Закон о защите должников

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 230-ФЗ

Закон о защите должников

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 – 3)
  • Глава 2. Общие правила совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности (ст.ст. 4 – 11)
  • Глава 3. Условия осуществления деятельности юридическим лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр (ст.ст. 12 – 20)
    • Статья 12. Включение сведений о юридическом лице, осуществляющем деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в государственный реестр
    • Статья 13. Требования к юридическому лицу, осуществляющему деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенному в государственный реестр, его учредителям (участникам), органам и работникам
    • Статья 14. Ведение государственного реестра
    • Статья 15. Отказ во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр
    • Статья 16. Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра
    • Статья 17. Обязанности юридического лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенного в государственный реестр
    • Статья 18. Федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр
    • Статья 19. Решения и предписания уполномоченного органа по результатам проверок юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр
    • Статья 20. Участие юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в некоммерческих организациях
  • Глава 4. Заключительные положения (ст.ст. 21 – 22)

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 230-ФЗ
“О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”

12 ноября 2018 г., 26 июля, 12 ноября, 2 декабря 2019 г., 8 декабря 2020 г.

Принят Государственной Думой 21 июня 2016 года

Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года

Президент Российской ФедерацииВ. Путин

Москва, Кремль3 июля 2016 года

N 230-ФЗ

Установлены правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности граждан (кроме ИП).

Так, коллектору запрещено звонить должнику чаще 1 раза в сутки, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц. Личные встречи могут проводиться не более 1 раза в неделю. Не допускается общение с должником ночью – с 22.00 до 8.00 в будни и с 20.00 до 9.00 в выходные. Звонки должны быть с фиксированных номеров, а не с закрытых.

Нельзя применять физическую силу, угрожать, причинять вред здоровью и имуществу, оказывать психологическое давление, вводить в заблуждение. Введен запрет на взаимодействие взыскателей долгов с недееспособными лицами, а также с находящимися на лечении в больницах, инвалидами первой группы, несовершеннолетними.

Не имеют права без согласия должника сообщать о его долге третьим лицам, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вне зависимости от наличия такого согласия запрещено раскрывать сведения о должнике, просроченной задолженности и его взыскании и любые другие персональные данные должника для неограниченного круга, в том числе путем их размещения в Интернете или на жилом помещении, доме, любом другом здании, строении, сооружении, а также по месту работы должника.

Согласно закону должник может отказаться от общения с кредитором и коллектором, отправив соответствующее заявление через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку.

Общаться с заемщиком на предмет погашения просроченной задолженности могут только кредитные организации и профессиональные взыскатели долгов, имеющие на это право, включенные в специальный госреестр и отвечающие определенным требованиям. В частности, они должны иметь чистые активы в размере не менее 10 млн руб. и договор обязательного страхования ответственности на аналогичную сумму.

Совмещение деятельности по взысканию долгов с микрофинансовой организации не допускается, но право на покупку долгов у микрофинансовых организаций остается.

Взысканием просроченной задолженности физлиц не могут заниматься граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики и общественной безопасности, и руководители с испорченной деловой репутацией.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 230-ФЗ “О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу 3 июля 2016 г., за исключением статьи 21, вступающей в силу с 1 января 2017 г., пункта 10 части 2 статьи 12 и части 5 статьи 14, вступающих в силу 3 августа 2016 г.

Положения главы 2 (за исключением первого предложения части 2 статьи 8), пунктов 2 – 5 статьи 17 и статей 18 – 20 настоящего Федерального закона применяются с 1 января 2017 г.

Текст Федерального закона опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 3 июля 2016 г., в “Российской газете” от 6 июля 2016 г. N 146, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 июля 2016 г. N 27 (часть I) ст. 4163

История рассмотрения и принятия Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2019 г. N 377-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2019 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 416-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 ноября 2018 г.

Источник: https://base.garant.ru/71433918/

Не взыщите: законопроект о защите от коллекторов внесут в Госдуму в октябре

Закон о защите должников

Работа над поправками к закону (230-ФЗ) о защите прав и интересов должников при возврате просрочки вышла на финишную прямую.

Очередной вариант документа (есть в распоряжении «Известий»), по мнению экспертов, позволит сделать процесс взыскания более прозрачным для граждан и более жестким для коллекторов.

