Закон о холдинговых компаниях

Содержание

О холдингах, проект федерального закона от 22 февраля 2002 года №99049555-2

Закон о холдинговых компаниях

1.

Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение холдингов, права и обязанности их участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации холдингов.

2.

Законодательство Российской Федерации о холдингах состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

3.

Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, по отношению к холдингам, зарегистрированным и действующим на территории Российской Федерации, применяются правила международных договоров.

4. Особенности правового положения холдингов в сферах банковской и страховой деятельности могут устанавливаться соответствующими федеральными законами.

Статья 2. Понятие и условия создания холдинга

1.

Холдинг – совокупность двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения. В холдинг могут входить коммерческие организации различных организационно-правовых форм, если иное не установлено федеральными законами.

2.

Холдинговые отношения могут возникать при наличии хотя бы одного обстоятельства:

преобладающего участия одного хозяйственного общества или хозяйственного товарищества (головной компании) в уставном капитале другого хозяйственного общества, с оформлением путем внесения записей в реестр акционеров (записи по счету депо) или в устав участника холдинга о владении акциями (долями), обеспечивающими преобладающее участие в уставном капитале участника холдинга, либо внесения записи в устав хозяйственного общества – участника холдинга о праве головной компании давать ему обязательные указания. Под преобладающим участием в капитале хозяйственного общества (участника холдинга) понимается владение головной компанией акциями (долями) в размере, позволяющем в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом хозяйственного общества определять любые решения, принимаемые указанным хозяйственным обществом;

договора о создании холдинга между головной компанией и участниками холдинга или договора между головной компанией и участниками (учредителями, акционерами) других юридических лиц – участников холдинга;

решения собственников имущества, если все участники холдинга являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, и внесения соответствующих записей в уставы участников холдинга.

3.

Участник холдинга не может иметь преобладающего участия в уставном капитале головной компании. Участник холдинга (кроме головной компании) не может иметь преобладающего участия в уставном капитале другого участника (за исключением случаев возникновения холдинга в силу договора).

4. Дочерние хозяйственные общества головной компании входят в холдинг и могут выйти из холдинга только вместе с головной компанией.

Статья 3. Создание холдинга

1.

Холдинг образуется при возникновении между двумя и более его участниками холдинговых отношений при условиях, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

2.

Моментом возникновения холдинговых отношений считается:

внесение записи в реестр акционеров акционерного общества (запись по счету депо) о владении акционерами (участниками) акциями (долями), обеспечивающими им преобладающее участие в капитале участника холдинга;

вступление в силу соответствующего договора для холдингов, образованных в соответствии с договором;

внесение соответствующих изменений в уставы участников холдинга, являющихся унитарными предприятиями, на основании решения, принятого собственником имущества указанных предприятий.

3.

Головная компания и участник холдинга приобретают права и обязанности, вытекающие из холдинговых отношений (за исключением случаев возникновения холдинговых отношений в силу договора), с момента государственной регистрации соответствующих изменений в уставе участника холдинга.

Внесение записи в устав участника холдинга осуществляется в течение 6 месяцев с момента приобретения головной компанией акций (долей), обеспечивающих преобладающее участие в уставном капитале участника холдинга.

Если в течение 6 месяцев не внесена запись в устав участника холдинга, холдинг считается созданным без данного участника.

Статья 4. Ликвидация холдинга

Ликвидация холдинга осуществляется в случае:

вступления в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании холдинга;

ликвидации головной компании или всех участников холдинга по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

отчуждения головной компанией всех пакетов акций, долей участников холдинга, обеспечивающих преобладающее участие в их капитале;

расторжения (прекращения) договора между участниками о создании холдинга;

прекращения договора между головной компанией и акционерами (участниками, товарищами) других юридических лиц – участников холдинга;

отмены решения (правового акта), принятого в пределах своей компетенции собственником имущества унитарного предприятия, если все участники холдинга являются унитарными предприятиями.

Статья 5. Договор о создании холдинга

1.

