Закон о земле рф

Содержание

«Этот закон заставит всех сказать правду»

Закон о земле рф

В ноябре 2018 года правительство утвердило «дорожную карту» по совершенствованию правового регулирования земельных отношений на ближайшие два года.

Вслед за уточнением норм оборота земли в Белом доме рассчитывают установить прозрачные правила ее использования, в первую очередь это коснется земель сельхозназначения.

О том, чего ждать от нового этапа реформы и почему Градостроительный кодекс понятнее Земельного, “Ъ” рассказал глава департамента недвижимости Минэкономики Алексей Бутовецкий.

— Какова целевая модель земельных отношений?

— Структура земельного законодательства понятна, но земля — это уникальный объект, она выступает сразу в трех статусах. Это природный ресурс, средство производства в сельском и лесном хозяйстве и объект недвижимости.

Из-за этого всегда возникают конфликты. Экологи говорят: ничего не трогайте, надо оставить землю в первозданном виде. Аграрии и лесники говорят: ее надо использовать для выращивания сельхозпродукции или заготовки древесины.

Строителям не интересно ни то, ни другое, они хотят на ней строить.

Идущая в РФ реформа была ориентирована в первую очередь на гражданский оборот — и в этой части она практически завершена. Но хотя предмет земельного законодательства, как он определен в 3-й статье Земельного кодекса,— это использование и охрана земли, этим магистральным направлениям в нем практически не уделено внимания.

Появилась необходимость решить вопрос, как определять правовой режим земельного участка, как понять, что на нем можно делать, чтобы деятельность не нарушала правила охраны окружающей среды, интересы сельского и лесного хозяйства и давала возможность градостроительному развитию.

Это — главный вопрос современного развития земельного законодательства.

— Земельная реформа идет не первый год, и нынешний Земельный кодекс уже очень далеко ушел от редакции 2001 года. Что уже сделано и что еще предстоит?

— Усложнение законодательства — это общая тенденция, с течением времени стало все меньше простых, рамочных законов, каким был Земельный кодекс. Это не наше желание — его диктует судебная и правоприменительная практика, обращения граждан и юрлиц, необходимость решения реальных практических проблем, с которыми сталкиваются участники земельных правоотношений.

На первом этапе реформы в 2014 году были пересмотрены все нормы, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Это была традиционно коррупциогенная среда, где практически все было отдано на усмотрение чиновника: если он не хотел, чтобы человек получил землю, его можно было загонять до упада.

Люди бросали инвестпроекты либо использовали участки самовольно без оформления документов.

Закон 171-ФЗ от 23 июня 2014 года готовился семь лет, многие были отрицательно настроены в отношении такой реформы, было серьезное противодействие.

Видно было, что далеко не все заинтересованы в том, чтобы установить перечень документов для каждой процедуры, их сроки, закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении участка и административную ответственность за нарушения.

Закон получился огромным, почти 400 страниц — в Госдуме, в предпринимательском сообществе его называли чуть ли не новым Земельным кодексом. Тогда это была серьезная эмоциональная победа, стало понятно, что в этой сфере могут быть такие большие реформы.

Второй этап — 2015 год, реформа законодательства об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, 499-ФЗ. Тогда звучали опасения, что это делается в угоду каким-то непонятным компаниям, что частный бизнес будет инициировать эти изъятия.

Над этим законом активно работала специальная рабочая группа в Госдуме. Более полугода депутаты всячески отбивали попытки упростить процесс изъятия путем снижения гарантий прав собственности граждан и организаций.

В результате получился баланс публичных и частных интересов, вместо упрощения — прозрачность и понятные правила изъятия, в Земельном кодексе мы напрямую прописали, как рассчитывается возмещение при изъятии.

Конечно, люди все равно негативно оценивают такие действия государства, когда дело касается изъятия частной собственности — там и слезы, и под трактор некоторые могут кинуться,— но с точки зрения правового регулирования изъятия недвижимости в настоящее время у нас вопросов практически нет.

— В чем смысл отказа от земельных категорий и перехода к зонированию?

— Сейчас в Земельном кодексе у нас есть семь категорий земель: это земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли промышленности и иного специального назначения, земли лесного фонда, водного и земли запаса. В рамках каждой категории есть разрешенное использование.

И есть еще Градостроительный кодекс, он вообще ничего не говорит про категории, зато с точки зрения определения режима использования более понятен и прозрачен.

Мы видим карту муниципального образования с зонами жилой, коммерческой застройки или зонами сельхозиспользования, регламент, параметры разрешенного строительства, виды разрешенного использования. А Земельный кодекс с категориями непонятен: у категорий нет границ, они не ложатся ни на какую карту, это просто такой механизм.

Зато их нужно менять. Правительство постоянно, чуть ли не раз в неделю выпускает распоряжение о переводе участка, находящегося в федеральной собственности. К примеру, недавно мы согласовывали перевод земельного участка площадью 8 кв. м из категории земель сельхозназначения для размещения наземного элемента подземного газопровода.

