрязненной скорлупой и другими дефектами, утиные и гусиные яйца (они часто бывают заражены сальмонеллой), а также порезанные бахчевые культуры (арбузы, дыни и т. п.). Хотя, например, это не запрещено в ЕС — в сетевых магазинах Европы продажа половинками (упакованными в пленку) широко практикуется.

В торговых точках не допускается взвешивание без упаковки пищевой продукции, непосредственно употребляемой в пищу без какой-либо предварительной обработки.

Не должны продаваться товары без сопроводительных документов или имеющие несоответствующие органолептическим показателям и техническим регламентам России.

Роспотребнадзор актуализировал санитарные правила специально для торговли в нестационарных объектах и на ярмарках. Продажа хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий на ярмарках и рынках должна осуществляться только в упакованном виде. Запрещается продажа продуктов домашнего приготовления, уточняется в санитарных правилах.

«Реализация сырого молока на рынках допускается только при наличии на месте реализации предупреждающей надписи о необходимости его кипячения», — отмечается в документе Роспотребнадзора.

Торговые палатки и торговые павильоны должны быть укомплектованы раковинами с водой для мытья рук.

Для ларьков с непродовольственными упакованными товарами допускается использование кожных антисептиков.

Кроме того для уличной торговли обязательна установка навесов для защиты продуктов от осадков и солнечных лучей. Все нестационарные торговые объекты, в том числе и при организации торговых ярмарок и выставок, должны быть удалены не менее 100 метров от туалета.

Новые СанПиНы допускают работу продуктовых магазинов в многоквартирных домах.

Но погрузку и разгрузку продуктов разрешают только с торцов жилых зданий и со стороны автодорог. Торговать или подвозить продукты со стороны дворов, где расположены входы в жилые помещения, запрещено.

Стационарные магазины должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции или кондиционирования воздуха.

Наконец, работники торговых объектов, контактирующие с пищевой продукцией, должны проходить гигиеническую подготовку и аттестацию.

Это требование должно действовать при приеме на работу и соблюдаться в последующем — не реже одного раза в два года.

Старые правила в новой упаковке

Новые требования к организации торговли стали частью так называемой регуляторной гильотины, начатой в январе 2019 года занимавшим в то время должность премьер-министра Дмитрием Медведевым.

Власти под напором бизнеса согласились с тем, что введенные еще во времена СССР и неоднократно дополненные правила не отвечают реалиям и даже сдерживают экономический рост. Предлагалось, что правительство сократит избыточные нормы.

Новые требования Роспотребнадзора стали действительно компактнее.

Но не факт, что произошли принципиальные изменения. Эксперты и участники рынка, опрошенные «Газетой.Ru», дают пока что сдержанные комментарии по поводу новых требований. Или вообще отказываются высказывать критические замечания в адрес автора новаций — Роспотребнадзора.

Во-первых, новые санитарные нормы не такие уж и новые, они вводятся в первую очередь в интересах потребителей, сохранения их здоровья и защиты их прав, не сомневается первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

«Все, что касается продажи продуктов питания в надлежащем виде, то большинство таких правил магазины выполняли и до этого. Требование по наличию медицинских книжек для продавцов – тоже не нововведение.

Поэтому здесь мало что меняется как для потребителей, так и для продавцов продуктов питания», — считает Сигал.

А что касается обязательной установки раковин и постоянной подачи воды в нестационарных объектах торговли — реализовать это будет возможно не везде. «Значит, часть малых предприятий торговли либо будут все-таки оборудовать свои точки все необходимым, либо сменят расположение», — говорит представитель бизнес сообщества.

Общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере регулирования торговой деятельности Андрей Даниленко считает, что СанПиН не мог не измениться еще и потому, что 2020 год и пандемия заставили всех «серьезно задуматься» о санитарной безопасности, дезинфекции, личной гигиене и т.д.

«С одной стороны, новые нормы потребуют дополнительных затрат от бизнеса, с другой стороны, логично, что должны появляться новые ориентиры, которые помогают в новых условиях создавать определенную культуру обращения с продуктами, особенно со скоропортящимися. И производители и продавцы должны быть к этому готовы», — считает Даниленко.

За жесткость правил заплатит покупатель

Совладелец конного завода «Ермак» и владелец фермерского хозяйства «КФХ Ермоленко» Кирилл Ермоленко (Самарская область) признает, что проблемы с попаданием на рынок некачественной продукции действительно имеются и новые правила должны решить эту проблему. «У нас более половины от всего продаваемого мяса завозится. И если в стационарной торговле и в заведениях общепита ситуация под контролем, то на рынках факты реализации некачественной продукции встречаются не так уж редко», — говорит фермер.

