Законы семьи для детей

Обязанности детей в семье перед родителями до 18 лет по закону в России

Законы семьи для детей

У любого гражданина нашей страны есть права и обязанности, которые устанавливаются на государственном уровне. Не все дети и родители знают о том, что им положено по закону и какая ответственность на них лежит.

Понятие обязанности обычно приписывается взрослым людям. Однако и у детей есть долг перед государством, своими родителями и школой, в которой они учатся.

Права и обязанности детей закреплены законодательно и исполнять их должны все несовершеннолетние.

Правовое регулирование

Детьми по российским законам считают всех граждан до 18 лет. Права – это гарантированные ребенку государством блага, которыми он может распоряжаться. В обязанности входит круг действий, обязательных к исполнению со стороны ребенка.
Права ребенка в России гарантируются одновременно несколькими законодательными актами, среди которых следующие:

  1. Семейный кодекс. В ст. 56 закреплено право ребенка на защиту прав и интересов. Гарантами прав детей по нормам семейного законодательства выступают родители или опекуны. В отношении детей без попечения родителей защита прав и интересов возлагается на администрацию учреждения, в котором такие дети находятся.
  2. Конвенция о правах ребенка. В ст. 4, 19, 33 предусмотрены меры защиты детей от внешних угроз, разработка программ соцподдержки детей и их родителей.
  3. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» указывает на полномочия органов власти в указанной сфере, а также на возможности обеспечения прав ребенка со стороны медицинского, педагогического, социального персонала и пр.
  4. ФЗ «Об образовании».

Обязанности детей по мере их взросления – начиная с младенчества до совершеннолетия

Уже в момент рождения на ребенка накладываются определенные обязанности. Для малыша их перечень небольшой, но по мере взросления в спектр его ответственности попадают новые обязательства. Начиная с младенчества, ребенок должен:

  • слушаться маму и папу;
  • принимать их заботу и воспитание за исключением грубого и жестокого обращения;
  • соблюдать правила поведения дома, в общественных местах, образовательных учреждениях.

На школьника накладывается обязанность получить основное общее образование – это 9 классов, за чем по закону следят родители. А вот поступить в институт и окончить его заставить родители не смогут: это добровольный выбор ребенка.

Детям необязательно каждый день ходить в школу: родители могут счесть, что варианты семейного или домашнего обучения являются для их детей более приемлемыми. Разница состоит в том, что при семейном обучении детей обучают родители, а потом дети сдают итоговые экзамены в школе, при домашнем – к детям приходят учителя на дом.

Круг обязанностей 14-летнего ребенка расширяется. Так, в него входят получение российского паспорта, соблюдение школьного устава.

В 17 лет мальчики обязаны встать на воинский учет и получить приписное свидетельство.

До 18 лет родители должны содержать своих детей: оплачивать его базовые потребности, коммунальные услуги и пр. Размер и состав такого содержания родители определяют самостоятельно с учетом своих возможностей.

С детей до совершеннолетия снимаются обязанности по собственному обеспечению и компенсировать затраты своих родителей даже во взрослом возрасте они не обязаны.

Обязанности детей в Конституции РФ

Конституция Российской Федерации корреспондирует, какими обязанностями и степенью ответственности наделены несовершеннолетние дети в России.

Таковыми являются:

  • получение основного общего образования (данная обязанность ложится на плечи не только самого несовершеннолетнего ,но и его родителей или других законных представителей);
  • соблюдение правил поведения, регламентированных социальной группой, в которой состоит ребенок;
  • выполнение трудовых обязанностей, если осуществляется работа по трудовому договору;
  • соблюдение устава образовательного учреждения;
  • для ребенка мужского пола – постановка на воинский учет.

Условия освобождения от обязательств

Действующими нормативными правовыми актами предусмотрены также случаи, когда отпрыски освобождаются от обязанности содержать своих родителей. Прежде всего, это обуславливается фактом уклонения последних от исполнения обязанностей.

Такое устанавливается в процессе судебного разбирательства, когда отпрыски не согласны с предъявленным иском. Рассчитывать на обеспечение не смогут и родители, которые были лишены прав.

Также заниматься содержанием не обязаны несовершеннолетние либо признанные нетрудоспособными дети.

