Законодательство в сфере делопроизводства

Обзор нормативно-правовой базы делопроизводства. Последние и ожидаемые изменения. #законодательство #СЭД #ECMJ

Законодательство в сфере делопроизводства

Без изучения и использования нормативной базы невозможна организация эффективного делопроизводства, начиная с органов государственной власти и заканчивая работой небольшой коммерческой организации.

Как внешние, так и внутренние коммуникативные взаимодействия организации будут нерезультативны в полной мере без изучения нормативно-правовой базы делопроизводства или документационного обеспечения управления (ДОУ).

Определение.Документационное обеспечение управления – деятельность, целенаправленно обеспечивающая функции управления документами.

Краткий экскурс в историю российского делопроизводства ясно дает понять, что эта область деятельности неразрывно связана с развитием государства.

Действующая в Советское время государственная система повлекла за собой логичное для того времени единообразие в системе делопроизводства.

  Формализованные принципы создания и архивного хранения документов, утвержденные и обязательные к использованию формы документов, организованное оптимальное движение документов не могло не способствовать дальнейшему развитию системы делопроизводства.

Нормативно-правовая база делопроизводства сегодня – это ряд законов, актов, методических документов, которые помогают создать: технологию обработки документов, их хранения, использования в работе учреждения. Деятельность любой организации строится на основании правил законодательно-правовых актов, предполагающих работу с документированной информацией.
Подробнее о электронном делопроизводстве

Как и кем регулируется сфера делопроизводства в рамках Российской Федерации

Государственное регулирование делопроизводства обеспечивается Федеральным архивным агентством, которое осуществляет межотраслевое организационно-методическое руководство и контроль за организацией документов в делопроизводстве федеральных органов государственной власти, координирует развитие государственной системы делопроизводства и унифицированных систем документации.

Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) осуществляет государственное управление стандартизацией в Российской Федерации, включая работы по унификации и стандартизации документов и систем документации, разработке, внедрению и ведению общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти несут ответственность за организацию документационного обеспечения в органах исполнительной власти, разрабатывая соответствующие нормативные правовые акты.

Состав нормативной базы

Нормативную базу делопроизводства составляют:  

Законы:

  • Кодифицированные законы (кодексы)
  • Федеральные законы РФ

Подзаконные акты на уровне федерации:

  • Нормативные указы Президента Российской Федерации
  • Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:

Законодательные акты субъектов Российской Федерации и правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учитываются при организации делопроизводства органами представительной и исполнительной власти субъектов Федерации, а также организациями, учреждениями и предприятиями, действующими на их территории.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб, агентств и др.).

Регламентируют  вопросы документационного обеспечения как общественного, так и ведомственного характера (могут быть использованы как информационно-справочные материалы для предприятий и организаций, не попадающих в зону подчинения):

Технические регламенты и национальные стандарты в области документационного обеспечения управления.

Оформление документов регламентируется стандартами для придания им юридической силы, а также для удобства работы с ними.

Стандарт описывает типовой образец, которому должны соответствовать документы, системы и технологии. Область действия стандартов и их содержание определяются государственными органами управления.

В соответствии с законом «О стандартизации» государственные стандарты принимает Госстандарт.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Все классификаторы, а также методические документы по их разработке составляют Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ). В настоящее время действует более 30 общероссийских и общесоюзных классификаторов. По области действия классификаторы подразделяются на общероссийские, отраслевые и классификаторы предприятий.

Унифицированные системы документации.

Государственная система документационного обеспечения управления.

Нормативные правовые акты, издаваемые руководством учреждений, организаций и предприятий.

Нормативные и методические документы по делопроизводству в учреждении разрабатываются на основе соответствующих законодательных и нормативных правовых актов, принимаемых на государственном уровне, а также соответствующими министерствами и ведомствами.

Документ обладает юридической силой, если он оформлен в соответствии с общепринятыми нормами создания и оформления.

Во всех организациях и учреждениях должны быть единые правила оформления однотипных документов, то есть должно быть четко определено, как создавать документ, какие должны быть реквизиты, кто имеет право подписи и какие печати должны удостоверять его подлинность.

В учреждениях для правильной организации документационного обеспечения управления разрабатываются собственные локальные нормативные акты – документы организационного, инструктивного, методического характера, действие которых ограничивается деятельностью служб, подразделений и работников издавшего его учреждения.

