Закрепление наставника за молодым специалистом

Роль наставника в становлении молодого специалиста – Блог Подчиненова Елена Борисовна

Закрепление наставника за молодым специалистом

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его социальной и профессиональной позиции. Учитывая стремительное развитие техники и технологий во всех сферах деятельности, приобретает особую значимость проблема привлечения и закрепления в общеобразовательных учреждениях молодых специалистов.

         Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ответственность, что и опытные учителя, а учащиеся и их родители (законные представители) или лица, их заменяющие, коллеги, администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

         Решение задач профессионального становления молодого специалиста, полного освоения педагогической профессии, адаптация в педагогическом коллективе, налаживание педагогических контактов возможно через создание системы наставничества в рамках общеобразовательного учреждения

         Наставничество – это метод адаптации к профессии, осуществляющийся на любом этапе профессиональной карьеры:

– наставничество направлено на становление и повышение профессионализма в сфере практической деятельности педагога;

– это эффективная форма профессионального обучения, имеющая «обратную связь»;

– наставник координирует, стимулирует адаптационный процесс, управляет  им, используя дополнительно различные методы обучения.

         Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие решения.

         Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Возникает жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.

         Наставничество является двусторонним процессом. Основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является – его готовность к передаче опыта. А основным условием эффективного обучения молодого специалиста – его желание, потребность принять предоставляемую информацию и передачу практических навыков наставником.

         Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Воспитывать в молодом специалисте потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

         Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он нуждается в поддержке. Я считаю, как педагог-наставник, что должна обратить особое внимание молодого специалиста на:

– требования к организации учебного процесса;

– требования к ведению школьной документации;

– формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;

– инструктирование по правилам пользования техническими средствами обучения, технике безопасности – возможности использования в практической деятельности;

– механизм использования дидактического, наглядного и других материалов;

– использование в учебной деятельности возможностей информационно-образовательной среды;

– знакомство с электронными образовательными ресурсами;

– ИКТ компетентности учителя (общепользовательская, общепедагогическая, специфическая (предметная).

        Обеспечить поддержку молодого специалиста в области:

– практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);

– разработки программы собственного профессионального роста;

– выбора приоритетной методической темы для самообразования;

– подготовку к первичному повышению квалификации;

– освоения инновационных тенденций в педагогике и образовании;

– подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.

Для молодого специалиста большую эффективность имеют новые нетрадиционные или модернизированные формы работы:

– психологические тренинги,

– творческие лаборатории,

– психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родительской общественностью и учащимися,

– «мозговые штурмы»,

– разработка и презентация моделей уроков,

– презентация себя как учителя, классного руководителя,

– защита творческих работ,

– передача педагогического опыта от поколения к поколению,

Именно все это ускоряет процесс вхождения начинающего учителя – молодого специалиста в образовательную, педагогическую среду. Он ощущает, чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. Такая деятельность дополняется и наполняется новым смыслом – оказание профессиональной помощи и поддержки молодому учителю.

         Чтобы быть наставником, осуществлять наставническую деятельность, считаю, что мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности, своим видением профессии.

Необходимо постоянно развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в творческом, научном педагогическом поиске, совершенствовать формы и методы работы (Приложение № 4), осуществлять межличностное общение с коллегами общеобразовательного учреждения, коллегами школ района, города (перенимать опыт педагогов и делиться собственными разработками).

         Принимая обязанности наставника, я открыла для себя ряд преимуществ:

– наставничество помогло мне, опытному педагогу, увидеть и наметить перспективы в сфере моей педагогической деятельности;

– при осуществлении функций наставника, которые я считаю успешными, я ощутила свой вклад в систему профессиональной адаптации молодого учителя, получила огромное удовольствие от общения с молодым специалистом;

– наставник всегда должен стремиться к самосовершенствованию – это стало моим кредо;

– выполнение функций наставника помогает в развитии педагогической карьеры учителя, повышении педагогической квалификации, способствует росту доверия ко мне в педагогическом коллективе общеобразовательного учреждения;

– поскольку наставничество носит субъект-субъективный характер, я, как педагог-наставник, могут не только делиться собственным опытом с молодыми специалистами, но также учиться у них, расширять свой арсенал навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности.

         Главное – быть открытым для педагогических инноваций, что у меня, считаю, получилось.

Источник: https://www.prodlenka.org/stati-obr/blog-uchitelja/2175-rol-nastavnika-v-stanovlenii-molodogo-specialista

Положение

Закрепление наставника за молодым специалистом

Рассмотрено Утверждаю

На педагогическом совете Директор МБОУ

Протокол № «Геройская средняя школа»

От « »_________2016 г __________ В.А.Вакалюк

Приказ №

« »_____________2016г

ПОЛОЖЕНИЕ

О НАСТАВНИКЕ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

(малоопытного специалиста)

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Наставничество – необходимая составляющая программы профессиональной адаптации молодых специалистов на предприятии для ускорения вовлечения их в трудовой процесс с учетом их индивидуальных наклонностей.

