Закон об осаго рф

Вс рф обновил правила применения закона об осаго. обзор

Закон об осаго рф

Есть обновление от 12:48 →

Минфин РФ предложил уточнить применение европротокола в ОСАГО

Москва. 26 декабря. INTERFAX.RU – Верховный суд (ВС) РФ под конец года провел два заседания пленума, посвященных судебным спорам в сфере ОСАГО.

Принятый в итоге проект постановления по этому вопросу вышел компромиссным. В нем есть правила, которые помогут страховщикам защищаться от злоупотребления правом со стороны “автоюристов”, но и слабая сторона, автовладелец, ничего плохого в документе не увидит.

В последний момент из него убрали недопустимо обременительное “правило одного подразделения”.

Сделка “европротокола”

Свой доклад об основных положениях финальной редакции нового постановления ВС РФ по вопросам применения судами законодательства об ОСАГО судья ВС РФ Виктор Момотов начал с темы “европротокола”. По данным Российского союза автостраховщиков, в 2016 году около 30% страховых случаев после ДТП были оформлены таким образом, то есть без вызова полиции на место аварии.

Сейчас лимит по выплатам составляет 50 тыс. рублей, если ДТП произошло не в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях и если не использовались средства технической фиксации, а с 1 июня 2018 года он вырастет до 100 тыс. рублей – соответствующий закон Совет Федерации одобрил во вторник.

Момотов констатировал, что при составлении “европротокола” страховая выплата в пределах лимита является предметом согласия сторон. “Когда вы подписываете “европротокол”, вы заключаете соглашение с причинителем вреда. Нужно понимать, что более этой выплаты страховая компания вам не заплатит”, – сказал он журналистам.

Насилие и угрозы

В первоначальной редакции постановления был изложен сценарий, как должен действовать автовладелец, если по тем или иным причинам сделка, заключенная с другим участником ДТП, противоречит его интересам.

“Потерпевший вправе обратиться к причинителю вреда с требованием о возмещении убытков в виде разницы между страховой выплатой и фактическим размером ущерба в случае, когда соглашение участников дорожно-транспортного происшествия им будет оспорено и признано судом недействительным”, – говорилось в проекте постановления.

В финальной версии документа этого фрагмента нет, но его исключение не означает, что оспаривать сделку “евпропротокола” нельзя.

“Если вас ввели в заблуждение насчёт предмета, характера, содержания, тогда вы можете это обжаловать, – говорил Момотов журналистам.

– При заключении такого соглашения могли быть насилие и угрозы, которые также являются основанием для признания сделки недействительной”.

Если суд сочтет доказательства тому обоснованными, у автовладельца появляется право требовать полного возмещения ущерба с виновника ДТП, согласно порядку, установленному в ГК РФ.

Эксперты отмечают, что оба требования можно заявлять в рамках одного иска.

“Я считаю, что суды смогут в одном деле рассматривать вопрос о недействительности “европротокола” и взыскании фактического ущерба”, – рассказал “Интерфаксу” адвокат Алексей Михальчик.

Бегом за законодателем

Споры, вытекающие из договоров ОСАГО, – одна из самых распространенных категорий гражданских дел в судах общей юрисдикции, свидетельствуют данные Судебного департамента при ВС РФ. В первом полугодии 2017 года в суды поступило 210 тыс.

391 подобное исковое заявление – более 3% от их общего количества. Число таких дел сопоставимо по спорами о взыскании невыплаченной заработной платы (их 252 тыс.

732) и уступает только делам из-за долгов по коммунальным платежам (их существенно больше – 2,37 млн – ИФ).

При этом законодательство об ОСАГО меняется весьма часто, и ВС РФ, в свою очередь, встает перед необходимостью модифицировать правила для судов, чтобы судебная система работала ритмично. Поэтому документы Верховного суда по ОСАГО выходят часто – предыдущий был утвержден в 2015 году, и многие его положения перекочевали в новый документ.

Одна из законодательных новелл, которые учтены в новом постановлении, – это электронные полисы ОСАГО, покупать которые через интернет россияне могут с 1 июля 2015 года.

У страхователя есть техническая возможность внести в систему недостоверные данные о своей машине и снизить сумму страховой премии, которую он должен уплатить.

Иногда это делается злонамеренно, ради экономии, иногда – по ошибке.

В вопросе, как относиться к таким ситуациям, суды демонстрировали крайне противоречивые подходы, говорит Михальчик. По его словам, в ряде случаев они признавали такие договоры незаключенными, и потерпевшие оставались без возмещения.

