Замечание

Замечание как дисциплинарное взыскание: особенности применения, правила оформления, образец приказа

Замечание

Замечание является наиболее легкой формой дисциплинарного взыскания работника, которая чаще всего применяется к сотрудникам за нарушение трудовой дисциплины.

Что такое замечание работнику

Согласно ст. 192 Трудового кодекса, за совершение дисциплинарного проступка к работнику можно применить такие формы ответственности, как выговор, замечание или увольнение.  Взыскание в виде замечания на практике применяется достаточно часто.

Взыскание в виде замечания является наименее серьезной мерой ответственности, которая применяется к сотрудникам за совершенный проступок.

Замечание практикуется за такие негрубые нарушения, как небольшое опоздание или несоблюдение установленного дресс-кода.

Но при первичном нарушении трудовой дисциплины работодатель может ограничиться обычным устным предупреждением и не привлекать работника к взысканию в виде замечания.

Так как, согласно ч. 5 ст. 192 Трудового кодекса, при привлечении к дисциплинарной ответственности работодатель должен учесть все обстоятельства происшествия при назначении наказания, то взыскание в виде замечания позволит работодателю избежать сложностей при обосновании выбранной им формы. Тогда как при применении взыскания в виде выговора или замечания к нему могут возникнуть вопросы.

Согласно положениям ст. 193 Трудового кодекса, за один дисциплинарный проступок к работнику применяется одно взыскание.

По ст. 192 ТК работодатель может применить взыскание при неисполнении или ненадлежащем исполнении работником возложенных на него дисциплинарных взысканий. Данные обязанности должны найти документальное закрепление в трудовом договоре, должностной инструкции или локальным нормативно-правовым актом. При этом на основании ст. 68 ТК работник должен ознакомиться с приказом под подпись.

Получается, что если работодатель не ознакомил работника с документами, закрепляющими должностными обязанности, то работник освобождается от ответственности за их неисполнение.

Порядок оформления

При оформлении замечания работодателю следует придерживаться следующего алгоритма действий.

Этап 1. Работодателю становится известно о совершении проступка.

Информация о совершении работником проступка может поступить от непосредственного руководителя в форме докладной или служебной записки, акта или решения комиссии по результатам расследования происшествия. С этого дня начинают отсчитываться сроки для вынесения замечания.

Согласно ст. 193 ТК, у работодателя будет 1 месяц со дня обнаружения проступка, то есть со дня поступления к руководителю докладной записки или рапорта. Согласно п. 34 Постановления Пленума ВС от 2004 года №2, указанный месячный срок может быть продлен на период временной нетрудоспособности работника, а также нахождения его в отпуске (например, оплачиваемом, учебном, дополнительном и пр.). При этом если работник отсутствовал на работе по какой-либо иной причине, то сроки не подлежат продлению.

Объявить замечание за пределами указанных сроков работодатель не вправе. Также он не имеет права на привлечение сотрудника к ответственности, если со дня проступка прошло уже более полугода.

Этап 2. Запрашивается объяснительная записка от работника.

По требованиям Трудового кодекса запрос объяснений от работника является обязательным условием для наложения на него взыскания.

Этап 3. Рассматриваются обстоятельства происшествия, изложенные в объяснительной.

На предоставление объяснений у работника есть два рабочих дня по ст. 193 ТК. Эти сроки начинают отсчитываться со следующего дня за поступлением соответствующих требований от работодателя.

Сокращение указанных двухдневных сроков является нарушением прав сотрудника и может стать основанием для аннулирования дисциплинарного взыскания.

В частности, есть соответствующая судебная практика по данному вопросу.

Если работник не предоставил письменных объяснений проступку, то это не помешает работодателю привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности по ст. 193 ТК. Также если по результатам проступка работодателю причинен ущерб, то работника параллельно допускается привлечь к материальной ответственности по ст. 192, 248 ТК.

В дальнейшем действия работодателя будут зависеть от того, предоставил ли работник объяснительную.

Если этот документ поступил, и работник указал в нем уважительную причину своего проступка, то работодатель может отказаться от привлечения его к ответственности.

Но в случае если доводы покажутся неубедительными, руководитель может перейти к вынесению приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Если работник не предоставил объяснения, составляется акт в произвольной форме о непредоставлении объяснений в положенные сроки, а только потом готовится приказ.

Этап 4. Оформляется приказ о применении взыскания в виде замечания.

Приказ оформляется в свободной форме.

В нем приводится описание нарушения, совершенного работником, со ссылками на конкретные положения трудового договора, должностные инструкции и иные документы, в которых закреплены соответствующие обязанности работника, неисполненные им или ненадлежащим образом исполненные. Далее указывается на то, что сотрудника привлекают к ответственности в форме замечания и приводится перечень оснований, которые являются основаниями для издания приказа.