Перечень прав

Подростковым возрастом считается период с 14 до 18 лет. Достигнув четырнадцати, гражданин получает большой объем прав. Однако полноценная их реализация все еще ограничена законными представителями. Рассмотрим основные права подростков:

  • личные;
  • имущественные;
  • жилищные;
  • на образование;
  • на труд;
  • на защиту прав.

Данный перечень представляет собой основные права, которыми наделяются подростки по достижению определенного возраста. С 14 лет несовершеннолетним ежегодно добавляются новые возможности.

Имущественные права подростка

Имущественные права расширяются после достижения человеком возраста 14 лет. Подросток получает право распоряжаться своим имуществом:

  • совершать сделки с письменного согласия своих законных представителей (родителей, усыновителей или попечителя);
  • распоряжаться своими деньгами (зарплатой стипендией и т.д.);
  • осуществлять права автора произведений искусства, науки, литературы и т.д.;
  • вносить вклады в кредитные организации.

Но родители могут ограничить подростка в таких правах. Для этого требуется судебное решение, как определено в статье 26 ГК РФ. Правда, если подростку исполнилось 16 лет (те самые!) и он работает по трудовому договору или зарегистрирован в качестве ИП, у родителей нет прав ограничить его дееспособность, в том числе и в части распоряжения имуществом.

Личные

Семейный кодекс закрепляет за ребенком право на имя. Однако изначально – это просто возможность обладать личными данными. Только по достижению десятилетнего возраста необходимо согласие на изменение имени малолетнего. А с 14 лет несовершеннолетний может изменить свои данные самостоятельно, с учетом мнения законного представителя.

https://www.youtube.com/watch?v=-ckdhA9R58g

Право воспитываться в семье также принадлежит гражданам с рождения. Достигнув 10 лет, они могут решать, с кем из родителей проживать, если они живут раздельно. Подросток, оставшийся без попечения, должен дать согласие на его семейное устройство. Кандидат в опекуны сначала устанавливает контакт и выстраивает с ним доверительные отношения.

Мнение несовершеннолетнего будет выясняться и в других вопросах, имеющих к нему непосредственное отношение. В частности, к ним относятся лишение родителей прав и их восстановление.

На защиту прав

Охрана прав является неотъемлемой частью гражданской дееспособности. Возможность подростка самостоятельно обращаться в специализированные органы за защитой нарушенных интересов возникает с 14 лет.

В настоящее время получил распространение такой превентивный метод охраны детей от насилия в семье, как «горячие линии». Подросток может круглосуточно позвонить специалисту с просьбой о предоставлении защиты.

Наиболее распространенной причиной обращения ребенка за помощью является жестокое обращение со стороны законного представителя. При этом несовершеннолетний может обратиться не только в муниципальный отдел опеки или прокуратуру, но и в суд от своего имени.

Право иметь собственные вещи и средства к существованию

Родители и их дети, проживанию вместе, могут пользоваться вещами друг друга только с взаимного разрешения и согласия. Уже с рождения ребенок должен иметь свои собственные вещи. Это могут быть игрушки, одежда, обувь, да хоть карандаши. Чтобы не нарушать права ребенка, пользоваться вещами можно только с согласия несовершеннолетнего

. Формально, получается, что брать вещи или игрушки сына или дочери без разрешения нельзя.

Если, например, у ребенка есть в собственности квартира, и он не согласен с тем, как ее распоряжаются родители, малолетний ребенок может обратиться в органы опеки, которые и помогут разрешить возникший конфликт.

Право на прописку

Законодательством определено, что до 14 лет ребенок живет со своими родителями. Проживать несовершеннолетний может как в квартире, так и, например, в доме. Получается, что прописать ребенка можно только по месту регистрации одного из родителей

. Если вы хотите оформить регистрацию у бабушки или дедушки, то этого сделать не получится, если ни одни из родителей там не прописан. Также никто не имеет право выписать ребенка, даже если кто-то из собственников жилья против регистрации малолетнего.

Так как это является требованием закона, то повлиять на прописку никто не может, как бы им этого не хотелось. Также не нужно спрашивать согласие других собственников жилья. Родителям достаточно принести паспорт и свидетельство о рождении ребенка, после чего его без лишних проблем пропишут по месту регистрации родителя.

