Закупки 44 223 фз

Содержание

Отличия федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ

Закупки 44 223 фз

Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, разобраться в которых поможет наша статья.

Получить электронную подпись для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

№ 44-ФЗ

Этот закон действует на закупки всех государственных заказчиков.

Они должны планировать торги на 3 года вперед, готовить подробные технические задания для каждой закупки, проводить тендер в определенные сроки и вовремя платить поставщикам, выполнившим контракт.

Поставщики, согласно закону, должны денежно подтверждать свои намерения участвовать в аукционе и исполнять контракт, а также не срывать сроки поставки товара или услуг.

44-ФЗ устанавливает сроки для каждого этапа закупки и регулирует детали сделки. Закон гарантирует победителю тендера, что с ним будет заключен контракт, а после его исполнения он получит оплату.

При этом отступление от правил грозит поставщикам попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков — в течение двух лет они не смогут участвовать в госзакупках.

А заказичкам нарушение закона чревато штрафами и отменой уже состоявшихся тендеров.

Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

№ 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т.д.

223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта.

Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

Получить электронную подпись для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Заказчики и поставщики по 44-ФЗ

Заказчики — муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица. Организации-поставщики должны соответствовать нескольким требованиям, например, не быть офшором, не проходить процесс банкротства или ликвидации.

Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

  • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%,а также «дочки» и «внучки» таких компаний.
  • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или грантов.
  • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение.
  • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.).

В торгах по 223-ФЗ так же участвовать могут как организации, так и частные лица.

Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

Заказчики по 44-ФЗ

Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны восемь федеральных электронных торговых площадок (ЭТП). Это «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», Национальная электронная площадка (НЭП), Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (Заказ.рф), Российский аукционный дом (lot-online), ТЭК-Торг и торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ).

Чтобы получить аккредитацию на ЭТП госзаказа, нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе закупок (ЕИС) на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Регистрация бесплатна и действует три года, нужно только предоставить сканы документов организации и подтвердить регистрацию усиленной квалифицированной электронной подписью.

Заказчики по 223-ФЗ

Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок больше 300, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

Каждая ЭТП устанавливает свои требования к сертификатам электронной подписи поставщиков. Чаще всего это квалифицированная электронная подпись с дополнительными расширениями, но может быть и неквалифицированная подпись.

Способы закупок

В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

Конкурентные закупки

  • конкурсы (открытые, с ограничением участия, закрытые, многоэтапные, закрытые с ограничением участия);
  • аукционы (электронные, закрытые);
  • запросы предложений;
  • запросы ценовых котировок.

С 2019 года почти все конкурентные госзакупки проводятся в электронном виде. Чтобы участвовать в электронных торгах по госзаказу, поставщику нужна квалифицированная электронная подпись.

Неконкурентные закупки

К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика. Они могут проводиться 

Получить электронную подпись для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Способы закупок по 223-ФЗ

В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только два вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ

Заказчик обязан размещать в ЕИС следующие отчеты:

  • Отчет об исполнении контракта;
  • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
  • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

  • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
  • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;

Федеральный закон 44-ФЗ

С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта. Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦК.

Как именно предоставить обеспечение, решает сам поставщик. Он может внести деньги на счет заказчика, на спецсчет в банке или предоставить банковскую гарантию. В последнем случае гарантия должна быть выдана банком, из списка одобренных Минфином банков, и внесена в реестр банковских гарантий.

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО требования к обеспечению контракта мягче. Раззмер обеспечения рассчитывают от итогой цены контракта, а не НМЦК.

А поставщикам, которые подтвердят опыт исполнения контрактов (за последние 3 года), можно совсем не предоставлять обеспечение.

Главное — сумма предоставленных контрактов должна быть не меньше НМЦК текущего контракта.  

Если обеспечение предоставить деньгами, то заказчик вернет его в течение 30 календарных дней с исполнения контракта (в течение 15 дней — для СМП и СОНКО). Если договор исполнялся поэтапно, то и обеспечение вернут по частям — после завершения каждого этапа.

Федеральный закон 223-ФЗ

Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Требуется ли оно, в каком объеме предоставляется — все эти условия прописаны в документации закупки.

Чем отличается 44‑ФЗ от 223‑ФЗ?