Договор о создании холдинга должен определять:

наименование холдинга;

цель создания холдинга и основные виды его деятельности;

порядок осуществления головной компанией функций управления холдингом;

обязательства участников холдинга по объединению их активов в целях обеспечения его деятельности;

срок действия договора;

условия вхождения в холдинг и выхода из холдинга;

порядок ликвидации холдинга;

иные установленные настоящим Федеральным законом положения.

2.

Договор между участниками договорного холдинга может содержать следующие положения:

включение расходов на содержание головной компании в части управления холдингом в себестоимость продукции (работ, услуг) участников холдинга;

передача части прибыли участников холдинга головной компании, в том числе в случае, если головная компания не участвует в уставном капитале участников холдинга;

согласие участников холдинга на приобретение холдингом статуса консолидированной группы налогоплательщиков по федеральным налогам.

3.

Договор о создании холдинга должен быть утвержден собранием акционеров или участников юридических лиц – участников холдинга, если иной порядок не установлен учредительными документами этих юридических лиц.

4. Иные условия договора о создании холдинга устанавливаются его участниками самостоятельно, исходя из специфики деятельности, целей и задач образуемого холдинга, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Холдинг с участием унитарных предприятий

Участие государственных и муниципальных унитарных предприятий в холдингах регулируется настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами постольку, поскольку иное не установлено законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Статья 7. Государственная регистрация холдингов

1.

Холдинги, приобретающие статус консолидированной группы налогоплательщиков по федеральным налогам и сборам, подлежат государственной регистрации.

2.

Государственная регистрация холдингов, приобретающих статус консолидированной группы налогоплательщиков, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее – уполномоченный государственный орган). Уполномоченный государственный орган ведет единый банк данных – государственный реестр холдингов, содержащий все необходимые сведения о государственной регистрации холдингов.

Статья 8. Порядок государственной регистрации холдинга

1.

Порядок государственной регистрации холдинга устанавливается Правительством Российской Федерации.

2.

Для осуществления государственной регистрации холдинга его головная компания представляет в уполномоченный государственный орган следующие документы:

заявку на регистрацию холдинга;

договор (договоры), на основании которого возникли холдинговые отношения (в случае возникновения холдинга в силу договора), или документы, подтверждающие преобладающее участие головной компании в уставном капитале других участников холдинга (в случае возникновения холдинга по данному основанию);

нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации;

справку из налогового органа об отсутствии задолженности головной компании по налогам и сборам за предшествующий налоговый период.

3.

В результате рассмотрения документов уполномоченный государственный орган в месячный срок принимает одно из следующих решений:

об отказе в государственной регистрации холдинга;

о государственной регистрации холдинга.

Не допускается отказ в государственной регистрации холдинга по мотивам нецелесообразности его создания.

4. Государственная регистрация холдинга подтверждается выдачей головной компании свидетельства установленного образца. Государственная регистрация холдинга дает право головной компании на обращение в соответствующий налоговый орган для перевода всех участников холдинга на консолидированную налоговую обязанность.

5. Отказ в государственной регистрации холдинга может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Управление в холдинге

1.

Управление в холдинге осуществляется головной компанией.

2.

Управление в холдинге – осуществление головной компанией действий по управлению собственностью, контрольными пакетами акций (долей), инвестиционной и производственно-хозяйственной деятельностью юридических лиц, входящих в холдинг, а также иных предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации действий.

3.

Головная компания имеет право на:

проведение единой инвестиционной, технологической, производственно-хозяйственной, финансовой и научно-технической политики холдинга;

утверждение планов перспективного производственного и социального развития холдинга;

определение основных технико-экономических показателей производственной деятельности холдинга;

определение направлений использования прибыли и других финансовых источников участников холдинга;

представление отчетности об итогах финансово-хозяйственной деятельности холдинга в порядке, установленном законодательством;

утверждение форм отчетности, отражающих производственно-хозяйственную деятельность участников холдинга.

Статья 10. Консолидированные учет и отчетность холдинга

1.

В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, договором о создании холдинга, участники холдинга могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс холдинга.

2.

