Закрытые способы осуществления закупок

Закрытый аукцион с учетом положений статьи 111 Федерального закона №44-ФЗ: правила и порядок проведения

Закрытые способы осуществления закупок

В некоторых случаях государственному или муниципальному заказчику необходимо производить закупки товаров, работ или услуг на основании специального решения или специально вынесенного правового акта Правительства Российской Федерации.

В таком случае в качестве правового регулятора для государственного или муниципального заказчика может рассматриваться статья 111 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Предмет нормативного регулирования

Положения рассматриваемой статьи дают Правительству Российской Федерации определять некоторые условия, которые должны быть соблюдены участниками закупочного процесса при проведении особых видов закупочных процедур.

Так, в частности, на основании норм указанной выше статьи федерального нормативного акта государственные и муниципальные заказчики должны руководствоваться правовыми актами Правительства Российской Федерации относительно:

  • выбора того способа определения поставщика или исполнителя по контракту, который не включен в Федеральный закон №44-ФЗ, если такой способ был признан, как возможный, в специальном Постановлении или Распоряжении Правительства Российской Федерации;
  • формирования перечня дополнительных условий, которые могут быть включены текст договора или контракта и не связаны с самим предметом договора.

Использование положений статьи 111 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» происходит в следующих случаях:

  • если есть необходимость обеспечить полноценное функционирование организации-заказчика на территории иностранного государства (в данном случае следует опираться на использование положений статьи 111.1, принятой для более качественного применения основной статьи – под номером 111);
  • если происходит закупка услуг, связанных с кредитованием организации-заказчика (в данном случае опираться следует на положения статьи 111.2);
  • если в качестве предмета закупки выступает товар, который был произведен в результате модернизации имеющихся мощностей на основании специального инвестиционного контракта (такой контракт заключается с компанией-производителем товара, в последующем выкупаемого государственным или муниципальным заказчиком на основании положений статьи 111.3);
  • если целью заключения контракта является осуществление модернизации производственных технологий и мощностей, а сам контракт носит характер встречно-модернизационного.

Условия закупок в соответствии с положениями статьи 111

Если речь идет о проведении закупок на основании положения статьи 111 и других, принятых в рамках ее исполнения, то к числу основных особенностей таких закупок относятся:

  • отсутствие необходимости соблюдать правила организации банковского сопровождения сделки;
  • возможность для заказчика отказа от проведения антидемпинговых мер;
  • передача заказчику права принятия решения о возможности или невозможности размещения информации о проведении закупочной процедуры в Единой информационной системе в сфере закупок;
  • право заказчика отказать в предоставлении преференций учреждениям, входящим в состав уголовно-исполнительной системы, а также в состав различных обществ инвалидов (преференции предоставляются на основании статей 28-29 Федерального закона №44-ФЗ);
  • право заказчика отказаться от установления преимуществ при участии в закупочных процедурах организациям, имеющим статус субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • невозможность изменения кредитующей организации для заказчика в случае заключения кредитного договора за исключением случаев, когда такое изменение спровоцировано возникновением ситуации правопреемственности либо решением Центрального Банка Российской Федерации о лишении кредитного учреждения, выступившего исполнителем по заключенному договору, лицензии на оказание финансово-кредитных услуг;
  • возможность осуществления закупок товаров без торгов при наличии специально регулируемых на них цен в тех случаях, когда такие товары производятся на территории Российской Федерации на основании специальных инвестиционных контрактов. Объем привлекаемых в таком случае инвестиций не может превысить три миллиарда рублей, а сам контракт может быть заключен с Российской Федерацией, субъектом федерации или муниципалитетом;
  • возможность заключения встречного инвестиционного контракта принадлежит только региональным и муниципальным заказчикам, а его предельное ценообразование может быть сформулировано только на основании положений Постановления Правительства Российской Федерации №1441, принятого в 2016 году.

Все такие особенности Министерство экономического развития разъяснило в письмах №№Д28и-1344, ОГ-Д28-15137, ОГ-Д28-16562, сформированными в 2015 году, и №Д28и-1396, сформированного в 2017 году.

Правила и особенности проведения закрытых процедур (закрытого аукциона)

Несмотря на то что Правительству Российской Федерации дано право устанавливать специальные закупочные процедуры для выполнения закупок в рамках использования статьи 111 указанного Федерального закона, наиболее часто используется вариант в виде закрытого аукциона.

По итогам закрытого аукциона победителем будет признан тот участник, который смог предложить наиболее низкую цену исполнения обязательств по контракту или договору без снижения качества исполнения таких обязательств.

На данном факте сходство между открытой (и наиболее распространенной) и закрытой формами процедуры заканчиваются.

