Закон о запрете коллекторской деятельности

Содержание

Законопроект о деятельности по возврату просроченной задолженности физлиц:

Закон о запрете коллекторской деятельности

Минюст России планирует усовершенствовать нормативное правовое регулирование в области деятельности по внесудебному возврату просроченной задолженности физических лиц.

На прошлой неделе министерством был представлен текст проекта федерального закона “О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”1.

Действующее регулирование в указанной сфере, представленное Федеральным законом от 3 июля 2016 г.

№ 230-ФЗ “О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”, разработчики инициативы считают несовершенным.

Поэтому они предлагают обновить этот закон и при сохранении общей цели регулирования (защита прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности, направленной на возврат их просроченной задолженности) и отдельных концептуальных положений ввести ряд принципиальных нововведений.

Корректировка понятийного аппарата

К числу новелл законопроекта можно отнести появление понятия “автоматизированный интеллектуальный агент” (“робот-коллектор”), под которым понимается инструмент для отправки ых сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, который применяет систему генерации речи и поддерживает различные произвольные сценарии разговоров с должниками или иными лицами в зависимости от хода ведения диалога, получаемой от должников или иных лиц в ходе диалога информации. Также определен термин “профессиональная коллекторская организация” – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности, включенное в государственный реестр.

Кроме того, расшифровано понятие “телефонные переговоры” – способ взаимодействия путем использования средств телефонной связи, в результате которого устанавливается диалог между представителем кредитора или лица, действующего от его имени или в его интересах, и должником, в рамках которого они обмениваются информацией по вопросу возврата просроченной задолженности. Также в понятийном аппарате очерчен круг граждан, относимых к третьим лицам, – это любые физлица, включая членов семьи должника, родственников, иных проживающих с ним лиц, соседей.

Обязательный досудебный (претензионный) порядок возврата просроченной задолженности физлиц

Согласно законопроекту предъявлению кредитором требования о возврате просроченной задолженности в суд в обязательном порядке должно предшествовать направление такого требования должнику и получение от него отказа в исполнении требования либо неисполнения требования в 30-дневный срок после его получения либо неполучения ответа в тот же срок. Требование направляется должнику заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается ему под расписку или направляется кредитором на адрес электронной почты должника (если таковой был представлен). Допускается направление требования иным способом, оговоренным в соглашении между кредитором и должником.

Расширение перечня подконтрольных субъектов

Такое расширение авторы инициативы сами выделают в качестве основной особенности нового нормативно-правового регулирования, предлагаемого законопроектом.

Так, контрольные (надзорные) полномочия ФССП России предлагается распространить на все хозяйственные общества, осуществляющие деятельность по возврату просроченной задолженности физлиц, вне зависимости от того, заявлен ли в их учредительных документах такой вид деятельности в качестве основного или нет.

По подсчетам Минюста России, увеличение количества субъектов, в отношении которых ФССП России будет осуществлять контрольные (надзорные) полномочия в области возврата просроченной задолженности физлиц, будет существенным. Количество таких субъектов превысит 43 тыс.

, из которых: 300 – профессиональные коллекторские организации, 1900 – микрофинансовые организации, 800 – кредитные организации, 2,1 тыс. – кредитные потребительские кооперативы, 0,9 тыс. – сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, 4 тыс. – ломбарды, 20 тыс. – управляющие компании, 12,9 тыс.

– ресурсоснабжающие организации, 250 – региональные операторы по обращению с ТКО, 200 – операторы связи.

Изменение подходов к формированию государственного реестра организаций, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности

Часть предлагаемых поправок посвящена изменению подходов к формированию государственного реестра организаций, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности, возникшей из денежных обязательств физических лиц по договорам кредита (займа).

Так, в него планируется включать не только профессиональных коллекторов, но и организации, осуществляющие деятельность по возврату просроченной задолженности, возникшей из денежных обязательств физлиц по договорам кредита (займа). В их числе – кредитные и микрофинансовые организации, кредитные потребительские и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, ломбарды.

Эта мера вводится в целях соблюдения принципа “недопустимости множественного государственного контроля (надзора)”.