Холдинг может быть признан консолидированной группой налогоплательщиков по федеральным налогам и сборам на основании заявления головной компании в соответствующий налоговый орган. Холдинги, возникающие в силу договора, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков не ранее чем через год после вступления в силу договора.

3.

Консолидация налоговой обязанности по региональным налогам и сборам осуществляется для участников холдинга, имеющих местонахождение на территории одного субъекта Российской Федерации.

4. Признание холдинга консолидированной группой налогоплательщиков, а также особенности налогообложения операций между участниками холдинга устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.

5. Ведение сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса холдинга осуществляется головной компанией по месту ее государственной регистрации. Ответственность за ведение консолидированных учета и отчетности перед государственными органами несет головная компания.

Статья 11. Ответственность участников холдинга

1.

Участники холдинга не несут ответственность по долгам головной компании.

2.

Головная компания, которая имеет право давать участнику холдинга обязательные для исполнения им указания, отвечает солидарно с участником холдинга по сделкам, заключенным участником холдинга во исполнение таких указаний.

3.

В случае несостоятельности (банкротства) участника холдинга по вине головной компании последняя несет субсидиарную ответственность по его долгам. Несостоятельность (банкротство) участника холдинга считается происшедшей по вине головной компании только в случае, если головная компания использовала право давать участнику холдинга обязательные для исполнения им указания в целях совершения участником холдинга действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) участника холдинга.

4. Участники холдинга вправе требовать возмещения головной компанией убытков, причиненных по ее вине участнику холдинга.

Статья 12. Заключительные и переходные положения

1.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2.

Впредь до принятия Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих порядок государственной регистрации холдингов, их государственная регистрация осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О финансово-промышленных группах”, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

3.

Учредительные документы юридических лиц, входящих в холдинги, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее шести месяцев со дня его официального опубликования.

4. До принятия федерального закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях участие государственных и муниципальных унитарных предприятий в холдингах регулируется указами Президента Российской Федерации в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

ПрезидентРоссийской Федерации

Москва, Кремль”___” ______ годаN ___     

     Текст документа сверен по:

рассылка

Источник: http://docs.cntd.ru/document/901811275

Проблемы холдингового законодательства

Закон о холдинговых компаниях

Рассматривая российское холдинговое законодательство, необходимо рассмотреть его краеугольные камни: Федеральный закон “О холдингах” – его основные положения, проблемы, этапы рассмотрения и причины отклонения. Также следует проанализировать действующее на данный момент Временное положение о холдинговых компаниях.

Проект федерального закона “О холдингах”

Закон “О холдингах” был принят Госдумой 28 июня, одобрен Советом Федерации 7 июля и отклонен Президентом РФ Владимиром Путиным 20 июля 2000 г.

В заключении на закон Президент отметил, что при его разработке “четко не была определена экономическая и юридическая цель создания и регламентации деятельности такого образования, как холдинг, в результате чего закон содержит большое количество неясных положений, применение которых затруднено”.

Помимо этого, было отмечено, что отдельные положения закона противоречат Гражданскому кодексу РФ и иным федеральным законам (банковскому законодательству и др.). Госдума на пленарном заседании приняла Постановление “О создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом РФ федерального закона “О холдингах”.

Кроме того что закон вступал в противоречие с целым рядом законодательных актов, несовершенно было и содержание документа: единственное новшество заключалось в том, что участники холдинга могли быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков.

Законопроект был направлен на установление основ правового положения и деятельности холдингов во всех сферах экономической деятельности, в частности, в банковской и страховой.

Целью закона являлось формирование правовых инструментов для создания крупных интегрированных структур, способных максимально сконцентрировать имеющиеся ресурсы, повысить эффективность инвестиционных процессов, обеспечить возможности для оперативного перераспределения средств, отвечающих за повышение их конкурентоспособности на рынке, и улучшение финансово-экономического состояния предприятий, входящих в холдинг.

Сопредседатель согласительной комиссии Адриан Пузановский представил в согласительной редакции отклоненный Советом Федерации федеральный закон “О холдингах”. Он сообщил, что в результате согласования концепция закона не претерпела изменений.

