Закрытые закупки по 223

Содержание

Исключения из Закона № 223 ФЗ: определим и применим

Закрытые закупки по 223

Дмитрий Александрович КАЗАНЦЕВ, руководитель Департамента правового регулирования B2B-Center, кандидат юридических наук

После вступления в силу поправок, усложняющих проведение закупок по Закону № 223 ФЗ, самое время разобраться в том, какие закупки можно проводить без учета новых требований этого закона.

Точное знание Закона № 223 ФЗ поможет избежать ненужных усилий даже при работе с редакцией, вступившей в силу в июле текущего года. Вместе с тем важно не перестараться и, сокращая лишнюю работу, не забыть про работу необходимую.

Для этого обобщим те послабления, которые предоставляет действующая редакция Закона № 223 ФЗ заказчику, по степени их либеральности.

Забыть про закон

Итак, начнем с закупок, которые субъекты Закона № 223 ФЗ могут проводить без соблюдения каких бы то ни было требований данного закона. Однако советуем не расслабляться.

Да, действие Закона № 223 ФЗ не распространяется на закупки-исключения, но общее гражданское законодательство в отношении таких закупок сохраняет свое действие в полной мере.

А если закупка подразумевает соревнование нескольких поставщиков, то не стоит забывать и про антимонопольное законодательство.

Более того, для большинства таких закупок в дополнение к общему гражданскому законодательству действует и специальное отраслевое регулирование — например, законодательство об электроэнергетике, об организованных торгах, о рынке ценных бумаг, об обязательном аудите и т. д. Перечень этих исключений приведен в части 4 статьи 1 Закона № 223 ФЗ и включает в себя следующие закупки:

1) купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов, а также заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (за исключением договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и исполнение обязательств по которым предусматривает поставки товаров);

2) приобретение биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле;

3) закупка товаров, работ, услуг в соответствии с Законом № 44 ФЗ;

4) закупка в области военно-технического сотрудничества;

5) закупка товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором РФ, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;

6) отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 307 ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

7) заключение и исполнение договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности;

8) осуществление кредитной организацией и Внешэкономбанком лизинговых операций и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками;

9) определение, избрание и деятельность представителя владельцев облигаций;

10) открытие головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителем, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу, в уполномоченном банке отдельного счета и заключение ими с уполномоченным банком договоров о банковском сопровождении сопровождаемой сделки в соответствии с Федеральным законом № 275 ФЗ «О государственном оборонном заказе»;

11) исполнение заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами РФ;

12) осуществление заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами;

13) закупки товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на территории иностранного государства.

На эти, и только на эти, закупки не распространяется требование Закона № 223 ФЗ.

Нелишним будет напоминание и о том, что этот перечень является закрытым и не может произвольно дополняться заказчиком в собственном положении о закупках.

Стоит заметить, что эти закупки не нужно публиковать в ЕИС и включать в официальный план закупок, а также в какую бы то ни было отчетность, предусмотренную Законом № 223 ФЗ.

Поскольку большинство перечисленных выше исключений уже знакомы опытным заказчикам, не будем на них останавливаться более подробно, а обратим внимание на две новеллы этого года, которые затрагивают деятельность большинства заказчиков.

Во-первых, разрешена свободная закупка продукции у взаимозависимых лиц — проще говоря, внутри холдинга. При этом такой режим касается не только закупки у дочерних, но и закупки у вышестоящих компаний.

Само понимание зависимого лица не ограничивается простейшей формулировкой «более 50% акций в собственности», но включает и случаи фактического влияния, предусмотренные налоговым законодательством. Именно ссылкой на конкретное положение Налогового кодекса обуславливается включение того или иного поставщика в список зависимых лиц.

Список этот, в свою очередь, должен быть включен вместе со ссылками на НК РФ в положение о закупках заказчика. И лишь у лиц, фигурирующих в этом списке, закупка проводится в свободном режиме.

Во-вторых, стоит обратить внимание на новую формулировку исключения, связанного с электроэнергетикой. Теперь это исключение касается «договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка».

Законодательством же об электроэнергетике обязательными для участников рынка обращения электрической энергии названы не только оптовые, но и розничные договоры.

В этом контексте совместное толкование норм двух законов дает основания для вывода о том, что любая закупка электроэнергии теперь освобождена от необходимости соблюдения требований Закона № 223 ФЗ.

Эту новеллу стоит признать в высшей степени здравой, поскольку и раньше соблюдение Закона № 223 ФЗ при закупке электроэнергии было формальным. И дело здесь не в злонамерениях заказчика, а в том, что, сколько ни устраивай конкурсы на поставку электроэнергии, поставщик всегда будет один, и только один.

Забыть про публикацию

От описанной выше категории закупок следует отличать закупки, проведение которых не сопряжено с публикацией сведений в ЕИС. При этом, несмотря на освобождение от ключевой и самой обременительной обязанности, необходимо помнить про два нюанса. Первый — способ такой закупки все равно должен определяться положением о закупке.

Проще говоря, если закрытая закупка проводится у единственного поставщика, то соответствующее основание прямой закупки должно фигурировать в положении. Второй — сведения об общем количестве и общей стоимости таких закупок в обязательном порядке учитываются при составлении отчетности.

При этом, исходя из форм отчетности, указание на реквизиты и суммы отдельных договоров, разумеется, не требуется.

