Запас земля

Содержание

Земли запаса: описание, состав и правовой режим в 2020 году

Запас земля
Время чтения: 5 минут

Земельные участки в РФ могут применяться для промышленных, сельскохозяйственных, социальных целей. В зависимости от этого все участки поделены на несколько категорий.

Значительную площадь занимают земли запаса. Эти участки – своего рода резерв для федеральной или местной власти, который можно отвести под разные цели в зависимости от потребности.

Для этого нужно пройти определенные процедуры.

Характеристика земель запаса

Приступая к изучению вопроса, обсудим статус и предназначение таких территорий. В первую очередь нужно выяснить, что такое земли запаса.

Согласно Земельному кодексу РФ, существуют следующие виды земель:

В соответствии со ст. 103 ЗК РФ, к последней категории относятся территории, принадлежащие государственным или муниципальным органам власти, кроме земель для сельскохозяйственных целей. То есть это все земли, которые не относятся ни к одному из предыдущих видов и не могут использоваться.

Стоит также упомянуть, что значит неиспользуемые земли. Такой статус определенные участки получают из-за того, что у земель запаса отсутствует целевое назначение. А, согласно законодательству, использовать любую территорию можно лишь в соответствии с ее целевым назначением.

Как следует из ст. 103 ЗК РФ, запрещено передавать такие участки арендаторам или новым собственникам без перевода наделов в другую категорию.

Земли запаса предоставляются на правах пользования для осуществления некоторых видов деятельности: например, на них можно проводить геодезические, кадастровые и другие работы по исследованию местности (ч.2 ст.103 ЗК РФ). Однако поскольку эксплуатация будет сопровождаться значительным влиянием на участок, законодательно предусмотрена необходимость перевода территории в иную категорию.

Что может быть отнесено к территориям запаса

К землям запаса относятся земли, которые:

  • не востребованы и являются частью сельскохозяйственных угодий;
  • изъяты у собственников по решению суда за нарушения законодательства;
  • выкуплены у частных собственников;
  • утратили правообладателя в связи с отказом собственника;
  • отошли государству по завещанию;
  • были предоставлены в срочное пользование, по истечении срока;
  • непригодны к использованию в силу своего качества: загрязненные, зараженные и так далее.

Данный перечень не является исчерпывающим. Особое место в нем занимают земли запаса в муниципальной собственности.

К ним часто относят участки, которые никем не освоены или перешли к местным властям из-за прекращения прав граждан на них.

Это часто происходит, когда муниципалитет выкупает земли у граждан для использования в будущем или получает в собственность территорию, которую никто не унаследовал.

Использование местных территорий запаса возможно, но оно будет специфичным.

Так, разрешенное использование земли запаса предусматривает выпас скота или охоту, но воздвигать капитальные сооружения или выращивать сельскохозяйственные культуры запрещено.

Чаще всего такие участки, находящиеся в собственности местных властей, просто не успели перевести в иную категорию или в силу своих характеристик они вообще не пригодны к какому-либо использованию.

Правовое положение земель запаса

Земли запаса находятся в собственности государства или местных властей, что является одним из основных признаков данного вида территорий. Это не значит, что они бесхозны и забыты: такие участки находятся на особом учете. В кадастровой документации указана вся экономическая и правовая информация, а закон защищает их от любых действий, на которые отсутствует согласие органов власти.

Подобные территории нельзя выделять физическим или юридическим лицам.

Использование земель запаса допускается после перевода в другую категорию и определения их целевого назначения.

Это обеспечивает их сохранность, ведь существуют разные требования к эксплуатации территорий и способы защиты от повреждения участков, применяемых в определенных видах деятельности.

Например, использование под постройку промышленных объектов предполагает одни мероприятия по защите земель, а осуществление сельскохозяйственной деятельности – другие.

Бесхозные территории, информация о которых не содержится в государственном кадастре недвижимости, не могут стать землями запаса. Только после того как отсутствие собственника отразится в соответствующих решениях местных властей, а земли сдадут муниципалитету, их можно относить к различным категориям.

Изменение категории земель

Если земли запаса находятся в собственности государства или муниципалитета продолжительное время, это значит, что найти им максимально эффективное применение не получается.

Однако все может быстро поменяться. Например, в крупных населенных пунктах часто не хватает места для постройки жилых домов, в связи с чем приходится увеличивать городскую площадь, чтобы вместить жителей и объекты инфраструктуры.

Процесс изменения категории земель занимает много времени. Потребуется немало исследований, экспертиз и согласований прежде чем власти примут решение о необходимости определения целевого назначения территории.

Один из важнейших документов в этом процессе – заключение государственной экологической инспекции РФ, допускающее смену категории земли и гарантирующее отсутствие негативных последствий этого решения.

