Закон о прилегающих территориях

Содержание

О придомовой территории многоквартирных домов

Закон о прилегающих территориях

Рядом с любым многоквартирным домом находится определенная территория, которая находится в общей собственности всех жильцов, которые могут пользоваться ей по своему усмотрению в соответствии с коллективным решением.

и благоустройство данных участков осуществляется за счет средств владельцев квартир, которые должны выделять деньги пропорционально размерам своих жилищ.

Что это такое?

Придомовая территория многоквартирного дома – земельный участок, примыкающий к зданию, с четко обозначенными границами.

Он должен быть озеленен и благоустроен, а также обеспечивать жильцам возможность реализации права на существование в благоприятной среде. Также придомовая территория должна быть зарегистрирована надлежащим образом в органах госрегистрации недвижимости.

Что входит?

Согласно действующим нормам законодательства собственники жилья многоквартирных домов имеют в своем распоряжении некую коллективную собственность.

В эту категорию входят:

  • подъезды;
  • чердачные и подвальные помещения;
  • земельный участок, который находится в непосредственной близости с домом и закреплен за этим зданием решением городского муниципалитета.

Чтобы выяснить, что считается придомовой территорией, необходимо обратиться к нормам 36-й статьи ЖК РФ.

В ней прописано, что в данную категорию входят:

  • пешеходные дорожки, тротуары и мостовые;
  • области озеленения;
  • гаражи и паркинги;
  • аварийные и сквозные проезды;
  • спортивные площадки;
  • игровые комплексы для детей;
  • распределительные, трансформаторные и тепловые будки и пункты.

Все эти зоны необходимы для обеспечения комфортной жизни собственников недвижимости и располагаются в границах территории, относящейся к зданию.

Законодательство четко определяет правила эксплуатации данных земельных участков и объектов, на них расположенных.

Закон

Ключевыми нормативными актами, регламентирующими вопросы, связанные с придомовой территорией, являются:

  • Жилищный Кодекс, устанавливающий, какие объекты относятся к придомовым участкам.
  • СНиП, устанавливающий нормативы, касающиеся расположения объектов на данном участке.
  • Гражданский и Земельный кодексы, положения которых регламентируют нюансы прав собственности на недвижимое имущество.
  • КоАП, в 7-й статье которого прописана ответственность, предусмотренная за нарушения обязательств по поддержанию придомового участка в надлежащем состоянии.

Кому принадлежит?

Придомовую территорию многоквартирного дома 2020 закон относит к общей собственности лиц, владеющих в данном здании квартирами.

Так, в 16-й статье ФЗ по ЖК №189 указано, что территория, окружающая возведенный на участке многоквартирный дом, вместе со всеми объектами и конструкциями на ней расположенным, считается коллективным долевым имуществом собственников жилья, прошедшего приватизацию.

Если подобная благоустроенная зона не была создана до введения в действие ЖК, то у всех граждан, являющихся собственниками жилья в данном доме, есть право обратиться с заявлением, содержащем просьбу о выделении такой территории, к органам общегосударственной или региональной власти.

Оформление в коллективное имущество

Для полноценного использования придомовой территории жильцами дома необходимо, чтобы она имела четко обозначенные границы и была надлежащим образом оформлена.

Делается это в несколько последовательных этапов:

  • Первый из которых предусматривает коллективное собрание с проведением совещания, назначением доверенного лица и принятием по итогам встречи специального.
  • На втором этапе доверенное лицо отправляется в орган госадминистрации или управление регионального надзора с заявлением о создании придомовой территории. После проведения землеустроительных процедур уполномоченным органом утверждается проект границ участка.
  • Третий этап предусматривает непосредственную разметку территории. Этим занимается департамент администрации либо аппарат регионального управления, в зоне ответственности которого располагается многоэтажка. Территориальным департаментом земельных ресурсов осуществляется разработка заключения о бесплатном выделении участка в коллективную долевую собственность.

С того момента, как запись о прилегающей к дому земельной территории внесена в государственный кадастр, этот земельный участок вместе со всеми объектами, входящими в структуру данного здания, переходят в коллективную долевую собственность собственников жилья.