ВС РФ счел, что это неправильно. В постановлении говорится, что такие действия страхователя не влекут признание договора страхования незаключенным и не освобождают страховщика от страхового возмещения при наступлении страхового случая.

Но при этом постановление защищает и страховые компании.

Если обман или ошибка со стороны автовладельца вскроются, то страховщик может предъявить к страхователю регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты, а также на сумму недоплаты премии.

А вот если до наступления страхового события со страхователя все-таки взыскана сэкономленная необоснованно сумма премии, у страховщика при наступлении страхового события не возникает права на регресс.

Вся выплата потерпевшему

Специальный раздел постановления посвящен уступке прав страхователя.

Права потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, на компенсацию морального вреда, а также право на получение штрафа нельзя передать по договору уступки требования, говорится в постановлении пленума ВС РФ.

Однако уже после того, как суд присудит компенсацию морального вреда и штрафы, их можно передать любому лицу по договору уступки права, оговаривается в документе.

Потерпевший должен получить всю сумму, а затем уже отдать часть представителю, объяснил логику документа Момотов. “Нужно, чтобы потерпевший сам мог распорядиться этими средствами. Зачастую все складывается по-другому: представители предлагают конкретную сумму, а все остальное забирают себе”, – пояснил судья ВС РФ.

Без обременения

В целом документ вышел компромиссным, считают эксперты. Единственное одиозное положение устанавливало “правило одного подразделения”, то есть обязанность потерпевшего представлять необходимые документы в то же подразделение страховщика, в котором подавалось заявление о возмещении.

Это правило вызвало недоумение и у Минюста, и у экспертов. Статс-секретарь, заместитель министра юстиции Юрий Любимов говорил на заседании пленума Верховного суда, где документ обсуждался впервые, что его применение повлечет серьезные затруднения для автовладельцев.

Чтобы разработчики документа представили себе их, он привел пример ДТП, которое случилось не в том регионе, где живет хозяин машины.

Если бы правило об одном подразделении сохранилось, то автовладельцу пришлось бы ехать туда еще один раз – чтобы добавить к заявлению о возмещении все остальные необходимые по закону документы.

“(Такое правило) – необоснованная поблажка для страховых компаний”, – считает Михальчик. По его словам, организовать документооборот в своих подразделениях – это задача страховщиков.

В свою очередь глава РСА Игорь Юргенс рассказал “Интерфаксу”, какие сложности возникают у бизнеса.

“Недобросовестные страхователи иногда обращались с заявлением в подразделение компании в одном регионе, а затем направляли претензию в другой регион, а дополнительные документы – в третий регион.

Страховщик организационно не мог все это сопоставить с первоначальным обращением, нарушал сроки осуществления страховой выплаты и, как следствие, нес в суде расходы на уплату неустойки и потребительского штрафа”, – отметил Юргенс.

“Страховые мошенники специально инициируют дробление иска”, – соглашаетсяМомотов. В результате, по его словам, из-за нерасторопности страховщиков возникают большие проблемы в процессе идентификации, а у лиц, которые представляют интересы потерпевших, появляется возможность требовать пени и штрафы.

Но, тем не менее, обычный автовладелец страдать не должен. “Мы исходим из того, что граждане не желают никого обманывать, они хотят получить только страховую выплату”, – сказал во вторник В.Момотов.

В итоговой версии “правила одного подразделения” нет. По словам Момотова, введение такой обязанности прямо не следует из закона и стало бы излишним обременением для потерпевших.

В документе говорится лишь, что потерпевший может подать документы в любой филиал страховой компании, но должен указать сведения, позволяющие страховщику связать их с предыдущими обращениями.

“Когда потерпевший подаёт какие-то документы, он обязан идентифицировать их, то есть сделать все, чтобы страховая выплата была ему возмещена”, – отметил Момотов.

Например, привести номер страхового полиса, указание на подразделение, в которое подавалось заявление о страховом возмещении, номер выплатного дела. По словам Момотова, это будет реализация принципа добросовестности.

Источник: https://www.interfax.ru/business/593559

Как действует закон 40-ФЗ об ОСАГО в 2018 году

Закон об осаго рф

Статья раскроет основные моменты, связанные с Федеральным законом № 40 «Об ОСАГО». Что представляет собой этот нормативный акт, как правильно застраховаться – далее.

