Закон о ветхом жилье

Содержание

Принят закон о сносе и реконструкции жилья

Закон о ветхом жилье

23 декабря 2020 года на пленарном заседании Государственной Думы в третьем чтении был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий».

Федеральный закон направлен на совершенствование института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья.

Законом вводится новый единый механизм комплексного развития территорий (КРТ), взамен ранее предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации отдельных механизмов развития застроенных территорий, комплексного развития территорий, комплексного освоения территорий.

На практике отдельное применение каждого из этих механизмов зачастую оказывалось невозможным, так как они распространялись на разные виды объектов и взаимно исключали друг друга.

Поскольку реальная городская застройка, как правило, является смешанной, становилось невозможно в чистом виде использовать тот или иной режим редевелопмента.

Это, в свою очередь, приводило к дроблению территорий на несколько частей и снижению инвестиционной привлекательности строительных проектов.

Создание единого механизма КРТ призвано решить указанную проблему.

В рамках нового механизма выделяются следующие виды КРТ:

· КРТ жилой застройки, в границы которого могут входить только многоквартирные дома;

· КРТ нежилой застройки, в границы которого могут вовлекаться различные объекты, кроме многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов ИЖС, садовых домов;

· КРТ незастроенной территории;

· КРТ по инициативе правообладателей.

Важно, что в границы КРТ жилой и нежилой застройки помимо основных объектов, прямо названных в законе, могут включаться и иные объекты. Перечень таких объектов законом не ограничивается, но они должны располагаться в границах того же элемента планировочной структуры – квартала или микрорайона.

Данная новелла крайне важна, поскольку большинство развиваемых территорий имеют смешанную застройку, которую в целом сложно отнести к тому или иному типу развития. Во избежание дробления территорий новый закон предусмотрел возможность объединять объекты различного типа в границах одного проекта КРТ.

Таким образом, создание единого механизма КРТ позволит более гибко подходить к развитию различных территорий, в том числе имеющих смешанную застройку.

В границы КРТ жилой застройки принятый закон разрешил включать многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, а также иные многоквартирные дома, соответствующие критериям, определенным субъектами РФ.

Эти критерии не будут определяться произвольно. Согласно принятому закону они должны учитывать следующие требования:

· физический износ основных конструктивных элементов многоквартирного дома (крыша, стены, фундамент) превышает определенное субъектом РФ значение;

· стоимость капитального ремонта многоквартирных домов в расчете на один квадратный метр общей площади превышает стоимость, определенную субъектом РФ;

· многоквартирные дома построены в период индустриального домостроения, определенный субъектом РФ, по типовым проектам;

· многоквартирные дома находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии;

· в многоквартирных домах отсутствуют централизованные системы инженерно-технического обеспечения, определенные субъектом РФ.

Таким образом, в границы КРТ будут включаться только «проблемные» дома, требующие принятия мер по расселению жителей во избежание доведения таких домов до аварийного состояния в ближайшем будущем, в том числе дома, капитальный ремонт которых экономически нецелесообразен.

Согласно изменениям, внесенным в Жилищный кодекс Российской Федерации, собственникам жилых помещений в таких многоквартирных домах, взамен освобождаемых ими жилых помещений предоставляется возмещение, определяемое исходя из рыночной стоимости освобождаемого имущества и возникших убытков.

По заявлению собственника жилого помещения ему предоставляется взамен освобождаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Нанимателю жилого помещения взамен освобождаемого им жилого помещения предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма, общая площадь, жилая площадь которого и количество комнат в котором не меньше общей площади, жилой площади освобождаемого жилого помещения и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а при наличии его письменного заявления другое жилое помещение может быть предоставлено ему на праве собственности на основании договора передачи жилого помещения в собственность.

Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть предусмотрено право собственников жилых помещений, нанимателей жилых помещений на получение так называемого равнозначного жилого помещения – то есть помещения:

· жилая площадь которого и количество комнат в котором не меньше жилой площади освобождаемого жилого помещения и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь которого – превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;

· которое соответствует стандартам, установленным нормативным правовым актом субъекта РФ;

· которое находится в многоквартирном доме, расположенном в том же поселении, городском округе, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в границы территории жилой застройки, подлежащей КРТ.

Согласно переходным положениям закона ранее заключенные договоры развития застроенных территорий, комплексного развития территорий, комплексного освоения территорий сохраняют свое действие. Их исполнение, изменение и расторжение будет происходить по «старым» правилам, без учета внесенных изменений.

Необходимо отметить, что Национальное объединение строителей принимало активное участие в обсуждении проекта принятого закона. Так, неоднократно высказывался в поддержку данного проекта Президент НОСТРОЙ Антон Глушков.

Национальным объединением в адрес Государственной Думы и Минстроя России направлялись концептуальные предложения по совершенствованию текста проекта, многие из которых были учтены при его доработке ко второму чтению, в частности:

· исключено правило, согласно которому объекты, разрешенные к включению в границы КРТ, должны занимать не менее 50% площади территории КРТ;

· исключены положения, лишающие органы местного самоуправления полномочий по принятию решений о КРТ;

· разрешено проводить для отбора инвестора как аукционы, так и конкурсы;

· ограничен круг нарушений договора КРТ инвестором, которые дают уполномоченному органу право на односторонний отказ от договора.