Придомовая территория многоквартирного дома

Придание придомовому участку земли особого статуса необходимо для реализации следующих функций:

  • формирования территориальной структуры, то есть разделение на функциональные зоны, благодаря которому жильцы дома могут реализовать свои потребности, гарантированные законодательством;
  • контроля со стороны владельцев жилья того, чтобы земля эксплуатировалась согласно ее целевому назначению;
  • реализации обязанности граждан, проживающих в доме, относительно совместного содержания придомового участка в надлежащем состоянии.

Ответственность за содержание придомовой территории в надлежащем состоянии полностью лежит на собственниках недвижимости, которые должны контролировать следующие моменты:

  • уборка участка, в том числе от снега;
  • обустройство участков для отдыха и игр детей;
  • сооружение ограждений с обязательным учетом интересов жителей близлежащих зданий;
  • обустройство площадок для сбора и последующего вывоза мусора;
  • обустройство мест парковки;
  • посадка растительности и последующий уход за ней;
  • возведение необходимых для комфортной жизни строений и их плановый ремонт.

Благоустройство

В соответствии с нормами законодательства расходы, связанные с озеленением придомового участка, ложатся на плечи жильцов этого дома. Часто люди занимаются этим добровольно, не тратя дополнительные средства на оплату труда наемных рабочих.

За муниципальный счет производится исключительно санитарная очистка территории и спил находящихся в аварийном состоянии деревьев.

Уборка

В правилах и нормах эксплуатации жилищного фонда четко прописано, кто должен убирать придомовую территорию.

В частности, уборка площадки и проезда между многоэтажными зданиями находится в сфере ответственности управляющей компании, тогда как очисткой дороги в квартале должно заниматься специализированное предприятие.

Правила парковки

При организации парковочной зоны возле многоэтажного дома необходимо обязательное соблюдение всех требований безопасности и санитарных норм. В частности, она должна располагаться на расстоянии по крайней мере 10 метров от стен дома.

Доступ посторонних автомобилей на придомовую территорию может быть ограничен по решению общего собрания жильцов.

Однако это не может касаться транспорта аварийных и экстренных служб, которые должны иметь свободный доступ к территории, когда в этом возникает необходимость.

Установка шлагбаума

Закон допускает возможность установки шлагбаума при въезде на придомовую территорию при соблюдении таких условий:

  • сохраняется беспрепятственный доступ на территорию для служащих пожарной охраны и работников скорой помощи, а также работников предприятий, осуществляющих обслуживание инженерных коммуникаций;
  • не создаются неудобства жителям соседних домов;
  • регулировка въезда/выезда осуществляется постоянно, независимо от времени суток.

Перед установкой шлагбаума в обязательном случае должно быть получено соответствующее разрешение от государственного архитектурно-строительного надзора. В противном случае его сооружение будет признано незаконным и конструкция будет снесена.

Сколько метров?

Размер участка, примыкающего к многоквартирному дому, определяется в индивидуальном порядке с учетом норм, прописанных в законодательных актах, регулирующих градостроительную, земельную и жилищную сферы.

Ширина участка в среднем варьируется в пределах 3-6 метров в зависимости от ряда факторов:

  • наличия окружающих здание дорог, находящихся в общем пользовании;
  • этажности дома;
  • плотности застройки в квартале.

Расчет площади придомового участка традиционно производится путем нахождения произведения общей площади зданий и удельного показателя участка земли на квадратный метр жилплощади. В конкретных случаях при расчете могут быть использованы дополнительные показатели.

Как узнать границы?

Зона около многоэтажного дома находится в общей собственности всех владельцев квартир. Они имеют право распоряжаться этой территорией по своему усмотрению, облагораживать его, озеленять, возводить различные конструкции, не нарушая при этом установленные на законодательном уровне нормативы.

Узнать, каков размер участка и где точно проходят его границы, можно в кадастровом плане конкретного объекта. Запросить этот документ можно в управляющей компании, занимающейся обслуживанием здания.