Федеральный закон №40 – основной нормативный акт, регулирующий ситуации, при которых возникает гражданская ответственность за причинение вреда третьему лицу при участии транспортного средства.

В документ часто вносят поправки, учитывая мнение общественности. Новый закон 2018 года с изменениями вступил в действие летом 2017 года.

Основные моменты

Закон об обязательном страховании обязывает владельцев транспортных средств страховать существующий риск причинения вреда третьему лицу, независимо от материального положения.

Эксплуатировать автомобиль на территории Российской Федерации без страховки ОСАГО не разрешено. Суть закона:

Описание ключевых понятий и основных процедурКоторые позволяют защитить права потерпевшего гражданина при аварийной ситуации на дороге
На основании положений закона виновный обязан понести материальную ответственностьС целью компенсировать вред, нанесенный здоровью пострадавшего или его собственности
Ответственность определяется и ограничивается специальным типом обязательного страхованияГлавным документом которого является полис ОСАГО

Контроль наличия полиса осуществляется сотрудниками дорожной службы. После создания всеобщей базы данных страхователей данный вопрос будет контролироваться отдельной государственной структурой.

Изменения в ФЗ-40:

Недавнее важное изменениеИсправление сроков осмотра поврежденного транспортного средства сотрудниками страховых фирм. Ранее страховщики проводили экспертизу повреждений в продолжение 5 дней с момента предъявления машины к осмотру. Сейчас страховые компании должны оценивать ущерб в течение 5 суток с момента подачи заявления о дорожно-транспортном происшествии страховщикам
Ввели запрет на независимую экспертизуВ настоящее время такой документ не будет иметь силы
Сроки рассмотрения жалобы увеличилиС 5 до 10 дней
Срок действия полисаНе может быть меньше 1 года
Увеличена страховая выплатаОна составляет 100 тысяч рублей

В настоящее время не прекращаются споры, касающиеся статей нового закона. Причины дебатов:

  • недостаточная ответственность страховой фирмы за выполнение обязанностей;
  • двоякое толкование некоторых положений закона, что приводит к непонятным ситуациям;
  • использование поддельного полиса ОСАГО;
  • необходимость доплачивать за ремонт пострадавшего транспортного средства за счет финансов потерпевшего.

Закон состоит из 6 глав:

Трактовка основных понятийИ принципы действия документа
Установление условийПо которым оформляются страховые документы. Указывается, кто является участниками. В разделе рассматриваются вопросы, касающиеся исчисления страховой выплаты
Кто имеет право на получение страховой выплаты
Определение страхующего лицаИ особенности деятельности
Полномочия лиц, которые ведут страховую и оценочную работуУстанавливают сумму ущерба, профессиональное объединение страховщиков
Указание типов информационного соглашенияВ области обязательного страхования владельцев автомобилей

В текущем году за отсутствие полиса выписывают штраф размером 500 рублей. Статьей 17 Федерального закона 40-ФЗ «Об ОСАГО» 2017 года предусмотрена компенсация страховой премии по договору ОСАГО.

Статьей 15 ФЗ 40 «Об ОСАГО» регулируется порядок осуществления обязательного страхования. Статья 11 и 12 предусматривают действия сторон и порядок выплаты компенсации.

Что регулирует норматив

Федеральный закон №40 регулирует вопрос о возникновении ответственности при аварийных ситуациях.

В соответствии с документом виновное в происшествии лицо обязано понести материальную ответственность перед пострадавшим гражданином.

В положениях закона дается четкая установка на то, каким образом должны вести себя обе стороны аварии.

Закон регулирует правоотношения, которые возникают вследствие совершенной аварийной ситуации между гражданами.

Нормативным актом выделяются ситуации, по которым эта норма применяется, и основания по возмещению ущерба потерпевшим.

Под транспортным происшествием подразумевается:

Действие гражданина по отношению к другому при управлении транспортным средствомВ результате чего произошло столкновение. При возникновении таких обстоятельств регулятивные положения данного закона вступают в действие
Нормами устанавливается виновник происшествияИ производятся компенсационные выплаты с потерпевшими

Согласно закону, ущерб производится как по испорченному имуществу, так и по нанесенным травмам.

Правила страхования

Условия приобретения страхового полиса и порядок его использования регулируются второй главой ФЗ «Об ОСАГО». Основные нюансы страхования:

Каждый владелец транспортного средства должен оформить страховку ОСАГОНезависимо от его типа
Люди или организации, которые имеют право пользоваться автомобилемДолжны быть вписаны в полис в течение 10 дней
Если иностранный гражданин приезжает в Россию на собственном автоОн все равно должен оформить полис

В действующие правила страхования внесли поправки, касающиеся интересов страховых фирм и владельцев авто.