Преимущество от включения организации в госреестр проявится в полномочиях по осуществлению взаимодействия с должниками – включенным в реестр организациям будет разрешено взаимодействовать с должниками посредством личных встреч, телефонных переговоров, “робота-коллектора”, а также с использованием текстовых, ых и иных сообщений. Для юрлиц, которые не включены в госреестр, перечень способов взаимодействия ограничивается только почтовыми отправлениями.

Однако следует иметь в виду, что включение в реестр влечет предъявление повышенных требований к организациям – например, в части ведения аудиозаписи всех случаев непосредственного взаимодействия, записи всех сообщений, хранения соответствующей информации, включая все бумажные документы, составленные и полученные в ходе осуществления деятельности по возврату долгов, в бумажном и электронном виде не менее двух лет. Также такие организации в обязательном порядке должны будут иметь свой сайт в Интернете, электронную почту и заключенный договор обязательного страхования ответственности.

Ограничения по субъектам, взаимодействующим с должником

Корректировки могут коснуться и перечня лиц, управомоченных осуществлять взаимодействие с должником, направленное на возврат просроченной задолженности посредством личных встреч, телефонных переговоров, с использованием “робота-коллектора”, текстовых, ых и иных сообщений. Во-первых, такое право будет распространяться только на тех кредиторов (включая новых кредиторов), сведения о которых внесены в госреестр. Во-вторых, этот список дополнится указанием на профессиональные коллекторские организации.

В свою очередь, возврат просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги смогут осуществлять только управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, ресурсоснабжающие организации, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым в соответствии с Жилищным кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

Также предусматривается новое полномочие ФССП России в части ограничения лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности физлиц, в применении отдельных способов взаимодействия с должниками.

Данное полномочие планируется применять с учетом предложений бизнес-сообщества, осуществляющего деятельность в области возврата просроченной задолженности физлиц.

В числе нововведений – и запрет требовать от третьего лица возврата просроченной задолженности, за исключением случаев, когда третье лицо является солидарным или субсидиарным должником.

Требования к профессиональным коллекторским организациям

Законопроектом не только вводится новое понятие – “профессиональные коллекторские организации”, но и устанавливаются требования к ним. К таковым организациям относятся только зарегистрированные на территории России лица, включенные в госреестр.

При этом в наименовании профессиональной коллекторской организации должно упоминаться словосочетание “профессиональная коллекторская организация” и указываться ее организационно-правовая форма.

Такое словосочетание разрешено использовать юрлицам, создаваемым для осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в течение 90 календарных дней со дня госрегистрации в качестве юрлица.

“Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации не может использовать в своем наименовании словосочетание “профессиональная коллекторская организация”, а также сочетание букв “пко”, – подчеркивается в тексте законопроекта.

В числе дополнительных требований к профессиональным коллекторским организациям – регистрация в форме хозяйственного общества, указание в учредительных документах на осуществление юрлицом деятельности по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, отсутствие не исполненного денежного обязательства, соответствие учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа организации и работников установленным требованиям.

Что планируется сохранить?

Основные правила совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц, менять не планируется. Это касается, в частности:

  • общих требований к осуществлению действий по возврату задолженности, предписывающих кредитору или иному лицу, действующему от его имени и в его интересах, при возврате просроченной задолженности действовать добросовестно и разумно;
  • перечня запрещенных действий (включая применение к должнику физической силы, уничтожение или повреждение имущества, применение опасных для жизни и здоровья людей методов, оказание психологического давления, введение в заблуждение и т.п.);
  • запрета на передачу третьим лицам сведений о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любых других персональных данных должника;
  • ограничения использования отдельных способов взаимодействия с должником (незначительные корректировки предполагается внести только в список способов непосредственного взаимодействия с должниками, дополнив его указанием на возможность использования автоматизированного интеллектуального агента “робота-коллектора”);
  • условий осуществления отдельных способов взаимодействия с должником (например, в части запрета на использование скрытых номеров);
  • возможности определения заключенным между должником и кредитором соглашением частоты взаимодействия с должником по инициативе кредитора;
  • особенностей ограничения или прекращения взаимодействия с должником;
  • невозможности привлечения организациями, осуществляющими деятельность по возврату просроченной задолженности физлиц, к взаимодействию с должником отдельных лиц (имеющих неснятую или непогашенную судимость за отдельные преступления, или лиц, находящихся за пределами территории России или с использованием международной телефонной связи) и т.д.