К этой категории с 2018 года относятся не только закупки на сумму до 100 (500) тысяч рублей (которые заказчик имеет право не публиковать) и закупки, связанные с гостайной или приравненные к ней (которые заказчик публиковать не имеет права), но и две новые категории закупок. Согласно новым пунктам 2 и 3 части 15 статьи 4 Закона № 223 ФЗ заказчик вправе не публиковать в ЕИС закупки банковских услуг и недвижимости.

К закупкам банковских услуг в этих новеллах относятся:

привлечение во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций;

получение кредитов и займов; 

доверительное управление денежными средствами и иным имуществом; 

выдача банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; 

открытие и ведение счетов, включая аккредитивы; 

брокерские услуги; 

услуги депозитариев.

От публикации закупок, связанных с недвижимостью, освобождается заключение и исполнение договоров купли-продажи, аренды (субаренды), доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.

Правда, в отношении новых перечней в Закон № 223 ФЗ включена статья 3.1-1, наделяющая Правительство РФ правом определять случаи и порядок согласования таких закупок госкорпорациями, госкомпаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия РФ превышает 50%, а также «дочками» всех вышеперечисленных структур. 

Забыть про документацию

Даже если закупка не подпадает ни под одну из перечисленных выше категорий, но проводится у единственного поставщика на основании положения о закупках, то согласно новой редакции части 5 статьи 4 Закона № 223 ФЗ заказчик имеет право не размещать в ЕИС извещение, документацию и протоколы. Строго говоря, исходя из буквального чтения последнего предложения названной части, само право размещать такие сведения в ЕИС при проведении закупки у единственного поставщика заказчик имеет лишь в том случае, если эта опция предусмотрена его положением о закупках.

Таким образом, при закупке у единственного поставщика заказчику нужно лишь отразить ее в плане закупок до заключения договора, а сам договор и документы о его исполнении своевременно разместить в реестре договоров, предусмотренном статьей 4.1 Закона № 223 ФЗ. При этом Закон № 223 ФЗ не оговаривает вопрос о том, объявлена ли такая закупка изначально как закупка у единственного поставщика или стала таковой по итогам несостоявшейся конкурентной закупки. 

Забыть про новые требования

При описании и формулировке исключения, предусмотренного частью 5 статьи 4 Закона № 223 ФЗ, однозначно используется термин «закупка», а не «конкурентная закупка», как в большинстве новых требований этого закона.

Это возвращает нас к мысли о том, что закупка неконкурентная в терминологии новой редакции Закона № 223 ФЗ, не является неконкурентной по своей сути.

Ведь именно пониманием того, что не только в конкурентной, но и в неконкурентной закупке должно быть обеспечено открытое и равное соревнование поставщиков по заранее установленным правилам, обусловлено требование статьи 4 Закона № 223 ФЗ о том, что и при проведении неконкурентной закупки заказчик обязан публиковать и извещение о закупке, и всю документацию, связанную с ней. И несмотря на то что части 9 и 10 статьи 4 Закона № 223 ФЗ содержат слова «конкурентная закупка», именно на требования этих двух частей стоит ориентироваться при составлении извещения и документации неконкурентной закупки. Коль скоро неконкурентная закупка включает соревнование между несколькими участниками закупки, число которых может быть больше, чем в конкурентной, — при проведении такой закупки необходимо соблюдать и требования антимонопольного законодательства. 

От каких же требований свободны заказчики и поставщики при проведении неконкурентной закупки? Исключительно от тех разрозненных требований, которые с июля 2018 года и составляют отличие конкурентной и неконкурентной закупки в Законе № 223 ФЗ.

Так, например, при проведении неконкурентной закупки заказчик не обязан оформлять отдельным протоколом результаты таких промежуточных по сути своей стадий, как вскрытие конвертов или предварительная квалификация (разумеется, если этого не требует его собственная закупочная документация).

Заказчик при проведении неконкурентной закупки не обязан требовать от участника закупки обособления коммерческого предложения, цены и сведений о самом поставщике. Заказчик имеет право при необходимости указать при проведении неконкурентной закупки товарный знак без оговорки об аналоге.

И именно при проведении неконкурентной закупки и заказчик, и участники закупки имеют возможность воспользоваться эффективным механизмом соревнования в режиме реального времени не только в рамках аукциона, но и в рамках иных электронных способов закупки.

Источник: http://bujet.ru/article/356959.php

О закупках 223-фз. где найти и как участвовать коммерческих закупках – сбербанк

Закрытые закупки по 223

  8 МИН

Как участвовать в коммерческих закупках по 223-ФЗ

Выигрывать тендеры госучреждений могут не только крупные холдинги и корпорации. По закону, часть таких закупок должна проводиться специально для малого и среднего бизнеса. Объясняем, как участвовать в таких торгах.

По закону 223-ФЗ, регулирующему закупки коммерческих организаций с участием государства и госструктур, которые оплачивают заказы из собственного бюджета, заказчиками могут выступать компании с долей государства более 50 %, их «дочки», субъекты естественных монополий, бюджетные учреждения, оплачивающие заказы по грантам и из собственных средств (например, унитарные предприятия).

Основные требования к участникам закупок коммерческих организаций по 223-ФЗ прописываются в каждом тендере отдельно. Для этого заказчик создаёт положение о закупке — специальный документ с характеристиками заказа, регламентом тендера и другой важной информацией.

В законе уточняется, что участниками могут быть и юридические, и физические лица, право отсеивать кандидатов отдано заказчику. Для этого он указывает список критериев для претендентов. В документации можно встретить, например, такие ограничения:

  • нет лицензии или допуска для конкретной работы;
  • компания в стадии банкротства;
  • бизнес зарегистрирован в оффшорной зоне.