Нововведения касаются тех договоров, которые были заключены после апреля предыдущего года. По новым правилам деньги выплачиваются в таких случаях:

  • автомобиль, пострадавший в аварии, нельзя восстановить;
  • ремонт оценен на сумму выше 400 000 рублей;
  • ущерб нанесли имуществу, которое не касается автомобиля;
  • если ДТП оформлялось без участия сотрудников ГИБДД и ущерб составляет не более 100 тысяч рублей;
  • у автовладельца 1 или 2 группа инвалидности, и он обратился с просьбой выплатить компенсацию на ремонт автомобиля.

Правилами страхования 2018 года предусмотрено личное заполнение электронной формы заявления и личная оплата стоимости полиса.

Коснулись правила и расчета ОСАГО:

Для водителей возрастом 22-24 годаСо стажем вождении 5-6 лет стоимость полиса возрастет на 55%
Для автомобилистов 25-29 летИ со стажем 5-6 лет увеличится на 31%, со стажем 7-9 лет – на 22%
Для водителей старше 49 летД водительским стажем более 14 лет предусмотрена скидка размером 34%

Следующее изменение правил касается лимита выплаты. Если нанесен ущерб жизни или здоровью – 500 тысяч, если имуществу – 400 тысяч рублей.

Разъяснения Верховного суда РФ

В Постановлении Пленума Верховного суда указано, что при возникновении страхового случая пострадавший должен оповестить об этом страховщика в установленный срок и выслать ему заявление с необходимой документацией.

Также следует предоставить пострадавший транспорт к осмотру. Если потерпевший пропускает установленный срок, он согласовывает со страховой компанией новую дату для осмотра авто.

Если же он пропускает и эту дату, то результаты независимой экспертизы (которую он проведет самостоятельно) не примут, размер страхового возмещения не будет установлен.

: закон об ОСАГО

В Постановлении рассматриваются следующие вопросы:

  • порядок заключения соглашения ОСАГО, особенности договора;
  • оформление документации о дорожном происшествии без участия сотрудников патрульной службы;
  • список граждан, которые имеют право на получение возмещения;
  • обязанности сторон при наступлении страхового случая;
  • прямое возмещение убытков;
  • выплаты;
  • особенности возмещения страховой выплаты;
  • ответственность страховщика при нарушении сроков выплат.

Разъясняется то, что передать документы необходимо таким способом, чтобы была обеспечена фиксация их направления и доставка адресату.

Действующая последняя редакция Федерального закона 40-ФЗ «Об ОСАГО»

Каждый год законодательство вносит поправки в нормативные акты. В текущем году в документ внесли такие изменения:

  • расчет в натуре. В соответствии с новыми правилами возмещения убытков страховщики вправе не делать прямые отчисления пострадавшим. Положенные средства они будут пересылать на расчетный счет мастерской, которая будет заниматься ремонтом поврежденного транспорта;
  • минимальный срок действия страхового полиса – 1 год;
  • увеличен размер выплаты;
  • сроки рассмотрения претензии также увеличили;
  • заключение независимой экспертизы стало недействительным.

Базовые изменения коснулись таких статей:

СтатьяСуть поправок
16 (пункт 21)Страхователь-юридическое лицо имеет право заключать соглашение при условии ограниченного использования транспортного средства (6 и более месяцев)
Статья 9Изменился порядок установления территориального коэффициента, где преимущественно используется ТС
Статья 7 (пункт 10)Установлено новое ограничение по части возмещения угрозы жизни либо здоровья
Пункт 23Изменился порядок переоформления бланка страховки ОСАГО
Пункт 34Уточнили порядок возврата страховой премии в случае расторжения соглашения ОСАГО
Приложение №1Внесли поправки в форму заявления о заключении соглашения

Изменения еще не окончательные, в закон будут вноситься поправки.

Таким образом, каждый автовладелец должен оформить страховку ОСАГО. Данная обязанность регулируется Федеральным законом №40.

В нормативном акте содержатся вся информация, касающаяся этого вопроса. Лица, которые нарушат установленные настоящим Федеральным законом требования по оформлению страховки, привлекаются к административной ответственности.

Источник: https://bazazakonov.ru/raznoe/kak-deistvyet-zakon-40-fz-ob-osago-v-2018-gody/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.