Законодательство о холдингах

Система нормативно-правового регулирования холдинговых компаний в Российской Федерации

Законодательство о холдингах


В данной статье рассмотрена проблема отсутствия системного нормативно-правового регулирования при формировании и функционировании холдинговых компаний на территории Российской Федерации.

Проанализированы действующие нормативные акты, на предмет их соответствия в части надежного функционирования и развития современного корпоративного рынка.

Автором предложен вариант построения системы нормативно-правового регулирования в стране и инструменты по координации взаимоотношений между основным и дочерним обществами.

Ключевые слова: холдинг, основное общество, дочернее общество, взаимозависимые лица, группа лиц, консолидированная группа налогоплательщиков

Степень разработанности темы. В настоящее время, в российском законодательстве отсутствует единообразное понимание понятия «холдинг» и соответственно единое систематизированное регулирование данной сферы предпринимательской деятельности.

Основная часть диссертационных работ, посвященных холдинговым компаниям, рассматривает проблемы их внутреннего управления, влияния деятельности компаний на внутренний рынок и экономику, оставляя без внимания вопросы правового регулирования и контроля вышеуказанных организаций со стороны действующего законодательства и государства.

Методологическая основа исследования. В процессе исследования использовались такие методы научного познания, как: диалектический, логический, исторический, функциональный и системный методы исследования.

Объект исследования. характеристика действующего законодательства, на предмет эффективности развития, регулирования и контроля деятельности холдинговых компаний

Предмет исследования. существующие нормы корпоративного, антимонопольного, налогового законодательства, регулирующие деятельность холдингов на территории Российской Федерации

Цель исследования. анализ проблем действующего законодательства, влияющих на эффективность развития холдингов на территории Российской Федерации,

Выводы. В действующем российском законодательстве, регулирующем формирование и деятельность холдинговых компаний, отсутствует системность, последовательность и единообразие правовых механизмов. Оно не содержит норм и механизмов, способствующих эффективному функционированию и развитию холдингов в стране.

На фоне рыночных отношений роста количества объединений в Федерации, становится необходимость наличия стране устойчивой нормативно-правового компаний данного .

ю правового обеспечения холдингов в Федерации является то, что только законодательные акты правовому регулированию и деятельности объединений.

Действующие нормативные регламентируют отношения зависимости между самостоятельными участниками, регулирования правового основного и хозяйственных обществ ( законодательство), взаимозависимых (налоговое законодательство), лиц (антимонопольное ), консолидированной группы (законодательство о учете). При , эти документы , непоследовательны и имеют единого аппарата.

Кодифицированными законами, регулирующими отношения, являются (ст.67.) [1] и Налоговый (. 20, 40, ) [2,3] Кодексы Российской Федерации. же, упоминание холдингах содержится Федеральном законе « акционерных обществах» 26.12. г.

№ 208-, где вопрос участии в компаниях наряду другими объединениями — финансово-промышленными , ассоциациями (союзами) — к компетенции собрания акционеров (. 18 п. ст. 48). [4] Помимо этого, объединения упоминаются п. 3 . 64 ФЗ 26.10. г.

№ 127- «О несостоятельности ()», в соответствии которым, органы должника не принимать решения участии в коммерческих организаций , в частности, холдинговых компаниях. [5]

До настоящего , единственным документом, котором предпринята системного регулирования , является Временное о холдинговых , создаваемых при государственных предприятий акционерные общества ( — Положение), Указом Президента от 16 1992 г. 1392 “О по реализации политики при государственных предприятий”.

Изначально, подразумевалось, что данное Положение будет носить временный характер и со временем будет заменено другим, более масштабным и юридически проработанным документом.

Однако, до сих пор этого не произошло, и тот факт, что существующее Положение имеет ограниченную зону влияния и распространяется только на холдинговые компании, доля капитала которых, находящаяся в государственной собственности в момент создания превышает 25 % [8], говорит о том, что действующее корпоративное законодательство в России имеет существенный пробел и не отвечает требованиям и тенденциям современного рынка, связанного с развитием в стране рыночной экономики и предпринимательства.

Правовое обеспечение осуществляется также отраслевыми нормативно- актами, такими : Указ Президента от 28 1997 г. 426 “Об положениях структурной в сферах монополий”, Президента РФ 23 октября г. N “О мерах обеспечению концентрации рационализации оборонного в Российской “, ряд Президента РФ создании оборонных , Постановление Правительства от 11 2001 г.

526 “О электроэнергетики Российской “, Постановление РФ от мая 2001 . N 384 ” программе структурной на железнодорожном “, Распоряжение комитета РФ управлению государственным от 30 1995 г. 749-р, Российского фонда имущества от мая 1995 . N 140 « приватизации холдинговых лесопромышленного комплекса.