В то же время члены согласительной комиссии отвергли предложение Совета Федерации о преобладающей роли государства и о ликвидации “холдинга” Указом Правительства. Пузановский отметил, что члены Совета Федерации согласились с замечаниями депутатов Госдумы.

Представитель Правительства Андрей Шаронов сказал, что отзыв Правительства отрицательный, так как закон вторгается в ведение российского законодательства и не решает проблемы перекрестного владения акциями, а также противоречит Конституции и Гражданскому кодексу.

14 мая 1999 г. проект закона “О холдингах” был внесен на рассмотрение Думы депутатами Владимиром Гусевым, Анатолием Лукьяновым и Адрианом Пузановским. С 20 октября по 1 декабря 1999 г. закон “О холдингах” был принят Госдумой в трех чтениях. 22 декабря Совет Федерации отклонил закон со словами “холдинги ущемят интересы регионов”.

Впрочем, согласительная комиссия сняла опасения сенаторов, а 7 июля 2000 г. Совет Федерации одобрил согласованный с Думой вариант закона. Однако уже через две недели, 20 июля, закон “О холдингах” был отклонен Президентом по причине “наличия в законопроекте большого количества неясных положений”.

18 октября Госдума постановила создать согласительную комиссию, призванную доработать закон с учетом замечаний Президента. В марте 2000-го в своем Послании Федеральному Собранию Владимир Путин впервые озвучивает тезисы о развитии оборонного комплекса и говорит о необходимости консолидации усилий государства и частных вертикально-интегрированных структур.

Вскоре за доработку закона принялось Главное государственно-правовое управление Президента РФ. В итоге были окончательно определены три возможных условия для возникновения холдинговых отношений. Первым является “преобладание головной компании в капитале прочих юридических лиц”.

Также холдинг может быть учрежден на основании договорных отношений, и третья форма – холдинговая компания, образованная собственником имущества. В июле 2001 г. Дума повторно приняла закон “О холдингах” с учетом поправок Президента, однако Совет Федерации отклонил проект закона с подачи главы Минэкономразвития Германа Грефа. 11 октября 2001 г.

была создана согласительная комиссия, которая была призвана снять очередные противоречия, но и в редакции согласительной комиссии, уже с учетом предложений главы государства, закон был отклонен в феврале 2002 г. 7 июня 2002 г. на своем пленарном заседании Государственная Дума сняла проект закона “О холдингах” с повторного рассмотрения.

На этом была прекращена работа над законопроектом N 99049555-2, который, по оценке разработчиков, носил рамочный характер; а на взгляд специалистов, был недоработанным документом, слишком общим, отсылочным, не имеющим механизмов реализации многих содержащихся в нем положений (в последней редакции проекта было всего 13 статей).

В законопроекте совсем не затрагивались вопросы взаимоотношений холдингов с антимонопольными, налоговыми органами, не рассматривались аспекты внутренних взаимоотношений в холдинге, не было уделено внимания вопросам корпоративного управления и корпоративного контроля.

Также следовало бы ввести консолидированную отчетность участников холдинга, упрощенное налогообложение.

Интересно при этом, что холдинговые компании, многие из которых возглавляют известные предприниматели и политики, имеющие определенное влияние на законодательные органы, активно не инициировали принятие федерального закона “О холдингах”.

Холдинги выступают сегодня на рынке как закрытая система, подчиняясь в условиях чистого правового поля своим внутренним законам.

Законопроект о холдингах никто не лоббировал, поэтому он и не продвигался, следовательно, отсутствовала заинтересованность в его принятии. В принятии законопроекта “О холдингах” должно быть больше всех заинтересовано государство, чтобы оградить потенциально слабых участников имущественного оборота и обеспечить наполняемость бюджета за счет крупных холдинговых структур.

Но получается, что и государству в сложившейся ситуации также удобно: оно делегирует свои функции по управлению государственной собственностью крупным холдинговым компаниям. По сложившейся традиции эти структуры занимаются социальной сферой, обеспечивают занятость населения, т.е.