При этом все градостроительные решения уж давно приняты, все газопроводы везде отражены, градостроительные документы есть, вся страна покрыта документами территориального планирования и документами зонирования.

Получается, что категории — это искусственный барьер, тормоз в развитии земельного законодательства, о чем говорит и бизнес.

В 2012 году было поручение президента: принять закон о переходе от категорий земель к территориальному зонированию, обратив особое внимание на защиту сельхозугодий и иных особо ценных земель.

Проблема в том, что сейчас градостроительное регулирование, а конкретно градостроительный регламент, который должен определять правовой режим земельного участка, не распространяется на сельхозугодья, на лесной фонд. Там должно быть что-то свое — но этого нет.

— Прежние попытки реализовать это поручение не увенчались успехом…

— Когда правительство в 2014 году заходило с этой инициативой в Госдуму, там разгорелся спор, что мы потеряем земли сельхозназначения и земли особо охраняемых природных территорий, потому что их границы не определены.

Аграрии и экологи выступили против.

Хотя тот законопроект именно это и предусматривал: все работы по определению границ должны были быть завершены к 1 января 2025 года, с учетом возможностей бюджета, после чего категории должны были быть отменены и вступало в силу зонирование.

— Зачем?

— Самый важный момент — все должно быть на одной карте и в одном масштабе, чтобы не было задвоенности. У всех министерств свои задачи, каждое использует свой информационный ресурс.

Есть государственный лесной реестр, есть единый государственный реестр недвижимости — они развивались параллельно.

Правительство Московской области — как первопроходец — попробовало их совместить, что в конечном счете привело к необходимости лесной амнистии…

Нужно в переходных положениях написать, что куда попадает при зонировании: садоводство, культурные объекты, лесное хозяйство, сельскохозяйственные земли и т. д., чтобы не оставалось белых пятен.

Нужно будет посмотреть: если орган местного самоуправления включил, например, мелиорированную пашню не в зону сельхозугодий, а в зону жилой застройки — он должен будет ее перезонировать и пашню включить в сельскохозяйственную зону.

Важно, что этот закон заставит всех сказать правду: если у вас по документам пашня, а там давно растут березы или дымит завод, то ее в зону сельхозиспользования включать не нужно. Нужно провести полевые работы на территории и реально оценить: экономически, с природоохранной точки зрения что там происходит.

— Как будет работать этот механизм?

— Очень просто: 98% правил землепользования и застройки, те самые документы зонирования, уже утверждены по всей стране. Если закон будет принят, муниципалитет должен будет сравнить его и свою карту — правильно ли они зонировали территорию — и внести соответствующие изменения.

— За свой счет?

— Когда этот вопрос возник в 2014 году, рассматривалась возможность выделения средств из федерального бюджета и муниципальным образованиям, и субъектам, чтобы сделать все в предусмотренные сроки.

Сейчас это вопрос местного значения: правила землепользования и застройки разрабатываются и утверждаются за счет местного бюджета либо субъектами РФ на основе перераспределение полномочий. Ясно, что муниципалитеты не справятся с этой работой в финансовом плане, поэтому федеральные средства понадобятся. Первоначально речь шла о 10,5 млрд руб.

, теперь нужно заново посчитать, сколько потребуется. Сейчас этот вопрос прорабатывается, когда дело дойдет до внесения законопроекта в правительство, финансовая часть будет согласовываться с Минфином.

— Сами полевые работы будут проводить муниципалитеты?

— В зависимости от того, каких зон это касается. Все вопросы территориального зонирования — это полномочия муниципалитета. Вопросы планирования и использования земель сельхозназначения — это полномочия субъектов.

По мнению Минсельхоза и по мнению субъектов, муниципалитетам не стоит отдавать эти полномочия, должен быть какой-то контроль. А земли лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности — это тема Рослесхоза.

Сейчас границы лесничеств и лесопарков не внесены в полном объеме в ЕГРН, когда это будет сделано, проблема уйдет сама собой — лесничества станут зоной лесного использования.

Если закон будет реализован так, как сейчас предполагается, то после 1 января 2025 года будет не то чтобы красивая картинка, она будет правдивая: станет понятно, как сейчас используются территории. Границы территориальных зон со всеми видами разрешенного использования попадут в ЕГРН, здесь наведется порядок.

— Какие еще изменения планируются в земельном законодательстве?

— Есть еще проблема с правовым режимом земель сельхозназначения: мы до сих пор не знаем, как юридически «превратить» пашню в сенокос. Мы подготовили новый законопроект о землеустройстве, который ответит на эти вопросы, поскольку землеустройство в нынешнем виде — не очень жизнеспособный институт. Эти законодательные инициативы будут идти параллельно.