Все торги, предназначенные только для среднего и малого бизнеса (СМП), проводятся в электронной форме.

Чтобы участвовать в тендерах, созданных специально для СМП, нужно предоставить справку из Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Бизнес считается малым, если работников менее 100 человек, а предельная выручка от реализации — до 800 млн рублей в год; средним — 250 человек и 2 млрд рублей соответственно

Все актуальные и уже состоявшиеся тендеры можно посмотреть в Единой информационной системе (ЕИС) на портале zakupki.gov.ru. Если открыть страницу торгов в каталоге, там будет ссылка на оператора — специальную площадку, на которой заказчики размещают тендеры (электронная торговая площадка, ЭТП).

Сейчас тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ могут организовывать только утверждённые правительством ЭТП:

  • ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
  • АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  • АО «Единая электронная торговая площадка»;
  • АО «Российский аукционный дом»;
  • АО «ТЭК-торг»;
  • АО «Электронные торговые системы»;
  • ООО «РТС-тендер»;
  • ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»;
  • ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (специализируется на закрытых торгах).

Распоряжение Правительства

№ 1447-р, приложения 1, 2

С победителя берут плату за участие: в торгах среди СМП — не более 1 % от начальной максимальной цены заказа и не более 2 тысяч рублей.

Если начальная стоимость контракта больше 5 млн рублей, заказчик имеет право потребовать гарантию подписания договора победителем, т. н. обеспечение заявки. Участник тендера может предоставить банковскую гарантию или внести деньги на специальный счёт. Сумма обеспечения заявки составляет до 5 % от начальной (максимальной) суммы контракта.

ЭТП также вводит свои тарифы обслуживания. Они не входят в суммы обеспечения торгов и устанавливаются каждой площадкой отдельно

Кроме перечисленных выше, есть ещё особенная площадка: единый агрегатор тендеров «Берёзка». Это аналог ЕИС для закупок на сумму менее 300 тысяч рублей.

На этой площадке организации размещают запросы, а исполнители — свои предложения, из которых и выбирает заказчик. Через «Берёзку» договор заключается с единственным поставщиком, без торгов.

Для регистрации там потребуется аккаунт на «Госуслугах».

Участие в торгах требует времени на подготовку. Вот универсальная пошаговая инструкция для торгов на общей основе.

Получите квалифицированную электронную подпись — обязательное условие участия. Это можно сделать на сайте Единой электронной торговой площадки или с помощью ближайшего аккредитованного оператора (его можно найти на сайте Минсвязи). Клиенты Сбербанка могут оформить подпись тут.

2

Зарегистрируйтесь в ЕСИА — это аккаунт в Единой системе идентификации на «Госуслугах». Затем добавьте информацию о своей компании в Единую информационную систему закупок для торгов на общей основе.

Нужно собрать указанные документы, отправить их через сайт и ждать оповещения о том, что вас добавили в список аккредитованных участников закупок. Процесс занимает до 5 дней.

После регистрации информация о вас попадёт на восемь утверждённых ЭТП (кроме специализированной ЗАО «АСТ ГОЗ»), дополнительная аккредитация не потребуется.

3

Посмотрите, на какой ЭТП размещают интересующие вас тендеры. Войти в аккаунт нужно через ЕСИА, а если площадка не поддерживает такой способ авторизации, зарегистрировать личный кабинет.

4

Найдите подходящий тендер, соберите необходимые документы, оформите заявку на участие и отправьте всё заказчику.

Подождите, пока объявят победителя. Это произойдёт в указанный в положении о закупке срок.

Проигравшие получат деньги обратно также в срок, указанный в положении: не более чем через 7 рабочих дней со дня подписания протокола.

П. 24
Постановления Правительства от 11 декабря 2014 г. № 1352

Если решили участвовать в малых закупках, регистрируйтесь на «Берёзке» через ЕСИА, добавляйте свои товары и отслеживайте запросы заказчиков. Процедура заключения договора проходит на выбранной заказчиком ЭТП.

На подготовку первого пакета документов для участия потребуется несколько дней.

Дальше будет проще: большинство заказчиков требуют примерно одинаковый перечень документов, и, подготовив пакет для одной заявки, вы сделаете основную часть работы для аналогичных торгов.

Список необходимых документов и технические требования к ним не установлен законом, заказчик прописывает требования в положении о закупке.

Для участия практически в каждом тендере понадобится выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, устав и решение о назначении генерального директора для ООО или копия паспорта для ИП.

Заказчик также может потребовать:

  • документы для регистрации на электронной торговой площадке;
  • лицензии на работы, свидетельства и сертификаты;
  • бухгалтерские документы: баланс и отчёт за прошедший финансовый год, актуальную справку об отсутствии задолженности по налогам;
  • документы для подтверждения квалификации: договоры с контрагентами, отзывы и рекомендательные письма.

Готовьте документы в формате .pdf. В один файл помещайте один документ.

c

Cделайте качественные скан-копии: весь текст в документах должен быть ясно читаемым.

c

Следите за нумерацией файлов и описью заявки.

c

Банковские реквизиты старайтесь предоставить в формате .doc: так данные можно копировать в договор напрямую, а не перепечатывать из скана.

Если участвуете в торгах по 223-ФЗ, внимательно изучайте положение о закупке: на волю заказчика отданы список документов, требования по лицензиям и другие параметры тендера.

Перед подачей заявки убедитесь в том, что вы точно сможете выполнить условия договора по тендеру.

