Закон об обязательном страховании груза

Страхование гражданской ответственности перевозчика пассажиров и грузов: правила обязательной страховки, договор и полис

Закон об обязательном страховании груза

Согласно российскому Гражданскому Кодексу, вред, причинённый гражданину или его имуществу, должен полностью возместить тот, кто его нанёс (ст. 1064 ГК РФ).

Эта статья распространяет своё действие и на лиц, занимающихся перевозками людей и грузов.

Страхование ответственности перевозчика (СОП) служит гарантией того, что в случае аварии или другого ЧП пострадавшие или их правопреемники получат компенсацию за полученный ущерб.

Что собой представляет СОП и как работает защита

Под обязательным страхованием гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) понимают систему мер, регулируемую законом и преследующую три цели:

  • Выдача компенсации за причиненный в пути вред не только жизни и здоровью граждан, но и их имуществу. Причём не имеет значения, каким транспортом осуществляли перевозку.
  • Формирование общих правил по возмещению ущерба.
  • Утверждение единого порядка, согласно которому выгодоприобретателю будет возмещён вред.

Поскольку страхование гражданской ответственности является обязательной процедурой для лиц, осуществляющих перевозку людей и грузов, то вести свою деятельность, не имея такой страховки, категорически запрещается. Это вселяет надежду, что лица, занимающиеся перевозкой, законопослушные граждане и при наступлении страхового случая, пострадавшие гарантированно получат компенсацию, а причинённый вред будет возмещён.

ОСГОП важно не только для пассажиров и их багажа. Для перевозчика обязательное страхование ответственности перед пассажиром, в случае происшествия, служит «подушкой безопасности» его имущественных интересов за счёт выплат страховки.

Особенности страховки

Порядок и условия ОСГОП регулируются законом, принятым Гос.Думой 25.05.2012 г. № 67-ФЗ.

Лицо, занимающееся пассажирскими перевозками, не зависимо от статуса (физическое, юридическое, ИП), обязано заключить договор обязательного страхования, страховка по которому покроет риски, при наступлении страхового события. От повинности освобождаются предприниматели, транспортирующих людей на легковом такси.

Перевозчик, нарушивший эту установку и перевозящий людей без договора страхования ответственности, при выявлении этого факта привлекается к ответственности, посредством взыскания с него сэкономленной суммы.

Если же в период отсутствия страховки произошло ЧП, в результате которого нанесён вред пассажирам, их имуществу или же перевозимому грузу, собственник ТС обязан полностью возместить вред.

Сумма будет эквивалентна той, которая была бы начислена, будь у него страховка.

Исключением является случай, когда перевозка людей транспортом, рассчитанным более чем на 8 мест, осуществлялась в личных целях.

Контроль над исполнением законодательства перевозчиком осуществляют органы исполнительной власти, а именно, Федеральная Служба по надзору в сфере транспорта:

  • водного;
  • железнодорожного;
  • автотранспорта и дорожного хозяйства.

Авиаперевозки контролирует Госавианадзор.

Проверка производится простым выявлением факта наличия договора ОСГОП. Проверочные рейды могут быть:

  • плановыми;
  • внеплановыми;
  • по поступившим жалобам.

Перевозчику не выгодно уклоняться от заключения страховки, поскольку его имущественные интересы и служат объектом страхования.

Что даёт страховка

Пока действует договор, страхующий ответственность перевозчика пассажиров, при происшествии, компания-страховщик будет возмещать страховку.

Перевозчику остаётся соблюсти процедуру, проинформировав всех потерпевших:

  • о их правах;
  • о том, как оформить выплаты, компенсирующие нанесённый вред;
  • о компании, являющейся страховщиком, и куда будут обращаться пострадавшие за компенсацией;
  • о номере договора, на который будут ссылаться выгодоприобретатели.

Страхователь обязан сообщить все контактные данные, чтобы пострадавшие беспрепятственно и в полном объёме получили причитающиеся им выплаты.