Межевание

Прилегающая к дому территория вместе со всеми расположенными на ней объектами находится в общей собственности жильцов дома. На практике же всем этим имуществом часто пользуются посторонние граждане.

Если такое положение вещей не устраивает собственников, им следует позаботиться о межевании данной территории. Заказать такую процедуру можно в кадастровой или управляющей компании.

Для начала требуется проведение собрания жильцов с принятием соответствующего решения и подготовкой протокола по его итогам.

На основании данного документа заключается договор на обслуживание с управляющей компанией, сотрудники которой выполняют процедуру межевания.

В правоустанавливающей документации отражаются все основные параметры и характеристики участка, на основе которых управляющей компанией производится расчет расходов на содержание территории в чистоте и прочие коммунальные расходы. Если документальное оформление территории не было осуществлено, то все издержки, связанные с ее содержанием, несет муниципалитет.

Установка ограждений

Перед возведением и использованием любого рода ограждений всей действия должны быть в обязательном порядке согласованы с администрацией.

Порядок установки заборов следующий:

  • проведение собрания жильцов с принятием решения относительно необходимости сооружения забора;
  • написание заявления в местную администрацию с просьбой о выдаче разрешения на сооружение ограждения строго определенных габаритов, план будущего объекта представляется в ответственные госорганы и согласовывается с ними;
  • получение разрешения, которое обычно выдается без проблем при отсутствии выявленных нарушений.

Ответственность за самовольное увеличение площади

Придомовой участок имеет четко ограниченную территорию, размер которой регистрируется ответственными учетными органами. По итогам осуществления процедуры размежевания оформляется выписка из ЕГРН и план объекта.

В случае нарушения установленных границ в отношении виновника может быть применено административное наказание, например, в виде штрафа, или даже уголовное, в зависимости от тяжести самого нарушения.

На видео о придомовой территории

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://realtyurist.ru/mnogokvartirnye-doma/pridomovaja-territorija-mnogokvartirnogo-doma/

Статья 3. Порядок определения границ прилегающей территории | ГАРАНТ

Закон о прилегающих территориях

Статья 3. Порядок определения границ прилегающей территории

1.

Границы прилегающей территории определяются в отношении территорий общего пользования, которые прилегают (то есть имеют общую границу) к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован (далее – земельный участок), в зависимости от расположения зданий, строений, сооружений, земельных участков в существующей застройке, вида их разрешенного использования или фактического назначения, а также иных требований настоящего Закона.

2. Правилами благоустройства устанавливаются максимальное расстояние и минимальное расстояние от внутренней части границ прилегающей территории до внешней части границ прилегающей территории (далее соответственно максимальное расстояние, минимальное расстояние).

Максимальное расстояние и минимальное расстояние могут быть установлены дифференцированно для различных видов прилегающих территорий, а также в зависимости от расположения зданий, строений, сооружений, земельных участков в существующей застройке, вида их. разрешенного использования или фактического назначения, иных существенных факторов.

Максимальное расстояние не может превышать минимальное расстояние более чем в два раза.

3. Границы прилегающей территории определяются в метрах как расстояние от внутренней части границ прилегающей территории до внешней части границ прилегающей территории с учетом минимального расстояния и максимального расстояния.

4. В границах прилегающих территорий могут располагаться следующие территории общего пользования или их части:

1) пешеходные коммуникации, в том числе тротуары, аллеи, дорожки, тропинки;

3) иные территории общего пользования, установленные правилами благоустройства, за исключением дорог, проездов и других транспортных коммуникаций, парков, скверов, бульваров, береговых полос, а также иных территорий, содержание которых является обязанностью правообладателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Границы прилегающей территории определяются с учетом следующих ограничений:

1) в отношении каждого здания, строения, сооружения, земельного участка могут быть установлены границы только одной прилегающей территории; в том числе границы, имеющие один замкнутый контур или два непересекающихся замкнутых контура;

2) установление общей прилегающей территории для двух и более зданий, строений, сооружений, земельных участков, за исключением случаев, когда строение или сооружение, в том числе объект коммунальной инфраструктуры, обеспечивает исключительно функционирование другого здания, строения, сооружения, земельного участка в отношении которого определяются границы прилегающей территории, не допускается;