Образец приказа о применении замечания как дисциплинарного взыскания можно посмотреть здесь.

Приказ подписывается руководителем или иным лицом, который обладает соответствующими полномочиями.

Этап 5. Сведения из приказа доводят до привлекаемого к ответственности лица под подпись. Согласно ч. 6 ст. 193 ТК, сроки для предоставления сотруднику приказа составляют 3 рабочих дня после его подписания. Если работник отказался знакомиться с приказом о вынесении ему замечания, нужно составить акт об отказе в ознакомлении с приказом.

Сотрудника следует ознакомить с приказом о привлечении к ответственности, чтобы у него была возможность обжаловать его в установленные законом сроки.

Сведения о наложенном на работника дисциплинарном взыскании в виде замечания не вносится в трудовую книжку. В ст. 66 ТК прямо запрещено внесение данных сведений в трудовую книжку.

По желанию работодателя сведения о взыскании можно пописать в личной карточке сотрудника.

Срок действия

После того как приказ об ответственности в виде замечания был вынесен, он будет действовать в течение года. Эти сроки прямо указаны в Трудовом кодексе в ст. 194.

После того как календарный год истек, замечание автоматически аннулируется, и сотрудник считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Но сотрудник вправе обжаловать наложение на него взыскания, обратившись в комиссию по рассмотрению трудовых споров или трудовую инспекцию. В особо сложных случаях работник может подать заявление в суд.

Досрочное снятие взыскание в виде замечания

Трудовое законодательство закрепляет право на досрочное снятие дисциплинарного взыскания в виде замечания с работника. Работодатель может по своей инициативе снять  дисциплинарное взыскание досрочно через издание соответствующего приказа.

Также о досрочном снятии взыскания с работника могут ходатайствовать:

  1. Сам сотрудник, на которого оно было наложено.
  2. Его непосредственный руководитель.
  3. Представители профсоюзной организации.

Ходатайство составляется в свободной форме и может содержать указания на обстоятельства, которые обуславливают целесообразность досрочного прекращения действия замечания: например, сотрудник добросовестно исполняет свои трудовые обязанности, более не нарушал дисциплину, ответственно исполняет приказы руководства и выполняет поставленные плановые показатели.

Удовлетворение поданной на имя работодателя просьбы является его правом, а не обязанностью.

Последствия для работника

Трудовой кодекс не содержит указания на то, какими должны быть последствия замечания для сотрудников. На практике дисциплинарное взыскание может негативно отразиться на размере заработка работников. Так, урезать ему оклад работодатель не вправе. Но в положении об оплате труда может быть предусмотрено лишение сотрудников с действующими взысканиями стимулирующих выплат, например, премии.

Работодатель не вправе штрафовать сотрудника за совершение дисциплинарного проступка на основании вынесенного замечания. Если из зарплаты работника был удержан дисциплинарный штраф, то при обжаловании взыскания работодатель должен выплатить все удержанные суммы работнику вместе с компенсацией за просрочку в выплате зарплаты по ст. 236 ТК.

Также если трудовая инспекция выявит факт применения к работнику, помимо дисциплинарного взыскания, штрафа, то работодателю может грозить административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Для организации штраф по указанной статье составляет 30-50 тыс. р., для руководителя компании – 1-5 тыс. р.

Если работник был подвергнут взысканию в виде замечания, а в течение года совершил повторный проступок и подвергся новому дисциплинарному взысканию, то работодатель может уволить его на законных основаниях по п. 5 ст. 81 Трудового кодекса.

Таким образом, дисциплинарное взыскание в виде замечания оформляется через издание приказа руководителем. В этом документе необходимо описать ситуацию, которая сопровождается ссылками на положения трудового договора или локальных актов предприятия, которые устанавливают обязанности работника.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/trudovoe/otvetstvennost/zamecanie.html

Замечание как дисциплинарное взыскание: образец оформления, порядок обжалования

Замечание

Статья 192 ТК РФ посвящена подробному объяснению такого явления, как дисциплинарные взыскания, одним из образцов которых является замечание. После замечаний для сотрудников наступает целый ряд негативных последствий. В то же время данная форма наказаний относится к наиболее мягким.

Трудовые взыскания: какие разновидности существуют?

Разновидности дисциплинарных взысканий

В упомянутой выше статье ТК РФ показаны вообще все виды взысканий, которые могут применяться к работнику со стороны руководителя.

Всего выделяют две основные группы подобных наказаний:

  1. Основные. Они подробно перечисляются по тексту ТК РФ.
  2. Специальные. Их описание присутствует в конкретных нормативных положениях.

Замечания, выговоры и увольнение – основные виды наказаний, введённые официально на территории РФ. Их степень бывает разной, в зависимости от тяжести проступка.