Принятый Федеральный закон вступит в силу с момента его официального опубликования.

Источник: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2020/12/23/prinyat-zakon-o-snose-i-rekonstruktsii-zhilya

Квадратура метра

Закон о ветхом жилье

Местные власти смогут принимать программы сноса и реконструкции фактически любого, а не только аварийного жилья при согласии двух третей собственников или нанимателей квартир — об этом говорится в законопроекте, принятом Госдумой во втором чтении.

Целью называется поквартальное «комплексное развитие территорий» в российских городах, то есть ускоренное расселение ветшающего жилья с привлечением инвесторов.

В программы могут попадать дома в «ограниченно работоспособном техническом состоянии», с износом конструктивных элементов и те, которые попросту дорого ремонтировать, но окончательное определение этих понятий отдано на откуп регионам, жалуются некоторые депутаты.

Проект поправок к Градостроительному, Жилищному и Земельному кодексам РФ внесли в Госдуму сенаторы Николай Журавлев, Олег Мельниченко, Андрей Шевченко и глава думского комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев.

Местным властям предлагается дать полномочия составлять адресные программы по реконструкции и сносу фактически любых многоквартирных домов в целях «создания благоприятных условий проживания граждан и обновления среды жизнедеятельности». Так, в ст.

 46 ЖК РФ предлагается включить норму, по которой решение может быть принято с одобрения двух третей собственников или нанимателей квартир. Исключить дом из программы разрешается одной третью .

Ключевым понятием выступает «комплексное развитие территорий» (КРТ), но его суть изменилась ко второму чтению. Ранее говорилось, что решение о КРТ власти могут принимать, если половину территории занимают, например, аварийное жилье, самовольные постройки или многоквартирные дома, вошедшие в адресную программу сноса и реконструкции, но эта норма из документа исчезла.

Вместо этого в проекте появились четыре типа КРТ: жилой застройки, нежилой застройки, для незастроенных территорий и «по инициативе правообладателей».

Впрочем, в КРТ жилой застройки все равно могут быть включены фактически любые многоквартирные дома. Так, оговаривается, что здания должны быть построены «в период индустриального домостроения», быть «в ограниченно работоспособном техническом состоянии», иметь определенный износ конструктивных элементов или стоимость капремонта 1 кв. м.

в таком строении превышает определенную цифру. Но при этом период домостроения, порядок признания зданий «ограниченно работоспособными», степень их износа и предельную стоимость ремонта определяют регионы.

Впрочем, в документе уточнена процедура ания жильцов домов о включении в программу КРТ: если в первом чтении разработка порядка ания отдавалась на откуп властям, то теперь речь идет об обязательном общем собрании собственников жилья.

К стройкам по-прежнему могут быть привлечены инвесторы — через конкурсы или аукционы, в которых смогут участвовать компании с минимум трехлетним опытом строительства, сдавшие хотя бы десятую части от той площади квартир, которые они собираются возводить в ходе КРТ.

Евгений Москвичев ранее сообщал “Ъ” об ускорении программ расселения ветхого и аварийного жилья как главной цели законопроекта: он сетовал, что более 40% многоквартирного фонда в РФ старше 50 лет, а построить новое жилье за счет бюджета невозможно. Олег Мельниченко говорил, что в законодательстве «нет механизмов расселения домов, не признанных аварийными», тогда как в РФ около 1 млрд кв. м . жилья построено в 1950–1970-е годы.

Зампред думского комитета по транспорту Павел Федяев прогнозировал: «если ничего не делать», к 2030 году в РФ будет 30 млн кв. м аварийного жилья, стоимость расселения которого он оценил в 2 трлн руб.

В правительстве РФ оценивают площадь жилья в РФ в 3,8 млрд кв. м, из которых 2,4 млрд составляют многоквартирные дома. Вице-премьер Марат Хуснуллин напомнил о задачах строить в РФ по 120 млн кв. м жилья в год, дав понять, что «каждый пятый дом в стране в течение десяти лет должен стать новым».

Отметим, многое в законопроекте взято из нормативной базы по программе реновации в Москве. Так, переселенцам обещано равнозначное жилье (по числу комнат и площади) в своем населенном пункте, а если тот имеет «внутригородское деление» — в том же районе.

Собственники также могут выбрать взамен старой равноценную квартиру или денежную компенсацию. При отказе выселяться это делается принудительно по решению суда. В год расселения переселенцы освобождаются от уплаты взносов за капремонт старого жилья.

Само понятие реновации в документе при этом не упоминается.

Господин Федяев сказал, что к законопроекту поступила 131 поправка, а текст ко второму чтению «поддержали все 85 регионов».

Главу комитета Госдумы по жилищной политике Галину Хованскую возмутила передача критериев по включению зданий в КРТ жилой застройки на уровень регионов: «Это недопустимо: так любой дом можно включить в границы территории».