Право на общение с родителями после развода и родственниками

Сейчас довольно редко супруги живут всю жизнь вместе. Однако развод родителей никаким образом не должен влиять на общение с ребенком

и другими родственниками. Супруги могут быть бывшими, но родители нет.

Супруги должны самостоятельно договориться, как они будут общаться с ребенком, в какое время, сколько раз в неделю и т.д. Если же мирным путем договориться не получается, то порядок общения с ребёнком устанавливает суд.

Источник: https://FamilySpaResort.ru/polezno-znat/obyazannosti-rebenka-do-18-let.html

Законы о поддержке семей и защите детства

Законы семьи для детей

В Российской Федерации права детей регулируются:

  • Конституцией РФ;
  • Семейным кодексом;
  • Гражданским кодексом;
  • Жилищным кодексом;
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • другими нормативно-правовыми актами.

В мае 2017 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ об объявлении 2018–2027 годов в России Десятилетием детства, целью которого является совершенствование госполитики в сфере защиты детей.

Поддержка семей в условиях угрозы распространения коронавируса

По поручению Президента РФ в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции семьи с детьми получат целый ряд мер дополнительной поддержки от государства. Так, предусмотрены:

  • дополнительная выплата на детей до трех лет в размере 5 000 рублей за апрель, май и июнь 2020 года на каждого такого ребенка;
  • дополнительная разовая выплата на детей с трех до 16 лет в размере 10 тыс. рублей;
  • ежемесячная выплата на первого и второго ребенка до трех лет семьям, у которых среднедушевой доход за 12 месяцев меньше двух региональных прожиточных минимумов;
  • ежемесячное пособие на детей с трех до семи лет семьям, у которых среднедушевой доход не больше прожиточного минимума по региону;
  • один из уволенных с 1 марта родителей сможет дополнительно три месяца (апрель, май, июнь) получать по 3 000 рублей за каждого несовершеннолетнего ребенка;
  • увеличенное пособие по уходу за ребенком до полутора лет для неработающих граждан в размере 6 752 рублей.

Подробнее о выплатах семьям с детьми читайте в нашем материале.

Расширение программы маткапитала

С 1 января выплаты в размере 466 617 рублей смогут получить семьи, где родился первый ребенок. При рождении второго ребенка маткапитал увеличится на 150 тыс. рублей и составит 616 617 рублей, а кроме того, будет ежегодно индексироваться.

Также законом сокращаются сроки выдачи сертификата и денег, упрощается сам процесс подачи заявки на маткапитал. Так, ПФР примет решение о выдаче сертификата в течение пяти рабочих дней вместо пятнадцати.

Если Пенсионному фонду потребуется уточнить какие‑то сведения, то этот срок может быть продлен до 15 дней (раньше – месяц). Уже через один рабочий день решение станет известно получателю маткапитала.

Наконец, семьям не нужно будет собирать пакет документов на получение госуслуги, в том числе подтверждать место своего жительства. Пенсионный фонд будет сам выяснять всю необходимую информацию. Сама программа продлится до 2026 года. Подробно о сути изменений мы рассказывали в нашем разъясняющем материале.

Освобождение выплат в связи с рождением детей от НДФЛ

По закону выплаты в связи с рождением или усыновлением первого и второго ребенка освобождаются от уплаты НДФЛ. Были внесены изменения в Налоговый кодекс — расширен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ.

Обеспечение школьников бесплатным питанием

По закону дети, обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях, должны быть не менее одного раза в день обеспечены бесплатным горячим блюдом и горячим напитком. Обеспечение питанием будет осуществляться за бюджетные средства, регионы смогут получить на эти цели субсидии из федерального бюджета. Реализация закона начнется уже с 1 сентября.

Совместная учеба братьев и сестер

Поправки в законодательство дают детям из одной семьи, проживающим по одному адресу, право преимущественного приема в те школы и детские сады, куда ходят их братья и сестры. Закон направлен на поддержку семей с детьми.

Повышение безопасности детского отдыха

С 1 июня компании, не включенные в соответствующий реестр, не смогут оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей. За нарушение законодательства в этой сфере вводятся административные штрафы от 500 тыс. до 1 млн рублей.

