Закупка в электронной форме по 223 фз

Содержание

Закупки среди субъектов малого и среднего бизнеса по 223‑ФЗ стали электронными | IT-компания Простые решения

Закупка в электронной форме по 223 фз

С 1 октября 2018 года закупки проводятся по новым правилам. Изменения затронули не только госзаказ, но и процедуры для малого и среднего бизнеса, которые проводят заказчики по закону 223-ФЗ. В новости расскажем, что произошло и почему это важно.

Малый и средний бизнес — основа экономики развитых стран. В России доля малого и среднего предпринимательства (МСП) в экономике значительно ниже, чем в западных странах. Зная об этом, российское государство приняло законодательные меры для помощи российскому малому бизнесу.

Теперь компании с госучастием, монополии и другие субъекты 223-ФЗ могут закупаться у малого и среднего бизнеса по правилам 44-ФЗ. Вход в закупки по 223-ФЗ стал проще, а их правила более понятными.

Напомним, что именно изменилось:

На каких ЭТП?

Раньше примерно 99% всех закупок по 223-ФЗ проводились на 49 различных площадках, которые устанавливали свои собственные требования к работе и регистрации.

В данный момент их количество уменьшилось до 8-ми (те же самые, что и для закупок по 44-ФЗ). Работа на торговых площадках регламентирована законом и знакома большинству поставщиков. В закупках среди субъектов малого и среднего бизнеса плата взимается только с победителя закупки — 1% от начальной максимальной цены закупки, но не свыше 2000 рублей.

Какими способами?

Раньше заказчики использовали более 5000 закупочных процедур. У каждой были свои правила, и разобраться в них было сложно. Конкурсы и конкурентные аукционы занимали всего 3,6%. Остальное — прямые закупки (закупки у единственного поставщика) и так называемые иные способы закупки.

Сейчас закупка товаров у субъектов малого и среднего предпринимательства будет осуществляться путем проведения:

  • конкурса в электронной форме;
  • аукциона в электронной форме;
  • запроса котировок в электронной форме;
  • запроса предложений в электронной форме.

Правила закупок

Раньше правила проведения закупки устанавливал сам заказчик. Заказчик мог отменить запрос котировок по своему решению, например, когда потребность в закупке отпала.

Сейчас, как и прежде, заказчик может проводить любые закупочные процедуры, которые не противоречат 223-ФЗ, но если объявляет любую из четырех вышеперечисленных процедур, то должен соблюдает правила торговых процедур из Гражданского кодекса:

  • отвечать на запрос разъяснений в течение 3 рабочих дней с даты поступления запроса;
  • может отменить торговую процедуру, только до окончания сроков приемки заявок и при форс-мажоре;
  • продлить срок подачи заявок, если внесены изменения в закупочную документацию;
  • обязан в срок не раньше 10 дней и не позже 20 дней, с момента публикации протокола подведения итогов заключить контракт с победителем.

Формат

Раньше заказчик сам решал, в каком виде проводить закупку: собирал предложения по электронной почте, в бумажных конвертах или на ЭТП.

Сейчас все закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства проходят только в электронном виде:

  • Снижается риск сговора. Заказчик будет рассматривать все части заявок анонимно, он узнает, кто подал заявку и какова цена только после подведения итогов. Информацию о ценовых предложениях раскрывают только в итоговом протоколе. Тем самым снижается вероятность сговора и подгонки результата под своего поставщика, делает оценку заявки более объективной.
  • Автоматизированный контроль снижает шансы ошибки на стороне поставщика при подаче заявок, для заказчика упрощается проверка участников. Так, обязательную во всех закупках декларацию соответствия единым требованиям формирует сама площадка, и поставщику остается только подписать ее своей электронной подписью.

Эти изменения могут существенно повлиять на возможность МСП заработать на закупках у госкомпаний. Объем закупок по 223-ФЗ больше в четыре раза, чем госзакупки по 44-ФЗ.

При этом 15% договоров должны быть заключены строго с МСП.

Это значит, что малый и средний бизнес с 1 января 2019 года получит около 2,7 трлн рублей прямых договоров от 18 триллионов рублей (это объем заключенных контрактов по 223-ФЗ в 2017 году).

Как подтвердить принадлежность к МСП?

Субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и ИП), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Чтобы быть субъектами малого и среднего предпринимательства должны быть выполнены следующие условия:

  1. Для хозяйственных обществ и партнерств необходимо, чтобы суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и организаций в уставном капитале не превышает 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49% процентов.