— «В Москве мы сносим панельные дома, а где-то люди живут в бараках, у них туалет на улице и электричества нет»,— отреагировал на это Павел Федяев, заверив, что конкретные критерии записать в поправках нельзя.

Эксперт площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук называет неоднозначным решением исключение из поправок оговорки, что КРТ осуществляется в отношении застроенной территории, 50% которой занимают дома, включенные в программы сноса и реконструкции.

По мнению вице-президента Центра стратегических разработок Екатерины Папченковой, поправки, с одной стороны, «расширяют свободу региона» по изъятию земель, что «может в некоторых случаях вести к злоупотреблениям».

С другой стороны, отмечает эксперт, эти пределы ограничивает появившееся ко второму чтению положение о том, что вся территория должна быть застроена аварийными, ветхими и другими домами с критериями, которые должны соответствовать определенным требованиям.

Впрочем, добавляет господин Склянчук, логика законопроекта остается прежней: при формировании земельного участка для КРТ производится оценка экономики всего проекта и связанных с выплатами возмещений.

Сужают возможности для изъятия собственности, по мнению госпожи Папченковой, и указанные в поправках цели КРТ, которые должны служить достижению общественного интереса.

Для сравнения Екатерина Папченкова приводит регулирование немецкого градостроительного кодекса: там для аналогичного КРТ-механизма нет четких критериев выбора территории (они отданы на откуп регионов), но главный из них — меры развития должны служить общественному благу, а не частным интересам. «В целом большую роль будут играть суды при оценке законности изъятия объектов в рамках КРТ»,— заключает она. По мнению авторов законопроекта, программы КРТ смогут затронуть 5–6 млн жителей.

Александр Воронов, Евгения Крючкова

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4626758

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о новых механизмах расселения аварийных домов

Закон о ветхом жилье

27 декабря 2019 года Президентом России Владимиром Путиным подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда».

Федеральный закон от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ принят Государственной Думой 18 декабря 2019 года, и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года. Документ опубликован на официальном портале правовой информации и уже вступил в силу.

Данным федеральным законом предусматривается внесение в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений, уточняющих полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части, касающейся признания жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Поправки, внесенные в Жилищный Кодекс и 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в совокупности направлены на совершенствование правовых механизмов обеспечения жилищных прав собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными, и на достижение целей федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Закон сохраняет все существующие механизмы расселения аварийного жилищного фонда. Как и прежде, наниматели жилья при переселении из муниципального аварийного фонда будут получать новые квартиры по принципу «метр в метр».

Что касается собственников аварийного жилья, то закон теперь уточняет, что в размер возмещения за изымаемое у них жилое помещение должна включаться рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Кроме того, принятые поправки в закон дают региональным органам власти право выбрать дополнительные меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда.

Так, средства, предоставляемые Фондом содействия реформированию ЖКХ, теперь могут быть использованы для возмещения собственникам аварийного жилья части расходов на уплату процентов по ипотеке в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, использованными на приобретение (строительство) жилых помещений.

Кроме того, субъектом РФ может быть принято решение о предоставлении собственникам аварийного жилья субсидии на возмещение им части затрат на приобретение другого жилого помещения.

При этом субсидии на их приобретение (строительство) могут предоставляться в размере, не превышающем разницу между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением.

Еще одной мерой поддержки может быть предоставление жилья в наемных домах.

Однако воспользоваться такими мерами социальной поддержки смогут лишь граждане, у которых квартира в аварийном доме является единственным зарегистрированным жильем.

Граждане, у которых в собственности есть иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, либо занимаемые ими на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в процессе расселения аварийных домов смогут получить лишь выкупную стоимость за помещение, находящееся в их собственности.

Кроме того, в целях исключения злоупотреблений и необоснованного получения государственной поддержки, закон предусматривает, что другое жилье, взамен непригодного для проживания, не предоставляется гражданам, приобретшим право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным (кроме граждан, приобретших такое право в результате наследования). Таким гражданам выплачивается лишь возмещение за аварийное жилье, причем в размере, не превышающем стоимость приобретения ими такого жилого помещения.

Законом расширен перечень возможных направлений использования средств финансовой поддержки, предоставляемых государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства субъектам Российской Федерации на реализацию программ переселения.

Средства Фонда ЖКХ могут быть направлены субъектом РФ на создание маневренного жилого фонда.

При этом жильцам аварийных домов, проживание в которых создает угрозу жизни людей, региональные или муниципальные власти, согласно поправкам, теперь обязаны предоставить временное жилье из маневренного фонда на срок до двух лет.

До окончания этого срока власти должны обеспечить граждан новым жильем, выплатить им денежное возмещение за изымаемое жилое помещение в аварийном доме.

Средства Фонда могут расходоваться на приобретение для переселяемых граждан жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в тех, строительство которых не завершено, а также в домах блокированной застройки.