Еще один законопроект уже принят в первом чтении в октябре, сейчас готовим к нему поправки.

Он касается видов разрешенного использования: кто и как может их менять в рамках градостроительного регламента, куда обращаться, можно ли использовать участок независимо от вида разрешенного использования.

Эти три инициативы: по видам разрешенного использования, по отмене категорий и по землеустройству — должны будут завершить земельную реформу в том, что касается разрешенного использования.

— Что мы увидим, проснувшись 1 января 2025 года?

— Прозрачную картину: отсутствие категорий земель, карты территориального зонирования на территории каждого муниципалитета, в каждой зоне — перечень видов разрешенного использования, причем основанный на том, что реально есть на земле.

Мы получим карту зонирования, где для каждой зоны установлен правовой режим земельных участков, и понимание, как его определять.

Все сведения будут внесены в ЕГРН, и любой человек сможет через публичную кадастровую карту или выписку запросить из него информацию.

— То есть весь массив земель РФ к 2025 году будет описан и занесен в ЕГРН?

— Надеемся, что так.

— А какая доля учтена сейчас?

— Сейчас в ЕГРН содержатся сведения о 60 млн земельных участков, из них 47% — без точных границ.

При этом государство не знает, сколько их туда не внесено: документы о правах на землю выдавались с 1922 года, их множество разных видов — «розовые», «голубые» свидетельства, у нас их по цветам принято различать.

Бумажные свидетельства, выданные после вступления в силу закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 1997 года, особой ценности не представляют — эти права подтверждаются записью в реестре, а вот утрата «розового» свидетельства может быть очень болезненна. Поэтому мы призываем всех граждан: придите и внесите сведения в ЕГРН, уточните границы своих земельных участков. К счастью, они сами постепенно приходят к пониманию, что это нужно сделать, и реестр каждый день пополняется.

— Реально завершить это в установленные сроки?

— По новой «дорожной карте», которую в ноябре утвердил премьер-министр, закон об отмене категорий должен быть внесен в Госдуму в июне 2019 года.

Если он будет принят в 2020 году, то у нас останется пять лет на всю эту работу, это вполне реальный срок. Что нельзя сделать к 2025 году — это обеспечить, чтобы все прибежали со своими документами и внесли сведения в ЕГРН.

У нас заявительный порядок регистрации, вы сами решаете, когда это сделать. Скорее всего, 100% сведений там не будет.

— Отразится ли реформа на собираемости земельного налога?

— Земельный налог никак не привязан к категориям, Налоговый кодекс ориентируется только на виды разрешенного использования при определении ставки, а утверждают ее органы местного самоуправления.

Если говорить о собираемости налога, то большее влияние будет иметь другой законопроект, который касается кадастровой стоимости. Президент сказал, что кадастровая стоимость не может быть выше рыночной — речь идет о том, чтобы эта база также стала более правдивой.

Мы предлагаем установить напрямую в законе перечень критериев, которые должны использоваться при кадастровой оценке.

— А какова судьба законопроекта о едином объекте недвижимости?

— Он внесен в правительство. При доработке из него были исключены нормы, которые позволяют объединить земельный участок с иными объектами, но создать единый объект из нескольких зданий и сооружений будет проще. Это институт достаточно молодой, надо оптимизировать процедуру создания единых объектов, может быть, потом придется вернуться к этому вопросу, чтобы и земельный участок туда попадал.

Интервью подготовила Надежда Краснушкина

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3854101

Изменения Земельного кодекса в 2015 году

Закон о земле рф

С 1 марта 2015 года земельное законодательство существенно изменилось. Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» затронули вопросы предоставления земельных участков гражданам и организациям на правах аренды и собственности.

Упрощен и подробно урегулирован порядок предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам.

Гражданам и юридическим лицам больше не нужно подготавливать и согласовывать акт выбора земельного участка. Образование участка теперь проводят в соответствии с одним из трех документов:

  • – утвержденной схемой расположения земельного участка;
  • – проектом межевания территории;
  • – проектной документацией на лесной участок;

По общему правилу схему расположения земельного участка готовит и утверждает орган власти, ответственный за распоряжение участками. Но в случае, если участок расположен за пределами населенных пунктов, заинтересованные лица смогут сами подготовить такую схему.

После утверждения схемы расположения участка орган власти направляет её в орган кадастрового учета. Отказ в утверждении схемы возможен только по основаниям, установленным в законе. Благоприятным фактором является, то что предоставление земельного участка проходит процедуру предварительного согласования еще до постановки его на кадастровый учет.

Отказ в предварительном согласовании предоставления участка возможен только по основаниям, установленным в законе.

Если ранее гражданин или организация, сформировав земельный участок и поставив его на кадастровый учет своими силами и средствами, рисковала по разным основаниям получить отказ в предоставлении права на него, то теперь вопрос предоставления либо отказа в предоставлении будет решен на стадии согласования схемы. Еще один приятный момент заключается в том, что поставив участок на кадастровый учет по новым правилам – на основании утвержденной схемы, гражданин или организация закрепляет за собой возможность оформления права именно на этот объект.