  2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

    • микропредприятия — до 15 работников включительно;
    • малые предприятия — до 100 работников включительно;
    • средние предприятия — от 101 до 250 работников включительно.
  1. Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должен превышать предельные значения, установленные для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

    • микропредприятия — 120 млн рублей;
    • малые предприятия — 800 млн рублей;
    • средние предприятия — 2 млрд рублей.

Как подтвердить принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства

Чтобы подтвердить свой статус МСП, нужно попасть в Единый реестр малого и среднего предпринимательства и получить выписку из реестра.

Как попасть в реестр малого и среднего предпринимательства

Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Федеральной налоговой службой. Чтобы попасть в него, никаких документов подавать не надо. Налоговая служба вносит сведения в реестр автоматически. Реестр формируют на основе сведений о доходах и среднесписочной численности сотрудников, данных ЕГРЮЛ, ЕГРИП и информации из госорганов.

Если компании нет в реестре, то можно подать заявку, и ФНС внесет сведения вручную. Также можно поправить некорректные данные либо внести дополнительные сведения, чтобы заказчики получили полную информацию.

Кроме того, можно сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства, контактах. Это можно сделать самостоятельно.

Информацию в реестре обновляют один раз в год 10 августа по состоянию на 1 июля текущего года.

Как получить выписку из реестра

Для этого нужно зайти на сайт реестра и ввести ИНН, ОГРН, наименование организации или Ф.И.О. предпринимателя. После этого можно скачать и распечатать выписку. В выписке из реестра уже есть усиленная электронная подпись.

Такая выписка обладает юридической силой (п. 1, 3 ст. 6 Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ). Местные налоговые инспекции не выдают справки о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства (письмо ФНС России от 8 августа 2017 г.

№ ГД-4-14/15554).

Если вы МСП и привыкли работать по 44-ФЗ

Правила, по которым вы закупались по 44-ФЗ, теперь распространяются для МСП и на 223-ФЗ. Это означает, что вам достаточно просто начать искать подходящие тендеры среди торгов по 223-ФЗ.

Если для работы с закупками вы пользуетесь специализированными сервисами или программами (например, Контур.Закупки), которые присылают информацию о новых процедурах на электронную почту, то не забудьте добавить в выборку торги по 223-ФЗ.

Если вы МСП и привыкли работать по 223-ФЗ

Если вы участвовали в торгах по 223-ФЗ до реформы, то вам придется столкнуться с тремя нововведениями. В каждом из них есть свои нюансы, на которые стоит обратить внимание, чтобы не допустить ошибку.

Зарегистрироваться в ЕИС

Начиная с 1 января 2019 года участник должен будет зарегистрироваться в единой информационной системе (ЕИС), а не на электронных площадках. Без этого доступ к закупкам получить будет невозможно.

Регистрация в ЕИС занимает до пяти рабочих дней, после чего сведения о нем попадут в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ), и в течение одного рабочего дня участник автоматически получит аккредитацию на всех восьми ЭТП госзакупок.

Теперь получать доступ к каждой площадке по отдельности больше не требуется.

Участники закупок, незарегистрированные в ЕИС, смогут до конца 2019 года подавать заявки только на тех торговых площадках, где у них есть аккредитация.

Если у вас уже есть действующая аккредитация на этих площадках, то с регистрацией в ЕИС можно подождать до конца 2019 года. Правда, на двух площадках («Единая электронная торговая площадка» и «РТС-Тендер») появились дополнительные секции для закупок по 223-ФЗ среди МСП. Если хотите участвовать в закупках именно на них, то для этого придется специально зарегистрироваться в ЕИС.

Открыть спецсчет

В обычных закупках по 223-ФЗ, которые проводятся не на площадках из закрытого перечня, применять спецсчета для обеспечения заявки не нужно. А вот в торгах для МСП обеспечение должно блокироваться на специальном счете в обязательном порядке.

Спецсчет для участия в госзакупках — это расчетный счет, открытый в одном из утвержденных правительством банков (Распоряжение от июля 2018 года № 1451-р). На этих счетах поставщики должны держать деньги для обеспечения заявок в электронных конкурентных закупках.

По обращению электронной торговой площадки (ЭТП), на которой проходит закупка, банк будет блокировать и разблокировать деньги для обеспечения заявки. После того как площадка снимает блокировку с денежных средств, деньги не возвращаются на банковский счет участника. Они остаются на площадке.