Окончательное решение принимает муниципалитет или орган федеральной власти, в ведении которого находится участок.

Рекомендуем более детально ознакомиться с тем, какие существуют категории земель в РФ.

Возможные категории

Земли запаса можно перевести не в любую категорию, а лишь в одну из перечисленных ниже:

  1. Территории сельскохозяйственного назначения. На таких участках можно не только вести сельское хозяйство, но и строить дороги, коммуникации и здания, которые будут обеспечивать эту деятельность.
  2. Наделы населенных пунктов. Территория предоставляется для застройки жилыми и инфраструктурными объектами.
  3. Земли промышленности. Участки находятся за пределами населенных пунктов и применяются для строительства производственных зданий и сооружений, промышленной деятельности.
  4. Участки лесного и водного фонда.
  5. Охраняемые территории. Это особо важные объекты, имеющие высокую культурную или экономическую ценность. Примеры таких территорий – заповедники и заказники Российской Федерации.

Перевод земель в другую категорию

Для отнесения участка к иной категории заявитель должен подать ходатайство. В нем следует указать:

  • кадастровый номер участка;
  • нынешнюю и желаемую категорию участка;
  • причину запроса.

К заявлению о присвоении территории новой категории следует приложить документы, удостоверяющие личность заявителя, а также:

Ответственность за незаконную эксплуатацию

За незаконное использование любых территорий, в том числе относящихся к категории запаса, в законодательстве предусмотрено несколько видов ответственности.

  1. Финансовая. Нарушитель возмещает весь материальный ущерб, причиненный его действиями.
  2. Административная – за самовольное занятие земли предусмотрен штраф (ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях).
  3. В соответствии с положениями ст. 76 Земельного кодекса РФ, самовольно занятые участки подлежат возврату собственникам без возмещения затрат за время незаконного пользования.
  4. Согласно ст. 254 Уголовного кодекса РФ, предусмотрена ответственность за интоксикацию или засорение грунтовых почв.

Мероприятия по охране земель

Охрана участков запаса – это комплекс действий, направленных на сохранение качества земель, повышение их продуктивности и плодородности. К мероприятиям по охране территорий можно отнести:

  • защиту земель от эрозии, подтопления, заболачивания и другого негативного воздействия природного характера;
  • действия по сохранению почв и их плодородности;
  • защиту сельхозугодий от зарастания сорными растениями;
  • ликвидацию последствий загрязнения, в том числе техногенного характера;
  • разработку законодательных актов в сфере охраны земель.

Для этого создаются федеральные, региональные и местные программы, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по обеспечению сохранности участков с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности охранных мероприятий проводится с учетом экологической экспертизы, санитарно-гигиенических и иных законодательных требований.

Подробная информация содержится «Правовая охрана земель».

Основные проблемы перераспределения участков

Россия занимает огромную площадь, а управление таким большим количеством территорий сопровождается проблемами в сфере перераспределения земель. К основным трудностям можно отнести:

  1. Бюрократизацию и длительный срок смены категории территории. Это приводит к задержке развития земель и даже может создавать препятствия для реализации национальных проектов.
  2. Обременение сервитутами участков, для которых запланировано изменение целевого назначения.
  3. Отсутствие надлежащим образом оформленной документации на землю или ее утеря.
  4. Невозможность перевести территорию в другую категорию из-за ее состояния: загрязнения, эрозии и так далее.

Выводы

Земли запаса – своеобразный резерв территорий местной или общегосударственной власти. Пока участки находятся в этом статусе, их использование запрещено законом. Чтобы приступить к эксплуатации, сначала нужно изменить целевое назначение.

Хотя этот процесс достаточно продолжителен, он позволяет убедиться, что территорию можно использовать в планируемых целях.

Граждане, начавшие использовать земли запаса без перевода в другие категории, будут нести ответственность, вплоть до уголовной.

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/zemli-zapasa.html

Земли запаса

Запас земля
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Земельное право » Категории земель » Земли запаса

К землям запаса относятся земли, которые находятся в собственности государства или муниципалитета и не предоставляются в пользование гражданам и юридическим лицам, кроме отдельных участков, находящихся в фонде по перераспределению земель.

Понятие земель запаса четко определено в действующем Земельном кодексе РФ. Согласно данному нормативно-правовому акту к подобной категории относятся земли, которые находятся в собственности государства или отдельных муниципальных органов.

Земли запаса ни в коем случае не должны быть предоставлены в пользование гражданам и юридическим лицам, кроме отдельных участков, находящихся в фонде по перераспределению земель. Подобный фонд, в который входят земли запаса, формируется в соответствии с нормами земельного законодательства. Фонд формируется из участков, которые относятся к категории сельскохозяйственного назначения.