Закупки 44 223 фз

Статья актуальна на 1 января 2020

Объем 44-ФЗ в 10 раз больше, чем 223-ФЗ. Более строгий 44-ФЗ подробно объясняет участникам правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя. Поэтому он подходит начинающим участникам, а 223-ФЗ — более опытным компаниям. Посмотрим подробнее, чем различаются эти два закона.

В чем принципиальное отличие?

44-ФЗ

Закон распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а предпринимателям — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.

Но с другой стороны, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.

223-ФЗ

Закон устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Главное требование: компания должна самостоятельно разработать собственное положение. В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика.

Положение о закупке каждого конкретного заказчика — первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.

Кто заказчик?

44-ФЗ

Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения

223-ФЗ

  • государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
  • субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
  • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
  • бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.

Кто поставщик?

44-ФЗ и 223-ФЗ

Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые.

У каких участников приоритет?

44-ФЗ

  • субъекты малого предпринимательства,
  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  • организации инвалидов,
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
  • социально ориентированные некоммерческие организации.

15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

223-ФЗ

  • субъекты малого и среднего предпринимательства, самозанятые (с конца марта 2020)
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),

Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства — не меньше 20% совокупного годового объема договоров.

На каких ЭТП заказчики проводят торги?

44-ФЗ

8 федеральных ЭТП госзакупок: «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ. Для работы на плоащдках нужна регистрация в Единой информационной системе закупок. Регистрация бесплатна. 

223-ФЗ

Больше 150 ЭТП. Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою». На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату.

Закупки у малого и среднего предпринимательства можно проводить только на восьми ЭТП госзакупок. Для работы на этих ЭТП в секциях закупок у МСП также нужна регитстрация в ЕИС.

Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах?

44-ФЗ

Квалифицированная электронная подпись (КЭП).

223-ФЗ

Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть просто КЭП (для работы на восьми ЭТП госзакупок), или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП). 

Сроки подачи заявок

44-ФЗ

Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта — все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать.

223-ФЗ

Сроки прописывает заказчик в своем Положении о закупках. Лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок он имеет право вносить изменения в закупочную документацию, чтобы не пропустить поправки и подать правильную заявку.

Какую отчетность предоставляют заказчики?

44-ФЗ

Заказчик обязан размещать на официальном сайте госзакупок:

  • документы о приемке работ,
  • по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
  • отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.

223-ФЗ

Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на zakupki.gov.ru отчеты об общей стоимости:

  • заключенных договоров,
  • договоров, заключенных с единственным поставщиком,
  • заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну.

До 1 февраля года следующего за отчетным заказчики размещают:

  • годовой отчет закупок у субъектов МСП (ППРФ от 11.12.2014 №1352),
  • годовой отчет о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции у субъектов МСП (ППРФ №1442). 

Обеспечение исполнения заявки и контракта

44-ФЗ

Обеспечение заявки

Заказчик может не устанавливать обеспечение в закупках до 1 млн руб. Обеспечение заявки будет таким:

  • от 0,5 до 1 %, если НМЦ до 20 млн руб.,
  • от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
  • 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

Обеспечение заявки можно предоставить в виде банковской гарантии или перечислив деньги на спецсчет. Выбрать банк можно бесплатно в нашем сервисе. 

Обеспечение контракта и гарантийных обязательств

Заказчик обязан требовать от победителя конкурса или аукциона финансовое обеспечение контракта, независимо от его цены.

Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Способ обеспечения выбирает сам поставщик:

  • внести денежные средства на счет заказчика,
  • предоставить банковскую гарантию.

Для малого бизнеса размер обеспечения рассчитывается от итоговой цены контракта. Обеспечение не предоставляют те СМП, кто имеет опыт исполнения контрактов.

Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком (перечень банков опубликован на сайте Минфина). Банк вносит гарантию в реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov.ru.

Стоимость участия

Победителю закупки нужно быть готовым отдать:

  • 1% от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей (без НДС).
  • 1% от суммы контракта, но не больше 2000 рублей (без НДС), если закупка проходит только среди малого бизнеса и некоммерческих организаций.

Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки. 

223-ФЗ

Обеспечение заявки

Заказчики не может требовать обеспечение заявки при НМЦ < 5 млн руб. При НМЦ выше заказчик может установить размер обеспечения не больше 5% от НМЦ. Участники сами выбирают способ обеспечения: банковская гарантия или деньги на счет заказчика.