Вышеуказанные документы ведомственный характер, правило, не последовательный понятийный и, зачастую, только процедурных .

Законодательство об акционерных общества и обществах с ограниченной ответственностью содержит общие положения о дочерних и зависимых обществах (статья 6 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и статья 6 Федерального закона от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»), однако прямо не регулирует порядок создания и деятельность холдингов и групп компаний.

Согласно указанным нормам:

Общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом;

Общество признается зависимым, если другое (преобладающее) общество имеет более 20 процентов голосующих акций первого общества. [4,6]

Налоговое законодательство Российской Федерации также не оперирует понятиями «холдинг» или «группа компаний», но регулирует деятельность «взаимосвязанных лиц».

Согласно статье 20 Налогового кодекса Российской Федерации взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются в том числе организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно когда одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. 18 июля 2011 года в Налоговый кодекс был введен раздел, полностью посвященный взаимозависимым лицам.

Антимонопольным законодательством холдинг и группа компаний рассматривается как группа лиц.

Статья 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет понятие группы лиц в том числе как хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и юридическое лицо, если такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества , приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства). При этом группа лиц рассматривается как самостоятельный и единый хозяйствующий субъект.

Говоря о нормативном регулировании холдингов, нельзя не упомянуть проект Федерального закона «О холдингах», который около трех лет обсуждался в государственной думе, был принят в декабре 1999 г., одобрен Советом Федерации в июле 2000 г.

, после чего отклонен Президентом РФ 20 июля 2001г. по той причине, что при его разработке четко не были определены экономическая и юридическая цели создания и регламентации холдингов, а его отдельные положения противоречат Гражданскому кодексу РФ и другим федеральным законам.

Законопроект не учитывал вопросы взаимоотношений и контроля холдинговых компаний со стороны антимонопольных и налоговых органов, не содержал норм, регулирующих вопросы корпоративного управления и корпоративного контроля, имел слишком общий, рамочный характер.

В последней редакции проекта было всего 12 статей.

Для построения нормативно-правового деятельности холдинговых , предлагается последовательная шагов по изменений в законодательство, разработка утверждение нормативных , регулирующих внутренние внешние отношения ( с государственными в части , антимонопольного законодательства др.) холдингов.

Так, предлагается в Гражданский кодекс прямую ссылку холдинг, как предпринимательского объединения, общие нормы, его правовое , а так утвердить перечень и условий участников холдинга гражданско-правовым публично-правовым друг друга. [9, c. 120]

Далее, необходимо единого системообразующего закона “О “, содержащего частноправовые публично-правовые правового регулирования, будут:

– определять цели, задачи и основные принципы организации холдингов;

– регулировать холдинговые объединения с различным составом участников (а не только образуемые хозяйственными обществами);

– определять особенности правового статуса основного и дочернего юридического лица, в том числе для целей антимонопольного, налогового и другого публично-правового регулирования;

– регулировать различные основания холдинговой зависимости — наряду с имущественной также договорную и организационную, приводя примерный перечень оснований установления договорной и организационной типов зависимости.

Последним шагом является разработка и утверждение других нормативных актов (Постановлений Правительства, Приказов и т. д.), которые позволят:

– установить особенности внутрихолдинговых отношений — между основным и дочерними юридическими лицами по вертикали, а также между самими дочерними организациями по горизонтали;

– урегулировать вопросы управления в холдинговом объединении, в том числе в части взаимодействия органов управления основного и дочерних юридических лиц;

– установят требования к осуществлению консолидированного учета и отчетности участников холдинга;

– устанавливать по инициативе участников холдингового объединения возможность унитарного принципа налогообложения, когда налогооблагаемой базой признается оборот предпринимательского объединения в целом;

– предусмотреть особенности совершения сделок с заинтересованностью между участниками холдинга. [10, c.182]

При разработке нормативно-правового регулирования отношений между основным и дочерним обществами, особое внимание следует уделить совершенствованию норм правового регулирования, для обеспечения защиты интересов основных и дочерних компаний. С этой целью, предлагается:

– установить презумпцию ответственности основного общества по долгам дочернего, возникающую по итогам исполнения указаний основного общества, независимо от того, закреплено ли данное право в уставе и (или) договоре;

– разработать механизм привлечения к имущественной ответственности основное общество по долгам дочернего, при наличии факта косвенного контроля или контроля через третьих лиц дочернего общества;

– утвердить типовую форму договора (соглашения), подтверждающую статус Дочернего общества, устанавливающая направления взаимодействия между сторонами и порядок урегулирования споров и типовой порядок дачи основным обществом указаний дочернему, содержащий требования к форме, оформлению, регистрации вышеуказанных указаний.