***

В случае одобрения законопроекта закрепленные в нем нормы начнут действовать с 1 января 2021 года.

До этого срока сведения о юридических лицах, включенных в госреестр юрлиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, должны быть внесены в обновленный государственный реестр в упрощенном порядке – без представления заявления о внесении сведений о юрлице в госреестр, копий учредительных документов и документов, подтверждающих наличие необходимых оборудования и программного обеспечения, копий документов, подтверждающих владение сайтом в Интернете, и т.п. Для отражения их в реестре достаточно будет соответствия юрлица требованиям, предъявляемым к профессиональным коллекторским организациям.

Публичное обсуждение и независимая антикоррупционная экспертиза законопроекта продлятся до 10 января 2020 года.

_____________________________

1 С текстом законопроекта “О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц” и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/11-19/00097204).

Источник: https://www.garant.ru/news/1310393/

Новый закон о коллекторах и коллекторской деятельности с 1 января 2020 года- о чем он, официальный текст, когда вступит в силу, последние новости, права коллекторов

Закон о запрете коллекторской деятельности

Новый закон о коллекторах и коллекторской деятельности призван упорядочить соответствующую сферу бизнеса, введя административную ответственность за превышение полномочий. До недавнего времени физические лица были лишены защиты государства от бесправных действий подобных организаций.

Официальный текст

Согласно ФЗ №353 «О потребительском займе» от 2013 года коллектором является представитель организации, основное занятие которой приобретение денежных требований, а затем взыскивание долга по ним с заемщика. Причем способы заставить людей выполнить взятые обязательства никак не регулировались государством.

В июне 2020 года был принят Госдумой, а затем одобрен Советом Федерации закон №230 «О защите законных интересов и прав физических лиц при осуществлении деятельности по возвращению просроченной задолженности», о чем он?

Новый правовой акт касается только просроченных займов физических лиц. Задолженности юридических лиц, а также долги по ЖКХ не учитываются.

Закон ограничивает действия коллекторских агентств и их представителей в отношении заемщика и регламентирует:

  • перечень лиц, имеющих право вести работу с должником по возврату средств;
  • методы воздействия на заемщика;
  • частоту контактов с физическим лицом, не выполнившим взятые обязательства;
  • любые контакты с родственниками должника.

Суть и содержание нового закона

По сути, новый закон призван защитить человека от бесправных действий взыскателей займа, а также внести определенный порядок в деятельность коллекторских бюро.

Теперь алгоритм действий кредитора по взысканию долга (с привлечением коллекторского агентства) начинается с уведомления об этом должника, но не позднее 1 месяца с начала просрочки по займу.

Новшества 2020

Все нововведения, отражающие существенные особенности нового правового акта, которые касаются действий коллекторов, рассмотрены в таблице ниже.