Соответственно, состав земель запаса представлен следующими участками:

  • земли, не находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;
  • земли, состоящие в специальном фонде.

В свою очередь, в земли запаса, которые составляют фонд, входят земельные участки, приобретенные государством, отдельными субъектами государства и муниципальными органами на основаниях, установленных законодательством.

Исключение составляют только участки, которые перешли в собственность Российской Федерации путем проведения процедуры изъятия.

Земли запаса могут быть использованы для удовлетворения следующих целей государства:

  • чтобы обеспечить сельскохозяйственное производство;
  • чтобы создавать и впоследствии расширять фермерские и крестьянские хозяйства;
  • чтобы вести на участках подсобное хозяйство;
  • чтобы вести садоводство;
  • чтобы вести животноводство;
  • для сенокоса;
  • чтобы выпасти скот.

Нужна помощь юриста по земельным делам?

Правовой режим запаса. Правила осуществления перевода земель запаса в иную категорию земель, а также последующее использование таких земель

Использование, выделение и оценка земель запаса осуществляется на основании нормативно-правовых актов федерального уровня, в частности, соответствующего закона и Земельного кодекса России.

На законодательном уровне отдельно определены особенности правового регулирования перевода земель запаса из целевой категории в другую.

Перевод земельный участков в другую категорию допускается только в отдельных исключительных случаях, которые устанавливаются на уровне федерального или регионального законодательства. В соответствии с федеральным законодательством к данным исключительным случаям относятся следующие:

  • необходимость проведения консервации земель;
  • необходимость в создании особых охраняемых территорий. В соответствии с данным отнесением требуется перевод земель в природоохранное, историко-культурное или рекреационное назначение;
  • необходимость установления или изменения установленных границ существующих населенных пунктов;
  • при необходимости разместить на данных землях объекты промышленности, если их кадастровая стоимость не превышает установленный средний уровень;
  • при необходимости перевести земли сельскохозяйственного назначения с непригодной почвой в земли иной категории, к примеру, в земли лесного фонда;
  • при необходимости осуществить строительство дорог, линий коммуникаций, которые требуются для нормальной жизнедеятельности проживающих в данном районе граждан и землепользователей.
  • чтобы обеспечить государственные нужды, направленные на установление и поддержание обороны государства;
  • при необходимости разместить на участке объекты социально-культурного и бытового значения;
  • для добычи полезных ископаемых;

Отдельно стоит отметить, что перевод земель из одной категории в другую допускается, при этом кадастровая стоимость данного объекта недвижимости повышается на один уровень.

Незаконное использование земель запаса

В Земельном кодексе России незаконное использование земель запаса урегулировано общими положениями о нарушениях прав на пользование участками. В частности, к незаконному использованию земель, могут относиться следующие виды нарушений:

  • самовольное занятие участков;
  • уничтожение расположенных на участках знаков;
  • пользование недрами, расположенными под землей, без получения на это специальной лицензии;
  • самовольная застройка участка;
  • повреждение объектов водоснабжения;
  • повреждение прудов, озер и рек, располагающихся на участке;
  • незаконная добыча янтаря на участке;

Правила охраны земель запаса

Участок земли, вне зависимости от того, в какую целевую категорию он входит, всегда охраняется государством. Все нормативно-правовые акты рассматривают землю в качестве основы для нормальной жизнедеятельности граждан, проживающих на определенной территории.

При использовании земель в обязательном порядке должны соблюдаться следующие условия:

  • требуется обеспечивать сохранение экологического состояния участка;
  • требуется обеспечивать и следить за способностью земли быть средством производства;
  • требуется использовать участка в производственной и любой другой хозяйственной деятельности.

На законодательном уровне выделяется определенные цели, в соответствии с которыми на территории Российской Федерации осуществляется охрана земель запаса:

  • предотвращение деградации и загрязнения земель;
  • предотвращение любого другого негативного воздействия на участок;
  • улучшение состояния участка;
  • восстановление участка.

Чтобы обеспечить охрану земель, каждый собственник участка должен выполнять следующие виды работ:

  • обеспечивать охрану почвы;
  • обеспечивать защиту почвы от водной или ветровой эрозии;
  • обеспечить защиту участка от зарастания деревьями и сорными травами;
  • при необходимости ликвидировать все загрязнения;
  • сохранять мелиорацию земель;
  • проводить рекультивацию земель;
  • обеспечивать сохранение уровня плодородия почв.