получается, что государство тоже пока не заинтересовано в наличии системного законодательства о холдингах. Пока закон “О холдингах” не принят, правовое регулирование холдингов носит отстающий от требований современной предпринимательской практики усеченно-фрагментарный характер.

При этом отсутствие системного правового регулирования в конечном счете не является фактором, запрещающим или даже ограничивающим осуществление предпринимательской деятельности в холдинговой форме, хотя это неудобно для специалистов, работающих в холдинге, непрозрачно для государства и кредиторов.

Для легитимного распределения головной компанией полученного кредита между участниками холдинга банки зачастую требуют создания простого товарищества либо подписания договора о совместной деятельности. Это удается, если холдинг создан на базе некогда единого предприятия и конечный продукт выработки является плодом совместных усилий всех участников холдинга.

В случае же диверсификации производства, когда участники холдинговой компании занимаются несхожими видами деятельности, подписание договора о совместной деятельности весьма затруднительно, так как представляет собой нарушение закона, выражающееся в незаконном, по сути, получении кредитных средств.

Закон “О холдингах” был отклонен, и в сфере интегрированных холдинговых структур до сих пор действует “Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества”, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. N 1392 “О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий”.

Анализ Временного положения о холдинговых компаниях, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. N 1392 “О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий”

Положение определяет холдинговую компанию как предприятие (вне зависимости от организационно-правовой формы), в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Холдинговые компании (и их дочерние предприятия) создаются в форме акционерных обществ открытого типа. Холдинговая компания может быть дочерним предприятием другой компании.

Временное положение определяет ряд ограничений на создание холдинговых компаний.

  1. Не допускается передача холдинговой компании или какому-либо из ее дочерних предприятий прав на сбыт третьим лицам продукции (работ, услуг) дочерних предприятий холдинговой компании (за исключением экспортных операций), а также регулирование холдинговой компанией в какой-либо форме цен на указанную продукцию (работы, услуги).
  2. Холдинговые компании создаются с согласия Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальных органов. Создание холдинговых компаний не допускается, если это приводит к монополизации производства тех или иных видов продукции (работ, услуг). Если холдинговая компания признана монополией по определенной группе однородных или взаимозаменяемых продуктов (товаров, работ, услуг), включена в реестр предприятий – монополистов по этой группе и реализует свое доминирующее положение на рынке посредством диктата цен, то на нее и на ее дочерние предприятия, производящие продукты указанной группы, распространяется действие санкций, предусмотренных антимонопольным законодательством.
  3. Не допускается создание холдинговой компании, владеющей контрольными пакетами акций предприятий, совокупная доля которых на федеральном или местном рынке определенной группы однородных или взаимозаменяемых продуктов составляет более 35%, либо предприятий, которые в совокупности реализуют третьим лицам более 35% общего объема однородных или взаимозаменяемых продуктов, производимых предприятиями, ранее входившими в концерн (корпорацию, союз, ассоциацию или иное объединение предприятий) или подведомственными одному органу государственного управления.
  4. Создание холдинговых компаний не допускается в следующих сферах деятельности (отраслях):
  • торговле товарами производственно-технического назначения (материально-техническое снабжение) и потребительскими товарами;
  • сельскохозяйственном производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и производственно-техническом обеспечении сельского хозяйства;
  • общественном питании и бытовом обслуживании населения;
  • транспорте (кроме железнодорожного, трубопроводного транспорта и предприятий, осуществляющих исключительно международные перевозки).

Создание холдинговой компании на основе государственных предприятий, на приватизацию которых наложены ограничения в соответствии с Государственной программой приватизации, не допускается до отмены этих ограничений соответствующими органами государственного управления.

  1. Создаваемые холдинговые компании не могут быть правопреемниками ранее существовавших концернов, корпораций, союзов, ассоциаций (в том числе государственных) или иных объединений предприятий, а также органов государственного управления.
  2. Комитеты в качестве учредителей холдинговых компаний вправе устанавливать в их уставах ограничения на характер предпринимательской деятельности и пределы правомочий по принятию решений, влияющих на деятельность дочерних предприятий, на основе рекомендаций Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур или его территориальных органов.
  3. Преобразование предприятия (подразделения) в дочернее предприятие допускается только с согласия его трудового коллектива, выраженного голосами более 1/2 всех работников и принятого решением общего собрания или подтвержденного подписными листами.