Взаимодействие с должником
Запрещается:Права коллекторов:
 1.   Скрывать ФИО представителя коллекторской компании и ее наименование (следует сообщать эту информацию каждый раз в начале взаимодействия с заемщиком). В письменных сообщениях, помимо этого обязательно указываются следующие сведения о кредиторе:   —   номер телефона (скрывать его запрещается при любых обстоятельствах);   —   ИНН;   —   ОГРН. 2.   Применять физическую силу. 3.   Угрожать расправой. 4.   Портить имущество должника, в том числе угрожать навредить его собственности. 5.   Оказывать психологическое давление на заемщика и его родственников. 6.   Любым способом унижать честь и достоинство должника, а также доносить до него неверную информацию относительно суммы долга, ответственности за неуплату и др. 1.   Личная встреча:   —   строго с 9.00 до 22.00 по рабочим дням;   —   с 9.00 до 20.00 по праздничным дням и выходным;   —   не более одного раза в неделю. 2.   Общение по телефону:   —   не чаще одного раза в сутки;   —   с 9.00 до 22.00 в рабочие дни (до 20 в праздники и выходные);   —   не чаще двух раз в неделю;   —   не более восьми раз в месяц. 3.   СМС, письма и другие текстовые и ые сообщения (с 20.00 до 22.00 в будни и до 20.00 в выходные):   —   не более двух раз в сутки;   —   четыре раза в неделю;   —   16 раз в месяц. 4.   Коллектор может заключить с должником специальное соглашение о взаимодействии, но второй вправе отозвать его в любой момент (уведомив кредитора по почте под расписку или через нотариуса).
Взаимодействие с родственниками или третьими лицами разрешается, если:
   —   на это есть согласие должника (письменное);   —   сами родственники не возражают;   —   у кредитора есть письменное подтверждение третьих лиц об их участии в подобных мероприятиях.
Отказ должника от взаимодействия возможен, если он произошел:
   —   не ранее 4 месяцев после начала просрочки основного долга;   —   не ранее 2 месяцев после вступления в силу судебного постановления о взыскании долга (при наличии заявления об отказе взаимодействия);   —   не ранее одного месяца после вступления в силу судебного решения о взыскании долга (если заявление о нежелании взаимодействовать с кредитором, еще не было составлено).Представителем должника может быть только адвокат (о наличии которого следует уведомить коллектора).Кредитор обязан разъяснить заемщику все правила оформления заявления об отказе сотрудничать.
Разглашение сведений
Передача кредитором кому-либо информации о займе или личных данных должника запрещена. Это требование включает в себя распространение сведений через:   —   интернет;   —   телефон;   —   надписи в доме пребывания или прописки заемщика;   —   сообщения по месту работы должника и др.
Коллекторы могут взаимодействовать с заемщиком, если он:
   —   недееспособен;   —   несовершеннолетний (кроме законно эмансипированных лиц);   —   инвалид 1 группы;   —   признан судом банкротом;   —   находится на лечении в больнице.
Запрещается:
   —   продажа долга кредитной организацией третьим лицам без согласия заемщика;   —   сокрытие телефонных номеров или электронных адресов при осуществлении работы (все контакты должны официально принадлежать коллекторскому агентству);   —   привлечение более одного агентства для работы с должником.

Кроме вышеперечисленных новшеств, Правительство РФ собирается создать специальный орган, регулирующий деятельность коллекторских компаний, а именно:

  • ведущий реестр подобных организаций;
  • осуществляющий мониторинг кредитного рынка;
  • контролирующий своих представителей;
  • своевременно реагирующий на нарушения в этой сфере бизнеса.

Кто может осуществлять коллекторскую деятельность

По принятому закону круг лиц и организаций, имеющих право взимать долги с заемщика, ограничен. Это может быть:

  • компания, непосредственно предоставившая заем;
  • банк, одобривший кредит;
  • организация, к которой перешло право взимания долга (со статусом банка или коллектора, включенного в госреестр).

Критерии отбора коллекторских агентств следующие:

  • основной вид деятельности — возвращением долгов по кредитам;
  • хорошая деловая репутация;
  • нахождение на учете в госреестре;
  • наличие страхового договора на сумму не менее 10 млн. рублей в год (на случай причинения убытков заемщику в процессе работы);
  • отсутствие у представителей организации судимости (за преступления против личности, экономические нарушения и др.);
  • наличие сайта в интернете, а также необходимого программного обеспечения и оборудования для работы с должником;
  • уставной капитал компании не менее 10 млн. рублей;
  • нахождение организации на учете в реестре операторов, которым разрешена обработка персональных данных.

Когда вступит в силу

Новый закон вступил в силу с 3 июля 2020 года (сразу после публикации). Его 21 статья начала действовать только с 1 января 2020 года. Она и включает в себя положения о деятельности коллекторских организаций.

Коллекторы сегодня

С момента публикации нового закона все предписания, указанные в нем, должны строго исполняться. До этого момента защиту заемщика регламентировал ФЗ «О деятельности по взысканию просроченной задолженности». Согласно его пунктам:

  • нельзя было привлекать более 1 коллектора для работы с заемщиком;
  • о передаче полномочий по взысканию кредита должник должен был быть уведомлен заранее;
  • запрещалось скрывать любые сведения о коллекторе или его представителе (ФИО, должность, контактные данные);
  • взаимодействие должно было осуществляться с 6.00 до 22. 00 (но не более 3 раз в день).

К сожалению, на практике деятельность коллекторских агентств никто не контролировал, и зачастую они выходили за рамки закона. Новый правовой акт призван изменить такое положение вещей.