Чтобы оценить состояние земель, на законодательном уровне устанавливаются определенные нормативы.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/zemli-zapasa.html

Земли запаса – что это такое, порядок использования и смены категории

Запас земля

Все земли на территории РФ распределены по категориям. Одна из них называется «земли запаса». Разберемся в статье, что такое земли запаса, каков и правовой режим использования и как изменить эту категорию на другую.

В соответствии со ст. 103 ЗК РФ, земли запаса принадлежат государству или муниципалитету. Эти территории не передавались в частную собственность. Исключение – перераспределенные земельные участки.

Правовой режим земель запаса

Вопросы использования и распределения земель запаса регулируются Земельным кодексом РФ, ФЗ № 172 «О переводе земель из одной категории в другую» и нормативными актами субъектов федерации.

Территории, принадлежащие к землям запаса, запрещено использовать до момента изменения категории. Дело в том, что они не имеют целевого назначения и, можно сказать, находятся в резерве.

Земли запаса не являются частью участков, принадлежащих к другой категории. В ряде случаев они могут быть исключены из другой группы земель.

Земли запаса нельзя считать бесхозными. Такие участки всегда принадлежат государству или муниципалитету и прошли процедуру постановки на кадастровый учет. Они не могут предоставляться в пользование физических лиц или организаций до изменения категории.

Помимо земель запаса, есть похожая категория – законсервированные земли. Можно подумать, что эти группы аналогичны. Однако в отличие от земель запаса законсервированные участки не могут быть предоставлены в пользование. Они требуются для обеспечения экологической безопасности страны или служат другим целям.

Земельный участки из запаса часто включаются в различные фонды и в дальнейшем передаются гражданам в пользование на правах долгосрочной аренды с целью создания крестьянско-фермерских хозяйств. Также допускается выкуп территорий в рамках проведения торгов.

Неиспользуемые земли запаса

К этому подвиду земель запаса относятся участки, которые никогда не были предоставлены в пользование частных лиц или организаций. Целевое назначение и вид разрешенного использования таких земель не определены. Довольно часто в неиспользуемые участки входят земли, которыми не пользовались ранее по причине их непригодности или утраты полезных свойств.

Целевое назначение неиспользуемых земель запаса устанавливается исходя из природных и хозяйственных особенностей. Перевод в другую категорию возможен только в случае его рациональности.

Однако не все участки, выбывшие из хозяйственного оборота, можно отнести к неиспользуемым. К примеру, если земли были изъяты по причине загрязнения, они могут быть включены в другую категорию хозяйственного использования.

Все участки, изъятые у частных собственникам по каким-либо причинам, автоматически перераспределяются в земли запаса. При этом изъятие должно происходить на законных основаниях в соответствии с действующими нормативными актами. Право собственности на таких территории утрачивается.

Правила использования земель запаса

Итак, земли запаса относятся к особой категории, и их эксплуатация имеет определенны правила. Без перевода в другую категорию допускается использование таких территорий, если:

  • объекты, размещенные на участке, находятся в свободном доступе для людей (к примеру, водоем, лес и т.д.);
  • участок используется для охоты или прогона скота без остановки на нем;
  • сбор сухих насаждений без организации их вырубки, если их использование не направлено на получение прибыли.

Иных случаев для использования земель запаса без перевода их в другую категорию не предусмотрено. Порядок изменения регулируется законодательно.

Изменение категории и вида разрешенного использования

Наиболее частая причина для начала процесса изменения вида разрешенного использования участка из запаса – освобождение места для строительства в тех случаях, когда имеющейся территории населенных пунктов недостаточно. Переводом участка в другую категорию занимаются опытные юристы.

Разрешение на изменение категории выдается в муниципалитете или органах государственной власти. Нужно понимать, что в результате смены категории земле будет присвоено конкретное целевое назначение, при нарушении которого наступят штрафные санкции.

Земли запаса могут быть переведены в одну из следующих категорий:

  • сельскохозяйственные – предназначены для сельскохозяйственных нужд;
  • населенные пункты – используются для застройки жилыми и вспомогательными объектами;
  • промышленные – находятся за пределами населенных пунктов и используются промышленными предприятиями для целей производства и строительства производственных объектов;
  • охраняемые территории – наиболее значимые земельные участки, имеющие особую ценность;
  • лесной и водный фонд.

Для изменения категории необходимо подготовить документы и оформить ходатайство о намерении перевода участка для последующей передачи в муниципалитет. В заявлении необходимо указать:

  • данные заявителя;
  • идентификационную информацию о земельном участке – адрес местоположения, площадь, кадастровый номер и т.д.;
  • существующую категорию;
  • желаемую категорию;
  • причину необходимости перевода.