3) пересечение границ прилегающих территорий, за исключением случаев установления общих, смежных границ прилегающих территорий, не допускается;

4) внутренняя часть границ прилегающей территории устанавливается по границе здания, строения, сооружения, земельного участка, в отношении которого определяются границы прилегающей территории;

5) внешняя часть границ прилегающей территории не может выходить за пределы территорий общего пользования и устанавливается по границам земельных участков, образованных на таких территориях общего пользования, или по границам, закрепленным с использованием природных объектов (в том числе зеленых насаждений) или объектов искусственного происхождения (дорожных и (или) тротуарных бордюров, иных подобных ограждений территории общего пользования), а также по возможности должна иметь смежные (общие) границы с другими прилегающими территориями (для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при определении границ прилегающих территорий и соответствующих территорий общего пользования, которые будут находиться за границами таких территорий).

6. Правилами благоустройства могут устанавливаться дополнительные требования к порядку определения и способу описания границ прилегающих территорий, не противоречащие нормативным правовым актам Российской Федерации и настоящему Закону.

7. Доведение информации о границах прилегающих территорий до сведения собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков, а также лиц, ответственных за эксплуатацию зданий, строений, сооружений, осуществляется способом, установленным правилами благоустройства.

8. В случае возникновения спорных вопросов при определении границ прилегающих территорий органом местного самоуправления создается межведомственная комиссия по вопросам определения границ прилегающих территорий, порядок деятельности которой определяется муниципальным правовым актом.

Источник: https://base.garant.ru/43693488/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/

О порядке определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, закон брянской области от 24 декабря 2018 года №120-з

Закон о прилегающих территориях

ПринятБрянской областной Думой21 декабря 2018 года

Настоящий Закон в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” устанавливает порядок определения органами местного самоуправления муниципальных образований в Брянской области границ прилегающих территорий.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются основные понятия, определенные Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Статья 2. Основные требования к определению границ прилегающих территорий

1. Прилегающая территория – это территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования (далее – правила благоустройства) в соответствии с порядком, установленным настоящим Законом.

2. Границы прилегающей территории определяются в отношении территорий общего пользования, которые прилегают к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован (далее – земельный участок), то есть имеют общую границу с ними.

3.

Границы прилегающих территорий определяются с учетом градостроительной ситуации и сложившегося землепользования в зависимости от расположения зданий, строений, сооружений, земельных участков в существующей застройке, вида их разрешенного использования и фактического назначения, их площади и протяженности указанной общей границы, установленной в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, максимальной и минимальной площади прилегающей территории, а также иных требований настоящего Закона.

4. Правилами благоустройства устанавливаются максимальная и минимальная площадь прилегающей территории. Максимальная и минимальная площадь прилегающей территории может быть установлена дифференцированно для различных видов прилегающих территорий, а также в зависимости от расположения зданий, строений, сооружений, земельных участков в существующей застройке, вида их разрешенного использования и фактического назначения, их площади, протяженности, указанной в пункте 3 настоящей статьи общей границы, иных существенных факторов. Максимальная площадь прилегающей территории не может превышать минимальную площадь прилегающей территории более чем на тридцать процентов.

5. В границах прилегающих территорий могут располагаться следующие территории общего пользования или их части:

1) пешеходные коммуникации, в том числе тротуары, аллеи, дорожки, тропинки;

2) палисадники, клумбы, иные зеленые насаждения;

3) парковки, иные территории общего пользования, установленные правилами благоустройства, за исключением дорог, проездов и других транспортных коммуникаций, парков, скверов, бульваров, береговых полос, а также иных территорий, содержание которых является в соответствии с законодательством обязанностью правообладателя.

6. Прилегающие территории ограничиваются объектами природного или искусственного происхождения, позволяющими определить их границы (дорожным бордюром, границами полотна дороги общего пользования, линией пересечения с прилегающей территорией другого собственника (ответственного лица) и т.д.).