Данная норма действовала и раньше, однако, законом уточнено, что данные помещения могут предоставляться гражданам в собственность (по договору мены), по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договору найма жилого помещения маневренного фонда.

Таким образом, новые нормы расселения аварийного жилого фонда позволяют предложить людям максимально гибкий набор мер государственной поддержки.

Законом предусмотрен мотивационный механизм для привлечения инвесторов в проекты развития застроенных территорий.

Речь идет о предоставлении субсидии для тех застройщиков, которые заключат с органами местного самоуправления договоры о развитии застроенных территорий, или договоры о комплексном развитии территорий, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по приобретению для переселяемых граждан жилых помещений или выплату им возмещения.

Эта субсидия будет предоставляться по мере исполнения застройщиками своих обязательств, и не может превышать 25% нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.

Закон теперь также защищает инвестиционно-привлекательные земельные участки от коммерческого использования. Поправками закрепляется принцип целевого использования территорий из-под расселяемых аварийных домов.

На освободившихся земельных участках допускается размещение исключительно объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управлении, обустройство мест для занятий спортом, физкультурой, пешими прогулками, парков, садов, скверов, размещение жилых помещений, строительство которых осуществляется за счет бюджетных средств. Данное условие не распространяется на те участки, на которых располагались указанные многоквартирные дома, если переселение граждан из таких домов осуществлялось в рамках реализации договора о развитии застроенной территории и (или) договора о комплексном развитии территории.

В случае нарушения этого условия, предоставленная финансовая поддержка Фонда ЖКХ подлежит возврату в размере средств, полученных субъектом Российской Федерации, и использованных на переселение граждан из многоквартирных домов, ранее располагавшихся на земельных участках, использованных в нарушение данного условия.

Помимо этого, уточняются порядок предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ на проведение капитального ремонта и на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, порядок возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств госкорпорации, устанавливаются особенности предоставления Фондом ЖКХ финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года.

Напомним, к разработке законопроекта Минстрой России и Фонд ЖКХ приступили летом 2018 года. За прошедшее время была проведена работа по анализу программ расселения аварийного жилья, осуществлявшихся в последние 10 лет. Он показал, что в этой области регионами и Фондом ЖКХ был накоплен большой практический опыт, который и был использован при разработке положений закона.

– За субъектами РФ остается право самостоятельно выбрать меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда.

Средства федерального бюджета могут быть использованы для субсидирования льготной ипотеки, создания маневренного жилого фонда.

Кроме того, поправки позволят нам активнее привлекать бизнес для решения задач по расселению аварийных домов, формируя в наших городах комфортные условия для жизни, – подчеркнул глава Минстроя России Владимир Якушев.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Источник: https://fondgkh.ru/news/prezident-rossii-vladimir-putin-podpisal-federalnyy-zakon-o-novykh-mekhanizmakh-rasseleniya-avariynykh-domov/

Госдума приняла законопроект о механизмах расселения аварийного жилья

Закон о ветхом жилье

Законопроект о совершенствовании механизмов расселения аварийного и ветхого жилья принят 17 ноября Госдумой в первом чтении. Он даст возможность привлечь частные инвестиции в расселение территорий, занятых сейчас разваливающимися домами.

Этот законопроект – прорывная идея, позволяющая решить сразу несколько проблем, с которыми сталкивается большинство российских городов, считает замглавы минстроя Максим Егоров.

Программа расселения аварийного жилья идет сейчас с опережением плана. Однако в нее входят только те дома, которые были признаны аварийными до 2017 года. А к ее финалу в 2024 году будет признано аварийным еще около 15 млн кв. м жилья.

К 2030 же году цифра удвоится, прогнозирует ведомство.

Россияне стали активнее ставить недвижимость на учет

Ныне действующие программы помогают замедлить рост доли непригодных домов, но не остановить его, подчеркивает Егоров. К тому же ныне действующий порядок не дает комплексно улучшать облик городов.

“Мы создаем новые общественные пространства, парки, скверы, набережные, точки притяжения… Но когда рядом стоят обветшалые или аварийные жилые дома, это значительно снижает общий эффект”, – отмечает он. Расселение аварийных домов сегодня идет скорее “точечно”, отмечают в минстрое.

Это создает неудобства для жителей, не позволяет привлечь инвесторов, а также масштабно обновить изношенную на 60-70% коммунальную инфраструктуру. “У нас есть комплексные программы к развитию городской среды, к внедрению цифровых технологий в городское управление.

Теперь так же комплексно мы должны заняться непосредственно и аварийными домами”, – считает Егоров.

Принятие законопроекта позволит расселять не строго аварийный дом, а целый микрорайон, где среди аварийных домов и промзон (такие участки должны занимать не менее половины территории) есть и здания, не признанные аварийными.

“Если в Москве инвестор может прийти на один дом, то в регионах на одном доме эта история экономически нецелесообразна, – говорит исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капремонта Анна Мамонова.

– Формат объединения работ на одной территории в один проект создаст экономический интерес для инвесторов”.