Если сорвёте соглашение, придётся платить штрафы, а репутация будет испорчена, значит, вы не сможете получить другие тендеры.

Источник: https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/kak-uchastvovat-v-kommercheskih-zakupkah-po-223-fz/

Фас объяснила идею ограничить круг площадок для закупок госкомпаний :: экономика :: рбк

Закрытые закупки по 223

После презентации инициативы ФАС несколько операторов торгов по 223-ФЗ, которые могут быть отстранены от закупок госкомпаний, пожаловались в правительство. Копия обращения есть в РБК. Как следует из документа, правительство перенаправило письмо в Минфин, Минэкономразвития и ФАС с просьбой рассмотреть обращение и сообщить результаты.

Документ подписали руководители четырех площадок: ОТС, «Биржа СПБ», ЕСТП и ЭТП (официальная торговая площадка «Ростеха» и «Транснефти»). По данным Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), все они работают приблизительно с 5 тыс.

заказчиков и за 2019 год провели закупки на 780 млрд руб. При этом только три крупнейшие площадки из списка правительства работают с 20 тыс. заказчиков и провели закупки на 5 трлн руб.

В письме утверждается: «ФАС и Минфин выстраивают административные барьеры для развития рынка, вводят искусственные ограничения для входа новых инновационных игроков, последовательно осуществляют административный передел в пользу олигополии из восьми «отобранных ЭТП» в ущерб всем остальным». Тенденция к унификации торгов создает риск ухода с рынка большинства операторов коммерческих площадок, предупредили авторы обращения.

РБК направил запросы в правительство, Минфин и Минэкономразвития.

Мнение крупнейших игроков

Возможность перевести все закупки госкомпаний по 223-ФЗ на ограниченное число площадок обсуждается последние лет пять, рассказал РБК гендиректор Российского аукционного дома (РАД) и глава комитета по торгам и закупкам «Деловой России» Андрей Степаненко.

«Среди основных причин в пользу небольшого количества участников — это возможность интеграции с площадками по большому объему бизнес-процессов, возможность контроля площадок, управляемость стратегически важной закупочной отрасли в целом, — прокомментировал РБК гендиректор «РТС-тендера» Владимир Лишенков. — Думаю, сложно поспорить с тем, что восемь универсальных игроков функционируют в конкурентной среде».

По мнению Степаненко, после передачи всех закупок по 44-ФЗ восьми операторам был «достигнут необходимый баланс».

«Эти площадки сильно изменились с 2018 года: стали универсальными, занимаются не только закупками, но и продажами, появились новые сервисы для заказчиков и поставщиков, — отметил он.

 — За закупками на нескольких площадках проще следить, но далее сокращать их число нецелесообразно».

Конкуренция среди электронных площадок стимулирует развитие новых сервисов для клиентов, и в то же время игроки должны соответствовать «весомым требованиям» для исключения однодневок, прокомментировала РБК заместитель гендиректора национальной электронной площадки «Фабрикант» (оператор — АО «ЭТС», входит в отобранные правительством) Мария Семенова. Ограничить число допущенных к торгам операторов необходимо, чтобы избавиться от площадок-однодневок, солидарна замгендиректора Агентства по госзаказу Татарстана Вероника Шегунова.

С 2014 года регулирование ужесточилось и проблема «фантомных» площадок-однодневок уже не так актуальна, поясняли ранее РБК эксперты. Например, все действующие сейчас электронные площадки по продаже имущества банкротовполучили аккредитацию после проверки Минэкономразвития и вступили в саморегулируемые организации (СРО), где созданы компенсационные фонды для возмещения вреда.

В чем претензии авторов письма

Авторы жалобы в правительство утверждают: якобы шесть из восьми отобранных правительством площадок были выбраны без конкурса, а еще две допущены исходя из общей суммы проведенных закупок, без учета числа заказчиков и процедур.

Конкурс проводился исходя из требований к площадкам, введенных в 2018 году постановлением правительства № 656. «Это был не номинальный отбор, — прокомментировал РБК гендиректор «РТС-тендера».

 — Межведомственной комиссией с участием представителей Минфина и Федерального казначейства были проведены технологические аудиты площадок, проверки интеграции с ЕИС, ЕСИА и системой «Независимый регистратор».

За этим стояла масштабная и трудоемкая подготовительная работа».

По мнению гендиректора РАДа Степаненко, теперь необходимо скорректировать введенные в 2018 году требования к площадкам с учетом их универсальности.

В частности, согласно документу, оператор электронной площадки обязан обеспечивать не менее 5% общего числа закупок, которое рассчитывается как общее количество состоявшихся процедур.

«5% рынка по количеству закупок сегодня преодолевают только три из восьми отобранных правительством площадок. Если нормативы не изменятся, то число площадок может сократиться и это точно негативно отразится на отрасли», — предупредил Степаненко.

Как считают авторы обращения в правительство, отобранные правительством операторы «не прилагают достаточных усилий для привлечения и обучения МСП». «Российский аукционный дом, со своей стороны, предоставляет малому и среднему бизнесу все необходимые сервисы. Не знаю, чем инструменты пожаловавшихся правительству площадок лучше», — прокомментировал гендиректор РАДа.

Пожаловавшиеся в правительство операторы указали, что за 2019 год на них подано меньше жалоб, чем на отобранные правительством площадки. В ФАС отметили, что приводимые цифры по электронным площадкам не релевантны.

«Статистика ни о чем не говорит, бóльшая часть жалоб являются необоснованными», — пояснила замгендиректора «НЭП — Фабрикант» Семенова. Зачастую основная причина — неправильные действия самих участников (поставщиков).