7. Границы прилегающей территории определяются дифференцированно в зависимости от расположения зданий, строений, сооружений, земельных участков в существующей застройке, вида их разрешенного использования и фактического назначения, их площади, а именно:

1) для строительных площадок – в метрах от ограждения строительных площадок по всему периметру;

2) для нестационарных объектов, в том числе торговых павильонов, торговых комплексов, палаток, киосков и тонаров, – в метрах от объекта по всему периметру;

3) для земельных участков, на которых расположены автозаправочные станции, станции технического обслуживания, места мойки автотранспорта, автозаправочные комплексы, а также въезды и выезды из них, – в метрах от границы земельного участка по всему периметру;

4) для зданий, строений, сооружений, земельных участков, находящихся в собственности, владении и (или) пользовании юридического лица, индивидуального предпринимателя, – в метрах от границы зданий, строений, сооружений, земельных участков по всему периметру;

5) для индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, – в метрах со стороны дорог, улиц (переулков, проходов, проездов) от границы индивидуального жилого дома (в случае, если земельный участок не образован) или земельного участка, предоставленного для его размещения;

6) для многоквартирного дома – в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Статья 3. Ограничения при определении границ прилегающей территории

Границы прилегающей территории определяются с учетом следующих ограничений:

1) в отношении каждого здания, строения, сооружения, земельного участка могут быть установлены границы только одной прилегающей территории, в том числе границы, имеющие один замкнутый контур или несколько непересекающихся замкнутых контуров;

2) установление общей прилегающей территории для двух и более зданий, строений, сооружений, земельных участков, за исключением случаев, когда строение или сооружение, в том числе объект коммунальной инфраструктуры, обеспечивает исключительно функционирование другого здания, строения, сооружения, земельного участка, в отношении которого определяются границы прилегающей территории, не допускается;

3) пересечение границ прилегающих территорий не допускается;

4) внутренняя часть границ прилегающей территории устанавливается по границе здания, строения, сооружения, земельного участка, в отношении которого определяются границы прилегающей территории;

5) внешняя часть границ прилегающей территории не может выходить за пределы территорий общего пользования и устанавливается по границам земельных участков, образованных на таких территориях общего пользования, или по границам, закрепленным с использованием природных объектов (в том числе зеленым насаждениям) или объектов искусственного происхождения (дорожный и (или) тротуарный бордюр, иное подобное ограждение территории общего пользования). Внешняя часть границ прилегающей территории также может иметь смежные (общие) границы с другими прилегающими территориями для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при определении границ прилегающих территорий и соответствующих территорий общего пользования, которые будут находиться за границами таких территорий.

Статья 4. Порядок определения границ прилегающих территорий

1. Подготовка описания (отображения) границ прилегающих территорий осуществляется в соответствии с настоящим Законом уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований в Брянской области и финансируется за счет средств местного бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством.

2.

Подготовка описания (отображения) границ прилегающих территорий может осуществляться на бумажном носителе либо на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа, размещаемого в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” или с использованием иных технологических и программных средств.

3.

Границы прилегающих территорий определяются посредством их описания (отображения) в правилах благоустройства.

Утверждение правил благоустройства с описанием (отображением) границ прилегающих территорий и внесение в них изменений осуществляются представительным органом муниципального образования в Брянской области.

В правилах благоустройства описываются (отображаются) границы прилегающих территорий, а также указываются адреса зданий, строений, сооружений, земельных участков, в отношении которых установлены границы прилегающих территорий, площади прилегающих территорий, условные номера прилегающих территорий.

4.

Уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования в Брянской области не позднее десяти рабочих дней со дня определения в правилах благоустройства границ прилегающих территорий направляет информацию об определенных границах прилегающих территорий в исполнительный орган государственной власти Брянской области в сфере градостроительной деятельности и исполнительный орган государственной власти Брянской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

5. Муниципальный правовой акт, определяющий (изменяющий) границы прилегающих территорий, а также определенные границы прилегающих территорий, публикуются в порядке, предусмотренном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещаются на официальном сайте муниципального образования (при наличии такого официального сайта), исполнительного органа государственной власти Брянской области в сфере градостроительной деятельности и исполнительного органа государственной власти Брянской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также подлежат размещению в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности не позднее одного месяца со дня принятия муниципального правового акта, определяющего (изменяющего) границы прилегающих территорий.

