Закрытые закупки в рамках 223 фз
Закупочные процедуры по 223-ФЗ
Все кто принимает участие в закупочных процедурах, знает о строгих рамках федерального закона 44-ФЗ, который жестко регулирует государственные закупки в каждом отдельном аспекте.
В отличие от упомянутого законодательного акта, 223-ФЗ носит более лояльный характер, и устанавливает лишь общие условия проведения коммерческих закупок.
Таким образом, организация заказчик обязана самостоятельно утвердить все детали предстоящей торговой процедуры, и составить специализированный документ — положение о закупках.
Кроме того, закупочные процедуры по 223-ФЗ могут проводиться в более широком диапазоне электронных торговых площадок (ЭТП), которых насчитывается более полутора сотен, тогда как госзакупки доступны лишь на федеральных ЭТП, не превышающих десятка платформ.
В целом, заказчиками, использующими федеральный закон 223-ФЗ, являются следующие организации:
- государственные компании и госкорпорации с долей уставного капитала, 50 процентов которого контролируется государственными органами, а также их дочерние предприятия и филиалы;
- естественные монополии, коммунальные предприятия, транспортные компании и другие организации, имеющие 50 процентное участие государства;
- муниципальные и федеральные унитарные учреждения, производящие закупки за счет собственных средств или полученных грантов, включая случаи личного участия в контрактах и привлечение к этому процессу третьих лиц.
Наконец, при государственных закупках, подразумевается контрактная форма сотрудничества, а при коммерческих, по 223-ФЗ, на основе договора.
Данный тип проводимых торговых процедур требует большей квалификации от поставщика или подрядчика, поэтому рекомендуется организациям, уже имеющим опыт в исполнении государственных контрактов по 44-ФЗ.
Виды процедур
Виды закупок по 223-ФЗ чрезвычайно разнообразны и предоставляют организатору торгов полный инструментарий для удовлетворения своих нужд множеством доступных способов.
Конкурентная закупка по 223-ФЗ представляет собой торговую процедуру, проводимую в бумажной или электронной форме, и имеющую свои условия участия для подрядчиков и поставщиков, а также методы определения победителя из числа подавших заявки участников.
Конкурентные закупки могут включать в себя следующие разновидности процедур:
- аукционы. Различают открытые, закрытые и проводимые в электронной форме, а сроки проведения составляют 15 дней. Согласно 223-ФЗ, организатор может произвольно стартовать торговый закупочный аукцион на основании своего положения о закупках, так как в законе нет четких критериев описывающих условия инициации данной процедуры. Как правило, аукцион используется в том случае, когда известна номенклатура и определенны характеристики товара, и требуется лишь выбрать наиболее выгодное ценовое предложение. Победителем аукциона признается участник, который предложит наименьшую цену поставки;
- конкурсы. Также различаются открытой, закрытой и электронной формой проведения. Данный тип закупочной процедуры применяется для определения наилучшей заявки по обозначенным оценочным критериям, которые позволяют выявить наиболее удачного исполнителя и условия удовлетворения договора. Сроки проведения составляют также 15 дней. Участники подают заявки с требуемым пакетом документов, подтверждающим их квалификацию, наличие необходимых ресурсов (в том числе лицензий и партнерских соглашений), а также справки о соответствии экологическим и иным нормам. После анализа и оценки заявок, объявляется победитель конкурса, с которым и заключается договор;
- запрос котировок/предложений. Данный тип закупочной процедуры похож на два предыдущих, но более прост и имеет преимущества для заказчика. Суть его в том, что участники должны отправлять свои ценовые либо коммерческие предложения, согласно предмету и условиям торгов, из которых затем выбирается наиболее соответствующий критериям вариант. Запросы предложений и котировок проводятся в более короткие сроки (5-7 дней) и требуют меньше проектной документации, что очень удобно для быстрых закупок. Кроме того, заказчик не обязан заключать договор с победителем.