Предоставлена возможность некоторым категориям граждан и организациям получить участок бесплатно.

Участок может быть предоставлен в собственность:

  • – лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;
  • – религиозной организации, которая имеет в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения;
  • – гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему участка в безвозмездное пользование для личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства или крестьянско-фермерского хозяйства при определенных условиях (необходимо использовать участок в соответствии с разрешенным использованием и работать по одной из специальностей, список которых определяет субъект РФ);
  • – гражданам, имеющим трех и более детей, если закон субъекта РФ предусматривает предоставление участков в собственность бесплатно.

Установлено, что земельные участки предоставляются в собственность или аренду только на аукционе.

По общему правилу землю предоставляют только на торгах, а именно на аукционе. Kонкурс больше проводить не будут. Исключением из этого правила являются предоставления земельных участков:

  • – для комплексного освоения территории;
  • – для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства;
  • – участок, предназначенный для ведения сельскохозяйственного производства и переданный в аренду гражданину или юридическому лицу;
  • – участок, на котором расположено здание или сооружение (собственник постройки может оформить права на землю).

Арендовать земельные участки без проведения торгов могут:

  • – организации – для государственных и общественно полезных целей (размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, комплексного освоения территории, выполнения международных обязательств РФ, размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения);
  • – собственники зданий, сооружений, которые расположены на этих земельных участках, собственники объектов незавершенного строительства, размещенных на участках (однократно и только для завершения строительства);
  • – граждане, которые имеют право на первоочередное или внеочередное предоставление земельного участка.

Урегулирован порядок обмена публичного земельного участка на участок, находящийся в частной собственности.

Обмен земельных участков возможен, когда частный участок:

  • – изымается для государственных или муниципальных нужд;
  • – предназначен для размещения объекта социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры или если такие объекты уже есть на земельном участке.

При обмене участков оформляют договор мены. Здания и сооружения, которые расположены на участках, также становятся предметом договора мены.

Арендаторы земельных участков лишены преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок

Теперь после истечения договора аренды заключить новый договор по общему правилу можно только на торгах. Без торгов новый договор аренды заключают:

  • – если участок был предоставлен без торгов;
  • – если договор аренды был заключен на аукционе и землю получил гражданин для ведения садоводства или дачного хозяйства.

В случае, если участок был предоставлен без торгов в связи с признанием аукциона несостоявшимся и если только один заявитель был признан участником аукциона новый договор аренды заключают на торгах.

Установлены предельные сроки договора аренды в зависимости от назначения использования участка.

В зависимости от назначения использования земельного участка договор можно заключить на определенный срок, а именно:

  • – для строительства или реконструкции зданий и сооружений – от трех до десяти лет;
  • – для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства – от трех до пяти лет;
  • – собственникам здания или сооружения – до 49 лет;
  • – для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства – до 20 лет;
  • – для огородничества – до трех лет.

Изменен порядок определения размера арендной платы за участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

В связи с изменением порядка предоставления земель меняется и порядок определения размера арендной платы.

Теперь способ определения размера платы зависит от того, в каком порядке заключен договор аренды – на торгах или без них.

Когда договор заключают на торгах, арендную плату определяют по результатам аукциона.

Если договор заключают с лицом, которое подало единственную заявку на участие в аукционе, либо с единственным участником, размер платы должен соответствовать начальной цене предмета аукциона.

Когда договор заключают без торгов, арендную плату определяет:

  • – орган власти субъекта РФ – для земель, принадлежащих субъекту РФ, или земель, государственная собственность на которые не разграничена;
  • – орган местного самоуправления – для муниципальных земель.

При проведении торгов начальную цену устанавливают в размере:

  • – ежегодной арендной платы на основании рыночной оценки, или
  • – суммы не менее 1,5% кадастровой стоимости. Но только если результаты кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона, либо
  • – первого арендного платежа по результатам рыночной оценки, когда договор аренды заключают для комплексного освоения территории или дачного хозяйства.

Введен запрет на продажу государственных и муниципальных участков, разрешенным видом использования которых является строительство

По общему правилу земельный участок, находящийся в публичной собственности, можно получить для строительства только в аренду. Оформить в собственность его можно в отдельных случаях, прямо установленных Земельным кодексом РФ. В частности:

  • – если его предоставляют гражданину на аукционе для личного индивидуального строительства, личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства, для крестьянско-фермерского хозяйства;
  • – если для участка установлен порядок предоставления без торгов.