Что грозит кредиторам

Наказание за невыполнение закона о коллекторской деятельности осуществляется в зависимости от статуса нарушителя административного права (ФЗ №231).

КредиторКоллекторское агентство
Представитель (физическое лицо)
от 5 до 50 тысяч рублей
Должностное лицо при исполнении
от 10 до 100 тысяч рублей или отстранение от работы до 12 месяцевот 20 до 200 тысяч рублей или отстранение от работы до 12 месяцев
Юридическое лицо
от 20 до 20 тысяч рублейот 50 до 500 тысяч рублей или приостановка деятельности организации на 3 месяца

Последние новости

После публикации нового закона можно услышать следующие прогнозы, сделанные экономическими экспертами, Ассоциацией российских банков и другими заинтересованными организациями:

  • рынок просроченных долгов по кредитам увеличит свой объем (в 2020 году он составил 1 триллион рублей);
  • появление огромного количества судебных тяжб из-за принципиального отказа некоторых граждан взаимодействовать с кредиторами (по прогнозам, количество вновь открытых судебных дел будет равняться 2 млн.);
  • негативное отражение нового порядка на должниках, которые добросовестно платят по кредитам (введение дополнительных санкций, повышение ставок на момент взятия займа и др.);
  • из-за решения споров с должниками в судебном порядке (в большинстве случаев) увеличится вероятность того, что ограничительные меры в виде ареста имущества или счетов коснутся большего количества заемщиков, чем в пошлом;
  • эффективность работы коллекторских бюро снизится на 50%.

Закон принят и начал действовать. Его эффективность и целесообразность покажет будущее. Но уже сейчас ясно, что большинство проблем кредитного рынка не решить без ограничения размера займов и процентов по ним. А существенных изменений в работу недобросовестных коллекторов закон может и не принести.

: Законопроект о деятельности коллекторских агентств принят в первом чтении ГД

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Источник: http://masterurist.ru/novyj-zakon-o-kollektorah-i-kollektorskoj-dejatelnosti/

    Какие права имеют коллекторы по новому закону

    Закон о запрете коллекторской деятельности

    На данный момент документом, регулирующим роботу коллекторской сферы, а, следовательно, и определяющее права коллекторов, является Федеральный закон № 230-ФЗ, вступивший в 1.01.2017 г.

    Однако, Министерством юстиции РФ этот закон считается несовершенным и находится на стадии усовершенствования нормативно — правовой регуляции возврата задолженностей с просрочкой физическими лицами без вмешательства суда.

    Федеральный портал проектов нормативно — правовых актов содержит общедоступный полный текст дополненного проекта закона.

    Проект закона уже прошёл все необходимые этапы публичного обсуждения.

    В него были внесены поправки, согласно итогам публичного рассмотрения, после чего проект прошёл независимую антикоррупционную экспертизу и находится на этапе оценки регулирующего воздействия.

    На этом этапы подготовки законопроекта считаются завершёнными, и он будет готов к передаче на рассмотрение правительством. № 230-ФЗ будет обновлён без изменения общих целей.

    Что в новом законопроекте касаемо прав коллекторов остаётся неизменным

    В правилах деятельности по возмещению задолженностей с истекшим сроком выплаты перемен не запланировано.

    Не изменятся пункты:

    • выполнение деятельности, нацеленной на возврат задолженности, которые предписывают добросовестное и разумное поведение. Применимо к кредитующим организациям или лицам, которые действуют от имени кредиторов, представляя их интересы;
    • перечень запретов использования (силовые, небезопасные для здоровья и методики, психологическое давление, предоставление недостоверной информации и прочее);
    • запрет на распространение любой персональной информации участников деятельности;
    • ограничение применения методик взаимодействий с должниками (перечень способов будет дополнен возможностью применения автоматического программного обеспечения ( «роботов — коллекторов»), минимизирующего человеческое вмешательство в коллекторской работе. Изменения в первоначально существующий список не вносятся);
    • возможность заключения соглашения о том, как часто проводятся взаимодействия;
    • лимитирование или прекращение взаимной деятельности с должниками;
    • запрет применения коллекторами для выполнения взаимной деятельности с должниками отдельных лиц (например, осуждённых, использующих зарубежные номера сотовой связи или пребывающие не на территории РФ).

