Закон о землепользовании
Земельный Кодекс РФ в 2020 году
14.05.2018
В России все вопросы, касающиеся использования земель, их защиты и пр. регламентирует закон о земле в 2020 году. Правовой документ устанавливает процедуру передачи участка в собственность, оформление его в аренду и прочие нюансы.
Земельный Кодекс 2020 года: официальный текст и основные положения
ФЗ 136, устанавливающий правила использования земельных участков, был принят депутатами федерального парламента в 2001 г.
В него неоднократно вносились поправки, которые были нацелены на то, чтобы привести официальный текст документа в полное соответствие с существующими законодательными нормами.
Кроме того, депутаты принимали изменения, необходимые для сохранения актуальности представленных в проекте сведений.
Основные положения закона
Действующая редакция законопроекта состоит из 18 глав и 103 статей. Они определяют ключевые моменты землепользования:
- основные положения и определения касаются принципов формирования законодательных норм в отношении владения землей, установлены полномочия региональных властей, описаны принципы формирования, деления и объединения земельных участков;
- сформированы принципы охраны земель, а также использования наделов, которые подверглись загрязнению опасными веществами;
- определено право собственности, перечислены ситуации, в которых гражданин получает право владения участком, установлена собственность субъектов и муниципалитетов;
- сформированы правила ограниченного использования чужой земли, стандарты аренды и права безвозмездного пользования;
- перечислены ситуации, в которых возникает право на участок, определен перечень правоустанавливающих документов и расписаны особенности оформления договора купли-продажи;
- установлены правила, которых обязаны придерживаться владельцы или арендаторы земельных наделов в отношении использования участков;
- сформирован список ситуаций, в которых гражданина могут лишить права собственности, аренды, бессрочного пользования. Описаны положения, позволяющие конфисковать землю или ограничить права на нее;
- определен перечень убытков, которые обязан возместить собственник/арендатор при ухудшении состояния надела;
- регламентировано рассмотрение спорных вопросов, касающихся установления права собственности;
- установлена плата за землю и проведение оценочных действий;
- сформированы положения мониторинга землеустройства и резервирования участков для государственных либо муниципальных нужд;
- перечислены полномочия в сфере землепользования, определен государственный, муниципальный и общественный контроль;
- законом установлена ответственность за нарушения в сфере использования и охраны земель;
- определены стандарты пользования земель сельскохозяйственного назначения;
- регламентированы участки, находящиеся в границах населенных пунктов, сформированы принципы их деления и расположения границ;
- классифицированы земли особого назначения. В них входят участки, относящиеся к промышленным предприятиям, сфере энергетики, транспорта, обороны и проч.;
- установлены стандарты использования наделов особо охраняемых территорий и объектов;
- определены правила охраны и использования земель лесного и водного фондов, запаса.
Читать так же: Штраф за ксенон в 2020 гг
В сфере охраны объектов установлены правила и цели обеспечения защиты. Утверждено проведение оценки и экспертизы территорий.
Также законопроект определяет возмещение убытков, которые касаются ухудшения качества используемых участков. У субъектов и муниципалитетов есть определенные способы воздействия на нарушителей.
Ответственность за несоблюдение законодательства определена в тексте документа.
Согласно положениям действующего закона, все территории могут быть разделены, в зависимости от целей их использования:
- сельскохозяйственного значения;
- населенных пунктов;
- промышленных, транспортных, коммуникационных, производственных объектов;
- особо охраняемые зоны;
- земли лесного, водного фонда, земли запаса.
В последней редакции правового документа определен порядок выделения земельных объектов в собственность.
При этом необходимо учесть, принадлежит территория государству, региону, муниципалитету либо находится в частной собственности.
Для регистрации участка будущему владельцу потребуется предоставить установленные законом документы. Земли могут быть выделены в бессрочное пользование, могут передаваться по наследству и проч.
Действующие нормы документа
В законопроекте описаны основные правила землепользования. При этом установлена правовая база, позволяющая соблюдать предписанные нормы. Основополагающие принципы базируются на следующих определениях:
- земля составляет основу жизнедеятельности жителей РФ;
- все законодательные нормы направлены на охрану земли. Защита территорий является приоритетом государственной политики;
- сделан уклон на сохранении жизни и здоровья жителей страны;
- владельцы земельных участков вправе принимать решения, которые непосредственно касаются территорий, находящихся в собственности;
- земельные наделы неразрывно связаны с объектами, располагающимися на их территории;
- ценные объекты должны сохраняться в первую очередь;
- за пользование землей взимается установленная плата (кроме случаев, которые предусмотрены в законодательстве);
- участки разделены согласно своему значению;
- территории могут находиться в государственном, региональном, муниципальном владении;
- земельное законодательство не связано с гражданским;
- должны соблюдаться интересы как самих жителей, так и общества.
