Закупка опытной партии по 223 фз

Содержание

Как заказчику правомерно истребовать образцы продукции у участников закупки в рамках Закона № 223-ФЗ

Закупка опытной партии по 223 фз

Многие заказчики при осуществлении закупок товаров стремятся получить до заключения договора образцы (пробы) закупаемой продукции, образцы изготавливаемых изделий у потенциальных участников закупки. Однако, подобная практика закупок товаров по образцам должна учитывать нюансы действующего законодательства РФ о закупках и практики его применения.

Указанные требования заказчиков, как правило, направлены на обеспечение качества закупаемой в рамках 223-ФЗ продукции и напрямую вытекают из положений пункта 3 статьи 469 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым при продаже товара по образцу продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу.

Когда истребование образцов (проб) закупаемой продукции у участников закупки, признаётся антимонопольными органами и арбитражными судами незаконным?
Исходя из сложившейся административной и судебной практики, истребование у участников закупки образцов (проб) товаров непосредственно в составе заявки на участие в процедуре закупки, как правило, признаётся неправомерным.

Позиция ФАС России и её территориальных органов основана на том, что такие требования заказчика при осуществлении процедуры закупки влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, поскольку последние не обязаны располагать предлагаемым ими товаром на момент подачи заявки.

Поэтому, по мнению, антимонопольных органов заказчик вправе требовать образцы (пробы) товара только у участника, с которым уже заключён договор по результатам закупки, то есть только на стадии исполнения договора.

При проведении самой процедуры закупки предоставление таких образцов (проб) продукции является правом, а не обязанностью участника.

Закон № 223-ФЗ о закупкахне содержит норм, которые обязывали бы участника при подаче заявки иметь в наличии товар.Кроме того, в случае если участник закупки не является производителем продукции по предмету закупки, получение таких образцов на этапе подачи заявки зависит от волеизъявления третьих лиц.

Также указанное требование не является квалификационным, поскольку не характеризует поставщика товара и не является технической характеристикой закупаемого товара.

По сути, указанное требование — это понуждение участника заключать договоры с третьими лицами, то есть обременение исполнением договорных обязательств перед третьими лицами в любом случае, независимо от победы на аукционе, что противоречит принципу свободы предпринимательской деятельности.

Означает ли это, что у заказчика при проведении процедуры закупки отсутствует какая-либо законная возможность истребовать образцы закупаемой продукции?

Ответ: нет, не означает.

Когда истребование образцов (проб) закупаемой продукции у участников закупки является правомерным?

Юридическое решение этой проблемы нашёл такой заказчик, как ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»).Данный заказчик имеет значительное количество судебных споров по вопросу истребования образцов (проб) продукции у участников с ФАС России, опыт которых был учтён при разработке новой редакции Положения о закупке ОАО «РЖД».

В новой редакции Положения о закупке ОАО «РЖД» (подпункты 15 и 24 пункта 12, пункт 126) разграничены понятия конкурентной закупки с ограниченным участием и предквалификационного отбора.

Так, под конкурентной закупкой с ограниченным участием понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, прошедший предварительный квалификационный отбор, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений в порядке, установленном документацией о конкурентной закупке содержит лучшие условия исполнения договора. Под предварительным квалификационным отбором понимается оценка соответствия поставщиков, исполнителей, подрядчиков предъявляемым требованиям, проводимая до подачи заявок с технико-коммерческими предложениями.
Предварительный квалификационный отбор может проводиться непосредственно перед конкурентной закупкой или заблаговременно до проведения конкурентной закупки.
При этом предварительный квалификационный отбор не является самостоятельным способом закупки и не влечет за собой обязательств заключения договора по итогам проведенного предварительного квалификационного отбора.
Подобное разграничение – выведение предварительного квалификационного отбора за рамки проведения конкурентной закупки позволяет заказчику – ОАО «РЖД» требовать предоставления образцов (проб) закупаемой продукции у участников предварительного квалификационного отбора.

При этом какое-либо нарушение прав участников закупки, у которых истребуются такие образцы (пробы), в данном случае отсутствует, поскольку заказчиком не проводится конкурентная процедура закупки и заключение договора по результатам предварительного квалификационного отбора не производится.
Правомерность подобного подхода к истребованию образцов закупаемых товаров до проведения конкурентной закупки подтверждена решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.01.2019 г. по делу № А40-241866/2018.

