Закон об исполнительном производстве рб 2020

Принудительное взыскание по новым правилам. Обзор закона об исполнительном производстве

Закон об исполнительном производстве рб 2020

18 апреля 2017 / Законодательство

16 мая 2017 вступает в силу Закон Республики Беларусь «Об исполнительном производстве». Отныне принудительное взыскание долгов будет осуществляться судебными исполнителями по новым правилам. О важных новшествах принудительного взыскания дебиторской задолженности читайте в настоящем обзоре.

Создается единый банк данных исполнительных производств. В Беларуси будет создана единая база с информацией о всех исполнительных производствах. Это значит, что в режиме онлайн вы сможете проверить своего потенциального контрагента.

Предполагается, что взыскатели смогут из личного кабинета следить за ходом исполнительного производства в отношении своего дебитора.

Для иных лиц доступ к информации об ограничениях в отношении должника и его имущества будет осуществляться на основании заявления с уплатой государственной пошлины.

Изменяется срок предъявления к исполнению исполнительного документа. Возбуждать исполнительное производство на основании судебных исполнительных документов (судебный приказ, определение о судебном приказе) можно в течение 3 лет. Срок для предъявления к исполнению нотариальной надписи составляет 6 месяцев – как было и ранее.

Сокращается перечень имущества должников, на которое не может быть наложено взыскание. Закон упраздняет ранее действовавший перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание. Ранее запрещалось налагать взыскание на имущество, находящееся, в большинстве своем, в собственности сельскохозяйственных организаций (колхозов):

  • сельскохозяйственная техника
  • оборудование либо инвентарь сельскохозяйственного назначения
  • топливо, используемые должником для технологических процессов производства продукции
  • семена, минеральные, органические и химические удобрения, средства защиты, необходимые для обеспечения посева и сбора урожая
  • корм для скота и птицы, необходимый до сбора новых кормов или до выгона скота на пастбище, корм для рыбы и земноводных до сбора новых кормов или до вылова, а также ветеринарные препараты
  • сельскохозяйственная продукция, произведенная во исполнение заказа на поставку для государственных нужд

Отныне судебные исполнители вправе налагать арест на подобного рода имущество для его дальнейшей реализации и погашения задолженности перед взыскателями.

Заявление о возбуждении исполнительного производства может подаваться в форме электронного документа. Данное заявление помимо иных обязательных сведений должно содержать адрес электронной почты взыскателя и быть подписано электронной цифровой подписью.

Продлен срок для добровольного исполнения исполнительного документа. Ранее должнику предоставлялся семидневный срок для добровольного погашения задолженности с момента возбуждения исполнительного производства. Ныне по ходатайству должника данный срок может быть увеличен если судебный исполнитель посчитает причины его пропуска уважительными.

Отменяется внеочередное погашение задолженности при сумме взыскания, эквивалентной 100 базовых величин.

Ранее взыскателям, сумма взыскания которых была эквивалентна 100 базовым величинам и менее, погашение долга производилось вне своей очереди.

Отныне же распределение денежных средств между взыскателями будет совершаться в порядке очередности, установленной Законом, вне зависимости от суммы долга.

Должностных лиц компании должника можно ограничить в праве выезда за границу Республики Беларусь. В число должностных лиц входят руководитель, главный бухгалтер, лица, входящие в коллегиальный исполнительный орган (члены правления либо дирекции), а также управляющие должника.

Должников-индивидуальных предпринимателей можно лишить права управления транспортным средством, ограничить в посещении игорных заведений и в праве на охоту. Судебные исполнители ограничивают в праве управления механическими транспортными средствами и моторными маломерными судами, мощность двигателя которых превышает 5 лошадиных сил.

Должникам запрещается открывать новый банковский счет в случае приостановления судебным исполнителем операций по текущему счету. Данное новшество, безусловно, можно отнести к позитивному, поскольку ранее должники открывали новый счет и благополучно продолжали вести хозяйственную деятельность.

Для должников, нарушающих запрет судебного исполнителя, предусмотрен штраф. За нарушение должником запрета на совершение определенных действий предусмотрен штраф в размере до 30 базовых величин, что эквивалентно 365 долларам США.