    Профессиональные коллекторских организации, их регистрация и преимущества

    Основное нововведение законопроекта – понятие «профессиональных коллекторских организаций». К ним относят исключительно лиц, которые зарегистрированы в РФ и включены в государственный реестр.

    Наименование их содержит выражение «профессиональная коллекторская организация (ПКО)» с указанием организационно — правовой формы.

    Регистрация предусматривает расширенный перечень требований к юрлицу, претендующему на обретение статуса ПКО.

    Регистрируется ПКО в течение двадцатидневного периода со дня подачи в соответствующие гос. органы:

    • заявления о регистрации;
    • копий учреждающих документов юридического лица;
    • документов, которые подтверждают наличие необходимого для коллекторской работы ПО, оборудования, сайта (владельцем сайта должен быть ПКО);
    • данных о чистых активах и имущественных правах юрлица;
    • квитанцию об оплате государственной пошлины;
    • копии обязательной страховки;
    • данных об участниках юрлица.

    ПКО имеет право (в соответствии со статьёй 17, пункт 5 нового закона о деятельности коллекторов) вести записи аудио всех взаимодействий, ых и текстовых сообщений, бумажной документации, имеющих своей целью возвращение просроченных долгов и хранить их не меньше, чем 2 года.

    ПКО имеют право создавать союзы и саморегулируемые организации, причём состоять они могут только в одной ассоциации.

    Основное преимущество приобретения организацией регистрации в государственном реестре – возможность использования всех, предусмотренных законом способов взаимодействий (ПО «робот — коллектор», звонки, сообщения, электронные письма, личные встречи и прочее).

    В это же время юрлица, которые не внесены в госреестр, имеют право использовать в своей деятельности только почтовые отправления. Их необходимо наносить на бумажные носители и доставляться по месту проживания или нахождения.

    Необходимо также исключать устное разглашение персональной информации, любым образом касающейся должностных обязанностей.

    Права кредиторов и коллекторов в России

    Согласно главе 2, ст. 7 закона № 230-ФЗ коллекторы имеют право совершать взаимодействия с должниками на государственном (русском) или языке составления просроченного должностного обязательства.

    Кредиторы или их агенты могут передавать персональные данные должников при переговорах и заключении договоров. Это актуально только в случаях, когда получателем данных является:

    • Центральный банк РФ;
    • «Агентство по страхованию вкладов»;
    • АО «ДОМ.РФ»;
    • операторы связи;
    • управляющие компании различных фондов (в их числе инвестиционный, пенсионный и паевой);
    • кредитующие организации;
    • ипотечные агенты;
    • ПКО,
    • иные случаи, установленные законодательством РФ.

    Согласно главе 2, ст. 7 законопроекта № 230-ФЗ коллекторы имеют право встречи с должниками лично, вести переговоры по телефону, использовать ПО «роботов — коллекторов», использовать рассылку текстовых, аудио- и прочих сообщений, писем.

    Дополнительные способы взаимодействия могут предусматриваться по соглашениям коллекторских агентств и должников в письменном виде. Это, например, деятельность, вовлекающая родственников, коллег или знакомых просрочившего задолженность лица.

    Важно отметить, что такое соглашение зачастую подписывается при оформлении должностного обязательства, как часть процесса получения займа.

    Согласно главе 2 статье 9 законопроекта кредиторы, агентства и ПБО могут взаимодействовать с лицами, просрочившими задолженность с 8 утра до 10 вечера в рабочие дни, и с 9 утра до 8 вечера в выходные и праздники.

    Имеют право проводить личные встречи с должником один раз в неделю, звонить или использовать ПО «робот — коллектор» один раз за день (до 8 за месяц), слать сообщения любого типа два раза за день (до 16 за месяц).

    За коллекторами законом закрепляется право на реструктуризацию взаимодействий, изменение их частоты (обязательно при согласии должника).

    Законом закрепляется право деятельности коллекторов на протяжении 4 календарных месяцев и более с просроченной даты задолженности. Деятельность по возвращению долга после истечения четырёх месяцев может быть окончена только по решению кредитора или при подаче должником письменного отказа, оформленного соответственно требованиям законодательства России.