Кроме того, комплексный подход удобен для жителей, подчеркивает она, все работы проводятся синхронно и не доставляют лишних неудобств.

Участки для расселения подобраны в 19 регионах

“В действующем паспорте нацпроекта внебюджетное финансирование при расселении аварийных домов составляет всего 2%. Идет колоссальная нагрузка на бюджетную систему страны”, – отмечает эксперт тематической площадки ОНФ “Жилье и городская среда” Павел Склянчук.

Основной тормоз для привлечения инвесторов сейчас в том, что в законодательстве нет порядка выкупа недвижимости, расположенной в границах территории, подлежащей развитию, говорит он.

“Муниципалитет в рамках отведенных бюджетных лимитов из двух рядом стоящих бараков по факту признает аварийным только один, а содержание другого перекладывает на систему капремонта.

В итоге получается, что ремонтируют ветхий дом с высокой степенью износа, что нецелесообразно, а муниципалитет не получает нормальный земельный участок для городских нужд”, – объясняет Склянчук.

Государственно-частное партнерство – стандартная практика реализации дорогостоящих проектов во многих других странах, в числе которых США, Канада, Австралия, Южная Корея. Предполагается, что привлечение инвесторов будет возможно с использованием как конкурса, так и аукциона. Это позволит минимизировать риск участия в расселении недобросовестных застройщиков.

Преимуществом для застройщика в предлагаемом механизме является возможность заранее рассчитать примерные затраты на переселение жильцов, говорит президент Национального объединения застройщиков жилья Леонид Казинец.

Сейчас этого нет, и девелоперам нужно по отдельности договариваться с каждым собственником: “Можно отселить 199 квартир в 200-квартирном доме и застрять с последней квартирой на долгие годы.

Поэтому сейчас частные инвестиции в реновацию невозможны. Слишком велики риски”.

Решение о “модернизации” застроенной территории будут принимать региональные органы власти. На месте сносимых домов они смогут сформировать обширные общественные пространства, предусмотреть строительство социальных объектов, развитие сферы услуг для местных жителей, создание новых рабочих мест.

Эффект от программы ощутят и жители соседних микрорайонов – после модернизации территории может вырасти стоимость их жилья. “Не каждый мэр или губернатор рискнет запустить у себя подобный проект реновации. Но тот, кто это сделает, будет иметь все возможности совершить качественную революцию в градостроительной политике своих городов.

Надо дать смелым инструменты, они им сегодня очень нужны”, – считает первый зампредседателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов.

Более 250 тысяч семей улучшили жилье благодаря льготной ипотеке

Окончательное решение о переселении будут принимать жители. У проживающих в ветхом жилье будет возможность проать, вступать или нет в программу. Необходимо, чтобы две трети жильцов одобрили эту идею.

Сейчас решение о реконструкции дома должны принимать 100% собственников, отмечает зампредседателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев.

Снижение количества “за” позволит большинству жильцов не идти на поводу у меньшинства, которое зачастую “всегда против всего”, отмечает он. Предусмотрена возможность выхода дома из программы, если часть жильцов изменит решение.

Кроме того, жители будут ать и на стадии публичных слушаний. То есть фактически существует сразу два барьера, которые дадут им возможность повлиять на решения о развитии района.

Опасения, что ради “лакомого” куска земли в центре города будут сноситься и вполне крепкие дома, необоснованны, считает Казинец: “Невозможно представить ситуацию, чтобы более 70% жителей современного, “крепкого” дома проали за расселение”.

Законопроект также дает механизмы по ликвидации самостроев и объектов, не соответствующих градостроительному регламенту, что поможет урегулировать множество конфликтов, добавляет директор АНП “Национальный Жилищный Конгресс” Татьяна Вепрецкая.

Жителям, которые согласятся на участие в программе, предполагается давать равноценную либо равнозначную компенсацию – либо деньгами (размер возмещения будут рассчитывать по рыночным ценам), либо жильем. Это уточнят ко второму чтению законопроекта.

Работа над документом еще далеко не закончена. “Мы ни в коем случае не собираемся отказываться от приоритета права собственности и жилищных прав граждан”, – подчеркивает Пахомов.

Ко второму чтению должны быть доработаны критерии включения в программу как многоквартирных, так и индивидуальных домов, гаражей, дач, считает Вепрецкая.

Особое внимание должно уделяться жителям домов, которые попали в программу, но не являются ветхими и аварийными, так как их мотивация на обновление может обоснованно отсутствовать. “Для них нужно предусмотреть дополнительные гарантии”, – говорит Вепрецкая.

“В 19 регионах есть перспективные участки, на развитие которых могут быть заключены договоры развития застроенных территорий, здесь можно отметить активную работу региональных властей в Республике Марий Эл, Забайкальском крае, Нижегородской и Липецкой областях. В частности, один из проектов по комплексному развитию территорий может быть реализован в городе Йошкар-Ола”, – сообщил первый заместитель гендиректора Фонда содействия реформированию ЖКХ Олег Рурин.