Оценивая действующее нормативно-правовое регулирование холдинговых компаний в России, хочется еще раз подчеркнуть, что оно не соответствует текущим потребностям корпоративного рынка. Со стороны государства, представляется необходимым как можно скорее упорядочить систему, выработать единую стратегию, политику и подход по формированию холдинговых объединений и оценке их деятельности в стране.

Наличие в нормативно-правовых актах императивных норм прямого действия и механизмов для их реализации, позволит существенно облегчить принятие решений при рассмотрении разногласий как внутри холдингов между ее участниками, так и между холдинговыми объединениями и органами государственной власти, при выполнении последними контрольно-надзорных и иных функций.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. (с изм. и доп. на 31 января 2016 г.) //СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2007. № 41. Ст. 4845;

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. (с изм. и доп. на 15 февраля 2016 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; 2007. № 22. Ст. 2564;

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. (с изм. и доп. на 9 марта 2016 г.) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340; 2007. № 50;

4. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ ≪Об акционерных обществах≫ (с изм. и доп. на 29 июня 2015 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Cт. 1; 2008. № 18. Ст. 1941;

5. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ ≪О несостоятельности (банкротстве)≫ (с изм. и доп. на 1 января 2016 г.) // СЗ РФ. 2002. № 43. ст. 4190; СЗ РФ;

6. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ ≪Об обществах с ограниченной ответственностью≫ (с изм. и доп. на 29 декабря 2015 г.) // СЗ РФ. 1998. № 7. ст. 785; 2008. № 18;

7. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ ≪О защите конкуренции≫ (с изм. и доп. на 10 января 2016 г.) // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3434; 2008. № 18;

8. Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных» (с изм. на 26 марта 2003 г.);

9. Корпоративное право: учебник / Е.Г. Афанасьева, В.Ю. Бакшинскас, Е.П. Губин и др.; отв. ред. И.С. Шиткина. 2-е изд., перераб. и доп. М: КНОРУС, 2015.

10. Холдинги: Правовое регулирование экономической зависимости. Управление в группах компаний / И.С. Шиткина. — М.: Волтерс Клувер, 2008. — 552 с.

Основные термины(генерируются автоматически): Российская Федерация, Дочернее общество, компания, общество, основное общество, правовое регулирование, группа лиц, действующее законодательство, лицо, налоговое законодательство.

Источник: https://moluch.ru/archive/180/46394/

Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний

Законодательство о холдингах

Правовое регулирование холдинговых компаний в Российской Федерации существенным образом отстает от предпринимательской практики.

Компании холдингового типа возникли в России не только в рамках приватизационного законодательства в соответствии с Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании предприятий в акционерные общества, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г.

№ 1392 “О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий”, но и в результате естественных интеграционных процессов концентрации производства и капитала, восстановления разрушенных технологических взаимосвязей хозяйствующих субъектов, входящих ранее в промышленные и производственные объединения. Россия, по мнению некоторых авторов[17], является страной с традициями ведения крупного бизнеса в отличие от многих других европейских стран, экономический фундамент которых составляет малое и среднее предпринимательство.

Холдинги возникли также и в результате обратного процесса – разукрупнения организаций, когда в результате реорганизации или учреждения на месте одного юридического лица появляется группа хозяйственных обществ, включая основное и дочерние.

Официальные статистические данные о числе холдингов в Российской Федерации не публиковались. “Анализ курсирующих в различных публикациях сведениях, – пишет А.Б.

Фельдман, позволяет сделать вывод, что число фактических холдингов достаточно велико (в угольной, нефтяной отраслях, сфере профессионального фондового рынка)”[18].

Правовое регулирование холдингов, осуществляемое в настоящий момент в рамках гражданского законодательства через определение категорий основного и дочерних хозяйственных обществ (ст.105, 106 ГК РФ, ст.6 Федерального закона “Об акционерных обществах”), явно отстает от требований предпринимательской практики, к тому же является по ряду аспектов противоречивым.

Около трёх лет в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации обсуждался проект Федерального закона “О холдингах”. Принятый Государственной Думой ещё в декабре 1999 г., одобренный Советом Федерации в июле 2000 г., он был отклонен Президентом РФ 20 июля 2002 г.