К заявлению прикладываются:

  • общегражданский паспорт для физических лиц и учредительные документы для организаций;
  • выписка из ЕГРН с информацией о текущей категории, к которой принадлежит надел, а также о том, что он никому не принадлежит;
  • заключение экологической экспертизы.

Документы рассматриваются в течение 30-ти дней. Заявителю могут отказать по обоснованным причинам. В случае отрицательного решения отказ должен быть оформлен в письменной форме.

Причины для отказа могут быть следующими:

  1. Заявитель не имеет права на подачу ходатайства в отношении земли.
  2. Поданные документы не соответствуют нормам действующего законодательства.

Если отказ не обоснован или заявитель с ним не согласен, он может обжаловать его в судебном порядке.

При принятии положительного решения заявитель получит на руки соответствующий акт о присвоении категории. В нем также будет прописана причина для такой корректировки и сведения о земельном участке.

С полученным актом необходимо обратиться в Росреестр или территориальное МФЦ по месту расположения земельного участка для внесения измененных данных в реестр. Регистрация изменений осуществляется в течение 5-7 рабочих дней. После этого нужно повторно явиться в учреждение и получить обновленную выписку из ЕГРН.

При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.

Теперь вы знаете, что такое земли запаса. При грамотном подходе профессионального юриста такие участки могут быть переведены в другую категорию и использоваться по предполагаемому назначению и приносить пользу владельцу и государству.

Источник: https://estatelegal.ru/zemelnoe-pravo/voprosy-po-zemle/zemli-zapasa/

Что означает земли запаса?

Запас земля

Среди категорий земель, есть понятные для всех значения.

Мы знаем, для чего нужны земли сельскохозяйственного назначения, а также земли поселений, на которых можно вести стройку жилых объектов для проживания людей.

Но многие не знают, что такое земли запаса, и как присвоить им другую категорию земель.

Земли запаса

Согласно нормативно-правовому акту действующего Земельного кодекса Российской Федерации к землям запаса относятся участки, которые значатся в собственности государства или муниципальных органов. Они находятся в резерве и не принадлежат юридическим или физическим лицам.

Чтобы использовать участки по назначению, следует присвоить им статус, такой как земля промышленности или земля сельскохозяйственного назначения. Категория земли запаса означает, что участок еще не отнесен к какой-либо категории.

Основные крупные территории, на которых расположены земли запаса, сосредоточены на малоосвоенных участках Сибири и Дальнего Востока. То есть, это пустующие земли, выделенные государством, как резерв. Небольшие участки имеются также во многих городах России.

Что значит неиспользуемые земли запаса? Некоторые участки получают такой статус из-за отсутствия целевого назначения земель. В соответствии с законом, использовать земельный участок можно только с целевым назначением.

К землям запаса относятся земли, которые:

  • отошли государству по завещанию;
  • выкуплены у собственников или перешли в результате прекращения прав и отказа владельца;
  • изъяты за нарушения законодательства по решению суда;
  • являются сельскохозяйственными угодьями и не востребованы по своему назначению;
  • непригодны к использованию из-за заражения или загрязнения.

Категорию наделам присваивают, когда их нужно использовать для развития отраслей экономики. Выделяют земли для ведения хозяйства юридическим и физическим лицам.

Условия, чтобы определить земли запаса:

  1. Участок не имеет зарегистрированных владельцев (юридических или физических лиц).
  2. По документам земля принадлежат государственным или муниципальным управлениям.
  3. До присвоения категории землей запаса нельзя пользоваться.

На законодательном уровне установлен порядок перевода такого участка из резерва в категорию, чтобы ее можно было использовать в дальнейшем.

Неоформленная земля запаса может использоваться для проведения геодезических работ по исследованию местности, а также кадастровых, изыскательных или поисковых работ (ч.2 ст.103 ЗК РФ).

Чтобы участку была присвоена категория, нужен Акт о присвоении участку категории земель. Статус присваивается после инвентаризации земель запаса, согласно Положению закона.

Категории присвоения

Согласно ст. 103 ЗК РФ, такие наделы запрещено передавать новым собственникам или арендаторам без перевода в другую категорию.

Использование неиспользуемых территорий предусматривает охоту или выпас скота, но выращивать сельскохозяйственные культуры или воздвигать строения запрещено. Для этого необходимо произвести перевод земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с законодательством, резервные участки могут быть переведены в такие категории:

  1. Наделы населенных пунктов, предназначенные для строительства жилых объектов.
  2. Территории, предназначенные для ведения сельского хозяйства, расширения фермерского хозяйства, ведения садоводства и животноводства, а также для сенокоса и выпаса скота. На них могут быть расположены водные объекты, лесные насаждения, коммуникации, хозяйственные дороги, постройки для хранения сельхозпродукции.
  3. Земли промышленности. Находятся обычно за поселениями. Перевод земель запаса в земли промышленности используется предприятиями для строительства производственных объектов и ведения промышленной деятельности.
  4. Земли водного и лесного фонда.
  5. Охраняемые территории специального назначения, имеющие природную ценность (заповедники).