К примеру, нарушение регламентированных сроков подписания контрактов, отсутствие обеспечительных средств в полном объеме (на спецсчете), некорректное заполнение заявки, отсутствие (неправильное оформление) документов и т.д.

, пояснила эксперт.

«Банально: есть ложь, большая ложь и статистика. Наша площадка за 11 лет имеет 11 жалоб, признанных ФАС обоснованными», — сказала РБК замгендиректора Агентства по госзаказу Татарстана Шегунова.

Статистика по жалобам на площадки для госказкупок не показательна, поскольку число заказчиков по 44-ФЗ кратно больше, чем заказчиков по 223-ФЗ, пояснил гендиректор «РТС-тендера» Лишенков.

Другая причина — это существенно большее число процедур на отобранных площадках.

«Чем больше процедур, тем большее количество спорных ситуаций может возникнуть среди всех сторон и участников процедуры закупок», — отметил он.

Ранее Минэкономразвития в рамках реформы банкротств выступило за перевод всех торгов имуществом должников с нынешних 48 площадок на восемь отобранных правительством.

По мнению ведомства, это позволит продавать активы должников дороже, а значит удовлетворять больше требований кредиторов.

Участники рынка выступили против реформы, предупредив о закрытии 90% площадок по продаже имущества банкротов, рисках остановки торгов и росте тарифов.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/25/05/2020/5ec7b87d9a794741e4dbe727

Закрытые закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Закрытые закупки по 223

Что такое закрытые закупки в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ: закрытый конкурс, закрытый аукцион и другие. Тезисно о процедурах за «закрытыми дверями», видах и особенностях закрытых закупок

Закон ограничивает виды закрытых процедур:

Ст. 24 и 84 Закона 44-ФЗ определяет формы закрытых процедур: закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.

Ст. 3.5 Закона 223-ФЗ устанавливает примерный перечень форм проведения закупок: закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый запрос котировок, закрытый запрос предложений или иная конкурентная закупка в соответствии с Положением о закупках.

и условия их проведения закрытым способом:

ст.

84 Закона 44-ФЗ предусмотрены следующие случаи:
1) закупки товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
2) закупки товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
3) заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;
4) закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов;
5) закупок федеральными органами исполнительной власти (перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 № 223) осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями.

Перечень указанных органов, учреждений и предприятий утверждается Правительством Российской Федерации.

Закрытые закупки, кроме пункта 5, заказчики согласовывают в ФАС.

ст. 3.

5 Закона 223-ФЗ предусмотрены случаи проведения закрытых процедур: в случае, если сведения о такой закупке составляют государственную тайну, или если такая закупка осуществляется в рамках выполнения государственного оборонного заказа в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры, или если координационным органом Правительства РФ или Правительством РФ в отношении такой закупки принято соответствующее решение.

Закрытые закупки заказчики по 223-ФЗ согласованию с ФАС не подлежат, в т.ч. в случае отсутствия Положения о закупках и проведения закупок по правилам 44-ФЗ (п. «б» ч. 7 ст. 8 Закона 223-ФЗ).

Открытая часть информации

По Закону 44-ФЗ информационное обеспечение строго ограничено, правила проведения закупок установлены Положением об особенностях проведения закрытых электронных процедур и порядке аккредитации на специализированных электронных площадках (утв. Постановлением Правительства № 223 от 28.02.2019).

По Закону 223-ФЗ сведения о закрытых закупках не публикуются – правила проведения определяются Положением о закупках.

При проведения закрытых закупок по 44-ФЗ в ЕИС публикуется только извещение. Закупочная документация, включая итоговые протоколы, не публикуется.

Процедура закрытой закупки по 44-ФЗ проводится на специализированной ЭТП – ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (http://www.astgoz.ru).

Для того, чтобы иметь возможность принять участие в закрытой закупке Участник должен быть включен в реестр участников закрытых электронных процедур. Включение в реестр осуществляется автоматически после аккредитацию на АИС ГЗ (осуществляется в заявительном порядке). Отметим, что далеко не все закрытые закупки связаны с необходимостью обеспечения гос.тайны, однако обязательное условие аккредитации (и соответственно участия в закрытых процедурах) – наличие лицензии на работу с гос. тайной. Еще одним изъятием из принципа обеспечения конкуренции является то, что принять участие в некоторых закрытых закупках по 44-ФЗ могут только те участники, которым Заказчик направил приглашение принять участие в закрытой электронной процедуре.

Заказчики по 223-ФЗ, как правило, для обеспечения проведения закрытых процедур, проводят предварительный предквалификационный отбор будущих участников.

Особенности проведения закрытого конкурса

Правила проведения закрытых конкурсов по 44-ФЗ в целом совпадают с обычными конкурсами с некоторыми нюансами.

Если сведения с гос. тайной содержатся в документацииЕсли сама закупка представляет гос. тайну
УчастникиЗаказчик публикует извещение в ЕИС, доступное для ознакомления всем участникам.Участвовать могут только те, кто соответствует требованиям заказчика.Извещение не публикуются. Заказчик самостоятельно рассылает приглашения поставщикам.
Сроки публикацииИзвещение публикуют не меньше чем за 30 дней до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.Не меньше чем за 20 дней до вскрытия конвертов с заявками заказчик в письменной форме рассылает потенциальным участникам извещение о закупке.
Способ доведения информации до участниковПоставщики, заинтересованные в получении конкурсной документации, подают заказчику письменный запрос и прикладывают документы, которые подтверждают соответствие требованиям 44-ФЗ и наличие доступа к гос.тайне.Направление приглашения
Особенности процедурыВскрытие конвертов и подведение итогов проводятся в даты, указанные в извещении.Возможно досрочное вскрытие конвертов и подведение итогов возможно (с согласия всех участников, получивших приглашение).
Плата за участиеЗаказчик может установить плату за документы в размере, не превышающем расходы на подготовку копий.Заказчик может установить плату за документы в размере, не превышающем расходы на подготовку копий.