“Положение” закрепляет три способа создания холдинговой компании:

  1. при преобразовании крупных предприятий с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий;
  2. при объединении пакетов акций юридически самостоятельных предприятий;
  3. при учреждении новых акционерных обществ.

Предложения о создании холдинговых компаний должны содержать:

  • обоснование необходимости создания холдинговой компании, цели и задачи ее деятельности;
  • перечень предприятий (подразделений), предлагаемых для включения в создаваемую холдинговую компанию;
  • сведения о доле продуктов, производимых указанными предприятиями (подразделениями), на федеральном и местном рынках;
  • проекты учредительных документов холдинговой компании, устанавливающих полномочия ее органов управления, механизм взаимодействия холдинговой компании с дочерними предприятиями.

В приложении к заявке должны содержаться решения трудовых коллективов предприятий (подразделений), которые предлагается ввести в состав холдинговой компании в качестве дочерних предприятий.

Число участников (акционеров) холдинговой компании не ограничено.

Сведения о купле-продаже холдинговой компанией более 5% акций любого предприятия (в том числе ее дочернего) подлежат обязательному опубликованию в недельный срок с момента совершения сделки. Указанные сведения не могут быть отнесены к коммерческой тайне участников сделки.

Данное Временное положение фактически препятствует созданию корпоративных холдинговых структур, и для нормального функционирования необходимо, чтобы действие данного Временного положения не распространялось на создаваемую холдинговую структуру (действие Временного положения уже не распространяется на межгосударственную авиастроительную компанию “Ильюшин”, угольные компании, нефтяные компании, а также акционерные компании “Транснефть” и “Транснефтепродукт”; положения разд. 3 (“Финансовые холдинговые компании”) не применяются при оплате дополнительных акций, выпущенных открытым акционерным обществом “ТВЭЛ”, не применяются при создании открытого акционерного общества “Нефтяная компания “Лукойл”, действие разд. 3 не распространяется на Российское акционерное общество “ЕЭС России” и др.).

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/18123-problemy-kholdingovogo-zakonodatelstva

Проблемы Правового Положения Холдингов в России

Закон о холдинговых компаниях

В современной юридической практике можно выделить несколько типов (организационных форм) объединений юридических лиц, в которых каждый из участников сохраняет свою относительную (юридическую) самостоятельность.

Однако Гражданский Кодекс Российской Федерации, регламентирующий существование и деятельность юридических лиц в России, закрепляет юридический статус только за одной организационно-правовой формой подобных объединений — за ассоциациями (союзами), не смотря на все более широкое распространение такой формы предпринимательских объединений, как холдинги.

Сегодня общая тенденция субъектов предпринимательства к объединению в холдинговые структуры создает некоторые сложности, которые могут возникнуть даже при определении реальных владельцев (конечных бенефициаров ) тех или иных компаний.

В качестве примера могут послужить известные в России телепрограммы «НТВ» и «ТНТ», владельцем которых является один из крупнейших холдингов России «Газпром – Медиа Холдинг», который в свою очередь является дочерней компанией ПАО «Газпром».

Анализ понятия холдинга, холдинговых отношений, а также перспектив развития законодательства в данной сфере являются актуальными как с практической, так и с теоретической точки зрения.

Практическое значение состоит в том, что холдинги, являясь активными участниками экономического оборота, нуждаются в более полной, совершенной, а не фрагментарной правовой регламентации.

Теоретическое же значение заключается в переосмыслении принципа юридического равенства субъектов гражданского права, которое вызвано контролем и экономической зависимостью,лежащими в основе холдинговых отношений.

На сегодняшний день холдинговые компании являются активными участниками рынка и играют все более заметную роль в экономике страны. При этом многие организации используют в своем наименовании слова «холдинг» или «холдинговая компания», но единое, четкое доктринальное и законодательное закрепление понятий данных терминов отсутствует.

