Закупка компьютеров по 223 фз

Закупки по 223-ФЗ: как проходят и кто в них может участвовать

Закупка компьютеров по 223 фз

Новичкам, которые только пришли на рынок закупок, трудно сразу разобраться во всех тонкостях процедур. В итоге их заявки отклоняют, а у предпринимателей остается мнение, что честной конкуренции тут просто нет.

Руководитель образовательных программ B2B-Center Наталья Патрунина рассказывает про особенности участия в крупнейшем сегменте российских закупок — торгах по Закону № 223-ФЗ. 

Кто проводит закупки по закону 223-ФЗ?

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” регулирует закупки госкомпаний, естественных монополий и организаций, которые работают в сфере коммунального хозяйства. Например, по 223-ФЗ проводят закупки “Газпром”, “Роснефть” и “РЖД”. 

В отличие от госзаказчиков субъекты Закона № 223-ФЗ тратят свои собственные, а не бюджетные деньги, но при этом их деятельность имеет большое общественное значение.

Неэффективные закупки таких компаний, могут, например, сказываться на повышении тарифов на газ или услуги ЖКХ, влиять на качество и безопасность оказываемых услуг и так далее.

Поэтому разумность закупок таких компаний контролирует государство.

В чем преимущества таких закупок для поставщиков?

Главный плюс закупок по 223-ФЗ в сравнении с контрактной системой состоит в том, что у субъектов этого закона больше мотивации выбрать действительно лучшее предложение  поставщика. Такие компании тратят собственные деньги, поэтому заинтересованы в качестве закупаемых товаров и услуг.

Кроме того, Закон № 223-ФЗ устанавливает основные принципы взаимодействия заказчика и поставщика и основные правила проведения конкурентных закупок, при этом оставляя заказчику право все, что не урегулировано законом, прописать в своем корпоративном положении о закупках. Таким образом, у заказчика больше инструментов для выбора контрагента с продукцией, лучшей не только по цене, но и по качеству, а это, в свою очередь, выгодно и добросовестному поставщику.

Кроме этого, для участия в большинстве закупок по 223-ФЗ поставщикам не нужно проходить регистрацию в Единой информационной системе, открывать спецсчета в определенных банках, нести другие дополнительные расходы и соблюдать различные формальности, свойственные контрактной системе.

Где искать закупки по 223-ФЗ?

Проще всего искать закупки в Единой информационной системе  или на электронных торговых площадках. Госкомпании могут проводить большинство своих закупок на любых ЭТП.

Но есть исключение — преференционные закупки для малого и среднего бизнеса проводятся на площадках для госзакупок. 

Как заказчики по 223-ФЗ выбирают поставщиков?

В последней редакции закона появилось норма о том, что закупки могут быть конкурентными и неконкурентными. Причем для конкурентных закупок многие правила заимствованы из закона 44-ФЗ.

Например, в конкурентных закупках заказчик не может произвольно закупать продукцию определенного бренда. Даже если в закупке указывается конкретный товарный знак, всегда присутствует оговорка «или эквивалент».  Этот пункт на руку поставщикам, т.к. дает возможность для участия большему числу компаний.

Например, заказчик с удовольствием купил бы молочную продукцию бренда «Родное село», но при этом он должен написать в закупочной документации, что рассматривает эквиваленты. И ему придется сравнить заявки от всех участвующих в закупке производителей молока.

Закон называет 4 основных конкурентных способа проведения закупок:

  • Аукцион.
  • Конкурс.
  • Запрос котировок.
  • Запрос предложений.

При чем в 223-ФЗ все эти способы названы торгами, в то время как Гражданский кодекс выделяет в качестве торгов только конкурс и аукцион.

В целом, для всех конкурентных закупок установлены общие правила: для каждого названного способа закупок определен  минимальный срок объявления, заказчик может отказаться от проведения закупок только до даты окончания приема заявок. Кроме того, как мы уже сказали, запрещено указание средств индивидуализации продукции, установлены правила внесения изменений в документацию о закупке и разъяснений участникам положений закупочной документации.

Поставщику очень важно знать, что в целях соблюдения требований закона заявка участника должна быть функционально разделена на две части и ценовое предложение.