    Коллекторы имеют право обращаться в органы суда для получения решения о взыскании долга, принятого в судебном порядке. По новому закону перед обращением в суд коллектору — кредитору необходимо направить требование о возмещении долга непосредственно должнику.

    Требование должно быть отправлено в виде заказного письма с уведомлением о его вручении, электронным письмом, или любым другим предварительно оговорённым способом.

    В течение тридцати дней коллектор ожидает ответа должника или его отсутствия, после чего может обращаться в суд (если долг не был возмещён).

    Взыскание долга после принятия судебного решения предоставляет кредиторам право на погашение задолженности средствами с личных счетов должника, а также блокирование его карточек. Коллекторы имеют право на присутствие при описи имущества должника по решению суда, если в суд подано от их имени и они являются кредитором.

    Что запрещается коллекторам и ПКО согласно новому закону

    Вторая глава закона о коллекторской деятельности ограничивает право коллекторов на взаимодействия с должниками любым из вышеприведённых разрешённых способов, если:

    • они не представились сами и не назвали кредитора, которого представляют. Также обязателен к предоставлению номер, под которым зарегистрировано ПКО или агентство;
    • действия по взысканию проводятся в непредусмотренное статьями закона время суток;
    • действия по взысканию проводятся в большем, чем предусмотренное статьями закона, числе (на один календарный месяц, неделю и день, соответственно);
    • коллекторами проводиться взаимодействия со знакомыми, коллегами, работодателями и родственниками должника, в случаях отсутствия письменного согласия на это последнего;
    • применяются способы взаимодействий, непредусмотренные или запрещённые законодательством;
    • взаимодействия проводятся с должниками — банкротами и недееспособными гражданами, в случаях, когда это подтверждено официальными документами. Для должника — банкрота это решение суда согласно закону РФ № 127-ФЗ, а для недееспособного должника – справки о стационарном лечении, инвалидности первой группы и прочее.

    Сроки вхождения норм нового закона в силу

    Сейчас законопроект, регламентирующий коллекторскую деятельность, находится на заключительном этапе проверки перед передачей в правительство для принятия решения о его одобрении или отклонении. При одобрении проекта закона нормы, представленные в нём вступят в действие 1.01.

    2021 г. До этой даты юрлица, осуществляющие коллекторскую деятельность и уже зарегистрированные, будут иметь возможность пройти регистрацию в обновлённом госреестре по упрощённой процедуре. При этом не нужно заявление на регистрацию и копии документов, достаточно соответствия нормам ПКО.

    Источник: https://mosad.online/prava-kollektorov-po-novomu-zakonu/

    С 1 января 2021 года может вступить в силу новый закон о взыскании долгов с физических лиц

    Закон о запрете коллекторской деятельности

    Возможно, с 1 января 2021 года вступит в силу новый закон о взыскании долгов с физических лиц, по которому управляющие компании смогут привлечь к работе коллекторские агентства.

    Два реестра

    Законопроект «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц» был разработан Минюстом в конце прошлого года и сейчас проходит антикоррупционную экспертизу.

    По новым правилам коллекторские агентства займутся работой по взаимодействию с собственниками жилья, задолжавшими управляющим компаниям и ресурсоснабжающим организациям.

    Федеральная служба судебных приставов (ФССП) заведет два госреестра, один для профессиональных коллекторов, второй – для прочих взыскателей. У организаций, включенных в реестр, появятся неоспоримые преимущества.

    Им будет разрешено взаимодействовать с должниками посредством личных встреч, телефонных переговоров, робота-коллектора, а также с использованием текстовых, ых и иных сообщений. Для юрлиц, которые не включены в госреестр, перечень способов взаимодействия ограничивается только почтовыми отправлениями.

    Но включение в реестр влечет и предъявление повышенных требований к организациям.

    Например, им нужно будет хранить в течение двух лет аудиозаписи всех разговоров с должниками, записи всех сообщений, бумажные документы, составленные и полученные в ходе осуществления деятельности по возврату долгов, в бумажном и электронном виде. Такие организации в обязательном порядке должны будут иметь свой сайт, электронную почту и заключенный договор обязательного страхования ответственности.