Представляется, что подобное решение проблемы – истребование образцов (проб) товаров в рамках предварительного квалификационного отбора до осуществления конкурентной закупки является оптимальным с точки зрения интересов заказчика и полностью соответствует требованиям Закона № 223-ФЗ о закупках.

Источник: zakupki-portal.ru

Подписаться

В апреле Госдума планирует рассмотрение законопроекта  об изоляции российского сегмента интернета. 

19 марта состоялась ABBYY Digital Banks – третья конференция о трансформации банковских процессов с помощью искусственного интеллекта, машинного обучения и других современных технологий.

СОГЛАШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Настоящее соглашение регламентирует отношения между АО «Аналитический центр» и физическим лицом (Пользователь) и вступает в силу с момента принятия Пользователем условий настоящего соглашения.

При несогласии Пользователя с хотя бы одним из пунктов соглашения, Пользователь не имеет права дальнейшей регистрации.

Продолжение процедуры регистрации говорит о полном и безоговорочном согласии с настоящим соглашением.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Регистрация – процедура, в ходе которой Пользователь предоставляет достоверные данные о себе по утвержденной форме регистрации (регистрационная карта). Прохождение процедуры регистрации говорит о том, что Стороны полно и безоговорочно согласились с условиями настоящего соглашения.

Персональные данные Пользователя – данные, используемые для идентификации личности, добровольно указанные Пользователем при прохождении регистрации. Данные хранятся в базе данных на сервере АО «Аналитический центр» и подлежат использованию исключительно в соответствии с настоящим соглашением и законодательством РФ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Мы используем персональные данные Пользователя только для тех целей, которые указываются при их сборе. Мы не используем персональные данные для других целей без согласия Пользователя. Мы можем использовать персональные данные Пользователя для следующих целей:

  • Для организации выдачи Пользователю электронной цифровой подписи в рамках сети Аккредитованных при Некоммерческой организации «Ассоциация Электронных Торговых Площадок» Удостоверяющих центров, а также ее обслуживания и оказания сопутствующих услуг;
  • Для обратной связи с Пользователем в целях предоставления услуги или информации, в том числе посредством рассылки рекламных, информационных и (или) иных материалов АО «Аналитический Центр» на указанную электронную почту. Отказаться от рассылки рекламных, информационных и (или) иных материалов АО «Аналитический Центр» можно нажав на соответствующую кнопку в нижнем колонтитуле любого письма в рамках такой рассылки;
  • Для ответов на запросы Пользователя в службу поддержки;
  • Для выполнения обязательств по договорам.

Для использования персональных данных для любой иной цели мы запрашиваем подтверждение Пользователя. Пользователь соглашается, что АО «Аналитический центр» оставляет за собой право использовать его персональные данные анонимно и в обобщенном виде для статистических целей.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПО РЕГИСТРАЦИИ

Пользователь соглашается предоставить правдивую, точную и полную информацию о себе по вопросам, предлагаемым в регистрационной карте. Если Пользователь предоставляет неверную информацию, АО «Аналитический центр» имеет право приостановить либо отменить регистрацию.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ

АО «Аналитический центр» не передает персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей без разрешения Пользователя.

АО «Аналитический центр» может передавать персональные данные Пользователя компаниям, аффилированным по отношению к АО «Аналитический центр», для обработки и хранения. Пользователь соглашается с тем, что АО «Аналитический центр» передает персональные данные Пользователя уполномоченным организациям для создания и выдачи электронной подписи, выполнения требуемых услуг и операций.

АО «Аналитический центр» предоставляем третьим лицам объем персональных данных, необходимый для оказания требуемой услуги или транзакции. При необходимости АО «Аналитический центр» можем использовать персональные данные Пользователя для ответа на претензии, исковые заявления.

АО «Аналитический центр» можем собирать и, при необходимости, передавать уполномоченным органам имеющуюся в нашем распоряжении информацию для расследования, предотвращения и пресечения любых незаконных действий. АО «Аналитический центр» вправе раскрывать любые персональные данные по запросам правоохранительных органов, решению суда и в прочих случаях, предусмотренных законодательством РФ.