Прямая речь

“Согласно национальным целям мы должны за 10 лет поставить один миллиард квадратных метров жилья… И каждый пятый квадратный метр жилья в стране в течение этого срока должен стать новым”, – сказал депутатам зампред правительства Марат Хуснуллин.

Он подчеркнул, что данный законопроект – это один из важнейших элементов комплексного плана.

“Когда мы обсуждали этот проект, все губернаторы выступили “за”, – напомнил он и особо подчеркнул, что регионы будут сами определять территории для комплексного развития.

Источник: https://rg.ru/2020/11/17/gosduma-priniala-zakonoproekt-o-mehanizmah-rasseleniia-avarijnogo-zhilia.html

Переселение из аварийного и ветхого жилья в 2020 году: условия, порядок и сроки переселения

Закон о ветхом жилье

Закон о переселении из аварийного жилья работает в РФ уже несколько десятков лет, и постоянно меняется.

С лета 2020 года межведомственные муниципальные комиссии не принимают решения без экспертизы независимой организации, в остальном порядок остался тот же.

Рассмотрим, когда дом считается ветхим или аварийным, кого могут переселить и куда, в какой порядке, а также права собственников при расселении и порядок действий в случае занижения рыночной стоимости квартиры.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 333-05-49 Бесплатный звонок для всей России.

Когда дом считается аварийным или ветхим?

Основания для признания многоквартирного дома аварийным указаны в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

Когда дом считается аварийным:

  1. Несоответствие санитарно-гигиенических требований, уровня радиационного фона, факторов источников вибрации, шума, электромагнитных полей.
  2. Разрушение, повреждение, деформация несущих конструкций, если есть опасность обрушения.
  3. Повреждение, разрушение дома в результате техногенной или иной аварии.

Также дом могут признать непригодным для проживания, если он находится в опасной зоне. Например, в зонах вероятных разрушений при авариях, оползней, снежных лавин, селевых потоков или в районах, которые регулярно затапливаются паводковыми водами, если подтопление невозможно предотвратить при помощи техники.

Примечание: просто так жилье не признают аварийным. Крайне важно, чтобы комиссия дала заключение, согласно которому даже капитальный ремонт не устранит недостатки. Если же можно просто провести капремонт, расселять никого не будут.

Пройдите опрос и юрист бесплатно расскажет как не допустить ошибок по сделке купли-продажи квартиры в вашем случае

Кто участвует в программе переселения?

Согласно закону о расселении аварийного жилья, участвовать в программе могут следующие категории граждан:

  1. Собственники квартир. Они могут получить другие квартиры или денежную компенсацию.
  2. Наниматели по договорам социального найма. Им предоставляется другое жилье с аналогичными параметрами.

Если квартира сдавалась квартиросъемщикам, договор найма с момента признания жилья аварийным прекращается. Собственник не несет перед ними никаких обязательств, но должен вернуть деньги за оставшиеся дни. Предоставлять другое жилье он не обязан.

Куда переселяют из аварийного жилья?

В рамках реализации программы переселения жителям аварийных домов предлагаются равнозначные квартиры, которые строятся специально для них и соответствуют всем требованиям:

  1. По площади.
  2. По расположению.
  3. По количеству комнат.

Важно, чтобы в результате переселения жилищные условия не были ухудшены.

Если же человек живет в аварийном доме по договору соцнайма, ему тоже предоставляется равнозначное жилье, но количество комнат может быть другое. Главное, чтобы она соответствовала требованиям по площади (п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14).

Примечание: вместо новой квартиры можно подать заявление о получении выкупной стоимости аварийного жилья. Она рассчитывается с учетом рыночных цен за вычетом реального износа. Такой способ не слишком выгоден, ведь в итоге собственник получит копейки, на которые нельзя купить другую недвижимость.

Планируете сделку по купле-продаже квартиры?Юристы бесплатно и подробно ответят на любой вопрос по сделке. Задайте вопрос, чтобы не тратить время на чтение!

Порядок переселения собственников из аварийного жилья

Процедура переселения из ветхого или аварийного жилья состоит из нескольких этапов. Для начала нужно обратиться с заявлением в межведомственную комиссию. Обычно ее функции выполняет жилищная инспекция при администрации муниципалитета. После этого проводится экспертиза, составляется заключение и принимается решение.

Рассмотрим каждый этап подробно.

Шаг 1: подача заявления

Подать заявление о признании дома аварийным вправе собственник, ТСЖ, наниматель, госжилнадзор, Перед этим они нужно обратиться к независимому эксперту, который обследует жилье, установит все недостатки и отразит их в заключении. С 2019 года это делается обязательно. Потом оценка состояния жилья снова проводится, но уже с участием комиссии.

Документы

При обращении в межведомственную комиссию понадобится:

  • заявление;
  • паспорт;
  • выписка из ЕГРН, подтверждающая право собственности;
  • поэтажный план дома;
  • экспертное заключение.

Обратите внимание! Если ранее в УК или ТСЖ подавались жалобы на неудовлетворительное состояние дома, желательно их копии тоже подать с остальными документами.