Развитие законодательной базы

В современных условиях законодательная база в области делопроизводства и архивного дела требует дальнейшего развития и совершенствования, особенно в части электронного документирования, электронного документооборота и создания электронных архивов.

Если говорить о состоянии  нормативно-правовой базы  сферы делопроизводства в современных условиях, то нельзя не отметить, что законодательная база в области делопроизводства и архивного дела требует дальнейшего и скорейшего развития и совершенствования.

В большей степени это в первую очередь касается электронного документирования и  документооборота, а также создания электронных архивов.

Основные тенденции развития законодательно-нормативной базы в области управления документами в России

  1. Попытка гармонизировать российское законодательство в области управления документами с законодательством Европейских государств, а также стран ближнего зарубежья и СНГ.
  2. Ужесточение требований к определенным видам деятельности, в том числе к документированию этой деятельности.
  3. Активное расширение сферы использования электронных документов, как в государственном управлении, так и в коммерческой деятельности.

Сложности переходного периода обусловлены многоуровневостью законодательно-нормативного регулирования не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях.

Принятые законодательные изменения и те изменения, которые планируется  внести в законодательство в ближайшее время, показывает, насколько они масштабны и значительны. Принятое законодательство пока не может в полной мере эффективно применяться, поскольку для этого необходимо разработать значительное число подзаконных нормативных актов.

Самый, пожалуй, актуальный вопрос в нормативной базе сегодня – это обеспечение правового статуса электронного документа в течение его жизненного цикла.

В ближайшее время нормативно должна быть решена задача по обеспечению юридической силы, аутентичности и подлинности электронных документов.

Разрозненный характер законодательства не дает возможность сформировать государственную конструкцию информационной системы, обеспечивающей эффективное функционирование СЭД, в т.ч. в различных архивах.

Несмотря на трудности, работа по развитию и совершенствованию нормативной базы делопроизводства движется.

Отдельные примеры последних разработок нормативных актов

В 2013 году ВНИИДАД разработаны «Рекомендации по комплектованию, учету и организации хранения электронных архивных документов в архивах организаций» и «Рекомендации по комплектованию, учету и организации хранения электронных архивных документов в государственных и муниципальных архивах». Также ВНИИДАД проводилась работа по теме «Архивоведческие и документоведческие функциональные требования к информационным системам, обеспечивающим электронный документооборот в процессе внутренней деятельности федеральных органов исполнительной власти».

Проводится актуализация Общероссийского классификатора управленческой документации.

Идет работа по подготовке новой редакции Основных правил работы архивов.

Завершена разработка терминологического госстандарта «Делопроизводство и архивное дело».

Издан словарь «Управление документами. Термины и определения»

Идет работа по созданию словаря видов и разновидностей современной управленческой документации.

Назрела острая необходимость в переработке ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Планируется к разработке стандарт «Информация и документация – Система управления документами – Основные положения и словарь».

На заседании Правительства РФ 19 июня 2014 г. был одобрен законопроект об отмене ограничений на использование электронных документов, что позволит увеличить объем документооборота в электронной форме. Это в свою очередь будет способствовать повышению эффективности взаимодействия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и органами самоуправления.

В целях модернизации правового регулирования использования электронных документов в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве Минюстом создан проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Инициаторы законопроекта подчеркивают возможность использования в уголовных или арбитражных процессах в виде доказательств электронных документов или данных, которые не имеют бумажных аналогов.

Если Госдума РФ одобрит данный законопроект, он вступит в силу с 1 января 2016 года.

Этот перечень можно продолжать и далее. Поэтому в задачи службы ДОУ должны входить обязанности по отслеживанию изменений в нормативной базе делопроизводства, актуализации своих нормативных актов, а также доведение этой информации до управленческого аппарата организации.

Проверь себя

Проверьте свои знания по заданиям:

  1. Перечислить актуальные нормативные акты по делопроизводству одной из категорий:
    • Законы
    • Подзаконные акты на уровне федерации
    • Технические регламенты и национальные стандарты в области документационного обеспечения управления.
  2. Перечислить актуальные нормативные акты в части архивного хранения документов.
  3. Перечислить актуальные нормативные акты по делопроизводству с учетом электронного документооборота.