с жесткой формулировкой, что при его разработке четко не была определена экономическая и юридическая цели создания и регламентации деятельности такого образования, как холдинг, в результате чего законопроект, содержит большое количество неясных положений, применение которых затруднено, а отдельные положения противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации и другим федеральным законам. В законопроекте совершенно не затрагивались вопросы взаимоотношения холдингов с антимонопольными, налоговыми органами, не рассматривались аспекты внутренних взаимоотношений в холдинге, не было уделено внимание вопросам корпоративного управления и корпоративного контроля в этом предпринимательском объединении. [19]

Одним из положительных моментов в принятии законопроекта было бы введение консолидированной отчетности участников холдинга, упрощение налогообложения. Холдинги выступают сегодня на рынке как закрытая система, подчиняясь в условиях чистого правового поля своим внутренним законам.

Правовую основу создания холдингов с участием государства или муниципальных образований создает Федеральный закон “О приватизации государственного и муниципального имущества”[20], в частности ст.25 “Внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ” и ст.

26 “Продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления”. Упоминание о холдингах содержится в Федеральном законе “Об акционерных обществах”, в соответствии с подп.18 п.1 ст.

48 которого принятие решения об участии в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций относится к компетенции общего собрания акционеров.

Нашей позицией является точка зрения о неоправданности значительного своеобразия правового регулирования холдинговых компаний в связи с профилем их деятельности и о необходимости установления единых критериев определения холдинговых компаний в различных отраслях законодательства. [21] Такой подход при определении холдинговой компании используется и в проекте Федерального закона “О холдингах”.

[22] Согласно законопроекту холдингом является совокупность двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения. Холдинговые отношения согласно законопроекту могут возникать при наличии хотя бы одного обстоятельства:

преобладающего участия одного хозяйственного общества или хозяйственного товарищества (головной компании), в уставном капитале другого хозяйственного общества; под преобладающим участием в капитале хозяйственного общества (участника холдинга) понимается владение головной компанией акциями (долями) в размере, позволяющем в соответствии с законодательством РФ и уставом хозяйственного общества определять любые решения, принимаемые указанным хозяйственным обществом;

договора о создании холдинга между головной компанией и участниками холдинга или договора между головной компанией и участниками (учредителями, акционерами) других юридических лиц – участников холдинга;

решения собственников имущества, если все участники холдинга являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, и внесения соответствующих записей в уставы участников холдинга.

Таким образом, в проекте была сделана попытка перечислить возможные основания возникновения холдинговых отношений.

Интересной, на взгляд некоторых авторов, представляется идея так называемого договорного холдинга, близкого по своей конструкции к имеющимся в системе германского права договорам отчисления прибыли и подчинения.

Согласно договору отчисления прибыли акционерное общество или коммандитное общество на акциях обязуется переводить всю свою прибыль другому предприятию. Равнозначным ему следует считать договор, по которому акционерное общество или коммандитное общество на акциях ведет свою деятельность за счет другого предприятия.

В соответствии с договором подчинения акционерное общество или коммандитное общество на акциях подчиняется другому предприятию (властвующему предприятию). При этом практически всегда договор подчинения содержит условия, обязывающие общество отчислять всю свою прибыль или часть прибыли другому предприятию.

Обязательным признаком холдинга является наличие холдинговых отношений между образующими его участниками.

Холдинговые отношения – особая разновидность взаимодействия субъектов хозяйствования, связанная с их субординацией, предполагающей возможность одному из них в силу правомочных обстоятельств определять важнейшие управленческие и хозяйственные вопросы деятельности других.

Холдинговые компании имеют специальный налоговый режим, прямо в законе не прописанный, но косвенно подтверждаемый. Действующим законодательством регулируются отдельные особенности обложения холдинговых компаний налогами на добавленную стоимость и на прибыль, в частности, связанные с возможностью формирования в основном обществе централизованных средств, фондов (резервов).

Для понимания правовой природы передачи имущества внутри холдинга следует отметить, что Налоговый кодекс косвенно предполагает, что это безвозмездно передаваемое имущество. Так, ст.250 НК РФ, определяющая внереализационные доходы, в п.8 включает в их состав безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права, за исключением случаев, указанных в ст.251 НК РФ.

Следует отметить, что, несмотря на отсутствие специального закрепленного налогового режима холдинговых компаний, российское налоговое законодательство и бухгалтерский учет признают необходимость учета особенностей правового регулирования этого вида предпринимательских объединений.

В целом, несмотря, на отсутствие системного правового регулирования холдингов налоговым законодательством и связанные с этим неудобства, специалисты компаний проявляют творческий подход к осуществлению финансового планирования и оптимизации налогообложения в объединении. Но до принятия основного для холдинговых компаний закона, все действия, направленные на оптимизацию налоговых платежей будут подпадать под рамки уголовного закона, потому что реально получается не оптимизация налогообложения, а уход общества от уплаты налогов.