Установлен порядок предоставления земельных участков, на которых размещены объекты незавершенного строительства

Собственник объекта незавершенного строительства, чтобы закончить строительство, может один раз без торгов получить в аренду на три года участок под этим объектом. Но воспользоваться этим правом может:

  • – собственник объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • – собственник объекта незавершенного строительства, за исключением случая, указанного в предыдущем пункте, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Кроме того, введено новое основание для прекращения права собственности.

Так, допускается принудительное отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды публичного земельного участка (если строительство так и не было завершено в срок).

В таком случае объект незавершенного строительства может быть изъят у собственника по решению суда и реализован на торгах. Средства, вырученные от продажи объекта, выплачиваются бывшему собственнику.

Участок не изымут, если собственник докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием):

  • – органов государственной власти или местного самоуправления;
  • – лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект.

Предусмотрена возможность перераспределения публичных и частных земельных участков

Перераспределять публичные земельные участки и земли, которые находятся в частной собственности, допускается:

  • – в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии;
  • – в целях приведения границ участков в соответствие проекту межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;
  • – для размещения объектов капитального строительства, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • – в отношении земель, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства.

Также перераспределение публичных земель между собой возможно, если участки:

  • – не предоставлены гражданам, организациям, органам власти или местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, либо
  • – предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу или органу власти.

Изменен порядок установления сервитутов на публичных земельных участках

Соглашение об установлении сервитута можно заключить при следующих условиях:

  • – размещении линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений;
  • – проведении изыскательских работ;
  • – ведении работ, связанных с пользованием недрами.

Закон устанавливает, что при заключении соглашения об установлении сервитута на срок до трех лет допускается сервитут в отношении части земельного участка без проведения работ, кадастрового учета и регистрации обременения.

Также появилась возможность использовать публичные земельные участки без предоставления и установления сервитута для проведения инженерных изысканий, ремонта линейного объекта, строительства временных или вспомогательных сооружений, размещения рекламных конструкций, нестационарных торговых объектов, изучения недр, осуществления деятельности для сохранения традиционного образа жизни коренных народов. Основанием для использования публичного земельного участка будет разрешение уполномоченного органа.

Источник: http://www.lexgeoescort.ru/zemelnye-zakony/izmeneniya-zemelnogo-kodeksa-2015

Изменения в Земельном кодексе с 1 марта 2015 года | Журнал кадастрового инженера

Закон о земле рф

1 марта 2015 года вступают с силу изменения, внесенные в Земельный кодекс РФ (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Специалисты называют внесенные в кодекс поправки крупнейшей земельной реформой в стране за последние 14 лет, ведь изменения действительно носят глобальный характер.

Цель земельной реформы — оптимизировать процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Итак, рассмотрим основные улучшения нового Земельного кодекса.

Участки госсобственности станут более доступными

Распределение земельных участков приобретет народный характер. Процедура предоставления земли гражданам теперь описана очень подробно, соответственно отклониться от закона будет практически невозможно. И если участок действительно свободный, получить его у муниципалитета будет несложно.

Некоторые категории граждан смогут получить участки бесплатно

В малонаселенных местностях, где мало специалистов, для их привлечения будут предоставляться земельные участки в безвозмездное пользование, а по истечении шести лет — в собственность.

Регионы установят перечень муниципальных образования и категорий граждан.

Граждане получат возможность оформить в собственность «прирезки» к своим участкам

Это очень важное изменение – граждане смогут легально за плату оформить прирезки к своим дачным, садовым участкам, участкам под жилыми домами. Понятно, не имеется ввиду земля общего пользования или участок соседа…

Цена такой прирезки будет значительно ниже рыночной, так как иным способом ее использовать уже нельзя (гражданин и так ей уже пользуется в своих целях, и такая земля фактически огорожена). Таких самозахватов встречается немало.

Судьба долгостроев будет решена

Для строительства земельные участки будут отдаваться с торгов на нормативный срок (до 10 лет).

По истечении данного срока муниципалитет имеет право продать данный участок с торгов вместе с долгостроем.

Процедура предоставления муниципальной земли будет значительно изменена и упрощена

Настоящая система предоставления участков из гос. собственности противоречива, непрозрачна, нагружена лишними согласованиями, может длиться до 3 лет.

Новая процедура имеет детально прописанные процедуры прямого действия, с конкретными, достаточно недолгими сроками выполнения. А в целом они не должны превышать 3 месяцев.

Теперь не нужно подготавливать и согласовывать акт выбора земельного участка, который во многой степени дублирует градостроительную документацию. Вся необходимая информация по вопросу, какой объект можно построить в данном месте, определена в правилах землепользования и застройки территории, что заранее определяет предназначение той или иной ее части.

Информацию о наличии свободной земли органы обязаны будут публиковать на официальных сайтах. Человек, глядя на публичную кадастровую карту, будет видеть, на какие земли он может претендовать, и выбирать участок, исходя из уже определенных параметров застройки. Выбрав приглянувшийся участок, нужно подать заявление с требованием выставить его на продажу.