Окончательное решение о присвоении категории выносится органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Изменение категории

Земли запаса находятся в собственности государства на особом учете. Если в государственном кадастре нет информации о бесхозных территориях, то они не являются землями запаса. Если резервные участки находятся в собственности государства долгое время, то это означает, что к ним не получилось применить эффективное применение.

Если обнаруживается отсутствие собственника, территории отдают муниципалитету, после чего им причисляют одну из категорий. Вся правовая и экономическая информация указана в кадастровой документации.

Перевод земли в другую категорию допускается в исключительных случаях на уровне регионального или федерального законодательства. Сюда относится:

  • необходимость консервации земель;
  • необходимость изменения или установления границ населенных пунктов;
  • создание охраняемых территорий, имеющих историко-культурное и природоохранное значение;
  • размещение объектов социально-культурного значения;
  • добыча полезных ископаемых;
  • размещение объектов промышленности;
  • строительство дорог и коммуникаций, необходимых для жизни граждан, проживающих в районе;
  • перевод земли с непригодной почвой сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда;
  • для нужд государства, направленных на поддержание обороны страны.

В некоторых случаях возникает потребность в изменении категории земель. Распространенной причиной является нехватка места для строительства жилых объектов в крупных городах, поэтому участки под застройку домов перемещают в окрестности с пустующими землями запаса.

Можно ли строить на землях запаса? Многие инвесторы видят в землях запаса свободную площадь под застройку, которая зачастую расположена в пригороде.

Землю можно переоформить или купить по более низкой стоимости, чем территорию под жилую застройку. Однако процесс перевода земель запаса в другую категорию является длительным и непростым, с массой тонкостей и нюансов.

Когда у земель запаса изменяется категория, то им нужно присвоить новое целевое назначение. Этим могут заниматься только опытные юристы, разбирающиеся в правовом режиме, во всех тонкостях законодательства и досконально изучившие, как взять в аренду земли запаса, и как ее переоформить.

В этом процессе одним из главных документов является заключение государственной экологической инспекции Российской Федерации, которая допускает смену категории земельных участков и гарантирует отсутствие негативных последствий.

Прежде чем муниципалитет примет решение о целевом назначении земли, понадобится проведение множества экспертиз и исследований.

Окончательное решение остается за органом федеральной власти или муниципалитета, в ведении которого находится земля запаса. Оценка участков и разрешенное использование земель запаса производится на основании нормативных, правовых актов и Земельного кодекса России.

Документы

Перед подготовкой документации для перевода земли запаса в иную категорию, необходимо сначала составить ходатайство для муниципального или государственного управления о намерении заинтересованного лица поменять категорию.

В ходатайстве необходимо указать:

  • нынешнюю категорию и ту, в которую лицо желает перевести участок;
  • кадастровый номер земельного участка;
  • причины перевода в другую категорию земли.

Кроме ходатайства, необходимо предоставить:

  • документы, подтверждающие личность заявителя;
  • заявление о присвоении земли новой категории;
  • выписку из гос. реестра о том, что территория никому не принадлежит;
  • выписку из кадастра земель, что участок числится в категории земель запаса;
  • заключение экологической экспертизы.

В рассмотрении заявления может быть отказано, если предоставленные документы не соответствуют установленным правилам и нормам.

В таком случае соответствующими органами готовится акт об отказе. При его получении заявителю вернут ходатайство обратно в течение 30 дней, но его можно обжаловать через суд.

Если по этому вопросу было принято положительное решение, то готовится акт о присвоении категории, который заявитель обязан получить не позднее 2 недель после вынесения решения.

В нем прописываются следующие сведения:

  • границы участка, его кадастровый номер и площадь;
  • причины смены категории;
  • старая и новая категория участка.

После получения акта для внесения изменений о земельном участке необходимо обратиться в органы кадастра.

Незаконное использование

Незаконное использование резервных участков запаса прописано в Земельном кодексе РФ. Нарушения, связанные с незаконным использованием земель:

  • самовольное занятие земли и застройка участка;
  • пользование недрами под землей и незаконная добыча полезных ископаемых без получения лицензии;
  • уничтожение знаков, расположенных на земле запаса;
  • повреждение объектов водоснабжения, рек, озер и прудов на участке.