Помимо основных процедур перечисленных выше, в отдельных случаях могут применяться дополнительные виды:
- конкурентные переговоры. Потенциальным участникам направляются информационные оповещения, после чего производится процесс переговоров, в результате которого побеждает участник с наиболее выгодными условиями сотрудничества;
- закрытые виды закупок. Используются для торгов, предметом которых являются объекты государственной тайны, либо объекты, квалифицированные как запрещенные к размещению в ЕИС.
- закупки у единственного поставщика. Данный вид возможен при внесении его в положение о закупках, с четким регламентом условий.
Порядок проведения конкурентных закупок
Вне зависимости от способов проведения закупки по 223-ФЗ, любая инициируемая процедура состоит из этапов, которые требуется выполнить организатору и участникам для ее осуществления. Основные этапы процедуры при любом типе реализации закупок:
- Подготовка плана. Согласно закону 223-ФЗ, заказчик обязан составить план закупок и разместить его в открытом доступе в единой информационной системе (ЕИС). План составляется не менее чем на полгода вперед, а нормативы по его разработке указанны в Постановлении Правительства №932 от 2012 года. В целом, в план вносят ОКВЭД-2, ОКПД-2 коды, описание номенклатуры товаров и услуг, объемы и цены контрактов.
- Перед проведением закупки требуется заблаговременно разместить информационное извещение в ЕИС. В его информацию входит проект контракта, сроки проведения, техзадание, форма для участия и инструкции по ее заполнению и т.п.
- Разъяснение положений. Если в ходе публикации и сбора заявок приходят запросы на разъяснение, необходимо предъявить их в полном объеме и выложить информацию об этом в ЕИС, без упоминания автора конкретного запроса. На это отводится 3 рабочих дня, но не позднее срока окончательного приема заявок.
- Изменение в закупочных документах. Если организатор заметил ошибку в своей документации, уже после инициации торгов, он может внести в нее корректирующие изменения, с обязательным продлением сроков проведения процедуры. При этом сроки продления составляют минимум половину от изначального количества дней. Отменить процедуру можно в любой момент на этапе приема заявок, но не позднее, чем за день до его окончания.
- Подача заявок на участие. Производится согласно срокам, указанным в проектной документации и положении о закупках.
- Внесение гарантийного обеспечения. Это опциональный этап. Если обеспечение предусмотрено правилами участие, то оно не может превышать сумму в 5 процентов от НМЦК.
- Рассмотрение заявок. Заявки оцениваются по установленным правилами критериям, либо по цене, в случае аукциона или запроса котировок.
- Составление протокола. Бывают промежуточные протоколы на этапе рассмотрения и оценки заявок, и итоговый протокол, в котором уже объявляется победитель процедуры.
- Подписание договора. Победителю высылается проект контракта для ознакомления. На это дается срок в 10 дней. В течение следующих 10 дней, необходимо подписать договор, а информацию об этом добавить в ЕИС не позднее чем через 3 дня с момента подписания.
Сроки проведения процедур и размещения документации:
- положение о закупке размещается в ЕИС в течение 15 дней после утверждения;
- извещение о предстоящей закупке — за 20 дней до конца приема заявок;
- изменения в извещение, разъяснения запросов, протоколы — в течение 3 дней после составления;
- сроки подачи заявок по 223-ФЗ в аукционах и конкурсах — минимум 15 дней, 7 дней при запросе предложений и 5 дней при запросе котировок.
Дополнительные этапы
В качестве дополнительных, но необязательных этапов, могут выступать следующие пункты:
- переторжка. Данная процедура представляет собой дополнительную корректировку ценовых предложений, при сохранении всех прочих условий. Она производится после предварительного рассмотрения заявок, а ее дата указывается в правилах проведения закупочной процедуры;
- предквалификационный отбор. Процедура применяется в основном крупными корпорациями, нуждающимися в товарах и услугах со сложными техническими и эксплуатационными характеристиками. Смысл в составлении списка потенциальных поставщиков, на основе просмотра их заявок снабженных требуемой квалификационной документацией.
, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: https://tendr.guru/223fz/zakupochnye-procedur-po-223-fz
Главное о закупках по 223-ФЗ: положения, особенности и требования к участию
Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ регулирует отношения в сфере госзакупок так же, как и 44-ФЗ.