Земля может рассматриваться как природный объект или как отдельные земельные участки. При этом участвовать в формировании земельных отношений могут жители, предприниматели, регионы и муниципалитеты.
Правки и изменения в 2020 году
Последние изменения, которые действуют и в нынешней редакции документа, парламентарии внесли в 2017 году. Был дополнен текст некоторых разделов:
- добавили положение, касающееся образования территорий, связанных с возникновением временных населенных пунктов;
- включили пункт об участках, которые могут входить в состав научно-технических центров;
- внесли изменения, касающиеся особенностей согласования схем расположения участков, и дополнили статью о данных особо охраняемых территорий;
- определен раздел, устанавливающий процедуру предварительного согласования выделения объекта;
- схема выделения участка должна быть согласована с прочими законодательными нормами.
Читать так же: Права беременных на работе по Трудовому Кодексу
Скачать Земельный Кодекс 2020 года
В юридическом документе предусмотрены все нюансы, касающиеся отношений землепользования. Предлагаем скачать закон о земле по следующей ссылке, которая содержит текст в последней редакции.
Земельный Кодекс в полной мере описывает возможности использования земли и охраны территорий различного назначения. В него включены разделы, касающиеся оформления участков в собственность, и процедура возможного их изъятия.
Источник: https://zakonoved.su/zemelnyy-kodeks-rf.html
Закон о земле в Российской Федерации
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Правила использования земельных участков для определённых целей физическими и юридическими лицами, а также для реализации государственных программ о развитии территорий устанавливаются Земельным кодексом, принятым под номером 136-ФЗ.
Что представляет собой закон?
Федеральный закон № 136-ФЗ “Земельный Кодекс Российской Федерации” был принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года и одобрен Советом Федерации 10 октября того же года. Законодательство было подписано президентом и вступило в силу 25 октября 2001 года.
Настоящий закон регулирует отношения, связанные с использованием и защитой земель Российской Федерации как основы для жизни и деятельности различных народов, которые проживают на территории РФ.
В сферу деятельности законодательства не попадают имущественные земельные отношения и экологические аспекты использования геологических ресурсов, так как данные сферы регламентируются соответствующими законами.
Последние изменения в ФЗ №101 об обороте земель сельскохозяйственного назначения читайте тут:Земельный Кодекс Российской Федерации состоит из 103 статей и 18 глав, устанавливающих следующие положения:
- Гл. 1 состоит из общих положений, описывающих основные принципы законодательства, сферу его действия, участников земельных отношений, также полномочия различных органов власти в установленной области;
- Гл. 1.1 описывает порядок образования земельных участков, включая особенности возникновения прав на данные территории, а также их сохранение и передачу;
- Гл. 2 устанавливает правила охраны земель;
- Гл. 3 предусматривает различные виды собственности на землю;
- Гл. 4 определяет основания для ограничения использования чужими земельными участками;
- Гл. 5 описывает порядок возникновения прав на землю;
- Гл. 5.1 устанавливает особенности предоставления земель, которые находятся в собственности государства;
- Главы 5.2 — 5.6 предусматривают обмен, установление сервитута, перераспределение, безвозмездную передачу и особенности использования земельных участков, которые находятся в собственности государства;
- Гл. 6 определяет права и обязанности собственников, а также арендаторов и пользователей;
- Гл. 7 устанавливает порядок лишения прав собственности на земельные участки или их ограничения;
- Гл. 7.1 предусматривает особенности изъятия земель для государственных нужд;
- Гл. 8 описывает порядок компенсации убытков земельных собственников, арендаторов и пользователей при определённых обстоятельствах;
- Гл. 9 определяет правила защиты прав на землю и рассмотрения споров;
- Гл. 10 устанавливает земельные налоги;
- Гл. 11 описывает правила государственного мониторинга за территориями, и ведения кадастрового учёта;
- Гл. 12 предусматривает порядок осуществления государственного надзора в установленной области;
- Гл. 13 определяет административную, уголовную и дисциплинарную ответственность за нарушение земельного кодекса, а также особенности компенсации вреда;
- Гл. 14 устанавливает правила назначения и использования земель для сельскохозяйственных нужд;
- Гл. 15 предусматривает порядок назначения и эксплуатации земельных участков для населённых пунктов;
- Гл. 16 описывает особенности территорий для особого пользования, включая промышленные, энергетические, транспортные, оборонные и другие нужды;
- Гл. 17 устанавливает правила определения особо охраняемых земель, заповедников и рекреационных зон;
- Гл. 18 описывает земли лесного и водного фондов, а также особые территории запаса, которые находятся в государственной собственности и не подлежат использованию без наличия особых причин.
