Законодательство о закупочной деятельности
Главное о закупках по 223-ФЗ: положения, особенности и требования к участию
Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ регулирует отношения в сфере госзакупок так же, как и 44-ФЗ.
Но если 44-ФЗ действует там, где заказчики на 100% относятся к государственному или муниципальному сектору, то 223-ФЗ — закон для заказчиков с определённой долей (от 50%) участия государства, региона или муниципального образования.
Для начинающих участников сферы госзакупок больше подходит работа по 44-ФЗ, где все строго регламентировано, а заказчики и участники подчиняются единым правилам.
223-ФЗ подойдёт тем, кто уже освоился в госзакупках, ищет перспективы для роста бизнеса, но не готов сразу уйти в коммерческие тендеры. Нормативная система закона — базовые положения о закупках.
Конкретные условия и требования заказчики определяют самостоятельно, в допустимых законом пределах.
Работу по 223-ФЗ можно назвать промежуточным этапом — переходом от участия в госзакупках к коммерческой тендерной системе. С одной стороны, есть хоть и рамочные, но все-таки единые правила проведения закупок.
С другой — предприниматели и компании вникают в особенности коммерческих тендеров, набираются опыта и формируют репутацию.Участие в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ — отличная база для успешного старта в полностью коммерческих торгах.
Чем отличается 223-ФЗ от 44-ФЗ
Федеральный закон №223-ФЗ намного меньше, чем 44-ФЗ, но это не означает, что работать по нему проще.
Федеральный закон №44-ФЗ регулирует всё очень детально, поэтому в нём больше статей, а в 223-ФЗ содержатся только основные принципы и положения о закупках.
Способы их проведения, требования к участникам и прочие нюансы заказчик определяет самостоятельно — в собственном положении о закупках. Это означает, что, помимо самого закона, участникам придется изучать правила, действующие для каждой конкретной закупки.
Другие отличия 223-ФЗ от 44-ФЗ:
- По 223-ФЗ работает конкретный перечень юридических лиц, указанных в статье 1 закона. К ним относятся компании с долей государственного, регионального или муниципального участия более 50%, их дочерние компании, субъекты естественных монополий, ресурсоснабжающие организации, отдельные государственные унитарные предприятия и бюджетные учреждения.
- 223-ФЗ разрешает заказчикам проводить закупки различными способами, которые предусматриваются в положении о закупках, они не должны противоречить закону. Способы не отличаются от предусмотренных 44-ФЗ: аукционы, конкурсы, запрос предложений или котировок, открытые, закрытые, двухэтапные формы и закупка у единственного поставщика.
- Заказчик вправе сам выбирать площадку для размещения заказа. Это может быть одна из федеральных ЭТП или коммерческая. Реестр всех заказчиков, работающих по 223-ФЗ, есть в ЕИС. Здесь же публикуются планы закупок и вся информация о закупках.
- Каждый заказчик должен разработать и утвердить положение о закупках, по которому он работает. Все положения находятся в специальном реестре ЕИС.
- Вопросы заключения и изменения контракта регулирует положение о закупке. В этом отношении действует свобода договора в пределах 223-ФЗ и гражданского законодательства.
Основные принципы закупок по 223-ФЗ
Несмотря на то, что заказчик вправе устанавливать свои правила закупок, они не должны нарушать установленные 223-ФЗ принципы и условия.
Принципы закупок:
- Информационная открытость.
- Равные для участников требования и условия закупки.
- Недопустимость дискриминации участников закупки.
- Запрет на установление для участников закупки неизмеряемых требований — таких, по которым они не могут самостоятельно оценить соответствие критериям.
- Недопустимость необоснованных и незаконных ограничений конкуренции.
- Целевое и эффективное расходования заказчиком средств.
- Обязанность соблюдения всех положений 223-ФЗ, других законов и нормативно-правовых актов Правительства РФ, принятых в соответствии и во исполнение 223-ФЗ.
Кроме того, 223-ФЗ определяет правила:
- конкурентной закупки, в том числе в электронной форме (ст.ст. 3.2-3.4);
- закупок в рамках реализации инвестиционных проектов с государственным участием (ст. 3.1);
- закупок отдельных видов товаров, работ и услуг государственными компаниями и корпорациями (ст. 3.1-1);
- закупок для создания объектов архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, разработки на их основе проектной документации для объектов капитального строительства (ст. 3.1-2);
- закупок у единственного поставщика и закрытым способом (ст.ст. 2.5 и 3.6);
- информационного обеспечения закупок (ст. 4);
- мониторинга и контроля закупок (ст.ст. 5 и 5.1, 6 и 6.1);
- обжалования нарушений в сфере закупок по 223-ФЗ (части 10—13 ст. 3).
Требования к участникам закупок
223-ФЗ только рамочно определяет требования к участникам закупок (поставщикам).
Участником закупки по 223-ФЗ может быть:
- юридическое лицо или группа юридических лиц, действующая как один участник;
- физическое лицо или группа физических лиц, действующая как один участник;
- индивидуальный предприниматель или группа ИП, действующая как один участник.