Должники не смогут выводить имущество через процедуру ликвидации. Ранее должники использовали уход в ликвидацию в целях завершения исполнительного производства и снятия ареста с имущества.

Таким способом имущество освобождалось от обременения, должник выходил из процедуры ликвидации и без проблем продавал имущество подконтрольной компании.

Отныне, даже если должник примет решение о ликвидации, судебный исполнитель продолжит исполнительные действия до завершения процедуры реализации арестованного имущества.

Источник: https://lsl.by/obzor_zakona_ob_ispolnitelnom_proizvodstve/

На какие доходы не может быть обращено взыскание по исполнительным листам: какие изменения вступят в силу с июня 2020 года по ФЗ-12 от 21.02.2019 года

Закон об исполнительном производстве рб 2020

С 1 июня 2020 года изменится порядок взыскания по исполнительным листам. В частности, будет изменен и расширен перечень денежных средств, на которые не допускается накладывать взыскание судебными приставами.

По изменившимся правилам взыскание не допускается обратить на денежные выплаты социального характера.

На какие именно выплаты распространяются новые положения законодательства? Правда ли, что Президент подписал закон о неприкосновенности пенсии, и как осуществляется взыскание долгов с пенсионеров, если пенсия теперь под защитой?

Сущность изменений в порядке взыскания задолженности с июня 2020 года

Изменения в законодательство об исполнительном производстве внес Федеральный закон от 21.02.2019 №12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

Согласно ему, выплаты в пользу граждан социального характера будут освобождены от вероятного взыскания со стороны судебных приставов.

Закон подписан в феврале 2019 года, но предусматривает отложенную дату для вступления изменений: они вступят в силу не ранее 1 июня 2020 года.

Многие СМИ, описывая сущность нового закона, указывают на то, что он защищает пенсии и другие социальные выплаты от взыскания по исполнительному производству. На самом деле это неверно.

Нынешний ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит обширный перечень выплат, на которые не допускается наложить взыскание, и новый закон изменяет этот перечень совсем незначительно. То есть социальные выплаты, на которые не накладывается взыскание, есть и сегодня.

Также стоит понимать, что пенсия по-прежнему может быть взыскана в рамках исполнительного производства, хотя и с определенными нюансами.

Нововведение дополнительно защитило права должников через требование об обязательной маркировке защищенных от взыскания поступлений граждан. Это позволит не допустить ошибочного ареста социальных выплат приставами, что достаточно часто происходит сегодня: приставы не знают источника получения денег и блокируют средства, после чего должникам приходится проходить длительный этап опротестовывания такого решения и предъявления доказательств того, что на эти средства нельзя наложить взыскание по закону.

Таким образом, новый закон о введении запрета представляет поправки к ФЗ-229 «Об исполнительном производстве», который содержит нормы принудительного взыскания ФССП. Изменения будут внесены в ст. 101 229-ФЗ, где перечислены выплаты, на которые не накладывается взыскание по исполнительному производству.

Какие выплаты будут освобождены от взыскания

В нынешней версии ч. 1 ст. 101 229-ФЗ приводится перечисление доходов, на которые недопустимо накладывать взыскание. Указанная статья приводит следующие выплаты:

  1. Деньги, которые выплачиваются в счет возмещения вреда, причиненного здоровью.
  2. Компенсация вреда из-за смерти кормильца.
  3. Денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья, ранения и травмы при исполнении служебных обязанностей.
  4. Компенсации из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ по уходу за нетрудоспособными лицами.
  5. Денежные компенсации, которые перечисляются гражданам на определенные цели, в частности, компенсации стоимости проезда и покупки лекарств.
  6. Алименты.
  7. Компенсации, указанные в трудовом законодательстве: в связи со служебными командировками, переводом или направлением в другую местность; связанные с изнашиванием инструмента работника; компенсации на случай рождения ребенка, смерти родных и регистрации брака.
  8. Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию.
  9. Пенсия по потере кормильца, которая выплачивается из средств федерального бюджета, и доплата к ней из регионального бюджета.
  10. Детские пособия.
  11. Материнский капитал.
  12. Средства материальной помощи, выплачиваемой в связи с терактом, смертью члена семьи, оказанием гуманитарной помощи, оказанием содействия при выявлении терактов и иных преступлений.
  13. Компенсация стоимости путевок, санаторно-курортного лечения и пр.
  14. Компенсация стоимости проезда к месту лечения и обратно.
  15. Социальное пособие на погребение.