Стоит обратить внимание, что «четкого законодательного определения понятий холдинга и холдинговой компании нет не только в России, нои по большей части в других государствах. В разных государствах так называемые холдинги именуются разными терминами: например, в Германии — концернами, в Японии — кейруцу, в Корее — чеболем».

Подходы к определению понятия «холдинг»

Всего существует два подхода к определению понятия «холдинг» — узкий и широкий. В узком смысле холдинг представляет собой только материнскую компанию.

Так, в Российском энциклопедическом словаре холдинг определяется как «акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления контроля над ними».

В широком же смысле холдинг определяется как совокупность взаимосвязанных участников (хозяйствующих субъектов), осуществляющих совместную деятельность.

Такое определение дает профессор И.С.

Шиткина, котораяопределяет холдинг как «форму предпринимательского объединения, представляющую собой группу организаций (участников), основанную на отношениях экономической зависимости и контроля, участники которой, сохраняя формальную юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы – холдинговой компании (головной организации), которая, будучи центром холдингового объединения, в силу владения преобладающими долями участия в уставном капитале, договора или иных обстоятельств прямо или косвенно (через третьих лиц) оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками группы» .

Е.А. Суханов , В.А. Лаптев и Е.Н. Кравченко также определяют холдинг как совокупность материнской и дочерних, зависимых компаний.

Что говорит закон

Анализируя понятие холдинга, стоит указать и на содержащееся в проекте федерального закона «О холдинге» (далее проект) «широкое» определение холдинга.

Так в пункте 1 статьи 2 проекта законодатель определяет холдинг как «совокупность двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения» .

Однако проект, принятый Государственной Думой в 1999 году и одобренный Советом Федерации в 2000, был отклонен Президентом в 2001 году, а затем был отправлен на доработку, но Государственная Дума сняла проект с повторного рассмотрения, и по сегодняшний день подобных законопроектов на рассмотрение не вносилось.

В отсутствие такого специального закона «правовое регулирование холдингов приобретает отстающий от современной предпринимательской практики усечено-фрагментарный характер».

Очевидно, что закон «О холдинге» выгоден в первую очередь государству, а также кредиторам холдинговой компании, ведь отсутствие единого правового инструментария делает холдинговые отношения непрозрачными как для государства, так и для кредиторов.

Что же касается самих участников холдинга, то на наш взгляд, отсутствие специального законодательства предоставляет им абсолютную автономию и самостоятельность, возможность действовать по уже сложившимся общепринятым для холдингов правилам, а иногда и вовсе игнорируя их.

Так, для законного распределения кредитных средств головной компанией между иными участниками холдинга банки требуют подписания договора о совместной деятельности.

Такое возможно, когда холдинговая компания была основана на базе ранее существовавшего предприятия, и конечный продукт получен совместными усилиями всех участников холдинга.

Но если участники холдинга занимаются разнородной (технологически не связанной) деятельностью и не состоят в отношениях производственной (хозяйственной) кооперации, то подписание такого договора представляется проблематичным, ибо представляет собой нарушение закона.

Мнение экспертов

По мнению же ряда специалистов проект рассматриваемого федерального закона сформулирован его составителями неполно, был «сырым» и не в меру общим. В нем отсутствовала регламентация взаимоотношений холдинга с налоговым, антимонопольным органами, не урегулированы вопросы внутреннего взаимоотношения в холдингах, а также вопросы контроля и управления.

В связи с этим О.А. Лазарева предлагает избежать принятия специальных нормативно-правовых актов и урегулировать взаимоотношения «в холдинговых объединениях путем определения всевозможных изменений как в корпоративное, так и в антимонопольное законодательство».

При этом в настоящее время законодателем активно используется данная система. Так, Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее закон о конкуренции) от 26 июля 2006 г. заключает в себе определение «группа лиц» (ст. 9).

Помимо этого, в законе о конкуренции содержится норма о контроле над экономическими концентрациями (гл. 7), которая напрямую касается холдинговых объединений.