Какая бывает страховка и какие риски она покрывает

Страховка может быть обязательной и добровольной. Первая – регулируется на уровне законодательства, поэтому выплаты по ней строго фиксированы и имеют определённые рамки. Вторую – выбирает сам страхователь, он определяет набор рисков, которые хотел бы застраховать, соответственно выплаты по ним будут соответствовать прописанным в договоре пунктам.

В случае наступления страхового события, под которым подразумевают обстоятельства, возникшие в период действия полиса и обязывающие возместить причинённый ущерб, суммы по каждому риску разделяют, а именно:

  • при летальном исходе, обязаны выплатить не менее 2,025 млн рублей;
  • если нанесли вред здоровью – в размере не менее 2 млн рублей;
  • если пострадало имущество – в р-ре не меньше 23 тыс. рублей.

Перевозчик, занимающийся транспортировкой грузов, может дополнительно застраховать свои риски, путем заключения договора добровольного страхования, тем самым расширив их покрытие.

Такая страховка охватывает следующие риски:

  • ДТП;
  • пожар;
  • взрыв;
  • опрокидывание ТС;
  • перегрев или переохлаждение груза;
  • обрушение моста;
  • ЧП в ходе погрузки-выгрузки;
  • кража, грабёж и разбойное нападение.

Страхование грузов покрывает риски по их:

  • утрате;
  • гибели;
  • повреждению.

При условии, что груз был принят к перевозке или экспедированию в соответствии с постулатами международных транспортных конвенций. Например, для трансграничных автомобильных перевозок – международной Конвенцией “О договоре международной дорожной перевозки грузов” (Конвенция Дорожных Перевозов Грузов, сокращённое международное название – CMR) от 1956 года.

Условия страхования

Сумму страховки рассчитывают для каждого страхового случая, она не может быть изменена, пока действует договор. Исключением являются существенные обстоятельства, которые повышают возможность наступления страхового случая.

Стоимость и тарифы

Тариф страховки определяют, учитывая все прописанные в договоре риски, которые рассчитываются на одного пассажира, а также исходя из:

  • вида транспорта и перевозок;
  • условий по франшизе;
  • дополнительного покрытия.

Страховая премия будет исчисляться количеством пассажиров, умноженным на сумму и тариф по каждому риску.

Вычисляют общую сумму страхового взноса, сложив все части, получившиеся по каждому из рисков по видам транспорта и перевозок.

Штрафы и ответственность за отсутствие страховки

Согласно статье 11.31. КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ сумма штрафа за нарушение правил ОСГОП, будет зависеть от статуса нарушителя:

  • должностному лицу – 40-50 тыс. рублей;
  • юридическому – от 500 тыс. до 1000 тыс. рублей.

Последствия скрытия перевозчиком сведений о страховщике и/или договоре ОСГОП – наложение штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 3 тыс. рублей;
  • на юридических лиц – от 10 тыс. до 30 тыс. рублей.

Помимо уплаты пошлины по административному протоколу, перевозчик, нарушивший законодательство, обязан в полном размере возместить ущерб, полученный при транспортировке, причём на таких же условиях, как если бы у него была страховка.

Как заключить договор ОСГОП

Обратившись в страховую компанию, заполняют бланк заявления и прилагают следующие документы:

  • Копию(-ии) лицензии(-ий) и/или других разрешительных документов на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров только тем транспортом, который оговорен в заявлении.
  • Документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении, необходимые для вычисления суммы страхового взноса.

Заключая договор, страхователь должен сообщить страховщику обо всех обстоятельствах, влияющих на определение страховых рисков, это может быть:

  • техническое состояние ТС;
  • меры безопасности, которые обеспечиваются перевозчиком;
  • кол-во перевезённых пассажиров;
  • тарифы за проезд;
  • кол-во маршрутов;
  • сумма вмененного налога (для тех, кто применяет данную систему налогообложения);
  • кол-во ТС, находящихся в собственности у страхователя;
  • для водного транспорта – срок навигации;
  • сведения о том, был ли причинён вред пассажирам за последние пять лет.

Пока срок договора не истёк, страхователь обязан оповещать страховщика обо всех изменениях обстоятельств, влияющих на сумму, начисляемую по страховым рискам, в сторону её увеличения.