Новые выплаты социального характера, на которые не допускается наложить взыскание, по ФЗ-12 включают в свой состав:

  1. Средства, выделенные пострадавшим в результате ЧС. Это например, катастрофы или прочие форс-мажорные обстоятельства.
  2. Средства, выделенные в качестве единовременной материальной и финансовой помощи, если они были выплачены члену семьи гражданина, погибшего в результате ЧС, или гражданам, здоровью которых причинен вред разной степени тяжести.

Эти выплаты с 1 июня 2020 году войдут в состав п. 18 ч. 1 ст. 101 229-ФЗ.

Таким образом, новый закон освободил от взыскания выплаты, которые соответствуют трем основным условиям:

  1. Субъектом выплат являются граждане, которые пострадали в чрезвычайной ситуации, или члены их семей.
  2. Целью таких выплат является компенсация утраты имущества первой необходимости или здоровья за определенный период времени.
  3. Выплата относится к единовременным.

Сталкивались со списанием средств?Да, списание было законнымСталкивался, но мне вернули деньгиНе сталкивался

Могут ли наложить взыскание на пенсию

В п. 9 ч. 1 ст. 101 229-ФЗ подчеркивается, что взыскание допускается наложить на пенсию по старости, пенсию по инвалидности (с учетом фиксированной доплаты к страховой пенсии), накопительную пенсию, срочную пенсионную выплату и пособие по временной нетрудоспособности.

На основании п. 10, 11 ч. 1 ст.101 229-ФЗ не допускается только взыскание на пенсию по утрате кормильца и доплаты (выплаты) к ней. Важно учесть, что новый закон не делает пенсионеров неприкосновенными и не вводит запрет на взыскание пенсии в счет погашения задолженности.

При взыскании задолженности с пенсионера необходимо учесть тип пенсии. На основании ст. 101 ФЗ-229 при взыскании задолженности с пенсионеров имеет значение тип их пенсии. Если это пенсия по инвалидности или старости, то удержания производят в общем порядке, как и с зарплаты. Если речь идет о пенсии по потере кормильца, то задолженность из нее не удерживают.

Приставы могут обратить взыскание и на имущество пенсионеров: эта категория граждан не наделена никакими особыми преимуществами. Взыскание обращается и на зарплату, если пенсионер относится к работающим.

А если пенсия ниже прожиточного минимума?

В 229-ФЗ ничего не говорится о подобной ситуации. То есть пенсия подлежит взысканию в стандартном порядке: не более 50% в общем случае и до 70% при долгах по алиментам. Но Конституционный и Верховный суды (например, в определении №45-КГ 16-27 от 2017 года) неоднократно высказывали мнение о необходимости учета интересов всех сторон, включая должника и иждивенцев.

Как приставы узнают о том, что доход является социальным

Лица, которые выплачивают гражданину зарплату или прочие доходы, должны будут специально отмечать, что данная выплата имеет социальный характер. В обязанности работодателя входит указание соответствующего специального кода в платежном поручении на перевод денег. Порядок указания такого кода в расчетной документации должен будет установить Банк России.

Кроме того, в обязанности работодателя входит указание в расчетном листке суммы, которая была взыскана в текущем месяце по исполнительному документу.

Дополнительные обязанности возлагаются на должника и банк. Должник должен будет оповещать приставов о наличии у него средств, на которые не может быть наложено взыскание, и подтвердить данный факт документально. Банк или иная кредитная организация должны будут осуществлять расчеты с учетом ограничений и запретов на обращение взыскания.

Порядок расчетов предстоит разработать Минюсту по согласованию с Банком России.

Выводы

Таким образом, с июня 2020 года будет дополнен перечень доходов социального характера, на которые не допускается наложить взыскание со стороны судебных приставов в рамках исполнительного производства. Федеральный закон от 21.02.

2019 №12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» вносит важные поправки в действующий ФЗ «Об исполнительном производстве». Они затрагивают порядок перечисления денег, которые были удержаны с заработка и прочих доходов.