Земельные территории охраняются с целью предотвращения и ликвидации последствий загрязнения почвы, её истощения, деградации и другого негативного воздействия, которое может привести земли к негодности для использования. Также предпринимаются охранные меры для рационального использования земельных ресурсов и улучшения их плодородия.
Для реализации целей по охране земли, собственники, а также лица, арендующие и использующие земельные участки, должны проводить следующие мероприятия:
- воспроизводство плодородных свойств земель, предназначенных для сельского хозяйства;
- защита от эрозии, заболачивания, иссушения, загрязнения вредными веществами и промышленными отходами;
- защита от зарастания сорняками, кустарниками и деревьями сельскохозяйственных угодий и поддержание уровня мелиорации.
Лица, которые повинны в ухудшении качественных свойств земли обязаны рекультивировать её, ликвидировав все негативные последствия и восстановив её первоначальное состояние.
Основные положения ЗК РФ
Закон о земле основывается на следующих принципах:
- охрана земли и её ресурсов как основы для жизнедеятельности человека;
- защита земель как самого важного компонента окружающей среды, а также основы для развития сельского и лесного хозяйства;
- приоритетная защита почв как основного элемента, влияющего на здоровье человека;
- участие граждан, общественных объединений, а также религиозных организаций при принятии решений об обретении прав на землю в допустимых законодательством рамках;
- приоритетная охрана земель целевого назначения;
- платное использование земельных участков;
- разделение земельных территорий на категории по целевому назначению;
- соблюдение гражданских и общественных интересов;
- разделение государственной собственности, муниципальной, и субъектов Российской Федерации.
Регулирование земельных отношений разделяется на узконаправленные законодательства.
Последние изменения, внесенные в закон о земле
В ходе последней редакции закона о землепользовании, состоявшейся 31 декабря 2017 года, были внесены поправки в пункт 6 статьи 56.3, регулирующей порядок изъятия земельных участков для государственных нужд.
В результате редакции положение, предусматривающее изъятие земли для осуществления федеральных проектов, было расширено условием, устанавливающим обязательный критерий об обозначении планируемого строительства в территориальных документах двух и более федеральных субъектов.
Статья 56.3 определяет следующие условия, при которых государство может изымать земельные участки для своих нужд:
- Земли могут быть реквизированы для федеральных нужд только при необходимости осуществления государственной программы территориального развития, объекты которой определены в документации о развитии определённых территорий муниципиев и регионов;
- Также изъятие территорий для государственных и муниципальных нужд может обуславливаться следующими потребностями:
- создание заповедников и других природных охраняемых зон;
- для выполнения условий международного договора;
- для осуществления работ, связанных с использованием недр, при наличии соответствующей лицензии о недропользовании;
- для сноса и реконструкции аварийного дома;
- Земли изымаются независимо от права собственности и условий их использования;
- При реквизировании земли для строительства объектов федерального или муниципального значения, планируемый проект должен быть отражен в документах о территориальном развитии двух и более субъектов Российской Федерации.
Решение об изъятии принимается в течение 3 лет с момента утверждения проекта о строительстве объектов федерального или муниципального значения в соответствии с государственной политикой развития территорий.
Скачать действующую редакцию Земельного кодекса РФ
Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 136-ФЗ от 25.10.2001 “Земельный кодекс Российской Федерации” рекомендуется скачать текст законодательства с актуальными изменениями по ссылке.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-zemle-v-rossijskoj-federacii/
Федеральный закон 78-ФЗ «О землеустройстве»
Землеустройство стало важной частью жизни человека с тех пор, как появилось землепользование. Во все времена оно выглядело по-разному и регулировалось различными методами, а теперь его полностью устанавливает закон.
Например, в 20-х годах прошлого века на нынешней территории России его производили и по постановлению ВЦИК, и позже по Закону о трудовом землепользовании, и по Земельному кодексу от 1922 года. Но это история.
В России сейчас это регулирует 78 ФЗ, который и называется соответствующим образом.
Что регламентирует 78-ФЗ «О землеустройстве»
Как следует из названия, закон регулирует землеустройство. Но что под этим понимается? Что подразумевает процесс землеустройства?
В рассматриваемом законе говорится, что это целый комплекс мероприятий, направленных на то, чтобы для начала изучить, в каком состоянии почва, рационально спланировать и организовать земельные территории, их охрану. А также на то, чтобы выяснить характеристики местоположения объектов землеустройства, где их границы, и, кроме того, определить разумное использование для уже имеющихся территорий.
Объектами же землеустройства являются государственные регионы, как говорится в самом 78-ФЗ, в статье 1. Сюда также относятся разнообразные специализированные зоны, муниципальные образования и территории населенных пунктов.
То есть это очень сложный процесс, который необходим для обновления и застройки территорий субъектов РФ. Землеустройство важно, когда, как сейчас, страна активно развивается и стремится к внедрению новых технологий.