Холдинговые компании как одна из разновидностей экономической концентрации являются объектом антимонопольного контроля.

Важно отметить, что антимонопольный контроль не имеет целью запретить хозяйственную интеграцию и экономическую концентрацию, а направлен на предотвращение ограничения конкуренции и возникновения монопольных структур. Временное положение о холдинговых компаниях содержит ряд императивных запретов на создание холдинговых компаний.

Так, не допускается их создание, если оно приводит к монополизации производства тех или иных видов продукции (работ, услуг); запрещено создание холдинговых компаний, владеющих контрольными пакетами акций предприятий, совокупная доля которых на федеральном или местном рынке определенной группы однородных или взаимозаменяемых продуктов составляет более 35%, либо предприятий, которые в совокупности реализуют третьим лицам более 35% общего объема однородных или взаимозаменяемых продуктов, производимых предприятиями, ранее входившими в концерн (корпорацию, союз, ассоциацию или иное объединение) или подведомственными одному органу государственного управления.

В проекте федерального закона содержится общее положение о том, что государство обеспечивает благоприятные условия для организации холдингов. Однако при определении особых условий для деятельности холдингов следует учитывать норму ст.

2 ГК РФ, устанавливающую, что гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Поэтому наделение холдингов и входящих в них юридических лиц какими-то льготами по сравнению с другими субъектами гражданского права представляется недопустимым. [23]

Заключение

Итак, холдинговая компания представляет собой группу участников предпринимательских отношений, связанных между собой таким образом, что один из них имеет возможность в решающей степени влиять на деятельность других участников этой группы.

Подавляющая часть отечественных компаний вошла в холдинги после завершения массовой приватизации, однако самые крупные холдинги в промышленности, включающие компании с государственным участием, созданы по инициативе государства. Большинство сделок представляло собой “дружественные” слияния. [24]

Холдинговые компании создаются как в процессе преобразования государственных предприятий в акционерные общества, так и при объединении предприятий среднего и малого бизнеса.

Очевидная взаимодополняемость позитивных и негативных характеристик деятельности малого и крупного бизнеса приводит к осознанию весьма важного момента – необходимости нахождения возможностей для наиболее оптимального соединения вышеназванных параметров функционирования всего бизнеса, что и получило воплощение при образовании холдинговых компаний.

К основным целям создания холдингов относятся:

формирование рыночного управления государственной собственностью; сохранение существующих и создание новых эффективных хозяйственных финансовых связей между предприятиями; снижение налогообложения и нейтрализация антимонопольного законодательства; распределение хозяйственных рисков между дочерними фирмами; развитие внешнеэкономических связей.

Основным правовым проблемам образования и деятельности холдинговых компаний следует отнести отсутствие достаточной нормативно-правовой базы.

Действующие правовые акты не содержат понятия“холдинга”, не учитывают особенности организационно-правовой природы и социально-экономических функций современных интегрированных структур и потому не регламентируют особенности их создания и деятельности. Многие из этих актов устарели.

Принципиальным и необходимым решением для создания правовой основы создания и деятельности холдинговых компаний должно стать принятие закона “О холдингах”.

В нем следует определить, в том числе: понятие холдинговой компании и её головной компании, состав и структуру холдинговой компании, специальную упрощенную процедуру ее создания, условия и порядок государственной регистрации холдинговой компании, формы участия в ней государства, правовой статус и функции головной компании холдинга, порядок ликвидации холдинга.

Таким образом, проблема создания качественного нормативно-правового поля для холдинговых компаний – это актуальная, сложная, но решаемая задача, требующая принятия единого специального закона и соответствующего пакета поправок к отраслевому законодательству. Это будет не “революцией” в российском законодательстве, а его последовательным развитием в рамках существующей системы принципов корпоративного строительства России.

Можно заключить, что развитие холдингов в ближайшем будущем останется важным фактором эволюции национальной модели корпоративного управления. [25]


Список использованной литературы

Нормативные правовые акты:

1. Гражданский кодекс РФ 1 часть

2. Налоговый кодекс РФ 1 часть

3. Федеральный закон “Об акционерных обществах” от 29.04.2008г.

4. Федеральный закон “О банках и банковской деятельности”

Источник: https://megaobuchalka.ru/13/9052.html

Законодательство о холдингах и перспективы развития

Законодательство о холдингах

На сегодняшний день в отечественном законодательстве остается открытым вопрос о правовом статусе холдинга. Уже долгое время ведется работа над проектом федерального закона “О холдингах”. Но действующее законодательство пока еще не определяет понятие “холдинг”. Поэтому можно сказать, что холдинг – это скорее экономическое, нежели юридическое понятие.

