Закон о земельной реформе

Закон РСФСР от 23.11.1990 N 374-1

Закон о земельной реформе

23 ноября 1990 года N 374-1

Статья 1.

Земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР. В ходе реформы осуществляется наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением их прав на землю в порядке, установленном законодательством РСФСР.

Проведение земельной реформы возлагается на местные Советы народных депутатов, Государственный комитет РСФСР по земельной реформе совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР с участием других заинтересованных министерств и ведомств.

На Государственный комитет РСФСР по земельной реформе возлагаются землеустроительная, организационная, контрольная и консультативная функции по проведению земельной реформы.

Статья 2. Монополия государства на землю на территории РСФСР отменяется. Вводятся две основные формы собственности на землю – государственная и частная.

Государственная собственность на землю выступает в виде федеральной собственности РСФСР и собственности республик, входящих в состав РСФСР.

Право распоряжения землей, находящейся в государственной собственности, передается Советам народных депутатов в соответствии с их компетенцией.

Частная собственность на землю реализуется в виде индивидуальной и коллективно – долевой собственности граждан.

Статья 3. В государственную собственность РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, закрепляются земли под объектами, принадлежащими соответственно РСФСР и республикам, входящим в ее состав.

Для общесоюзных целей земли могут предоставляться Союзу ССР на условиях и в порядке, устанавливаемых Союзным договором, законодательством РСФСР и республик, входящих в ее состав.

Земли, находящиеся в собственности республик, входящих в состав РСФСР, могут предоставляться РСФСР на условиях и в порядке, устанавливаемых договором между ними и законодательством соответствующей республики.

Статья 4. В частную индивидуальную собственность граждан могут передаваться земли для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также под здания и сооружения для индивидуальной предпринимательской деятельности, строительства и обслуживания жилого дома, дач, гаражей.

Возврат земельных участков бывшим собственникам земли и их наследникам не допускается, они могут получить землю в собственность на общих основаниях.

Иностранным гражданам земля в собственность не передается.

В коллективно – долевую собственность граждан могут передаваться земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также земли для ведения коллективного садоводства, животноводства, коллективного дачного строительства. Каждый член коллектива при выходе из него с целью организации крестьянского хозяйства имеет право получить свою долю в виде земельного участка.

Статья 5. Наряду с передачей земли гражданам в собственность она по их желанию может быть передана им в аренду.

Статья 6. Предприятиям, учреждениям, организациям земля предоставляется в постоянное владение либо в аренду.

Статья 7. До юридического закрепления земель в собственность владение, пользование, в том числе в аренду, за гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в течение 2-х лет с начала реформы сохраняется установленное ранее право пользования земельными участками. По истечении этого срока названное право утрачивается.

Статья 8. При проведении земельной реформы передача земли в частную собственность гражданам производится советами народных депутатов за плату и бесплатно.

Для крестьянского хозяйства земля передается в собственность граждан бесплатно в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе, в расчете на одного работающего в сельском хозяйстве.

Дополнительная площадь для ведения крестьянского хозяйства до предельных норм, устанавливаемых в республике, крае, области, может быть получена за плату.

Настоящий порядок распространяется и на случаи образования коллективно – долевой собственности на землю.

Для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома земельные участки передаются в собственность граждан бесплатно в пределах норм, устанавливаемых сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов.

Для ведения садоводства и животноводства в собственность граждан бесплатно передаются все ранее предоставленные земли, а также малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли.

Для строительства дач и гаражей, а также под здания и сооружения для индивидуальной предпринимательской деятельности в частную собственность гражданам бесплатно передаются земельные участки, предоставленные до введения в действие настоящего Закона, в пределах норм, вновь устанавливаемых сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов. За плату передаются в собственность земли, предоставленные после введения в действие настоящего Закона, и земельные участки, предоставленные ранее сверх вновь устанавливаемых норм.