Это должно обеспечить беспристрастность организатора при выборе победителя, поскольку данные о наименовании участника заказчик получает от оператора электронной площадки только на этапе формирования итогового протокола, когда выбор уже сделан.

Однако при этом и любая ошибка поставщика при подготовке заявки может стать причиной отклонения его предложения.

Закон позволяет заказчику устанавливать требование об обеспечении заявки только в крупных закупках, начальная (максимальная) цена которых составляет боле 5 млн. рублей. Кроме того, установлены сроки заключения договора с победителем, что объективно вносит определенную ясность на этом важном этапе. Договор заключается не ранее 10 дней и не позднее 30 с момента публикации итогового протокола.

Как принять участие в закупках по 223-ФЗ?

Большинство закупок по данному закону сейчас проводятся в электронном виде. Поэтому нужно найти подходящую закупку и пройти регистрацию на ЭТП. После этого внимательно прочитайте документацию и подавайте заявку.

На каких условиях в закупках по 223-ФЗ могут участвовать субъекты МСП?

Определенный круг заказчиков, работающих по 223-ФЗ, обязаны поддерживать малый и средний бизнес. Для этого 20% от всех договоров должны заключаться с субъектами малого и среднего предпринимательства. С марта 2020 года в круг такой поддержки будут включены и все самозанятые граждане.

Заказчики заранее публикуют перечень товаров, работ и услуг, который закупается только у малого и среднего бизнеса. И когда проводится закупка такой продукции, то круг ее участников ограничен данными субъектами. Такие закупки часто называются преференционными.

Именно они могут проводиться только на госплощадках, в то время как для остальных процедур по 223-ФЗ таких ограничений нет.

Поэтому малые и средние предприятия, желающие поучаствовать, предварительно должны зарегистрироваться в ЕИС, чтобы попасть в государственный реестр участников закупок и аккредитоваться на нужных ЭТП.

Закон № 223-ФЗ в защиту субъектов МСП ограничивает заказчика специальными нормами, начиная от закрытого перечня используемых способов закупки и порядка их выбора, заканчивая сроками оплаты по договору. Кстати, с начала 2020 года этот срок сокращен с 30 за 15 дней с момента выполнения поставщиком его обязательств по договору.

Есть ограничения и по сумме обеспечения заявки. Поставщику не придется изымать из оборота больше 2% от начальной (максимальной) цены закупки для обеспечения заявки и более 5 % от стоимости договора для обеспечения его исполнения.

Оператор электронной площадки не имеет право брать деньги за участие в преференционных закупках для малого и среднего бизнеса. Плату вносит только победитель такой закупки, и в размере не более 2000 рублей. 

Есть ли подводные камни или какие-то риски?

Заказчики, работающие по 223-ФЗ, могут прописывать правила проведения своих закупок, которые не урегулированы законом, в положении о закупке. Поэтому поставщику подчас необходимо внимательно читать не только закон и закупочную документацию интересующей его закупки, но и корпоративное положение конкретного заказчика.

Если хотите разобраться в тонкостях законодательства о закупках, то рекомендуем пройти наш дистанционный курс “Академия эффективного поставщика”. Закупкам по 223-ФЗ посвящен отдельный модуль программы.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b61c5aee9151400a9f492fa/zakupki-po-223fz-kak-prohodiat-i-kto-v-nih-mojet-uchastvovat-5e78d5f8dacda539a4a57d1b

Особенности закупок компьютерной техники

Закупка компьютеров по 223 фз
ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ТЕХЗАДАНИЯСведения о характеристиках товаров

Закупка компьютерной техники, как стационарных компьютеров, так и комплектующих, моноблоков, ноутбуков и периферийного оборудования (принтеров, сканеров, многофункциональных устройств (МФУ)) имеет свои особенности, поскольку вышеуказанные объекты закупки относятся к товарам, производство которых в России поддерживается законодательством.

Соответственно ограничивается возможность закупок заказчиками тендеров широкой линейки компьютерного оборудования зарубежного производства. Стеной на пути иностранной компьютерной техники стало Постановление Правительства РФ от 10 июля 2019 г. № 878, утвердившее перечень радиоэлектронного оборудования иностранного происхождения, в отношении которого устанавливается ограничения.