При этом фермер считает, что из-за новых правил есть риск дополнительных расходов. «Производители и продавцы могут переложить дополнительные потери на покупателя, повысив цены», — говорит Ермоленко.

Но по мнению члена экспертного совета по эффективности управления при комитете Госдумы по экономической политике Николая Калмыкова обновлённые нормы торговли «даже слишком мягкие». Он не исключает, что контролирующие органы сейчас, во время пандемии, роста цен и острых дискуссий в обществе, боятся резко закручивать гайки в торговой сфере, хотя давно пора было это сделать.

«Не дело, когда продают испорченные продукты, с нарушенной упаковкой. Многие видели сотни раз продажу порезанных арбузов, стоящих на грязных прилавках. А что за дело, когда продукты питания лежат под солнцем и дождем без навеса? Или когда между продуктами бегают крысы?», — возмущается эксперт.

По его мнению, новые правила не лишены наследственных болезней советского нормотворчества с его регламентированием каждого шага предпринимателя и одновременно двусмысленностью многих требований.

Например, полностью избежать почвы для коррупции и подкупа чиновников, курирующих торговлю, наверняка, не получится и сейчас.

«Но ответственный бизнесмен должен всегда находиться в диалоге с государством, направлять предложения, жалобы, инициативы и участвовать в разных формах экспертной оценки принимаемых государством решений Эффективность административной гильотины зависит не только от государства, но и от бизнеса», — уверен Калмыков.

Президент Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков считает неверным подход, при котором и проверяющие и проверяемые заранее подозреваются в нарушениях.

«Роспотребнадзор подготовил этот документ непосредственно при участии бизнеса, документ более комфортный, чем действующие нормы, более выигрышный и понятный для нас.

Он закрепляет обязательные для исполнения нормы и дает гарантии потребителю», — резюмирует глава АКОРТ.

Источник: https://www.gazeta.ru/business/2020/12/22/13410524.shtml

Защита прав потребителей по-новому (часть 2)

Закон о правилах торговли

С 1 января 2021 года споров между продавцами и покупателями станет больше – вступают в силу изменения в законодательство о защите прав потребителей. Изменения касаются каждого. И, конечно, лучше быть готовыми к ним заранее.

В первой части статьи мы разобрали изменения, которые планируется внести в Закон о защите прав потребителей.

В этой части мы попытаемся разобраться: что нового ждет интернет-торговлю и какие еще изменения будут внесены в постановления Правительства, регулирующие отношения продавца и потребителя?

Новое постановление правительства должно заменить сразу три прежних: постановление правительства № 55 (правила продажи отдельных видов товаров), постановление правительства № 612 (правила торговли дистанционным способом).

Еще постановление № 569 (о комиссионной торговле), но там изменения, на мой взгляд, не очень существенные, поэтому их рассматривать в данной статье не вижу особого смысла. Сосредоточимся на интернет-продажах, жалобной книге и правилах возврата товара.

Но обо всём по порядку.

Проект нового постановления правительства имеет длинное название:

Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации

Для удобства мы будем называть его проще: “Проект“.

В Проект сведены положения, защищающие права потребителей, из нескольких предыдущих актов. В основном, это положения, зарекомендовавшие себя на практике годами: например,

  • о праве потребителя на ознакомление с товаром или его подробным описанием
  • о запрете на принудительную продажу дополнительных товаров или услуг.

Старые добрые положения дополнены новыми правилами, которые сложились на практике, но пока что не были внесены в законодательство. Вот эти нововведения и представляют особый интерес.

В Интернете как в офлайне?

Самая обсуждаемая инициатива нового Проекта – пункт 18. На Интернет-покупки распространяется действие перечня товаров надлежащего качества, которые нельзя вернуть или обменять. Сейчас, в силу п.

21 постановления правительства № 612, покупатель вправе отказаться от качественного товара, заказанного в Интернете, в течение 7 дней без каких-либо ограничений.

Покупатели офлайн-магазинов такого права в отношении товаров из перечня лишены.

Однако, есть в пункте 18 и очень важная оговорка:

если иное не указано в оферте

По замыслу авторов проекта (об этом они сами пишут на портале законодательных инициатив), продавец должен сам решить: разрешить покупателю отказ от “невозвратного” товара в течение 7 дней (как указано в статье 26.1 Закона о защите прав потребителей) или нет.

Лично у меня такая логика вызывает сомнения. Учтут ли суды пожелания авторов Проекта? Зачастую судам такая информация вообще неведома, руководствуются они своим внутренним убеждением… А продавцы устанавливают правила, ориентируясь на судебную практику… Что-то подсказывает, что споров с интернет-магазинами в 2021 году станет только больше… В любом случае,

С 1 января 2021 года при заказе в Интернет-магазине нужно внимательнее читать правила продаж этого конкретного магазина на предмет обмена и возврата товаров

Сам перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, остался без изменений.