Участник может либо вывести их с площадки, подав соответствующий запрос, либо использовать для участия в другом аукционе.

Правительство не регламентирует условия открытия спецсчетов, поэтому банки устанавливают свои правила работы: например, некоторые берут плату за открытие такого счета и за операции на нем (блокирование/разблокирование).

В закупках по закону 223-ФЗ обеспечение заявки не устанавливается, если начальная цена договора не превышает 5 млн рублей. В более дорогих закупках заказчик может установить обеспечение, но если процедура проводится для МСП, то его размер не должен превышать 2% от начальной цены договора.

Если у поставщика нет спецсчета, то принять участие в закупке с обеспечением он не сможет.

Заплатить за победу

Плата за победу — сумма, которую поставщик обязан заплатить за подписание контракта. Этот механизм регулируется Постановлением Правительства № 656 от 8 июня 2018 года и вступил в силу 1 октября 2018 года.

Этим Постановлением утверждены предельные размеры, однако ЭТП могут самостоятельно утверждать ставки, которые не превышают лимитов. С участника, победившего в процедуре, будет списываться комиссия — 1% от начальной максимальной цены контракта, но при этом не более 2000 рублей.

Также средства обеспечения со спецсчета могут быть списаны в пользу заказчика, если победитель (в процедуре) был признан уклонившимся от подписания контракта.

Чек-лист для участия в торгах по 223-ФЗ для МСП

Если вы еще не работали с тендерами то, приведем алгоритм действий. Краткий чек-лист для участия в торгах по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего предпринимательства выглядит так:

  • Включены ли вы в реестр субъектов малого бизнеса?
  • Зарегистрированы ли вы в ЕИС?
  • Открыт ли у вас спецсчет для работы с госзакупками в одном из аккредитованных банков?
  • Имеются ли у вас свободные деньги для обеспечения контракта или заявки?
  • Ознакомились ли вы с правилами проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок и предложений?

Если уверены во всех пунктах, то приступайте к поиску заказов.

Источник: https://pro126.ru/news/detail/zakupki-sredi-subektov-malogo-i-srednego-biznesa-po-223-fz-stali-ehlektronnymi

Аукционный перечень по 223-ФЗ в 2020 году: главное, что нужно знать

Закупка в электронной форме по 223 фз

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Специфику торгов по 223-ФЗ
  • 4 вида торгов по 223-ФЗ
  • Аукционный перечень по 223-ФЗ в 2020 году
  • Закупки, не регулируемые 223-ФЗ
  • 5 причин проведения закупки не в электронной форме
  • 9 этапов проведения электронного аукциона

Аукционный перечень по 223-ФЗ, то есть список определенных товаров, работ и услуг, подразумевает проведение заказчиками электронных торгов. Разумеется, из этого правила есть исключения, но их не так много.

Если решение о способе определения поставщика окажется неверным, то есть несоответствующим закону, должностным лицам грозит административный штраф в размере 50 тысяч рублей. Чтобы избежать подобного развития событий, о процедуре проведения аукциона нужно знать все, и даже немного больше. Попробуем вам с этим помочь.

Специфика торгов по 223-ФЗ

Федеральный закон № 44 жестко фиксирует все правила, касающиеся проведения закупок государственными и муниципальными заказчиками. Так, в нем описаны действия последних, начиная с этапа планирования и заканчивая осуществлением мероприятий, направленных на контроль качества работы исполнителя. А вот благодаря закону 223-ФЗ некоторые категории заказчиков получают большую свободу действий.

На положения закона 223-ФЗ при проведении закупок опираются государственные компании и корпорации, унитарные предприятия, монополии естественного типа, организации, работающие в сфере энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и утилизации отходов бытовой деятельности. Также в эту группу включены другие общества при условии, что частью их уставного капитала владеют перечисленные выше юридические лица.

4 вида торгов по 223-ФЗ

Внесение поправок в закон 223-ФЗ привело к тому, что в тексте акта появились определения для всех видов торгов:

В законе дается довольно громоздкая и сложная для восприятия формулировка. Если ее перефразировать, то речь идет о закупке, для победы в которой необходимо предложить наиболее приемлемые для заказчика условия. Также важно, чтобы поданная на конкурс заявка соответствовала установленным требованиям.

В данном случае победителем становится участник, которым предложена самая низкая цена работ. Важно, что новая редакция закона 223-ФЗ снимает с заказчика обязанность разрабатывать документацию по закупке. Для продажи ТРУ из аукционного перечня по 223-ФЗ участнику необходимо оставить заявку на основе требований извещения о проведении торгов в данном формате.