Например, для них предусмотрены новые требования по информированию должников о том, что их просрочка продана, упрощен порядок отказа от взаимодействия с взыскателем, введена процедура досудебного возврата долга, изменены правила передачи конфиденциальной информации и наказание за их несоблюдение. Также упрощен порядок отказа граждан от общения с коллекторами и введено использование портала Госуслуг. Уже во второй декаде октября проект может быть внесен в Госдуму, но к этому моменту в документ еще могут внести изменения.

Поправки к 230-ФЗ можно считать, пожалуй, одними из самых ожидаемых на рынке потребкредитования. Деятельность коллекторов и служб взыскания банков и микрофинансовых организаций (МФО), вызывают многочисленные нарекания со стороны должников.

Норматив должен устранить эту проблему. В последнем варианте, который был доработан с учетом заседания подкомиссии правительственной комиссии по административной реформе, содержатся нормы, ужесточающие надзор и регулирование деятельности взыскателей.

Можно считать, основной этап согласований остался позади.

Прежде всего, в новом документе удалось сохранить принципиальный момент, который содержался в предыдущем варианте (внесен в правительство в июле) — о том, что регулирование деятельности взыскателей распространяется не только на коллекторские агентства, но и на банки, а также МФО.

Именно этот пункт вызывал максимальное сопротивление со стороны участников рынка.

Однако, как следует из текста документа, органам исполнительной власти удалось отстоять свою позицию, хотя и ходили разговоры, что это принципиальное изменение может исчезнуть из окончательного варианта проекта.

Это означает, что в части этой деятельности банки и МФО будут регулироваться уполномоченным органом Федеральной службой судебных приставов (ФССП).

Как пояснили «Известиям» в пресс-службе Минюста (разработчик законопроекта), документом предполагается, что для взаимодействия с должниками («личные встречи, телефонные переговоры, телеграфные сообщения, текстовые, ые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи») эти организации обязаны иметь соответствующее оборудование и программное обеспечение. Кроме того, им придется осуществлять аудиозапись всех случаев непосредственного взаимодействия, а также хранить указанную информацию в течение двух лет.

По словам руководителя проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгении Лазаревой, с принятием поправок в 230-ФЗ появится прозрачная система и единый контроль как профессиональных коллекторов, так и финансовых организаций.

— К сожалению, сейчас кредиторы, выведенные из-под действия закона, частенько пренебрегают общими правилами и позволяют себе злоупотребления в отношении должников. Теперь мы надеемся, что этот пробел устранят, — сказала она.

За робота в ответе

Еще одно серьезное изменение по сравнению с действующим законодательством — проект вводит понятие «автоматизированный интеллектуальный агент (робот-коллектор)», а также определяет понятия «телефонные переговоры» и «ое сообщение», подчеркнули в Минюсте. Важно, что вводится ответственность взыскателя за «действия» используемого им робота.

Доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова Наталья Свечникова полагает, что предлагаемые изменения в законодательство необходимы, поскольку использование искусственного интеллекта в коллекторской деятельности привело к тому, что возникла потребность в защите граждан. Организации часто открещиваются от своих автоматических «помощников», ссылаясь на технические сбои.

— Нормативные требования и ограничения для использования роботов-коллекторов нужны, они позволят устранить эту проблему и расширить защиту прав граждан-должников, — уверена эксперт.

Кроме того, различные виды взаимодействия будут учитываться при расчете лимита взаимодействия взыскателя и гражданина. Для взыскателей такой подход может обернуться существенными санкциями. Например, руководители ФССП могут запретить организации использовать одно или нескольких видов личного взаимодействия, но — не более, чем на 60 дней.

По предложению Минцифры в процесс работы с просрочкой активно внедряется портал Госуслуг. Правда, деловому сообществу удалось убедить рабочую группу, что эта новелла будет действовать с сентября следующего года, а не с марта, как другие нормы.

Проектом предполагается, что ЕСИА будет использоваться для идентификации должника. Кроме того, уведомление о том, что долг гражданина передан третьему лицу, может быть отправлено через портал или по электронной почте, а не заказным письмом, как ранее. Кроме того, сделать это взыскатель должен в два раза быстрее — в течение 15 дней, а не 30, как сейчас.

Также портал Госуслуг может быть использован при процедуре обязательного досудебного порядка возврата, которая также вводится новым законопроектом.

В суд можно будет подать только после отказа должника исполнить требования или отсутствия ответа в течение 30 дней.