Школьное наставничество – разновидность индивидуальной работы с молодыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или имеющих трудовой стаж не более 3-х лет.

Молодой специалист начинающий учитель, владеющий знаниями основ педагогики по программе вуза, проявляющий желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.    

Наставникопытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.

Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА

Целью школьного наставничества является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.

Основными задачами школьного наставничества являются:

  • привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;
  • ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  • адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.

Руководство деятельностью наставников осуществляет председатель научно-методического совета школы (НМС) и председатель методического объединения, в которых организуется наставничество.

Председатель методического объединения подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные результаты в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, стаж педагогической деятельности не менее 5 лет. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.

Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического объединения, согласовываются с председателем методического совета школы и утверждаются на педагогическом совете школы.

Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, по рекомендации методического совета приказом директора школы с указанием срока наставничества. Наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее 1 года. Приказ о закреплении наставника издается не позднее 2-х недель с момента назначения молодого специалиста на определенную должность.

Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников школы:

  • впервые принятыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
  • специалистами, имеющими стаж педагогической деятельности не более 3-х лет;
  • учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;
  • учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике);
  • учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке из-за большого перерыва педагогической деятельности (более 3-х лет).

Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:

  • увольнения наставника;
  • перевода на другую работу подшефного или наставника;
  • привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
  • психологической несовместимости наставника и подшефного.

Для мотивации деятельности и за успешную работу наставник отмечается директором школы по действующей системе поощрения.

По инициативе наставников они могут создавать орган общественного самоуправления – Совет наставников.

4. ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА

  • знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
  • разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
  • изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
  • вводить в должность;
  • проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий, внеклассных мероприятий;
  • разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
  • оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
  • личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
  • подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

5. ПРАВА НАСТАВНИКА

  • с согласия методиста (заместителя директора, курирующего методическую работу в ОУ, руководителя ШМО) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников;
  • требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме.

6. ОБЯЗАННОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на заседании методического объединения с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается приказом директора школы.

В период наставничества молодой специалист обязан:

  • изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
  • выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
  • постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
  • учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
  • совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
  • периодически отчитываться о своей работе перед наставником и председателем методического объединения.

 7. ПРАВА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Молодой специалист имеет право:

  • вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
  • защищать профессиональную честь и достоинство;
  • знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
  • посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью;
  • повышать квалификацию удобным для себя способом;
  • требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

8. РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ НАСТАВНИКА

Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора, курирующего методическую работу в ОУЗ.

Заместитель директора, курирующий методическую работу в ОУЗ обязан:

  • представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
  • создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста со своим наставником;
  • посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
  • организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
  • изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;
  • определить меры поощрения наставников.

Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут председатели методических объединений.

Председатель методического объединения обязан:

  • рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника;
  • провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
  • обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
  • осуществлять систематический контроль работы наставника;
  • заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого специалиста и наставника и представить их заместителю директора по методической работе.

Документы, регламентирующие наставничество.

К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

  • настоящее Положение;
  • приказ директора образовательного учреждения об организации наставничества;
  • планы работы педагогического совета, методического совета, Совета наставников (при его наличии), методических объединений;
  • протоколы заседаний педагогического совета, методического совета, Совета наставников (при его наличии), методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества;
  • методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству;

По окончании срока наставничества молодой специалист в течение 10 дней сдает заместителю директора, курирующего методическую работу в ОУЗ следующие документы:

  • отчет молодого специалиста о проделанной работе;
  • план профессионального становления с оценкой наставника о проделанной работе и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Процесс адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности можно считать законченным, если:

  • учитель овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности;
  • проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности;
  • показатели качества обученности учащихся и процент успеваемости находятся на базовом уровне. 

Срок действия Положения не ограничен. При изменении законодательства, в настоящий локальный акт вносятся изменения в установленном законом порядке.

Источник: https://infourok.ru/polozhenie-o-nastavnike-molodogo-specialista-maloopitnogo-specialista-1038604.html

Положение о наставничестве (3)

Закрепление наставника за молодым специалистом

1. Основные положенияНаставничество – необходимая составляющая программы адаптации и профессионального образования молодых специалистов и рабочих, далее – молодых специалистов, на предприятии.