Заказчик заключает договор с исполнителем, предложение которого больше всего соответствует критериям тендера.

Побеждает участник, готовый выполнить работу за самую низкую плату, при этом в процессе торгов цена снижается на шаг аукциона (данная величина фиксируется документацией по закупке).

Если претенденты снижают цену до нуля, они продолжаются бороться за саму возможность работать по данному договору. В результате соглашение заключается с тем, кто предложил заказчику не наименьшую, а наибольшую сумму.

То есть в данном случае сам исполнитель платит за получение заказа.

Открытые и закрытые торги могут проходить в электронной или бумажной форме. Однако в законе 223-ФЗ есть некоторые тонкости относительно закупки ТРУ, входящих в аукционный перечень. А именно, в положении необходимо указать, что закупка проводится в электронной форме на ЭТП, при этом последняя отвечает нормам, зафиксированным интересующим нас законом.

Если заказчик не прописал, что определенный тип закупки будет осуществляться на бумажных носителях, она должна проходить на ЭТП. Отметим, что на данный момент к электронному формату процедуры не относятся случаи подачи предложений на флеш-карте, диске, посредством e-mail.

Представителям малого и среднего бизнеса разрешается проводить торги исключительно в электронном формате.

Аукционный перечень по 223-ФЗ в 2020 году

С данным документом работают заказчики, на которых распространяется действие закона 223-ФЗ. Однако нужно понимать, что аукционный перечень по 223-ФЗ нельзя назвать аукционным списком. Представленные здесь ТРУ закупаются только после проведения торгов а электронном формате, но необязательно при помощи проведения аукциона.

Действующий документ № 616 от 21.06.2012 г. утвержден ПП РФ, и в этом году в него не вносились поправки.

Полный аукционный перечень можно посмотреть здесь.

Закупки, не регулируемые законом 223-ФЗ

Аукционный перечень и нормы закона 223-ФЗ не действуют, когда речь идет:

  • о сделках с ценными бумагами, валютными ценностями;
  • о международном военно-техническом сотрудничестве;
  • о международных договорах РФ;

  • о соглашениях, обязательных для субъектов оптового рынка, участников обращения электрической энергии или мощности;
  • о закупке биржевых товаров на товарной бирже;
  • о торгах на основании закона 44-ФЗ;
  • об осуществлении кредитной организацией лизинговых и межбанковских операций, в том числе при работе с иностранными банками.

5 причин проведения закупки не в электронной форме

Существуют случаи, в которых ТРУ, внесенные в аукционный перечень по 223-ФЗ, могут закупаться не в электронной форме:

  1. Сделка заключается на сумму до 100 000 рублей.
  2. Информация о договоре или ТРУ по закону не может быть опубликована на официальном сайте.
  3. Закупка проводится для предотвращения или выхода из аварийной ситуации, обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайных ситуаций либо торги организованы в связи с необходимостью срочного медицинского вмешательства. В подобном случае заказчику нужно иметь на руках документ, подтверждающий наличие факторов, которые невозможно было предвидеть. В случае аварии рекомендуется составить акт, подтверждающий данный факт. Лучше, чтобы под документом были подписи сотрудников заказчика и незаинтересованных лиц. Если покупатель слишком часто сталкивается с непредвиденными ситуациями, контролеры могут усомниться в подлинности предоставляемых им актов.
  4. В извещении, документации о закупке или проекте договора содержится информация, имеющая отношение к гостайне. 
  5. ТРУ может приобретаться у единственного исполнителя, согласно нормам Положения о закупке, утвержденным покупателем. Значит, у заказчика появляется возможность избежать торгов в электронном виде в соответствии с аукционным перечнем по 223-ФЗ, проведя закупку у единственного поставщика. Но для этого подобное право должно быть зафиксировано в Положении о закупке.

Вообще, подобные действия покупателя являются злоупотреблением, поскольку не соответствуют целям и принципам законодательства о контрактной системе. Вероятно, вступление в силу поправок в закон 223-ФЗ приведет к тому, что такая практика окажется невозможной. По этой причине заказчикам стоит уже сейчас пользоваться электронным форматом закупочных процедур и привыкать работать на ЭТП.

9 этапов проведения электронного аукциона

В положении о закупках прописываются этапы проведения электронного аукциона:

  1. Подготовка.