С целью предоставления дополнительной информации, оказания услуг, Пользователь можете быть направлен на другие ресурсы, содержащие информационные или функциональные ресурсы, предоставляемые третьими лицами.

Только в тех случаях, когда информация собирается от лица АО «Аналитический центр», использование данных Пользователя будет определяться политикой АО «Аналитический центр» в отношении конфиденциальности персональных данных. При предоставлении информации на других ресурсах будут использоваться политики в отношении конфиденциальности персональных данных, проводимые их владельцами.

АО «Аналитический центр» требует от своих партнеров использования политики в отношении конфиденциальности персональных данных, согласующихся с политикой АО «Аналитический центр».

БЕЗОПАСНОСТЬ ВАШИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

АО «Аналитический центр» использует технологии безопасности, процедуры и организационные меры для защиты персональных данных Пользователя от несанкционированного доступа, использования или разглашения.

АО «Аналитический центр» стремится защитить персональные данные Пользователя, но не может гарантировать безопасность передаваемых данных.

АО «Аналитический центр» рекомендует принимать все меры по защите ваших персональных данных при работе в Интернете. Часто меняйте пароли, используйте сочетание букв и цифр при создании паролей и используйте защищенный браузер.

ХРАНЕНИЕ ДАННЫХ

АО «Аналитический центр» не хранит персональные данные Пользователя дольше, чем необходимо для целей их сбора, или чем требуется в соответствии с действующими законами или правилами.

Источник: https://iecp.ru/news/item/423017-kak-zakazchiku-pravomerno-istrebovat-obrazcy-produkcii-u-uchastnikov-zakupki-v-ramkah-zako

Дробление закупки по 223-ФЗ: стоит ли использовать на практике

Закупка опытной партии по 223 фз

Из этой статьи вы узнаете:

  • Почему заказчикам выгодно использовать практику дробления закупки по 223-ФЗ
  • Чем дробление закупки по 223-ФЗ отличается от выделения лотов
  • Мнение ФАС о дроблении закупок по 223-ФЗ
  • Какие признаки указывают на искусственное дробление закупки по 223-ФЗ
  • Какая предусмотрена ответственность за дробление закупки по 223-ФЗ
  • Судебную практику относительно применения дробления закупки по 223-ФЗ
  • Стоит ли заказчикам практиковать дробление закупки по 223-ФЗ

Дробление закупки по закону 223-ФЗ – процедура, которую нередко применяют заказчики при нежелании проводить громоздкие аукционы, конкурсы, запросы котировок, вместо этого используя возможность закупки у единственного поставщика, размещая несколько заказов. На такие действия ФАС зачастую закрывает глаза. Однако искусственное дробление закупок, проводимых конкурентным способом, – это уже существенное нарушение.

У контролирующих органов есть свое мнение по поводу того, как различать искусственное дробление. Имеются определенные признаки, указывающие на это. Также есть официальные письма ФАС и судебная практика, помогающие трактовать ту или иную процедуру закупки не в пользу заказчика.

Почему заказчикам выгодно использовать практику дробления закупки по 223-ФЗ

Организация тендера всегда сопряжена с серьезными временными затратами, при этом никто не может дать заказчику гарантии, что хотя бы одна компания подаст заявку на участие. По этой причине торги считаются не самым эффективным способом приобретения ТРУ, особенно часто такая позиция встречается среди представителей контрактной службы.

Закон позволяет осуществлять закупку без проведения конкурса, но сумма соглашения не должна при этом превышать 100 тысяч рублей.

Случаи, допускающие работу с одним исполнителем, содержатся в законе 44-ФЗ, тогда как законодательный акт № 223 не регламентирует подобные ситуации.

Поэтому часто заказчики полагают, что разумнее всего прибегнуть к дроблению одной закупки по 223-ФЗ на несколько небольших, подписав сразу ряд соглашений.

Прежде чем приступить к дроблению закупки по 223-ФЗ, важно просчитать, насколько такой подход будет результативен. Иначе проверяющие инстанции могут приравнять его использование к попытке мошенничества.

Чем дробление закупки по 223-ФЗ отличается от выделения лотов

Использование лотов представляет собой разделение закупки на составляющие. Для каждого лота размещается собственное извещение, прописывается объект закупки, НМЦК вместе с обоснованием, размер обеспечения заявки, сроки, другие положения по предоставлению ТРУ, а также сумма обеспечения выполнения работ.

