Закупка у ед поставщика по 223

Содержание

Закупки в условиях коронавируса по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ: что делать заказчику

Закупка у ед поставщика по 223

Правительство признало коронавирус форс-мажором и упростило порядок закупки у единственного поставщика, а ФАС перешла на удаленную работу. Подробнее о том, как изменились закупки из-за пандемии — в статье.

С 19 марта из-за пандемии на территории всех регионов России действует режим повышенной готовности. В тот же день Минфин опубликовал письмо, в котором разрешил заказчикам совершать закупки у единственного поставщика. Позже позицию Минфина поддержал и Минпромторг.

Согласно этим письмам, у ед. поставщика можно закупить любые товары, работы или услуги (ТРУ), чтобы:

  • провести профилактику;
  • предотвратить распространение;
  • ликвидировать последствия коронавируса.

При этом заказчик должен доказать, что проводит закупку из-за пандемии, а также объяснить, почему это нужно сделать срочно. Контрольные органы, например УФАС, будут проверять обоснованность таких закупок.

Как провести закупку у ед. поставщика в связи с коронавирусом:

  1. Заказчик может не публиковать извещение о такой закупке, а сразу заключает контракт с поставщиком согласно п.9 ч.1 ст.93 44-ФЗ. При этом он должен обосновать цену контракта.
  2. В тот же день заказчик размещает закупку в плане-графике в разделе текущих плановых закупок.

  3. В течение одного рабочего дня заказчик отправляет копию контракта и обоснование проведения такой закупки в свой контрольный орган. Например, федеральные организации направляют документы в УФАС.
  4. Не позднее, чем через пять календарных дней заказчик публикует контракт в реестре.

В закупках в связи с коронавирусом важна скорость: заказчик должен как можно быстрее заключить контракт и получить необходимые товары, работы или услуги.

Сервис Контур.Снаб поможет сэкономить время на подготовке закупочной документации. Он подберет код ОКПД2 или КТРУ, подскажет о запретах и преференциях, найдет ТЗ закупаемые ТРУ и за несколько минут рассчитает НМЦК обычных товаров и даже лекарств. Попробуйте все возможности сервиса бесплатно в течение трех дней.

Коронавирус как форс-мажор по 44-ФЗ

В начале апреля Минфин, ФАС и МЧС опубликовали совместное письмо, в котором признали коронавирус обстоятельством непреодолимой силы. 

Если в 2020 году поставщик не смог исполнить контракт или сделал это не вовремя, он может получить отсрочку. Для этого он должен:

  • уведомить заказчика;
  • доказать, что причиной просрочки или неисполнения была пандемия.

В этом случае госзаказчик:

  • не может взыскать с поставщика неустойку;
  • должен вернуть поставщику обеспечение исполнения контракта.

Десятого апреля Минфин направил подобную директиву и госкомпаниям, которые проводят закупки по 223-ФЗ. В течение десяти дней такие компании должны провести заседания совета директоров и решить, будут ли они:

  • штрафовать поставщиков за просрочки и неисполнения контрактов;
  • изменять сроки исполнения контрактов и их цену.

При этом представители государства в этих советах должны проать «за» такое решение.

Рабочие дни стали календарными

Президент продлил нерабочие дни до 30 апреля, а ФАС обязала операторов электронных площадок обеспечить работу даже в это время.

 
Чтобы заказчики не приостановили закупки, Правительство выпустило специальное постановление № 443. С 6 по 30 апреля заказчики должны рассчитывать сроки закупок не по рабочим, а по календарным дням.

Однако учитывать в этих сроках субботу и воскресенье по-прежнему не нужно.

Напомним, что ранее ФАС обязала операторов электронных площадок обеспечить работу даже в нерабочие дни.

Конкурсные комиссии переходят на удаленку

Также в Постановлении № 443 правительство разрешило конкурсным комиссиям рассматривать заявки удаленно — по аудио- или видеосвязи. Протоколы таких заседаний комиссии готовят в электронном виде. Подписать электронный протокол нужно квалифицированной электронной подписью (КЭП) сотрудника, который имеет право действовать от имени заказчика. 

Несмотря на то, что заказчики могут продолжать работу, местное правительство может приостановить закупки на время. Например с 13 по 19 апреля мэр Москвы Сергей Собянин ввел временный режим исполнения бюджета. Согласно ему, заказчики могут заключать контракты только на неотложные закупки.