Для юридических лиц не имеют значения организационно-правовая форма, форма собственности, местонахождение организации и место происхождения капитала. Согласно позиции Минэкономразвития (письмо от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371), допускается участие в закупке аффилированных между собой участников.
Конкретные требования к участникам заказчик указывает в положении о закупках и в документации о закупке согласно положению о закупках. Иные требования предъявлять нельзя.
В положении и документации о закупке должны быть отражены:
- требования непосредственно к участникам;
- требования к закупаемым товарам, работам и услугам;
- требования к условиям исполнения договора (контракта);
- критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Среди требований заказчик вправе указать отсутствие участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков.
Какие конкретно требования к участникам может предъявить заказчик:
- Регистрация на территории РФ.
- Наличие лицензии, членство в профильной саморегулируемой организации (СРО), наличие сертификатов, свидетельств, других документов.
- Ненахождение в процессе ликвидации или банкротства.
- Отсутствие дисквалификации (приостановления деятельности) в административном порядке.
- Отсутствие задолженности по обязательным платежам.
- Определённые финансово-экономические показатели деятельности.
- Наличие определённой квалификации, опыта (стажа) у кадровой базы участника.
- Наличие определённой материально-технической базы.
- Требования к деловой репутации.
- Наличие системы менеджмента качества определённого стандарта.
- Наличие опыта определённой деятельности.
- Соответствие определённым показателям, которые характеризуют способность поставить нужный товар, выполнить работы или оказать услуги.
- Предоставление конкретного перечня документов, которые подтверждают соответствие требованиям.
Зачастую в положении о закупках перечень требований делается открытым, что позволяет конкретизировать критерии в документации о закупке.
Правительство РФ вправе устанавливать:
- приоритет российских товаров, продукции, работ и услуг;
- перечень заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной и (или) высокотехнологичной продукции;
- квоты и условия закупок, участниками которых являются представители сферы малого и среднего предпринимательства (МСП);
- запрет на размещение сведений о конкретной закупке в ЕИС;
- перечни и группы товаров, работ и услуг, сведения о закупке которых не размещаются в ЕИС;
- основания неразмещения в ЕИС сведений об участнике закупки, с которым заключён договор.
Для непосредственного участия в закупках необходимо быть зарегистрированным в Единой информационной системе и иметь аккредитацию на электронной торговой площадке, где проходит конкретная закупка.
Как контролируют закупки
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — главный орган, контролирующий соблюдение заказчиками и участниками закупок положений Федерального закона №223-ФЗ. Он же рассматривает большую часть жалоб.
Кроме того, предусмотрен ведомственный контроль на уровне федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Они контролируют закупки в порядке исполнения функций учредителя госкомпании, предприятия или учреждения, выступающего заказчиком.
В случае серьёзных нарушений со стороны участника закупки, в том числе допущенных в процессе исполнения договора, его могут внести решением ФАС в реестр недобросовестных поставщиков.
Читайте на нашем сайте больше статей по темам электронной подписи, электронного документооборота, информационной безопасности и электронных торгов:https://iitrust.ru/articles/
Источник: https://zen.yandex.ru/media/iitrust/glavnoe-o-zakupkah-po-223fz-polojeniia-osobennosti-i-trebovaniia-k-uchastiiu-5f1977087461176a85256c41
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”
Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 22 июля 2011 г. N 159, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 30 (часть I) ст. 4571
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 452-ФЗ
Изменения вступают в силу с 2 января 2021 г. и 1 апреля 2021 г.
См. будущие редакции настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 447-ФЗ
Изменения вступают в силу с 21 июня 2021 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 435-ФЗ
Изменения вступают в силу с 22 декабря 2020 г.
Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 443-ФЗ
Изменения вступают в силу с 2 января 2021 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 250-ФЗ
Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г., за исключением пункта 1 статьи 1 изменений, который вступает в силу с 31 августа 2020 г.
Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ
Изменения вступают в силу с 24 апреля 2020 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 474-ФЗ
Изменения вступают в силу с 28 марта 2020 г.
Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 263-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2019 г.
Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 70-ФЗ
Изменения вступают в силу с 31 июля 2019 г.
Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ
Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.
Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 391-ФЗ
Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ
Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.
Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ
Изменения вступают в силу с 29 июня 2018 г., за исключением пунктов 2, 3 и подпункта “в” пункта 4 статьи 1, вступающих в силу с 1 июля 2018 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 31 декабря 2017 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 496-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ
Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ
Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.
Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 108-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального законаФедеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 474-ФЗ
Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ
Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 249-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального законаФедеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2015 г. и с 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 26-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением дополнения частью 8.1 статьи 3 , вступающего в силу с 1 января 2017 г. и частью 21 статьи 4, вступающего в силу с 1 января 2016 г., и статьей 4.1, вступающей в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 160-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 115-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального законаФедеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 324-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального законаФедеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.