Часть 6 ст. 24 закона 44-ФЗ устанавливает перечень торгов, для которых не допускается дробление заказа на лоты:

  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • открытые, закрытые процедуры в электронном формате.

Несмотря на то, что для каждого лота подписывается свой договор, такой подход не является дроблением, поскольку для выбора исполнителей применяется конкурентный формат.

Мнение ФАС о дроблении закупок по 223-ФЗ

Дроблением закупок считается преднамеренное разделение суммы заказа на ряд не таких крупных договоров. При этом заказчик точно знает о потребности в данной продукции или услугах в течение планового периода, а также отсутствуют препятствия технологического или экономического характера, которые не позволяют осуществить единую закупку всего объема ТРУ.

Антимонопольная служба использует единый подход для работы с малыми заказами. Так, ведомство опубликовало письмо № ИА/100041/19 от 14.11.2019 г., посвященное дроблению крупных договоров на несколько мелких.

Согласно данному документу, при проведении малых закупок ограничиваются только такие характеристики, как цена соглашения и годовой объем. Максимальные пределы поставки одноименных товаров ранее устанавливались законом 94-ФЗ.

После того как он утратил свою силу, подобной нормы не существует.

Поэтому позиция ведомства такова: неоднократная закупка одноименных ТРУ у единственного поставщика не вступает в противоречие с нормами контрактного законодательства, если выполняются требования п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ. В качестве примера можно привести подписание трех контрактов от 25.10.2019 г. по 290 000 рублей на поставку бумаги формата A4 с одним исполнителем.

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/droblenie-zakupki-po-223-fz/

Треть закупок по 223-ФЗ осуществляются у единственного поставщика. Как провести прямую закупку правильно

Закупка опытной партии по 223 фз

По данным Единой информационной системы (ЕИС), в 2016 году сумма закупок, регулируемых 223-ФЗ, составила 40,5 трлн. рублей. Примерно треть всех закупок по 223-ФЗ осуществляется у единственного поставщика.

Как правильно оформить такую закупку, какие ошибки при закупке у единственного поставщика могут привлечь внимание ФАС и прокуратуры, как современные электронные сервисы помогают пробиться в пул заказчиков госструктур и структур с госучастием? Разбираемся в тонкостях закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ.

Летом 2011 года был принят Федеральный закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Закон 223-ФЗ регулирует все закупки, производимые заказчиком, пусть даже их сумма равна копейке. Этот закон называют мягким, он дает заказчику возможность самому прописать правила закупочной игры, позволяет менять их, но строго обязывает их придерживаться.

Закон дает неограниченные возможности по определению способов закупки, главное, что требуется от заказчика – прописать используемые способы в своем основном документе о закупочной деятельности – Положении о закупке, и разместить это положение на публичном официальном ресурсе ЕИС. На сегодняшний день зафиксировано около 3000 способов закупки, указанных в «Положениях» компаний.

Несмотря на то что способов закупки неограниченное количество, самым популярным остается закупка у единственного поставщика. Ежегодно в среднем 30-35% закупок проводятся именно по этой схеме.

Закупка у единственного поставщика еще называется прямой закупкой. Это способ закупки, когда договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений.

Это способ закупки также называют безальтернативным.

Особенности закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ

Федеральный закон №223-ФЗ содержит только одно прямое упоминание о закупке у единственного поставщика: «заказчик не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на официальном сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)». Однако означается ли это, что о предстоящей закупке у единственного поставщика не нужно уведомлять заранее? Нет, не означает. В перечне исключений, то есть случаев, когда о закупке нужно уведомлять только постфактум, закупки у единственного поставщика нет. Итак, обо всем по порядку.

Если вы хотите произвести закупку у единственного поставщика, вам потребуется соблюсти порядок закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ, то есть выполнить ряд обязательных действий. Основное из них – размещение всей информации о вашей закупочной деятельности на официальном сайте ООС. Это общероссийский официальный сайт госзакупок zakupki.gov.ru.