Закон о конкуренции относит к группе лиц холдинговые компании , определяя их в качестве самостоятельных и единых хозяйствующих субъектов. В свою очередь Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» закрепляет понятие банковского холдинга (субъекта банковских отношений), определяя его как «объединение юридических лиц, включающую хотя бы одну кредитную организацию» .

Что же в таком случае понимать под объединением юридических лиц под властью одной головной компании – холдингкак объединениелиц или холдинг как холдинговую компанию, управляющую самостоятельными компаниями, входящими в объединение?

Так, Н.Ю.

Псарева не дает четкого разграничения между рассматриваемыми предпринимательскими объединениями и понимает под «холдингом или холдинг-компанией общество, главной областью деятельности которого является рассчитанное на длительный срок участие в одном (или нескольких) самостоятельном(ых) в правовом отношении других обществ (дочерних), позволяющее ему определять и контролировать деятельность этих обществ».

Наша точка зрения

На наш взгляд, наиболее четкая позиция в отношении рассматриваемых понятий была предложена профессором И.С. Шиткиной. Автор указывает на то, чтопонятия «холдинг» и «холдинговая компания» являются равнозначными. При этом профессор выделяет холдинговую компанию (холдинг) в широком и узком смыслах.

Так, под холдинговой компанией в широком смысле И.С. Шиткина понимает «совокупность двух или более коммерческих организаций, одной из которых является основное (преобладающее) общество, а остальные — дочерние и (или) зависимые общества» .

В узком же смысле холдинговую компанию автор определяет, как основное(преобладающее) общество, «способное определять решения дочерних и зависимых обществ».

Анализ доктринальных исследований, относящихся к исследуемым предпринимательским объединениям, показал, чтоединое и четкое определение данных структур отсутствует. Такие противоречия нуждаются в разрешении средствами правового регулирования, в связи с чем, С.С.

Сулакшин предлагает развести и определить более четко понятия «холдинг» и «холдинговая компания» на законодательном уровне.

Автор считает необходимым «термин «холдинговая компания» применять к так называемой материнской или головнойкомпании, а термин «холдинг» — к совокупности всех связанных юридических лиц».

По причине отсутствия законодательного закрепления данных понятий на практике возникает немалое количество эпатажных, а порой и криминальных имущественных споров.

Так, используя процедуру банкротства субъекты предпринимательской деятельности могут получить контроль над конкурентами путем покупки долгов предприятия, в последующем осуществив нужные действия в соответствии с законодательством о банкротстве.

В законодательстве о банкротстве отсутствуют нормы, учитывающие особенности правового положения лиц, входящих в одну группу лиц с должником, при включении требований таких лиц в реестр требований к нему и получении большинства в собрании кредиторов.

При этом такие требования могут являться искусственно созданными: к примеру, образовываться путем заключения должником, предчувствующим свое скорое банкротство, договоров займа со своим аффилированным лицом, заведомое невозвращение заемных средств по которым откроет такому аффилированному лицу дорогу в реестр. Аффилированные кредиторы, оказавшись в большинстве, могут, к примеру, заключить мировое соглашение, условия которого будут максимально щадящими для должника.

Также процедура банкротства используется для целей преобразования или разделения частей холдинговых структур, отчуждения части какой-либо группы с последующим включением в свой холдинг.

Выводы

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что нормативно-правовая база, которая требуется для регулирования правового положения и деятельности крупных предпринимательских объединений, именуемых холдингами, в российском законодательстве практически отсутствует.

На наш взгляд, необходимым является принятие специального закона «О холдингах», который закрепил бы базовые понятия холдинговой формы предпринимательской деятельности, устранил бы противоречия и пробелы, имеющиеся в действующем гражданском, налоговом и антимонопольном законодательстве, а также стал бы преградой конфликтам, возникающим в вследствие злоупотребления хозяйствующими субъектами возможностями, предоставляемыми этими противоречиями и пробелами.

Похожие услуги юристов и бухгалтера:

Источник: https://urilogia.ru/spravochnaya/pravovoe-polozhenie-holdingov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.