* * *

В следующей статье рассмотрим локальные нормативные акты как организационную основу делопроизводства.

Источник: https://ecm-journal.ru/post/Obzor-normativno-pravovojj-bazy-deloproizvodstva-Poslednie-i-ozhidaemye-izmenenija.aspx

Приказ Федерального архивного агентства от 22 мая 2019 г. N 71

Законодательство в сфере делопроизводства

Правила делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления

I. Общие положения

1.1. Правила делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления (далее – Правила делопроизводства) разработаны в соответствии с подпунктом 3 пункта 6 Положения о Федеральном архивном агентстве, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2016 года N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 26, ст. 4034; 2018, N 52, ст. 8239).

1.2. Правила делопроизводства разработаны в целях совершенствования делопроизводства и повышения эффективности работы с документами путем регламентации на единой правовой основе правил создания документов, технологий работы с ними, организации текущего хранения документов и подготовки к передаче в архив органа государственной власти, органа местного самоуправления.

1.3. Действие Правил делопроизводства распространяется на федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, органы государственной власти и иные государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (далее – государственные органы, органы местного самоуправления).

1.4. Требования Правил делопроизводства применяются к бухгалтерской, кадровой и другой специальной документации в части общих принципов работы с документами, а также подготовки документов к передаче на архивное хранение.

1.5. Действие Правил делопроизводства не распространяется на организацию работы с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну.

1.6.

Порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц (далее – обращение гражданина, организации), и ведение делопроизводства по обращениям граждан, организаций устанавливается в государственном органе, органе местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” 1.

1.7. Организация работы с запросами юридических и физических лиц в государственный орган, орган местного самоуправления о предоставлении информации о деятельности этого органа осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления” 2.

Организация работы с запросами граждан и организаций о предоставлении государственных, муниципальных услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” 3.

1.8. На основе Правил делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления разрабатывается инструкция по делопроизводству, утверждаемая правовым актом государственного органа, органа местного самоуправления (далее – инструкция по делопроизводству) после ее согласования 4:

федеральным органом государственной власти, иным федеральным государственным органом – с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства;

органом государственной власти и иным государственным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления – с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере архивного дела или государственным (муниципальным) архивом в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

1.9. В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, использующих единую систему электронного документооборота (далее – СЭД), может применяться инструкция по делопроизводству, устанавливающая единый порядок делопроизводства в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и/или органах местного самоуправления.

1.10. Ответственность за организацию, состояние делопроизводства и соблюдение требований Правил делопроизводства в государственном органе, органе местного самоуправления возлагается на его руководителя либо на лицо, исполняющее его обязанности.

1.11.

Организация, ведение и совершенствование делопроизводства на основе единой политики и принципов, применение современных информационных технологий в работе с документами, методическое руководство и контроль соблюдения установленного порядка работы с документами в государственном органе, органе местного самоуправления, возлагается на структурное подразделение, исполняющее функции по ведению делопроизводства (далее – Служба делопроизводства). При его отсутствии обязанности по ведению делопроизводства в государственном органе, органе местного самоуправления возлагаются на государственного (муниципального) служащего (работника).

Ведение делопроизводства в иных структурных подразделениях государственного органа, органа местного самоуправления возлагается на государственных (муниципальных) служащих (работников) данных структурных подразделений государственного органа, органа местного самоуправления (далее – делопроизводитель подразделения).

В территориальных органах федерального государственного органа в субъектах Российской Федерации и органах, подведомственных государственному органу субъекта Российской Федерации, организация и ведение делопроизводства осуществляются Службой делопроизводства или государственным служащим (работником), назначенным ответственным за ведение делопроизводства правовым актом соответствующего государственного органа.

1.12. Служба делопроизводства действует на основании положения о ней, утверждаемого руководителем государственного органа, органа местного самоуправления и определяющего наименование Службы делопроизводства, ее структуру, задачи и функции.

Должностные обязанности специалистов Службы делопроизводства и делопроизводителей подразделений государственного органа, органа местного самоуправления устанавливаются должностными регламентами (должностными инструкциями).

1.13.