За незаконную эксплуатацию территорий в категории запаса и других категорий предусмотрено несколько видов ответственности:

  1. Административная. Самовольно занятые территории подлежат возврату собственнику, согласно ст. 76 Земельного кодекса РФ и грозит нарушителю штрафом (ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях).
  2. Финансовая. Если нарушитель причинил вред земельному участку, то он обязан возместить материальный ущерб.
  3. За засорение грунтовых почв или интоксикацию земли предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 254 УК РФ.

Охрана земель

Любые участки земли в разных целевых категориях всегда охраняются государством, которым были разработаны местные, региональные и федеральные программы с комплексом действий по охране земель запаса, направленные на сохранение качества земель.

К таким мероприятиям относятся:

  • действия по сохранности почв и плодородности;
  • защита территории от подтопления, эрозии или иных негативных природных воздействий;
  • предотвращение загрязнения и деградации земель;
  • ликвидация последствий загрязнения;
  • защита сельскохозяйственных угодий от сорных растений;
  • восстановление и улучшение состояния участков;
  • разработка законодательных актов в сфере земельной охраны.

Эффективность охранных мероприятий и оценка состояния территорий проводится с учетом санитарно-гигиенических требований и экологической экспертизы.

При использовании земель для нормальной жизнедеятельности граждан должно соблюдаться обеспечение сохранности экологического состояния земли, использование земли в хозяйственной или производственной деятельности человека и прослеживание за способностью участка быть средством производства.

Для охраны участка земель, все собственники обязаны обеспечивать:

  • охрану почвы и сохранение ее уровня плодородия;
  • защиту территории от зарастания сорными травами и деревьями;
  • защиту почвы от воды или ветра.

При необходимости владелец должен проводить рекультивацию земель, сохранять мелиорацию и ликвидировать возникшие загрязнения. Для оценки состояния земель установлены определенные нормативы на законодательном уровне.

Кто должен тушить пожары на землях запаса? Согласно положениям в ст. 83 Федерального закона № 200-ФЗ, полномочия по тушению пожаров на землях запаса возлагаются на органы государственной власти РФ и должны самостоятельно ими реализовываться.

Средства на полномочия предоставляются из федерального бюджета в виде субвенций. Порядок расходования средств устанавливается Правительством РФ.

В 2021 году пока не предусмотрена ответственность для собственников земли запаса и владельцев сельхозугодий, которые располагаются на этих территориях.

Однако в Госдуму был внесен законопроект, чтобы обязать собственников участков сельскохозяйственного назначения тушить лесные пожары.

Проблема зарастания земель сорняками, кустарниками и деревьями приводит к возгораниям, а владельцы территорий не предпринимают никаких мер по их удалению. За нарушение правил пожарной безопасности им может в будущем грозить административный штраф.

Когда допускается использование земель запаса?

Запас земля

Далеко не все земли, которые есть у государства, могут использоваться юридическими или физическими лицами в своих интересах.

Большинство тех земель, которые можно увидеть вокруг населенных пунктов, относится к особой категории ресурса, именуемой землями запаса.

Однако эти земли также могут быть использованы, если в этом возникла необходимость. Как именно это можно осуществить?

Законодательное регулирование

Так как земли запаса представляют собой особую категорию земельных участков, регулирование их режима использования осуществляется на законодательном уровне тоже по-особому.

Вопрос регулирования правоотношений, связанных с использованием земли, в том числе земель, относящихся к категории земель запаса, осуществляется с помощью Земельного Кодекса Российской Федерации.

Говоря более подробно о том, как именно происходит регулирование этой сферы правоотношения, следует отметить, что подробная регламентация осуществляется с помощью статьи 103 указанного нормативного акта.

Еще одной нормой, которая должна использоваться при регулировании вопроса использования земель запаса, будет являться статья 80 Земельного кодекса Российской Федерации. Эта статья формулирует основные правила формирования фонда перераспределения земель, составленных из земель запаса.

Если говорить о том, как должен производиться перевод земель запаса в любую другую категорию, здесь распространяют свое действие федеральный закон “О переводе земель или земельного участка из одной категории в другую”.

Кроме того, использование земель запаса может регулироваться также и региональным законодательством, если такая возможность предусмотрена на федеральном уровне. В этом случае будет действовать основное правило, согласно которому, в том случае, если использование регионального законодательства будет происходить, такие нормы права не должны противоречить федеральным нормативно-правовым актам.

Что такое земли запаса и какие виды существуют

Статья 103 Земельного Кодекса Российской Федерации дает конкретное определение, что можно считать землями запаса.