Наставничество – индивидуальная направленная помощь молодым специалистам в ознакомлении с коллективными традициями, общими правилами, профессиональными особенностями работы на ГосМКБ “Вымпел” и в более полном овладении необходимыми навыками для плодотворного выполнения производственных заданий.

Цель наставничества: тесное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь предприятия с учетом его индивидуальных наклонностей, закрепление его на предприятии.

2. Наставничество распространяется

Наставничество распространяется на:

  1. начинающих молодых рабочих сроком не более 3-х лет после окончания школы, сроком не более 1-го года после окончания учебного заведения (ПТУ, СПТУ, ТУ);
  2. начинающих молодых специалистов сроком не более 2-х лет после окончания среднего специального учебного заведения сроком не более 1-го года после окончания высшего учебного заведения;
  3. студентов, принятых по контракту.

3. Требования к подбору наставника
3.1. В качестве наставника молодых рабочих может быть подобран работник, обладающий следующими качествами:

  1. возраст – не моложе 25 лет;
  2. образование – среднее, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее;
  3. стаж работы на предприятии – не менее 3-х лет;
  4. служебный статус – рабочий не ниже IV разряда, специалист не ниже 3 категории;
  5. имеющий такие качества личности как отзывчивость, выдержка, тактичность;
  6. имеющий нравственную зрелость (достаточную степень ответственности, долга, осознания своих действий, и т.п.);
  7. не имеющий склонности к пьянству, алкоголизму и наркомании.

3.2. В качестве наставника молодых специалистов может быть подобран работник, обладающий следующими качествами:

  1. возраст – не моложе 35 лет;
  2. образование высшее;
  3. стаж работы на предприятии – не менее 3-х лет;
  4. служебный статус – специалист или служащий не ниже 2 категории;
  5. умеющий и желающий работать с молодежью;
  6. имеющий такие качества личности как отзывчивость, выдержка, тактичность;
  7. имеющий нравственную зрелость;
  8. не имеющий склонности к пьянству, алкоголизму и наркомании.

3.3. В качестве коллективного наставника может выступать коллектив кадровых квалифицированных работников, имеющий опыт совместной деятельности не менее 3-х лет, желающий работать с молодежью.
4. Организационное закрепление наставника за молодым работником4.

1 Подбор наставников осуществляется руководителем подразделения совместно с отделом кадров, профсоюзным комитетом и комиссией по работе с молодыми специалистами и рабочими.4.2 Отдел кадров готовит список наставников и проект приказа для его утверждения.4.

3 Закрепление наставников производится по мере поиска кандидатур посредством приказа по предприятию с указанием формы и размера оплаты за наставничество. Приказ согласовывается с профсоюзным комитетом.

5. Обязанности наставника

Наставник обязан:5.1. помогать молодому работнику последовательно и грамотно овладевать своей специальностью, профессией, навыками, приемами, оборудованием и т.д.;5.2. прививать чувство ответственности за выполненную работу;5.3.

знакомить молодого работника с традициями предприятия, приобщать к общественной жизни предприятия совместно с комиссией по работе с молодыми специалистами и рабочими;5.4. вести учет проделанной работы и изменений в трудовой жизни своего подопечного в дневнике;5.5.

отчитываться о проделанной работе на заседании Совета наставников с обязательным участием начальника подразделения и начальника структурного подразделения;5.6.

участвовать в принятии решения совместно с руководителем подразделения и Советом молодых специалистов по истечении срока наставничества молодого специалиста.

6. Права наставника

Наставник имеет право:6.1. Ходатайствовать перед администрацией о создании условий, необходимых для нормальной трудовой деятельности своего подопечного.6.2. Ходатайствовать перед квалификационной комиссией о поощрении.6.3.

Ходатайствовать перед квалификационной комиссией о предоставлении возможности молодому рабочему пересдачи экзамена на более высокий разряд, перед аттестационной комиссией – о присвоении молодому специалисту более высокой категории по должности и увеличении размера должностного оклада.

7. Моральное и материальное поощрение наставников

7.1. В целях материального поощрения наставнику с момента выхода приказа о его назначении начисляется ежемесячная надбавка к окладу в размере минимального оклада по предприятию – при наличии нескольких подопечных.7.2. Наставники, победившие в конкурсе на звание “Лучший наставник предприятия” поощряются в порядке, предусмотренном условиями конкурса.

7.3. Приказ о поощрении наставников по результатам конкурса на звание “Лучший наставник предприятия” готовит отдел кадров.

  • Обучение персонала
  • Адаптация персонала
  • Подбор и отбор, Рынок труда

Оцените публикацию

Источник: https://hr-portal.ru/doki/polozhenie-o-nastavnichestve-3

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.