Закон об осаго осмотр

Осаго — 2021: для водителей приготовили неприятный сюрприз :

Закон об осаго осмотр

Действующий договор ОСАГО, заключенный в 2020 году, уже не дает стопроцентной гарантии возмещения ущерба после ДТП.

Все дело в техосмотре: если водитель не проинформировал страховую компанию о техосмотре до 1 ноября, то последняя вправе требовать возмещения вреда после ДТП с самого водителя.

При этом совершенно неважно, по какой причине произошла авария — виновник заплатит из своего кармана. Мы выяснили все юридические нюансы ситуации и узнали, будут ли страховые компании злоупотреблять правом регресса.

Водителям дали время

В марте 2020 года были приняты поправки в закон об ОСАГО, которые позволили страховым компаниям заключать договора на автогражданку без техосмотра. Из-за пандемии сервисные центры закрылись, но страховку продлевать было необходимо по закону.

Автовладельцам дали время до конца сентября пройти техосмотр и до 1 ноября проинформировать об этом свою страховую компанию, причем неважно как — по телефону, электронной почте или личным визитом.

Если водитель этого не сделал, у страховой компании появляется право регресса — требования финансового возмещения ущерба с самого водителя.

При этом страховые компании ситуацию с техосмотром комментируют неохотно.

«Представители нашей компании, комментируя новости об истечении льготного периода покупки ОСАГО, неоднократно напоминали автовладельцам о том, что своевременное прохождение техосмотра является требованием действующего законодательства, а также давали разъяснения о том, как автомобилисты могут известить компанию о факте прохождения техосмотра», — рассказали Autonews.ru в пресс-службе ПАО СК «Росгосстрах», добавив, что с начала ноября не было зафиксировано ни одного страхового случая с клиентами без техосмотра.

Представители компании «Ресо-гарантия» дали более развернутые объяснения, но не поделились статистикой по количеству водителей, которые так и не прошли техосмотр. В компании заявили, что не ведут такого подсчета.

«Ответственность за своевременное прохождение осмотра и представление страховщику диагностической карты после завершения периода действия ограничительных мер лежит на страхователе. Мы информировали страхователей о порядке действий и сроках», — сообщил заместитель генерального директора «Ресо-Гарантия» Игорь Иванов.

 Кирилл Зыков / АГН «Москва»

В компании заявили, что при оценке основания предъявления регрессных требований Центробанк рекомендует учитывать факт прохождения или не прохождения технического осмотра, используя как данные базы АИС ТО, так и документальное подтверждение прохождения техосмотра. И подтвердили, что страховщик может предъявить регрессное требование к причинителю вреда, если у него нет техосмотра, независимо от причины ДТП.

Право на регресс

Российский союз страховщиков также не обладает информацией о количестве граждан, не предоставивших данные о техосмотре до 1 ноября. Как заявил Autonews.ru заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов, в соответствии с законом, у страховщиков появилось право регресса.

«В случае попадания в ДТП, если человек виновен и у него нет техосмотра, а есть только действующий полис ОСАГО, то страховая компания платит пострадавшему, а виновнику страховая вправе предъявить регресс», — пояснил Ефремов. При этом закон говорит, что у страховщика появляется такое право, даже если его не проинформировали, а сам техосмотр все-таки пройден.

«Может получиться так, что техосмотр пройден, но страхователь не проинформировал об этом. Ряд компаний говорит, что не будут в таком случае предъявлять претензии. А другие могут посчитать иначе.

Это решение на усмотрение страховой. В данном случае важно, как будет развиваться судебная практика, если она будет. Но по закону регресс возможен за не информирование», — разъяснил представитель РСА.

При этом если водитель попал в ДТП и его вины в этом нет, но техосмотр он не проходил или проходил, но не известил страховую, то все будет, как и раньше — оплачивать ущерб будет страховая компания виновника.

Если же у виновника ДТП есть ОСАГО, но техосмотра нет, либо если период техосмотра закончился, а договор ОСАГО еще действует, тогда страховая также вправе предъявлять регресс.

Что касается права страховой компании на регресс только лишь за не информирование о техосмотре до 1 ноября, то юристы расценивают это как злоупотребление и советуют в таком случае обращаться в суд.

 Кирилл Зыков / АГН «Москва»

Несмотря на недоверие в отношении права регресса, которое дано законом страховым компаниям, не все представители страхового бизнеса планируют пользоваться лазейками и злоупотреблениями. Например, компания ВСК не будет настаивать на обязательном уведомлении о прохождении техосмотра.

«Отдельного уведомления не предполагается. Проверка факта прохождения технического осмотра будет осуществляться в момент рассмотрения страхового события. Безусловно ВСК не будет препятствовать тем, кто добровольно изъявил желание предоставить диагностическую карту.

При этом ВСК будет в обязательном порядке проверять прохождение ТО в момент рассмотрения страхового случая, если на момент происшествия технический осмотр не был пройден, тогда страховщик оставляет за собой право предъявить регресс», — объяснила руководитель управления моторных видов страхования ВСК Татьяна Кудрявцева.