На период отпуска, командировки, в случае увольнения и перемещения (перевода) работники структурных подразделений государственного органа, органа местного самоуправления обязаны передать все находящиеся у них на исполнении документы делопроизводителю подразделения или иному работнику по указанию руководителя подразделения с соответствующей отметкой в учетных формах, а дела, полученные во временное пользование из архива государственного органа, органа местного самоуправления, возвращены в архив.

При смене делопроизводителя подразделения составляется акт приема-передачи документов и дел.

1.14. Государственные служащие и работники государственного органа, органа местного самоуправления должны быть ознакомлены с инструкцией по делопроизводству и иными нормативными актами, устанавливающими порядок работы с документами в государственном органе, органе местного самоуправления.

1.15. служебных документов (проектов документов) не подлежит разглашению, за исключением общедоступной информации о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, предоставляемой неограниченному кругу лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации 5.

II. Документирование управленческой деятельности

2.1. Состав документов, образующихся в деятельности государственного органа, органа местного самоуправления определяется его полномочиями, кругом выполняемых государственных функций и предоставляемых государственных услуг, порядком разрешения вопросов, объемом и характером взаимосвязей с иными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, гражданами.

2.2. В государственном органе, органе местного самоуправления создаются документы на бумажном носителе, электронные документы и электронные копии документов, полученные в результате оцифровки (например, сканирования) документов на бумажном носителе.

2.3. СЭД, используемые в федеральных органах исполнительной власти, должны соответствовать функциональным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства 6.

2.4.

Документы государственного органа, органа местного самоуправления могут создаваться и храниться исключительно в форме электронных документов вне зависимости от сроков их хранения, если хранение их в форме электронных документов предусмотрено законодательными актами Российской Федерации или нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства.

Перечень видов документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов исполнительной власти, создание, хранение и использование которых должны осуществляться в форме электронных документов при организации внутренней деятельности, подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере архивного дела и делопроизводства 7.

2.5.

Документы государственного органа, органа местного самоуправления оформляются на бланках с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации 8, герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, герба (геральдического знака) органа местного самоуправления в соответствии с муниципальными правовыми актами, на листах бумаги формата А4.

Источник: https://base.garant.ru/72291836/

5.1. Законодательное регулирование делопроизводства

Законодательство в сфере делопроизводства

Нормативно-методическая база делопроизводства – это совокупностьзаконов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения, а также регламентирующих работу службы делопроизводства (ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и некоторые другие аспекты).

По юридической силеможно выделить следующие виды норматив­но-правовых актов в области делопроизводства:

1) законодательные акты Российской Федерации в сфере информа­ции и документации;

2) указы и распоряжения Президента Российской Федерации, регламентирующие вопросы документационного обеспечения;

3) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, регламентирующие вопросы документационного обеспечения на федеральном уровне;

4) правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб, агентств и др.) общеотраслевого и ведомственного характера;

5) правовые акты органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их территориальных образова­ний, регламентирующие вопросы делопроизводства.

К законодательным актам относятся: Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), законы Российской Федерации «О стандартизации», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информа­ционном обмене», «О государственной тайне», законы, регулирующие отношения, тесно связанные с документационным обеспечением, «Основы законодательства Российской Федерации об Архив­ном фонде Российской Федерации и архивах».

· Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1 принята 21 октября 1994 г., часть 2 – 22 декабря 1995 г.) устанавливает виды до­кументов, создаваемых в целях фиксации актов гражданских взаимоотно­шений, регистрации фактов их возникновения или прекращения, подтвер­ждения наличия правоотношения и т.д. Например, ст.

160 ГК РФ устанав­ливает письменную форму сделки и основные требования, предъявляемые к ней, а ст.

420-453 ГК РФ содержат общие положения о договоре (соглашении) двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских правоотношений, включая положения о форме и порядке заключения, изменения или расторжения договора.

· Закон Российской Федерации «О стандартизации» от 10 июня 1993 г.

№ 5154-1 устанавливает правовые основы стандартизации в Рос­сийской Федерации, обязательные для всех государственных органов управления, предприятий независимо от формы собственности, общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интере­сов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. Закон утверждает порядок проведения работ по стандартизации и их применение, осуществление го­сударственного контроля и надзора за соблюдением требований государст­венных стандартов, ответственность за нарушение закона и некоторые дру­гие аспекты.