    Работа с должниками

    По словам Дмитрия Ильиных, директора управляющей компании «Город» и «Фирмы ПЖЭТ-2» г. Барнаула, проблема задолженности по ЖКХ актуальна для всех управляющих компаний.

    – По статистике, 3-5 процентов населения не платят, что приводит к накоплению больших долгов управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями. 

    Чтобы ее решить, управляющая компания ведет в отношении заядлых неплательщиков претензионную и разъяснительную работу среди населения, подключает к этому советы домов. Если эти меры не помогают, судится с собственниками.

    Помимо судов действенный способ для должников – временное ограничение услуг водоотведения, то есть подачи воды в канализацию. Это, как правило, имеет большой эффект, люди изыскивают средства на погашение долга.

    Электричество отключить для УК более проблематично, например в старых домах щитки могут находиться в квартирах.

    По поводу коллекторских агентств Дмитрий Ильиных отметил:

    – Вообще, не понимаю, почему их в свое время запретили. Беспредел, который транслируется по телевидению, это человеческий фактор, и тут уже вопросы к конкретному коллекторскому агентству. Другой вопрос, когда задолженность продают, это уже неправильно.

    Владимир Кучев, руководитель МУП «УК «Центральная» Центрального района г. Барнаула рассказал, что давно и эффективно работает по агентской схеме с СГК и водоканалом по взысканию долгов.

    – Вместо того чтобы заниматься только своими прямыми обязанностями – чинить кровли, фасады, убирать придомовую территорию, мы вынуждены большую часть времени посвящать судам с ресурсоснабжающими организациями и жителями.

    Как еще получить долги с собственников жилья? Не делать этого мы не можем, поскольку с нами судятся ресурсовики и мы вынуждены им по решению суда выплачивать за просроченные долги жителей. Судиться с должниками затратно, иногда судебные приказы отменяют. Приставы часто закрывают взыскание актом о невозможности взыскания.

    Но тем не менее мы уже научились работать, и большинство задолженностей взимаем с потребителей силами УК.

    По словам Владимира Кучева, если в цепочку «ресурсовик – УК – собственник» включить еще коллекторов, которым тоже надо платить, существует опасность, что управляющая компания снова останется крайней. 

    Время покажет

    В настоящее время имеются все инструменты для планомерного взыскания долгов, в том числе ограничение услуг по электроснабжению, водоотведению. Если на стадии исполнения служба судебных приставов добросовестно примет меры по взысканию, то не потребуется лишняя прослойка – коллекторы – для выполнения, по сути, той же работы.

    – По жилищному законодательству ресурсовики взыскивают долги не с собственников, а с управляющих компаний. Я считаю, что нужно, чтобы каждый занимался своим делом. Мы будем дома в порядке содержать, ресурсовики пусть занимаются сбором средств с населения за потребленные услуги. Это не должно быть головной болью УК.

    Александр Подъяпольский, заместитель директора ООО «Темп» (теплоснабжающая организация), рассказал о ситуации с долгами за услуги ЖКХ в Тальменском районе:

    – Мы обслуживаем многоквартирные дома в Тальменке, часть домов в Озерках, Ново-Перунове, Среднесибирском Тальменского района. За месяц собираем с населения 5 миллионов рублей. Задолженность собственников жилья превышает месячный сбор, он составляет около 6 миллионов.

    Мы работаем в районе два года, и каждый раз задолженность переходит на следующий год. Люди не хотят платить. Надеются, что с них это никто не взыщет. До нас сменилось в районе несколько МУПов, это ослабило платежную дисциплину. Сейчас мы должны «Газпрому» около 11 миллионов рублей с учетом задолженности юридических лиц.

    Но те постепенно рассчитываются, в отличие от населения. В случае когда собственники жилья не платят более трех месяцев, подаем на них в суд. Если примут законопроект о передаче долгов коллекторам, то можно будет таким образом решить вопрос с самыми крупными должниками.

    А пока у нас нет средств создавать какой-то аппарат, чтобы он отдельно работал с должниками, приходится заниматься самим всем подряд.

    Источник: https://www.ap22.ru/paper/S-1-yanvarya-2021-goda-mozhet-vstupit-v-silu-novyy-zakon-o-vzyskanii-dolgov-s-fizicheskih-lits.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.