Субъектами предпринимательского права являются субъекты предпринимательской деятельности и субъекты, регулирующие предпринимательскую деятельность. Холдинг обладает обоими элементами правосубъектности, так как холдинговая компания регулирует деятельность дочерних и зависимых предприятий.

В нашей стране холдинговые компании обычно создаются в форме акционерных обществ.

Порядок их организации и деятельности сейчас установлен только применительно к холдинговым компаниям, созданным в процессе приватизации, и регламентируется Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утв. Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392.

Холдинговая компания является таким акционерным обществом, которое руководит другими обществами.

Руководство это осуществляется определяющим воздействием на решения, принимаемые общими собраниями акционеров и другими органами управления дочерних обществ. При этом запрещается перекрестное владение акциями, т.е.

только холдинговая компания имеет акции дочерних компаний; сами же дочерние предприятия не могут владеть акциями холдинговой компании.

Однако Временное положение распространяется только на акционерные общества, в которых доля государственного участия составляет более 25%. В случае продажи частным лицам и организациям более 75% акций на это общество распространяется действие общих норм Закона об акционерных обществах.

Холдинговая модель организации бизнеса, несомненно, имеет много преимуществ. Однако внутри холдинга, как правило, отсутствует конкуренция, требующая постоянного улучшения качества производимой продукции и оказываемых услуг.

В нем могут искусственно поддерживаться нерентабельные предприятия, что снижает экономическую эффективность такого объединения в целом. У холдингов, в сравнении с самостоятельными коммерческими организациями, менее выгодный режим налогообложения.

Любое преодоление “границы юридического лица” влечет за собой возникновение налогооблагаемой базы. В отдельном юридическом лице убытки одного производства могут погашаться прибылью другого, устанавливается справедливый баланс доходов и расходов. В нашей стране холдинги имеют, по сути, двойное налогообложение.

Дочернее общество, получая доходы, оплачивает косвенные налоги и налог на прибыль, а затем передает эту прибыль основному обществу в виде дивидендов, которые также облагаются налогом на прибыль как внереализационный доход основного общества.

В отношении холдинговых компаний действуют особые правила исполнительного производства.

Так, акции дочерних компаний, являющиеся активами основного общества, относятся к имуществу, взыскание на которое в ходе исполнительного производства обращается в третью очередь, потому что от этих пакетов акций непосредственно зависит производственная деятельность компании, ведь все дочерние общества вертикально интегрированы в единую экономическую систему. Такой подход подтверждает тезис о частичной правосубъектности холдинга.

Несмотря на то что закон о холдингах до настоящего времени не принят и универсального определения понятия “холдинг” нет, некоторые законодательные нормы признают самостоятельное участие холдинга как субъекта в определенных правоотношениях. В ст.

20 НК РФ говорится о “взаимозависимых лицах” в случаях, когда одна организация непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале другого юридического лица и суммарная доля этого участия составляет более 20%. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г.

N 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений” в ст. 4 предусматривает, что инвесторами могут быть объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица.

Наконец, Закон о банках и банковской деятельности допускает образование банковских холдингов и банковских групп. Как уже говорилось, холдинговая модель может быть воплощена и в рамках финансово-промышленной группы в соответствии с Законом о финансово-промышленных группах.

Источник: https://cyberpedia.su/3x2ee5.html

3.5.2 Правовой статус холдингов

Законодательство о холдингах

Термин «холдинг» происходит от английского глагола «to hold» – держать, иметь.

Холдинговые компании – это держательские организации, которым принадлежат акции (доли) в уставных капиталах других предприятий. Холдинговые компании широко распространены в зарубежных странах.

Однако термин «холдинговая компания» применяется в основном в странах англо-американской правовой системы. В Германии для обозначения аналогичных производственно-хозяйственных комплексов используются термины «концерн» и «консорциум».

В законодательстве ФРГ для обозначения таких объединений используется также термин «связанные предприятия».

В составе такой группировки предприятий основное общество или товарищество (материнская компания, преобладающее общество)имеет возможность через принадлежащий ей пакет акций руководить деятельностью дочерних (зависимых) хозяйственных обществ, ведущих согласованную производственную, торговую, финансовую или иную предпринимательскую деятельность и связанных между собой отношениями экономической зависимости и контроля, позволяющими основному обществу (товариществу) определять решения дочерних хозяйственных обществ.