Классификация товаров

Проблема возврата и обмена тесно связана с проблемой классификации товаров. Каким образом? Вот актуальный вопрос из практики:

Можно ли вернуть в магазин банку с краской, которая после ремонта оказалась не нужна, а 2 недели еще не прошло?

По действующим правилам нельзя – это бытовая химия (п. 81 постановления правительства № 55), которая обмену/ возврату не подлежит.

В новом Проекте понятие “бытовая химия” не уточняется. То есть, это чистой воды источник спора покупателя с магазином.

Как теперь будут решаться такие вопросы? Возможно, будет применяться товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского союза (ТНВЭД ЕАЭС). К слову, краска там не входит в группу товаров бытовой химии.

Но, с другой стороны, ТНВЭД нужна для таможенных процедур. Для целей защиты прав потребителей, по-хорошему, правила должны быть другими… То есть, вопрос, который ранее был худо – бедно решён, становится открытым.

“Лично в руки” и не только

Пункт 19 Проекта позволяет продавцу передать Интернет-заказ любому, кто назовет уникальный номер заказа.

Данное новшество должно устранить проблему, когда покупатель не находится дома и вместо него товар получает кто-то другой. В таких случаях курьер становится перед нелегким выбором:

  • отдать товар (а это риск получить претензию от настоящего покупателя, что он товар не получал. Тогда придется передать ему товар снова, по сути, уже бесплатно) или
  • не отдавать, требуя от получателя доверенность. На это курьер, кстати, имеет полное право – ст. 312 Гражданского кодекса.

При этом и продавцы и покупатели прекрасно понимают, что номер заказа уникален и может быть известен только покупателю или лицу, которому покупатель лично доверил эту информацию. Но закон формально этого не признает.

Поэтому продавцы предпочитают “перестраховаться” и отдать товар только лично в руки тому, кто представился именем покупателя. Нововведение должно упростить жизнь курьерам.

И, возможно, мошенникам, отслеживающим номера чужих заказов – им получить товар тоже станет проще:)Изменения коснутся не только интернет-магазинов. Некоторые актуальны и для “традиционных” продавцов.

– Дайте жалобную книгу!

– А её нет!
Отныне подобный ответ не повлечет никакого наказания для продавца. Обязанность иметь книгу отзывов и предложений уходит в прошлое.

Как, собственно говоря, и весь “уголок потребителя” (согласитесь, в 2020 году даже это словосочетание звучит забавно).

Если кто не знал, в уголке потребителя на сегодняшний день должны быть размещены (помимо жалобной книги):

  • распечатанное полностью постановление № 55 (многие продавцы “нарушают”, размещая вместо него Закон о защите прав потребителей, который проще достать) и
  • лицензия (актуально для тех, кто торгует товарами, требующими лицензии на их продажу – алкоголем, табаком, фармацевтическими товарами).

С 1 января 2021 года и эти документы вешать на стену не потребуется.

КСТАТИ: в отечественном праве есть документ, предписывающий продавцу, что делать с записями в книге жалоб. Это Инструкция, утвержденная Приказом Минпромторга СССР 1973 (!) года.

Каждая запись в такой книге, должна выноситься на обсуждение коллектива предприятия и профсоюзной организации в присутствии виновного работника, а количество жалоб должно учитываться при подведении итогов социалистического соревнования.

Как ни удивительно, эта Инструкция продолжит действовать и после 1 января 2021 года..

Извольте ответить!

В п. 11 Проекта сказано о том, что продавец обязан ответить на претензию потребителя по существу его требований.

Впрочем, не устанавливается срок ответа. Сейчас существует практика, когда продавцы отвечают покупателям в течение 10 дней. Этот срок указан в ст. 22 Закона о защите прав потребителей. Строго говоря, 10 дней дается не на ответ, а на удовлетворениетребований.

Если продавец решил отказать, он формально не ограничен сроком. Но в таком случае, продавец сам заинтересован в том, чтобы направить ответ – это страховка на случай, если покупатель обратится в суд: суды считают, что обоснованно отказать лучше, чем просто проигнорировать.

Каждый может повлиять на содержание новых норм!

Повторю мысль, озвученную в первой части статьи. Нововведения в законодательство о защите прав потребителей еще проходят общественное обсуждение. А это значит, что каждый из нас может внести свои комментарии и предложения.

Если после прочтения данной статьи у вас остались вопросы и предложения новых норм о защите прав потребителей, их можно адресовать напрямую разработчикам.

Для участия в обсуждении проекта нового постановления необходимо зарегистрироваться на портале законодательных инициатив. О том, как там зарегистрироваться, я рассказывал в первой части статьи.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/law_culture/zascita-prav-potrebitelei-ponovomu-chast-2-5f6f4ac86e33974a016c2df8

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.