Оплата по договору вносится не только разово, но и по частям, это тоже оговаривается в условиях. Причём, если происшествие произошло в момент, когда перевозчик допустил просрочку по платежу, страховщик вправе не только потребовать оплату по договору, но и получить проценты за неустойку.

Процедура оформления страховых выплат

В результате происшествия, при котором пострадали люди и их имущество, страховщик, согласно договору, выплачивает страховку всем пострадавшим.

В обязанность компании-перевозчика входит незамедлительное оповещение страховщика о случившемся, а также о том, какие претензии предъявляют виновнику пострадавшие. Сделать это нужно, уложившись в два рабочих дня.

Если страхователь сам возместил вред пострадавшим, он также уведомляет об этом страховщика в течение двух дней и представляет документы, отражающие сумму оплаты.

Для получения страховки пострадавший либо его наследник предоставляет следующие правоустанавливающие док-ты:

  • паспорт гражданина или иное удостоверение личности;
  • проездной документ (билет);
  • справка о ДТП;
  • медицинское освидетельствование состояния здоровья;
  • оценка эксперта, определяющая стоимость поврежденного имущества;
  • при летальном исходе – св-во о смерти.

Сумма, которую обязаны выплатить:

  • В случае гибели потерпевшего выплаты эквивалентны сумме, прописанной по данному риску в договоре ОСГОП на одного пассажира.
  • За подорванное здоровье, возмещаемый размер также рассчитывают основываясь на сумму, прописанную по данному риску в соглашении ОСОП.
  • Если пострадало имущество, каждому пассажиру выплатят за каждый килограмм багажа по 600 рублей и 11 тыс. рублей за остальное имущество, если только он не докажет, что материальный ущерб нанесён в большем размере.

Если сумма выплат рассчитывалась по риску «вред здоровью» и была выплачена, а пострадавший вскоре умер, то наследники вправе требовать дополнительные выплаты. В случае летального исхода, также будут оплачены расходы на захоронение (максимум 25 тыс. рублей).

Важно! Компенсация будет выплачена пострадавшим гражданам, даже при условии, если вина в случившемся лежит на страхователе.

Исключения из страхового покрытия

Обстоятельства, при которых страховая компания не будет оплачивать страховку:

  • Если происшествие случилось от ядерного взрыва, военных действий, забастовок и других чрезвычайных ситуаций.
  • Если ЧП произошло вследствие умышленных действий выгодоприобретателя.
  • Если сумма ущерба меньше или равна прописанной в договоре франшизе.
  • Если отсутствуют или не полностью предоставлены документы, свидетельствующие о наступлении страхового случая.

Можно получить отказ от выплаты компенсации, когда не доказан факт, причитающейся суммы страховки.

Итак, СГОП не только обязательная повинность, но и в случае происшествия – «подушка безопасности» для страхователя. Для пассажира – это гарантия того, что в случае причинения вреда ему или его имуществу, он или его наследник получит материальную компенсацию, эквивалентную размеру ущерба.

Источник: https://gidpostrahoe.ru/dengi-i-biznes/otvetstvennost/strakhovanie-otvetstvennosti-perevozchika.html

Источник: https://zen.yandex.ru/media/gidpostrahovke/strahovanie-grajdanskoi-otvetstvennosti-perevozchika-passajirov-i-gruzov-pravila-obiazatelnoi-strahovki-dogovor-i-polis-5da5a6195d636200b0e8fe72

Статья 1. Основные понятия

Закон об обязательном страховании груза

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;

использование транспортного средства – эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства;

владелец транспортного средства – собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;

водитель – лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо;

потерпевший – лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства – участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном”);

место жительства (место нахождения) потерпевшего – определенное в соответствии с гражданским законодательством место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, признаваемых потерпевшими;

договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – договор обязательного страхования) – договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, правилами обязательного страхования, и является публичным;

страхователь – лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования;

страховщик – страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

страховой случай – наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховое возмещение;

страховые тарифы – ценовые ставки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов;