Активы холдинговой компании практически полностью представлены акциями другого юридического лица или лиц. Контроль осуществляется через механизмы корпоративных (акционерных) полномочий. Как правило, холдинговые компании представлены в руководстве своих дочерних компаний, чаще всего в составе совета директоров.

Холдинговую компанию следует отличать от инвестиционной компании, так как инвестиционная компания вкладывает средства в приобретение акций (долей) других обществ с целью извлечения прибыли, а холдинговая компания – с целью получения контроля над их деятельностью.

Основными преимуществами образования холдингов являются:

· распределение коммерческих рисков;

· возможность продажи бизнеса по частям, поскольку дочерние компании остаются самостоятельными юридическими лицами.

Холдинговая компания – это юридическое лицо, основной деятельностью которого является владение акциями (обычно контрольным пакетом) другой компании или компаний и управление этими компаниями.

На сегодняшний день в отечественном законодательстве остается открытым вопрос о правовом статусе холдинга. Действующее законодательство пока еще не определяет понятие «холдинг». Поэтому можно сказать, что холдинг – это, скорее, экономическое, нежели юридическое понятие.

Субъектами предпринимательского права являются субъекты предпринимательской деятельности и субъекты, регулирующие предпринимательскую деятельность. Холдинг обладает обоими элементами правосубъектности, так как холдинговая компания регулирует деятельность дочерних и зависимых предприятий.

В нашей стране холдинговые компании обычно создаются в форме акционерных обществ. Порядок их организации и деятельности сейчас установлен только применительно к холдинговым компаниям, созданным в процессе приватизации.

Данный порядок регламентируется Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденным указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий».

Согласно этому положению холдинговой компанией признается предприятие, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, именуются дочерними. Холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются в форме открытых акционерных обществ.

Холдинговая компания является таким акционерным обществом, которое руководит другими обществами.

Руководство это осуществляется определяющим воздействием на решения, принимаемые общими собраниями акционеров и другими органами управления дочерних обществ.

При этом запрещается перекрестное владение акциями, только холдинговая компания имеет акции дочерних компаний, сами дочерние предприятия не могут владеть акциями холдинговой компании в какой бы то ни было форме.

Однако это временное положение распространяется только на акционерные общества, в которых доля государственного участия составляет более 25 %. В случае продажи частным лицам и организациям более 75 % акций на это общество распространяется действие общих правил федерального закона «Об акционерных обществах».

Несмотря на то, что закон о холдингах до настоящего времени не принят и универсального определения понятия «холдинг» законодательство не содержит, сейчас существуют законодательные нормы, признающие самостоятельное участие холдинга как субъекта в определенных правоотношениях, например:

· федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в качестве одной из разновидностей хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассматривает группу лиц;

· Налоговый кодекс РФ (ст. 20, 40) говорит о взаимозависимых лицах в случаях, когда одна организация непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале другого юридического лица и суммарная доля участия составляет более 20 %;

· федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ст. 4) предусматривает, что инвесторами могут быть объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица;

· закон РФ «О банках и банковской деятельности» (ст. 4) допускает образование банковских холдингов и банковских групп;

· согласно федеральному закону «О финансово-промышленных группах» холдинг может быть также образован в рамках финансово-промышленной группы.

Следует иметь в виду, что не является холдингом ассоциация (союз) коммерческих организаций (ст. 121 ГК РФ), так как она представляет собой некоммерческую организацию с правами юридического лица.

Источник: https://libraryno.ru/3-5-2-pravovoy-status-holdingov-rospredprav/

№99049555-2 Законопроект :: Система обеспечения законодательной деятельности

Законодательство о холдингах

Карточка законопроекта /проекта постановления 

Карточка законопроекта/проекта постановления содержит информацию по законопроекту/проекту постановления и его стадии рассмотрения.

В режиме просмотра карточки законопроекта/проекта постановления доступны следующие действия:

1. Настроить отображение событий  на вкладке ЭРК по событиям (с документами);

2. Перейти к стадии рассмотрения законопроекта/проекта постановления;

3. Скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ;

4. к законопроекту/проекту постановления;

5. Добавить заметку к законопроекту/проекту постановления;

6. Добавить законопроект/проект постановления в избранное;

7. Перейти в режим редактирования карточки законопроекта/проекта постановления;

8. Подписаться на законопроект/проект постановления;

9. Скачать архив по законопроекту/проекту постановления;

10. Распечатать карточку законопроекта/проекта постановления;

11. Просмотреть RSS подписку на обновления по событиям;

12. описание функционала страницы.