О проведении закрытой закупки заказчик сообщает в ФАС:

• Не позднее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов заказчик направляет копии всех приглашений принять участие перечень всех поставщиков, которым направлена конкурсная документация по их запросам.

• Протокол вскрытия конвертов с заявками и протокол оценки заявок составляют в двух экземплярах и не позднее рабочего дня после подписания отправляют в ФАС, а копии — всем участникам, которые подали заявки.

Особенности проведения закрытого конкурса с ограниченным участием

Закрытый конкурс с ограниченным участием предполагает направление приглашений Заказчиком ограниченному кругу лиц, соответствующих условиям документации (т.е. прошедшим предквалификационный отбор).

Закрытый конкурс с ограниченным участием проводится по тем же правилам, что и обычный, но с учетом особенностей закрытых закупок. Правила, по которым публикуют информацию о закрытом конкурсе с ограниченным участием, совпадают с правилами проведения закрытого конкурса.

Протокол оценки заявок (а равно протокол результатов проведения предквалификационного отбора) составляется в двух экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой его подписания.

В протоколе указываются:• обоснование принятых заказчиком решений,• перечень лиц, соответствующих установленным требованиям,

Не позже следующего рабочего дня копии протокола заказчик отправляет в ФАС и участникам, подавшим заявки.

отличается только тем, что побеждает участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа конкурса. Остальные правила и сроки проведения совпадают с правилами обычного конкурса и с ограниченным участием.

Правила проведения закрытых аукционов по 44-ФЗ в целом совпадают с обычными аукционами с некоторыми нюансами.

Если сведения с гос. тайной содержатся в документацииЕсли сама закупка представляет гос. тайну
УчастникиЗаказчик публикует извещение в ЕИС, доступное для ознакомления всем участникам.Документация не публикуется.Извещение не публикуются. Заказчик самостоятельно рассылает приглашения поставщикам с указанием порядка получения документации.
Сроки публикацииИзвещение публикуют не меньше чем за 30 дней до вскрытия конвертов с заявками на участие в аукционе.Не меньше чем за 10 дней до вскрытия конвертов с заявками заказчик в письменной форме рассылает потенциальным участникам извещение о закупке.
Способ доведения информации до участниковПоставщики, заинтересованные в получении документации, подают заказчику письменный запрос и прикладывают документы, которые подтверждают соответствие требованиям 44-ФЗ и наличие доступа к гос.тайне.Поставщики, заинтересованные в получении документации, подают заказчику письменный запрос и прикладывают документы, которые подтверждают соответствие требованиям 44-ФЗ и наличие доступа к гос.тайне.
Плата за участиеЗаказчик может установить плату за документы в размере, не превышающем расходы на подготовку копий.Заказчик может установить плату за документы в размере, не превышающем расходы на подготовку копий.

Не позднее чем за 5 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие заказчик направляет в ФАС перечень всех лиц, которым:• направлена документация о закрытом аукционе по их запросам,

• копии всех приглашений принять участие в закрытом аукционе.

Обжалование закрытых процедур

Осуществляется по общим правилам, но с соблюдением режима гос. тайны.

Источник: https://pravorf.ru/blog/zakrytye-zakupki-po-44-fz-i-223-fz

Закрытые и открытые торги – в чем разница

Закрытые закупки по 223

Для того, чтобы корректно описать различия в классификации тендеров по таким направлениям, как закрытые и открытые, необходимо дать определение самому понятию тендер.

Значение данного термина в переводе с английского весьма разнообразно, но в данном контексте нас интересует именно конкурсная форма отбора предложений на поставку товара, оказание услуг или выполнения каких-либо работ.

На закрытые и открытые — торги подразделяются по составу участников. Процесс проведения тех и других закупок мало чем отличается, а разница заключается именно в методе выбора участников.

Открытые торги

В основном заказчики используют открытые тендеры, поэтому они более распространены. Данные о планируемой закупке размещаются в ЕИС в свободном доступе. Также, информация находится непосредственно на электронной площадке, на которой проходит этот торг.

Компания, желающая принять участие, подает заявку на электронную площадку, оформленную согласно требованиям тендерной документации.

Рассмотрим, как проходят открытые торги на примере участия в конкурсе. Это целесообразно, потому что государственные организации сейчас являются основными и постоянными заказчиками во многих отраслях. Порядок проведения открытых торгов строго регламентирован.

Этапы проведения открытых конкурсов:

1 этап — создаётся конкурсная комиссия, после чего начинается подготовка документации для организации конкурса.

2 этап — в общедоступных источниках размещается извещение о проведении закупки, наряду с этим публикуется конкурсная документация. В ней указываются условия проведения тендеров, требования, которые должны выполнить поставщики для участия, а также критерии отбора. Эти данные общедоступны и бесплатны.

Потенциальные поставщики должны не позднее указанного в документах срока оставить заявки на участие. Также, к своим предложениям участники прилагают дополнительные документы, описывающие характеристики поставляемого товара или услуги, а также информацию об организации (свидетельства, лицензии и т.д.).