Данные о том, когда и по какому поводу будет проводиться закрытый аукцион, в Единой информационной системе не фиксируются, так как публикация таких сведений прямо запрещена действующим законодательством, как вероятно влекущая опасность для безопасности государства.

Однако в том случае, если сама закупка не является государственной тайной, но некоторые технические характеристики закупаемого товара защищаются соответствующими нормами законодательства, извещение о проведении такой закупки подлежит размещению в Единой информационной системе в срок не менее, чем тридцать дней до дня вскрытия поданных заявок. Это необходимо для того, чтобы заинтересованные лица могли принять участие в такой закупке, получив предварительно всю необходимую информацию относительно защищенных законодательством технических характеристик товаров. Если вся закупка составляет государственную тайну, то извещение о ней публикации в Единой информационной системе в сфере закупок не подлежит.
Запрещается публикация сведений о проведении закупочного мероприятия государственному заказчику в том случае, если речь идет о закупке страховых и охранных услуг для ценностей государственных музеев и фондов, хранилищ, а также если речь идет о закупке специальных технических услуг для обеспечения работы судей и судебных приставов.

В том случае, если имеет место полностью закрытая процедура, на заказчика ложится обязанность направить приглашения на участие в такой процедуре всем потенциальным исполнителям. Срок отправки таких приглашений в данном случае составляет не менее десяти дней до даты вскрытия поданных заявок.

В тексте приглашения необходимо указать:

  • данные о самом заказчике, проводящем закрытую закупочную процедуру, а также возможные варианты связи с уполномоченными контактными лицами по вопросам участия в такой сделке;
  • предмет закупки, который подробно описан в извещении и документации к такой закупке;
  • доступные способы получения всей документации к проводимой закупочной процедуре для ознакомления потенциального участника с условиями участия в такой процедуре;
  • способ, которым может воспользоваться потенциальный участник для подачи документов для участия в такой процедуре, а также порядок действий для такой подачи.

Для того чтобы в ходе проведения закрытой закупочной процедуры не возникло нарушения действующего законодательства в части защиты конкуренции, заказчик обязан уведомить Федеральную антимонопольную службу об использовании закрытой процедуры и предоставить в ее адрес всю подробную информацию о самой процедуре (дату, место проведения, предмет закупки, причину объявления такой закупки закрытой), а также перечень потенциальных участников, которым были направлены приглашения к такому участию.

Если речь идет о проведении закрытой процедуры, а именно закрытого аукциона, действиям заказчика будут присущи следующие особенности:

  • уведомление Федеральной антимонопольной службы об использовании закрытого способа закупки;
  • отсутствие публикации документации (нельзя путать с извещением) в Единой информационной системе в сфере закупок;
  • размещение сведений о предоставленном обеспечении в виде банковской гарантии в специальном закрытом реестре;
  • публикация сведений о заключенном контракте по итогам закрытой процедуры в специальном закрытом реестре.

В том случае, если в качестве предмета закупки выступают товар, услуга или работа, которые в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации №471-р, датированным 2016 годом, могут закупаться только на основании электронной процедуры, то такой аукцион должен быть проведен с использованием функционала электронной торговой площадки, но так же в закрытом режиме. Проведение таких торгов возможно только на одной электронной торговой площадке – «Автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа», где проводят свои торговые процедуры государственные органы, занимающиеся обеспечением безопасности Российской Федерации.

Если говорить о последних изменениях, которые коснулись порядка проведения закрытых торгов, то в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик не имеет права выделять лоты внутри одного предмета закупки, а у исполнителя появилась обязанность делать шаг аукциона, превышающим сумму в сто рублей.

Что касается перечня товаров, которые должны закупаться в соответствии с положениями статьи 111 с использованием закрытых процедур, он изменению не подлежит.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/statya-111.html

Особенности закрытых тендеров и закупок для государственных нужд

Закрытые способы осуществления закупок

Автор Сергей в 22 июля 2018. Готовые фирмы с лицензией ФСБ

Особенности закрытых закупок предполагают не только сложности, но и дополнительные плюсы, ради которых компаниии оформляют лицензию ФСБ на гостайну. Это достаточно высокие цены контрактов, ограниченная конкуренция, возможность быстро заработать репутацию опытного и надежного участника рынка, чтобы в дальнейшем выйти и на открытые госзакупки с уже солидным списком выполненных заказов.

Компании с лицензией на гостайну, положительной историей участия в закрытых тендерах, хорошей репутацией и солидными оборотами автоматически становятся одними из первых, кому направляются приглашения на участие в закрытых торгах и конкурсных процедурах.