Перечень этот периодически меняется.

Планируется, что с 01.07.2020 направление и получение некоторых заявлений, уведомлений, решений и разрешений, которые предусмотрены правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции будет проходить через государственную информационную систему промышленности (ГИСП).

Также планируется обязать заказчиков указывать в технических заданиях характеристики российской радиоэлектроники, а не импортной, чтобы они не ориентировали участников на предложение зарубежной продукции и не ущемляли этим интересы РФ.

Последнее изменение существует в виде проекта и еще не вступило в силу. Если на процедуру, проводимую в соответствии с законом 44-ФЗ подано не менее 2-х заявок с предложением российских товаров из вышеупомянутого перечня, то заявки с предложением иностранных товаров подлежат отклонению.

Если только та или иная компьютерная техника в РФ производится, то можно не сомневаться, что участникам об этом известно и они предложат товары российского происхождения.

Кроме того, если российские аналоги не производятся, то заказчик размещает в составе документации разрешение на закупку зарубежной компьютерной техники, которое ему выдает Министерство Промышленности и Торговли РФ.

Тогда все участники смогут спокойно предлагать в заявках зарубежные компьютерные товары, не боясь их отклонения. Но так бывает не всегда.

Заказчик может в силу недостаточной компетентности или злого умысла:

  1. Вообще не упоминать ПП-878 в извещении либо указать там любое другое постановление, не имеющее отношения к радиоэлектронной продукции
  2. Указать в извещении ПП-878, но в тоже время включить в объект закупки товары как входящие в перечень, утвержденный данным постановлением, так и не входящие в него.
  3. Скрыть от участников факт отсутствия производства того или иного товара в РФ.
  4. Давать неправильные или неконкретные ответы на запросы разъяснений относительно отсутствия производства той или иной компьютерной техники в России.

Что делать участникам в этих случаях?

В случае (1) следует подать запрос разъяснений, указав заказчику на техническую ошибку. Если заказчик искренне заблуждался он внесет изменения в документацию и выпустит её новую редакцию.

А если заказчик злоумышленный и не отреагирует на запрос, либо отделается общими фразами, участнику следует обращаться в ФАС. Уж тогда заказчику точно придется приводить документацию в порядок и повторно выпускать её.

Если его еще ФАС не оштрафует.

Пример 1

В извещении об электронном аукционе заказчик указал запрет на допуск зарубежного программного обеспечения в соответствии с ПП РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236. В перечне закупаемых товаров: принтеры, сканеры, плоттеры программное обеспечение отсутствовало. В то же время в Извещении не упоминалось ПП-878.

На запросы озадаченных участников, которые просили его привести документацию Заказчик отвечал отписками. Последовала жалоба одного из участников в ФАС.

Комиссия ФАС указала заказчику на неправомерность подмены одного постановления правительства другим и вынудила его привести документацию в порядок и осуществить повторное размещение процедуры.

В случае (2) также следует подать запрос разъяснений, указав заказчику на техническую ошибку. Заказчик не имеет права смешивать в пределах лота товары, попадающие под действие ПП-878 и не попадающие под него.

С другой стороны, заказчик может нарушить этот пункт ПП-878 умышленно, ведь в этом случае оно перестает действовать. Следуя его логике, ПП-878 можно уже не упоминать в извещении. А то что так делать недопустимо – это уже другой вопрос.

Ведь если обойдется без жалоб в ФАС, никто и не узнает об этом нарушении.

Пример 2

Заказчик указал в перечне закупаемых товаров системные блоки и операционную систему Windows 10. Системные блоки входят в перечень, установленный в Приложении к ПП-878 (ОКПД2 26.20.15.000), а программное обеспечение (операционная система Windows 10 с ОКПД2: ОКПД2 58.29.11.000) туда не входит.

Одним из участников в запросе разъяснений была указана недопустимость подобного смешения товаров в одном лоте. Последовала жалоба в ФАС. На комиссии ФАС заказчик заявил, что он действовал в соответствии с законом 44-ФЗ, который не запрещает объединят разные товары в одном лоте, если только это не приводит к ограничению конкуренции.