Статья 9. В течение первых пяти лет после передачи земли в собственность граждан ее продажа разрешается только соответствующим Советам народных депутатов. По истечении данного срока сделки по купле – продаже земли совершаются на договорной основе под контролем местных Советов народных депутатов.

Статья 10. Собственники земли, землевладельцы и арендаторы самостоятельно хозяйствуют на земле, распоряжаются произведенной продукцией и доходами от ее реализации.

Вмешательство в хозяйственную деятельность со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается.

Настоящее положение не затрагивает предусмотренных законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, прав государственных и иных органов по осуществлению контроля за деятельностью собственников земли, землевладельцев и арендаторов.

В случае издания государственным или иным органом акта, не соответствующего его компетенции, либо с нарушением требований законодательства, собственник земли, землевладелец и арендатор вправе обратиться в суд или арбитраж с заявлением о признании такого акта недействительным полностью или частично.

Статья 11. Использование земли в РСФСР является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом в соответствии с законодательством РСФСР.

Земельный налог вносится на специальный счет местных Советов народных депутатов и используется на цели, связанные с организацией использования и охраны земель, повышением их плодородия, ведением земельного кадастра и землеустройства, инженерным и социальным обустройством территории. Часть средств в соответствии с законодательными актами РСФСР может централизоваться в бюджеты областей, краев, автономных округов, автономных областей, республик, входящих в состав Российской Федерации.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата, размеры которой определяются договорами в порядке, устанавливаемом законодательством РСФСР.

Статья 12. Для проведения операций, связанных с оценкой, куплей, продажей земель, создается Российский земельный банк.

Статья 13.

Собственники земли, землевладельцы и арендаторы поощряются за улучшение качества земель, повышение плодородия почв и продуктивности земель лесного фонда, производства экологически чистой продукции за счет средств бюджетов местных Советов народных депутатов. Одновременно на них возлагаются в порядке, устанавливаемом законодательством РСФСР, административная и уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства, загрязнение и порчу земель, снижение их плодородия.

Статья 14. В процессе осуществления земельной реформы решениями Советов народных депутатов может быть изъята и передана в специальный земельный фонд для последующего перераспределения и наделения земельными участками часть земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья.

Из этих фондов в первоочередном порядке выделяются земли для организации крестьянских хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства.

Статья 15. Местными Советами народных депутатов для рассмотрения вопросов, связанных с земельными отношениями, создаются депутатские земельные комиссии, работающие в тесном взаимодействии с местными органами Государственного комитета РСФСР по земельной реформе.

Статья 16. Земельная реформа проводится поэтапно.

На первом ее этапе осуществляется закрепление земель в федеративную собственность РСФСР и собственность республик, входящих в ее состав, и закрепление за местными Советами народных депутатов прав по распоряжению землей в пределах границ соответствующих административно – территориальных образований.

Одновременно происходят уточнение административных границ, выявление потребности в земле граждан, предприятий, учреждений и организаций, формирование специального фонда земель для их последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цены земли.

На втором этапе местными Советами народных депутатов и органами Государственного комитета РСФСР по земельной реформе осуществляются передача и закрепление земель в собственность, владение, пользование, в том числе в аренду, гражданам, предприятиям, организациями и учреждениям.

Статья 17. Настоящий Закон вступает в силу с момента его принятия.

Председатель

Верховного Совета РСФСР

Б.Н.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов РСФСР

23 ноября 1990 года

N 374-1

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: штакетник по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Закон РСФСР от 23.11.1990 N 374-1
Скачать: Закон РСФСР от 23.11.1990 N 374-1

Источник: http://www.ALPPP.ru/law/okruzhayuschaja-sreda-i-prirodnye-resursy/obschie-voprosy/84/zakon-rsfsr-ot-23-11-1990--374-1.html

Правительство предложило изменить сразу несколько законов о земле

Закон о земельной реформе

Правительство страны предлагает изменить сразу несколько законов о земле. Эти изменения напрямую затронут граждан и бизнес. Они помогут им решить проблемы, которые сегодня фактически неразрешимы. Речь идет о пересмотре ныне принятого деления всех наших земель на привычные категории – сельскохозяйственные, особо охраняемые и прочие.