Похожее распоряжение опубликовал и губернатор Ростовской области. Он перевел бюджет региона в режим экономии и поручил госзаказчикам отменить или перенести закупки, которые не связаны с антикризисными мероприятиями.

Заказчики могут изменить условия контрактов

Правительство внесло экстренные правки в 44-ФЗ. Одна из них коснулась условий контракта. Из-за коронавируса госзаказчики могут изменить:

  • цену контракта;
  • цену за единицу товара;
  • сроки исполнения контракта.

Если оба участник закупки согласны увеличить или уменьшить цену или срок исполнения, они должны заключить дополнительное соглашение. К этому соглашению нужно приложить письменное обоснование на основании решения:

  • Правительства РФ.
  • Правительства областей или местных администраций. 

При этом обеспечение исполнения контракта меняется вместе с ценой, поэтому:

  • Если цена стала больше, поставщик должен перевести заказчику разницу между старым и новым обеспечением.
  • Если цена стала меньше, заказчик должен вернуть эту разницу поставщику. 
  • Если поставщик предоставил  в качестве  обеспечения банковскую гарантию (БГ), он должен отозвать ее и получить новую.

Заказчики могут не требовать обеспечение контракта и гарантийных обязательств у малого бизнеса

До конца 2020 года заказчики могут самостоятельно решить, требовать ли у субъектов малого  предпринимательства (СМП) обеспечение контракта или гарантийных обязательств. Это можно сделать, если:

  • закупка проходит только среди СМП;
  • в закупке нет аванса;

ФАС рассматривает жалобы дистанционно

ФАС объявила, что переходит на дистанционный режим. Удаленно она будет рассматривать:

  • жалобы на закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ;
  • дела о включении участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). 

С 6 апреля заседания Комиссий перевели в режим видеоконференцсвязи.  Для этого ведомство использует программу «Videomost Plugin». Доступ к таким заседанием получают только его участники. ФАС отправляет им на электронную почту ссылку на подключение, а также инструкцию о том, как подключиться к конференции.

Правительство отменило предварительный отбор и запрос котировок в случае ЧС

В закупках в связи с чрезвычайными ситуациями заказчикам больше не нужно проводить предварительный отбор и запрос котировок — эти пункты статей 80-82 44-ФЗ утратили силу. Вместо этого правительство разрешило закупать все, что нужно, у единственного поставщика.

Чтобы быстро организовать закупку без ошибок, воспользуйтесь сервисом для госзаказчиков Контур.Снаб. Он подберет актуальные коды в классификаторах ОКПД-2 и КТРУ, рассчитает НМЦК и спланирует сроки закупки.

Подробнее

Источник: https://kontur.ru/snab/spravka/524-zakupki_vusloviyax_koronavirusa_po44fz_i223fz

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: как подготовить закупку, разместить в ЕИС, заключить договор – Бесплатные юридические консультации

Закупка у ед поставщика по 223

Вы можете предусмотреть в положении, например, следующие случаи закупки у единственного поставщика:

– закупка, цена которой не превышает установленного значения.

Применение этого основания позволит совершать мелкие сделки без дополнительных затрат на проведение конкурентных процедур.

Законом N 223-ФЗ не ограничена предельная стоимость закупки у единственного поставщика. Самостоятельно определите ее в положении о закупке в зависимости от масштаба хозяйственной деятельности, объема закупок и иных показателей;

– закупка совместимого товара (работы, услуги).

Такое основание позволит докупить товары, совместимые с закупленными ранее, в случаях, когда это необходимо сделать только у того же поставщика. Определение нового поставщика в подобном случае может повлечь для заказчика дополнительные организационные и финансовые затраты (например, необходимость переоснащения оборудования в связи с использованием товара иного контрагента);

– закупка уникального товара (работы услуги).

Такое основание позволит осуществить закупку у единственного поставщика, когда закупаемые товары могут быть поставлены только конкретным поставщиком и отсутствует равноценная замена.

Применение этого основания может быть связано не только с уникальностью товара, но и с особенностями товарного рынка или конкретными характеристиками исполнителя.

Например, товар в наличии только у одного поставщика, или он обладает исключительными правами в отношении предмета закупки, или необходимо оплатить организатору услуги, связанные с вашим участием в выставке или ином мероприятии;

– закупка для удовлетворения срочной потребности в товаре (работе, услуге).