Также он упомянул о позиции Верховного суда, который тоже одобряет закупку товаров, если они функционально связаны между собой. Тем не менее комиссия ФАС сочла неправомерным такое объединение товаров в одном лоте, поскольку это противоречит ПП-868, а программное обеспечение было заявлено как товар.

Кроме этого комиссия ФАС отметила, что ОС Windows 10 попадает под действие Приказа Министерства Финансов от 1236н. А заказчик даже не упомянул о нем в Извещении.

В случае (3) злой умысел заказчика налицо. Ведь он при подготовке документации получает разрешение от Минпромторга на закупку иностранной компьютерной техники в связи с отсутствием ее производства в России.

И вряд ли забудет его разместить в документации. Да и интерфейс ЭТП не позволяет заказчику оставить без внимания требование к стране происхождения товара.

В этом случае можно подать запрос разъяснений, а если заказчик ответит неконкретно (а так, скорее всего и будет) обращаться в ФАС.

Здесь лучшим доказательством станет предложение зарубежной компьютерной техники всеми участниками.

Участникам следует помнить, что наличие товара в реестре российской продукции радиоэлектронной промышленности является безусловным доказательством наличием в РФ его производителей, а Отсутствие товара в вышеупомянутом реестре вовсе не является доказательством отсутствия производства этой техники в РФ, поскольку не все российские производители компьютерной техники успели свою продукцию в данный реестр.

В случае (4) участнику следует подать запрос разъяснений еще раз, а при повторном неконкретном ответе обращаться в ФАС.

Все сказанное выше касалось закупок компьютерной техники способом конкурентных процедур, проводимых в соответствии с законом 44-ФЗ. Что же касается закупок компьютерной техники, проводимых в соответствии с законом 223-ФЗ, то на него действие ПП-878 не распространяется, приказ Минфина №1236н – тоже.

Однако участникам, желающим предлагать заказчикам иностранную компьютерную технику, радоваться особенно не стоит. На их пути встает Постановление Правительства от 16.09.2015 г. №925. Недавно в него были внесены изменения.

Теперь приоритет на поставку товаров российского происхождения, выполнение работ, оказание услуг российскими лицами возрос в процентном отношении в 2 раза: c 15 до 30%. А российская компьютерная техника стоит всего лишь на 20% дороже китайской.

Исходя из соображений сохранения маржинальности, никто из участников предлагать иностранный товар заказчику не станет, если только на рынке имеется российский эквивалент.

Итак, ПП-925 действует для закупок, проводимых, как в соответствии с законом 44-ФЗ, так и в соответствии с законом 223-ФЗ. Однако увидеть его можно далеко не во всех Извещениях к тендерным процедурам. Дело в том, что заказчики просто не всегда его упоминают.

Возможно, заказчики не хотят отпугивать этим постановлением участников. Умышленно или по незнанию. От этого оно не перестает действовать. Однако если заказчик его не упомянул в извещении, он не имеет права его применять.

Тут уж все зависит от того, пожалуется ли кто-нибудь из участников на процедуру с таким ущербным извещением или нет.

В заключение отметим, что заказчикам следует соблюдать ограничения и устанавливать приоритеты, предусмотренные, в соответствии со статьей 14 закона 44-ФЗ, если они не хотят платить штраф по решению комиссии ФАС при поступлении жалоб от участников, а участникам, в свою очередь целесообразно следить за этим и «корректировать» извещения запросами разъяснений, а при необходимости и жалобами на документацию заказчиков в ФАС.

Источник: https://44fzrf.ru/osobennosti-zakupok-kompyuternoj-tehniki/

Изменения в госзакупках: рассказываем о семи новшествах 223-ФЗ 2021 года

Закупка компьютеров по 223 фз

29.12.2020

В 2021 году вступят в силу новые требования к корпоративным закупкам. Отдельные виды юрлиц будут обязаны осуществлять минимальную долю закупок российских товаров по 223-ФЗ. И это далеко не единственное новшество. Далее рассмотрим семь главных изменений в госзакупках, на которые нужно ориентироваться в 2021 году.

1. Для российских товаров появился обязательный минимум.

Обязательная минимальная доля для товаров отечественного производства, закупаемых по 223-ФЗ, устанавливает Постановление правительства № 2013. Речь идёт, в том числе, о товарах, поставляемых при закупках работ и услуг.