Статья 5. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

ГубернаторБрянской областиА.В.Богомаз

г. Брянск
24 декабря 2018 года
N 120-З

Текст документа сверен по:
Официальная рассылка,
Официальный интернет-портал
правовой информации www.pravo.gov.ru

Источник: http://docs.cntd.ru/document/974053202

Правовой статус прилегающей территории

Закон о прилегающих территориях

       Суть спора, о котором большинство юристов наверняка слышало и который затронул вопрос, до сих пор не урегулированный федеральным законодателем, заключался в следующем.

       ЗАО “Тандер” (тот самый “Магнит”) посчитало, что нормы правил благоустройства г. Брянска (а правила типовые) нарушают их права и возлагают необоснованную обязанность по пресловутой уборке прилегающей территории. Эти нормы признаны несоответствующими ст. 71 Конституции РФ, ст.

210 Гражданского кодекса, ч. 4 ст. 7 и ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Максимально коротко: прилегающая территория – собственность муниципалитета, поэтому в силу ст.

210 ГК РФ бремя ее содержания несет именно он, а в отсутствие федеральной нормы или договора насильно заставить кого-то за ней ухаживать никак нельзя.

На стороне Брянска, кстати, была Генеральная прокуратура, которая после принятия решения судом логичным образом изменила свою позицию и поручила нижестоящим прокурорам “зачищать” местные правила по благоустройству от таких норм.

Ссылочки:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70791918/

https://pravo.ru/court_report/view/116543/

       Следом беда пришла, откуда совсем уж не ждали – свинью подложил Минюст РФ в другом деле, добившись признания недействующими Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству Минстроя (которые, к тому же, обладая признаками нормативно-правового акта, не были зарегистрированы в Минюсте):

http://prokhmao.ru/legal-advice/mo-help/4/?ELEMENT_ID=50061

       Таким образом, ВС РФ широким жестом (и формальным подходом\буквальным толкованием норм права) разрешил довольно давний и довольно тонкий вопрос. Пресечена в том числе и соответствующая административная практика. Но, как известно, у любой медали есть две стороны.

       Фактически использование прилегающих (кроме МКД) территорий – это обычай и сформировался он еще в советские времена (о царской России судить не возьмусь).

В меньшей мере это касается городов, в большей – мелких населенных пунктов, так как в городе на счету каждый клочок земли (да и объем таких прилегающих территорий минимален), а вот в поселениях эта территория довольно обширна и активно используется.

       Гражданами, а не муниципалитетом. И если де-юре тот же “Магнит” не виноват в захламлении такой территории, пока не будет доказано обратное в судебном или административном порядке, то де-факто очевидно, что товарные упаковки, коробки и просто мусор на такой территории возникли либо по его прямой вине, либо в связи с массовым посещением гражданами этого магазина.

       Пункт 2 Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г.