В прямом смысле революционные изменения озвучила заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко.

По ее словам, от привычного деления всех земель на категории надо отказаться и заменить на зоны. Об этом предложении Виктория Валериевна говорила на совещании президента РФ с членами правительства.

– Так, несмотря на то, что сельскохозяйственные земли сами являются донорами для любого развития и строительства, построить на этих землях, например, ферму, склад для готовой продукции, дом фермера или организовать ярмарку для реализации произведенной на этой земле продукции невозможно, – сказала корреспонденту “РГ” Виктория Абрамченко.

“Российской газете” удалось узнать главные детали этих предложений.

Россияне смогут самостоятельно заказывать комплексные кадастровые работы

В нашей стране сельскохозяйственные земли, как отдельная категория, занимают второе место по площади после земель лесного фонда. Их площадь почти в 20 раз больше площади всех населенных пунктов.

А главная особенность этих земель в том, что они не только являются средством производства в сельском хозяйстве, но и обеспечивают нашу продовольственную безопасность.

Кроме того, сельскохозяйственные земли считаются по праву донором для развития населенных пунктов.

А еще на этих землях ведется деятельность, не связанная с сельским хозяйством, – строятся дороги, добываются полезные ископаемые.

По словам Абрамченко, при подготовке Земельного кодекса в 2001 году принцип деления земель на категории рассматривался как основа земельного законодательства и гарантия защиты земель.

Правовые аспекты землепользования эксперты “РГ” разбирают в рубрике “Юрконсультация”

Но последующие годы наглядно показали – этот принцип не сработал. Виктория Валериевна говорит, что произошло это прежде всего потому, что одной декларации об отнесении земель на бумаге к какой-либо категории, без определения их границ оказалось недостаточно.

Так получилось с землями лесного фонда, с сельскохозяйственными землями и с землями особо охраняемых территорий и объектов. То есть со всеми землями, которые нужно бережно использовать и охранять.

Сейчас по поручению президента устанавливаются границы лесничеств и лесопарков, границы национальных парков и заповедников.

По мнению вице-премьера, такая же работа должна быть выполнена и на землях сельскохозяйственного назначения.

Абрамченко подчеркивает – это непростой процесс и начать его нужно с подготовки новой редакции Закона “О землеустройстве” – главного нормативного акта по планированию использования сельскохозяйственных земель.

Изменения в законе облегчат крестьянам условия работы и жизни на земле Getty Images

– Считаю, что отказаться от деления земель на категории и перейти на систему зонирования территорий без потерь можно будет только тогда, когда будут определены границы трех ключевых категорий земель: лесных, сельскохозяйственных и особо охраняемых.

При этом уже сейчас необходимо решить главную проблему, которая напрямую связана с категориями земель и тормозит реализацию отдельных национальных проектов. Я говорю о процедуре перевода земель из одной категории в другую.

Эта процедура непрозрачна, содержит в себе коррупциогенные факторы и требует коренного пересмотра, – утверждает Абрамченко.

Вице-премьер подчеркивает – речь идет не об угодьях или об особо ценных землях в составе сельскохозяйственных земель, а о прочих землях, которые не представляют интереса для растениеводства.

– Считаю, что при установлении жестких ограничений по параметрам такого строительства законодательное решение о возможности размещения на прочих землях объектов, необходимых для производства, переработки и реализации сельхозпродукции, позволит привлечь в АПК новых инвесторов. А вместе с мерами, предусмотренными в Государственной программе “Комплексное развитие сельских территорий”, поможет в достижении еще семи национальных целей, – объяснила Виктория Абрамченко.

Необходимый уровень защиты угодий и особо ценных сельскохозяйственных земель, в том числе от застройки, требует внесения изменений в Земельный кодекс и Закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. Что же кардинального надо изменить в этих законах?