Виды взысканий, порядок их наложения 

Следующие виды наказаний могут применяться к любым сотрудникам, если в специальных и дополнительных нормативных актах отсутствуют другие правила.

Особенности замечаний

Это одно из самых популярных наказаний, применяемых руководителями на практике. Но законодательство чётко не определяет, за какие проступки можно применять замечания. Сам работодатель должен выбирать, в каком случае применяется та или иная схема.

Замечания обычно используются для нарушений лёгкой степени. Например, при которых соблюдаются следующие условия:

  • совершаются первый раз;
  • причиняют незначительный ущерб;
  • относятся к незначительным нарушениям трудовой дисциплины.

Пример подобных проступков – опоздания на работу.

Любое решение по поводу замечания требует документального оформления. Но перед этим нужно потребовать, чтобы нарушитель сам составил объяснительную. Документ должен быть предоставлен максимум спустя два дня после того, как выставлено требование.

Для работника последствия замечания остаются практически не замеченными. Информация о подобных взысканиях не заносится в личные карточки или трудовые книжки.

У самого наказания отсутствуют какие-либо негативные серьёзные последствия личного характера. Но подобное решение может стать отличным предупреждением. Наказание может стать более серьёзным, если за следующий год сотрудник совершит ещё один проступок.

В ТК РФ нет описания устных замечаний как отдельных видов наказаний. Существуют только замечания, требующие оформления в виде соответствующего приказа.

Приказ руководителя даётся сотруднику, чтобы последний поставил свою подпись. Потому считать замечания «устными» никак нельзя.

Как быть с выговорами?

Основания объявления выговора

Такая мера наказания имеет «промежуточный характер». Она строже по сравнению с замечаниями, но мягче увольнений.

Замечания могут служить обычными предупреждениями. А выговор – последняя мера перед тем как сотрудника решают уволить.

Выговоры объявляются при появлении следующих обстоятельств:

  1. На протяжении года поведение сотрудника уже приводило к применению взысканий.
  2. Произошло нарушение правил средней тяжести.
  3. Проступок связан с материальным ущербом, размер которого не очень большой.

Но вынесение выговора не требует наличия уже одного взыскания на счету у сотрудника. Выговоры можно применять, даже если раньше дисциплинарные взыскания на гражданина не распространялись.

Прогул – пример проступка, за который применяют выговор. Прогул также можно назвать достаточным основанием для применения увольнений. Но практически подобные схемы используются редко.

У выговоров и замечаний мало отличий друг от друга. Последствия у наказания отсутствуют, записи не заносятся в трудовую книжку. Но наличие уже одного-двух выговоров ведёт к тому, что увольнение будет сложно оспорить.

Суд с большой вероятностью встанет на сторону руководителя. При наличии одних лишь замечаний возможностей для оспаривания больше.

В случае оформления выговора сотруднику также требуется предоставить объяснительную. Только после этого руководство переходит к следующим этапам документального оформления.

Положения действующего законодательства не содержат понятие «строгого выговора». Раньше оно присутствовало, но было отменено начиная с 2012 года. Часто руководители вводят строгие выговоры в качестве дисциплинарных взысканий, но опираются на внутренние нормативные акты, принятые в той или иной компании.

Это незаконные действия, при применении которых имеется право обжаловать их в судебном порядке.

Данный вид взыскания может быть применён, если ссылка на него присутствует в нормативных положениях федерального значения. Это единственное исключение из общего правила. Обычно такая мера распространена среди государственных служащих.

Одновременное наложение взыскания и отказ от премии: допустимость

За один проступок можно накладывать только одно взыскание дисциплинарного характера. Потому многие сталкиваются со спорными ситуациями на практике. Могут ли руководители по факту наказывать сотрудников два раза?

Такое вполне допустимо, подобное поведение не противоречит действующим законам. Ведь оставление подчинённых без премии не считается взысканием дисциплинарного типа.

Сами премии – дополнительные поощрения для сотрудников, отлично справляющихся со своими обязанностями. Денежные поощрения не за что перечислять, если работа не выполняется, да ещё и нарушается трудовая дисциплина.

О сроках наложения взысканий

Дисциплинарные взыскания: срок наложения и действия

Можно применить взыскание на протяжении одного месяца после:

  • вступления в силу решения самого руководителя либо документа, оформленного судебной инстанцией;
  • выявления нарушений непосредственными руководителями отделений.

В этот месячный период не включаются отпуска или больничные. То же касается времени, необходимого для изучения вопроса со стороны представительного органа работников.

Общее правило гласит, что взыскания нельзя применять, если со времени проступка прошло полгода и более. Ограничение в размере 2 лет накладывается на ситуации с аудиторскими проверками, ревизиями, изучением результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Источник: https://naimtruda.com/otnoshen/discipl/punish/zamechanie-kak-distsiplinarnoe-vzyskanie-obrazets.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.