При желании заказчика, может быть проведена дополнительная предварительная классификация. На ней выделяются только те поставщики, предложения которых соответствуют требованиям, указанным в тендерной документации.

Если была подана всего одна заявка на участие в открытом конкурсе, то он признается не состоявшимся и у заказчика есть выбор: изменить тендерную документацию и объявить закупку заново или не проводить повторный конкурс вовсе.

Если заказчик по каким-то причинам решил отменить или внести некоторые изменения в условия после объявления о начале конкурса, то по закону он может это сделать не позднее 5 дней до окончания приема заявок. При этом, срок приема заявок должен быть увеличен так, чтобы до окончания осталось не менее 10 дней.

Другие изменения, такие как смена лота или увеличение обеспечения — строго запрещены.

3 этап – рассмотрение первых частей заявок. Срок рассмотрения не может превышать 5 рабочих дней, а при НМЦ контракта не превышающей 1 млн. руб. срок рассмотрения должен быть 1 рабочий день с даты окончания подачи заявок. 

Срок рассмотрения вторых частей не превышает 3 рабочих дня, а при НМЦ не превышающей 1 млн. руб. 1 рабочий день.

4 этап – анализ предложений поставщиков и выявление победителя. В срок не позднее следующего рабочего дня, после размещения протокола рассмотрения вторых частей, размещается итоговый протокол. Не ранее 10-ого и не позднее 20-ого дня с этого момента с победителем должен быть заключён контракт.

Помимо конкурса, бывают открытыми и аукционы. Они проводятся по похожему принципу.

Закрытые тендеры

В закрытых тендерах отбор участников весьма отличается от ранее описанного метода. Для выбора данного вида торгов у заказчиков есть причины:

  1. чтобы выполнять заявленную работу или поставлять необходимый товар нужно иметь квалификацию и этими ресурсами обладает малое количество поставщиков;

  2. обеспечение товаром носит секретный характер или закупается для безопасности.

Тендерная документация и вся остальная информация является конфиденциальной, объявление о проведении закрытого торга распространяется не в открытом доступе, а высылается индивидуально определенным компаниям. В этом и есть главное различие между открытыми и закрытыми аукционами, в остальном все аналогично в порядке их проведения, за некоторыми исключениями.

При проведении закрытого аукциона или конкурса обязательным условием является обоснование именного такого вида закупок. Заказчик должен предоставить достаточно доказательств органам государственной власти. После этого, в течение 10 рабочих дней должно быть получено соглашение на проведение тендера.

Лишь после этого потенциальным поставщикам рассылаются приглашения к участию в закрытом торге.

Право участия предоставляется только тем организациям, которые соответствуют условиям ч.1 ст.31 44-ФЗ и имеют достаточно возможностей, чтобы осуществить весь объём предлагаемых заказчиком работ, услуг или поставок.

Все документы, а также сами заявки на закрытый аукцион, необходимо передавать в бумажном виде, использовать электронный формат для пересылки документации строго запрещено. Нельзя распространять и публиковать информацию о закрытом тендере в открытых источниках. Для сохранения конфиденциальности на заседании конкурсной комиссии так же запрещается видео- и фотосъемка.

Выводы

Естественно, государственные органы выступают за проведение и участие открытых торгов и аукционов. Такой метод закупки минимизирует риск коррупции и сговора участников. Все данные о проводимом торге, этапах проведения и определении поставщика находятся в открытом доступе в ЕИС. Однако даже этот вид закупок не является панацеей от данного недуга общества.

Вы можете самостоятельно выявить «плюсы» и «минусы» тех и других разновидностей закупок, учитывая профиль вашей компании, её особенности, стратегию развития и многое другое. И на основе полученных данных определить какой из методов проведения тендера для вас наиболее оптимален.

© ООО МКК “РусТендер” 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника – tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Заявка на участие в открытом конкурсе

Электронный аукцион по 44-ФЗ

Запрос предложений: особенности применения

Поделитесь ссылкой на эту статью

Источник: https://tender-rus.ru/articles/kak-zarabotat-v-sisteme-goszakaza-44-fz-i-223fz/otkrytye-i-zakrytye-tendery-shodstva-i-razlichiya

Новые запреты: как изменятся госзакупки по 223-ФЗ

Закрытые закупки по 223

Нововведения в закон о закупках ощутимо изменят процедуры по 223-ФЗ. Все закупки поделятся на конкурентные и неконкурентные.

Приоритет получат первые, которые будут проводиться в основном в электронной форме. Нормы наделяют заказчика новыми обязанностями. В частности, добавились правила, как надо описывать предмет закупки.

тенденция – сближение с более строгими правилами закона о госзакупках 44-ФЗ.

Первого июля вступили в силу значительные изменения в закон № 223-ФЗ, который регулирует закупки госкорпораций, унитарных предприятий и прочих коммерческих организаций с участием государства более 50%. Главное нововведение в том, что закупки будут поделены на конкурентные и неконкурентные.

В конкурентных извещение, как правило, будет размещаться в единой информационной системе (ЕИС), а сами такие закупки станут по умолчанию электронными. Исключение – если заказчик указал другой порядок в документации.

Если в закупке могут принимать участие только субъекты малого и среднего предпринимательства, то электронная форма становится обязательной, говорится в новом законе.

Он впервые предусмотрел правила, по которым заказчики должны подготавливать техническое задание, приравнял запрос котировок и предложений к формам торгов и определил общие требования к ним. Также регламентированы особенности проведения аукционов и конкурсов.