Какая информация размещается на сайте госзакупок:

  • Положение о закупке, а также вносимые в него изменения (в течение 15 дней со дня утверждения).
  • План закупок товаров, работ, услуг (в течение 10 календарных дней со дня утверждения, не позднее 31 декабря).
  • Информация о конкретной закупке. В пакет документов входят: извещение о закупке, в том числе извещение о закупке у единственного поставщика; документация о закупке; проект договора; изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения документации (не позднее 3 дней со дня принятия решения о внесении изменений, предоставления разъяснений); протоколы; информация об изменении договора.
  • Отчетная информация. (Не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным).

Однако есть ряд исключений, когда информацию о конкретной закупке достаточно разместить в отчете и не уведомлять о ней заранее.

Не подлежит размещению на официальном сайте пакет документов о следующих закупках:

  • Если сведения по конкретной закупке составляют государственную тайну;
  • Если по закупке принято решение Правительства Российской Федерации;
  • Если стоимость закупки не превышает 100 тыс. рублей (для компаний с годовой выручкой до 5 млрд. рублей);
  • Если стоимость закупки не превышает 500 тыс. рублей (для компаний с годовой выручкой свыше 5 млрд. рублей).

Основания для закупки у единственного поставщика 2017:

По федеральному закону 223-ФЗ все случаи закупки у единственного поставщика заказчик определяет самостоятельно в Положении о закупке. Часто основой перечня причин выступает ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в которой указано около 50 пунктов. Однако 223-ФЗ дает право заказчику расширить этот перечень, в том числе и за счет оснований, не характерных для госзаказа.

Все закупки у единственного поставщика, не попадающие в ранг исключений, должны быть обоснованы. Обоснование закупки у единственного поставщика 223-ФЗ содержит отчет о том, что выполнение закупки другим способом нецелесообразно, а также расчета цен, анализа рынка, формулировки обоснования, обращения для согласования закупки.

Важно знать, что для регистрации и дальнейшей работы на сайте госзакупок нужна электронная подпись. Заказать электронную подпись вы можете в аккредитованном Центре ЭЦП.

Нарушения, которые могут перечеркнуть закупку

Функция по контролю в сфере размещения госзаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, возложена на ФАС России. Однако – так как государственные закупки считаются сферой, где «разгуливает» коррупция, они находятся в зоне повышенного внимания и органов прокуратуры.

Отдавая предпочтение закупкам у единственного поставщика, даже если они достаточно обоснованы Положением о закупках, заказчики морально и документально должны быть готовы к проверкам до стороны надзорных органов. На основе данных прокурорских проверок составлен ТОП-нарушений законодательства в сфере госзакупок.

ТОП нарушений в сфере госзакупок:

  1. Неразмещение или несвоевременное размещение на официальном сайте информации (Положение о закупке, план закупки, извещение и документация о закупке, протоколы и т.д.).
  2. Несоответствие положения о закупке и иных документов, регламентирующих закупочную деятельность заказчика, нормам закона №223-ФЗ.
  3. Преднамеренное ограничение количества участников закупки, частности за счет предъявления завышенных требований к участникам закупки.
  4. Нарушение собственного Положения о закупке и других документов, регламентирующие закупочную деятельность компании.

Как стать единственным?

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.11.2017 N1383 (вступает в силу 1 января 2018 года) расширен перечень госструктур, обязанных закупаться у субъектов малого и среднего предпринимательства. Напомним, годовой объем закупок у МСП должен составлять не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров.

С 1 января 2018 года по Закону 223-ФЗ закупки у МСП также обязаны проводить заказчики, у которых:

  • годовая выручка больше 500 млн руб.;
  • величина активов больше 500 млн руб. (для кредитных организаций);
  • автономные учреждения, объем закупок которых в предыдущем году превысил 250 млн руб.

Действия правительства направлены на то, чтобы оживить рынок закупок, дать шанс новым компаниям войти в пул господрядчиков. А для этого надо держать руку на пульсе закупочной деятельности.

Современные электронные сервисы призваны моментально дать вам всю картину закупок в РФ.

Одним из таких популярных сервисов является «СБИС Торги», который не требует установки дополнительного программного обеспечения и имеет большой спектр возможностей.

Подрядчикам он найдет подходящие торги на более чем 100 площадках, даст рекомендации по начальной цене, проанализирует предложения конкурентов, оценит вероятность победы. Заказчикам предоставит информацию об участниках закупки: список учредителей и аффилированных компаний, финансовое состояние, анализ надежности и т.п.