Именно поэтому стоит рассмотреть вариант получения лицензии на гостайну, если фирма работает в сфере оказания услуг по строительству, охране, перевозке людей и грузов, IT-обслуживанию и аналогичных областях, востребованных в том числе на режимных объектах и объектах, относящихся к судебной системе и системе ФССП.

Особенности закрытых тендеров

Закрытые закупки предусмотрены как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ. И если первый предусматривает закрытые конкурсные процедуры в силу специфики объектов закупки или самого заказчика товара и услуги, то ФЗ-223 допускает проведение закрытого тендера по инициативе отдельного заказчика, даже если контракт не связан с государственной тайной.

Для этого заказчик должен предусмотреть исчерпывающий перечень товаров и услуг, подлежащих закупке таким способом, в своём Положении о закупках, и в дальнейшем не выходить за рамки такого перечня. Объявление закрытого конкурса в отношении товаров или услуг, не предусмотренных в Положении, является нарушением закона и карается штрафом.

ФЗ-44 также вводит ограниченный перечень процедур, которые проводятся закрытым способом:

  • закрытый аукцион;
  • закрытый конкурс;
  • закрытый конкурс с ограниченным участием;
  • двухэтапный закрытый конкурс.

Еще одно ограничение для заказчика — необходимость согласовать закупку с ФАС, направляя туда по каждому конкурсу или аукциону список приглашенных поставщиков.

Для заказчиков по ФЗ-223 таких особенностей нет, поставщика и исполнителя закрытых работ можно определять в ходе любой процедуры.

Как поставщики узнают о закрытых закупках?

Для закупок, совершаемых по ФЗ-44, предусмотрено лишь извещение о таких тендерах, которые публикуются в Единой информационной системе (ЕИС).

Остальная документация, в том числе итоговые протоколы, документация по поставкам и требования к поставляемой продукции, не размещаются в ЕИС.

Таким образом, закрытые тендеры по государственной тайне становятся доступны лишь приглашенным поставщикам.

В соответствии с 223-ФЗ заказчик товаров и услуг публикует тот же перечень документов, что и при обычных процедурах торгов, за исключением случаев, когда поставки связаны с государственной тайной или сумма закупки невелика. Такими малыми закупками являются те, чья стоимость ниже 100 000 рублей, а для заказчиков с годовым финансовым оборотом более 5 млрд. рублей «малой» считается закупка стоимостью до 500 000 рублей.

Итак, заказчик самостоятельно изучает участников рынка, которые соответствуют требованиям закупки и способны выполнить поставку, и высылает им предложение. Для претендентов на участие поставки в рамках госзаказа потребуется лицензия на гостайну.

На практике заказчик предпочитает работать с теми фирмами, с которыми уже был положительный опыт сотрудничества у него самого или партнёров по бизнесу.

Если заказ объявляется в рамках ФЗ-223, заказчик может воспользоваться правом провести предквалификационный отбор, оставив для участия в конкурсе только те компании, которые прошли данный этап.

Особенности процедуры торгов

Для государственного заказчика процедура закрытого тендера прописана детально в ФЗ-44. От тех же, но открытых конкурсов и аукционов, закрытые тендеры отличаются следующим:

  • ограничение на публикацию извещения;
  • заказчик сам определяет круг избранных участников;
  • требования к поставщикам направляются только по их запросу;
  • всё общение и обмен документацией между заказчиком и участниками закрытых закупок ведётся в письменном виде и не выкладывается в открытый доступ;
  • при вскрытии конвертов запрещена видео- или аудиозапись процесса.

Закрытые процедуры для участников по ФЗ-223 каждый заказчик прописывает в своём Положении о закупках. Такие правила не должны противоречить законодательству и незаконно ограничивать конкуренцию.

Итак, участвуют в закрытых закупках только те, кого изначально выбрал сам заказчик. Фирмы и предприниматели «со стороны» не допускаются к закрытым тендерам.

Чтобы попасть в число приглашенных участников, фирма должна иметь лицензию ФСБ на гостайну, безупречную репутацию, хорошую историю участия в закрытых тендерах. Если есть лицензия, но фирма только выходит на рынок, есть шанс попасть в число участников при малом количестве конкурентов или если товар и услуга достаточно уникальны, а компания предоставляет продукцию очень высокого качества.

Нужна лицензия ФСБ для участия в закрытых закупках или фирма, подготовленная к участию в таких тендерах? Обращайтесь, мы вышлем вам список готовых к продаже компаний.

Трекбэк с Вашего сайта.

Источник: https://licenziya-fsb.com/osobennosti-zakryityih-tenderov-i-zakupok-dlya-gosudarstvennyih-nuzhd

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.