У работодателя возникает необходимость указания кода в платежных документах для идентификации платежей и для их защиты от неправомерного взыскания со стороны ФССП.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и ранее содержал перечень выплат социального характера, на которые не допускается наложить взыскание. Новый закон только расширил его и ввел под запрет компенсации по причине наступления чрезвычайных ситуаций.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/izmeneniya/sudebnoe-vzyskanie.html

Закон РБ «Об исполнительном производстве»

Закон об исполнительном производстве рб 2020

В Беларуси условия и порядок ведения исполнительного производства по исполнительному документу, по которому должник обязан совершить определенные действия (передать денежные средства и (или) иное имущество, исполнить другие требования, содержащиеся в исполнительном документе) или воздержаться от совершения определенных действий, определяются Законом Республики Беларусь 24 октября 2016 г. № 439-3 «Об исполнительном производстве».

При этом, если законодательными актами установлены особенности исполнения исполнительных документов, то положения рассматриваемого Закона применяются с учетом изъятий, установленных законодательными актами (ст.2 Закона).

Следует отметить, что законодательство об исполнительном производстве основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона «Об исполнительном производстве», иных актов законодательства, а также международных договоров Республики Беларусь.
Если же международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.

Для целей Закона «Об исполнительном производстве» используются следующие основные термины и их определения:

взыскатель — гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин, лицо без гражданства (далее — гражданин), в том числе индивидуальный предприниматель, юридическое лицо Республики Беларусь, иностранное юридическое лицо (далее — юридическое лицо), организация, не являющаяся юридическим лицом, Республика Беларусь, административно-территориальная единица Республики Беларусь (далее — административно-территориальная единица), в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ;

добровольное исполнение исполнительного документа — стадия исполнительного производства, в ходе которой должник исполняет требования, содержащиеся в исполнительном документе, в срок для добровольного исполнения исполнительного документа, предоставленный судебным исполнителем должнику в соответствии с настоящим Законом;

должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, Республика Беларусь, административно-территориальная единица, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и (или) иное имущество, исполнить другие требования, содержащиеся в исполнительном документе) или воздержаться от совершения определенных действий;

доходы — любые денежные средства, полученные должником и (или) причитающиеся ему от иных лиц;

законные представители — родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители или иные лица, которым законодательными актами предоставлено право осуществлять защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, не обладающих дееспособностью в полном объеме, и граждан, признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, а также организации, на попечении которых они находятся;

исполнительное производство — применение при исполнении исполнительного документа работниками органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов (далее, если не установлено иное, — орган принудительного исполнения), кроме лиц, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих их деятельность, по основаниям и в порядке, установленным настоящим Законом и иными актами законодательства, мер, направленных на восстановление нарушенных прав и законных интересов взыскателя, соблюдение и охрану интересов государства;

постановление — решение, принятое судебным исполнителем или руководителем органа принудительного исполнения в пределах их компетенции по вопросам исполнительного производства;

принудительное исполнение исполнительного документа — стадия исполнительного производства, которая наступает в случае неисполнения должником исполнительного документа в срок для добровольного исполнения исполнительного документа, предоставленный судебным исполнителем должнику в соответствии с настоящим Законом, либо в срок, установленный судебным постановлением, иным исполнительным документом или актом законодательства;

принудительный сбор — денежные средства, дополнительно взыскиваемые (удерживаемые) с должника на стадии принудительного исполнения исполнительного документа;

расходы по исполнению исполнительного документа — денежные средства, затраченные на организацию и совершение исполнительных действий на стадии принудительного исполнения исполнительного документа;

руководитель органа принудительного исполнения — Главный судебный исполнитель Республики Беларусь, главный судебный исполнитель по области (городу Минску), главный судебный исполнитель районного (межрайонного), городского, районного в городе отдела принудительного исполнения;

третье лицо — лицо, у которого находятся денежные средства и (или) иное имущество, принадлежащие и (или) причитающиеся должнику;

участник, выигравший торги (электронные торги), — участник торгов (электронных торгов), предложивший наиболее высокую цену за арестованное имущество должника, реализуемое с торгов (электронных торгов);

участник торгов (электронных торгов) — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, допущенные к участию в торгах (электронных торгах);

хранитель имущества — лицо, которому судебный исполнитель передал на хранение описанное или арестованное имущество должника и которое обязано обеспечить сохранность этого имущества.