Если участок не сформирован и нет утвержденного проекта межевания территории, а обычно так и бывает, то заявитель разрабатывает схему его расположения на кадастровом плане, которую органы местного самоуправления обязаны согласовать в течение 30 дней – такая норма прописана в новом земельном кодексе. Затем муниципалитет должен объявить о готовящейся продаже и, при наличии хотя бы двух претендентов, провести торги. Начальной ценой послужит кадастровая стоимость земельного участка.

Ситуация, когда заявитель поставил за свой счет участок на кадастровый учет, а участок ушел другому участнику торгов, не случится

Граждане, претендующие на участки для ИЖС, ведения дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства будут тратиться на кадастровые работы уже после того, как власти проведут предварительную публикацию и убедятся в отсутствии других претендентов на участок.

Есть возможность получить участок без аукциона, но по закрытому перечню оснований — многодетным семьям, под объекты государственного и муниципального значения, сельхозпроизводителям после трех лет аренды и т. д.

Федеральные земли будут переданы в муниципальную собственность

Это затронет более половины всех федеральных земель, если не считать лесной фонд. Не подлежат передаче муниципалитетам только те земли, которые необходимы для реализации федеральной властью своих полномочий. Скорость данного процесса будет зависеть от активности местных властей.

В экономический оборот будет введено очень большое количество земель. У нас до 90 процентов территории некоторых муниципальных образований до сих пор приходится на земли федеральной собственности. После передачи в муниципальную собственность муниципалитет сможет выставить их на торги или отвести под социальные, культурные объекты.

Следить за актуальной редакцией земельного кодекса можно здесь: 

Статья подготовлена на основании комментариев, которые давал в «Российской газете» заместитель министра экономического развития Павел Королев, представлявший от имени правительства РФ законопроект в Федеральном собрании.

Источник: https://cadastral-engineer.ru/novyj-zemelnyj-kodeks-s-1-yanvarya-2015-goda/

Проведение межевания земельных участков по новым законам РФ

Закон о земле рф

Федеральные законы №221-ФЗ и №447-ФЗ регулируют все нюансы кадастровой деятельности в нашей стране.

Первый был принят в 2007 году, последние изменения внесены не так давно.

Второй содержит изменения и дополнения к этому закону, самым существенным из которых является глава о комплексных кадастровых работах.

Он был принят в 2014 году, в 2016 — изменен.

Федеральный Закон №218-ФЗ от 13.07.2015 года

Этот закон напрямую касается сделок с земельными участками, поскольку они также являются недвижимостью и на них можно оформить право собственности.

Существует ряд участков, которые находятся в пользовании владельцев. По ФЗ №218 их нельзя продать до тех пор пока участок находится в собственности муниципалитета, а не настоящего владельца.

Что именно регулирует

Федеральный закон «О госрегистрации недвижимости» регулирует отношение между гражданами и юридическими лицами в связи с возникновением права собственности. Любая недвижимость должна быть юридически закреплена за собственником.

Право возникает после процедуры регистрации и внесения данных в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости).

Любая сделка с недвижимостью, в том числе в земельным участком, считается заключенной только при условии государственной регистрации.

Государственный реестр недвижимости — это обширная и самая достоверная база данных, в которой находятся сведения обо всех зарегистрированных объектах недвижимости.

С начала 2017 года ЕГРН объединяет госкадастр и реестр прав.

Документом, который подтверждает наличие сведений, является выписка из ЕГРН. Основная информация из реестра является общедоступной.

Вместо Свидетельства о праве собственности сейчас выдается выписка из ЕГРН. Оба документа являются одинаково юридически значимыми.

В ЕГРН содержатся следующие данные о земельном участке:

Внесение данных

Для того, чтобы внести новые данные в ЕГРН нужны следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт;
  • правоустанавливающие документы на участок;
  • документы, данные из которых будут внесены (например, межевой план, договор купли-продажи);
  • решение суда (при решении дела через суд).

После обработки данные вносятся в базу данных.

Исправление ошибок

Ошибки в ЕГРН могут быть техническими и реестровыми. Первые могут возникнуть при неправильном внесении записи. Они исправляются после подачи заявления в Росреестр или через МФЦ.

Таким же образом корректируются реестровые ошибки, которые сильно изменяют информацию и возникает пересечение границ. Для подтверждения своих слов нужно предоставить документы или решение суда.

Для того, чтобы в полной мере распоряжаться землей, нужно оформить право собственности. Законом разрешено владение на праве пользования. Но для сделки продажи, дарения или завещания земельный участок нужно зарегистрировать в Росреестре.

Документы

Для регистрации земельного участка, также как и  остальных объектов недвижимости потребуются следующие документы:

  • паспорт;
  • заявление;
  • правоустанавливающие документы;
  • межевой план (если есть);
  • квитанция об уплате госпошлины.