Судебной практики еще нет

Так как поправки о техосмотре в закон об ОСАГО из-за пандемии новые, а срок предоставления диагностической карты истек только 1 ноября, судебной практики по такого рода спорам пока нет. Однако главный юрисконсульт компании «Правокард» Анна Куклева уверена, что в случае злоупотреблений страховой компанией суд встанет на сторону автовладельца.

«Если диагностическая карта не предъявлена до 31 октября, страховщик имеет право предъявить регрессные требования только при наступлении страхового случая. Положения ст.12 Закона об ОСАГО и ст.1064 ГК РФ остались неизменными, в связи с чем ответственность за возмещение вреда возлагается на причинителя вреда, то есть виновника ДТП».

 Олег Лозовой / РБК

Стоит учитывать, что информация о том, что водитель прошел техосмотр, должна быть направлена в информационную систему оператором техосмотра. Они обязаны делать это не позднее чем через сутки после его окончания. В случае возникновения спора о наличии или отсутствии диагностической карты автовладелец вправе обратиться к оператору техосмотра и попросить выдать дубликат.

«Действительно, не предоставление диагностической карты в срок при наступлении страхового случая дает право страховой компании законно предъявлять к виновнику финансовые требования. Страховая компания может злоупотребить этим правом. Надо обращаться в суд. Исходя из анализа судебной практики, обычно суды в похожих ситуациях встают на сторону автовладельцев», — объяснила Куклева.

Источник: https://www.autonews.ru/news/5facef4c9a7947e84024f14f

Федеральный закон

Закон об осаго осмотр

» ОСАГО » Закон об осаго

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

ПринятГосударственной Думой3 апреля 2002 года ОдобренСоветом Федерации10 апреля 2002 года

Последнее изменение: 26 августа 2017

Настоящий федеральный закон определяет основные правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, он был разработан для обеспечения защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании автомобиля или другого транспортного средства другими участниками движения.

ФЗ №40:

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
    • Статья 3. Основные принципы обязательного страхования
  • Глава 2. Условия и порядок осуществления обязательного страхования
    • Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
    • Статья 5. Правила обязательного страхования
    • Статья 6. Объект обязательного страхования и страховой риск
    • Статья 7. Страховая сумма
    • Статья 8. Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию
    • Статья 9. Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов
    • Статья 10. Срок действия договора обязательного страхования
    • Статья 11. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
      • Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
    • Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда
      • Статья 12.1. Независимая техническая экспертиза транспортного средства
    • Статья 13. Утратила силу с 1 сентября 2014 года.
    • Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
      • Статья 14.1. Прямое возмещение убытков
    • Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования
    • Статья 16. Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств
      • Статья 16.1. Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования
    • Статья 17. Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования
  • Глава 3. Компенсационные выплаты
    • Статья 18. Право на получение компенсационных выплат
    • Статья 19. Осуществление компенсационных выплат
    • Статья 20. Взыскание сумм компенсационных выплат
  • Глава 4. Страховщики
    • Статья 21. Страховщики
    • Статья 22. Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию
    • Статья 23. Утратила силу с 1 марта 2008 года
  • Глава 5. Профессиональное объединение страховщиков
    • Статья 24. Профессиональное объединение страховщиков
    • Статья 25. Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков
    • Статья 26. Правила профессиональной деятельности
      • Статья 26.1. Соглашение о прямом возмещении убытков
    • Статья 27. Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат
    • Статья 28. Имущество профессионального объединения страховщиков
    • Статья 29. Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения
  • Глава 6. Заключительные положения
    • Статья 30. Информационное взаимодействие
    • Статья 31. Международные системы страхования
    • Статья 32. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию
    • Статья 33. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 34. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
  • Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2021 года

    Важнейшим законом, регламентирующим гражданскую жизнь нашего общества, является ФЗ-№40 от 25.04.2002 г.

    Закон об ОСАГО «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» устанавливает правила и условия разрешения возможных споров между участниками движения, страховыми компаниями и третьими лицами.

    Нанесение материального ущерба, физического или морального урона с участием ТС возмещается виновником аварии по действующему закону об ОСАГО.

    Законодатель регулярно вносит поправки и изменения в ФЗ-40, согласно существующим особенностям момента и требованиям граждан. Например, сейчас действует и имеет юридическую силу редакция от 28.04.2017 г., предшествующие установки на сегодняшний день утратили свое значение.

    Основные положения по ОСАГО

    Главным посылом закона является установка, что передвигаться на транспорте без полиса ОСАГО запрещено. Владелец понесет наказание, если при проверке на дороге будет установлено отсутствие страхования. Ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам, должен быть возмещен с учетом страхового возмещения по обязательному полису ОСАГО.

    Основные правовые установки закона об ОСАГО:

    1. Даны все описания и положения, позволяющие оптимально защитить интересы пострадавшей стороны.
    2. Водители, вина которых доказана, обязаны возместить все виды нанесенного вреда участникам происшествия.
    3. Действия виновного определяются положениями, отраженными в полисе ОСАГО, и должны беспрекословно исполняться.