N 25 разъяснил, что под обычаем, который в силу статьи 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении гражданско-правового спора, следует понимать не предусмотренное законодательством, но сложившееся, то есть достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое правило поведения при установлении и осуществлении гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей не только в предпринимательской, но и иной деятельности, например, определение гражданами порядка пользования общим имуществом, исполнение тех или иных обязательств.
Подлежит применению обычай как зафиксированный в каком-либо документе (опубликованный в печати, изложенный в решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, засвидетельствованный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), так и существующий независимо от такой фиксации. Доказать существование обычая должна сторона, которая на него ссылается (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ).
       Но с оговоркой, что согласно пункту 2 статьи 5 ГК РФ обычаи, противоречащие основным началам гражданского законодательства, а также обязательным для участников соответствующего отношения положениям законов, иных правовых актов или договору, не применяются.
       К сожалению, ВС РФ (с молчаливого попустительства Брянска и Генпрокуратуры) вопрос отнесения спорной нормы к обычаю и, соответственно, вопрос противоречия ее основным началам гражданского законодательства (к которым, мне кажется, можно отнести и принцип распределения бремени содержания имущества), не рассмотрел. А жаль.
       В какой-то мере формализм был верным выходом, так как правовые механизмы недопущения использования прилегающих территорий (которые являются при этом ведь и территориями и землями общего пользования) есть. Но это нарушает тот тонкий баланс, который достигался годами: ты вправе использовать прилегающую территорию без договора, на основании одного лишь владения смежным участком, а взамен ты осуществляешь его благоустройство. Потому что при формальном причислении такой территории к землям общего пользования (предназначенных, как известно, для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц), фактически эту территорию использует исключительно собственник домовладения\иного объекта. Более того (с известной долей допущения), ст. 304 и 209 ГК РФ защищает такого собственника соответствующего участка (и одновременно – формально владеющего несобственника) от посягательств в виде какого-либо занятия этой территории, так как она обеспечивает проход и проезд от дома к дороге, улице. Или позволяет выгнать машину из гаража, использовать ее как т.н. гостевую стоянку.
       Сработал также классический принцип, согласно которому недостаточность бюджета не освобождает муниципалитет от исполнения каких-либо обязанностей, при том что объективно ни одно поселение не в состоянии обеспечить надлежащее содержание всех территорий общего пользования.
       Да, запрещена стоянка и хранение машин. Да, запрещено самовольное занятие земельного участка. И мусорить запрещено. И цветочки сажать. Но проигнорировав принцип разумной сдержанности, так любимый Конституционным Судом, ВС РФ не подумал о последствиях. Ведь не имея законной возможности повлиять на людей, муниципалитету, как собственнику земель общего пользования, остается только путь запрещения.
       Между тем, Минстрой в данной ситуации смиренно принял судебные акты и разрабатывает новые методические рекомендации (во многом аналогичные старым). К федеральному законодателю с довольно очевидным предложением определить наконец особый правовой статус прилегающих территорий, никто не обращается.
       Муниципалитеты находят выход в принятии нормативных актов, согласно которым прилегающие территории использовать запрещено без заключения соответствующего договора пользования\аренды, при этом сталкиваясь с проблемой, вытекающей из того, что такие территории необходимо как-то индивидуализировать, причем с большой долей вероятности – путем кадастрового учета. При этом такая земля не занята соответствующим объектом недвижимости, что вызывает и вопросы возможности предоставления ее в таких общеполезных, казалось бы, целях, без проведения торгов (хотя опять же, проведение торгов здесь объективно неуместно по причине крепкой связи домовладения и прилегающей к нему территории).
       Логично предположить, что платность такого пользования для физических лиц практически исключена – это породит социальную напряженность и банальный отказ граждан от принятия на себя такого бремени – ведь проще будет обратиться в суд или к прокурору, который обяжет администрацию, к примеру, покосить соответствующую территорию.
       В любом случае, как и до принятия этих неоднозначных решений, в целом вопрос соблюдения банальной чистоты остается на совести самих жителей, как и раньше. Кто убирал за собой – продолжит убирать, ему не нужны для этого нормы права. Кто был замарахой и соседом, которого никто не любит – им и останется.

       А вот “Магнитам” в Брянске, я думаю, теперь намного труднее будет объяснить, почему их фуры разгружаются на территории муниципалитета, равно как и выпросить разрешить там же размещение стоянок для клиентов.

Источник: https://zakon.ru/blog/2017/08/18/pravovoj_status_prilegayuschej_territorii

Блог

Закон о прилегающих территориях

В предыдущей части мы дошли до следующих вопросов:

  • Каково содержание понятия «лицо, ответственное за эксплуатацию здания»?

  • Можно ли приравнять «участие в содержании» к «обязанности по содержанию»?

  • Каков объём «участия в содержании» прилегающей территории (ПТ)?

Снова берёмся за Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) и находим ч. 1 ст. 55.25:

«В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо».

Как видим, по общему правилу лицом, ответственным за эксплуатацию здания, является:

  • собственник здания;

  • законный владелец здания (любое право: аренда, ХВ, ОУ);

  • привлечённое на основании договора в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания иное лицо.