Закупка по этому основанию позволит вам удовлетворить непредвиденные нужды без дополнительных временных и материальных затрат на проведение конкурентной процедуры. Предусмотрите, например, следующие случаи, когда возможна такая закупка:

  • возникла угроза или наступила чрезвычайная ситуация, авария, иное не зависящее от вашей воли обстоятельство или нужно срочно ликвидировать последствия таких обстоятельств;
  • антимонопольный орган отменил результаты конкурентной закупки, а осуществить ее повторно не позволяет производственный график;
  • необходимо завершить исполнение расторгнутого договора, если провести конкурентную закупку невозможно;

– закупка по итогам несостоявшейся процедуры.

Данное основание важно предусмотреть для случаев, когда на объявленную процедуру не подано заявок или всех участников отклонили за несоответствие требованиям, а на повторную конкурентную процедуру нет времени;

– закупка для исполнения обязательств перед третьими лицами.

Это основание актуально в случаях, когда вы сами выступаете в качестве исполнителя по договору с третьим лицом (в особенности по госконтракту, заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ) и проведение конкурентной закупки может привести к несвоевременному исполнению вами обязательств. Также по этому основанию вы сможете соблюсти специальные условия контракта, например, о привлечении малого бизнеса в качестве субподрядчиков;

– закупка в рамках текущей хозяйственной деятельности.

Рекомендуем предусмотреть в положении закупку у единственного поставщика следующих видов услуг, которые могут понадобиться в текущей деятельности.

Например, коммунальные услуги, услуги водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, услуги по техническому и санитарному содержанию помещений, услуги стационарной и мобильной связи;

– закупка у ограниченного круга лиц.

В ходе вашей деятельности может возникнуть потребность в услугах, оказание которых относится к исключительным полномочиям конкретных лиц. По этому основанию вы сможете закупить продукцию, которая входит в сферу деятельности субъектов естественных монополий, услуги у государственных организаций, корпораций, компаний, учреждений и фондов, а также у подведомственных им организаций.

Ограничений по объему закупок у единственного поставщика или сумме таких договоров законом не установлено.

При условии, что основания не проводить конкурентную процедуру соответствуют нормам положения, вы вправе провести такую процедуру в любое время.

Однако учитывайте, что злоупотребление неконкурентными закупками может быть расценено контролирующими органами как ограничение конкуренции (Письмо Минэкономразвития России от 13.03.2017 N Д28и-1224).

Если способ закупки или основание его выбора не предусмотрены положением, рекомендуем выбрать один из следующих вариантов действий:

  • внести в положение изменения, позволяющие провести закупку у единственного поставщика;
  • выбрать другой способ закупки, соответствующий положению.

Если заказчик осуществит закупку не в соответствии с положением, это может быть признано нарушением ч. 1 ст. 2, ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ, а заключенный договор может быть признан судом недействительным.

Когда внести закупку у единственного поставщика в план закупки

Проведение неконкурентной закупки, как и других процедур по Закону N 223-ФЗ, должно быть предусмотрено в плане закупки (ч. 5.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Осуществить закупку, информации о которой нет в плане закупки, можно только в следующих случаях (п. 4 Правил формирования плана закупки, ч. 5.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ):

  • сведения о закупке не подлежат включению в план закупки;
  • могут не включаться в него по усмотрению заказчика;
  • возникла срочная потребность в закупке (вследствие аварии, иных ЧС природного или техногенного характера, непреодолимой силы и т.д.). При осуществлении такой закупки вы можете внести сведения в план закупки после проведения процедуры.

Во всех остальных случаях необходимо предварительно внести сведения о неконкурентной закупке в план.

См. также:Как вносить изменения в планы закупок по Закону N 223-ФЗ

Если заказчик осуществил не предусмотренную планом закупку, антимонопольный орган может квалифицировать отсутствие информации о ней в плане как неразмещение информации о закупке и наложить штраф, предусмотренный ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Источник: https://urist7.ru/gosudarstvennye-zakupki/kak-provesti-zakupku-po-223-fz-u-edinstvennogo-postavshhika.html

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ (прямая закупка)

Закупка у ед поставщика по 223

Сегодня Правительство нашей страны старается создать благоприятную среду для здоровой конкуренции в закупках посредством тендеров.

Но иногда возникают ситуации, при которых возможности организовать торговую процедуру просто нет. В таком случае 223-ФЗ разрешает проводить закупки у единственного поставщика.

Это позволяет заказчикам максимально оперативно удовлетворить свои потребности. Главное, знать особенности такой процедуры.