Согласно ст.5 Закона исполнительное производство осуществляется на принципах:
— законности;
— процессуальной экономии;
— равноправия и добросовестности сторон исполнительного производства;
— уважения чести и достоинства гражданина;
— соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения;
— беспристрастности.

Задачами исполнительного производства являются восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, соблюдение и охрана интересов государства посредством правильного, полного и своевременного исполнения исполнительных документов (ст.4 Закона).

Рассматриваемый Закон также определяет:
— состав, правовое положение, права и обязанности участников исполнительного производства.

Правопреемство в исполнительном производстве (Глава 2);
— сроки в исполнительном производстве (Глава 3);
— способы извещения и корреспонденция в исполнительном производстве (Глава 4);
— общие условия ведения исполнительного производства (Глава 5);
— совершение исполнительных действий (Глава 6);
— обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника (Глава 7);
— реализация имущества должника на торгах (электронных торгах) (Глава 8);
— обращение взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы (Глава 9);
— исполнение исполнительного документа, не связанного со взысканием денежных средств (Глава 10);
— расходы по исполнению исполнительного документа. Принудительный сбор. Распределение взысканных с должника денежных средств. Очередность удовлетворения требований взыскателей (Глава 11);
— обжалование (опротестование) постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей, иных работников органов принудительного исполнения, руководителя органа принудительного исполнения (Глава 12).

К Закону Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам

1.

Жилой дом с хозяйственными постройками или отдельные его части либо квартира, в том числе с хозяйственными постройками, или отдельные ее части, если должник и его семья постоянно в них проживают, за исключением случаев, когда взыскивается кредит, предоставленный банком или небанковской кредитно-финансовой организацией на строительство дома или квартиры, а также реконструкцию или приобретение жилого дома (квартиры), либо когда жилой дом или квартира обременены ипотекой при условии неисполнения должником обеспеченного ипотекой обязательства.
2. Домашний скот — единственная корова, а у лиц, не имеющих коровы, единственная коза, овца или свинья, а также домашняя птица.
3. Корм для скота и домашней птицы, необходимый до сбора новых кормов или до выгона скота на пастбище.
4. У лиц, занимающихся сельским хозяйством, — семена, необходимые для очередного посева.
5. Предметы домашней обстановки, утвари, одежда, необходимые для должника и состоящих на его иждивении лиц:
одежда — на каждое лицо один плащ, одно осеннее пальто, одно зимнее пальто, один зимний костюм (для женщин два зимних платья или два костюма), головные уборы по одному на каждый сезон (для женщин, кроме того, два летних платка и один теплый платок или шаль), другая одежда и головные уборы, длительное время находившиеся в употреблении и не представляющие ценности;
обувь, белье, постельные принадлежности, кухонная и столовая утварь, находившиеся в употреблении, за исключением предметов, сделанных из драгоценных материалов, а также предметов, имеющих художественную ценность;
мебель — по одной кровати (или тахте) и одному стулу на каждое лицо, один стол, один шкаф для одежды на семью;
бытовая техника — один холодильник, одна газовая (электрическая) плита на семью;
все детские принадлежности.
6. Продукты питания в количестве, необходимом для должника и его семьи до нового урожая (для проживающих в сельской местности), а в остальных случаях продукты питания и деньги на общую сумму в размере месячной заработной платы должника, но не менее четырехкратного размера базовой величины.
7. Топливо, необходимое для приготовления пищи и отопления жилого помещения семьи в течение отопительного сезона.
8. Инвентарь (в том числе пособия и книги), необходимый для продолжения профессиональных занятий должника, за исключением случаев, если должник приговором суда лишен права заниматься соответствующей деятельностью или инвентарь.

Согласно ст.135 Закон вступает в силу в следующем порядке: статьи 1-133 — через шесть месяцев после официального опубликования настоящего Закона; иные положения — после официального опубликования настоящего Закона.

Текст Закона Республики Беларусь 24 октября 2016 г. № 439-3 «Об исполнительном производстве» официально опубликован на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, 15.11.2016, 2/2437.

Источник: https://prava.shmat.by/zakon-rb-ob-ispolnitelnom-proizvodstve/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.