Если закупка проходит для МСП на ЭТП госзакупок, обеспечение заявки вносят через спецсчет. В остальных закупках используют счет на ЭТП или переводят деньги на счет заказчика. 

Обеспечение контракта 

Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение контракта, в каком размере и каким способом (деньгами или банковской гарантией). Все условия он прописывает в своем Положении о закупке. 

Стоимость участия 

В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП. Например, участники платят абонентскую плату или комиссию платит только победитель закупки. В бумажных закупках, как правило, не берут плату за участие. 

Возможность изменения, расторжения контракта

44-ФЗ

Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или прописать в контракте возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя. 

223-ФЗ

Заказчик прописывает все условия в своем Положении о закупках. 

Можно ли обжаловать действия заказчика?

44-ФЗ

Жаловаться можно, в законе прописан алгоритм действий. Заявление подается в письменном или электронном виде в территориальное отделение ФАС. Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение.

223-ФЗ

Можно жаловаться в ФАС, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупках. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней. А жалобы на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/67-44-or-223

Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ таблица – всё наглядно!

Закупки 44 223 фз
Redone Полезные статьи о госзакупках 04 мая 2017

Закупочная деятельность в нашей стране регламентируется двумя основными законами – 44-ФЗ и 223-ФЗ. Для того чтобы разобраться что к чему, поставщикам и заказчикам нужно четко ориентироваться в их различиях и понимать в чем разница.

1. Основное отличие и идея 44-ФЗ и 223-ФЗ
Данный закон регулирует все моменты в сфере государственных закупок – каких-то недомолвок и пробелов здесь не допускается. Нарушение порядка процедур влечет за собой отмену закупки и наложение штрафных санкций на заказчика. Поставщик, в свою очередь, может быть уверен, что все заказчики будут действовать исключительно в определенных законом рамках.Данный закон определяет только основную идею и принципы проведения закупок. Все детали и порядок процедур заказчиком прописывается в Положении. Они, в свою очередь, могут существенно отличаться друг от друга, поэтому поставщикам каждый раз приходится адаптироваться к новым условиям проведения закупки.
2. Общие положения
Кто является заказчиком
В рамках 44-ФЗ заказчиками выступают:- государственные и муниципальные бюджетные учреждения;- унитарные предприятия за исключением тех, которые на правительственном уровне признаны особо значимыми.Действие 223-ФЗ распространяется на следующих заказчиков:

  • организации, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%;
  • организации, деятельность которых относится к регулируемым видам (электроснабжение, водоснабжение и так далее);
  • организации, являющиеся субъектами естественных монополий (РЖД, Ростелеком и так далее)
  • унитарные предприятия, признанные государственно важными, также осуществляющие закупки за счет безвозмездных грантов;
Способы закупок
Федеральным законом №44 регламентировано довольно большое количество закупок:

  • конкурсы: открытый, двухэтапный, с ограниченным участием (статьи 48, 57 и 56 соответственно);
  • электронный аукцион (статья 59);
  • запрос предложений (статья 83);
  • запрос котировок (статья 72);
  • закупка у единственного поставщика (статья 93);
  • закрытые способы проведения закупок (статьи 84-92).
223-ФЗ, в соответствии с частью 3 статьи 3, предусматривает только два обязательных вида закупок:Однако в положении каждый заказчик может определять регламент для любых других способов закупок.
Электронные площадки
Закупки в рамках 44-ФЗ осуществляются на шести определенных законом электронных торговых площадках:

