Закон об оплате капремонта многоквартирных домов

Статья 169 ЖК РФ. Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме

Закон об оплате капремонта многоквартирных домов

1.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

2.

Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном на территории закрывающегося населенного пункта. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии земельного участка или о признании населенного пункта закрывающимся.

2.

1. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, – в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, – в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, – в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, – в размере ста процентов.

3.

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

4.

Доходы от передачи в пользование объектов общего имущества в многоквартирном доме, средства товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, в том числе доходы от хозяйственной деятельности товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, могут направляться по решению собственников помещений в многоквартирном доме, решению членов товарищества собственников жилья, решению членов жилищного кооператива, принятым в соответствии с настоящим Кодексом, уставом товарищества собственников жилья, уставом жилищного кооператива, на формирование фонда капитального ремонта в счет исполнения обязанности собственников помещений в многоквартирном доме по уплате взносов на капитальный ремонт и (или) на формирование части фонда капитального ремонта сверх формируемой исходя из установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт, которая может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

См. все связанные документы >>>

1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Исключения из этого правила четко оговорены в законе (см. ч. 2 ст. 169, ч. 8 ст. 170 и ч. 5 ст. 181 ЖК РФ).

Следует отметить, что вопрос об указанной обязанности в течение длительного времени был дискуссионным. Противники такой обязанности мотивировали свою точку зрения тем, что в подавляющем большинстве случаев право собственности на жилые помещения возникло в результате приватизации жилых помещений. А в ст.

16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” до недавнего времени было предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

Однако в настоящее время в указанную статью этого Закона были внесены изменения, и она сформулирована теперь следующим образом: “Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом.

При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации”.

А жилищное законодательство, как было уже отмечено выше, предусматривает обязанность собственников жилых помещений в многоквартирных домах вносить взносы на капитальный ремонт.

Конституционный Суд признал оспоренное положение ч. 1 ст.

169 Жилищного кодекса Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку оно предполагает совместное и равное участие всех собственников помещений – независимо от даты возникновения права собственности на конкретные помещения, основания его приобретения и формы собственности – в формировании фондов капитального ремонта.

Это не исключает, по мнению КС, необходимости оказания (по крайней мере в первые годы реализации региональных программ капитального ремонта, т.е.

в условиях первоначального накопления средств фондов капитального ремонта) дополнительной финансовой поддержки проведения капитального ремонта, причем независимо от избранного собственниками помещений способа формирования фонда капитального ремонта, во всяком случае – при возникновении неотложной потребности в нем, на безвозвратной или возвратной основе за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования, а также за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2016 г.

N 10-П “По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы” было отмечено, что “в системе действующего правового регулирования взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой в формально-юридическом смысле обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные – в силу публичной значимости соответствующих отношений – Жилищным кодексом Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям. Тем самым обеспечивается фактически индивидуально возмездный характер данных взносов, в связи с чем их установление Жилищным кодексом Российской Федерации само по себе не может рассматриваться как не согласующееся с предписанием статьи 57 Конституции Российской Федерации”.

Как отмечено в письме Минстроя России от 5 августа 2015 г. N 24470-ОД/04, собственники помещений в МКД обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт вне зависимости от того, был ли заключен договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта между собственником помещения в многоквартирном доме и региональным оператором.

Источник: https://RuLaws.ru/Zhilischnyy-kodeks/Razdel-IX/Glava-15/Statya-169/

Закон о капитальном ремонте многоквартирных домов, нужно ли платить взносы на капремонт

Закон об оплате капремонта многоквартирных домов

Капитальным ремонтом называется восстановление или замена пришедших в негодность конструктивных элементов здания, инженерно-технических устройств и сетей.

Сюда не относится полная замена основных несущих конструкций, временем службы которых определяется время эксплуатация дома, например, стен, перекрытий, лестниц.

Понятие капитального ремонта включает поддержание исправности, безопасности, надежности и устранение физического и морального износа конструктивных элементов.

Виды капитальных работ

Ликвидация частично или полностью физического и функционального износа подразделяется на следующие виды:

  • Выборочный ремонт, который включает замену отдельных элементов дома или технического оборудования для восстановления их физического и рабочего состояния.
  • Комплексная форма ремонта, заключающаяся в замене конструктивных элементов, полном восстановлении инженерных сетей, их перевооружении или модернизации.

Скорее всего, Вам пригодится информация о порядке замены электросчетчика и за чей счет это происходит в 2018 году.

Ответственность за ремонт многоквартирного дома

После принятия закона № 271-ФЗ о внесении поправок в Жилищный кодекс России в декабре 2012 года некоторые положения законодательных актов утратили свою силу. До этого многоквартирный сектор ремонтировался из фонда ЖКХ, теперь на эту структуру возлагается только обязанность по предоставлению квартиросъемщикам ветхого и разрушающегося жилья другой жилой площади.