Оно помогает разобраться, для чего можно использовать те или иные земли, которые сейчас не используются, контролировать состояние территорий уже отведенных для чего-либо и присматривать за тем, чтобы все эксплуатировалось по назначению.
Например, пастбища не становились бы дачными участками.
Краткое описание закона
Перед описанием нужно отметить, что закон был принят в 2001 году и с тех пор не один раз подвергался редакции. Самая последняя из них была в 2017 году, 31 декабря. То есть в нынешнем году действует новый вариант этого закона.
Теперь к описанию документа. В нем имеется четыре главы, каждая из которых состоит из нескольких статей. Их всего 27, и распределяются по главам они неравномерно. Так, первая глава включает в себя четыре статьи, вторая пять, а третья уже десять, причем одна из них утратила силу. Четвертая глава содержит шесть глав, а пятая всего две. И, наконец, шестая — всего одну.
И если о самой последней статье сказать особенно нечего, кроме того, что это заключительная статья всего закона и устанавливает его вступление в силу, то о других можно и нужно говорить немного подробнее.
Так, первые четыре статьи посвящены таким вопросам, как:
- основные понятия, которые используются в этом документе;
- как, с правовой точки зрения, регулируются отношения при проведении процедуры;
- необходимость проведения землеустройства;
- каковы основания для его проведения.
Следующие две статьи рассматривают, каковы полномочия РФ в регулировании проведения этой процедуры, и передача полномочий федеральных органов исполнительной власти к своим коллегам в субъектах федерации.
Далее идут статьи о:
- государственной экспертизе документации землеустройства;
- федеральном государственном надзоре над процедурой;
- технических условиях и требованиях для проведения землеустройства.
Далее идет третья глава и ее десять статей. Это статьи с девятой по восемнадцатую, включая уже утратившую силу шестнадцатую. Они посвящены следующим вопросам:
- Изучение текущего состояния земель.
- Работам относительно картографии и геодезии (их проводят картографы и геодезисты с участием топографа. Хотя это слово похоже на название актуального нынче прибора тахографа, не стоит их путать. Древняя и почетная профессия топографа никак не связана с прибором для контроля работы транспортных средств и их экипажа).
- Обследованию почвы и геоботаники, а также другим изысканиям.
- Оценке (каково нынешнее качество данных земель).
- Их инвентаризации (это нужно для того, чтобы проконтролировать, как они используются).
- Планированию и организации рационального использования территорий и их охране.
- Описанию расположения границ объектов землеустройства.
- Порядку установки на местности их границ.
- И наконец, внутрихозяйственному землеустройству.
Оценка качества земель проводится не с целью установить их стоимость. Хотя качество и будет одним из факторов, который определит денежную ценность земли, если ее будет решено продать, главная цель — это, например, поддержка продуктивности пастбищ на Дальнем Востоке.
Дальше идут три статьи из четвертой главы, которые посвящены специфической документации. Сначала говорится о ее видах, потом рассматриваются план или карта объекта, особые тематические атласы и карты по состоянию и использованию земли.
Следующие три статьи уже немного о другом. Двадцать вторая – о самом землеустроительном деле, двадцать третья – о согласовании и утверждении соответствующей документации.
И последняя в этой главе статья посвящена государственному фонду данных, которые были получены после проведения процедуры по землеустройству.Важно! Особо подчеркивается, что лица, которые проводили землеустройство, обязаны бесплатно предоставить экземпляр всей документации, полученной в результате процедуры.
Пятая глава и две ее статьи посвящены рассмотрению, какая будет ответственность, если этим законом пренебречь и нарушить его, а также тому, как положено решать споры, связанные с землеустройством.
Напрямую там об этом не говорится, но если проследовать по отсылкам и выйти на 64 статью Земельного Кодекса РФ, легко выяснить, что все земельные споры решаются только через суд, в том числе и третейский. Все вопросы, связанные с ответственностью за нарушение законов о земле, освещены в Земельном Кодексе.
Эта деталь может показаться незначительной, но ее незнание может вызвать серьезные затруднения у непрофессионала, когда он попробует разобраться самостоятельно.
Взаимосвязь с другими нормами
Как и любой другой закон, 78-ФЗ связан с другими нормами. Например, с Конституцией Российской Федерации.
Там в статье 72 в пункте «В» как раз речь идет о регулировании земельных работ совместно федеральными и региональными органами. Он связан с теми документами, которые имели отношение к его изменениям.
А именно, с несколькими федеральными законами под номерами (перечислены в хронологическом порядке):
- № 87-ФЗ;
- № 201-ФЗ;
- № 66-ФЗ;
- № 160-ФЗ;
- № 242-ФЗ;
- № 315-ФЗ;
- № 233-ФЗ;
- № 252-ФЗ;
- № 507-ФЗ.
Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/ohranal/federalnyj-zakon-78.html