Источник: https://base.garant.ru/12188083/
Федеральный закон № 223-ФЗ: кратко об основных моментах и принципах, положения о закупках
Федеральный закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” от 18 июля 2011 г.
N223-ФЗ, в отличие от федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 05 апреля 2013 N44-ФЗ, определяет не четкий порядок проведения закупок, а только устанавливает общие принципы и правила их проведения.
Общие положения федерального закона 223-ФЗ
Данный нормативный акт призван обеспечить единство экономического пространства в стране, создание условий для удовлетворения нужд определенных видов юридических лиц в товарах, работах, услугах, эффективность реализации денежных средств, стимулирование участия юридических и физических лиц, обеспечение прозрачности процедуры закупки и гласности, минимизацию коррупции и других нарушений законов.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны обеспечить обеспечение следующих принципов:
- информационной доступности закупочного процесса;
- равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и ограничений конкуренции;
- адресной направленности и обеспечения эффективности использования денежных средств, а также нацеленности на сокращение издержек заказчика;
- запрета на установление неизмеряемых требований.
Заказчиками закупок выступают следующие лица:
- организации, в которых доля участия государства более 50%;
- предприятия, занимающиеся регулируемыми видами деятельности (электро-, газо-, тепло-, водоснабжение);
- естественные монополии (газовые и нефтяные предприятия, РЖД);
- бюджетные учреждения, которые осуществляют закупку на привлеченные средства (гранты, собственные средства, доходы от субподряда).
Поставщиками могут выступать юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели.
Виды процедур закупок
Выделяют следующие виды закупочных процедур:
- конкурентные;
- неконкурентные.
К конкурентным закупкам относятся торги и иные способы закупок, такие, как запрос котировок, предложений, конкурентные переговоры. Также к конкурентным видам относятся следующие мероприятия:
К неконкурентному виду относится закупка у единственного поставщика.
По итогам любого из видов закупки с победителем или единственным поставщиком заключается договор. Условия заключения договора должны быть описаны в Положении о закупках.
Информацию о закупках можно найти на специальных сайтах – электронных торговых площадках. На данный момент их больше 200.
Для участия в закупках необходимо пройти аккредитацию на выбранной электронной торговой площадке.
Участие в закупках может быть платным или бесплатным в зависимости от условий электронной торговой площадки.Для участия в закупках необходимо иметь электронную подпись, так как все значимые действия при осуществлении закупок проходят в формате электронного документооборота.
Федеральный закон 223-ФЗ не регламентирует вид электронной подписи, данный вопрос решает Положение о закупке.
Планирование и регламентирование закупок
Закон 223-ФЗ не содержит четких указаний о порядке проведения закупки. Функцию основного регулятора закупок выполняет Положение о закупке – это документ, описывающий порядок осуществления закупок у конкретного заказчика.
В положении о закупке должны быть описаны следующие категории:
- способы закупки;
- план подготовки и ведения закупочной деятельности;
- порядок заключения и исполнения договора;
- перечень закупаемых работ, товаров и услуг.
Данное положение должно быть размещено в ЕИС (единой информационной системе).
Вторым важным документом при проведении закупки является план закупки, который составляется на срок не менее одного года. План также должен быть размещен в единой информационной системе.
План должен содержать сведения о закупках и сроки их осуществления.
Помимо вышеуказанных документов, в ЕИС должны быть размещены следующие сведения:
- извещение о закупках;
- документация по закупке.
В единой информационной системе в обязательном порядке должны быть размещены Положение о закупке, план закупки, извещения и документация по закупкам. Неразмещение или нарушение норм в размещении информации в ЕИС грозят штрафами.
Отчетность
Согласно статье 4 223-ФЗ, каждый заказчик должен ежемесячно отчитываться о закупках. Существует 4 вида ежемесячных отчетов:
- об общей цене заключенных договоров;
- о договорах с единственным поставщиком;
- об общей цене контрактов с государственной тайной или договоров, заключенных по решению Правительства РФ;
- об общей стоимости договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
Заказчики с выручкой в 2 миллиарда рублей и более обязаны осуществлять закупки у МСП – 18% от общего объема закупок.
Контроль и ответственность в области закупок
Контроль в данной области осуществляется на двух уровнях: государственном и ведомственном.
На государственном уровне органом контроля выступает ФАС РФ. Данная инстанция может проводить проверки как по жалобам субъектов закупки, так и по собственной инициативе.
Также на государственном уровне коррупционную составляющую проверяет Прокуратура.
По результатам проверки может быть вынесено одно из следующих решений:
За нарушение требований законодательства виновному грозит привлечение к административной ответственности согласно Кодексу об Административных правонарушениях Российской Федерации.
Ведомственный контроль осуществляют вышестоящие инстанции заказчика закупок.
В случае ненадлежащего исполнения своих обязательств поставщиком последнему грозит включение в реестр недобросовестных поставщиков. Данная санкция налагается на 3 года.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/osnovnye-polozenia.html