    Заказчик вносит информацию о мероприятии в план закупок и публикует его в ЕИС. Торги могут быть проведены только после того, как завершен этап планирования.

    Далее подготавливается вся необходимая документация и размещается в ЕИС. Кроме того, у покупателя есть право сформировать закупочную комиссию – именно она будет выбирать победителя аукциона.

    Если требуется внести корректировки в закупочный план, новый вариант обязательно размещается в ЕИС вместе с документом, содержащим список изменений.

  2. Размещение извещения и закупочной документации в ЕИС.

    В соответствии с требованиями закона, на публикацию измененной закупочной документации в ЕИС заказчику дается три дня. Если поправки внесены позже, чем за 15 дней до конца приема предложений от исполнителей, срок подачи заявок продлевается.

  3. Получение дозапросов по аукциону.

    Каждый участник аукциона имеет право направить организатору запрос, если ему непонятны какие-либо положения документации. По закону, у заказчика есть три рабочих дня на предоставление ответа, причем последний обязательно размещается в ЕИС. Также отметим, что направить дозапрос разрешается не позднее, чем за три дня до конца приема заявок.

  4. Прием предложений исполнителей.

    При проведении тендера в электронном формате заказчик избавляется от необходимости принимать и регистрировать заявки – эти задачи ложатся на плечи оператора ЭТП.

    Участник может подать всего одну заявку, также у него есть право отозвать либо скорректировать свое предложение до завершения срока проведения всего мероприятия. Для участия в электронных торгах продавцу придется заранее пройти аккредитацию на ЭТП и авторизоваться в личном кабинете.

    Во время аукциона, проходящего в несколько этапов, участники передают сразу две части заявок, но площадка дает доступ заказчику к ним по очереди.

  5. Рассмотрение заявок.

    В закупочной документации прописываются сроки для проведения данного этапа. В этот период комиссия проверяет, насколько заявки отвечают выставленным требованиям, после чего допускает до аукциона участников, работающих по 223-ФЗ и обязательному перечню, либо отказывает им.

    Во время аукциона НМЦК снижается на один шаг, который чаще всего устанавливается как процент от максимальной цены соглашения. Заявка может быть не допущена к участию в торгах, если превышена цена договора либо были предоставлены недостоверные сведения.

    Еще один повод для отказа – несоответствие участника требованиям закупки либо ситуация, когда исполнитель и заказчик могли уже работать ранее, но договор был разорван по решению суда или инициативе покупателя.

    Также предоставляемые ТРУ не всегда отвечают потребностям покупателя либо сведения об участнике находятся в РНП, либо исполнитель не предоставил обеспечение заявки.

  6. Оценка заявок.

    После проверки все предложения ранжируются в соответствии с ценой от самого выгодного до самого невыгодного.

  7. Торги.

    Прошедшие предварительный отбор заявки допускаются к торгам. Участникам присваиваются номера, после чего они анонимно делают ставки, снижая цену в пределах установленного шага. Во время одноэтапного аукциона побеждает участник, который согласился выполнить условия договора по самой выгодной цене.

  8. Объявление переторжки.

    Переторжка допускается только в тех случаях, когда в Положении о закупке предусмотрена подобная возможность. Данное мероприятие проводится сразу для всех участников, работающих согласно аукционному перечню по 223-ФЗ, или позволяет определить победителя среди двух поставщиков. Оговоримся, что организатор не может заставить исполнителей участвовать в переторжке.

  9. Подписание контракта.

    Когда победитель известен, в проект договора вписывается цена, после чего документ передается исполнителю. На заключение соглашения закон дает 20 дней со дня размещения протокола с результатами торгов в ЕИС.

    Если для проведения закупки необходимо разрешение ФАС, сроки подписания договора увеличиваются. Иногда победитель может уклоняться от подписания договора, в таком случае сведения о нем должны быть направлены в РНП.

    У покупателя есть право заключить соглашения сразу с рядом исполнителей при условии, что данная возможность оговорена в положении о закупке.

    Электронный аукцион по 223-ФЗ может быть отменен, но порядок данной процедуры также должен быть прописан в положении.

    Обычно мероприятие отменяется до завершения периода, отведенного на подачу исполнителями предложений. Хотя это можно сделать в любое время, если появились обстоятельства непреодолимой силы.

    Подготовленное решение об отмене электронного аукциона в тот же день размещается в ЕИС.

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/auktsionnyy-perechen-po-223-fz-v-2020/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.