Шаг 2: проведение экспертизы

В ходе рассмотрения документов межведомственная комиссия определяет состав привлекаемых экспертов, организует проведение работ по оценке пригодности или непригодности жилого дома для постоянного проживания.

Во время экспертизы многоквартирный дом обследуется, по результатам оформляется заключение.

Шаг 3: рассмотрение документов

Представленные документы вместе с заключением рассматриваются администрацией в течение одного месяца. Если дом получил повреждения в результате ЧС, сроки сокращаются до 20 дней. Дополнительные сведения от других госорганов запрашиваются через систему межведомственного взаимодействия.

Шаг 4: принятие решения

Решение на основании заключения принимается большинством комиссии, оформляется в трех экземплярах. Один из них направляется заявителю. Если количество одинаково, решающим считается голос председателя комиссии. При принятии решения могут привлекаться представители других органов: градостроительства, архитектуры, эксперты.

На принятие решения отводится 30 дней с момента получения заключения. Если дом пострадал в результате аварии – 20 дней.

Важно! Если дому менее 5 лет, решение и заключение направляются и в прокуратуру для рассмотрения вопроса о привлечении застройщика к ответственности.

Шаг 5: постановка на очередь

Когда дом признают аварийным, сведения о собственниках передаются в госучреждение для постановки в очередь для получения жилья. Она может длиться и несколько лет, в каждом регионе разные сроки расселения.

Права собственника при расселении ветхого жилья

Собственники квартир, расположенных в авариных домах, имеют следующие права:

  1. Переселяться в другое жилье в тех же населенных пунктах. Например, если сносимая квартира находится в городе, отправить в село человека не могут.
  2. Получить недвижимость большей площади, если состоят на учете в качестве нуждающихся.
  3. Получить выкупную стоимость сносимого жилья вместо новой квартиры.

Совет юриста: если администрация настаивает на переселении в менее развитый район, стоит оспорить это распоряжение в суде. Ухудшение жилищных условий не должно допускаться, но многие об этом забывают.

Нужен договор купли-продажи?Подскажем как правильно составить договор и не допустить ошибок

Можно ли отказаться от переселения из аварийного жилья

Отказываться от переселения и получения компенсации нет смысла. Администрация подаст в суд заявление о принудительном выселении из аварийного дома, и тогда к делу подключатся и судебные приставы.

Если же проблема кроется в низкой выкупной стоимости, стоит заказать независимую экспертизу и оспорить предложение администрации в суде.

Судебная практика о переселении собственников из аварийного жилья

Чаще всего судами рассматриваются дела об оспаривании выкупной стоимости или взыскании компенсации вместо предоставления других квартир. Администрация может ссылаться на отсутствие денег в бюджете, но не всегда суды принимают сторону ответчиков.

Вот несколько таких примеров решений по реальным делам:

А вам положен налоговый вычет при покупке квартиры?Напишите нам и мы бесплатно проконсультируем по вопросам получения налогового вычета

Ответы юриста на частные вопросы

Законно ли требование администрации о сносе аварийного дома за счет собственников? Да. Согласно ч.4 ст. 32 ЖК РФ, требование о сносе дома в разумные сроки предъявляется к собственникам администрацией. Если это требование не выполняется, аварийный дом вместе с участком под ним изымают для муниципальных нужд.

Каковы правила реформы переселения из аварийного жилья в Москве? Программа переселения в столице осуществляется согласно Закону № 14 от 17.05.2017 «О дополнительных гарантиях…». Там более строгие требования к новым квартирам, чем в других регионах. Например, нельзя выдать квартиру меньшей площади или с меньшим количеством комнат.

Недвижимость выдается в тех же районах, где находятся аварийные дома, и отвечает городским стандартам благоустройства. Живу в одной квартире с бывшим мужем и сыном, у нас по ½ в праве собственности. Дом признали аварийным. Могут ли нам дать две квартиры, чтобы мы разъехались? Нет, две квартиры не дадут. Только одну, равнозначную по требованиям.

Дом разрушен в результате взрыва бытового газа, восстановлению не подлежит. Обязана ли администрация предоставить жильцам временное жилье? Да, обязана. Обычно людей расселяют в коммуналки или пункты временного размещения, потом выделяют квартиры.

Как проверить, признан ли дом аварийным? Посмотреть список домов, признанных аварийными и подлежащих расселению, можно на сайте местной администрации. Такие списки находятся в открытом доступе.

Заключение эксперта

Подведем итоги:

Источник: https://SocPrav.ru/pereselenie-iz-avarijnogo-zhilya

закона ФЗ №185 о ветхом и аварийном жилье

Закон о ветхом жилье

Каждый человек, проживающий в старой многоэтажке, должен изучать документацию, которая имеет отношение к признанию данного строения к аварийному жилью. Дело в том, что проживание в таких объектах является опасным и неприемлемым, поэтому государство стремится переселить граждан из таких домов.

Федеральный Закон : общие сведения

Переселение из дома может реализоваться по разным причинам:

  • он признан аварийным, поэтому собственники или наниматели переселяются в другие квартиры, а владельцы жилья могут получить компенсацию;
  • требуется проведение капремонта, поэтому все граждане переселяются во временные квартиры;
  • земля под домом необходима муниципальным властям для разных нужд.