Эксперты посчитали, что требуется от 5 до 9 тысяч рублей в расчете на квадрат общей площади домовых помещений для капитального ремонта. Законодательство определяет инвесторов средств на эти цели из числа владельцев нежилых и жилых помещений в составе дома:

  • Собственники подсобных, нежилых и жилых помещений берут на себя содержание частей общего владения в многоквартирном строении (в соответствии со статьей 158 и 30 Жилищного кодекса).
  • Плата за содержание и восстановление жилой квартиры определяется в размере, достаточном для содержания общего имущества высотного дома (по статье 156 Жилищного кодекса).
  • Плата за квартиру и услуги коммунального предприятия включает средства на временный и большой ремонт всего имущества дома (статья 158 Жилищного кодекса).
  • Обязанность оплачивать ремонтные услуги выборочного и капитального характера является обязательной для всех владельцев помещений, возникает со времени получения права распоряжаться жилой собственностью.

С целью создания условий для управления многоквартирными домами местные управляющие органы могут передавать суммы бюджетных средств на ремонт (статья 165 Жилищного кодекса):

  • управляющим организациям многоквартирного сектора,
  • потребительским специализированным кооперативам,
  • обществам владельцев жилья,
  • жилищным кооперативам.

Если до приватизации дома обществом совладельцев он требовал капитального восстановления, то за прежним наймодателем остается обязанность участвовать в ремонтных работах.

В этом случае перед приватизацией орган местного управления (или другой собственник) определяет степень износа конструкций, элементов и систем и фиксирует факт возникновения обязательств по ремонту многоквартирного строения в договоре.

В первый этап приватизации многоквартирного сектора большая часть строений не нуждалась в капитальных восстановительных работах, поэтому в договорах обязательства прежнего наймодателя по организации и проведению ремонта не прописывались.

Так как приватизация растягивается на длительное время (иногда годы), то здание приобретает статус нуждающегося в восстановлении.

В таком случае статья 16 приватизационного закона трактуется расширено и обязует местную власть отремонтировать многоквартирные дома перед приватизацией.

Обязанности местных управляющих органов

Собственники нежилых помещений и квартир участвуют в ремонтных и восстановительных работах и финансируют их пропорционально своей доле в общем имуществе дома. При этом местные органы обязаны:

  • Выделять финансы на организацию работ в доле, рассчитанной от муниципальных нежилых и жилых площадей в доме.
  • Проводить ремонт общего имущества в доле, относящейся к помещению, раньше принадлежащему местному совету, если такая обязанность возникает в отношении бывшего собственника по договору приватизации или по суду.
  • Финансировать восстановление имущества, относящегося к муниципальной собственности.

Некоторые местные органы управления предоставляют бюджетные средства на восстановление конструкций в многоэтажном строении, при этом не обязаны этого делать в рамках перечисленных обязанностей.

Такое финансирование осуществляется по специальным городским программам и выделяется управляющим организациям, кооперативам и другим формированиям собственников в виде субсидирования по статье 165 Жилищного и статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

Ежемесячные платежи владельцев

Средства для этих целей включают в себя:

  • финансы, ежемесячно вносимые собственниками квартир на содержание совместного имущества (размер платы за капитальный ремонт определяется общим собранием),
  • целевые средства собственников на отдельные статьи ремонта.

Бюджетные деньги

На протяжении последних лет вкладов на ремонтные работы и модернизацию дома почти не делалось, так как у городских властей отсутствовали деньги, а собственники не считали это обязанностью в соответствии с законом.

Проблема капитального восстановления многоквартирного сектора достигла уровня, когда собственники приватизированного фонда не в состоянии решить эту проблему. Поэтому для расходования бюджетных средств разрабатываются новые целевые программы по финансированию капитального ремонта зданий.

Новый подход заключается в следующих положениях:

  • Местные органы не влияют на мнение собственников о проведении ремонтно-восстановительных работ.
  • Деньги из бюджета выделяются на работы в условиях софинансирования расходов с владельцами квартир.
  • Рассмотрение вопроса выделения средств происходит после подачи заявки от товарищества на основании решения общего собрания.
  • Ремонтные работы предусматривают не только восстановление физического и функционального износа, но и модернизацию, имеющую целью сбережение тепловых и иных ресурсов в многоквартирном секторе.
  • В случае отсутствия целевых средств в бюджете по указанным статьям деньги в первую очередь выделяются на конкурсной основе по ранее объявленным общим критериям износа домов.

Создание координирующего фонда

Для регулирования использования нового механизма в части предоставления бюджетных денег принимается закон Российской Федерации № 185-ФЗ и создается корпорация Государственного фонда содействия реформированию ЖКХ. Фонд оказывает денежную помощь субъектам России и муниципалитетам, предоставляющим субсидии собственникам жилья на проведение ремонтных работ.

Следует подчеркнуть, что решить проблему ремонта и модернизации многоквартирного сектора созданием только фонда не удастся, как свидетельствует иностранный опыт стран на этапе переходной экономики. Поэтому целесообразно привлекать к восстановлению домов кредитные средства.