Обо всех подробностях работы по 223-ФЗ вам готовы рассказать наши специалисты. Кроме того, наши опытные эксперты готовы помочь вам в разработке Положения о закупках по нормам 223-ФЗ.

Примите участие в семинаре «Электронные торги от А до Я. Участвуйте и побеждайте!» и получите практические навыки участия в торгах и тендерах.

Источник: https://www.abt.ru/blog/tret-zakupok-po-223-fz-osushchestvlyayutsya-u-edinstvennogo-postavshchika-kak-provesti-pryamuyu-zaku/

Госзакупки по 223-ФЗ: какие новшества для малого и среднего бизнеса действуют с 2019 года

Закупка опытной партии по 223 фз

Госзакупки по 223-ФЗ: какие новшества для малого и среднего бизнеса действуют с 2019 года

15 марта 2019 Елена Маврицкая Ведущий эксперт, главбух с 10-летним стажем

С этого года для поставщиков из числа средних и малых предприятий торги в рамках Закона № 223-ФЗ проводятся по тем же правилам, что и торги в рамках Закона № 44-ФЗ. Новшества значительно упрощают процедуру госзакупки и делают ее более прозрачной. Предполагается, что это позволит малому и среднему бизнесу получить еще больше заказов и увеличить объем выручки.

Бюджетные учреждения, которые закупают товар (работу, услугу) за счет грантов, средств субподряда или собственных средств, обязаны руководствоваться Федеральным законом от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ). Данный закон обязателен также для следующих категорий заказчиков:

  • организаций с долей участия государства выше 50%, их «дочек» и «внучек»;
  • субъектов естественных монополий (нефтегазовых компаний, РЖД и проч.);
  • компаний, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетикой, водоснабжением).

Для сравнения отметим: государственные или муниципальные учреждения, закупающие что-либо за счет средств бюджета, руководствуются другим законом. Это Федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ).

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Какие поставщики и подрядчики относятся к малому и среднему бизнесу

При проведении госзакупок, в том числе в рамках Закона № 223-ФЗ, для субъектов малого и среднего предпринимательства (сокращенно СМиСП) действуют особые правила.

Напомним, что к данным субъектам относятся компании и предприниматели, которые соответствуют определенным критериям (см. «Минэкономразвития разъяснило, кто относится к субъектам малого предпринимательства»).

Эти критерии приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (см. таблицу ниже).

Критерии, по которым компанию или ИП относят к субъектам малого или среднего предпринимательства

Критерий

Значение для малого бизнеса

Значение для среднего бизнеса

Средняя численность работников за предшествующий год

до 100 человек

101-250 человек

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС

не более 800 млн. руб.

не более 2 000 млн. руб.

Суммарная доля сторонних организаций, не являющихся малыми и средними предприятиями, в уставном капитале

не более 49%

не более 49%

Все организации и предприниматели, отнесенные к СМиСП, поименованы в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Чтобы подтвердить свою принадлежность к указанной категории, участнику торгов достаточно предоставить выписку из данного реестра. Получить ее можно бесплатно на сайте rmsp.nalog.ru.

Квоты для СМиСП

При закупках, проводимых в рамках Закона № 223-ФЗ, для субъектов малого и среднего предпринимательства установлены квоты. Так, госзаказчики обязаны закупать у СМиСП товары и услуги в объеме не менее 18 процентов от общего объема закупок.

При этом 15 процентов закупок необходимо производить строго среди представителей малого и среднего бизнеса. Такое правило закреплено в пункте 5 положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках (утв.

постановлением Правительства РФ от 11.12.14 № 1352).

Получается, что средние и малые предприятия могут принимать участие в любых закупках наравне с крупным бизнесом. Но у СМиСП есть и другая возможность — участвовать в тендерах, организованных исключительно для малого и среднего бизнеса. В таких закупках конкуренция меньше, поэтому шансы на победу выше.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Новые правила для СМиСП

Начиная с 2019 года, в закупках по Закону № 223-ФЗ, проводимых для субъектов малого и среднего бизнеса, действуют новые правила. Перечислим самые важные из них.