Но если 44-ФЗ действует там, где заказчики на 100% относятся к государственному или муниципальному сектору, то 223-ФЗ — закон для заказчиков с определённой долей (от 50%) участия государства, региона или муниципального образования.
Для начинающих участников сферы госзакупок больше подходит работа по 44-ФЗ, где все строго регламентировано, а заказчики и участники подчиняются единым правилам.
223-ФЗ подойдёт тем, кто уже освоился в госзакупках, ищет перспективы для роста бизнеса, но не готов сразу уйти в коммерческие тендеры. Нормативная система закона — базовые положения о закупках.
Конкретные условия и требования заказчики определяют самостоятельно, в допустимых законом пределах.
Работу по 223-ФЗ можно назвать промежуточным этапом — переходом от участия в госзакупках к коммерческой тендерной системе. С одной стороны, есть хоть и рамочные, но все-таки единые правила проведения закупок.
С другой — предприниматели и компании вникают в особенности коммерческих тендеров, набираются опыта и формируют репутацию.
Участие в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ — отличная база для успешного старта в полностью коммерческих торгах.
Чем отличается 223-ФЗ от 44-ФЗ
Федеральный закон №223-ФЗ намного меньше, чем 44-ФЗ, но это не означает, что работать по нему проще.
Федеральный закон №44-ФЗ регулирует всё очень детально, поэтому в нём больше статей, а в 223-ФЗ содержатся только основные принципы и положения о закупках.
Способы их проведения, требования к участникам и прочие нюансы заказчик определяет самостоятельно — в собственном положении о закупках. Это означает, что, помимо самого закона, участникам придется изучать правила, действующие для каждой конкретной закупки.
Другие отличия 223-ФЗ от 44-ФЗ:
- По 223-ФЗ работает конкретный перечень юридических лиц, указанных в статье 1 закона. К ним относятся компании с долей государственного, регионального или муниципального участия более 50%, их дочерние компании, субъекты естественных монополий, ресурсоснабжающие организации, отдельные государственные унитарные предприятия и бюджетные учреждения.
- 223-ФЗ разрешает заказчикам проводить закупки различными способами, которые предусматриваются в положении о закупках, они не должны противоречить закону. Способы не отличаются от предусмотренных 44-ФЗ: аукционы, конкурсы, запрос предложений или котировок, открытые, закрытые, двухэтапные формы и закупка у единственного поставщика.
- Заказчик вправе сам выбирать площадку для размещения заказа. Это может быть одна из федеральных ЭТП или коммерческая. Реестр всех заказчиков, работающих по 223-ФЗ, есть в ЕИС. Здесь же публикуются планы закупок и вся информация о закупках.
- Каждый заказчик должен разработать и утвердить положение о закупках, по которому он работает. Все положения находятся в специальном реестре ЕИС.
- Вопросы заключения и изменения контракта регулирует положение о закупке. В этом отношении действует свобода договора в пределах 223-ФЗ и гражданского законодательства.
Основные принципы закупок по 223-ФЗ
Несмотря на то, что заказчик вправе устанавливать свои правила закупок, они не должны нарушать установленные 223-ФЗ принципы и условия.
Принципы закупок:
- Информационная открытость.
- Равные для участников требования и условия закупки.
- Недопустимость дискриминации участников закупки.
- Запрет на установление для участников закупки неизмеряемых требований — таких, по которым они не могут самостоятельно оценить соответствие критериям.
- Недопустимость необоснованных и незаконных ограничений конкуренции.
- Целевое и эффективное расходования заказчиком средств.
- Обязанность соблюдения всех положений 223-ФЗ, других законов и нормативно-правовых актов Правительства РФ, принятых в соответствии и во исполнение 223-ФЗ.