Кредитование модернизации многоквартирного сектора

Использование заемных денежных потоков останавливают следующие проблемы:

  • У общества совладельцев квартир в многоэтажном доме отсутствует подходящее имущество, которое можно применить в качестве залога перед банком, а собственники не желают производить такое действие со своими квадратными метрами.
  • Товарищество собственников, по мнению банка, не относится к категории надежных заемщиков, так как в рамках законодательства может быть ликвидировано при выходе из общества более 50% владельцев.
  • Управляющие организации (например, ЖЭК) имеют перед банками определенное преимущество, хотя договор управления может быть расторгнут, а способ принятия решений изменен решением собрания в любое время.

Основным направлением нового направления по кредитованию ремонтных мероприятий в многоэтажном секторе может стать снижение процентных ставок путем государственного субсидирования и снижение рисков для банка предоставлением гарантий собственниками квартир и управляющими конторами. Над доступностью кредитов работает государство, а пока подобные меры находятся в проектном состоянии, и обсуждается их реализация.

Принятие решения о проведении капремонта

Жилищным кодексом предусмотрены следующие положения:

  • Принимать решение о необходимости ремонта совместного имущества многоквартирного сектора уполномочено общее собрание владельцев квартир и других помещений вне зависимости от вида управления в доме.
  • Решение считается принятым при положительном ании собственников в количестве не меньше 2/3 членов общества.
  • Для принятия решения о модернизации и ремонте требуется предложение управляющей фирмы о сроках проведения, необходимом объеме работ, цене на материалы, способе финансирования, времени возмещения расходов и других тонкостях.
  • Реализовывается принятое владельцами решение о ремонте управляющими лицами или организацией.

Так как процесс привлечения собственников к финансированию ремонтных работ только начался, то ситуация выглядит таким образом:

  • Чаще всего решение об организации ремонтных мероприятий принимает местный муниципалитет или его управляющие организации, утверждая списки домов на ремонт на основании их технического состояния.
  • Размер обязательных взносов не устанавливается, так как его принимают жильцы на общем собрании, но они не всегда проводятся, а расходы покрываются из денег местного бюджета.
  • Усредненный размер взносов устанавливается решением муниципалитета как общегородской тариф, средства собственников собираются в городском фонде посредством платы через единый кассовый расчетный центр, ремонт проводится по списку домов, то есть люди платят за ремонт чужого дома.
  • Если деньги владельцев квадратных метров искомого дома поступают на счет управляющей конторы и не используются в течение года (плана на ремонт нет, отсутствует заявка общего собрания), то они переходят в раздел прибыли организации.
  • Подрядчики для ремонтных работ определяются структурой городской администрации, поэтому собственники отстраняются от контроля хода работ.

Изменения после принятия Федерального закона № 185-ФЗ о содействии реформированию ЖКХ определил следующие нововведения:

  • Решение об использовании адресной муниципальной программы принимается решением собрания совладельцев дома, которое также принимает смету на расходы.
  • Решение о долевом финансировании принимается на собрании, при этом средства собственников должны использоваться в размере не меньше 5% от предоставляемых сумм.
  • Получают бюджетные деньги товарищества собственников или управляющие организации по заключению договора, которые самостоятельно привлекают подрядчиков и могут контролировать ремонт.

Реализация закона поможет запустить новый механизм сбора финансов, при этом решающая роль будет принадлежать владельцам квартир в доме, а дополнительные средства из бюджета дополнят финансирование по определенной программе субсидирования.

Порядок финансирования ремонтных работ

Для составления единого плана ремонта многоквартирного дома на несколько лет имеет значение не только определение важности отдельных видов ремонта, но и решение финансовых вопросов в сфере экономической оценки поступления денежных ресурсов от собственников жилья. роль отводится окупаемости затрат, экономии денег на текущее обслуживание, своевременное устранение аварий, уменьшение количества потребляемых ресурсов.

Управляющая организация предлагает обоснованный экономичный вариант (порядок) финансирования капремонта или отдельных процессов, при этом собственники выбирают из следующих механизмов:

  • Ежемесячно вносимые деньги владельцами квартир накапливаются до того времени, пока сумма не будет достаточной для финансирования ремонта, длительность сбора зависит от размера платежа, нужной суммы и возможностей собственников.
  • Устанавливается возможность дополнительного целевого сбора, который используется совместно с накопленными деньгами от ежемесячных поступлений.
  • Использование банковского кредитного капитала с возмещением от ежемесячного поступления положенных взносов.
  • Сочетание банковского кредита и средств из программы городского финансирования капитального ремонта определенного дома.

В результате изменений в сборе средств на финансирование ремонтных работ каждого отдельного дома собственники квартир смогут контролировать применение денег и качество выполненных работ при капитальном ремонте многоквартирных домов. Платить или нет ежемесячные взносы — такой вопрос волнует каждого собственника квартиры, но при грамотном подходе и сборе таких платежей дом будет ремонтироваться вовремя и на собственные деньги жильцов.

Загрузка…

Источник: https://domosite.ru/zakon/zakon-o-kapitalnom-remonte-mnogokvartirnyih-domov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.