Также был принят закон, по которому на сайтах всех региональных правительств размещается список организаций, имеющих допуск к обеспечению летнего отдыха детей. Родители смогут ознакомиться с ним и выбрать правильный вариант отдыха для ребенка.

Ужесточение наказания за склонение детей к самоубийству

Были приняты поправки в Уголовный кодекс, в соответствии с которыми за склонение к самоубийству максимальное наказание было увеличено с 6 до 10 лет лишения свободы. Повышенная ответственность также была установлена за склонение и содействие совершению самоубийства, повлекшее смерть двух и более несовершеннолетних — от 8 до 15 лет лишения свободы.

Защита детей от «колумбайн-сообществ»

Законом разрешается оперативная блокировка так называемых колумбайн-сообществ в соцсетях.

 Блокировке подлежит не только информация, которая направлена на вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни или здоровья, но и контент, склоняющий к действиям, опасным для несовершеннолетних.

Контент будет блокироваться немедленно. Также вводится процедура незамедлительного информирования правоохранительных органов, что дает возможность оперативного выявления лиц, совершающих преступления. 

Упрощение поиска пропавших детей

В случае пропажи ребенка родители (или один из них, или законные представители) могут обратиться с письменным заявлением в полицию, где незамедлительно, в течение 24 часов должны начать поиски, в том числе с получением доступа к данным геолокации мобильных устройств ребенка.

Защита прав детей на жилье при разводе родителей

Закон обеспечивает защиту жилищных прав несовершеннолетнего ребенка при разводе родителей, в том числе путем привлечения родителя, проживающего отдельно от ребенка, к участию в дополнительных обязательствах, связанных с обеспечением несовершеннолетнего жилым помещением.

Дети – приоритет

В поправках в Конституцию РФ подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.

Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.

Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».

Источник: http://duma.gov.ru/news/48698/

Семейный кодекс РФ

Законы семьи для детей

Добро пожаловать на сайт «Семейный Кодекс РФ», который будет полезен, в первую очередь, студентам и аспирантам юридических вузов. Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции кодекса со всеми изменениями на 2020 год и комментарии к статьям.

Размещенные в образовательных целях цитаты из комментариев, находящихся в свободном доступе в открытых источниках сети Интернет, могут быть удалены по просьбе автора.

Переход к любой статье кодекса осуществляется через оглавление на главной странице, навигационную цепочку или систему поиска.

Семейный кодекс РФ — это первый в истории страны федеральный закон, который целиком и полностью посвящён семье, факторам ей формирования, сохранения и поддержания.

Существовавший с советских времён Кодекс о браке и семье действовал только в рамках союзных республик, где закон принимался в соответствии с региональной спецификой. В Российской Федерации сложилась иная практика.

Необходимость формирования пакета юридических документов, имевших единое действие по всей стране, заставила законодателей принять в 1995 году кодифицированный закон федерального уровня, посвящённый проблемам регулирования института семьи.

Семья — закон и законодательство

В основе каждого юридического документа лежат отношения, которые складываются вокруг какого-либо объекта. Семейный кодекс России регулирует семейные отношения. Конечно, законы не сделают брак счастливым, но они могут упорядочить взаимоотношения людей относительно совместного имущества, процедуры заключения и расторжения брака, отстаивания прав детей.

Статья 1 СК РФ констатирует, что семья формируется на основе брака, каковым признаётся только союз, заключённый в государственных органах регистрации актов гражданского состояния.

Это означает, что за пределами регулирования остаются семьи, которые являются таковыми по факту совместного проживания, а не по факту юридического оформления взаимоотношений.

Это следует отнести к недостаткам данного документа.

Законодатели пришли к выводу о том, что институт семьи необходимо регулировать в следующих сферах (ст. 2):

Вся совокупность документов, призванных регулировать состояние семьи на различных иерархических уровнях, выполняет функции семейного законодательства. Соответствующий кодекс в этой совокупности является приоритетным. Все остальные законы, постановления, приказы, инструкции любого уровня не должны противоречить главному семейному закону федерального уровня (ст. 3).

В законодательстве, регулирующем институт семьи, применяется принцип аналогии. Это означает, что при отсутствии нормативов, управляющих данными отношениями, можно применять нормы гражданского или семейного права, с помощью которых обычно регулируются аналогичные ситуации (ст. 5).