Кроме того, 223-ФЗ определяет правила:
- конкурентной закупки, в том числе в электронной форме (ст.ст. 3.2-3.4);
- закупок в рамках реализации инвестиционных проектов с государственным участием (ст. 3.1);
- закупок отдельных видов товаров, работ и услуг государственными компаниями и корпорациями (ст. 3.1-1);
- закупок для создания объектов архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, разработки на их основе проектной документации для объектов капитального строительства (ст. 3.1-2);
- закупок у единственного поставщика и закрытым способом (ст.ст. 2.5 и 3.6);
- информационного обеспечения закупок (ст. 4);
- мониторинга и контроля закупок (ст.ст. 5 и 5.1, 6 и 6.1);
- обжалования нарушений в сфере закупок по 223-ФЗ (части 10—13 ст. 3).
Требования к участникам закупок
223-ФЗ только рамочно определяет требования к участникам закупок (поставщикам).
Участником закупки по 223-ФЗ может быть:
- юридическое лицо или группа юридических лиц, действующая как один участник;
- физическое лицо или группа физических лиц, действующая как один участник;
- индивидуальный предприниматель или группа ИП, действующая как один участник.
Для юридических лиц не имеют значения организационно-правовая форма, форма собственности, местонахождение организации и место происхождения капитала. Согласно позиции Минэкономразвития (письмо от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371), допускается участие в закупке аффилированных между собой участников.
Конкретные требования к участникам заказчик указывает в положении о закупках и в документации о закупке согласно положению о закупках. Иные требования предъявлять нельзя.
В положении и документации о закупке должны быть отражены:
- требования непосредственно к участникам;
- требования к закупаемым товарам, работам и услугам;
- требования к условиям исполнения договора (контракта);
- критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Среди требований заказчик вправе указать отсутствие участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков.
Какие конкретно требования к участникам может предъявить заказчик:
- Регистрация на территории РФ.
- Наличие лицензии, членство в профильной саморегулируемой организации (СРО), наличие сертификатов, свидетельств, других документов.
- Ненахождение в процессе ликвидации или банкротства.
- Отсутствие дисквалификации (приостановления деятельности) в административном порядке.
- Отсутствие задолженности по обязательным платежам.
- Определённые финансово-экономические показатели деятельности.
- Наличие определённой квалификации, опыта (стажа) у кадровой базы участника.
- Наличие определённой материально-технической базы.
- Требования к деловой репутации.
- Наличие системы менеджмента качества определённого стандарта.
- Наличие опыта определённой деятельности.
- Соответствие определённым показателям, которые характеризуют способность поставить нужный товар, выполнить работы или оказать услуги.
- Предоставление конкретного перечня документов, которые подтверждают соответствие требованиям.
Зачастую в положении о закупках перечень требований делается открытым, что позволяет конкретизировать критерии в документации о закупке.
Правительство РФ вправе устанавливать:
- приоритет российских товаров, продукции, работ и услуг;
- перечень заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной и (или) высокотехнологичной продукции;
- квоты и условия закупок, участниками которых являются представители сферы малого и среднего предпринимательства (МСП);
- запрет на размещение сведений о конкретной закупке в ЕИС;
- перечни и группы товаров, работ и услуг, сведения о закупке которых не размещаются в ЕИС;
- основания неразмещения в ЕИС сведений об участнике закупки, с которым заключён договор.
Для непосредственного участия в закупках необходимо быть зарегистрированным в Единой информационной системе и иметь аккредитацию на электронной торговой площадке, где проходит конкретная закупка.
Как контролируют закупки
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — главный орган, контролирующий соблюдение заказчиками и участниками закупок положений Федерального закона №223-ФЗ. Он же рассматривает большую часть жалоб.
Кроме того, предусмотрен ведомственный контроль на уровне федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Они контролируют закупки в порядке исполнения функций учредителя госкомпании, предприятия или учреждения, выступающего заказчиком.
В случае серьёзных нарушений со стороны участника закупки, в том числе допущенных в процессе исполнения договора, его могут внести решением ФАС в реестр недобросовестных поставщиков.
Читайте на нашем сайте больше статей по темам электронной подписи, электронного документооборота, информационной безопасности и электронных торгов:https://iitrust.ru/articles/
Источник: https://zen.yandex.ru/media/iitrust/glavnoe-o-zakupkah-po-223fz-polojeniia-osobennosti-i-trebovaniia-k-uchastiiu-5f1977087461176a85256c41