Торги проходят на тех же площадках, что и закупки по Закону № 44-ФЗ

Прежде для закупок в рамках Закона № 223-ФЗ не существовало перечня электронных торговых площадок (ЭТП), где разрешено проводить торги. Госзаказчик мог выбрать любую площадку со своим собственным порядком регистрации и работы. Для сравнения отметим, что тендеры по Закону № 44-ФЗ проходили только на восьми площадках, специально для этого отобранных.

С этого года закупки для СМиСП в рамках Закона № 223-ФЗ проводятся на тех же восьми площадках, что и торги по Закону № 44-ФЗ. Вот эти площадки:

  •  Сбербанк-АСТ;
  •  АГЗРТ;
  •  ЕЭТП;
  •  РТС-Тендер;
  •  Национальная электронная площадка;
  •  Российский аукционный дом;
  •  ЭТП ГПБ;
  •  ТЭК-Торг

Порядок регистрации и работы на указанных ЭТП строго регламентирован. Если тендер организован для представителей малого и среднего бизнеса, то площадка не вправе брать комиссию с участников. Исключение составляет только плата с победителя. Она равна 1% от начальной максимальной цены закупки, но не более 2 000 руб.

Для закупок у СМиСП используется один из четырех разрешенных способов

Раньше госзаказчики могли провести каждую закупку в рамках Закона № 223-ФЗ любым способом по своему выбору. Причем, конкурентные способы (например, конкурсы и аукционы) использовались крайне редко.

С 2019 года торги для СМиСП разрешено проводить при помощи четырех видов электронных процедур: аукциона, конкурса, запроса котировок и запроса предложений. Никакие иные виды торгов не допускаются.

Торги для малого и среднего бизнеса проходят строго в электронном формате

По устаревшим правилам госзаказчик, проводивший торги по Закону № 223-ФЗ, сам решал, в каком виде собирать предложения от поставщиков. Иногда он делал это по электронной почте, иногда в бумажных конвертах, а иногда при помощи ЭТП.

С этого года закупки по Закону № 223-ФЗ, организованные только для малых и средних предприятий, проходят исключительно в электронном виде. Это снизило риск поставщика ошибиться при подаче заявки, ведь все разрешенные ЭТП контролируют заявки в автоматическом режиме.

Правила проведения госзакупок строго регламентированы

В 2018 году и раньше правила торгов, проводимых в рамках Закона № 223-ФЗ, устанавливал сам заказчик. К примеру, он мог отменить результаты запроса котировок из-за того, что передумал закупать товар.

С 2019 года госзаказчик, который организовал торги для малого и среднего бизнеса, обязан придерживаться правил, установленных законом.

В частности, он вправе отменять закупку, только если не истек срок приема заявок, либо при форс-мажоре.

Есть и другие правила: необходимо продлевать срок подачи заявок, если что-то изменилось в закупочной документации, отвечать на запрос предложений в течение 3 рабочих дней с даты поступления запроса и проч.

Что теперь должны сделать поставщики и подрядчики

Субъектам МиСП, которые ранее участвовали в тендерах в рамках Закона № 44-ФЗ, новые правила уже знакомы. А вот тем, кто прежде принимал участие только в торгах по Закону № 223-ФЗ, предстоит совершить ряд действий.

Во-первых, зарегистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС). После регистрации поставщик попадет в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ), и затем получит аккредитацию сразу на восьми торговых площадках (см. «С 2019 года вводятся новые правила регистрации для участия в госзакупках»). Получать доступ к каждой площадке по отдельности не требуется.

Во-вторых, открыть спецсчет. Это расчетный счет, который открыт в одном из банков, утвержденных правительством. На нем поставщик хранит деньги для обеспечения заявки. По запросу ЭТП банк будет блокировать и разблокировать нужное количество денег (см. «Спецсчета в системе госзакупок с октября 2018 года: что нужно знать поставщикам и подрядчикам»).

В-третьих, в случае победы заплатить площадке комиссию. Для СМиСП ее размер составляет 1% от начальной цены, но не более 2 000 руб. Некоторые площадки добавляют к этой сумме НДС. Обратите внимание: плата берется с победителя процедуры, даже если он уклонился от заключения договора (см. «Госзакупки: как изменились обеспечение заявки и комиссия для победителя торгов»).

Важно: отследить размещение информации о нужной закупке, можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Подключиться к сервису «Контур.Закупки»

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/goszakupki/2019/3/14451

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.