Брак как база формирования семьи

Вопросам формирования брачных отношений посвящён второй раздел СК РФ. Он состоит из трёх глав. В одной из них раскрываются процедуры заключения, в другой – прекращения брака, а в третьей – признание формального акта создания основы семьи недействительным.

Формальные права и обязанности возникают с проведения процедуры регистрации брачного союза в соответствующих госучреждениях. Это процедура осуществляется только при личном присутствии людей, вступающих в брак. Происходит это через месяц после подачи заявлений. Отступление от этого срока допускается только в особых ситуациях (ст. 11).

Брак не регистрируется в ситуациях, когда хотя бы одна из сторон:

  • уже состоит в новом браке;
  • младше восемнадцати, а для некоторых ситуаций шестнадцати лет (ст. 13 СК);
  • находится в близкородственных отношениях с претендентом на создание семьи;
  • является усыновителем или усыновлённым лицом по отношению к другой стороне;
  • признана не дееспособным человеком (ст. 14).

Прекращение брака осуществляется по причинам смерти или признания одного из супругов недееспособным, а так же по обоюдному согласию. Кодекс защищает беременную или недавно родившую (в течение года после родов) жену, не рассматривая в это время заявления мужа о расторжении брака.

Без рассмотрения в суде брак можно расторгнуть только:

  • по обоюдному решению;
  • если муж или жена признаны не дееспособными или без вести пропавшими;
  • если один из супругов по приговору суда лишён свободы на срок свыше трёх лет (ст. 19).

Брак может быть восстановлен в том случае, если объявился супруг, признанный умершим или без вести пропавшим. Однако восстановление невозможно после того, как супруги вступили в новый брак.

Глава 5 посвящена проблеме признания брака недействительным. Это осуществляется только по решению суда. Основанием для такого решения являются нарушения закона при регистрации или доказательства фиктивности брака (статья 27).

Права в Семейном кодексе

Понятие семьи в кодексе не даётся, но обычно эта элементарная единица общества состоит из супругов, родителей и детей. Причём родители и дети могут представлять несколько поколений.

Другим отличительным признаком семьи является проживание в одном жилище и совместное ведение хозяйства.

Поскольку основой любой семьи является проживание родителей и детей в одном помещении, то Семейный кодекс РФ определяет права, прежде всего, детей и родителей.

Права и обязанности родителей начинаются с рождения детей или их усыновления. Заканчиваются они после достижения детьми совершеннолетия лет или вступления несовершеннолетних детей в брак. При этом декларируется равенство прав обоих родителей (ст. 61 СК РФ).

До тех пор, пока органы попечения не определят иное, отец и мать или лица, из заменяющие (бабушки, дедушки, братья, сёстры, дяди и тёти) являются законными представителями своих детей, защищая их интересы во взаимодействии с людьми и организациями (ст. 64).

Родители, не достигшие совершеннолетия, могут воспитывать своих детей самостоятельно. Если молодые супруги не достигли ещё возраста шестнадцати лет, то воспитание детей происходит под надзором опекуна.

Защита ребёнка осуществляется и с помощью назначения алиментных обязательств (раздел 5). Однако Семейный кодекс предусматривает назначение алиментных выплат не только для содержания несовершеннолетних детей, но и для оказания материальной помощи:

  • супругам;
  • братьям и сёстрам;
  • внукам;
  • дедушкам и бабушкам;
  • пасынкам и падчерицам;
  • отчимам и мачехам.

При этом алименты на одного человека могут платить сразу несколько людей.

Таким образом, Семейный кодекс представляет собой свод нормативов федерального значения, которые направлены на поддержание института семьи, а так же на защиту прав всех членов этого сообщества, особенно детей, больных и не дееспособных. Осуществляются эти функции с помощью преимущественно регламентации процедур создания и распада семьи, а так же защиты интересов детей и родителей.