Кто имеет право регистрировать недвижимость

Недвижимость регистрируется в отделениях федерального органа Росреестра. Они находятся в каждом городе.

Очень удобно оформлять право собственности через офисы МФЦ или «Мои документы».

Можно ли узаконить землю без документов?

Ответ зависит от характера получения земельного участка. Если земля была предоставлена в пользование еще в советское время, но документы потеряны, то нужно заняться их поиском для выписки дубликата. Для этого стоит обратиться в архив города.

Если владение участком основано на самозахвате (на бесхозных землях СНТ) и не причиняет неудобства другим соседям, то чтобы его узаконить нужно обратиться в отдел землеустройства муниципалитета. Придется предоставить веские доказательства и основания, что вы заботились об этой земле, как о своем.

Незаконность процедуры

В случае ненадлежащего оформления документов межевание может считаться несостоявшимся и незаконным. Чаще всего нарушается процедура подписания акта согласования с заинтересованными лицами, которыми являются соседи смежных участков.

Ответственность за межевание и составление документов для ЕГРН лежит на кадастровом инженере. В случае ошибки он несет имущественную ответственность и рискует лишиться квалификационного аттестата. Если причинен большой ущерб, то возможна уголовная ответственность.

Федеральный Закон №221-ФЗ (от 24.07.2007 года

Федеральный закон «О кадастровой деятельности» (ФЗ РФ №221) был принят и вступил в силу в 2007 году. С этого времени начался отсчет систематической кадастровой деятельности, которая стала прочно связана с регистрацией прав на земельные участки в рамках Росреестра.

Что регулирует

Государственный кадастр недвижимости был создан для того, чтобы переходящие права собственности на земельные участки организованно фиксировались на федеральном уровне.

Все детали кадастровой деятельности, в том числе межевание земельного участка, регулируются этим законом.

Согласно этому правовому акту для того, чтобы передать данные об участке в систематизированную базу данных, необходимо привлечь специалиста.

По закону право выполнять кадастровые работы имеет только кадастровый инженер.

В его обязанности входит осуществление процедуры межевания:

Надзор за объединениями кадастровых инженеров возложен на Росреестр и его отделения (статья 3.2 ФЗ РФ №221). Кадастровые инженеры не подчиняются напрямую этому федеральному органу, но постоянно взаимодействуют друг с другом для улучшения качества работы.

Требования к кадастровой деятельности

Кадастровая деятельность осуществляется саморегулируемыми организациями кадастровых инженеров. Это означает, что компании создаются не «сверху», а по инициативе самих кадастровых инженеров.

Организации создаются на коммерческой основе и оказывают платные услуги населению и юридическим лицам по кадастровой деятельности.

Процедура межевания — это составная часть кадастровых работ.

Она осуществляется на добровольной основе.

Все требования к последовательности и оформлению этих работ изложены в законе и дополнительных правовых актах Министерства экономического развития.

ФЗ №221 перечисляет требования к кадастровым инженерам:

  • гражданство РФ;
  • наличие квалификационного аттестата;
  • высшее образование;
  • опыт помощника кадастрового инженера от 2 лет;
  • отсутствие судимости;
  • отсутствие дисквалификации по профессии;
  • договор страхования гражданской ответственности.

Между владельцем земельного участка и саморегулирующей организацией заключается договор подряда, по которому кадастровый инженер обязуется провести кадастровые работы за установленную плату.

Для определения цены составляется подробная смета. Количество кадастровых работ в каждом случае индивидуально, поэтому их стоимость также отличается.

Сведения, которые попадают в базу данных государственного кадастра становятся общедоступными, то есть публичными.

Кадастровые работы состоят из нескольких этапов:

  1. Подготовительные работы. Владелец участка обращается с заявлением в коммерческую организацию кадастровых инженеров. Далее заключается договор между заказчиком и исполнителем. Возможно внесение предоплаты. Кадастровый инженер изучает документы по участку.
  2. Непосредственно выезд на участок. Определение границ на местности, установка колышков, определение площади участка. В некоторых случаях оформление акта согласования.
  3. Обработка всех данных и оформление документов по ним.
  4. Передача сведений в Росреестр.
  5. Обработка всех данных, присвоение кадастрового номера, внесение сведений в ЕГРН.

Тем, чьи участки были внесены в госкадастр по упрощенной схеме, то есть без межевания, необязательно прибегать к этой процедуре.

Законодательно установленный порядок согласования границ

Порядок действий при согласовании и установлении смежных границ с соседями зависит от того, каких вы добились результатов при переговорах с ними.

Самым целесообразным является устное соглашение о том, где будет проходить граница. Оно предполагает взаимные уступки.

Согласование проводится в письменной форме.

Кадастровым инженером заполняется акт согласования, который имеют право подписать (кроме заказчика и исполнителя):

  • собственники смежных участков;
  • пользователи на праве пожизненного наследуемого владения или бессрочного пользования;
  • арендаторы (при сроке аренды более 5 лет);
  • их представители (доверенность должна оформляться нотариально).