Информация по законопроекту/проекту постановления

  • паспортные данные законопроекта – общая информация по законопроекту/проекту постановления;
  • стадии рассмотрения – стадии рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления;
  • ЭРК по событиям (с документами) – стадии и события рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления, а так же решения по событиям и размещенные документы;
  • хронология (без документов) – стадии и события рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления, а так же решения по событиям;
  • отзывы – отзывы к законопроекту/проекту постановления ;
  • поправки – поправки к законопроекту/проекту постановления;
  • видеозаписи – видеоматериалы размещенные к законопроекту/проекту постановления (доступно только для Интернет-портала).

Настроить отображение событий  на вкладке ЭРК по событиям (с документами)

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” существует 2 варианта просмотра событий на вкладке  ЭРК по событиям (с документами):

  • по хронологии – события отображаются по дата регистрации;
  • по процедуре – события отображаются последовательно согласно процедуре рассмотрения.

Нажать на кнопку ” все” – на странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” на вкладке  ЭРК по событиям (с документами) будут отображаться только стадии прохождения.

Для того чтобы отобразить события, решения и документы нажать кнопку “Развернуть все события”.

Если  к событию размещено много документов часть из них скрыта, отобразить их можно нажав на кнопку “Развернуть все документы в событиях” или ссылку “Показать еще” в списке размещенных к событию документов.

Перейти к стадии рассмотрения законопроекта/проекта постановления

Стадии рассмотрения, которые отображаются на странице “Карточка законопроекта/проекта постановления ” служат так же элементом навигации.

Для того, чтобы перейти  к определенной стадии рассмотрения законопроекта, нажать на иконку соответствующей стадии.

Осуществляется переход  к выбранной стадии, все события стадии подсвечиваются зеленым цветом.

Скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ

Для того, чтобы скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ необходимо нажать на ссылку с наименованием документа.

На локальный компьютер пользователя загружается файл в соответствующем формате.

к законопроекту/проекту постановления

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” перейти на вкладку “Отзывы”.

Нажать кнопку “”

Открывается форма ” на законопроект”, в которой необходимо заполнить следующие реквизиты:

  • Категория отзыва;
  • Краткое содержание отзыва.

При необходимости прикрепить файл.

Нажать кнопку “Сохранить” – отзыв отображается на вкладке “Отзывы” в ЭРК законопроекта/проекта постановления.

Добавить заметку к законопроекту/проекту постановления

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления (режим редактирования)” нажать кнопку “Добавить заметку”.

Открывается форма “Заметки пользователей”.

Нажать кнопку “Сохранить” – в карточке законопроекта/проекта постановления будет отражена сохраненная зметка, а также на странице “Избранное/Подписки” личного кабинета  пользователяотобразится сохраненная заметка.

Добавить законопроект/проект постановления в избранное

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “Добавить в избранное”.

В результате выходит сообщение об успешном добавлении объекта законотворчества в “Избранное”.

Нажать на ссылку в сообщении “Перейти на страницу избранного” – открывается страница “Избранное/Подписки” личного кабинета пользователя.

Нажать на кнопку “Добавить” – открывается форма “Добавить в подборку”.

Выбрать существующую или добавить новую подборку.

Нажать кнопку “Сохранить”- законопроект добавлен в выбранную или в новую подборку.

Войти в раздел “Избранное/Подписки” через интерфейс личного кабинета пользователя.

Нажать на кнопку “Подборки ОЗ”.

Из списка доступных выбрать подборку- система предоставит доступ только к тем ОЗ, которые добавлены в выбранную подборку.

Перейти в режим редактирования карточки законопроекта/проекта постановления

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “Режим редактирования”.

Открывается страница “Карточка законопроекта/проекта постановления (режим редактирования)”.

Подписаться на законопроект/проект постановления

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “Подписаться”.

Открывается форма подписки на законопроект/проект постановления.

Задать параметры подписки.

Нажать кнопку “Применить” – настройки подписки на законопроект/проект постановления сохранены, законопроект/проект постановления добавлен в список на странице “Избранное/Подписки” личного кабинета пользователя.

Скачать архив по законопроекту/проекту постановления

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления нажать на кнопку “Скачать архив”.

Выбрать вариант для скачивания “Все документы” или “По процедуре”. Информация будет скачена на локальный компьютер пользователя в виде архива с расширением .exe

Распечатать карточку законопроекта/проекта постановления

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “Печать”.

Откроется форма “Печать”.

После настройки параметров печати нажать кнопку “Печать”.

Просмотреть RSS подписку на обновления по событиям

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “RSS подписка на обновления по событиям”.

В новой вкладке браузера откроется страница с возможностью подписаться на веб-канал.

описание функционала страницы

Источник: https://sozd.duma.gov.ru/bill/99049555-2

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.