  • www.roseltorg.ru (ОАО “ЕЭТП”);
  • www.sberbank-ast.ru (ЗАО “Сбербанк-АСТ”);
  • www.etp-ets.ru (АО “Электронные торговые системы”);
  • www.etp.zakazrf.ru (ГУП “Агентство по заказу РТ”);
  • www.rts-tender.ru (ООО “РТС-тендер”).
  • www.auction-house.ru (АО «Российский аукционный дом»)
Заказчик вправе сам выбирать площадку, на которой он будет осуществлять закупки. В настоящее время их число отследить сложно, оно постоянно меняется, но всегда превышает 200 штук.
3. Информационное обеспечение закупок:положение и закупках, планирование, извещение, документация, правила и сроки подачи заявок
Положение о закупках
Не предусмотрено.Разрабатывается каждым заказчиком и размещается в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru.
Планирование закупок
44-ФЗ предусматривает два этапа планирования:- составление плана закупок сроком на 3 года;- составление плана-графика сроком на один год.Оба документа размещаются в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru. Их сроки размещения, а также правила оформления определяются соответствующими постановлениями.223-ФЗ предусматривает формирование единственного документа – плана закупок сроком на один год. Отдельный документ, срок действия которого составляет от 5 до 7 лет, составляется заказчиками для закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств. Правила оформления планов закупок по 223-ФЗ и сроки их размещения регламентируются соответствующими постановлениями.
Сроки размещение и содержание извещения
44-ФЗ строго определяет сроки размещения извещения для каждого способа закупок. Так, например, для открытого конкурса, двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием он составляет не менее 20 дней, для запроса предложений – не менее 5 дней и так далее.извещение также строго регламентируется нормами закона.Единственный способ, для которого размещение извещения не предусмотрено – НЕКОТОРЫЕ виды закупок у единственного поставщика.Сроки размещения извещений установлены исключительно для аукционов и конкурсов – они составляют не менее 20 дней. В остальных случаях временные интервалы определяются заказчиком самостоятельно, информация о них прописывается в Положении.Информация, которая должна содержаться в извещении о закупке, определена частью 8 статьи 4. Заказчик вправе вносить дополнительные сведения, определенные Положением.
Место размещения извещения
Извещение размещается в ЕИС и на выбранной (из указанного выше перечня) электронной торговой площадке.Извещение размещается в ЕИС и на любой электронной торговой площадке.
Внесение изменений в извещение и отмена закупки
Изменения в установленные законом сроки, можно вносить в любые извещения, за исключением извещений о проведении запроса предложений и закупки у единственного поставщика.Отменять закупки также можно в установленные законом сроки за исключением указанных выше двух случаев.Сроки внесения изменений закон регламентирует только для аукционов и конкурсов. В остальных случаях они определяются Положение и закупках.Сроки отмены закупок также определяются каждым заказчиком индивидуально и прописываются в Положении.
документации
Информация, которая должна содержаться в документации для каждого вида закупок Федеральным законом №44 определяется индивидуально. Пространства для импровизации у заказчиков нет.Информация, которая должна содержаться в документации, определяется частью 10 статьи 8 и Положением и закупке
4. Особые условия в рамах Федеральных законов
Обеспечение исполнения заявки/контракта
Для аукционов и конкурсов устанавливается в обязательном порядке. В остальных случаях – это право, а не обязанность заказчика.Обеспечение может быть предоставлено в двух формах: путем перечисления денежных средств или банковской гарантией (за исключением электронного аукциона, где предусмотрены только наличные). Выбор способа всегда остается за поставщиком.Необходимость внесения обеспечения всегда остается на усмотрение заказчика. Способы обеспечения могут быть различными и определяются в Положении о закупках.
Антидемпинговые меры
Применение антидемпинговых мер предусмотрено статьей 37Антидемпинговые меры законом не предусмотрены, однако каждый заказчик вправе обозначить их в Положении о закупках
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта
Осуществляется в обязательном порядке одним из предусмотренных статьей 22 методов: сопоставимых рыночных цен, нормативным, тарифным, затратным или проектно-сметным.Не осуществляется в обязательном порядке.
Закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций
Для всех заказчиков должны составлять не менее 15% от общего годового объема закупокНорма составляет не менее 10% и применяется только к тем заказчикам, годовой объем закупок которых составляет более 2 миллиардов рублей.
5. Вопросы, касающиеся заключения, исполнения контрактов
Заключение и изменение контракта
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением и документацией. Его изменение предусматривается только в установленных законом случаях и касается преимущественно несущественных условий.Заказчик вправе по своему усмотрению вносить изменения в договор/контракт и менять практически все – от цены и сроков до несущественных условий. Пределы изменений устанавливаются в Положении о закупках индивидуально каждым заказчиком

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/124-otlichiya-44-fz-i-223-fz-tablitsa

Отличие 44 ФЗ от 223 ФЗ в 2020 году

Закупки 44 223 фз

Многих интересует вопрос, чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ как основные законы, регулирующие тендерные процедуры.

Ниже вы можете ознакомиться с таблицей, в которой приведен анализ некоторых сходных черт, а также в чем заключается разница между двумя законами о закупках – 44 ФЗ и 223 ФЗ в 2020 году.