Формирование и реализация государственной политики в области стандартизации, осуществление контроля и надзора за соблюдением обяза­тельных требований стандартов, участие в работе по международной (ре­гиональной) стандартизации, организация профессиональной подготовки и переподготовки кадров в области стандартизации, установление правил применения международных стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории Российской Федерации возложено на Ко­митет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сер­тификации (Госстандарт России).

· Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.

№ 24-ФЗ ус­танавливает, что информационные ресурсы (документы и массивы доку­ментов) являются объектами отношений физических и юридических лиц, государства и защищаются законом наряду с другими ресурсами.

Законом устанавливается правовой режим создания, хранения и использования ин­формационных ресурсов, в частности:

– порядок документирования информации

– право собственности на отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

– категории информации по уровню доступа к ней;

– порядок правовой защиты информации.

· Федеральный закон «Об участии в международном информа­ционном обмене» от 4 июля 1996 г.

№ 85-ФЗ направлен на создание условий для эффективного участия России в международном информаци­онном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, на защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Феде­рации и муниципальных образований, защиту интересов, прав и свобод фи­зических и юридических лиц при международном информационном обме­не.

В соответствии с этим законом объектом международного информаци­онного обмена может быть документированная информация, информаци­онные услуги, средства международного информационного обмена, а его субъектами – Российская Федерация, субъекты РФ, органы государствен­ной власти и органы местного самоуправления, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства.

Закон устанавливает право собственности на информационные про­дукты и средства международного информационного обмена, ограничения при осуществлении международного информационного обмена (ограниче­ния на вывоз), право на использование средств международного информационного обмена (защита конфиденциальной информации), пополнение государст­венных информационных ресурсов России путем международного инфор­мационного обмена, порядок доступа к средствам международного инфор­мационного обмена и иностранным информационным продуктам и другие вопросы международного информационного обмена.

· Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г.

№ 5485 регулирует отношения, возникающие в связи с от­несением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защи­той в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

К госу­дарственной тайне отнесены защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контр­разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Закон устанавливает полномочия государственных органов и должностных лиц, призванных обеспечивать сохранение и защиту государственной тайны, перечень

· сведений, составляющих государственную тайну, порядок засек­речивания и рассекречивания сведений и их носителей, контроль и надзор за обеспечением государственной тайны и другие вопросы.

· «Основы законодательства Российской Федерации об Архив­ном фонде Российской Федерации и архивах», принятые Верховным Сове­том Российской Федерации 7 июля 1993 г.:

– направлены на совершен­ствование архивного дела в стране, предотвращение порчи, уничтожения, хищения, незаконной скупки, продажи, приобретения и вывоза архивных документов за границу;

– регулируют формирование, организацию хранения, учет, использование архивов и архивных фондов и управление ими, обес­печивают сохранность архивных документов, их всестороннее использова­ние в интересах граждан, общества и государства;

– определяют понятия ос­новных терминов архивного дела, характеризуют состав Архивного фонда Российской Федерации в его государственной и негосударственной частях, устанавливают право собственности на архивы, порядок передачи этого права и его защиты, систему управления архивным делом России; опреде­ляют ответственность за нарушение Основ законодательства и другие во­просы.

· К законам, регулирующим отношения, тесно связанные с документационным обеспечением, относятся, например: закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и данных» от 23 сентября 1992 г., федеральные законы «О связи» от 16 февраля 1995 г. и «О почтовой связи» от 9 августа 1995 г.

К нормативным актам, издаваемым Президентом РФ, относятся следующие указы:

· «Об основах государственной политики в сфере информатизации» от 20 января 1994 г.

· «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» от 30 ноября

· «Об утверждении Положения об Архивном фонде Российской Федерации» от 17 марта 1994

К нормативно-правовым актам Правительства РФ относятся следующие постановления:

· «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг» от 12 февраля 1994 г.

В этом постановлении утверждены положения о порядке создания и правилах пользования федеральным фондом государственных стандартов, общероссийских клас­сификаторов технико-экономической и социальной информации (ОКТЭИ), международных (региональных) стандартов и о порядке опубликования го­сударственных стандартов и ОКТЭИ и ряд других постановлений и распо­ряжений;

· «Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации от 1 декабря 1994 г.;

· «Об улучшении информационного обеспечения населения Российской Федерации от 12 января 1996 г.