компенсационные выплаты – платежи, которые осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом в случаях, если страховое возмещение по договору обязательного страхования или возмещение страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков, заключенным в соответствии со статьей 26.1 настоящего Федерального закона, в счет страхового возмещения не могут быть осуществлены;

представитель страховщика в субъекте Российской Федерации (далее – представитель страховщика) – обособленное подразделение страховщика в субъекте Российской Федерации, выполняющее полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховом возмещении, прямом возмещении убытков, по организации осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков, по организации восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, а также по осуществлению страхового возмещения, прямого возмещения убытков, или другой страховщик, наделенный всеми или частью указанных полномочий и присоединившийся к соглашению о прямом возмещении убытков;

прямое возмещение убытков – возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего – владельца транспортного средства;

направление на ремонт – документ, подтверждающий право потерпевшего на восстановительный ремонт его транспортного средства на определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом станции технического обслуживания;

урегулирование требований, возникающих в связи со страхованием в рамках международных систем страхования, – рассмотрение требований потерпевших, национальных объединений страховых организаций других стран и иных участников международных систем страхования о страховом возмещении причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий вреда владельцами транспортных средств, ответственность которых застрахована в рамках международных систем страхования, и, если в результате такого рассмотрения не принято решение об отказе, осуществление страховой выплаты, а также возмещение расходов лицу или лицам, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом, требованиями международных систем страхования, правилами профессиональной деятельности профессионального объединения страховщиков осуществили данную страховую выплату;

договор на организацию восстановительного ремонта – договор, заключенный между страховщиком и станцией технического обслуживания и устанавливающий в том числе обязанность станции технического обслуживания провести восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страхового возмещения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Источник: https://www.zakonrf.info/zobosago/1/

Закон об ОСАГО новая редакция 2018

Закон об обязательном страховании груза

>> Закон об ОСАГО

С 1 июля 2003 в нашей стране действует Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств N 40-ФЗ – так называемый Закон об ОСАГО, призванный упорядочить процедуры взыскания ущерба в различных ситуациях. С этого момента обязательное страхование гражданской ответственности становится неотделимой частью допуска граждан к управлению транспортными средствами.

Каждый водитель обязан иметь полис ОСАГО, подтверждающий страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. Суть такой страховки заключается в том, что если водитель, вписанный в полис, признан виновником ДТП, то страховая компания возмещает определённую сумму ущерба потерпевшим.

Речь идёт о компенсации вреда, причинённого как самому транспортному средству, так и здоровью и жизни потерпевших. Если водитель признан потерпевшим – в этом случае работает полис виновника аварии.

Подобная система страхования является мировой практикой, многократно доказавшей свою эффективность при условии добросовестного исполнении обязанностей всех участников процесса, включая страховую компанию.

Цели и задачи Федерального закона об ОСАГО

Основная цель нового закона заключается в защите прав потерпевших с взысканием компенсации за причинённый вред с виновников ДТП, которую будет выплачивать страховая компания. Это правовой механизм позволяет оперативно получать возмещение материального и физического ущерба без долгих судебных разбирательств.

задача страхования ОСАГО – сократить до минимума время между страховым случаем и получением потерпевшей стороной обозначенной компенсации. Одновременно делается акцент на повышении ответственности водителей и страховых компаний, выписывающих полис. В частности, любой страховой случай с виновностью страховщика станет причиной повышения стоимости следующей страховки для конкретного водителя.

Основные положения Закона об ОСАГО

  • декларирование обязательного страхования гражданской ответственности как определённой законом обязанности всех водителей;
  • определение объекта обязательного страхования, страховых сумм, коэффициентов выплат, страховых рисков и т.д.

    ;

  • порядок оформления ДТП в рамках действующих полисов ОСАГО;
  • перечень этапов проведения технической экспертизы транспорта;
  • описание процедур возмещения убытков;
  • порядок оспаривания позиций любой из сторон;
  • реестр организаций и мероприятий, необходимых для осуществления контроля над выполнением обязательств всех участников страховых соглашений

Отдельной главой Федерального закона об ОСАГО выделены положения, касающиеся профессиональных объединений страховщиков. В заключительных главах затронуты аспекты страхования гражданской ответственности в рамках Международного права.