Требуется, во-первых, дать новое определение особо ценных земель. Во-вторых, установить единый порядок их описания для всех регионов.

В-третьих, нужно изменить диспозитивный характер норм (то есть возможность по соглашению сторон применить другое право, чем было заложено в норме).

Надо обязать субъекты Российской Федерации установить границы особо ценных земель.

В-четвертых, сведения об этих землях должны включаться, как это сегодня уже происходит с особо охраняемыми территориями, – в Единый государственный реестр недвижимости.

Еще важным моментом в выступлении Абрамченко были предложения по так называемым “земельным паям”. Для тех, кто не знает, что это такое, уточним.

Когда закончились советские колхозы, их работники получили паи – земельные участки из состава общих полей, пастбищ и пустошей. Кто-то паями воспользовался: стал их обрабатывать, продал или сдал в аренду.

Но Виктория Валериевна озвучила цифру, которую большинство граждан не знает, – это количество долей, у которых до сих пор, по прошествии четверти века, так и не появился хозяин.

Садоводческие товарищества переходят в цифровой форматПо утверждению вице-премьера – а она бывший глава Росреестра и вопрос знает как никто другой, – проблема невостребованных долей не решается на протяжении 25 лет. И в России таковых осталось около 17 млн гектаров. Это земли, у которых есть титульный владелец, но он за четверть века не распорядился своей долей. В Росреестре таких собственников называют “молчаливыми дольщиками”.

Абрамченко предлагает вовлекать эти земли в оборот, наделив муниципалитеты правом сдавать их в аренду заинтересованным сельхозтоваропроизводителям.

По ее мнению, до 1 января 2025 года надо дать возможность такому “молчаливому дольщику” или его наследникам зарегистрировать свои права.

В противном случае с 1 января 2025 года предложено запускать механизм приобретения права муниципальной собственности на такие земли в порядке, установленном для бесхозяйного имущества.

Вице-премьер считает, что реализация этих мер позволит достичь быстрых, реальных результатов. В правительстве понимают и трудности таких предложений.

Так вовлечение в оборот неиспользуемых сегодня сельскохозяйственных земель потребует развития и поддержки мелиорации земель. Культуртехнических работ, работ по агролесомелиорации, осушению и орошению, известкованию кислых почв.

Такие работы без поддержки со стороны государства будут непосильны для аграриев.

Подобные работы должны выполняться на системной, постоянной основе и найти отражение в Государственной программе.

Президент страны Владимир Путин заявил о безусловной поддержке озвученных Абрамченко инициатив, связанных с изменениями земельного законодательства. Он потребовал без промедления остановить перевод с так называемой заинтересованностью земель из одной категории в другую.

Владельцев земельных участков могут начать штрафовать за борщевик

“Полностью согласен с вами в том, что перевод земель из одной категории в другую является непрозрачным и там присутствует большая коррупционная составляющая.

Мы с вами хорошо понимаем: берут земли за копейки, как земли сельхозназначения, потом в течение нескольких лет ничего не делают, потом чиновники какие-то подписывают необходимые бумажки и переводят из земель сельхозназначения в земли поселений, для строительства. Цена вырастает не на проценты, а в десятки раз, за одну подпись только, в десятки раз.

Нужно это немедленно прекратить, нужно, безусловно, этим заняться. Все, что вы сказали, нужно делать и нужно делать как можно быстрее”, – прокомментировал предложения вице-премьера Владимир Путин.

Не откладывая в долгий ящик, он призвал разобраться с землями “молчаливых дольщиков” и довести это до логического конца. А также как можно быстрее исполнить его поручение и представить проект Государственной программы эффективного вовлечения земель сельхозназначения в оборот и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации.

Источник: https://rg.ru/2020/04/02/pravitelstvo-predlozhilo-izmenit-srazu-neskolko-zakonov-o-zemle.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.