Таким образом, проведено разграничение ответственности за ненадлежащую эксплуатацию здания: если собственник нанял по договору иное лицо, то оно и несёт ответственность.

Но и здесь есть тонкость; в Определении от 28.02.2017 г. № 461-О КС РФ указал, что положения ст. 55.25 ГрК РФ, рассматриваемые во взаимосвязи с положениями ст.

209 и 210 ГК РФ, не означают снятия с собственника здания бремени содержания принадлежащего ему имущества и что ГрК РФ не регулирует правоотношения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) за соблюдением иного отраслевого законодательства, и не определяет лиц, в отношении которых могут проводиться мероприятия такого государственного контроля (надзора).

А что такое «безопасная эксплуатация здания» (БЭ)? Прямого определения в ГрК РФ не имеется, но из положений ст. 55.24 ГрК РФ, можно выделить признаки БЭ:

  • эксплуатация в соответствии с разрешённым использованием (ч. 1);

  • эксплуатация в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, НПА РФ, НПА субъектов РФ и муниципальных правовых актов (ч. 5).

Из ч. 6 ст. 55.24 ГрК РФ, можно сделать вывод о том, что для достижения БЭ необходимо обеспечить:

  • техническое обслуживание (содержание ТО раскрыто в ч. 8);

  • эксплуатационный контроль (содержание ЭК раскрыто в ч. 7);

  • текущий ремонт.

По сути ТО и ЭК управляющим организациям давно знакомо по Правилам № 491, по Минимальному перечню № 290, Правилам № 170 Госстроя и т.д. А ч. 10 ст. 55.24 ГрК РФ прямо указывает, что эксплуатация МКД осуществляется с учётом требований жилищного законодательства.

Кто может быть нанят для БЭ МКД по договору?

  • управляющие организации, которые осуществляют деятельность по управлению МКД на основании договора управления (ст. 162 ЖК РФ);

  • при «непосреде» – организации, работающие на основании договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту ОИ МКД (ст. 164 ЖК РФ).

А какова цель упомянутого в ч. 1 ст. 55.25 договора? Цель – именно безопасная эксплуатация. С учётом положений ч.ч. 1, 1.1 ст. 161 ЖК РФ, можно сказать, что управляющие организации обеспечивают БЭ в рамках договора управления, обеспечивая благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание ОИ в МКД и т.д.

Поскольку в отношении эксплуатации МКД действует жилищное законодательство (специальное), можем сказать, что БЭ любого МКД нанятым лицом обеспечивается одним из двух договоров – ДУ (ст. 162 ЖК РФ) или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту ОИ МКД (ст. 164 ЖК РФ), ибо других договоров законом не предусмотрено.

ТСЖ не выбиваются из предлагаемой нами логики, поскольку как юридические лица в силу ч. 2.2 ст.

161 ЖК РФ несут ответственность за содержание ОИ в МКД в соответствии с требованиями технических регламентов и правил содержания ОИ в МКД, то есть обеспечивают ровно то же самое – БЭ МКД. И это укладывается в логику ч. 1 ст. 55.

25 ГрК РФ («В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом» – а ТСЖ это и не собственник, и не нанятое по договору лицо).

Как видим, ст. 55.24 ГрК РФ в совокупности ч. 1 ст. 55.25 ГрК РФ говорят о публичной обязанности указанного законом лица обеспечить безопасную эксплуатацию своего имущества, поскольку право собственности подразумевает бремя содержания имущества.

А что не так с ч. 9 ст. 55.25 ГрК РФ? Во-первых, эта норма установила публичную обязанность в отношении чужого имущества, не принадлежащего лицу, ответственному за БЭ здания.

Высшие судебные инстанции неоднократно подчёркивали, что случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь федеральными законами или договором (Определение Верховного Суда РФ от 17.04.2018 г. № 50-КГ18-6).

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/sudebnaya-praktika/prilegayushchaya-territoriya-chast-vtoraya-postaraytes-dochitat-do-kontsa/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.