Формирование земель запаса происходит из участков, которые были специально выведены из оборота. К этой категории земель будут относиться:

  • Сельскохозяйственные земли, использование которых временно не может осуществляться из-за снижения их плодородия.
  • Кроме того, сюда будут относиться и такие сельскохозяйственные угодья, эксплуатация которых не планируется ввиду отсутствия необходимости в этом (например, в конкретном регионе нет необходимости использовать резервные площади для возделывания сельскохозяйственных культур, так как получаемого урожая вполне хватает и для обеспечения внутренних нужд, и для поставки в другие регионы России).
  • Земли лесного фонда, а также участки, покрытые древесно-кустарниковой растительностью, использование которых либо на данный момент не представляется возможным, либо они находятся в резерве для последующего строительства необходимых для региона крупных объектов промышленности или инженерных сооружений.
  • Земли, на которых находятся естественные водоемы, в использовании которых нет необходимости ввиду их непригодности для иных вариантов эксплуатации, кроме рекреационных.

В целом же, земли запаса могут подразделяться на три основных вида по степени подчиненности ресурса одному из уровней собственности:

  • Федеральные земли (если на них расположены объекты недвижимости федерального значения, а также такие участки, на которых расположены приватизированные объекты недвижимости, которые до прохождения процедуры приватизации находились в федеральной собственности);
  • Земли субъектов Российской Федерации (к ним относятся такие участки, которые были включены в территориальные границы муниципальных образований, находящихся на территории этого субъекта, или включенные в границы непосредственно субъекта, а также те земли, на которых находится недвижимость, принадлежавшая до приватизации субъекту Российской Федерации);
  • Земли муниципальных образований (в эту категорию включаются все остальные территории, не имеющие разделения на федеральный и региональный уровни).

Использование этих земель может производиться только в том случае, если в этом возникла крайняя необходимость, а участки были переведены в другую категорию земель в соответствии с положениями действующего законодательства с учетом возможных целей его использования.

Порядок использования земель запаса

Как уже говорилось выше, использование земель запаса может осуществляться как с переводом в другую категорию, так и без такового.

Если речь идет об использовании без перевода, то в этом случае осуществление эксплуатации этого ресурса возможно только в трех перечисленных случаях. В остальных придётся переводить земли в другие категории в соответствии с целями их возможного использования.

Перевод земель запаса в другие целевые категории возможен только в исключительных случаях, установленных на уровне федерального законодательства. К таким исключительным случаям будут относиться:

  • Необходимость создания территорий с особым режимом эксплуатации и охраны (например, природные парки или заповедники);
  • Необходимость изменения существующих территориальных границ субъектов Федерации или муниципальных образований, а также выделения новых административных образований;
  • Потребность в осуществлении консервации имеющихся земель ввиду их износа (например, снижения плодородия существующих сельскохозяйственных площадей);
  • Необходимость возведения объектов инженерной инфраструктуры, социально-культурного и бытового назначения (строительство дорог, ресурсоснабжающих предприятий, например, водозаборов, школ или больниц и т.д.);
  • Обеспечение безопасности государства и его границ (строительство новой военной части или комплекса оборонительных сооружений вблизи границ государства);
  • Разработка новых месторождений полезных ископаемых с последующей организацией их добычи.

Порядок перевода земель из категории земель запаса в любую другую определяется Федеральным законом “О переводе земель или земельного участка из одной категории в другую”. В рамках этого закона подробно регламентирован алгоритм осуществления такой процедуры:

  • Первым этапом будет подача соответствующего прошения, именуемого в законе ходатайством, об изменении категории земель. Уровень подачи такого ходатайства определяется уровнем принадлежности земельного участка государству, субъекту или муниципальному образованию (если участок принадлежит государству – прошение подается в Правительство РФ, если субъекту – в исполнительный орган на региональном уровне, муниципальному образованию – в ответственный орган на муниципальном уровне);
  • На втором этапе необходимо подготовить все требуемые документы для подтверждения правомерности просьбы о переводе участка из одной категории в другую (кадастровые документы, а также документы, подтверждающие возможность использования участка в конкретных целях);
  • На третьем этапе, после проведённой проверки, осуществляется вынесение соответствующего постановления о разрешении перевода земли из категории запаса в заявленную или о невозможности такого действия.

В том случае, если перевод был разрешён, решение оформляется соответствующим Постановлением уполномоченного органа с обязательным закреплением новой категории во всех правоустанавливающих документах на участок.

Земли, принадлежащие к категории земель запаса, являются особым объектом в сфере земельных правоотношений, так как до своего перевода в другую категорию не могут эксплуатироваться, а также не могут быть переданы в собственность физическим или юридическим лицам. Однако, если процедура перевода в другую категорию осуществлена, участок может использоваться в зависимости от его нового целевого назначения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/ispolzovania-zemel-zapasa.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.