Требование может быть вручено лично, направлено заказным письмом по адресу постоянной или временной регистрации, электронной почтой (по адресу, ранее указанному должником), через портал Госуслуг или «иным согласованным сторонами способом».

— Минцифры России выступает за перевод всех процедур в электронный вид и возможность дистанционного взаимодействия во всех аспектах жизненных ситуаций. Электронное взаимодействие через портал Госуслуг осуществляется под контролем государства и призвано защитить интересы граждан, не имеющих таких возможностей в случае иных видов коммуникаций, — объяснили в пресс-службе.

Также проектом существенно облегчен отказ от взаимодействия. Должник может направить его не только через нотариуса или заказным письмом, но и с адреса электронной почты, которая указана в документах. Со следующего рабочего дня взыскатель должен прекратить общение с должником.

— «Заказные письма с уведомлением», которые постоянно теряются на почте или в ящиках, теперь будут постепенно оставаться в прошлом. Сейчас у большинства заемщиков есть электронная почта, у многих после периода ограничений появились аккаунты на портале Госуслуг. Это дает возможность гарантированно и более оперативно уведомить должника, прокомментировала новеллу Евгения Лазарева.

Изменяется и порядок использования персональных данных и данных по сумме просрочки. Согласие должника на их передачу третьим лицам можно будет получить при заключении договора.

Отозвать его можно тоже по электронной почте, но с ранее указанных адресов. Важное изменение для молодежи — сообщать конфиденциальную информацию запрещено будет не только по месту работы, но и учебы.

При этом третье лицо, которое разгласит информацию, придется возмещать не только убытки, но и моральный вред.

Без права на ошибку

Поправками к 230-ФЗ определяется также порядок подачи жалобы в уполномоченный орган: заявитель должен быть идентифицирован (лично или ЕСИА). Затем направляется запрос взыскателю, который должен ответить по суммам и порядку своих действий.

Если возникнут разногласия, новый вариант законопроекта дает возможность ФССП обратиться с запросом к телефонному оператору или интернет-провайдеру, чтобы получить информацию о количестве ых, тестовых и других взаимодействий с должником.

Кроме того, с согласия должника уполномоченный орган может обратиться в бюро кредитных историй для уточнения объема задолженности.

По мнению Евгении Лазаревой, с принятием поправок закон станет более жестким в части расследования нарушений регулятором.

— В соответствии с поправками будет проходить полноценная проверка и у нарушителей не будет шансов отговориться, что это не он взаимодействовал с должником, не он передавал данные в БКИ, номер телефона принадлежит неизвестным лицам, не имеющим к нему отношения, — уточнила она.

Кстати, послабление в новом варианте законопроекта содержится и для взыскателей. Так, предупреждение должнику, что неисполнение им обязательств влечет законные последствия (суды, расходы и т.д.), не будет считаться нарушением. По мнению специалистов, это должно существенно снизить количество жалоб на то, что «они угрожают мне судом».

И еще один актуальный в период пандемии момент. Если законом предоставлен льготный период, то весь этот срок лично взаимодействовать с заемщиком нельзя.

По словам источников «Известий», текущий вариант проекта, с которым ознакомились «Известия», может быть поправлен до внесения в Госдуму. Например, представители делового сообщества предложили расширить способы взаимодействия с должниками при уступке права требования. На заседании подкомиссии Минюсту и Центробанку было поручено проработать этот вопрос.

В пресс-службе регулятора «Известиям» заявили, что Банк России поддерживает усиление контрольно-надзорных функций в области взыскания просроченной задолженности.

— Это позволит обеспечить единство правовых подходов и методов при осуществлении надзор за соблюдением требований 230-ФЗ юридическими лицами, осуществляющими деятельность по возврату просроченной задолженности, — отметили в ЦБ.

Там, однако. не рассказали, будут ли приняты предложения о расширении способов взаимодействия с должниками, сославшись на то, что «в настоящее время продолжается обсуждение, поэтому дополнительные комментарии преждевременны».

Минэкономразвития, представители которого также входят в правительственную рабочую группу, воздержались от комментариев. Так же поступил и президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств, сопредседатель рабочей группы от делового и экспертного сообщества Эльман Мехтиев.