Особенности прямой закупки

Закупка у единственного поставщика относится к разряду неконкурентных. Заказчик обязан заранее разработать методику проведения такой процедуры. Все правила прописываются в документации. Это следует из части 3 статьи 3 223-ФЗ. Документ размещается на официальном сайте для всеобщего обозрения. 

В документации может быть прописан общий подход к проведению такого вида закупки. При этом решение о цене и конкретных видах необходимых товаров, работ или услуг принимается заказчиком, исходя из его потребностей в данный момент. Организатор обязан привести сведения о необходимости выбора именно этого способа проведения процедуры и экономическое обоснование цены контракта.

Заказчик может применять и ценовой подход к выбору способа закупки. Если общая стоимость закупаемых товаров или услуг не превышает 100 000 рублей, то провести закупку можно и без проведения особых процедур.

Когда сумма превышает порог в 100 000 рублей, организатор обязан привести полное обоснование выбора такого способа, исследование рынка, представить на обсуждение комиссии кандидатуру выбранного поставщика, разработать грамотную документацию.

Основные случаи проведения прямой закупки

Согласно положениям 223-ФЗ заказчик вправе самостоятельно определять случаи, при которых допускается прямая закупка. Чаще всего такой метод применяется при следующих обстоятельствах:

  1. При небольшой стоимости закупаемых товаров или услуг. Законодательно эта сумма не установлена. Чаще всего ее определяют на уровне 100 000 рублей. Для организаторов, чей годовой объем выручки превышает 5 миллиардов рублей, эта сумма увеличивается до 500 000 рублей.
  2. Если проводится закупка товаров или услуг, которые имеет право предоставлять только одна компания. Например, приобретение услуг организаций, относящихся к естественным монополиям.
  3. Когда организуется закупка товаров, на которые эксклюзивные права имеются только у одной компании. Это касается и услуг водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и тому подобное.
  4. Если закупка связана с чрезвычайными обстоятельствами, аварийными ситуациями, опасностью для жизни людей. При этом проведение процедуры другими способами нецелесообразно.
  5. Заказчик ранее проводил закупку у конкретной компании. Повторная закупка у этой же фирмы может быть обоснована соображениями о стандартизации или приобретаемые товары должны подходить к уже имеющемуся оборудованию.
  6. При заключении или пролонгации договоров аренды, а также купли-продажи на конкретные помещения.
  7. Заключение договора на оказание консультационных, финансовых услуг, проведение спортивных или культурно-массовых мероприятий, предоставление мобильной связи, организации выставок, семинаров, конференций и так далее.

Это далеко не полный перечень возможных ситуаций, при которых заказчик может выбрать именно такой метод закупки. Главное, чтобы действия заказчика не противоречили действующему законодательству и были обоснованы экономической выгодой или целесообразностью.

Как проводится закупка

Перед проведением закупки по такой методике, заказчик должен разработать закупочную документацию, которую следует опубликовать в ЕИС. Там же должен быть размещен и план закупок. Отражать в нем прямые закупки нужно только в том случае, если стоимость каждой из них превышает 100 000 рублей.

Прямая закупка проводится по определенным правилам. Порядок действий и регламентированные сроки приведены в таблице.

Этап прямой закупки

Регламентированный срок

Основание

Публикация извещения о проводимой процедуре, а также проекта договора и прочих необходимых документов в ЕИС

В соответствии с положением о закупках

Часть 5 статьи 4

Добавление информации о закупке в план или корректировка ранее внесенной информации

Порядок определяется положением о закупке конкретного заказчика

Внесение коррективов в опубликованное извещение или прочей документации

Не более чем в трехдневный срок с момента принятия соответствующего решения

Часть 11 статьи 4

Публикация разъяснений извещения, договора или иных документов

В трехдневный срок со дня вынесения решения о предоставлении разъяснений

Часть 11 статьи 4

Прямая закупка – это самый быстрый и простой способ получить необходимые товары и услуги. Он не требует длительной подготовки и особых затрат. При этом риски того, что поставщик откажется исполнять свои обязательства или качество его работы заказчика не устроит минимален.

Но при этом такая методика полностью исключает наличие конкуренции, что в свою очередь может приводить к приобретению товаров не по самым выгодным ценам.

Поэтому каждый заказчик, работающий по 223-ФЗ, должен самостоятельно определить для себя необходимость проведения такой процедуры и разработать соответствующий регламент.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/153-zakupka-u-edinstvennogo-postavshchika-po-223-fz

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.