Список изменений по 2018 год в новом законе об ОСАГО

Федеральный закон об ОСАГО в новой редакции 2018 включил в себя следующие изменения:

  1. Увеличена сумма компенсационных лимитных выплат с 120 000 до 400 000 рублей. При этом каждый пострадавший может претендовать на эту сумму, в то время как до этого сумма на одно человека была ограничена 160 000 рублями.
  2. Образование единой информационной базы данных, включающей всех страхователей и страховщиков ОСАГО и КАСКО. Такой шаг позволил объединить в глобальную электронную библиотеку все имеющиеся сведения для максимально эффективного контроля над системой обязательного страхования.
  3. Узаконена новая лимитная сумма, выплачиваемая в качестве компенсации за ущерб, причинённый здоровью и жизни – 500 000 рублей. Для установления сумм при возмещении вреда в случае травм потерпевших разработана специальная таблица. В этой таблице прописаны коэффициенты, вычисляемые с основной страховой суммы в соответствии с тяжестью полученных травм.
  4. Определены основные положения с корректировками, касающиеся выдачи электронных полисов.
  5. Приняты положения о натуральном возмещении ущерба по полисам ОСАГО.

С 2019 года запланировано введение «безлимитного европейского протокола», который будет действовать на всей территории РФ. В этом случае страховка при ДТП может оформляться самим участниками при условии наличия видео и фото съёмки, а также данных глобальной спутниковой системы позиционирования на местности.

Плюсы и минусы страхования ОСАГО

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и водителей предлагает следующие преимущества:

  • общая взаимная ответственность всех участников движения
  • быстрая выплата компенсаций;
  • оперативное оформление страхового случая;
  • быстрое оформление полиса;
  • возможность заключение страхового договора с «неограниченным свободным» полисом;
  • поддержка на дороге при ДТП выездными комиссарами страховых компаний;
  • относительно небольшая стоимость;

Тарифы страховых компаний сегодня разнятся в зависимости от места регистрации транспортного средства. Поэтому территориальная привязка стоимости автострахования может рассматриваться и как положительная и как отрицательная составляющая.

В качестве очевидных недостатков страхования ОСАГО стоит выделить следующие пункты:

  • невозможность полностью компенсировать ущерб предлагаемыми выплатами;
  • безответственность некоторых страховых компаний, затягивающих с компенсацией вреда;
  • множество правовых нюансов, позволяющих страховому оператору не выполнять свои обязательства по заключённому договору;
  • бюрократические формальности (справки, заключения врачей и т.д.) при возмещении ущерба, полученного в результате травмы (длительное лечение и недееспособность потерпевшего);
  • недавнее повышение тарифов на услуги страховых компаний

Стоит отметить, что виновник аварии должен предоставить страховщику собственное транспортное средство для проведения экспертизы. Ремонтировать повреждённый автомобиль не разрешается в течение 15 дней после ДТП до осмотра повреждений страховщиком.

https://www.youtube.com/watch?v=OcCjiRihBuY

В страховой полис ОСАГО, согласно закону могут быть вписаны другие водители, что соответственно повысит стоимость страховки. Одновременно владельцам транспортных средств предлагаются упомянутые выше «свободные» договора, предполагающие возможность управления автомобилем любым дееспособным лицом с водительскими правами.

Заключение

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств на сегодняшний день по праву считается эффективным инструментов для урегулирования различных ситуаций, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Новая редакция Закона об ОСАГО 2018 года доказала – этот правовой документ будет и в дальнейшем корректироваться с учётом общественного мнения и меняющихся объективных реалий.

Основной задачей текущего момента в данной сфере является осуществление жесткого контроля над выполнением обязательств страховых компаний. Одновременно необходимо гармонизировать законодательство с международными нормами права, что позволит существенно расширить область действия Федерального Закона об обязательном страховании гражданской ответственности.

Источник: http://poiskzakona.ru/zakon-ob-osago/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.