  44-ФЗ  223-ФЗ
                                                                                  Для чего нужны данные законы
  – Чтобы регулировать проведение закупок с целью         обеспечения
государственных и муниципальных нужд (прежде всего,    речь идет о расходовании бюджетных средств)  – Также для закупок услуг по проведению обязательного аудита согласно ч. 4 ст. 5 Закона 307-ФЗ
Для осуществления закупочной деятельности корпоративными
(коммерческими) заказчиками
                                                Какие организации являются заказчиками (организаторами
закупок)
  – Государственные заказчики

(государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, орган управления

государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение)

– Муниципальные заказчики

(муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение)

– Бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия (в определенных законом
случаях)

– Заказчики, указанные в законе 223-ФЗ, в случае отсутствия Положения о закупке

– Гос. корпорации, гос. компании, публично-правовые компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономные учреждения, а также хозяйственные общества, в уставном

капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%- Дочки и внучки указанных выше организаций

– Бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия (в определенных законом
случаях: за счет грантов, в качестве исполнителя по контракту, за счет собственных средств)

– Федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых определяется Правительством РФ

Принцип действияРегламентирует непосредственно или принимаемыми в соответствии с ним
дополнительными правовыми актами все аспекты осуществления закупочной деятельности заказчиков.Носит рамочный характер, регламентирует только некоторые нюансы закупочной деятельности, большинство вопросов заказчики детализируют самостоятельно в своем Положении о закупке (локальном правовом акте, являющемся основным документом, определяющем правила закупок конкретной

организации).Для бюджетных, автономных учреждений и унитарных предприятий могут утверждаться типовые положения о закупке.

Кто может участвовать в тендерах– Любое юридическое лицо, за исключением офшорных компаний

– Любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (ИП).

Для участия необходимо пройти регистрацию в ЕРУЗ (едином реестре участников закупок в ЕИС).

Закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого предпринимательства (МП) и социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО), должны осуществлять все заказчики для выполнения

установленного законом норматива.

Отчет по итогам года составляется и размещается в Единой информационной системе (ЕИС) всеми заказчиками.

Требования к участникам, которые заказчик вправе установить, определены законом 44-ФЗ.

– Любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала- Любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том

числе ИП или несколько ИП, выступающих на стороне одного участника закупки.

Для участия необходимо пройти аккредитацию на ЭТП (электронной площадке).

Для участия в закупках, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства
(МСП), необходимо пройти регистрацию в ЕРУЗ.

Закупки, участниками которых могут быть только субъекты МСП, должны и вправе осуществлять только конкретные
заказчики, критерии которых установлены в ПП РФ 1352.

Отчет о таких закупках размещают по итогам года только данные конкретные заказчики.

Возможные требования к участникам заказчики устанавливают самостоятельно в Положении о закупке. В
документации можно указывать только те требования, которые предусмотрены Положением.

Способы закупочных процедурКонкурентные способы:

– конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс,
закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс).

Победителем в конкурсе является участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта по установленным в документации критериям – ценовым и неценовым (качество товара, квалификация участника). Заявки на участие

принимаются минимум 15 рабочих дней.

– аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион).

В аукционе побеждает тот, кто предложит наименьшую цену контракта при условии соответствия установленным
требованиям.

В большинстве случаев срок закупки составляет минимум 7 дней.

– запрос котировок (упрощенный аналог аукциона, побеждает участник с наименьшей предложенной ценой).
Минимальный срок проведения закупки составляет 5 рабочих дней.

– запрос предложений (упрощенный вариант конкурса, применяется очень ограниченно, например, после одностороннего расторжения контракта или признания несостоявшимся повторного конкурса). Срок проведения

закупки составляет не менее 5 дней.

Все закупки по 44 ФЗ могут проводиться в настоящее время только в электронной форме на электронных
площадках, перечень которых утверждается Правительством РФ.

Выбор способа определяется исключительно законом 44-ФЗ.

Неконкурентный способ:

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), то есть напрямую у определенной организации.

Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у ЕП, установлен законом (напр. коммунальные
услуги, расходы, связанные с командировками сотрудников, аренда помещений и земельных участков).

Конкурентные способы:

– торги (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый

запрос предложений);

Минимальные сроки стандартных закупок (в которых могут участвовать любые лица) по 223 ФЗ по некоторым
способам отличаются от сроков, установленных 44 ФЗ, а по некоторым являются идентичными:

конкурс и аукцион – 15 дней,

запрос котировок – 5 рабочих дней,

запрос предложений – 7 рабочих дней.