Процедура считается специфической и сложной, причем с 2018 года в нее были внесены определенные изменения, которые коснулись собственников, так как они теперь для получения нового комфортного жилья должны уплачивать некоторые средства.

В какие сроки происходит переселение из аварийного жилья? Смотрите по ссылке.

Регулируется процесс ФЗ №185, который имеет отношение к расселению жилья.

Программа расселения ветхого и аварийного жилья на основании ФЗ № 185, смотрите в этом видео:

Что должны знать жильцы домов

Люди, проживающие в аварийном доме, должны знать многие важные сведения:

  • жизнь в таком строении является опасной, так как существует вероятность его обрушения или аварии в инженерных коммуникациях;
  • власти города должны найти для всех жильцов новые места для жизни;
  • новое жилье должно обладать той же квадратурой, а также находиться в том же районе города;
  • собственники могут выбрать не только новое жилье, но и компенсацию;
  • если владельцы квартир выбирают новое жилье, то они должны заплатить за его получение некоторую сумму, а если она у них отсутствует, то они подписывают с муниципалитетом договор соцнайма.

Основные положения законодательства

Значимые сведения о переселении содержатся в ФЗ №185. Здесь указывается возможность для владельцев жилья получать компенсацию или новое жилье.

После получения компенсации собственник должен в течение полугода после подписания договора покинуть жилье, но другие условия могут прописываться в самом соглашении.

Основные цели ФЗ.

Нюансы действия программы в 2018 году

Признание дома аварийным зависит от разных факторов, причем сюда относятся:

  • износ деревянного дома должен быть меньше 65%, а каменного – 70%;
  • дома признаются аварийными, если они находятся в местах, где имеется возможность появления оползня или лавины;
  • имеются значимые разрушения фасада или фундамента, которые не могут быть отремонтированы;
  • если был сильный пожар, то проживание в таком строении является небезопасным, а также это относится к наводнениям или воздействиям других природных сил.

Собственники получают либо равноценное жилье, либо компенсацию, причем она должна быть равна рыночной цене объекта, для чего требуется проводить оценку.

Нередко граждане получают от муниципалитета квартиру с меньшим количеством комнат, но одинаковой квадратурой, а в этом случае даже суд может признать такие действия властей правомерными, если в фонде отсутствуют подходящие другие объекты.

Фз о расселении

ФЗ №188 и ФЗ №185 указывают на то, что если предлагается жилье в другом районе или иной квадратуры, то власти должны давать письменные разъяснения такой ситуации.

Жильцы аварийного дома составляют с муниципалитетом новый договор соцнайма.

О капитальном ремонте жилых домов.

Изменения, внесенные в госпрограмму в 2018 году

Фонд ЖКХ курирует процесс проведения капремонта и расселения граждан.

Нужно ли оплачивать коммунальные услуги в аварийном жилье? Ответы тут.

За счет него формируются региональные комиссии, которые производят оценку имеющихся домов и квартир, после чего решается, являются ли они аварийными.

Действия программы касаются только домов, которые официально являются аварийными по разным причинам.

Что по ФЗ №185 делает комиссия

После оценки здания формируется отчет, в котором содержатся важные сведения:

  • план строения;
  • заявления от жильцов об аварийном состоянии;
  • копии документов на квартиры;
  • заключение, на основании которого решается, включается ли дом в программу переселения.

Важно! Сами жильцы домов могут подавать заявления на проведение оценки.

Особенности переселения владельцев квартир

Собственники жилья могут выбрать компенсацию или новую квартиру. Так как новое жилье будет стоить дороже аварийного объекта, то они должны выплатить муниципалитету нужную сумму средств.

Как формируются списки? Смотрите тут.

Если у владельцев квартир отсутствуют необходимые деньги, то они могут заключить договор соцнайма или получить компенсацию.

Как обеспечивается законность действий местной власти при переселении из ветхого и аварийного жилья? Смотрите в этом видео:

Нюансы переселения и предоставления компенсации

Сам процесс делится на этапы:

  • проводится исследование жилья;
  • выносится решение комиссией;
  • если дом признается аварийным, то все наниматели расселяются по новым квартирам, для чего с ними составляется новый договор соцнайма;
  • собственники решают, будет ли ими получена компенсация или они получат новую квартиру;
  • составляются соответствующие соглашения.

Заключение

Таким образом, процесс переселения граждан из аварийного жилья регулируется ФЗ №185 и некоторыми другими законодательными актами.

Можно ли продать аварийное жилье по закону? Смотрите здесь.

Для этого должны учитываться основные нюансы процесса.

Для собственников предлагается два варианта, а наниматели переселяются в новые квартиры одинаковой квадратуры с составлением нового договора соцнайма.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже: Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Источник: http://ProNovostroyku.ru/yuridicheskie-voprosy/vy-selenie-i-rasselenie/zakon-185-fz.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.