· «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 5 декабря 1991 г.

· «О порядке ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве» от 3 марта 1993 г.

К правовым актам Федеральных органов исполнительной власти можно отнести постановление пенсионного фонда России «Об утверждении перечня сведений, составляющих конфиденциальную информацию» от 30 августа 1996 г. и другие.

К правовым актам органов власти субъектов РФ относятся почтовые правила от 22 апреля 1992 г., принятые Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи, и другие правовые нормативные акты.

В зависимости от предмета и объема регулированияможно клас­сифицировать нормативно-правовые акты в области делопроизводства сле­дующим образом:

1) государственные стандарты на документацию;

2) унифицированные системы документации;

3) общероссийские классификаторы технико-экономической и со­циальной информации;

4) Государственная система документационного обеспечения управ­ления (ГСДОУ);

5) основные требования к документам и службам документационного обеспечения;

6) нормативные документы по организации управленческого труда и охране труда;

7) нормативные документы по организации архивного хранения до­кументов.

Источник: https://libraryno.ru/5-1-zakonodatel-noe-regulirovanie-deloproizvodstva-deloproizvodstvostepnova/

Основы делопроизводства

Законодательство в сфере делопроизводства

Наличие и функциональность построения работы службы документационного обеспечения является необходимым условием эффективной управленческой деятельности. Функции делопроизводственных служб любого уровня (государственных учреждений, коммерческих предприятий и организаций) подразумевают документирование управленческих процессов.

Документирование является обязательным, предписывается законами и актами государственного управления. Любой документ, создаваемый в процессе управления, должен отвечать нормам и требованиям современного законодательства.

При оформлении управленческой документации важно исполнять и учитывать основные правила, предусмотренные законодательными и нормативными актами в сфере делопроизводства.

Законодательная и нормативно-методическая база делопроизводства – это совокупность законов, нормативных и правовых актов, а также иных методических документов, регламентирующих технологию создания документов, их обработку, хранение и использование в текущей деятельности, а также деятельность службы делопроизводства, ее структуру, функции, штат, техническое обеспечение и другие аспекты.

Законодательное регулирование организации делопроизводства на современном этапе осуществляется путем издания федеральных законодательных актов, включающих в себя комплекс правовых положений, требований и методов, в совокупности устанавливающих нормы создания, обработки и хранения документов. К ним относят:

1. Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.

2. Законодательные акты Российской Федерации.

Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ регулируют вопросы подготовки, издания, государственной регистрации и введения в действие указов Президента и нормативных правовых актов, издаваемых органами государственного управления в сфере делопроизводства, например:

1. Указ Президента РФ от 30 ноября 1993 г. № 2050 «Об утверждении Положения о государственном гербе в Российской Федерации».

2. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».

3. Указ Президента РФ от 24 января 1998 г. № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне».

4. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. № 1268 «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с изображением Государственного герба Российской Федерации».

5. Постановление Правительства РФ от 7 мая 1999 г. № 498 «Об утверждении Положения о государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии».

6. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 290 «О федеральном архивном агентстве» и др.

Законодательные акты Российской Федерации в сфере информации и документации регламентируют принципы организации документационного обеспечения в управлении, например:

1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Устанавливает правила использования электронных цифровых подписей.

2. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в РФ».

Регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.

3. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; при применении информационных технологий; при обеспечении защиты информации.

4. Федеральный закон от 23 мая 2009 г. № 98-ФЗ «О ратификации Сингапурского договора о законах по товарным знакам». Закон сообщает о ратификации Сингапурского договора о законах по товарным знакам.

Договор призван гармонизировать ряд вопросов, относящихся к процедурным аспектам регистрации и использования товарных знаков, а также договоров по распоряжению исключительным правом на товарные знаки.

5. Закон РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов РФ». Регулирует вопросы государственного языка в документах и др.

Государственные стандарты (ГОСТы) на документацию

Оформление служебных документов строго регламентировано стандартами.

Стандарт – типовой вид, образец, которому должен удовлетворять объект по своим признакам, свойствам, качествам.

Закон РФ «О стандартизации» от 10.06.93 определяет стандартизацию как деятельность по установлению норм, правил и характеристик. Области распространения стандартов, их содержание, сферы их действия определяются государственными органами управления.

Наименование

Источник: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=16835

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.