    Все возникающие спорные моменты должны решаться судебным порядком по иску участника происшествия или страховой компании.

    На практике, большинство судебных споров происходят между страхователем и страховщиком по размеру компенсации.

    Если в результате аварии пострадавшей стороне будет предоставляться фактическое возмещение в виде ремонта, то качество страховых договоров поднимется на более высокий уровень.

    Контроль за выполнением закона

    Проверять наличие полиса должны инспекторы ГИБДД, которые составляют административный протокол при отсутствии страхового полиса у водителя. В настоящее время идет подготовка федеральной базы страхователей, по которой можно получить сведения о наличии полиса у данного водителя. Оперативная работа по проверке наличия полиса будет поручена отдельной государственной структуре.

    Чтобы оформить полис ОСАГО, водителю необходимо пройти ТО и иметь действующую диагностическую карту. Административное наказание за отсутствие полиса составляет:

    • при просроченном страховом полисе 1 тыс. рублей;
    • отсутствие документа при проверке 500 рублей;
    • управление не внесенным в полис водителем 500 рублей.

    Низкая финансовая ответственность приводит к многочисленным нарушениям, поэтому законодатели рассматривают вопрос о повышении материальной ответственности за отсутствие полиса. Требуется найти действенное решение, когда участникам движения было бы невыгодно отказываться от приобретения страховки.

    Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

    1. Срок осмотра поврежденного автомобиля сотрудниками СК изменен. Ранее осмотр проводился в течение 5 дней после предоставления ТС, теперь в течение 5 дней после подачи документов о страховом случае.
    2. Установлен запрет на проведение независимой экспертной оценки, которая часто была необъективной и защищала интересы одной из сторон.

      Вопрос о сторонней экспертизе решает суд, если открывается судебный процесс.

    3. Срок заявления несогласия с выводами страховой компании увеличен в два раза, до 10 дней.
    4. Полисы, оформленные с 1.09.2017 г., имеют длительность 1 год, не менее.
    5. Натуральное возмещение ущерба стало применяться в подавляющем большинстве страховых случаев.

      Ремонт проводится на лицензированных СТО, страховщик перечисляет средства на замену комплектующих и восстановление авто. При заключении договора, автовладелец имеет возможность ознакомиться с перечнем прикрепленных ремонтных мастерских. Подписывая соглашение, тем самым собственник машины дает свое согласие на их использование.

    6. Лимиты платежей по европротоколу увеличен до 100 тыс. рублей вместо 50 тыс. ранее. Покрытие ремонта на СТО составляет 400 тыс. рублей, разница в оценке выдается наличными владельцу. В законе указаны ситуации, когда страховая компенсация выдается деньгами, а не осуществляется ремонтом.

    Чтобы отказаться от ремонта, а получить денежную компенсацию, необходимо выполнение определенных условий. К подобным исключениям относятся случаи:

    • срок ремонта может значительно превысить один месяц, о чем указывает официальное заключение СТО;
    • при полном уничтожении транспортного средства и невозможности восстановления;
    • при дополнительном соглашении, указанном в договоре страхования;
    • если владелец является инвалидом и желает получить компенсацию деньгами, а не ремонтом.

    Нововведения кардинально изменили существовавшую систему, в которой было много спорных моментов. Желание законодателей привести ОСАГО к прозрачному и справедливому виду потребует еще немало нововведений. При этом значительно снизится возможность мошеннических схем со стороны водителей и злоупотреблений страховых компаний, меньше станет судебных споров.

    Изменения потребовались по причине проблем в существовании системы ОСАГО:

    • двоякое толкование многих установок и правил;
    • нежелание страховых компаний в полном объеме исполнять свои обязательства;
    • наличие спорной судебной практики. Часто суды выносили решение, попадавшее в дальнейшем в апелляционное и кассационное производство и обжаловалось участником процесса;
    • широкое распространение фальшивых полисов;
    • низкое покрытие рисков, требующее дополнительного финансирования пострадавшей стороной.

    Начиная с 1.01.2017 г., водители получили возможность приобретать электронный полис ОСАГО. Это во многом экономит время, способствует официальному учету проданных полисов и снижает риски злоупотреблений.

    При оформлении документа водитель вводит установочные данные, за правдивость которых несет ответственность.

    Если будет установлено, что внесенные данные способствовали уменьшению стоимости страхования, то виновному придется возместить разницу и понести административное наказание в виде штрафа.

    Усилено право регрессивного требования страховой компании к водителю, имеющему полис, но нарушившему правила ПДД. Одновременно практика отражала желание страховых организаций снизить или полностью аннулировать свои выплаты. Принятие новых положений, в частности по натуральному возмещению ущерба, выводит из применения финансовые потоки, что снижает злоупотребления.

    Автомобильная сфера касается многих граждан, поэтому общество заинтересованно в качественном и своевременном выполнении закона об ОСАГО.

    Статья 1 Главы 1 закона об ОСАГО ФЗ-40 Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем; использование…

    Источник: https://pddazbuka.ru/osago/zakon_ob_osago/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.