Электронные площадки: почему никто не готов

Закон определил порядок проведения конкурентных закупок в электронной форме. Предприниматели должны будут пройти аккредитацию на новых электронных площадках. Чтобы внести денежные средства в качестве обеспечения, поставщику придется открыть специальный счет в банке, который уполномочен Правительством.

По словам Калининой, закупки у малого и среднего бизнеса заработают не с 1 июля 2018 года, а только после того, как начнут функционировать новые операторы площадок (ориентировочно осенью). Как сообщали «Ведомости», Правительство продлило банкам срок для заключения договоров с площадками до 1 января 2019 года.

Подготовиться не успевают и крупные заказчики: на круглом столе в Совете Федерации они просили дать еще несколько месяцев, чтобы состыковать свои программы с ЕИС. Поставщикам, в свою очередь, нужно время, чтобы открыть банковские спецсчета, писал  «Коммерсант».

Несмотря на задержку, заказчикам уже сейчас надо учитывать предстоящие изменения, предупреждает Калинина.

В конце апреля “Ведомости” сообщали, что проект требований Правительства к спецсчетам может заблокировать малому и среднему бизнесу доступ к закупкам.

Как следовало из публикации, проект предусматривал, что предприниматель может одновременно открыть спецсчет только в одном банке, который привязан к одной площадке.

Но в итоговом тексте постановления, опубликованном 4 июня 2018 года, такого положения нет. “Спецсчета можно будет открывать в разных банках”, – успокаивает Калинина.

Конкурентные закупки: новые ограничения

Кроме того, заказчикам теперь запрещено требовать обеспечение заявок, если начальная цена договора в конкурентной закупке составит меньше 5 млн руб.

Это облегчит жизнь малому бизнесу, но, с другой стороны, недобросовестным поставщикам будет легче заниматься демпингом и закупочным рейдерством, оценивает партнер DS Law Мария Калинина. Порядок проведения конкурентной закупки предусматривает права и обязанности сторон.

Участники могут направлять запросы о разъяснении положений документации. Заказчик обязан разместить ответ в ЕИС в течение трех рабочих дней. Конкурентную закупку он может отменить лишь тогда, когда еще не истек срок подачи заявок.

Что же касается неконкуретных закупок (у единственного поставщика), заказчик должен привести в положении о закупках закрытый перечень случаев, когда это возможно, а также способ и порядок их проведения. Такой исчерпывающий перечень, от которого нельзя отклоняться, должен помочь сделать закупки более конкурентными, надеется Анна Большакова из Art De Lex.

“Раньше большинство положений о закупках содержало открытый перечень случаев закупок у единственного поставщика. В результате госкомпании проводили в этой форме треть закупок. Закрытый перечень должен улучшить ситуацию”, – считает юрист Art De Lex Анна Большакова.

Помимо этого, появились правила описания товаров, работ или услуг в конкурентных закупках:

  • нужно указать функциональные характеристики (потребительские свойства) объекта, а также технические, качественные и при необходимости эксплуатационные;
  • в большинстве случаев нельзя указывать товарные знаки, фирменные наименования, страну изготовителя и т. д., поскольку это необоснованно ограничивает количество участников закупки;
  • если назвать товарный знак все-таки необходимо, нужно предусмотреть возможность эквивалента. В законе называются исключения, например, требуется запчасть или расходный материал к машине и производитель требует именно оригинал.

Вместо начальной (максимальной) цены договора можно будет установить цену единицы товара и максимальную цену договора. Еще один вариант – формула определения цены договора и ее максимальное значение.

223-ФЗ+44-ФЗ=?

По мнению Калининой, 223-ФЗ перестал быть рамочным законом, который определяет лишь общие принципы и передает большинство вопросов на откуп заказчика. Теперь свобода заказчика существенно ограничена.

” тенденция – сближение правил 223-го и и более строгого 44-го законов. Новые ограничения в 223-ФЗ в значительной степени механически списаны с закона о госзакупках 44-ФЗ, но у него совсем другой предмет регулирования”, – отмечает партнер DS Law Мария Калинина.

Тенденция видна на примере новых правил описания предметов закупки. Они списаны из 44-ФЗ, но не адаптированы к специфике корпоративных закупок, продолжает партнер DS Law. Но в целом она выступает за ограничение прав корпоративных заказчиков: «До сих пор это был очень неконкурентный рынок, где было принято ловить рыбу в мутной воде».

Поставщикам надо уже сейчас подготовить новые положения о закупках, которые бы отвечали всем требованиям новой редакции 223-ФЗ. «Наши юристы помогают акционерным обществам, автономным учреждениям и другим корпоративным заказчикам, чтобы успеть к 1 июля, – поделилась Калинина. – Но далеко не все этим занимаются. В этом случае их подстегнут жалобы поставщиков, когда изменения вступят в силу».

Источник: Право.Ru

Подписаться

Центральный банк РФ опубликовал список из 438 российских банков, которым разрешено проводить удаленную идентификацию. Среди них есть банки с государственным участием, крупные коммерческие и региональные.

Президент России Владимир Путин подписал закон, который упрощает порядок осуществления госзакупок. Теперь государственные и муниципальные унитарные предприятия смогут закупаться за счёт внебюджетных средств. Об этом сообщается на сайте Кремля.

Источник: https://iecp.ru/news/item/417745-novyye-zaprety-kak-izmenyatsya-goszakupki-po-223-fz

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.