Это инструменты, медицинское оборудование, бумага и картон, мебель, машины и многое другое, — всего 251 наименование.

Доля российского товара должна быть в пределах 50-60%. А для отдельных позиций перечня — 90%. Российским будут считать товар, находящийся либо в реестре российской промышленной продукции Минпромторга, либо в реестре российской радиоэлектроники.

2. Вести реестр договоров по 223-ФЗ в 2021 году нужно по-новому.

В реестре договоров потребуется указывать цену единицы товара или услуги. А если в договоре фигурируют работы по сносу, возведению, реконструкции, ремонту и другие строительные работы, информацию о стране происхождения и стоимости единицы товара нужно включить в реестр, относительно товара, который подлежит принятию заказчиком к бухучету в качестве отдельного объекта основных средств.

По каждому коду целевой статьи расходов потребуется указать объём субсидий в обеспечении закупки, а в реестр договоров потребуется вносить в информацию об исполнении договора в течение 10 дней исполнения договора, в том числе приемки товара, работы или услуги.

3. Меняется порядок формирования плана закупок.

В форме плана закупок потребуется указывать количество поставляемого при закупках товара. Если работы связаны со строительством, нужно указать информацию только о таком поставляемом товаре, который подлежит принятию заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств (Постановление Правительства РФ № 932).

В плане закупок по каждому коду целевой статьи расходов потребуется указывать информацию о субсидиях.

4. За несвоевременную оплату по контрактам с МСП будут штрафовать.

За нарушение срока оплаты по контрактам с МСП госкомпании будут оштрафовать. Такую ответственность предусматривают поправки к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП).

Размер штрафа составит:

  • от 30 до 50 тысяч рублей — для должностных лиц;
  • от 50 до 100 тысяч рублей — для юрлиц.

5. В сфере строительства появится Единый заказчик.

С 22 декабря 2020 года дополнен перечень отношений, не регулируемых федеральным законом 223-ФЗ.

В части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ появился пункт 18.

В нём говорится, что 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с выполнением инженерных изысканий, архитектурно-строительным проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, сносом объектов капитального строительства, которые обеспечиваются публично-правовой компанией «Единый заказчик в сфере строительства» в соответствии с программой деятельности указанной публично-правовой компании на текущий год и плановый период за счет средств федерального бюджета.

В целях осуществления функций государственного заказчика и застройщика, при обеспечении строительства объектов капитального строительства для государственных нужд, создаётся публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства».

6. Изменится порядок закупок операторов по обращению с ТКО.

При расходовании средств на закупки всеми лицами, осуществляющими регулируемые виды деятельности в области обращения с отходами, нормы закона будут распространяться на региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

В течение 90 дней со дня вступления в силу поправок положения о закупках необходимо актуализировать, утвердить и разместить в ЕИС.

7. В процедуре конкурентных электронных закупок среди СМПС появится три нововведения.

Изменения в закупках среди СМПС вступят в силу с 1 апреля 2021 года. Основных новшеств — три.

1) Скорректированы процедуры проведения конкурентных электронных закупок среди СМСП:

  • предквалификационный отбор нельзя предусмотреть, как этап конкурса;
  • сроки проведения каждого из этапов конкурса нужно указывать не в извещении, а в документации;
  • электронный запрос предложений будет проводиться по тем же правилам, что и электронный конкурс. Однако подавать окончательное ценовое предложение будет не нужно.

2) Закреплены требования к составу заявки в зависимости от процедуры закупки (электронный аукцион, электронный запрос предложений).

3) Закреплен перечень сведений, которые заказчик вправе запросить у участников закупки, а также перечень сведений, которые требуется продекларировать.

У заказчиков будет 90 дней с 1 апреля 2021 года для того, чтобы внести изменения в положение о закупке. Закупки, начатые в пределах, указанных 90 дней и до размещения обновленного положения о закупке в ЕИС, заказчики будут завершать по старым правилам.

Источник: https://www.fcaudit.ru/blog/izmeneniya-v-goszakupkakh-rasskazyvaem-o-semi-novshestvakh-223-fz-2021-goda/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.