По выбору кадастрового инженера проводится собрание или вопрос решается в индивидуальном порядке. Заинтересованные лица (соседи) вызываются для согласования путем вручения извещения под расписку.

Публикация в газете

В случае, когда адрес владельцев смежных участков неизвестен, допускается другая форма извещения. В статье 39, пункте 8 ФЗ РФ №221 описываются обстоятельства, при которых можно опубликовать извещение о предстоящем собрании в газете.

Бывают случаи, когда адрес отсутствует как в Правлении СНТ, так и в базе данных ЕГРН. Значит, извещение невозможно вручить лично или направить по почте. В этом случае заказывают публикацию в газете не менее, чем за 30 дней о проведении собрания о согласовании.

Акт согласования

Акт согласования — это документ, предусмотренный статьей 40 ФЗ РФ №221. Его суть заключается в отсутствии возражений по границам участка. Подписывают акт согласования заинтересованные лица, соседи смежных участков.

При его оформлении соблюдаются следующие правила:

  • акт подписывают владельцы или пользователи соседних участков, но не их родственники;
  • в документ вписываются реквизиты каждого лица и ссылка на документ, который подтверждает их права на смежный участок;
  • акт оформляется на оборотной стороне чертежа межевого плана;
  • все возражения вписываются в документ.

Акт согласования — обязательная часть межевого плана.

Образец

Акт согласования содержит следующую информацию:

  • кадастровый номер участка заказчика;
  • площадь участка;
  • границы, которые подлежат уточнению;
  • реквизиты смежных участков: кадастровый номер;
  • ФИО заинтересованного лица, реквизиты документа, подтверждающего право собственности или номер доверенности;
  • отдельная колонка — подпись и число (для соседей);
  • напротив каждой фамилии — способ извещения.

Документ заверяется подписью и печатью кадастрового инженера и владельца участка.

Федеральный закон РФ № 447 «О внесении изменений в закон «О госкадастре недвижимости» был принят в конце 2014 года, последние редакции — в 2016 году. Речь идет о поправках в правовом акте, который был издан в 2007 году, ФЗ №221 «О государственном кадастре недвижимости».

Изменения

В правовое постановление, которое регулирует кадастровую деятельность, были внесены следующие изменения:

  1. Уменьшились сроки постановки на кадастровый учет с 10 до 3 дней.
  2. Упорядочена система исправления ошибок в кадастре.
  3. Новая глава (гл.4.1) посвящена комплексным кадастровым работам. Это бесплатные работы, которые выполняются на территории кадастрового квартала или нескольких смежных.
  4. Срок государственной регистрации права сократился до 10 дней.

Все изменения были выработаны после анализа кадастровой деятельности за предыдущие годы. Они направлены на улучшение эффективности кадастрового учета.

Является ли определение границ обязательной процедурой

Межевание не является обязательной процедурой.

Есть ряд дачных участков в СНТ, которые не были размежеваны, но стоят на кадастровом учете.

На такие участки оформлено право собственности. В этом случае их можно продать, не проводя дополнительного определения границ.

Межевание делают также при спорных границах с соседями.

Перед продажей кому-либо собственного земельного участка не обязательно проводить межевание. Но нужно понимать, что эта процедура повысит рыночную цену вашего надела.

Стоимость

Услуги по межеванию обходятся владельцу участка недешево. Цены очень сильно колеблются в зависимости от:

  • региона;
  • площади;
  • очертания участка;
  • удаленности от города.

В среднем цена на услуги кадастрового инженера по межеванию садового участка за 6 соток обойдется в 10 тысяч рублей. Если конфигурация участка правильная, надел расположен в черте города, то цена может быть около 5 тысяч.

Но даже такая сумма у пенсионеров часто отсутствует. Поэтому нужно отнестись к вопросу межевания рационально. Если получен кадастровый паспорт и оформлено право собственности на садовый участок, то свой надел можно продать без межевания. Другой вопрос — будет ли он пользоваться спросом.

Однако на разных интернет-площадках сейчас настойчиво распространяются слухи об обязательном межевании и отсутствии отсрочки, в доказательство чего приводятся Федеральный закон №477. Этот закон приведен ошибочно, речь в нем идет об изменениях в Налоговом кодексе, а не госкадастре.

Новости тоже ошибочны, в законодательстве нет статьи, обязывающей проводить определение границ участка.

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказывается об особенностях проведения процедуры определения границ по новым законам.

Заключение

Создание кадастрового учета в том виде, в котором мы знаем его сейчас, было начато в более 10 лет назад. С тех пор он совершенствовался при помощи поправок, которые вносились в законы.

Большинство земельных участков поставлены на кадастровый учет. Межевание проведено меньше, чем в половине случаев.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/mezhevanie/novye-zakony

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.