Источник: https://iz.ru/1070362/anna-kaledina/ne-vzyshchite-zakonoproekt-o-zashchite-ot-kollektorov-vnesut-v-gosdumu-v-oktiabre

Мониторинг правоприменения

Закон о защите должников

Необходимость проведения настоящего исследования не в последнюю очередь обусловлена тем, что Министерством юстиции Российской Федерации в 2019 году разработан проект Федерального закона «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».[2] Посредством принятия указанного закона предполагается реформировать порядок регулирования деятельности по внесудебному возврату просроченной задолженности физических лиц. В частности, предлагается предоставить профессиональным коллекторам право осуществлять взаимодействие с должниками с помощью личных встреч, телефонных переговоров, “робота-коллектора”, а также с использованием текстовых, ых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи только субъектам, включенным в государственный реестр организаций, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности. За юридическими лицами, не включенными в специальный реестр, останется лишь право взаимодействовать с должниками только с помощью почтовых отправлений. Кроме того, к новым полномочиям Федеральной службы судебных приставов России (далее – ФССП) предлагается отнести установление ограничений отдельных способов взаимодействия с должниками.

Актуальность предмета настоящего исследования подтверждается значительным количеством предложений по урегулированию правоотношений в сфере коллекторской деятельности, вызывающих серьезную полемику.

В последнее время активно обсуждаются допустимость привлечения коллекторов к взысканию задолженности за потребленные жилищно-коммунальные услуги, предоставление сотрудникам коллекторских агентств возможности взаимодействовать с должниками без раскрытия своих имен и представляться в разговорах с гражданами с помощью цифровых идентификаторов с целью защиты персональных данных сотрудников коллекторских агентств и представителей кредиторов, использование автоматизированных систем («роботов-коллекторов»), в том числе без уведомления об этом должника. Также вызывает полемику допустимость взаимодействия коллекторов с различными категориями третьих лиц – родственниками, знакомыми, коллегами должников, их соседями и совместно проживающими лицами, в том числе необходимость получения явно выраженного согласия указанных лиц на такое взаимодействие.

Действующий Федеральный закон № 230-ФЗ направлен на защиту прав и законных интересов должников – физических лиц, в связи с чем законодатель установил для кредиторов и лиц, действующих от их имени и (или) в их интересах, правила и ограничения для осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности, а также для взаимодействия с должником.[3] Для обеспечения выполнения указанных правил и ограничений введена административная ответственность за нарушение установленных требований, предусмотренная ст. 14.57 КоАП РФ.

В настоящем отчете предпринята попытка обобщить и классифицировать наиболее типичные виды нарушений действующего законодательства в указанной сфере, а также выявить подходы судебной практики к проблемам, возникающим в процедуре привлечения к ответственности за их совершение.

Результаты обобщения должны дать возможность критически оценить существующее правовое регулирование деятельности по возврату просроченной задолженности, которое продолжает находиться в поиске баланса между ограничением прав должника, с одной стороны, и защитой ожиданий кредитора, с другой.

При проведении исследования проанализированы судебные Верховного Суда РФ – включая определения об отказе в передаче жалоб для рассмотрения по существу; акты арбитражных судов округов, принятые в порядке кассационного пересмотра судебных актов; судебные акты судов общей юрисдикции кассационной и апелляционной инстанций. Поиск судебных актов осуществлялся по упоминанию в их текстах Федерального закона № 230-ФЗ. Таким образом, предметом обобщения стала российская судебная практика применения положений законодательства, регулирующего осуществление коллекторской деятельности.

В ходе исследования проанализированы следующие вопросы:

– определение круга субъектов, на которых распространяются требования законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности;

– привлечение к административной ответственности за нарушение порядка взаимодействия с должником и третьими лицами;

–  процессуальные аспекты привлечения к административной ответственности за указанные правонарушения.

Ниже проанализированные примеры судебных актов сгруппированы соответствующим образом.

1.         Круг субъектов, привлекаемых к административной ответственности за нарушения, допущенные при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.

В качестве субъектов, привлекаемых к административной ответственности, в ст. 14.57 КоАП РФ указаны «кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций)».

Источник: https://pravoprim.spbu.ru/yurisprudentsiya/zawita-chesti-dostoinstva-i-delovoj-reputacii/item/479-primenenie-federal-nogo-zakona-ot-03-07-2016-230-fz-o-zashchite-prav-i-zakonnykh-interesov-fizicheskikh-lits-pri-osushchestvlenii-deyatel-nosti-po-vozvratu-prosrochennoj-zadolzhennosti-i-o-vnesenii-izmenenij-v-federal-nyj-zakon-o-mikrofinansovoj-deyatel-n.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.