– иные способы, установленные положением о закупке и соответствующие требованиям к конкурентным процедурам.

Могут проводиться как в электронной, так и в бумажной форме, если это предусмотрено Положением.

В электронной форме должны закупаться товары, работы, услуги, перечень которых определен ПП РФ 616.

Выбор способа для конкретной закупки заказчик осуществляет самостоятельно в соответствии с Положением о
закупке.

Электронные процедуры могут проводиться на любой электронной площадке, кроме закупок, участниками которых
являются только субъекты МСП (такие закупки проводятся на площадках, используемых заказчиками по 44-ФЗ).

Неконкурентные способы:

– закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

– иные, установленные Положением.

Случаи закупок у ЕП каждый заказчик определяет для себя в Положении о закупке.

Определение начальной цены контракта / договораНачальная (максимальная) цена контракта (то есть цена, с которой размещается закупка и которая снижается участниками в процессе тендера) должна определяться заказчиками с помощью применения определенных методов (чаще всего путем сбора и сравнения коммерческих предложений

нескольких потенциальных поставщиков).

Заказчики не должны объяснять, каким образом была сформирована
начальная цена. Но обычно ее определению также предшествует сбор коммерческих предложений.Заключение и изменение контракта / договораТребования контракта определено 44-ФЗ (например, обязательно должны прописываться меры ответственности для заказчика и поставщика за нарушения контракта, устанавливаются порядок и сроки оплаты товаров, работ, услуг и т.д.).Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, кроме определенных в законе

случаев.

Договор заключается в соответствии с Положением о закупке и ГК РФ.

Допускается изменений любых условий договора, в том числе срока его исполнения.

Национальный режимСтатья 14 закона содержит обширный список НПА, устанавливающих запрет,
ограничения или условия допуска иностранных товаров, работ, услуг.ПП РФ 925 установлен приоритет российских товаров, работ, услуг.

Для установления приоритета заказчики должны предусмотреть соответствующие нюансы в Положении о закупке.

Требования к образованию сотрудников заказчикаРаботники контрактной службы, контрактный управляющий заказчика должны
иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.Заказчики не должны создавать контрактную службу или иметь контрактного
управляющего.Специалисты, занимающиеся проведением закупок, не обязаны иметь какое-либо специальное образование.Ответственность за нарушения законодательстваСт. 7.29 – 7.32.1 КоАП РФ

Предусмотрена ответственность за любые возможные нарушения законодательства о закупках.

Ст. 7.32.3 КоАП РФ

Предусмотрена ответственность за очень небольшое число нарушений и только непосредственно закона 223-ФЗ.

Ответственности за нарушение собственного Положения о закупке на сегодняшний день нет.

Обжалование закупокОсуществляется в соответствии со ст. 105 Закона 44-ФЗ.Осуществляется в соответствии со ст. 18.1 Закона 135-ФЗ «О защите
конкуренции».

Таким образом, на основании приведенной таблицы можно сделать вывод, что 44-ФЗ и 223-ФЗ имеют как определенные сходства, прежде всего, за счет постепенной унификации закона 223-ФЗ, так и существенные отличия.

Основная разница заключается в том, что закон 44-ФЗ регулируют полностью весь закупочный процесс заказчиков, не оставляя им каких-либо возможностей для собственных пожеланий, что обеспечивает неплохую защиту интересов участников тендеров. Кроме того, за малейшие нарушения заказчики и их сотрудники рискуют быть привлеченными к довольно существенной материальной ответственности.

Закон 223-ФЗ является на сегодняшний день весьма лояльным к заказчикам, позволяя им проводить закупки таким образом, каким удобно прежде всего им самим, благодаря разработке собственного Положения о закупке, а также небольшому числу и размеру штрафных санкций.

В результате участие в таких закупках является достаточно сложным, так как участникам приходится каждый раз не только изучать Положение конкретного заказчика, но и соглашаться на определенные «правила игры» в виде порядка проведения процедур, требований к участникам, к составу заявок и т.д.

© Все права защищены.
“Международный консалтинг в сфере закупок”, 2014 – 2020 г.

Источник: https://zakupki223.net/otlichie-44-fz-ot-223-fz-v-2020-godu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.