Оглавление СК РФ

  • Раздел 1 СК РФ. Общие положения
  • Раздел 2 СК РФ. Заключение и прекращение брака
  • Раздел 3 СК РФ. Права и обязанности супругов
  • Раздел 4 СК РФ. Права и обязанности родителей и детей
    • Глава 10. Установление происхождения детей
    • Глава 11. Права несовершеннолетних детей
    • Глава 12. Права и обязанности родителей
  • Раздел 5 СК РФ. Алиментные обязательства членов семьи
    • Глава 13. Алиментные обязательства родителей и детей
    • Глава 14. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов
    • Глава 15. Алиментные обязательства других членов семьи
    • Глава 16. Соглашения об уплате алиментов
    • Глава 17. Порядок уплаты и взыскания алиментов
  • Раздел 6 СК РФ. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
    • Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
    • Глава 19. Усыновление (удочерение) детей
      • Статья 124. Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)
      • Статья 125. Порядок усыновления ребенка
      • Статья 126. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей
      • Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей
      • Статья 127. Лица, имеющие право быть усыновителями
      • Статья 128. Разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком
      • Статья 129. Согласие родителей на усыновление ребенка
      • Статья 130. Усыновление ребенка без согласия родителей
      • Статья 131. Согласие на усыновление детей опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей
      • Статья 132. Согласие усыновляемого ребенка на усыновление
      • Статья 133. Согласие супруга усыновителя на усыновление ребенка
      • Статья 134. Имя, отчество и фамилия усыновленного ребенка
      • Статья 135. Изменение даты и места рождения усыновленного ребенка
      • Статья 136. Запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка
      • Статья 137. Правовые последствия усыновления ребенка
      • Статья 138. Сохранение за усыновленным ребенком права на пенсию и пособия
      • Статья 139. Тайна усыновления ребенка
      • Статья 140. Отмена усыновления ребенка
      • Статья 141. Основания к отмене усыновления ребенка
      • Статья 142. Лица, обладающие правом требовать отмены усыновления ребенка
      • Статья 143. Последствия отмены усыновления ребенка
      • Статья 144. Недопустимость отмены усыновления по достижении усыновленным ребенком совершеннолетия
    • Глава 20. Опека и попечительство над детьми
    • Глава 21. Приемная семья
    • Глава 22. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Раздел 7 СК РФ. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Раздел 8 СК РФ. Заключительные положения

Источник: http://www.SemKod.ru/

Памятка

Законы семьи для детей

10 ЗАКОНОВ СЕМЬИ или КАК СТАТЬ ДРУГОМ СВОЕМУ РЕБЕНКУ

Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.

Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину. Однако, при этом нужно помнить, что слепая неразумная материнская любовь (по словам известного русского ученого-педагога П. Лесгафта) «забивает ребенка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты.

Иногда родители прибегают ко лжи в самых различных обстоятельствах жизни, считая это спасением во многих жизненных обстоятельствах, например, уход отца из семьи или смерть близкого человека.

Всякую фальшь, обман ребенок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой, а подметив, впадает в смущение и подозрительность.

Если ребенку нельзя сообщить что-то, то честно и прямо откажите ему в ответе или проведите определенную границу в осведомлении. Только не обманывайте его.

Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.

Во-первых, чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе ребенка, а для этого надо учить их вникать в смысл слов, – только тогда можно рассчитывать на эмоциональное воздействие.

Во-вторых, надо задумываться над тоном и манерой разговора с детьми. Громкие нравоучения, разборы поступков в присутствии посторонних людей вызывают глухое устойчивое раздражение и нежелание хоть что-нибудь изменить в всей жизни в лучшую сторону или, что еще страшнее, – прямой и открытый протест с проявлением провоцирующей агрессии.

В-третьих, ни при каких обстоятельствах не бросайте детям упрёки. Одни упрекают ребенка, что он уже большой, а все еще не понимает, что плохо учится.

Другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу: мол, ты такой большой, а такой хилый и т.д.

Основное зло состоит в том, что такого рода упреки вызывают неверие в себя, а это, в свою очередь, расслабляет волю и парализует душу, мешает принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка.

Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям, но наказание никогда не должно оскорблять и унижать достоинство человека. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты.

Закон понимания ребенком слов «можно», «надо», «нельзя».

В разъяснении этого закона можно было бы ограничиться одной фразой, принадлежащей В.А. Сухомлинскому: «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребенка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая филигранная работа «садовода» -воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного».

Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями.

Чувства не навязываются, а пробуждаются, а пробудить чувства можно лишь искренними совместными и личными переживаниями в семье. Это значит, что в определенной естественной обстановке или при созданных ситуациях у ребенка возникают и проявляются человеческие чувства доброты, желания помочь, соучастие, сопереживание, милосердие, и, наконец, осознанная любовь.

Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.

Ребенок должен наглядно убедиться, что труд – это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше. Ребенок должен видеть, что все члены семьи заняты созидательным трудом в меру своих сил и возможностей, что праздность не свойственна членам его семьи, что и от него родные и близкие ждут посильного включения в процесс совместного и созидательного труда.

Закон культивирования в семье положительных привычек и навыков.

Можно много раз говорить своему ребенку о том, что нельзя, например, много есть сладкого, мотивируя тем, что испортятся зубы или потеряется аппетит, а при этом самому на его глазах съедать огромное количество конфет, мотивируя тем, что в родительском возрасте уже вышеизложенные проблемы не страшны.

Можно много говорить о вреде курения, например, для детского организма, а самому при этом курить, почти не скрывая это от ребенка.

Такие примеры – это провокация со стороны взрослых, в лучшем случае, а в худшем – подталкивание на подражание не только действием, но и в аморальном аспекте (ребенок учится двойным стандартам, лжи, фальши).

Ребенок должен общаться с нравственными людьми.

Существует замечательная русская поговорка: «от осины не родятся апельсины». Для того, чтобы ребенок вырос нравственно здоровым, его необходимо максимально оградить от контакта с безнравственными людьми. У ребенка существует, пожалуй, единственный способ овладения знаниями и опытом в семейном окружении – это имитация.

Дети подражают своим родителям, пытаются воспроизвести все действия и поступки окружающих его близких людей. Только к семи годам ребенок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки не только свои, но и всех окружающих.

Именно поэтому существует необходимость строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить детям примером безнравственного поведения.

Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.

Учитывая огромный и порой весьма скверный поток информации о свободе любовных отношений, родителям следует обращать внимание на целомудрие семейных уз.

(Для уточнения целевого использования терминологии позволим себе процитировать значение слова «целомудрие»:

– из энциклопедии «Кругосвет»:

Целомудрие – положительная моральная характеристика человека, которая раскрывается в соблюдении сознательного само запрета на познание, переживание и совершение всего того, что может ослабить или разрушить способность противостоять и сопротивляться злу.

– из толкового словаря русского языка под ред. Т.Ф. Ефремовой:

Красивые взаимоотношения, основанные на уважении всех членов семьи, способны воспитать в ребенке силу воли, уберечь его от необдуманных поступков и непредсказуемых последствий; дают силы для того, чтобы научится управлять своими желаниями; дают непоколебимую уверенность в правильности выбранного пути.

Однако, надо быть до конца честным, для начала, по отношению к себе. Даже идеально стараясь соблюдать все вышеизложенные Законы семьи, трудно избежать наказания или порицания ребенка в процессе воспитания его личности.

Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить ситуацию помогут вам, как мы очень верим и надеемся, следующие

Советы детских психологов и педагогов:

Прежде всего – ПРОСТО ПОСТАРАЙТЕСЬ СДЕРЖАТЬСЯ от сиюминутного проявления гнева и жестокости.

1.      Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка.

Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребёнка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство.

Пожалуйста, помните, что перед вами маленький, беззащитный, зависимый от вас человек, не имеющий права ответить адекватно на вашу жестокость.

2.      Принимайте решение совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребёнок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал он сам. (При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители.) Предоставьте ребёнку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что из нескольких возможностей.

3.      Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было бы.

4.      Предоставляйте ребёнку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.

5.      Требуя что-то от ребёнка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребёнок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.

6.      Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор

ваших требований: он просто не может делать всё сразу.

7. Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.

8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.

9. Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребёнок? Чем вы можете ему помочь в этой ситуации? Как поддержать его? Как его успокоить? Начните разговор с добрых и поддерживающих ребенка слов.

Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!

Источник: https://infourok.ru/pamyatka-zakonov-semi-ili-kak-stat-drugom-svoemu-rebenku-1233136.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.